С. А. Локтев
Функционально-структурная парадигма организации производственного менеджмента
Новый подход к организации производственной деятельности в российских условиях предполагает использование современных принципов, и методов к управлению субъектом хозяйствования .
Система взглядов на управление экономикой в переходный период составляет новую парадигму управления, одним из положений которой является переход от концепции структурно-функционального менеджмента к концепции бизнес-процессов с включением в них внешних участников (поставщиков, потребителей, кредиторов и т. д.) [1-3].
Данный поход рассматривается в первую очередь с позиций таких научных дисциплин, как теория систем, кибернетика, синергетика, теория организации. Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т.е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и определяется как система.
Система - комплекс взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых необходим для достижения цели. «Основными содержательными признаками системы являются:
1 Система состоит из множества различных неоднородных ресурсов.
2 Эти ресурсы совместимы - у них есть как минимум одно общее свойство - условия становления отношений.
3 Системе присуща целостность (автономность, выделенность). Она отлична от других систем индивидуальным множеством ресурсов, целью и поведением.
4 Эволюция отдельных элементов системы и в целом всей системы не нарушает целостности системы» [4, с. 29] .
Остановимся на понятии «производственная система» (ПС) . Она рассматривается как «...целенаправленное упорядоченное взаимодействие структурированных организационными отношениями оптимально развивающихся вещественных, энергетических и информационных ресурсов, обеспечивающее устойчивое и надежное производство специфических благ в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды» [4 с. 29].
Любая система, в том числе производственная, немыслима без организации, поэтому в ее
основу должны быть положены принципы и критерии организации, к которым относятся цель, автономность, взаимодействие. Критерии организации - упорядоченность, стабильность, надежность, оптимизационность, адаптивность, эволюционность. Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов. Теорию организаций не следует отождествлять с теорией организации, поскольку она является составным элементом последней.
Категория «организация», в нашем понимании, в максимальной степени соответствует тому ее структурному представлению, которое приведено в работе «Организационный инжиниринг» [1, с. 20] (см. рис. 1) . Данное понимание заключается в следующем. Организация - это:
" определенный процесс упорядочения, целенаправленного движения от беспорядка (хаоса) к порядку, повышения степени упорядоченности структурных компонентов и связей (отношений) системы;
" процесс прогрессивного развития, его восходящая стадия жизненного цикла;
" системное свойство (цель), обеспечивающее взаимодействие между элементами, которое подчиняет их движение определенным закономерностям;
" процесс преобразования от низших форм порядка к его высшим формам;
" характеристика состояния системы, ее функционально-структурное описание.
Понятие «организация» является ключевой составляющей производственной системы и ее организационного развития. Если рассматривать организацию ПС как процесс упорядочения, то в ней необходимо выделить следующие ключевые компоненты:
1) структуру - организационную, юридическую, финансовую и т.д.;
2) бизнес-процессы (как способ реализации функций системы) ;
3 систему менеджмента (механизмы, регулирующие бизнес-процессы в организации, и способы взаимодействия структурных элементов) - приемы внутрифирменного планирования и контроля, мотивации, управления каче-ствоми т.д.
Рис. 1. Декомпозиция «организации» в сфере производственно-хозяйственной деятельности
Дадим краткую характеристику компонент организационной модели.
1 Структура:
1 функциональная: дерево функций - состав, иерархия и взаимосвязанное взаимодействие функций;
1 организационная: линейная, матричная, централизованная, децентрализованная и т.д.
1 распределение функциональных обязанностей между организационными звеньями, области полномочий и ответственности, цепочка подчинения, принципы и взаимодействия внутри организации;
1 финансовая: выделение центров учета и их статуса (центры дохода, затрат, прибыли и инвестиций);
1 юридическая: выбор организационно-правовой формы и установление отношений собственности и контроля.
2 система менеджмента - политика, философия, модели, правила, процедуры, критерии, на основе которых поддерживается динамическая устойчивость заданной организации, системы бизнес-процессов:
1 процедуры планирования и контроля;
1 политика финансирования;
1 система мотивации;
1 внутреннее ценообразование;
1 критерии оценки эффективности деятельности;
1 способы координации и т.д.
Для развития производственной системы необходима ее постоянная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, следовательно, компоненты организационной модели должны обладать свойством реагирования и реорганизации.
Основоположниками современного подхода к реорганизации корпораций являются М. Хаммер и Дж. Чампи. Авторы рассматривают проблему организации и управления предприятием на основе бизнес-процессов (рис. 2) .
Рис. 2. Управление организацией на основе бизнесс-процессов
При рассмотрении производственной системы первичным является анализ ее функций (бизнес-процессов как способов реализации функций) , которые в основном определяют структуру системы и взаимодействие ее элементов. При изменении структуры и условий выполнения бизнес-процессов изменяются требования к управленческим системам, и это ведет к их модернизации.
Использование преимуществ компьютерной технологии управления изменениями и людьми, необходимых для повышения эффективности функционирования производственной системы, отражено в исследованиях М. Робсона и Ф. Уллаха, М. Хаммера и Д. Чампи, Е.Г. Ой-хмана и Н.В. Попова [5-7] .
В указанных работах довольно подробно анализируются элементы взаимодействующих характеристик трудовых процессов ПС, но недостаточно полно раскрывается сам механизм взаимодействия . Последнее не позволяет осуществить синтез характеристик, т.е. дать в итоге комплексное описание решения задач формирования бизнес-процессов. В большинстве работ отечественных авторов по данной проблеме [7-8] рассматривается лишь западный опыт организации и совершенствования бизнес-процессов.
Как показывает опыт, на российских предприятиях доминирует структурно-функциональный подход к организации производственной деятельности, которому присущи, с точки зрения современной парадигмы управления, следующие принципиальные недостатки:
1 сложность координации функциональных подразделений;
1 существенная вероятность конкуренции между функциональными подразделениями;
1 излишняя специализации и узость управленческого мышления. Указанный подход ориентирован на исполнителей, а не на творческих личностей;
1 основная ответственность за эффективность возложена на главу исполнительной власти;
1 узкофункциональная близорукость, свойственная данной структуре, препятствует инновационной деятельности, что в современных условиях является главным фактором выживания предприятия на рынке.
Есть другой подход, когда ПС рассматривается как система бизнес-процессов, которую можно представить динамической моделью взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых имеет собственные входы и выходы (см. рис. 3) .
Рис. 3. Модель производственной системы на основе безнес-процессов
Внешние входы и выходы ПС, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессы первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать бизнес-процессы второго, третьего и иных порядков, потоки работ в которых должны обеспечивать бизнес-процессы первого порядка (основные). Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений (рис. 4) .
...БПІ.... БПп
Б Б
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА
Информационный
интегратор бизнес- * ЛПР
шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Под клиентом понимается не только потребитель, им может быть и другой процесс» [7, с. 16].
Все процессы в организации делятся на внешние и внутренние. Внешние процессы выходят за рамки предприятия, например процессы «снабжение», «сбыт». Внутренние процессы осуществляются в рамках предприятия, например, процесс «производство».
Т. Давенпорт под процессом понимает «специфически упорядоченную совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов» [7, с. 17] .
С позиций кибернетики бизнес-процесс представлен следующим образом (рис. 5) .
X
I А >
с.
Преобразователь У
Т (X), с, +дс 1
с 2
Обратная связь
Рис. 4. Информационные технологии управления в системе бизнес-процессов
«Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления, - утверждает В.И. Приходько. -Концепция управления бизнес-процессами в меньшей степени поддается формализации, чем рациональная бюрократия. Смысл управления бизнес-процессами заключается в эффективной реакции на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от стереотипов» [3, с. 9].
Перейдем непосредственно к рассмотрению основных понятий концепции управления предприятием на основе бизнес-процессов. Ключевым здесь является термин «бизнес-процесс». «Бизнес-процесс - это множество внутренних
Рис. 5. Общая модель бизнес-процесса
Здесь Х =(х1,х2,„.х1„.хт) - вектор входных: материальных, трудовых, энергетических, информационных ресурсов; У = (у1,у2,..у\..уп) - вектор выходных ресурсов: товаров и услуг предприятия, информации; С1 - стоимостная характеристика вектора входных ресурсов; С2 - стоимостная характеристика вектора выходных параметров; ДС - добавленная стоимость, затраты функционального преобразования У вектора Х в вектор У.
Вектор У есть функция преобразования ресурсов Х, которая записывается так:
У = У (х). 1)
Таким образом, под бизнес-процессом будем понимать преобразование входных ресурсов X путем воздействия У, с целью получения выхода У для удовлетворения потребностей конечных потребителей производственной системы и (или) других бизнес-процессов.
Логику построения бизнес-процесса рассмотрим с позиций функционально-структурного подхода (ФСП).
«Сущность ФСП заключается в том, что объект анализа описывается и совершенствуется не в своей конкретной материальной форме, а как комплекс функций, которые он вы-
У
и
Задача 1
Задача 2
Задача п
полняет или должен выполнять» [1, с. 76] .
Стоимостный анализ породил целый спектр методов, основанных на функциональном подходе. Это стоимостные:
" инжиниринг;
" администрирование;
" проектирование.
В той или иной мере эти методы могут быть использованы при проектировании функционально-организационной структуры ПС на основе бизнес-процессов. Построение бизнес-процесса начинается с его декомпозиции на определенные функции, которые являются основными организационными элементами бизнес-процесса. Организация в нашем случае понимается как процесс целенаправленного упорядочения функций в рамках бизнес-процесса.
Существенным недостатком различных методик ФСА является неоднозначность понимания и трактовки такого ключевого для ФСА понятия, как «функция». Диапазон применяемых определений понятия «функция» очень широк: от определения Л. Майлса - «функция все то, что ожидает от данного изделия потребитель и за что он согласен пойти на расходы, связанные с этим», до понимания функции как «качественно определяемого аспекта потребительного свойства» или «проявления свойства в заданной системе отношений», а также отождествления ее с «действием» [1, с. 77] . С.Е. Хачатуров под функцией понимает «действие, вызываемое отношениями в производственной системе» [4, с. 97] .
Для описания функций системы применяют следующие категории: 1) функция как «назначение»; 2) функция как «действие»; 3) функция как «свойство»; 4) функция как «отношение».
Действие (Б) характеризует движение, изменение состояний или проявление свойств объекта Е в действительности. Например, переход из одного целостного состояния в другое, эстетическое воздействие на человека и т.д.
Свойство С (Н) ПС - это внутренне присущая или приданная объекту способность проявить сторону С при определенных условиях взаимосвязи и взаимодействия Н. Сторона С переходит при этом из существующей потенциально (возможность) в существующую актуально (действительность).
Цель действия (Е) - ожидаемый будущий результат, на достижение которого направлено действие. Результаты или следствия действий (Б) используются для оценки степени достижения цели Е, т.е. характеризуют то, что объект
фактически сделал. В общем виде функцию можно представить следующим образом:
Б = (Б, О, Н) , (2)
где Б - функция бизнес-процесса; Б - указание действия, производимого рассматриваемой технической системой и приводящего к желаемому результату; О - указание объекта (объектов), на который направлено это действие; Н -указание особых условий и ограничений, при которых выполняется действие.
Информационный интегратор бизнес-процессов
Анализ
бизнес-
процессов
Экспертная
Подсистема управления (принятие решний)
БП1
«Аналитич еское планирование»
■—
БП2 «- БП3
«Снабжение» «ПоСгот овка 4—
"> произвоСства »
БП4
Прроиводсттв
БП6
«КаСры»
БП5
«Сбы/т,
маркетинг»
*
БП7
«Обеспечение
безопасности»
-і-
УМ
Информационный
поток
Материально-► вещественные потоки
Управленческое
воздействие
Рис. 6. Принципиальная структура ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» на основе бизнес-процессов
Тогда для любого бизнес-процесса функциональный преобразователь можно представить функцией вида (2), т.е.
У1 = Бк, к = 1,К, где Бк - функция, преобразователь вектора ресурсов в выходной вектор продукции, к - номер функции, К - количество функций всего, У1— преобразователь 1-го бизнес-процесса, 1 = 1,2... Ь. Здесь Ь - количество всех бизнес-процессов. Функция Бк в наиболее конструктивной форме описывает условия и технологический процесс преобразования Х в У. Преобразователь У1 фактически представляет собой модель функционального блока, а Бк - сам функциональный блок (набор технологически взаимосвязанных функций).
Технологический процесс есть последовательный набор более детализованных функций, которые описываются в общей форме так же, как и главная функция, т.е. в соответствии с
2).
Тогда Б есть множество подфункций, т.е. применены для формирования структуры ОАО
«Барнаульский пивова ленной на рисунке 6.
р _ ¡1-і 2 р} (3) «Барнаульский пивоваренный завод», представ-
Описанные выше теоретические подходы
Литература
1 Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг: Учебное пособие. М., 1999.
2. Межов И. С., Локтев С. А., Аксенова О. Н., Ме-жов С.И. Аналитическое планирование в структуре производственного менеджмента (Опыт ОАО «Барнаульский пивоваренный завод») : Монография / Под ред. Н.М. Оскорбина. Барнаул, 1999.
3. Приходько В. И. Современная организационная парадигма //Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6 .
4 Хачатуров С.Е. Организация производственных систем (Теоретическое основание организационной науки). Тула, 1996.
51 Робсон М, Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М., 1997.
6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб., 1997.
7. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса : Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., 1997.
8. Меданский В. Г., Иль деминов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Ирикова. М., 1999.