Головцова Ирина Геннадьевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Государственный университет аэрокосмического приборостроения.
ON THE GOAL-SETTING IN QUALITY MANAGEMENT EDUCATION
I.G. Golovtsova
Сonsider innovative approaches to the process of goal-setting in the strategic management of the quality of higher education. Grounded approach to formation of an open goal was the most appropriate mod-to-date requirements to the quality of educational services.
Key words: quality of higher education, strategic quality management.
Golovtsova Irina Gennadyevna, Candidate of Economics, Associate Professor, [email protected], St. Petersburg, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
УДК 332.14
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Е.В. Бельская
Рассматривается возможность построения системы гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с использованием функциональноструктурного моделирования. Определены элементы системы, их взаимосвязь, влияние внешних и внутренних факторов. Установлены необходимые взаимосвязи между отдельными этапами и участниками процесса гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.
Ключевые слова: предприятие, производственная политика, коммерческая политика, гармонизация, экономическая безопасность
Современные условия хозяйствования определяют иной подход не только к формированию, но согласованию производственной и коммерческой политик предприятия, причем отдавая приоритет последней, так как в условиях рыночной экономики основным регулятором производственной деятельности становится рыночный спрос, а следовательно, усиливается важность коммерческой политики, реализуемой предприятием.
Производственная и коммерческая деятельности предприятия, как правило, являются обособленными, со своими целями, задачами и методами реализации, и это приводит к возникновению противоречий, препятствующих достижению основной цели в деятельности предприятия - получению запланированного объема прибыли. В определенной мере этому способствует использование такой известной управленческой технологии, как выделение центров затрат и центров прибыли. Причем центры затрат -
это производственные подразделения предприятия, а центры прибыли -его коммерческие подразделения.
Агрегирования прибыль предприятия представляет собой разность между выручкой и затратами, поэтому цель: увеличения объема выручки в рамках коммерческой политики, и цель - сокращения затрат в рамках производственной политики должны согласовываться с общей целью - увеличения прибыли предприятия.
Методы, используемые для достижения обособленных целей производственной и коммерческой политик, вступают в противоречие друг с другом. Теоретически минимальный уровень затрат обеспечивается массовым производством изделий одного вида, а максимальный уровень выручки - поставкой каждому потребителю продукции, учитывающей его индивидуальные потребности, то есть широким ассортиментом продукции.
Таким образом, достижение цели производственной политики существенно затруднит достижение цели коммерческой политики предприятия. В то же время за счет индивидуальных запросов каждого потребителя существенно увеличит затраты предприятия. Вследствие этого возникает угроза экономической безопасности предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
Для преодоления данного противоречия необходимо достижение гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия, то есть их согласования на более низких уровнях агрегирования целей.
Для моделирования системы гармонизации производственной и коммерческой политики предприятия с учетом экономической безопасности используем методологию ШEFO1 [1], которая предполагает представление системы в виде взаимосвязанных и взаимодействующих блоков, каждый из которых отображает процессы, операции и действия, происходящие в системе.
В методологии IDEF важна цель построения модели.
В формируемой функционально-структурной модели системы управления гармонизации производственной и коммерческой политики предприятия должны быть отражены взаимосвязи производственной и коммерческой деятельности предприятия (в рамках организации и планирования) на основе гармонизации производственной и коммерческой политики с учетом экономической безопасности; определены функции топ-менеджера, отвечающего за производственно-коммерческую деятельность предприятия.
Контекстная диаграмма верхнего уровня модели представлена на рисунке 1, где отражены цель формирования модели, точка зрения (руководство предприятия), а также входные и выходные материальные и информационные потоки.
1 IDEFO (ICAM Definition - Integrated Coraputer Aided Mmufacturing Definition) - методология функционального моделирования систем в рамках программы интегрированной компьютеризации производства
Внеоборотные Человеческие ресурсы
активы
1- вход по управлению 2,3,4,5,6-вход по ресурсам
7,8,9 - выход- результативность функционирования системы
Рис. 1. Контекстная диаграмма верхнего уровня модели системы гармонизации производственно-коммерческой политики промышленного предприятия
Единственный блок контекстной диаграммы верхнего уровня модели представляет собой всю систему гармонизации производственной и коммерческой политики предприятия с учетом экономической безопасности и поэтому имеет обобщающее наименование. Вход по управлению, отражает поступление в систему регламентирующей информации, которая может быть представлена внешними и внутренними (локальными) актами, и наличие которой обеспечивает целенаправленное функционирование системы.
Входы слева и снизу определяют материальные, информационные и финансовые ресурсы, которые преобразуются в системе. Соответственно стрелки, выходящие из блока справа (выходы), отражают результаты функционирования системы.
Таким образом, все, так называемые, входы отражают совокупность задействованных ресурсов, от правильной организации использования которых зависят получаемые результаты. Эффективность работы моделируемой системы будет определяется как отношение результатов и использованных ресурсов (финансовых результатов и затрат предприятия).
Последующая детализация диаграммы верхнего уровня раскрывает экономическое содержание, связи и взаимодействия отдельных элементов системы гармонизации производственной и коммерческой политики предприятия с учетом экономической безопасности (рисунок 2).
14фо рмация о ме.инеи среде
Чл
Информацияо внутренне/! з>еде.
предложения изменении планов
развития
Средства от заказчиков. Кредиты
\д
Предложена
арендодателей
Реформация о внешней среде
7“
Руководство
предприятие
\4.
Иоенгуфмэ^п кмсрвав и цепей профритк.
оценка
оласюавйи
угроз
B-te.uH.ie а го сальные нормгмвные эсты
z
Утверждение
цепи
Выявленные
утрозыМ
^------------
Информация о внутрен*«й
Планы производства, продаж, модернизации и их корректировка
Разработка
прсивоостввм)
Поставки
ОООВНЫХ
средств, привпе *«ние персхала
7
А?
£
Выделен-»* ресурсы 2.1
Оперативке
вмешательства
Т
№аин>я
прсивооством)
Поставок сырья, материалов.
Подразделения
предприятия
АЗ
Сееденля о затратах»! >оде работ
Кочтрогъ. »и
Пла«%1
развития
\л_
Разработанная
политика
Отгруженная
продукция
£-:>2£ра±,е-нв<е сред ты
А4
АО
Система гэдможзадо г^иждрсгвенноназлме^есхсй погмгуш промышпежого предгриятуи
Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммы
Так, в системе гармонизации производственно-коммерческой политики предприятия предлагается выделить четыре этапа:
1. Идентификация интересов и целей предприятия, оценка опасностей и угроз. На этом этапе анализируется состояние внешней и внутренней среды предприятия, а также предложения по изменению планов его развития. Результатом данного этапа являются планы развития предприятия, утвержденные цели, выявленные угрозы его финансовоэкономическому состоянию (1.1).
2. Разработка производственно-коммерческой политики. На основе планов развития, утвержденных целей, выявленных угроз и информации о внутренней среде предприятия разрабатывается производственнокоммерческая политика, планы производства, продаж, модернизации (в случае необходимости они корректируются). На этом этапе осуществляется выделение необходимых ресурсов(2.1)
3. Реализация производственно-коммерческой политики. Входами для реализации производственно-коммерческой политики, помимо плановых документов и выделенных ресурсов, являются: средства от заказчиков, кредиты (в случае необходимости), поставки сырья, материалов, комплектующих, основные средства, привлечение персонала, предложения арендодателей, подрядчиков. В результате реализации производственнокоммерческой политики предприятие реализует произведенную продукцию и возвращает кредиты.(3.1)
4. Контроль, анализ и регулирование. Информация о затратах и ходе реализации производственно-коммерческой политики подлежит контролю и анализу причин отклонений фактических значений параметров производственно-коммерческой политики от запланированных уровней. В зависимости от выявленных причин должны приниматься меры оперативного вмешательства в ход реализации политики или приниматься решения об изменении планов развития и корректироваться сама производственнокоммерческая политика предприятия.
В свою очередь разработка производственно-коммерческой политики включает следующие взаимосвязанные элементы (рис. 3):
Внешние и локальные нормативные акты
Информация о внешней соеле
ІІ
!\1
Выявленные^ угрозы
Информация о ^ внутренней среде
Информация о внешней
Информация о внутренней среде
Протокол несоответствий возможного объема сбыта и мощности
Руководство
предприятие
к
Планы развития
Утвержденные
3"
Управление разработкой про изводственно -коммерческой
Задание на изучение ■> рынка
Информация о незагруженной мощности предприятия
Изучение рынка, прогнози рование объема сбьгга
Отделы
маркетинга,
сбыта
Информация о новых
Система
ограничений:
Задание на разработку'
Проекты
планов
расширения,
реорганизации.
Оценка текущей и перспективной мощности предприятия
Проектные и производственные подразделения „—
□
Прогнозы
объема
Разработанная и утвержденная политика
Утверждение про изводственно -коммерческой
Планы развития,планы по годам, бюджет
Рис.З. Разработка производственно-коммерческой политики
1. Управление разработкой производственно-коммерческой политики. Предполагает формирование системы ограничений при разработке и реализации производственно-коммерческой политики, позволяющей удерживать предприятие в области безопасного функционирования, а также выработку заданий на изучение рынка и разработку планов.
2. Изучение рынка, прогнозирование объема сбыта. Этот блок является наиболее важным при разработке производственно-коммерческой политики предприятия, поскольку для обеспечения своей экономической безопасности предприятие должно производить только ту продукцию и только в том объеме, в сбыте которой оно уверено при условии достаточности ее мощности и надежности поставщиков.
3. Оценка текущей и перспективной мощности предприятия. Данный блок призван обеспечить соответствие производственной структуры предприятия текущим и перспективным коммерческим проектам. При этом должен происходить интенсивный обмен информацией с предыдущим блоком. На основе изучения рынков в третий блок поступает информация о новых рынках и прогнозах объемов спроса. Из третьего блока во второй поступает информация о незагруженной мощности предприятия с целью поиска дополнительных рынков сбыта продукции. Результатом оценки текущей и перспективной мощности предприятия являются проекты планов расширения, реорганизации, модернизации, внедрения новых производств.
4. Утверждение производственно-коммерческой политики. В случае соответствия возможного объема сбыта и производственной мощности предприятия разработанная производственно-коммерческая политика утверждается. Одновременно утверждаются годовые планы и бюджеты. В противном случае процесс разработки политики должен пройти новый цикл. Кроме того, с целью обеспечения экономическое безопасности предприятия в будущем разрабатываются перспективные планы развития предприятия.
Таким образом, гармонизацию производственной и коммерческой политик предприятия предлагается осуществлять посредством разработки единой производственно-коммерческой политики предприятия. При этом основные акценты при гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с целью обеспечения его экономической безопасности должны быть сделаны на маркетинг, постоянную оценку текущей и перспективной мощности предприятия с учетом возможностей поставщиков и перспективных планов развития предприятия.
Функционально-структурное моделирование позволяет установить необходимые взаимосвязи между отдельными этапами и участниками процесса гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.
Список литературы
1. Р 50.1.028 - 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования:. Госстандарт РФ, 2001. 48 с.
Бельская Елена Валерьевна, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», Россия, Тула, Тульский государственный университет
FUNCTIONAL AND STRUCTURAL MODEL OF SYSTEM OF HARMONIZATION OF PRODUCTION AND COMMERCIAL POLICY OF THE ENTERPRISE TAKING INTO ACCOUNT ECONOMIC SAFETY
E. V. Belskaya
In article possibility of creation of system of harmonization production and commer-cialpoliticy of the enterprise with use offunctional and structural modeling is considered. The elements of the system are defined, their correlations, the influence of outside and inside factors. The necessary correlations are established between separated stages and participators of the process of harmonization production and commercial politicy of the enterprise
Keywords: enterprise, production policy, commercial policy, harmonization, economic safety
Belskaya Elena Valerievna, docent of department «Finance and Management», Russia, Tula, Tula State University
УДК 658.330
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
В.А. Курский
Рассмотрен методический подход к управлению сквозным логистическим потоком на основе многофакторной функции, учитывающей его основные эффектообразующие факторы, причинно-обуславливающие экономический результат предприятия. Выполнена постановка задачи оптимизация экономического результата предприятия от минимизации совокупного логистического цикла и максимизации вклада его участников
Ключевые слова: экономический результат, эффектообразующие факторы, минимизации совокупного логистического цикла, эффективность участников логистического процесса
Негативные тенденции, происходящие в мировой и отечественной экономике, приводят к ужесточению конкурентной борьбы на рынках сбыта продукции, ослаблению экономической устойчивости предприятий. На первое место выходит такая характеристика как конкурентоспособность предприятия, объединяющая все составляющие его деятельности: инновационную, организационную, снабженческую, производственную, сбыто-