Функциональная структура бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета
Янина С.В. [email protected])
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
1.ВВЕДЕНИЕ
Опыт исполнения бюджетов в Российской Федерации и требования, предъявляемые социально-экономической ситуацией, диктуют необходимость глубокого понимания сути происходящих при исполнении бюджета явлений. Современное бюджетное устройство России настолько сложное, что в нем присутствует множество факторов, прямо или косвенно влияющих на качество решения государственных бюджетных задач. Большинство из этих факторов имеет скрытую природу. Помимо этого, бюджетная система нашей страны представляет собою сложную иерархическую систему. В ней протекает как основной процесс - бюджетный, так и множество вспомогательных. При этом большинство из них конкурируют друг с другом по целям и ресурсам [1-3]. Поэтому эффективное исследование бюджетной системы на стадии исполнения бюджета и процессов, в ней протекающих, требует применения системного подхода, который реализуется на основе положений экономической кибернетики [4-6].
Заключительная часть бюджетного процесса - исполнение бюджета, по мнению большинства экономистов, является его важнейшем этапом. Следовательно, при системном исследовании бюджетной среды России следует уделить особое внимание анализу именно процесса исполнения бюджета, который целесообразно проводить на основе детальной и адекватной его структурно-функциональной модели. Созданию этой модели и посвящена настоящая работа.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 2.1. Общие положения
Сформулируем основные требования к структурно-функциональной модели процесса исполнения бюджета (ПИБ):
1. Выделенные основные участники процесса исполнения бюджета должны являться основными функциональными составляющими бюджетной системы, поскольку процесс и система взаимоувязанны.
2. Исходя из того, что основными задачами системы исполнения бюджета являются исполнение, управление и контроль реализации бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета [7, 8], выделенные основные участники этого процесса должны быть классифицированы по этим же критериям.
3. Выделенные в работе [9] основные задачи системы исполнения бюджета должны быть детализированы до уровня элементарных актов процесса исполнения бюджета.
Для получения структурно-функциональной модели бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета, отвечающей вышеуказанным требованиям, требуется: выявить участников процесса исполнения бюджета и определить их базовые функции; структурировать участников по элементарным актам и по их функциональной роли.
Необходимо отметить, что построение структурно-функциональной модели процесса исполнения бюджета проведено на основе исследования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность участников бюджетного процесса.
2.2. Выявление участников процесса исполнения бюджета и определение их базовых функций
Проведенный в настоящей работе анализ показал, что в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
■ законодательные (представительные) и исполнительные органы власти;
■ органы денежно-кредитного регулирования;
■ органы государственного (муниципального) контроля.
Законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления:
■ рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
■ осуществляют контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджетов;
■ формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления:
■ осуществляют составление бюджета;
■ вносят проект бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа власти (органа местного самоуправления);
■ исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов, органов местного самоуправления;
■ осуществляют контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджета.
Органом денежно-кредитного регулирования является:
■ Центральный банк России.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
■ Счетная палата Российской Федерации;
■ контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
■ контрольные органы законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ; Государственная Дума Федерального Собрания РФ; Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ (орган, ответственный за составление и исполнение бюджета); Федеральное казначейство Министерства финансов РФ (орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета); Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Министерство экономического развития и торговли РФ; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые или иные полномочия.
Процессом исполнения федерального бюджета в целом, т.е. исполнением бюджета как по доходам, так и по расходам, занимаются органы федерального казначейства МФ РФ; учреждения Центрального банка РФ, другие банки, где открыты счета соответствующих бюджетов; Счетная палата РФ. Поэтому укажем их основные задачи и функции в процессе исполнения бюджета.
Основную роль в процессе исполнения федерального бюджета играют органы федерального казначейства Министерства финансов РФ. В соответствии с Положением о федеральном казначействе РФ [10] главными задачами органов федерального казначейства являются:
1) организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
2) регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Совета Министров - Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
5) управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Центральный банк РФ [11] в процессе исполнения бюджета выполняет единственную функцию - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов (ст.4). Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ (ст.23). Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ [12].
Задачами Счетной палаты РФ в бюджетном процессе на стадии исполнения бюджета являются [13]:
■ организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению (ст.2);
■ определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности (ст.2);
■ анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом (ст.2);
■ контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ (ст.2);
■ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий (ст.2);
■ контроль за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ (ст.16);
■ контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета (ст.19);
■ контроль за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ (ст.19).
Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов
и других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с
существующим законодательством.
В процессе исполнения бюджета по доходам принимают участие:
■ Налогоплательщики (плательщики сборов), основной обязанностью которых является уплата законно установленных налогов и сборов [12].
■ Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ, её территориальные органы проводят работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов во все уровни бюджетов и государственных внебюджетных фондов, ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков, осуществляют возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов [12].
■ Федеральная таможенная служба Министерства экономического развития и торговли РФ осуществляет сбор и учет доходов от внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц [14, 15].
■ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы осуществляют сбор средств от использования и продажи государственного имущества, комитеты по управлению имуществом субъектов РФ - сбор средств от использования и продажи имущества, принадлежащего субъектам РФ, органы (должностные лица) по управлению имуществом муниципальных образований - сбор средств от использования и продажи имущества, принадлежащего муниципальным образованиям [16].
■ Иные органы, администрирующие определенные налоги (например, подразделения Министерства внутренних дел РФ - паспортно-визовая служба, ГАИ).
■ Органы федерального казначейства Министерства финансов РФ осуществляют распределение федеральных регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом, учет доходов федерального бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета [10, 17].
■ Учреждения Центрального банка РФ, другие банки, где открыты счета соответствующих бюджетов, производят расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов [11].
■ Министерство финансов РФ обобщает поступающую отчетность о процессе исполнения бюджета по доходам.
■ Счетная палата РФ, основные задачи которой, в том числе и в процессе исполнения бюджетов по доходам, приведены выше.
■ Управления по налоговым преступлениям, являющиеся подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, выполняют функции по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения [18].
Исполнить бюджет по расходам - это значит профинансировать расходы,
предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.
В процессе исполнения бюджета по расходам принимают участие:
■ Министерство финансов РФ в лице Департамента бюджетной политики утверждает в установленном порядке и передает в ГУФК МФ РФ сводную бюджетную роспись, лимиты бюджетных обязательств, распределение объемов финансирования расходов.
■ Департаменты Министерства финансов РФ, курирующие соответствующее направление расходов федерального бюджета, в случае внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись представляют в ГУФК сводную справку об изменениях, вносимых в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
■ Органы федерального казначейства Министерства финансов РФ, главные задачи которых указаны выше [10, 17].
■ Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, иные получатели бюджетных средств [19].
■ Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ осуществляет последующий контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств и их сохранностью - проводит выборочные проверки по целому ряду расходов федерального бюджета и целевых субсидий, а также проводит проверки по просьбам субъектов Федерации.
■ Территориальные контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ осуществляют последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводят в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности [20].
■ Учреждения Центрального банка РФ, другие банки, где открыты счета соответствующих бюджетов, как было указано выше, производят расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов [12].
■ Управления по борьбе с экономическими преступлениями, являющиеся подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, выполняют функции по борьбе с преступлениями в сфере экономики [21].
■ Счетная Палата РФ, основные задачи которой в процессе исполнения бюджета по расходам указаны выше.
В процессе исполнения бюджетов по доходам и расходам указанные выше органы осуществляют взаимодействие по направлениям деятельности.
Поскольку органы федерального казначейства распределяют доходы в целом по налогу без привязки к налогоплательщику, и платежные документы налогоплательщиков поступают из кредитной организации в казначейство, а налоговые органы осуществляют учет налогов и сборов по каждому налогоплательщику на основании платежного документа, в ходе исполнения федерального бюджета по доходам территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов РФ и налоговые органы обмениваются информацией между собой [22, 23].
При осуществлении учета региональных и местных налогов и сборов, зачисляемых на счета органов федерального казначейства, соответствующий территориальный орган федерального казначейства представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) информацию о распределении и перечислении доходов, получаемых от уплаты региональных и местных налогов и сборов в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет). В случае, если региональные и местные налоги и сборы поступили на счета по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), минуя счета территориальных органов федерального казначейства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) предоставляют территориальным органам федерального казначейства соответствующую информацию. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут заключать с территориальными органами федерального казначейства соглашения о взаимодействии и предоставлении необходимой информации. В соглашении может предусматриваться наделение территориального органа федерального казначейства полномочиями по распределению доходов, получаемых от уплаты региональных и местных налогов и сборов, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами по нормативам, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) [24-26].
Подразделения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом осуществляют контроль за перечислением в федеральный бюджет следующих платежей: средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной (неразграниченной) собственности, а также от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах); средства от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности; средства от аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности [16, 27]. В целях реализации указанных функций органы федерального казначейства МФ РФ предоставляют территориальным подразделениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом платежные поручения и информацию о поступающих на счета органов федерального казначейства платежах по определенным кодам бюджетной классификации [28].
На территориях субъектов Российской Федерации по отдельным решениям Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики осуществляется учет таможенных и иных платежей участников внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства. Переход таможенных органов на обслуживание через счета, открытые в органах федерального казначейства, осуществляется при наличии подписанного управлениями федерального казначейства по субъектам Российской Федерации или соответствующими отделениями федерального казначейства и таможенными органами совместного протокола о завершении проведения организационных мероприятий и готовности информационно-технического обеспечения на переход таможенных органов на
обслуживание в органы федерального казначейства, а также договоров, заключенных между органами федерального казначейства и таможенными органами, предусматривающих обязанности и ответственность сторон, условия и порядок взаимодействия органов федерального казначейства и таможенных органов. Для учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками внешнеэкономической деятельности, органами федерального казначейства в учреждениях Банка России в установленном порядке при наличии договора с соответствующими таможенными органами открывается отдельный лицевой счет на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности" для учета таможенных и иных платежей участников внешнеэкономической деятельности. Учет таможенных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год осуществляется органами федерального казначейства на лицевых счетах таможенных органов, открываемых в органах федерального казначейства [15].
В целях повышения эффективности взаимодействия и координации работы органов, участвующих в процессе исполнения бюджета по доходам, создаются Межведомственные рабочие группы, проводятся совместные контрольные мероприятия, налаживается взаимный информационный обмен [29].
В целях координации и организации совместной работы по обеспечению предварительного, текущего и последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета установлено взаимодействие управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок, направленное на:
■ повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
■ обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;
■ совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
■ реализацию мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Взаимодействие управлений федерального казначейства и контрольно-ревизионных управлений включает в себя информационный обмен, сотрудничество при планировании и организации контрольной работы, реализацию материалов ревизий и проверок [29].
Счетная палата РФ проверяет в основном документально соответствие фактических расходов статьям федерального бюджета, в необходимых случаях привлекая специалистов Департамента финансового контроля Министерства финансов РФ.
Соответствующими контрольными финансовыми органами проводятся совместные комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета [31].
2.3. Структурно-функциональная модель процесса исполнения бюджета
Выделенное множество участников процесса исполнения бюджета сгруппируем по элементарным актам и по их функциональной роли. Результат группировки представим следующим образом:
Задача №1. Формирование доходов и контроль их аутентичности.
Акт № 1. Исчисление платежей, подлежащих перечислению в доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Исполнители: налогоплательщики, плательщики сборов, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, МВД РФ, иные органы, администрирующие определенные налоги.
Управляющие: ФНС, ФТС, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, МВД РФ; иные органы, администрирующие определенные налоги. Контролирующие: все управляющие органы; ФСЭНП МВД РФ в лице подразделений по налоговым преступлениям.
Акт №2. Перечисление платежей, подлежащих зачислению в доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Исполнители: учреждения банковской системы, учреждения связи. Управляющие: налогоплательщики, другие плательщики сборов.
Контролирующие: Центральный банк РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ* (здесь и далее * обозначены участники бюджетного процесса, функции которых в данном акте процесса исполнения бюджета определены не явно); ФНС; налогоплательщики (плательщики сборов); Счетная палата РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ; все органы, являющиеся администраторами доходов.
Акт №3. Зачисление доходов на распределительный счет, открытый УФК МФ РФ по субъектам РФ в учреждениях Центрального банка РФ или уполномоченных кредитных организациях; или зачисление доходов напрямую на счет бюджета субъекта РФ или муниципального образования; зачисление на счет таможенного органа, если он не заключил соглашение с органами федерального казначейства РФ.
Исполнители: подразделения расчетно-кассовой сети ЦБ РФ (РКЦ, ГРКЦ и т.д.); уполномоченные кредитные организации, где открыты распорядительные счета, бюджетные счета, счета органов ФТС.
Управляющие: Департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов Центрального банка РФ; управления организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов в территориальных учреждениях Банка России.
Контролирующие: территориальные подразделения Центрального банка РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ; органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований; ФНС; ФТС и другие администраторы доходов; Счетная палата РФ. Акт №4. Контроль аутентичности доходов.
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; органы, исполняющие бюджеты других уровней; ФНС, ФТС и другие администраторы доходов бюджетов; внебюджетные фонды; учреждения банков, где открыты бюджетные счета.
Управляющие: УФК МФ РФ по субъектам РФ; органы, исполняющие региональные и муниципальные бюджеты; органы ФТС, имеющие собственные расчетные счета в учреждениях ЦБ РФ (иных кредитных организациях).
Контролирующие: ГУФК МФ РФ по федеральному бюджету, Счетная палата РФ*.
Акт №5. Учет доходов, зачисленных на распределительный счет УФК МФ РФ по субъектам
РФ.
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; ФНС и другие администраторы доходов; внебюджетные фонды*.
Управляющие: Министерство финансов РФ (при составлении бюджетной классификации и указаний по ее применению); ГУФК МФ РФ; ФНС, ФТС и другие головные (вышестоящие) органы исполнительной власти, администрирующие доходы.
Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ; ГУФК МФ РФ; ФНС и другие администраторы доходов (контроль в виде сверки данных).
Задача №2. Распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы и контроль корректности их распределения.
Акт №1. Распределение федеральных (а в случае заключения соглашения и региональных) регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы.
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; если соглашение о кассовом исполнении бюджета субъекта РФ по доходам не заключено, то орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, сам распределяет региональные регулирующие доходы.
Управляющие: Министерство финансов РФ, подготовившее нормативы распределения доходов в проект бюджета; Министерство финансов субъекта РФ аналогично; УФК МФ РФ по субъектам РФ; ФНС (предоставляют сведения о льготах, отсрочках, рассрочках). Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ; ГУФК МФ РФ; органы, исполняющие бюджеты регионов и муниципальных образований.
Акт №2. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных в бюджет сумм доходов. Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; органы, исполняющие бюджеты. Управляющие: ФНС (заключения); ФТС и другие органы, администрирующие доходы; налогоплательщики (заявления).
Налогоплательщики а ФНС а УФК МФ РФ по субъектам РФ (орган, исполняющий бюджет). Контролирующие: налогоплательщики; ФНС; ФТС и другие органы, администрирующие доходы; ГУФК МФ РФ*.
Акт №3. Перерасчеты между бюджетами разных уровней (внутри бюджета между кодами бюджетной классификации).
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; орган, исполняющий бюджет субъекта РФ; орган, исполняющий муниципальный бюджет (внутрибюджетные перемещения). Управляющие: налогоплательщики (подают заявления в органы ФНС о зачете); органы ФНС (заключения в УФК МФ РФ по субъектам о зачете).
Контролирующие: налогоплательщики; ФНС; ГУФК МФ РФ*; УФК МФ РФ по субъектам РФ; органы, исполняющие бюджеты.
Акт №4. Контроль корректности распределения регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы.
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; орган, исполняющий бюджет субъекта РФ. Управляющие: ГУФК МФ РФ*.
Контролирующие: ГУФК МФ РФ*; орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, заключивший соглашение о распределении своих регулирующих доходов с УФК МФ РФ по субъекту РФ.
Акт №5. Перечисление и зачисление доходов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.
Исполнители: РКЦ ЦБ РФ и другие кредитные организации, где открыты счета бюджетов и внебюджетных фондов.
Управляющие: УФК МФ РФ по субъектам РФ; орган, исполняющий бюджет субъекта РФ. Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ; орган, исполняющий бюджет субъекта РФ; Департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов ЦБ РФ; управления в территориальных учреждениях ЦБ РФ; внебюджетные фонды; другие органы, исполняющие бюджеты, в чей адрес были перечислены доходы. Акт №6. Учет доходов, зачисленных на счета бюджетов разных уровней и счета внебюджетных фондов, составление отчетности о доходах соответствующего бюджета (внебюджетного фонда).
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ по федеральному бюджету; органы, исполняющие бюджеты других уровней и внебюджетные фонды; ФНС и другие администраторы доходов по доходам, зачисленным на счета бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, минуя распределительный счет УФК МФ РФ по субъектам РФ; ФТС, имеющие собственные расчетные счета в банках; территориальные подразделения
ЦБ РФ (уполномоченные кредитные организации) - отчетность по кассовому исполнению; ФНС - отчетность по доходам.
Управляющие: ГУФК МФ РФ; вышестоящие органы исполнительной власти. Контролирующие: ГУФК МФ РФ; вышестоящие органы исполнительной власти. Акт №7. Анализ доходов и прогнозирование их поступлений.
Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ; ФНС; ФТС и другие администраторы доходов. Управляющие: ГУФК МФ РФ; МФ РФ; вышестоящие органы исполнительной власти. Контролирующие: ГУФК МФ РФ; вышестоящие органы исполнительной власти. Акт №8. Подготовка и предоставление отчетности о результатах исполнения соответствующего бюджета по доходам высшим исполнительным и законодательным органам власти.
Исполнители: ГУФК МФ РФ; органы, исполняющие бюджеты других уровней. Управляющие: высшие исполнительные и законодательные органы власти. Контролирующие: Счетная палата РФ.
Задача №3. Исполнение бюджета по расходам посредством осуществления обязательных
последовательных процедур их санкционирования.
Акт № 1. Составление и утверждение сводной бюджетной росписи.
Исполнители: Министерство финансов РФ.
Управляющие: Министерство финансов РФ.
Контролирующие: высшие исполнительные и законодательные органы власти.
Акт №2. Доведение ГУФК МФ РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных
обязательств и объемов финансирования расходов бюджета до главных распорядителей
бюджетных средств и, соответственно, отражение бюджетных средств на их лицевых счетах.
Исполнители: ГУФК МФ РФ (направляют уведомления).
Управляющие: Департамент бюджетной политики МФ РФ.
Контролирующие: главные распорядители; указанный Департамент.
Акт №3. Уточнение и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям отдельно по бюджетным средствам и внебюджетным средствам.
Исполнители, управляющие, контролирующие - вышестоящий распорядитель бюджетных средств.
Акт №4. Распределение главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета по распорядителям и получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении; принятие на учет расходных расписаний и отражение на лицевом счете главного распорядителя распределенных бюджетных средств ГУФК. Исполнители: главные распорядители бюджетных средств распределяют, ГУФК МФ РФ отражает это распределение на лицевом счете, открытом главному распорядителю бюджетных средств.
Управляющие: главные распорядители бюджетных средств.
Контролирующие: ГУФК МФ РФ; главные распорядители контролируют отражение распределенных бюджетных средств на своих лицевых счетах.
Акт №5. Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей бюджетных средств, отражение их на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств.
Исполнители: ГУФК МФ РФ направляет в УФК МФ РФ по субъектам РФ реестры расходных расписаний, УФК МФ РФ по субъектам РФ отражают лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств. Управляющие: ГУФК МФ РФ.
Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ, ГУФК МФ РФ, главный распорядитель, распорядитель и получатель бюджетных средств (с помощью выписки из счета).
Акт №6. Распределение распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по распорядителям и получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении; принятие на учет расходных расписаний и отражение на лицевом счете распорядителя бюджетных средств.
Исполнители: распорядители бюджетных средств распределяют; УФК МФ РФ по субъектам РФ отражают на лицевых счетах распорядителей бюджетных средств. Управляющие: распорядители бюджетных средств.
Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ, распорядители бюджетных средств. Акт №7. Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей бюджетных средств; отражение на лицевых счетах. Исполнители: УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ. Управляющие: УФК МФ РФ по субъектам РФ.
Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ, ОФК МФ РФ, распорядители и получатели бюджетных средств.
Акт №8. Контроль корректности доведения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств и корректности отражения (учета) на их лицевых счетах.
Исполнители: ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ; Департамент бюджетной политики МФ РФ - главные распорядители;
главные распорядители - распорядители и получатели бюджетных средств, находящиеся в их ведении; распорядители - нижестоящие распорядители и получатели бюджетных средств, находящиеся в их ведении;
каждый главный распорядитель, распорядитель и получатель бюджетных средств - по выписке и приложению к ней из лицевого счета. Управляющие: ГУФК МФ РФ. Контролирующие: ГУФК МФ РФ.
Акт №9. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. Исполнители: получатели бюджетных средств; распорядители бюджетных средств на обеспечение своего содержания, осуществление централизованных мероприятий. Управляющие: получатели бюджетных средств; распорядители бюджетных средств на обеспечение своего содержания, осуществление централизованных мероприятий. Контролирующие: УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ (осуществляют учет обязательств).
Задача №4. Осуществление расходов бюджета и контроль их правомочности.
Акт № 1. Контроль правомочности расходов бюджета - подтверждение и выверка
исполнения денежных обязательств получателей бюджетных средств (распорядителей на
обеспечение своего содержания, осуществление централизованных мероприятий).
Исполнители: ОФК МФ РФ и УФК МФ РФ по субъектам РФ (ГУФК МФ РФ по главным
распорядителям на обеспечение их содержания и осуществление централизованных
мероприятий).
Управляющие: ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ. Контролирующие: ГУФК МФ РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и его территориальные органы*, Счетная палата РФ*. УФК МФ РФ по субъектам РФ (ОФК МФ РФ);
комиссии, состоящие из представителей различных УФК МФ РФ по субъектам РФ (УФК МФ РФ по субъектам РФ).
Акт №2. Осуществление кассовых расходов получателей бюджетных средств (распорядителей, главных распорядителей на свое содержание и осуществление централизованных мероприятий) - совершение разрешительной надписи и направление в РКЦ ЦБ РФ (иное кредитное учреждение), где открыт счет бюджета, платежных поручений.
Исполнители: ОФК МФ РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ; ГУФК МФ РФ - для главных распорядителей бюджетных средств; получатели, распорядители и главные распорядители бюджетных средств оформляют платежные поручения. Управляющие: ГУФК МФ РФ.
Контролирующие: ГУФК МФ РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ (ОФК МФ РФ). Акт №3. Перечисление платежей со счета бюджета.
Исполнители: РКЦ ЦБ РФ, другие кредитные учреждения, где открыты счета бюджетов. Управляющие: ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ (путем направления платежных поручений).
Контролирующие: ЦБ РФ; Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и его территориальные органы; ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ; бюджетополучатели.
Акт №4. Выдача наличных денежных средств главному распорядителю, распорядителю и получателю бюджетных средств.
Исполнители: РКЦ ЦБ РФ, другие кредитные учреждения, где открыты счета бюджетов. Управляющие: ОФК МФ РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ; ГУФК МФ РФ - по главным распорядителям бюджетных средств.
Контролирующие: ЦБ РФ и его территориальные подразделения; Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и его территориальные органы*; ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ и ОФК МФ РФ. Акт №5. Предоставление бюджетных кредитов и ссуд и осуществление их возврата. Исполнители: ОФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ, ГУФК МФ РФ; банковская система осуществляет перечисление средств со счета бюджета и перечисление и зачисление средств на счет бюджета.
Управляющие: ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ; Министерство финансов РФ. Контролирующие: вышестоящие органы федерального казначейства РФ (ГУФК МФ РФ а УФК МФ РФ по субъектам РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ а ОФК МФ РФ); Министерство финансов РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и его территориальные органы; Счетная палата РФ. Акт №6. Кассовое планирование расходов бюджета.
Исполнители: ОФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ, ГУФК МФ РФ. Управляющие: ГУФК МФ РФ для УФК МФ РФ по субъектам РФ; УФК МФ РФ по субъектам РФ для ОФК МФ РФ.
Контролирующие: ГУФК МФ РФ (УФК МФ РФ по субъектам РФ); УФК МФ РФ по
субъектам РФ (ОФК МФ РФ); Министерство финансов РФ.
Акт №7. Учет и отчетность по исполнению бюджета по расходам.
Исполнители: ОФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ, ГУФК МФ РФ - обобщение. Управляющие: ГУФК МФ РФ.
Контролирующие: ГУФК МФ РФ; Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ. Акт №8. Предоставление гарантий третьим лицам за счет средств бюджета. Исполнители: Министерство финансов РФ; Правительство РФ. Управляющие: Министерство финансов РФ; ГУФК МФ РФ*.
Контролирующие: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ; Департамент
государственного финансового контроля и аудита МФ РФ*.
Задача №5. Осуществление государственных заимствований.
Акт № 1. Выпуск и размещение государственных ценных бумаг для продажи:
1) широким слоям населения;
2) Центральному Банку РФ и коммерческим банкам;
3) внешнему рынку.
Исполнители: Министерство финансов РФ; ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ, ОФК МФ РФ*; учреждения Центрального Банка РФ - выпуск;
коммерческие банки, учреждения Центрального Банка РФ, Внешэкономбанк - размещение. Управляющие: Министерство финансов РФ; ЦБ РФ; Правительство РФ.
Контролирующие: Министерство финансов РФ; ЦБ РФ; Счетная палата РФ*; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ*; Правительство РФ.
Акт №2. Получение кредитов:
1) у банковской системы внутри государства;
2) у внешних кредиторов (банки, клубы кредиторов).
Исполнители: Министерство финансов РФ; ГУФК МФ РФ*; Внешэкономбанк*; банковская система РФ.
Управляющие: Министерство финансов РФ; Министерство иностранных дел РФ*; Правительство РФ.
Контролирующие: Счетная палата РФ*; Правительство РФ; Министерство финансов РФ. Акт №3. Перечисление и зачисление денежных средств на счет бюджета. Исполнители: Центральный Банк РФ и его территориальные учреждения; коммерческие банки.
Управляющие: Центральный Банк РФ.
Контролирующие: Центральный Банк РФ; Министерство финансов РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ*; Счетная палата РФ; органы федерального казначейства РФ.
Задача №6. Управление государственным долгом РФ.
Акт №1. Обслуживание и погашение государственного внутреннего долга РФ - погашение долговых обязательств и выплата по ним процентов.
Исполнители: ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ; Сбербанк РФ и его территориальные подразделения; Росгосстрах и его филиалы.
Управляющие: Министерство финансов РФ; ГУФК МФ РФ (отдел учета операций государственного долга).
Контролирующие: Министерство финансов РФ; Правительство РФ; Счетная палата РФ*. Акт №2. Обслуживание и погашение государственного внешнего долга РФ - погашение долговых обязательств и выплата по ним процентов. Исполнитель: Внешэкономбанк РФ.
Управляющие: Министерство финансов РФ; Правительство РФ; Министерство иностранных дел РФ*.
Контролирующие: Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ*. Акт №3. Рефинансирование государственного долга (размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам).
Исполнители: Министерство финансов РФ; ГУФК МФ РФ (УФК МФ РФ по субъектам РФ* и ОФК МФ РФ*); учреждения Центрального Банка РФ, коммерческие банки, Внешэкономбанк РФ.
Управляющие: Правительство РФ; Министерство финансов РФ; ЦБ РФ; ГУФК МФ РФ. Контролирующие: Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ*. Акт №4. Перечисление денежных средств со счета бюджета.
Исполнители: банковская система (т.е. банки, где открыты счета бюджета, и банки, которые зачисляют денежные средства на счета получателей средств). Управляющие: ЦБ РФ.
Контролирующие: ЦБ РФ; органы федерального казначейства РФ (ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ по субъектам РФ); Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ*.
Сгруппированное множество участников процесса исполнения бюджета по элементарным актам и по их функциональной роли отражает функциональную структуру бюджетного процесса на этапе исполнения бюджета.
Необходимо отметить, что в функциональной структуре процесса исполнения бюджета указаны структурные подразделения его участников как самостоятельные функциональные агенты (например, из состава Министерства финансов РФ выделены органы федерального казначейства, департаменты). Это сделано по причине того, что функции участников даже в пределах одной задачи очень сильно разнятся.
2.4. Анализ сбалансированности процесса исполнения бюджета
Количественный расчет структурных характеристик процесса исполнения бюджета проведем на основе данных структурно-функциональной модели, описанной в разделе 2.3.
Полученная структурно-функциональная модель процесса исполнения бюджета отражает ролевую классификацию основных участников данного процесса по каждому элементарному акту. Анализ данной модели показывает большое количество агентов (32 единицы), принимающих участие в процессе исполнения бюджета. Наряду с этим, отмечается разнообразие функций у большинства участников. Каждый из них задействован в большинстве актов процесса. Общее количество (функциональный агент)х(элементарный акт) достигает 332-х единиц, т.е. в среднем один агент принимает то или иное участие в 10 элементарных актах процесса. Следовательно, представляет определенный интерес проведение анализа функциональной структуры процесса исполнения бюджета на предмет её сбалансированности.
Основные результаты количественного анализа структурных характеристик процесса исполнения бюджета отображены на рисунках 1 - 3.
На рис. 1 приведена диаграмма, показывающая степень участия каждого структурного элемента бюджетной системы (функционального агента процесса исполнения бюджета) в процессе исполнения бюджета. Перечень функциональных агентов процесса исполнения бюджета и их порядковые номера приведены в приложении.
1
0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
п г-1 п п п
П П ППп □ п П п П . П □ и о
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 порядковый номер участника ПИБ
Рис. 1. Нормированный коэффициент участия структурных элементов бюджетной системы
в процессе исполнения бюджета
Согласно данным диаграммы функциональные агенты процесса исполнения бюджета логично разделить по степени участия на четыре группы:
I. ГУФК МФ РФ, УФК МФ РФ, ОФК МФ РФ и МФ РФ.
II. Федеральная налоговая служба МФ РФ, ЦБ РФ, Счетная палата РФ, Органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.
III. Налогоплательщики, Федеральная таможенная служба МЭРТ РФ, Коммерческие банки, Администраторы доходов, Уполномоченные кредитные организации, Главные распорядители бюджетных средств, Распорядители бюджетных средств, Получатели бюджетных средств, Правительство РФ.
IV. Все остальные.
Необходимо отметить, что по сути первая и вторая группы являются ядром бюджетной системы России.
На рис. 2а приведено распределение участников элементарных актов процесса исполнения бюджета по ролевой специализации. Из рисунка наглядно видно, что количество "управляющих" участников процесса исполнения бюджета (78 единиц) меньше числа "исполняющих" (121 единица), а количество "контролирующих" (133 единицы) больше, чем "исполняющих". Это говорит о перекосе в функциональной структуре процесса исполнения бюджета в сторону "контролирующих" на 9,91% относительно "исполняющих" и на 70,51% относительно "управляющих". Это объясняется в том числе и дублированием функций контролирующих органов [7]. С точки зрения теории оптимального управления это считается ненормальной ситуацией, так как количество "контролирующих" органов должно быть меньше количества "управляющих" и тем более меньше количества "исполняющих".
140 120 100
! 80
I
: 60 -40 20
0
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Участники ПИ Б
□ Исполняющие □ Управляющие □ Контролирующие
а)
Задача ПИБ б)
Рис. 2. Характеристики процесса исполнения бюджета
На рис. 2б приведено распределение участников элементарных актов процесса исполнения бюджета по задачам. Наиболее ёмкой является задача IV "Осуществление расходов бюджета и контроль их правомочности". Это вполне согласуется с практикой исполнения бюджета.
На рис. 3 приведено распределение участников элементарных актов процесса исполнения бюджета по задачам.
40
Б
И 35
П
00 30
к
^ о 25
а
> 20
Ё
0) 5 15
5
10
т о 5
х
0
ш
Задача ПИ Б
IV V VI
□ Исполняющие □ Управляющие □ Контролирующие
Рис. 3. Количество участников процесса исполнения бюджета , распределенных по задачам и ролям
В пределах каждой задачи участники разбиты по ролевой специализации. Количество "управляющих" участников процесса исполнения бюджета во всех задачах меньше числа "исполняющих" и "контролирующих". С точки зрения теории оптимального управления это считается нормальной ситуацией. Данный рисунок позволяет однозначно выявить, какие из задач вносят определяющий вклад в перекос по "контролирующим" органам. К ним относятся:
1. задача IV "Осуществление расходов бюджета и контроль их правомочности".
ш
IV
V
2. задача I "Формирование доходов и контроль их аутентичности".
3. задача III "Исполнение бюджета по расходам посредством осуществления обязательных последовательных процедур их санкционирования".
Таким образом, проведенный анализ показал, что процесс исполнения бюджета в целом сбалансирован. Решение некоторых выявленных проблем перекоса в сторону контроля возможно как сокращением полномочий некоторых участников ПИБ, так и видоизменением функциональной структуры процесса исполнения бюджета. Выбрать предпочтительный вариант решения проблемы на данном этапе не представляется возможным, так как требуется проведение дополнительных исследований, содержание которых выходит за рамки настоящей работы.
3. ВЫВОДЫ
В процессе проведенных в работе исследований получены следующие основные результаты:
1. Выявлены участники бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета, определены их базовые функции.
2. Проведено структурирование участников процесса исполнения бюджета по элементарным актам и по их функциональной роли.
3. Составлена структурно-функциональная модель процесса исполнения бюджета.
4. Проведен количественный анализ полученной модели. Выявлено большое количество основных агентов (33 единицы), принимающих участие в процессе исполнения бюджета. Наряду с этим, отмечено разнообразие функций у большинства участников в зависимости от акта и/или задачи процесса исполнения бюджета. Суммарное количество участников элементарных актов процесса исполнения бюджета достигает 332 единицы.
5. Проведенный анализ показал в целом сбалансированность процесса исполнения бюджета, но выявлена некоторая проблема перекоса в сторону контроля.
6. Установлена возможность решения проблемы "перекоса" двумя вариантами: либо сокращением полномочий некоторых участников процесса исполнения бюджета, либо видоизменением функциональной структуры процесса исполнения бюджета. Но выбор предпочтительного варианта решения проблемы "перекоса" на данном этапе исследования не представляется возможным. Требуется проведение дополнительных исследований, содержание которых выходит за рамки настоящей работы.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Бюджетная система России: учебник для вузов /Под ред. проф. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 540 с.
[2]. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с. (Серия "Профессиональный учебник: Финансы").
[3]. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития. // Финансы. - 2003. -№7. - стр.7 - 10.
[4]. Эшби У.Росс. Введение в кибернетику. - Изд-во Иностр. лит-ры. - М. - 1959.
[5]. Крайзмер Л.П. Кибернетика. М.,"Экономика", 1977. 279 с.
[6]. Кобринский Н.Е., Майминас Е.З., Смирнов А.Д. Экономическая кибернетика. - М. -"Экономика". - 1982. - 410 стр.
[7]. Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие / И. А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.: ил.
[8]. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - СПб: Питер, 2001. - 208 с.: ил. - (Серия "Ключевые вопросы").
[9]. Янина С.В., Макаренко А.В. Обобщенная структурно-функциональная макроэкономическая модель системы исполнения бюджета в терминах экономической кибернетики. /Современные сложные системы управления (СССУ/ИТСБ 2003): Сборник трудов научно-практической конференции. - Воронеж, ВГАСУ, 2003 г.
[10]. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864 "Положение о федеральном казначействе Российской Федерации".
[11]. Федеральный Закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.
[12]. Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации".
[13]. Федеральный Закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
[14]. Федеральный Закон РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации".
[15]. Письмо ЦБР, Министерства финансов РФ и ГТК РФ от 23 июля 1999 г. №№ 214-Т, 50н, 01-15/20259 "О Порядке учета таможенных и иных платежей участников внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства".
[16]. Постановление Правительства РФ от 03.06.2002 г. № 377 "Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации".
[17]. Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе".
[18]. Приказ МВД РФ от 8 июля 2003 г. № 533 "Об утверждении Положения о Главном управлении по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России".
[19]. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.98 г. № 145-ФЗ, с изменениями и дополнениями на 15.01.03.
[20]. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации".
[21]. Приказ МВД РФ от 13 августа 2003 г. № 634 "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации".
[22]. Приказ Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2001 г. №14н, БГ-3-09/51 "Об утверждении Порядка обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами".
[23]. Письмо МНС РФ и Минфина РФ от 2 августа 2000 г. №№ ФС-6-10/590, 03-01-12/07-346 "О представлении налоговыми органами сведений в соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 письма МНС России и Минфина России от 27.07.2000 г. №№ ФС-6-09/570, 03-01-12/07-338 органам федерального казначейства".
[24]. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 631 "Об утверждении Правил взаимодействия органов федерального казначейства с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при учете региональных и местных налогов и сборов на счетах органов федерального казначейства".
[25]. Приказ Министерства финансов РФ от 19 апреля 2000 г. № 46н "Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства".
[26]. Приказ Министерства финансов РФ №35н от 11.05.1999 г. "Об утверждении типового соглашения между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и управлением (отделением) Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)"
[27]. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю".
[28]. Приказ Министерства финансов РФ от 29.03.2002 г. № 61 "Об утверждении порядка предоставления органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации территориальным органам Министерства имущественных отношений Российской Федерации информации о поступлении доходов от уплаты земельного налога, арендной платы за земли городов и поселков".
[29]. Приказ МНС РФ и ГТК РФ от 08.06.2000 г. №№ БГ-3-11/219, 481 "О взаимодействии МНС России и ГТК России".
[30]. Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 1998 г. № 265 "Об утверждении Порядка взаимодействия управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок".
[31]. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.96 г. № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень функциональных агентов процесса исполнения бюджета и их порядковые номера
№ Участник Процесса исполнения бюджета
1 Налогоплательщики
2 Плательщики сборов
3 Федеральная налоговая служба МФ РФ
4 Федеральная таможенная служба МЭРТ РФ
5 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом МЭРТ РФ
6 МВД РФ
7 ФСЭНП МВД РФ
8 Банки
9 Министерство информационных технологий и связи РФ
10 ЦБ РФ
11 Счетная палата РФ
12 Администраторы доходов
13 ГРКЦ ЦБ РФ
14 РКЦ ЦБ РФ
15 Уполномоченные кредитные организации
16 Органы исполнющие бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований
17 ГИБДД
18 Внебюджетные фонды
19 ГУФК
20 УФК МФ РФ
21 ОФК МФ РФ
22 МФ РФ
23 Вышестоящие органы исполнительной власти администрирующие доходы
24 МФ РФ по субъекту
25 Высшие исполнительные и законодательные органы власти
26 Главные распорядители бюджетных средств
27 Распорядители бюджетных средств
28 Получатели бюджетных средств
29 Правительство РФ
30 Внешэкономбанк РФ
31 МИД РФ
32 Сбербанк
33 Росгосстрах