©Н.А. Стародубцева, 2008
МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА ИНФИНИТИВА КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ СРЕДСТВО ПРИ ВЫРАЖЕНИИ ЖИТИЙНЫХ ТОПОСОВ В ТЕКСТАХ СТАРОРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОСТИ 1
Н.А. Стародубцева
Полифункциональность инфинитива, как глагольной формы, позволяет данной языковой единице выражать многообразие значений в контексте. Известно, что зависимый инфинитив -«связь лексически ограниченная со стороны главного слова» [3, с. 41], компоненты сочетаний оказывают влияние друг на друга [2; 6; 7, с. 19]. Данная взаимообусловленность позволяет рассматривать названные единства как структурно-семантический бином [1, с. 9-10].
Анализ массива фактов, извлеченных из старорусских житий конца XIV - начала XVII в., свидетельствует об использовании зависимого инфинитива в составе различных биномов: Vf + inf , Vf (mod) + inf, Part (mod) + inf, N (mod) + inf, Adj (mod) + inf, Adv (mod) + inf. С фазовыми глаголами нлчлти, почлти лексическая наполняемость рассматриваемой глагольной формы связана с обозначением физического воздействия на объект, созидательной, речевой, социальной деятельности, звучания, эмоционального состояния, владения, межличностных отношений. В житийных текстах названные сочетания употребляются для выражения различных житийных смыслов. Например, в Житии Стефана Комельского 2: отътол4 же преподокный весь предается Богови, нлчлти отрекляти м4сто и монлстырь рлс-прострлняти и отъ монлстыря отс4клти л4съ и подолiе рлсчищлти покосу рлди (ЖСК,
с. 15). В сочетании с фазовым глаголом в приведенном контексте используются глаголы в форме инфинитива, обозначающие физическое воздействие на объект (отрекляти, отс4кл-ти, рлсчищлти) и качественное состояние (рлспрострлняти). Глаголы отрекляти и рлсчищлти являются синонимами в значении «очищать» [4, с. 207]. Однако в высказывании они вступают в смысловые отношения, которые обусловливают появление контекстуальных сближений: отрекляти место (от глагола отьтр4кити [5, с. 819]) и монлстырь рлспрострлняти указывают на процесс расширения, распространения территории для устроительства обители, а сочетания с инфинитивом от-с4клти л4съ и подолiе рлсчищлти обозначают очищение территории от лесного массива. Таким образом, в предложении раскрывается концептуально важный для жития топос основание обители, монастыря. Фигуры хиазма, когда чередуется пост- и препозиция прямого дополнения при инфинитиве - отрекляти м4сто и монлстырь рлспрострлняти, отс4кл-ти л4съ и подолiе рлсчищлти, параллелизм конструкций со сходной словообразовательной структурой глаголов в форме инфинитива (первые слова в рядах пар образованы с помощью префикса от- со значением отделения, вторые -с помощью приставки рлс- с семантикой распространения), прием гомеотелевтона, то есть
созвучия окончаний глагольных форм, ритмизирующий высказывание, создают условия для реализации полноты выражаемого смысла.
Инфинитив в составе структурно-семантического бинома Vf + inf в текстах житий используется с глаголами субъектного перемещения (ехлти, изыти, поити, стеклтися), направленного перемещения, ориентированного относительно конечного пункта (прие\лти, приити), проникновения субъекта куда-либо (входити), указывая на цель движения. Например: въ пустыню сию жити приидосте, лще рлкотлти когу пришли есте (ЖСР, с. 318); Е\ожлху в млнлстырь поклонитися церкви (ЖАР, с. 186); Игуменъ же прииде в келью ко лрхиепископу Феодосию кллго-словитися (ПФ, с. 116); Мы вси приидохом зде нлстлвитися к нлшему сплсению (ЖЗСС, л. фкв) и др. В этих случаях функциональная семантика зависимого инфинитива участвует в экспликации смыслов смиренномудрие, вера и молитва, в описании поступков и поведения героев, связанных с церковной жизнью, религиозными деяниями.
Чаще всего инфинитив в составе структурно-семантических биномов выражает модальные значения возможности, желательности, долженствования или необходимости. В старорусских житийных текстах зафиксированы следующие конструкции: Vf (mod) + inf, Part (mod) + inf, Adv (mod) + inf, N (mod) + inf, Adj (mod) + inf. При реализации возможности глаголы в форме инфинитива выступают с семантикой перемещения объекта, физического воздействия на объект, созидательной, интеллектуальной, речевой деятельности, бытия, владения. Замечено, что, примыкая к формам глаголов (въз)мощи, смети, дерзнути, (недо)умети и др. в составе структурно-семантического бинома Vf (mod) + inf, а также в сочетании с предикативным наречием мощно в составе бинома Adv (mod) + inf, зависимый инфинитив является устойчивым, повторяющимся элементом текста для раскрытия топоса самоуничижение агиог-рафа. При этом обращает на себя внимание регулярность выражения модального значения невозможности выполнить действие, связанной с сомнением автора, с признанием собственного несовершенства агиографа. Например, в Слове о житии Великого князя Дмит-
рия Ивановича: Аз же, недостойный, не възмогох твоему прлвосллвному господь-ству по достоянию похвллы приложити
(СЖД, с. 228); в Повести о житии царя Федора Ивановича: ...но Благочестивых сих сл-модержлвнийших цлрей доБродетелем ве-личествл по достоинству изповедлти не могутъ (ПЖФИ, с. 74); Или кто дерзнет коснутися повесть состлвити о святемъ его житии? (ПЖФИ, с. 78) и др. Модальная семантика возможности зафиксирована при использовании зависимого инфинитива в составе бинома Adj (mod) + inf. Значения перемещения, помещения, речевой деятельности, бытия, эмоционального состояния, межличностных отношений осложняются в этих случаях субъективно-модальными оттенками возможности выполнить действие, обусловленной внешними обстоятельствами, причинами физического или психического порядка; способности, связанной с наличием (или отсутствием) у субъекта соответствующих навыков, умений, определенных качеств. Например, в Житии Георгия Нового: Аз бо готова есмь зл Имя Христл моего пострлдлти и до пос-ледняго издыхлнил! (ЖГН, с. 540); Сил бо вся готова есмь сллдц4 подъяти зл любовь Христл моего (ЖГН, с. 538). Прилагательное готовъ, а также глаголы пострлдлти и подъяти в составе предложно-падежных конструкций с предлогом зл и существительными сакрального значения (зл Имя Христл, зл любовь Христл) употребляются для экспликации топоса желание пострадать за Христа, раскрывающего тип святости мученичество. Контекстуальные уточнители до последняго издыхлнил в первом примере и сллдц4 - во втором подчеркивают степень интенсивности процессуального признака, обозначенного глаголами в форме инфинитива.
Желательность реализуется в текстах рассматриваемых житий, когда инфинитив выступает в составе биномов Vf (mod) + inf, N (mod) + inf, Part (mod)+ inf, Adj (mod) + inf. В этих случаях лексическая семантика рассматриваемой формы связана с обозначением перемещения, помещения, физического воздействия на объект, созидательной, интеллектуальной, речевой и социальной деятельности, владения, межличностных отношений и др.
Отмечено, что неопределенная форма глагола расширяет свои сочетаемостные возможности в текстах XVI - начала XVII в. при экспликации данной модальной семантики, обнаруживая способность примыкать к наречиям угодно, довол4е в составе бинома Adv (mod) + inf.
Проанализированный массив фактов позволяет говорить о функционально-семантической способности инфинитива выступать одним из регулярных средств экспликации топосов, репрезентирующих различные типы святости. Так, святительский подвиг Стефана Пермского раскрывается глаголами в форме инфинитива со значением физического воздействия на объект, графической передачи информации, восприятия, речевого воздействия, социальной деятельности, эмоционального состояния, владения, межличностных отношений и др., когда неопределенная форма глагола примыкает к словам, характеризующим восприятие и мышление, и выступает в составе структурно-семантического бинома Vf (mod) + inf , где Vf - это глагол в модальным значением желательности как намерения, стремления осуществить действие; инфинитив примыкает к деепричастию в составе бинома Part (mod) + inf, в этих случаях высказывание осложняется субъективно-модальными оттенками собственно желания, интенсивного желания, стремления. Названные средства играют важную роль при выражении смысла топосов прение с волхвом и описание жестоких действий язычников. Например, в Житии Стефана Пермского: оумыслишл огнем немлстивно въ смерть въгнлти (ЖСП, с. 20); восхотешл сотворити злплление рлкоу кожию (ЖСП, с. 20); состреляти жлдлхоу (ЖСП, с. 25); хо-тяхоу ссещи (ЖСП, с. 27); хотя рлзврлти-ти веру христилньскоую (ЖСП, с. 42). Данные значения релевантны также при выражении топоса желание просветить народ, реализуемого в том же Житии: и того рлди и грлмотоу пермьскЬю сотвори, понеже ^4ло желлше и велми хотлше еже шествовлти къ Перми, и оучити люди некрщныя, i юкрлфлти нев4рныл члкы, и приводити са къ Хоу БгЬ въ в4роу хртУлньскоую (ЖСП, с. 8) и др. Из приведенных примеров видно, что Епифаний Премудрый для выражения различных оттенков желательности ис-
пользует синонимы смлтряти - помыслити -оумыслити - хотети - въсхотети - жлдл-ти - желлти, функционально дифференцируя названные глаголы.
В составе структурно-семантического бинома N (mod) + inf инфинитив может примыкать к существительному с лексическим значением желания. Это зафиксировано в житиях при выражении топоса смиренномудрие, релевантного для типа святости преподобничество, например, в Житии Авраамия Ростовского: окычяи ко имя-ше преподокнныи по вся дни тружлтися нл крлтью (ЖАР, с. 186). Семантика существительного окычли, к которому примыкает инфинитив, а также контекстуальный уточнитель по вся дни указывают на постоянность, привычность обозначенной глаголом деятельности и являются важным смысловым компонентом описания сложившегося уклада, образа жизни преподобного: Авраамий Ростовский, несмотря на сан архимандрита, не возвышал себя и не гнушался работать на братию, выполняя обыденные дела.
Модальная семантика долженствования реализуется инфинитивом в составе широкого круга структурно-семантических биномов Vf (mod) + inf, N (mod) + inf, Part (mod)+ inf, Adj (mod) + inf, Adv (mod) + inf. При этом обращает на себя внимание частотность случаев примыкания инфинитива к безличным глаголам подо-клти, достоити, краткому прилагательному должен, модальному предикативу л4по, употребление которых способствует выражению внутреннего долга или обязанности субъекта совершить действие, продиктованное особым отношением к кому-, чему-либо, моральными нормами поведения субъекта. Лексическое наполнение инфинитива связано с функционированием глаголов интеллектуальной, речевой деятельности, межличностных отношений. Например, в Житии Сергия Радонежского: подоклше и отинудь съ стрлх удокь молчяти и нл уст4х своих пръстъ положити, свед4дущу свою немощь, л не износити от устъ глл-голъ, еже не по подокию, ниже продръзлти нл сицевое нлчинлние, еже чрез свое достояние (ЖСР, с. 260-262), где сочетания с неопределенной формой глагола участвуют в реализации топоса самоуничижение агиографа. Конструкции с зависимым инфинитивом выступают средством создания традиционных словесных формул, с помощью которых книжник чаще
152 Н.А. Стародубцева. Функциональная семантика инфинитива как смыслообразующее средство
всего в начальной части жития говорит о необходимости прославить деяния героя, например, в Тучковской редакции Жития Михаила Клопс-кого: Плче мы долъжни похвлляти же и по-читлти святых (ТЖМК, с. 164); в Житии Се-рапиона, архиепископа Новгородского: Л4по ми в нлстоящем плетении гллгол помянути и исповедлти подрокну житие сего венечникл (ЖСН, с. 152) и др. Названный смысл реализуется также значением необходимости как целесообразности в составе бинома Adv (mod) + inf. Например, в Повести об Ионе, архиепископе Новгородском: Еспомянути и кллженнлго нл-шего плстыря Иону докро понемллымъ словом (ПИН, с. 350). Кроме того, семантика необходимости представлена в старорусских житиях субъективно-модальными оттенками необходимости осуществить действие субъектом в своих интересах или в интересах субъекта и другой стороны, что зафиксировано в случаях использования инфинитива, характеризующего созидательную, интеллектуальную, речевую деятельность, бытие и др., в составе структурносемантических биномов Vf (mod), N (mod) + inf.
Анализ функционально-семантических свойств зависимого инфинитива позволяет говорить о том, что данная языковая единица играет смыслообразующую роль в старорусских житийных текстах конца XIV -начала XVII в., участвуя в выражении определенных словесных формул, повторяющихся содержательных элементов текста, составляющих своеобразный каркас жития - топосов, репрезентирующих типы святости преподобничество, святительство, мученичество, святые жены, юродство, столпничество.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено в рамках госбюджетной темы ГБ 1.4.05.
2 В качестве источников были избраны следующие старорусские жития конца XIV - начала XVII в.: ЖСР - Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. - М., 1981. - С. 256-429; ЖСП - Жит1е святаго Стефана епископа Пермскаго. - С.-Петер-бургъ, 1897; ПИН - Повесть об Ионе, архиепископе новгородском // Памятники литературы Древней Руси. II половина XV века. - М., 1982. - С. 350-375; ЖСН - Житие Серапиона, архиепископа Новгород-
ского (цит. по: Моисеева Г.Н. Житие новгородского архиепископа Серапиона // ТОДРЛ. - М.; Л., 1965. - Т. 21. - С. 152-165); ПФ - О преставлении старца Феодосиа, бывшаго архиепископа Великаго Новаго града и Пскова, и о житии его вкратце. Благослови, отче. Стихъ. Прейде къ в4чным обителем Феодосий февр. 26 // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. - СПб., 2005. -С. 114-121; СЖД - Слово о житии Великого князя Дмитрия Ивановича // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. - М., 1981. -С. 208-229; ПЖФИ - Повесть о житии царя Федора Ивановича // Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI - начало XVII вв. - М., 1987. - С. 74-129; ЖСК - Жипе преподобнаго Стефана Комельскаго // Памятники древней письменности. - Т. LXXXV -СПб., 1892. - С. 5-23; ЖАР - Житие Авраамия Ростовского // Тихомиров М.Н. Описание Тихомиров-ского собрания рукописей. - М., 1968. - С. 184-188; ТЖМК - Тучковская редакция Жития Михаила Клопского // Дмитриев Л.А. Повести о житии Михаила Клопского. - М.; Л., 1958. - С. 141-167; ЖЗСС-Житие Зосимы и Савватия Соловецких // Велишя Минеи Четш. - Тетрадь II. - дни 1-8. - М., 1912; ЖГН - Житие Георгия Нового // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. -М., 1986. - С. 530-545 - далее при цитировании в круглых скобках указывается номер страницы (листа).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колесник, С. В. Функции зависимого инфинитива со значением объективной модальности возможности/невозможности осуществления действия в публицистическом тексте (на материале статей М.Е. Салтыкова-Щедрина) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Колесник. - Волгоград, 1997.
2. Осетров, И. Г. К вопросу о некоторых синтаксических реализациях зависимого инфинитива / И. Г. Осетров // Грамматические классы слов. -Тамбов, 1979. - С. 32-36.
3. Русская грамматика : в 2 т. Т. II. - М., 1980.
4. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): в 10 т. Т. VI. - М., 2000.
5. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам / И. И. Срезневский. - СПб., 1902. - Т. II.
6. Сухотин, В. П. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. Глагольные словосочетания / В. П. Сухотин. -М., 1960.
7. Тупикова, Н. А. Функции глагольной лексики в форме инфинитива в русской демократической публицистике середины XIX в. / Н. А. Тупикова. - Тогап, 1988.