Научная статья на тему 'Функциональная самодиагностика курсового офицера как фактор успешного управления процессом адаптации к обучению'

Функциональная самодиагностика курсового офицера как фактор успешного управления процессом адаптации к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М В. Сидорова, И Ю. Кретова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная самодиагностика курсового офицера как фактор успешного управления процессом адаптации к обучению»

ловой зрелости): глубокие знания психологии, непримиримость к равнодушию, терпимость к непривычному и др.;

— блок «духовная культура, нравственный облик»: твердые нравственные убеждения, демократизм в общении, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, внимание и доверие к людям, порядочность, потребность жить интересами и нуждами людей, способность к совместной работе, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства и др. (2).

Р. Пегрунева, Н.Дулина, В. Токарев (6) в решении вопроса о требованиях, предъявляемых к специалисту в современных условиях, исходят из параметров, включенных во все существующие модели специалиста: а) требования к специалисту, предъявляемые характером решаемых производственных задач; б) необходимыезнания и умения; в) специфические моральные и психологические качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности. Составляющие части модели специалиста:

Профессиональные — высокий профессионализм; способность к профессиональной адаптации; способность к последипломному образованию (повышению квалификации); способность к интеграции со специалистами смежных и других специальностей.

Социально-психологические — умение управлять трудовым коллективом; умение организовывать производство и людей; знание законов социально-экономического развития общества и умение применять их на практике.

Личностные — понимание сущности и социальной значимости своей специальности; следование этическим и правовым нормам общества; наличие аксиологических устремлений (идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.); знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике; способность принимать решения и нести за них ответственность; наличие харизматических качеств: справедливости, сочувствия, готовности помочь, единства слова и дела, любви к семье и др.; наличие личного социального и производственного опыта, способность учитывать в работе чужой опыт.

Творческие (креативные) — творческое отношение к работе; наличие эстетических устремлений и идеалов.

Как видно, современные квалификационные характеристики специалиста наиболее полно удовлетворяют только профессиональным требованиям, в основном — социально-психологическим, и совсем незначительно обеспечивают личностные и творческие качества. Выход из сложившейся ситуации авторы видят в трансформации цели образования (отход от недиагностичной области) и перестройке учебного процесса таким образом, чтобы преподавание дисциплин «п???-опяло свести к минимуму низшие проявления человеческой природы (бездуховность, пренебрежение этическими нормами общества, отсутствие интереса к людям и жизни и т.д.)». Дипломированный специалист должен отвечать следующим морально-психологическим качествам: следовать этическим нормам общества, проявлять интерес к людям и жизни, должен обладать такими качествами, как духовность, толерантность и др. Подобным же образом представляют себе цели и задачи образования и ряд других педагогов. В.Д. Шадриков (8) полагает, что одной из задач, стоящих перед образованием, является

воспитание личности, конструктивно мыслящей, личности, допускающей множественность истин и считающей это естественным явлением, личности, которая уважает позицию другого, личности терпимой, нравственной. J1. Попов (7), придерживаясь этой же точки зрения, считает, что стержнем всего воспитания является процесс формирования нравственной культуры, без овладения основами которой трудно представить себе «классного специалиста», у которого нравственная культура становится одним из основных компонентов культуры профессиональной. В. Айнштейн (1) делает акцент на нравственную сторону воспитания, на воспитание нравственной личности, под которой он понимает личность, обладающую высокими моральными качествами, гражданственностью. Так или иначе, все упомянутые точки зрения сходятся в одном: целью современного образования является формирование личности культурной, морально подготовленной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — С.75-82.

2. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пос. — М.: Высш. шк., 1990.— 142с.

3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высш.шк., 1990. — 304с.

4. Образование в поисках человеческих смыслов: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.В. Бондаревской. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 216с.

5. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Изд-во Моск. VH-та, 1986. — 303с.

6. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования II Высшее образование в России. 1998. — №3,— С. 40-46.

7. Попов Л. Воспитание без этики? // Высшее образование в России. - 1996. — № 3 — С.55.

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способность: (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»), — М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. — 287с.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ САМОДИАГНОСТИКА КУРСОВОГО ОФИЦЕРА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Канд. пед. наук М.В. Сидорова, И.Ю. Кретова, психолог-инспектор

Орловский юридический институт МВД России

Подготовка будущих офицеров ОВД в учебных заведениях МВД России организована таким образом, что за время обучения курсант проходит службу и одновременно получает знания, предусмотренные федеральным образовательным стандартом для всех вузов. Кроме того, он приобретает умения, навыки и качества, необходимые в профессиональной деятельности сотрудника ОВД в ходе службы. Комплектование высших учебных заведений МВД производится

преимущественно доармейской молодежью (90%), юношами и девушками, только что вышедшими из стен общеобразовательной школы и имеющими смутное представление о службе в ОВД. Поэтому новые формы поведения, соблюдение строгой служебной дисциплины, жесткая регламентация режима учебы, службы, быта и отдыха — все это представляет серьезные трудности на начальном этапе процесса обучения. В силу этого необходима целенаправленная работа педагогического коллектива по адаптации курсантов с первых дней их обучения в вузе силового ведомства.

Центральной фигурой, способствующей успешной служебной и социальной адаптации курсантов, выступает курсовой офицер. Наряду с осуществлением управленческой и учебно-воспитательной функций, он реализует и дисциплинарные функции — специфические действия, необходимость которых в каждом конкретном случае диктуется состоянием служебной дисциплины в подразделении.

В целом перед курсовым офицером стоят конкретные педагогические задачи:

1) подготовка и повышение профессионального уровня подчиненных;

2) воспитание добросовестного отношения к службе;

3) формирование благоприятного социально-психологического климата, атмосферы доверия и доброжелательности в коллективе.

Как видим, для эффективного взаимодействия с курсантами курсовому офицеру необходи 1 психолого-педагогические знания, умения и личностные качества. Эти характеристики составляют педагогическую культуру, специфика которой состоит в том, что психолого-педагогические знания существуют на уровне представлений офицера об общих задачах службы, конкретных людях, а также средствах, формах и методах воздействия на них.

Педагогические умения включают в себя гностический, организаторский и коммуникативный компоненты. Они позволяют офицеру правильно анализировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности своего подразделения, организовывать работу свою и работу своих подчиненных, мобилизовать их на достижение положительного результата в совместной деятельности, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с курсантами.

Личностные качества офицера включают в себя четыре основные группы качеств: характеризующих профессиональную и педагогическую направленность; нравственное содержание, такт; культуру речи.

Какими бы замечательными качествами ни обладал офицер, они не могут зеркально или механически отразиться в характере курсантов. Для этого нужна продуманная методика, и тут офицер выступает не только примером для подражания, но и организато-рдм будничной воспитательной работы. На практике не| всегда все идет гладко: бытуют разного рода просчеты и педагогические ошибки, не хватает педагогической образованности.

Изучая причины нарушений дисциплины в подразделениях, мы пришли к выводу: значительная часть дисциплинарных проступков курсантов — это закономерный финал изначально порочных методов воспитания. В ряде подразделений до трети пререканий младших со старшими возникает в тех случаях, когда сами курсовые офицеры допускают бестактное

отношение к курсантам. Назовем наиболее часто встречающиеся у офицеров ошибки: неуважительное отношение к курсанту; искушение быть непререкаемым авторитетом во всех вопросах; игнорирование мнения коллектива; неумение и нежелание правильно строить свои служебные и неслужебные отношения; отсутствие педагогического такта. Подтверждением тому служат полюбившиеся некоторым «воспитателям» такие авторитарные приемы, как «взрыв с немедленным наказанием», «демонстрация силы и власти», «угроза последующим воздействием».

Избежать таких ошибок курсовой офицер может за счет удержания себя от непродуманных, импульсивных, преждевременных решений и действий. Даже в экстремальной обстановке нельзя забывать о сдерживающем контроле над собой, своими эмоциями, необходимости проявлять выдержку и самообладание.

Поэтому, реализуя целевую программу адаптации младшекурсников в вузовском обучении, мы начинали с самодиагностики педагогической грамотности офицера. Офицер понимал при этом, что не только владеет большим и разнообразным арсеналом воспитательных влияний на курсанта, но и использует в своей деятельности систему функциональной самодиагностики.

Известно, что любая социальная организация наносит отпечаток на ценности, отношения, взаимодействие, деятельность ее членов. Формы контроля за соблюдением прав и обязанностей в организации, к которой принадлежит человек, и корпоративная культура организации имеют для него личностное значение и свой психологический подтекст. Они влияют на формирование жизненных планов и перспектив, определение стратегических и тактических целей, операциональное решение задач профессиональной деятельности.

В ряде исследований (М. Вебер, ГТ.М. Блау) доказано, что организация, функционирующая в режиме жестко заданных целей, четко расписанной уставной иерархии прав и обязанностей, нуждается в жестком административном контроле за соблюдением вла-стно-раздельных полномочий. В силу этого нарастают административные решения, инструкции и циркуляры, расписывающие и детализирующие систему действий, ролей, деятельность человека в целом. При этом резко увеличивается социальная дистанция между руководителями и подчиненными, четко обозначаются пирамида действий и уровень власти руководителя. В силу этого он, в частности курсовой офицер, зачастую преувеличивает свои властные возможности, а подчиненные ему курсанты предпочитают не брать на себя ответственности, стремятся не принимать самостоятельных решений. Специализация обязанностей затрудняет решение общих задач, возникает опасность пассивной адаптации и формирования приспособленчества, снижается потребность в творчестве. Подчинение жестким требованиям ведет к развитию у курсантов потребности «не быть отличным» (Э.Фромм) и добровольно меняться лишь в соответствии с изменениями основных линий, т. е. приспосабливаться к нормам, заданным социальной средой, любой ценой и любыми средствами.

В социальной организации с резко разграничительной линией в обязанностях между руководителями и подчиненными возникает расхождение в статусах, нарастает амбивалентность в отношениях, появ-

ляется дисфункциональное и конфликтное поведение. Тем самым атмосфера профессионального сотрудничества в адаптации младшекурсников осложняется. Появляются малые группы, радикализирующие установки в организации, снижается уверенность курсантов в собственном статусе и престиже. В итоге уменьшаются профессиональная и личностная идентификация с организацией ОВД, формализуются принятие решений действующими лицами, нарастает их отчуждение друг от друга. Такая организация системы обучения снижает возможности профессионального роста и непрерывной самообразовательной деятельности младшекурсников, поскольку теряется способность к адаптации обучающихся к будущей профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Снять такие неблагоприятные тенденции в образовательном учреждении системы МВД может системное использование методов функциональной социально-дидактической самодиагностики в деятельности курсового офицера, включая как начинающих молодых офицеров, так и проработавших в организации длительное время. Самодиагностика помогает им адекватно оценить соответствие исполняемой деятельности их творческому потенциалу и способностям к педагогической деятельности. Курсовым офицерам, работающим на младших курсах, предлагался адаптированный нами вариант теста функциональной педагогической диагностики, разработанного Н.Ф. Масловой.

В рамках специального семинара — педагогического практикума — нам было важно проанализировать трудности каждого командира и воспитателя, представить реальные успехи их личностной самореализации в служебно-педагогической деятельности, тем самым выработать оптимальный стиль педагогического взаимодействия с младшекурсниками.

Приведем краткое описание педагогического назначения оцениваемых функций профессионально-педагогической деятельности офицеров-воспитателей в вузе МВД.

1. Осмысление и последующее развитие на этой основе диагностической функции предусматривает владение курсовым офицером определенным объемом знаний и умение использовать социально-психологические и психолого-педагогическИе методики изучения личности и условий ее воспитания, образования и самосовершенствования.

2. Организаторская функция позволяет решать комплекс задач по включению младшекурсников в разнообразные виды деятельности и социального взаимодействия в учебно-служебном коллективе. В успешном варианте реализации она помогает компоновать учебно-служебную деятельность с учетом различных задач профессиональной подготовки и личностного самосовершенствования специалиста. Кроме того, это позволяет учитывать требования служебной дисциплины, режим времени в планировании и исполнении учебно-служебной деятельности, развивает командирские качества и навыки обучаемых в системе уставных и деловых отношений.

3. Социально-воспитательная функция отражает владение командиров системой гражданско-правового, духовно-нравственного, эмоционально-волевого, спортивно-физического и культурно-досугового воспитания личности сотрудника ОВД, учебно-служебных коллективов на младших курсах. Эта функция включает умение курсовых офицеров переводить социальные цели воспитания в собственную деятель-

ность младшекурсников по самосовершенствованию, профессиональному, духовно-нравственному и социальному самовоспитанию.

4. Коммуникативная функция включает анализ офицером своих способностей, умений в искусстве и технике общения, что помогает ему обеспечивать микроклимат сотрудничества и взаимодействия как с обучаемыми младшекурсниками, так и руководителями. Она позволяет творчески решать задачи общекультурного, гражданско-правового, эмоционально-воле-вого, духовно-нравственного и специального совершенствования как младшекурсников, так и самих курсовых офицеров.

5. Информационно-ориентационная функция требует от курсового офицера соответствующих знаний и умений в отборе информации, в ее предъявлении обучаемым и подчиненным в целях их успешного воспитания и адаптации к вузу, образования,развития и психологической подготовки к решению профессиональных задач сотрудника ОВД.

6. Стимулирующая функция предусматривает мобилизацию обучающихся на решение поставленных задач. Эта функция при последующем самообразовании офицера в этом плане включает координацию внешних стимулов и внутренних установок, анализ намерений, интересов, способностей самой личности в овладении профессиональными ролями сотрудника ОВД. Она реализуется в различных формах индивидуального и коллективного поощрения, в положительной или отрицательной оценке результатов учебно-служебной деятельности.

7. Образовательная функция требует от командира знаний и навыков в проектировании, построении, организации и коррекции деятельности по обучению, образованию и самообразованию курсантов. Она включает умения курсовых офицеров композиционно строить соответствующие занятия по подготовке и самоподготовке с учетом системы действующих предписаний, учебных программ, форм организации учебного времени и времени самоподготовки на младших курсах в связи с уровнем подготовленности обучающихся, конкретной учебной задачей, современной технологией личностного ориентированного обучения.

8. Конструктивно-преобразовательная функция предусматривает умение курсового офицера дифференцировать содержание и методику проведения самоподготовки, проводить воспитательные и специально-тренировочные занятия, учения, упражнения с учетом учебно-служебной, физической подготовки личного состава. Она включает способность офицера выбирать на младших курсах оптимальную стратегию и тактику адаптационног о обучения и воспитания с целью устранения недостатков в состоянии служебной дисциплины и развития личности обучающегося младшего курса.

9. Аналитическая функция необходима для выявления достигнутого уровня развития, образования, воспитания, морально-психологической подготовки будущих сотрудников ОВД, а также для изучения собственного и передового педагогического опыта. Она важна в целях планирования последующей системы воспитательно-образовательной деятельности с учетом успехов и недостатков учебно-служебной деятельности на данном курсе, с учетом знания морально-деловых проблем личного состава учебных групп.

Курсовому офицеру предлагается не только описание профессионально-педагогических умений, спо-

собностей. действий, необходимых ему для успешной реализации представленных функций в адаптационный период обучения на 1-2 курсах. Беспристрастно оценив себя по каждому из них и использовав для этого 9-балльную шкалу (9 — высшая оценка, 1 — низшая), им необходимо внести свою оценку в графу самооценки. После того, как подсчитаны баллы самооценки, на совместном методическом семинаре-практикуме курсовых офицеров обсуждаются итоги самодиагностики. В ходе диалога вырабатываются пути повышения их педагогического мастерства, тем самым выбираются средства успешной организации ими процесса адаптации в работе с курсантами.

После самооценки курсовые офицеры подсчитывают общее количество баллов по каждой функции. Сравнение суммарной самооценки выполнения разных функций показывает степень развитости их педагогического мастерства, а анализ и обсуждение падающих параметров в рамках семинара-практикума позволяет увидеть их динамику, намечать направления в педагогическом самообразовании, чем и обеспечивается и самосовершенствование командиров в педагогической работе на младших курсах.

Кроме самооценки, на практике важно использовать и оценку выполняемых специалистом функций коллегами. Это помогает выявить серьезные резервы социально-педагогического совершенствования деятельности и Я-концепции командно-преподаватель-ского состава вуза МВД, развивать их профессиональ-но-педагогическое мастерство.

Таким образом, функциональная самодиагностика курсовых офицеров становится важным условием развития их педагогического творчества и фактором динамического управления процессом более качественной подготовки с позиций педагогической взаимоадаптации командиров (курсовых офицеров) и младшекурсников, включенных в саморазвитие своей личности с первых дней профессиональной подготовки в вузе МВД.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

Канд. пед. наук С.И. Булах

Барнаульский юридический институт МВД России

Обучение и воспитание — единый процесс, обеспечивающий развитие человека как самоорганизованной системы в саморазвивающуюся. Саморазвитие осуществляется за счет приобретения двух свойств, во-первых, гуманистического субъекта, что дает возможность человеку самому определять цели совершенствования себя и окружающего мира. Вторым свойством является индивидуальность, которая характеризуется опытом и спо-

собностями и реализуется в общественно-полезной практической деятельности. Процесс развития личности курсанта обеспечивается в общей системе руководства педагогической деятельностью, включающей различные воздействия на личность и коллективы. Это возможно при соответствующем руководстве в целом учебно-воспитательным процессом, которое в совокупности с методами воспитания обеспечивает реализацию цели развития нравственного сознания личности.

Для преобразования объекта в субъект и приобретения индивидом индивидуальности, прежде всего, необходимы принципиально новые условия педагогического общения и взаимодействия, основанные на личностно ориентированном подходе и реализуемые как в процессе проведения занятий, так и во внеучеб-ное время. Поэтому необходимо осуществлять педагогические мероприятия по управлению процессами восприятия и усвоения информации, адаптации курсантов к условиям обучения в вузе и службы в ОВД, формированию служебных коллективов и развитию нравственного сознания.

Основное значение в формировании нравственного сознания личности имеет воздействие общественного бытия, реальных нравственных отношений, моральной практики общества, субъектом которой становится курсант. Подчеркнем, что носителем нравственного сознания здесь является формирующаяся личность, специфика которой состоит в ее направленности на учение, усвоение опыта и традиций органов внутренних дел и опыта старших поколений в целом. Поэтому ведущая роль в формировании нравственного сознания курсанта принадлежит организованному учебно-воспитательному процессу. Учитывая это, мы представляем процесс формирования нравственного сознания курсанта как педагогически управляемое взаимодействие между общесоциальными факторами, в первую очередь средствами массовой информации (СМИ), воздействующими на сознание личности, организованным педагогическим влиянием и ее собственной активностью в овладении нравственным опытом и регуляции своего поведения. Д результате у него формируются внутренние механизмы нравственной саморегуляции поведения.

Педагогическое руководство этим процессом предполагает, что он приводится в движение социальными, психологическими и педагогическими механизмами.

Социальный механизм — это механизм воздействия общественного бытия и общественного нравственного сознания на нравственное сознание личности, осуществляемого с помощью СМИ. Основная его функция состоит в том, чтобы обеспечить как можно более полное воздействие на курсанта объективных нравственных отношений и системы общественных нравственных требований к личности, моральных норм и тем самым привести в движение внутренние механизмы усвоения ею нравственного опыта российского общества, его идеологии и морали.

Психологический механизм — это механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает активность личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формировании собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение курсанта в моральную деятельность.

Педагогический механизм — это механизм педагогического управления учебно-воспитательным про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.