Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN315.pdf
УДК 371.2
Семенова Диля Гумаровна
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Россия, г. Магнитогорск Кафедра «Документоведения и архивоведения»
Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Функциональная направленность педагогического мониторинга в системе образования
Аннотация. В данной научной статье анализируется функциональная составляющая педагогического мониторинга, поскольку в последнее время мониторинг активно внедряется в педагогическую практику, что ставит перед педагогической наукой задачу его теоретической и методической разработки. На основе анализа функции педагогического мониторинга автором были определены его основные функции, характерные для мониторинга в системе образования. В образовательном процессе мониторинг применяется для регулярного наблюдения за процессом обучения, системой сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательном процессе, с целью выявления и оценивания его результатов, а также принятие управленческих решений по регулированию и коррекции в соответствии с прогнозируемыми результатами. Подобный интерес к данной проблеме вызван тем, что педагогический мониторинг рассматривается как достаточно широкое понятие, включающее в себя множество составляющих компонентов, в связи с чем, можно говорить о полифункциональности педагогического мониторинга как процесса, который как инструмент отслеживания и оценки результатов какого-либо процесса, обладает комплексом функций, обеспечивающих в единстве достоверность исследуемых объектов. Автором также были изучены мнения ученых на определение понятия «педагогический мониторинг», представлено несколько точек зрения, что позволяет более детально изучить исследуемую проблему.
Ключевые слова: мониторинг; педагогический мониторинг; система образования; функции мониторинга; информация; наблюдение; диагностика; оценка; контроль; коррекция.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Семенова Д.Г. Функциональная направленность педагогического мониторинга в системе образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
1
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
В широком смысле мониторинг основывается на получении и переработке информации. Буквально мониторинг понимается как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» [1, с. 503]. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.В. Дмитриева «мониторинг» понимается как «регулярное наблюдение за развитием и изменением какого-либо процесса, состояния, явления, их оценивание и прогнозирование» [10, с. 604]. В большом толковом психологическом словаре понятие «мониторинг» трактуется как «осмотр или наблюдение. Мониторинг может проводиться в отношении ... людей, чтобы наблюдать за их поведением, или в отношении себя, чтобы оценить свои собственные внутренние процессы когнитивного или эмоционального плана» [2, с. 459].
Попытки определить содержание понятия «мониторинг» предпринимают практически все авторы, поднимающие связанные с мониторингом проблемы, в связи с чем, представляется необходимым сопоставить мнения исследователей, определяющих содержание понятия «мониторинг».
А.Н. Майоров в своей книге «Мониторинг в образовании» предлагает наиболее «точное и универсальное», с его точки зрения, определение данного понятия. Он пишет, что «мониторинг - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития» [5]. Для А.Н. Майорова мониторинг - это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.
По мнению Т.А. Строковой, мониторинг выступает как последовательное осуществление сбора, обработки, систематизации, анализа, оценки и интерпретации собираемой информации о состоянии необходимого объекта; прогноза его дальнейшего функционирования и развития и выработки коррекционных мер» [9, с. 36].
Т.А. Стефановская пишет, что «педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития)» [8]. Примером осмысления опыта преподавания на разновозрастной группе представляется материал об «учении с увлечением» педагогов Магнитогорского государственного технического университета [6].
В исследованиях Н.В. Абрамовских, В.Г. Горба, Н.И. Кочетовой, А.И. Куприной, И.Б. Охрименко, Г.С. Созоновой и др. педагогический мониторинг рассматривается как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Ученые выделяют следующие компоненты педагогического мониторинга образовательного уровня учащихся: определение целей обучения (как конечных, так и промежуточных); выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; оценку или иной способ
2
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
выражения результатов проверки. Обязательным условием реализации этого процесса является взаимосвязь всех компонентов.
Несколько иначе сущность педагогического мониторинга трактует В.В. Репкин. По его мнению, при введении педагогического мониторинга основное внимание направляется на процессуальные характеристики учебной деятельности, то есть на особенности течения самой деятельности (ее трудности, препятствия, искажения). Способы сбора информации в системе мониторинга и основание требований к организации наблюдения за учебной деятельностью выбираются с учетом существующих научных представлений об объекте мониторинга [7].
На наш взгляд, наиболее полное определение дает Г.А. Лисьев: педагогический мониторинг - «это специально спроектированная подсистема непрерывного наблюдения, диагностики, контроля и коррекции, встроенного в систему педагогического управления, выявляющая отклонения от образовательных стандартов, основанная на современных компьютерных и информационных технологиях, а также на методах статистики, обеспечивающая развитие субъектов образования и их взаимодействие» [4, с. 46].
Рассмотрев взгляды исследователей на проблему мониторинга, можно заключить, что при определении данного понятия исследователи сходятся во мнении о том, что мониторинг характеризуется целенаправленным наблюдением за каким-либо процессом и последующим контролем; возможностью сравнения полученных результатов с ожидаемыми, возможностью прогнозирования результатов.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы под педагогическим мониторингом будем понимать систему непрерывного наблюдения, диагностики, контроля за деятельностью педагогической системы, с целью выявления и оценивания результатов ее состояния, а также принятия решений по регулированию и коррекции в соответствии с прогнозируемыми результатами ее развития, основанных на образовательных стандартах.
Исходя из многогранности определения мониторинга, включенности в данное понятие множества составляющих компонентов, его целевой направленности, можно говорить о полифункциональности педагогического мониторинга как процесса. Изучение особенностей мониторинговых исследований в разных сферах теоретической и практической деятельности дает основание также утверждать, что как инструмент отслеживания и оценки результатов какого-либо процесса педагогический мониторинг обладает комплексом функций, обеспечивающих в единстве достоверность такой оценки.
Изучение проблемы мониторинга в педагогике позволяет структурировать данное понятие, выделяя в нем две следующие составные части: во-первых, диагностику со своими методами сбора и анализа информации об объекте исследования и, во-вторых, организационные мероприятия, обеспечивающие ход и эффективное выполнение наблюдения, а также диагностических и контролирующих функций [11, с. 277].
Ученые, изучавшие данное понятие, по-своему видят функциональную направленность педагогического мониторинга (А.С. Белкин, Т.И. Боровская, И.А. Морев, Т.А. Строкова и др.).
Рассмотрим существующие в настоящее время подходы к определению функций педагогического мониторинга. Для определения функций педагогического мониторинга в системе образования представляет интерес позиция А.С. Белкина, выделяющего функции мониторинга в гуманитарной области. Согласно его точке зрения, мониторинг в гуманитарной области выполняет пять основных функций: ориентировочную, конструктивную,
организационно-деятельностную, коррекционную, оценочно-прогностическую.
Охарактеризуем данные функции:
3
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
1) ориентировочная функция обеспечивает получение информации об организации целесообразного взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
2) конструктивная функция дает возможность использовать полученную информацию для организации преобразовательной (конструктивной) деятельности субъектов образовательного процесса;
3) организационно-деятельностная функция позволяет отслеживать результаты практической деятельности субъектов образовательного процесса, составляющей содержание их взаимодействия;
4) коррекционная функция направлена на коррекцию совместных действий субъектов и обеспечивает разрешение различного рода проблем, сложностей, которые возникают в процессе их совместной деятельности и порождены действием как закономерных, неизбежных, так и случайных, сопутствующих факторов;
5) оценочно-прогностическая функция дает возможность оценивать информацию, получаемую субъектами в процессе педагогического взаимодействия, определять эффективности взаимных усилий по достижению образовательного результата, намечать пути развития их взаимодействия в будущем, а также ставить новые цели, задачи, планировать дальнейшую деятельность и разрабатывать механизмы ее реализации.
Как было выявлено, все перечисленные функции находят отражение при организации педагогического мониторинга.
Т.И. Боровская и И.А. Морев в свою очередь, подчеркивают, что функции педагогического мониторинга могут быть как общие, так и частные, в зависимости от уровня и профиля образования [3, с. 91]. Так, к числу основных функций педагогического мониторинга они относят следующие:
1) интегративную, благодаря которой педагогический мониторинг выступает одним из системообразующих факторов развития системы образования и обеспечивает тем самым комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;
2) диагностическую, позволяющую «сканировать» состояние системы образования и фиксировать происходящие в ней изменения с целью оценки данных явлений;
3) компаративистскую, создающую условия для состояний системы образования в целом или различных ее элементов как во времени - состояние системы в разные периоды времени, так и пространстве - возможность сравнения с системами образования или элементами этих систем в других регионах и странах;
4) экспертную, дающая возможность осуществлять экспертизу состояния, концепции, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
5) информационную, согласно которой педагогический мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы образования, необходимой в данном случае для анализа и прогноза состояния и развития системы образования;
4
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
6) прагматическую, заключающуюся в использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих [3, с. 91-92].
Т.А. Строкова основными функциями педагогического мониторинга считает информационную, аналитико-оценочную, стимулирующе-мотивационную, контролирующую, прогностическую и корректирующую, которые исчерпывают спектр предназначений мониторинга и раскрывают его полифункциональный характер [9]. Автор отмечает, что игнорирование какой-либо из этих функций приводит на практике к снижению эффективности управленческих воздействий, предпринимаемых на основе мониторинговой информации, так как она теряет в зависимости от упущенной функции мониторинга системность, свою прогностическую или стимулирующую силу. Кроме того, она подчеркивает, что педагогический мониторинг только в единстве всех выполняемых им ролей может в полной мере реализовать свое назначение: существенно влиять на эффективность управленческой деятельности, наполняя содержанием основные управленческие функции -планирование, организацию, регулирование и контроль.
Таким образом, проанализировав различные точки зрения исследователей на определение функций педагогического мониторинга, нами были выделены характерные функции педагогического мониторинга в системе образования, которые мы в нашем исследовании принимаем за основу. К таковым функциям относятся: аналитическая, информационная, организационно-деятельностная, прогностическая, коррекционная.
Аналитическая функция обеспечивает непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса и его результативностью, прояснение сущности происходящих событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния.
Информационная функция обеспечивает получение информации о состоянии и развитии системы образования, необходимой для анализа и прогноза ее состояния и развития.
Организационно-деятельностная функция позволяет своевременно выявлять изменения, происходившие в образовательной сфере, отслеживать результаты практической деятельности субъектов образовательного процесса, вырабатывать нормы, на основе которых определяется состояние образования.
Прогностическая функция обеспечивает выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции образовательного процесса, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования.
Коррекционная функция направлена на коррекцию совместных действий субъектов образовательного процесса и обеспечивает разрешение различного рода проблем, сложностей, которые возникают в процессе их совместной деятельности на основе корректирующих мероприятий.
5
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой словарь иностранных слов [Текст] / сост. А.Ю. Москвин. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф; ООО «Полюс», 2001. - 816 с.
2. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О) [Текст] / пер. с англ. Ребер Артур. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; «Изд-во Вече», 2003. - 592 с.
3. Боровкова Т.И. Мониторинг развития системы образования [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. Теоретические аспекты / Т.И. Боровкова, И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
4. Лисьев Г.А. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу [Текст]: монография / Г.А. Лисьев, Л.И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 109 с.
5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005.
6. Мусийчук М.В., Макарова А.К., Мусийчук С.В. «Научные каникулы» или
учение с увлечением: размышления над опытом [Текст] / М.В. Мусийчук, А.К. Макарова, С.В. Мусийчук // Психология третьего тысячелетия: II
Международная научно-практическая конференция : сборник материалов. -Том. 1. - Дубна: Издательство: Международный университет природы общества и человека «Дубна», 2015. - С. 287-290.
7. Репкин В.В. Основы психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности [Текст] / В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 13-24.
8. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. -М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
9. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. - 196 с.
10. Толковый словарь русского языка: Ок. 7000 словар. ст.: свыше 35000 значений: более 7000 иллюстрат. примеров [Текст] / под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - С. 1582.
11. Ямалтдинова (Семенова) Д.Г. К вопросу о мониторинге в системе образования / Д.Г. (Семенова) Ямалтдинова // Альманах современной науки и образования: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2 ч. Ч. 2. -Тамбов: «Грамота», 2008. - №4 (11). - С. 277.
Рецензент: Мусийчук М.В., доктор философских наук, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», «Институт педагогики, психологии и социальной работы».
6
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Semenova Dilya Gumarovna
Magnitogorsk state technical University Russia, Magnitogorsk E-mail: [email protected]
Functional orientation of pedagogical monitoring in the education system
Abstract. In this scientific article analyzes the functional component of the pedagogical monitoring, as the monitoring is being actively implemented in teaching practice that poses a pedagogical science, its theoretical and methodological developments. Based on the analysis of the functions of pedagogical monitoring the author defines the main functions of monitoring in the education system. In the educational process monitoring is used for regular monitoring of the learning process, the system of collection, processing, storage and dissemination of information about educational process, with the aim of identifying and evaluating its results, and the adoption of management decisions on the regulation and correction in accordance with predictable results. Such an interest in this problem due to the fact that pedagogical monitoring is seen as a rather broad concept that includes many components, in this connection, we can speak about the multifunctionality of pedagogical monitoring as a process, as a tool to track and assess the results of any process that has a set of features that ensure the unity of the accuracy of the studied objects. The author also examined the opinions of scholars on the definition of "pedagogical monitoring", presented several points of view, allowing a more detailed study of the topic studied.
Keywords: monitoring; pedagogical monitoring; education system; monitoring functions; information; supervision; diagnostics; assessment; control; correction.
7
19PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Big dictionary of foreign words [Text] / originator A.Yu. Moskvin. - M.: JSC Publishing house Tsentrpoligraf; JSC Polyus, 2001. - 816 p.
2. Big explanatory psychological dictionary. T. 1 (А-О) [Text] / the lane with English. Reber Artur. - M.: JSC Publishing house AST; «Publishing house of Veche», 2003. -592 p.
3. Borovkova T.I. Monitoring of development of an education system [Text]: in 2 h. P.1. Theoretical aspects / T.I. Borovkova, I.A. Morev. - Vladivostok: Publishing house of Far East university, 2004. - 150 p.
4. Lisyev G.A. Problem of training of future teachers for pedagogical monitoring [Text]: monograph / G.A. Lisyev, L.I. Savva. - Magnitogorsk: MSU, 2000. - 109 p.
5. Mayorov A.N. Monitoring in education [Text] / A.N. Mayorov. - 3rd prod. - M.: Intelligence Center, 2005.
6. Musiychuk M.V., Makarova A.K., Musiychuk S.V. «Academic vacation» or teaching with passion: reflections on the experience [Text] / M.V. Musiychuk, A.K. Makarova, S.V. Musiychuk // Psychology for the third Millennium: II international scientific-practical conference: proceedings of the. - Vol. 1. - Dubna: Publisher: international University of nature, society and man «Dubna», 2015. - P. 287-290.
7. Repkin V.V. Bases of psychology and pedagogical monitoring in creation of educational activity [Text] / V.V. Repkin, G.V. Repkina, E.V. Zaika // Psychology Questions. - 1995. - №1. - Page 13-24.
8. Stefanovskaya T.A. Pedagogika: science and art [Text] / T.A. Stefanovskaya. - M.: Perfection, 1998. - 368 p.
9. Strokova T.A. Monitoring in school education [Text]: monograph / T.A. Strokova. -Tyumen: Publishing house of TSU, 2007. - 196 p.
10. Explanatory dictionary of Russian: About 7000 entries: over 35000 values: of more than 7000 illustrative examples [Text] / edited by D.V. Dmitriyev. - M.: JSC Publishing House of AST, 2003. - Р. 1582.
11. Yamaltdinova (Semenova) D.G. To the question about monitoring in education / D. G. (Semenova) Yamaltdinova // Almanac of modern science and education: Pedagogy, psychology, sociology and methodology of their teaching: in 2 h. Р. 2. -Tambov: «Diploma», 2008. - №4 (11). - Р. 277.
8
19PDMN315