НАУКА И ОЫАЗОБАНИЕ, 2010, М3 УДК 37. 013.42 (571.56)
Функциональная модель социализации школьников в сельском социуме
Д.К. Охлопкова
Рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие процесс социализации ученика, учителя, родителя. Излагается построение функциональной модели социализации участников образовательного взаимодействия в сельской школе.
Ключевые слова: социализация, функциональная модель, педагогические условия
The article deals with the pedagogical conditions providing the process of socialization of pupil, teacher, parents .The author presents the construction of of functional model of socialization of participants of educational interaction in the secondary school.
Key words: socialization, the functional model, educational conditions.
Процесс социализации личности является актуальной и социально значимой проблемой современного мира. Уровень культуры и качество социализации молодого поколения, его воспитанность и образованность, подготовленность к изменяющимся условиям жизни во многом предопределяют силу и мощь любой страны. Современность мышления молодого поколения, его гражданская ответственность, инициативность, готовность к политическому и социальному выбору внесут значительный вклад в социальный прогресс, в настоящее и будущее страны, дадут возможность выхода из социально-экономического и культурного кризиса.
Социализация - сложный, многоаспектный процесс, в котором тесно переплетены интересы философии, психологии и педагогики. Социальные философы [1, 2] определяют социализацию как процесс, где культура общества передается детям, представителям нового поколения. В ходе этого процесса с младенчества происходит модификация поведения индивидуума, соответствующего социальным нормам и культурным ценностям того общества, к которому он принадлежит, что продолжается на протяжении всей
Психологи [3, 4] значительно шире подходят к проблеме социализации, указывая на то, что именно процессу общения принадлежит особенная и важная роль в обмене идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности. Личность должна развиваться под воздействием коллектива, приобщаться к идейным, моральным, эстетическим, нравственным ценностям коллектива, которые в свою очередь извлекает из коллектива.
ОХЛОПКОВА Дина Константиновна - аспирант каф. социальной педагогики Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, р.т.: (4112)32-61-72, dina [email protected]
Педагоги [5-9] понятие «социализация» отождествляют с путями становления личности, достигающей общественной зрелости и полноправного участия в жизни социальных групп. В.Г. Бочарова определяет процесс социализации следующим образом: «Это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Это то, как усваивается человеком культура; это одновременно и механизм, и процесс, и результат, и следствие; это процесс влияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью включения его в качестве дееспособного, активного, творческого субъекта в системе общественных отношений» [5, с. 102].
Следовательно, согласно философии социализация понимается как стремление личности к самосовершенствованию, развитию своих возможностей и способностей. Согласно психологии взаимодействие субъектов является обязательным элементом любой совместной деятельности, ведущей к самопознанию и самосознанию личности. Педагогика определяет, что процесс социализации изначально присущ человеку с его младенческого возраста, продолжается на протяжении всей его жизни и имеет тенденцию к саморазвитию личности. В контексте данных положений вытекает, что феномен социализации рассматривается в основном как процесс самопознания, самореализации, самовоспитания, самосовершенствования личности. Таким образом, в этом тождественном подходе гуманитарных наук и состоит, на наш взгляд, большая популярность и актуальность, казалось бы, подробно изученной проблемы социализации личности. Благодаря феномену социализации становится возможным существование общества и передача его культуры из поколения в поколение, обеспечивается персонифицированная форма реализации социально-культурных функций.
Анализ теоретической литературы показал, что вопросы теории и практики основ взаимодействия
субъектов образовательно-воспитательной системы в сельском социуме в настоящее время изучены недостаточно. В контексте данных положений мы можем выдвинуть идею о том, что социализация школьников в процессе взаимодействия субъектов образовательно-воспитательной системы сельского социума может иметь и имеет основные, приоритетные компоненты.
ник, учитель” родитель, специалисты других социальных институтов на селе) образовательно-воспитательной системы в сельском социуме мы рассматриваем как взаимообусловленный способ реализации конструктивных контактов в совместной деятельности, в результате которых при определенных педагогических условиях обеспечивается дальнейший процесс социализации школьников, раскрытие и реализация их личностного потенциала. В процессе взаимодействия субъектов образовательно-воспитательной системы происходит профессионально-личностный рост учителя, повышение психолого-педагогической культуры родителя.
Под определенными педагогическими условиями следует рассматривать как специально созданные субъективные предпосылки (а не объективные обстоятельства), способствующие успешности деятельности процесса конструктивного взаимодействия субъектов.
Сельская школа, как образовательное учреждение, должна представлять собой специально организованный социум, все элементы которого компенсируют школьникам недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества и окружающей среды на развитие личности. Это ставит перед школой задачи поиска инновационных технологий и средств социализации, которые будут соответствовать вызовам XXI века.
Поиски инновационных подходов к образованию, а так же выявление педагогических условий, обеспечивающих социализацию школьников в процессе взаимодействия с субъектами образовательно-воспитательной системы, определили исходные предпосылки для создания функциональной модели социализации учащихся. Модель - это «искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта [10]. Важной методологической предпосылкой к определению содержания моделирования явилось положение о том, что модель должна воссоздать основные направления и педагогические условия деятельности, структуру, функции, принципы проектируемого процесса [11, 12].
малось во внимание то, что целью ее является создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность социализации школьников в процессе взаимодействия субъектов образовательно-воспитательной системы сельского социума. Тип модели - функциональный, т. е., действующий, имеющий круг реальных обязанностей, ее назначение. Для управления совместными действиями и взаимодействия субъектов используется поэтапный процесс, включающий планирование, организацию, координацию, контроль, коррекцию, анализ результатов. Вследствие этого были выдвинуты следующие основные функциональные обязанности.
Образовательная. Формирование теоретических знаний, практических умений и навыков.
Воспитательная. Воспитание целостной личности, способной к анализу, логическому мышлению, проявлению инициативы, целенаправленной деятельности, обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность учащихся, учителей, родителей; содействие педагогической деятельности всех социальных институтов, направленных на социализацию личности; стремление полноценно использовать в воспитательной работе возможности самой личности как активного субъекта.
Развивающая. Инициирование активности в процессе обучения и воспитания, активизация образного и пространственного мышления, формирование творческой деятельности, развитие самоорганизации, самоконтроля.
Социальная. Подготовка мобильных людей, способных успешно адаптироваться к любым условиям, внешней среды.
Диагностическая. /Постановка проблемы путем изучения индивидуально-психологических особенностей личности, мониторинг качества применяемых форм, методов, содержания учебного процесса.
Организаторская. Организация общественноценной деятельности учащихся, учителей, родителей, психолого-педагогическая помощь и поддержка, воспитание и развитие личности. Включение населения в педагогическую работу, совместный труд и отдых, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в работе с учащимися, родителями, семьей. Реализация планов, проектов, программ и т. д. Проведение комплексной работы для развития мотивационной сферы личности, системы ценностей, профессиональной направленности, целостного самосознания.
Прогностическая и экспертная. Учет и обогащение образовательных потребностей, интересов и потребностей личности. Разработка про-
Теоретико-методо- /1 \ Педагогический * ^ Процессуально-
логический блок блок технологический блок
личностно-
ориентированный
деятельностный
коммуникативныи
функции
образовательная
воспитательная
развивающая
социальная
диагностическая
прогностическая
Схема 1. Функциональная модель социализации школьников
принципы компоненты
активность диагностический
коммуникативность стимулирующе-мотивационный
гуманизм организационно-коррекционный
демократизм эмоционально-волевой
рефлективность анализирующий результаты
деятельности
пути
личностноориентированное применение знаний
организация
деятельности
разработка авторских о бразовательных программ
педагогические условия
организационно-педагогические
грамм, проектов, планов в деятельности школы, проектирование личности ученика, экспертиза документов и материалов.
Контролирующе-коррекциинная. Создание системы мониторинга качества обучения. Анализ результатов деятельности субъектов, оценка сформированное™ жизненного самоопределения, самооценка личностью результатов собственной деятельности, коррекция способов достижения целей (схема 1).
В основу разработки модели положены следующие подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, инновационный. Цель личностно-
психолого-педагогические
учебно-методические
Организация деятельности в социуме разрабатывается с учетом национально-
региональных особенностей
Оптимизация содержания, средств, форм и методов воспитания, социализации школьников
ориентированного'. поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания, необходимые для становления самобытной личности, обладающей культурой общения и взаимодействия с окружающей средой (ЕВ.
кова и др.).
Активность, самостоятельность, творчество личности развиваются в деятельности. Следовательно, деятельностный аспект во взаимодействии субъектов системы проявляется в познании мира, передаче культуры от старшего поколения к младшему, приобретении опыта в жизни. Данный аспект так же служит основой социализации личности. Школа повышает качество педагогического процесса, когда она функционирует в режиме развития (инновационном режиме). Инновационный подход к образовательно-воспитательной системе позволяет находиться коллективу школы в постоянном поиске нового, рационального, соответствующего возможностям субъектов сельского социума и условиям деятельности.
Реализация модели строилась на принципах гуманизма и демократизации. Гуманизм выдвигает в качестве критерия оценки деятельность на благо личности человека, понимание его самоценности, неповторимость индивидуальности и творческой сущности, признание необходимости его разностороннего развития. Демократизация предполагает создание необходимых условий для
Внедрение в учебновоспитательный процесс комплекса педагогических технологий, разрабатываемых в инновационном режиме школы
включения в активную социально-педагогическую деятельность значительного числа членов общества, формирование социально-ориентированного и активного человека, гражданина.
Функциональная модель в инновационном режиме должна создать такие педагогические условия, которые бы обеспечивали эффективность социализации школьников в процессе взаимодействия субъектов образовательно-воспитательной системы. Учитывая это, мы наметили необходимость их в комплексе: 1) объект воздействия должен иметь признаки системы; 2) должны быть выделены элементы объекта воздействия, особенности его структуры и функционирования; 3) должна быть обеспечена возможность формализации реально действующих процессов и представления их в виде определенных процедур; 4) должна быть обеспечена возможность повторяемости процедур в новых условиях. Мы пришли к выводу, что разновидностью необходимых условий, обеспечивающих деятельность нашей модели, стало триединство взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов: организационно-педагогических, психолого-педагогических и учебно-методических.
Организационно-педагогические условия обеспечивают систему организации жизнедеятельности школы, содержание совместной деятельности школьников, родителей, учителей, общества с учетом национально-региональных особенностей. Психолого-педагогические условия обеспечивают систему разнообразных мер активизации участия субъектов в инновационной деятельности школы, осуществляемую специалистами различного профиля, имеющими достаточную подготовленность в области современной педагогики. Учебно-методические условия обеспечивают разработку содержания авторских образовательных программ и проектов, реализуемых учителями, разработку способов и приемов овладения программными средствами, образовательными информационно-коммуникационными технологиями и др.
Разработаны критерии раскрытия личностного потенциала у школьников: высокий показатель интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития, самооценка уровня общительности, творчество, готовность к саморазвитию, самоорганизации и самореализации. Критерии реализации профессионально-личностного роста у учителей: профессиональная компетентность, ду-
ховно-нравственное развитие, высокий уровень организаторских способностей, коммуникативность, творческий потенциал, способность к саморазвитию, самообразованию и самореализации, готовность к инновационной деятельности в школе. Показатели психолого-педагогической культуры у родителей: высокий уровень знаний о половозрастных, индивидуальных и психических осо-
умений и навыков в процессе развития и воспитания, установление благоприятного микроклимата в семье, поддержка инновационных процессов в школе, ответственность перед детьми и обществом, ведение здорового образа жизни.
В заключение подчеркнем, что нами апробирована функциональная модель социализации школьников в сельском социуме; выявлены критерии (показатели) деятельности в процессе взаимодействия субъектов системы; обоснованы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие социализацию школьников в процессе взаимодействия субъектов образовательно-воспитательной системы социума.
Литература
1. Неретина С.С. Социальная философия. - М.: Русское слово, 1996. - 195 с.
2. Основы философии. Учеб. пособие / Под ред. Е.В. Попова. - М., 1997. - 320 с.
3. Баторшев А.В. Психология личности и общения. -М.: изд. ВЛАДОС, 2004.-246 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983 -272 с.
5. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. -М.: изд. ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
6. ГалагузоваМ.А., МсрдахаевЛ.В. Методикаитех-нология работы социального педагога. - М.: Академия, 2006.-192 с.
7. Гуръянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - М.: Амалфея, 2000. - 448 с.
8. Данилов Д. А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. -Новосибирск: Наука, 1999. -136 с.
9. МусрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005.-200 с.
10. Коджаспироеа Г.М., Коджаспирое А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 400 с.
11. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: концепция, технологии. - Н. Новгород, 1999. - 225 с.
12. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2002. - 272 с.