Таблица.
0-5 мес. 6-12 мес. 1,1-3 год
Ацетабулярный угол, (96%) 32,6±0,83 32,4+1,6 41,0+0,92
Угол Виберга, (65%) 5,7±0,24 5,3±0,69 4,6±1,44
Шеечно-диафизарный угол, (92%) 164,4+0,9 165,5+1,87 159,6+2,04
Торсионный угол, (80%) 48,7+1,2 43,0±2,7 45,5+1,1
Мы предложили оригинальный способ лечения по следующим схемам двумя этапами:
I этап - горизонтальное вытяжение;
II этап - продольное вытяжение.
При изучении результатов лечения больных разделили на две группы: с отягощенным анамнезом по врожденному вывиху бедра. В группе больных с отягощенным анамнезом срок лечения был дольше на 6-9 месяцев, чем в группе больных без наследственного отягощения. У всех детей наблюдалось выраженная приводящая контрактура бедра. Поэтому мы считаем, что максимальное расслабление мышц тазобедренного сустава уменьшает травматичность вправления вывиха бедра.
Таким образом, высокоинформативными признаками вывиха бедра являются резкое ограничение отведения бедер (92%), симптом соскальзывания (58,8%). Менее информативными признаками являются укорочение нижней конечности, асимметрия кожных складок и симптом Тренд-ленбурга-Дюшена (15,3-43,8%). Информативными рентгенологическими признаками считается ацетабулярный угол, шеечно-диафизарный угол и торсионный угол, которые отмечаются в 68-96%. Основные особенности патологического развития тазобедренного сустава представлены ультрасо-нографическими 3 и 4 типами, которые соответствуют вывиху бедра с углом >55°, и углом (3<77°. Полное анатомо-функциональное восстановление тазобедренного сустава отмечается у 98,2% детей, у которых начато лечение до трехмесячного возраста и у детей, начинавших лечение с 6-месячного возраста в 96% случаев. Если лечение начато после 2 лет, то 48% детей нуждается в дополнительных корригирующих операциях. Применение стремена Павлика дает возможности в формировании биомеханических правильных параметров как проксимального отдела бедра, так и крыши вертлужной впадины. В связи с ранним выявлением и функциональным лечением значительно уменьшился контингент детей с запущенными формами вывиха бедра.
О РЫЧКОВА С.И., РАБИЧЕВ И.Э., РАБИЧЕВА А.И., ШОМО П., КАЩЕНКО Т.П., ГОЛОВКО Т.В. -УДК 616-053.3/.7:617.758.1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ СОДРУЖЕСТВЕННОГО КОСОГЛАЗИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С.И. Рычкова, И.Э. Рабичев, А.И. Рабичева, П. Шомо, Т.П. Кащенко, Т.В. Головко.
(Иркутский государственный медицинский университет)
Авторы исследовали возможность использования жидкокристаллических очков особой конструкции (Р.СЬаитопО в функциональной коррекции содружественного косоглазия у детей раннего возраста. В качестве объекта зрительного восприятия использовали изображение на белом экране и мультипликационный фильм. Результат достигается за счет специальной программы последовательного чередования монокулярных и бинокулярных зрительных сигналов. Установлено, что жидкокристаллические очки могут использоваться в функциональном лечении содружественного косоглазия у детей 2-3 летнего возраста с целью уменьшения угла косоглазия и восстановления бинокулярных функций.
Особое значение на современном этапе развития страбологии приобретает раннее начало лечения. Однако, используемые в настоящее время терапевтические методы требуют от ребенка сознательного отношения к занятиям. Это затрудняет работу с детьми младше 5-6 лет. Возникла необходимость разработки методики в игровой форме, позволяющей создать условия для уменьшения
угла косоглазия и развития бинокулярного зрения у детей раннего возраста.
В связи с этим целью данной работы было изучить возможности функциональной коррекции содружественного косоглазия у детей в возрасте 2-3 лет с помошью жидкокристаллических очков особой конструкции, предложенных Р.СИаитот (положительное решение о выдаче патента №2000102698/14(002827)).
Эти очки позволяют постепенно формировать фиксационный и фузионный рефлексы, а затем достигать бифовеального слияния и развития рефлекса бификсации. Результат достигается за счет последовательного чередования то монокулярного, то бинокулярного поступления зрительного сигнала на сетчатки глаз. В качестве объекта зрительного восприятия используется изображение на белом экране и мультипликационный фильм. Сначала поступает монокулярный зрительный сигнал через один глаз, затем - бинокулярный сигнал, затем - монокулярный сигнал через другой глаз, и вновь поступает бинокулярный сигнал. Весь цикл ритмически повторяется. Таким
образом, мобилизуется активность нейронов зрительных центров, отвечающих на поступление как монокулярных, так и бинокулярных сигналов. По мере изменения частоты подачи сигналов, постепенно, все больше и больше бинокулярные нейроны включаются в работу зрительной системы. Указанный режим подачи зрительной информации способствует устранению типичного при косоглазии феномена функционального торможения (функциональной скотомы) и развитию фузионно-го рефлекса и рефлекса бификсации (Э.С. Аветисов, 1980).
В исследовании участвовало 12 детей 2-3 летнего возраста с врожденным содружественным сходящимся косоглазием. Лечение включало 15-20 занятий.
Остроту зрения определяли по таблице Е.М. Орловой, рефракцию - методом скиаскопии, угол косоглазия - по методу Гиршберга, состояние бинокулярных функций - по тесту Ланга.
Изначально малый угол косоглазия (5°-10°) имели 10 больных, у 2 детей угол косоглазия составлял 15°. Гиперметропическая рефракция отмечалась у 10 детей, эмметропическая рефракция - у 2. Амблиопия была выявлена у 5 человек (у 4 - амблиопия слабой степени, у I - высокой).
У остальных 7 детей косоглазие не сопровождалось амблиопией. Косоглазие являлось частичноаккомодационным у 5 больных, неаккомодационным - у 7. Тест Ланга у всех больных до начала лечения был отрицательным.
В результате лечения симметричное положение глаз установилось у 6 больных, имевших изначально малый угол косоглазия. У всех остальных больных наблюдалось уменьшение угла косоглазия. Положительный тест Ланга отмечался у 5 больных с восстановленным в результате лечения симметричным положением глаз (при этом порог стереовосприятия имел нормальные значения -300 угловых секунд). Кроме того, нужно отметить, что у всех детей с амблиопией острота зрения повысилась на 0,1-0,2.
Очевидно, что жидкокристаллические очки предлагаемой конструкции позволяют положительно воздействовать на формирование бинокулярных зрительно-моторных связей. Данный метод можно использовать у детей 2-3 летнего возраста. Необходимо дальнейшее изучение возможностей и роли жидкокристаллических очков в функциональной коррекции содружественного косоглазия у детей раннего возраста.
© ЭНХТУЯА Д., САНЖАА Э., ТЕМЕРХУЯГ Ж. -УДК 612.843.31:616-053.3/.7(517)
ЦВЕТО-РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ МОНГОЛЬСКИХ КОЧЕВНИКОВ
Д. Энхтуяа, Э. Санжаа, Ж. Темерхуяг.
(Улан-Батор, НИИ по изучению развития монгольских детей)
В сфере исследования монгольских детей важное место занимает вопрос сопоставительного изучения цвето-различительной способности детей кочевников или с периферии или с городскими.
Монголия в отношении географического положения и климатических условий своеобразная страна. Страна расположенная в Центральной Азии состоит из 4 больших районов Гоби степи, Алтайские и Хангайские горы. Климат резко-континентальный. В зимнее время холода достигают 40-50 градусов мороза, а летом - 30-40°. тепла. Все это оказывает непосредственное влияние на физическую деятельность людей и животных, на еду и корм, на характер и познание. С другой стороны кочевники или люди с периферии отличаются от городских жителей живущих по европейским стандартам. Отсюда у нас возникла мысль сопоставительно изучить цвето-различительные способности детей с периферии по сравнению с городскими детьми.
В настоящее время вопрос изучения цвето-различения имеет очень важное значение потому что нет ни одной отрасли, ни одной профессии, которые не использовали бы цвета. Сегодня на экране компьютеров мы можем видеть до мил-
лиона цветов. Звёзды планеты, природа контактирует с человеком посредством цвета.
Монголы-кочевники с давних времен имели большие познания о природе, окрасе домашнего скота. Например, они знали более 230 окрасов скота, обучали этому детей, и традиции сохранились до наших дней. Эти способы распознавания животных, обучение этому детей проводилось согласно современной периодизации психофизиологического возраста и в дальнейшем надо изучать и традиционно развивать этот вопрос.
Пока нет полных исследований цвето-различи-тельных способностей монголов в разных возрастах. Мы провели исследования среди детей 3-7 летних, так как именно в этом возрасте активно развивается не только физическое развитие, но и органы, которые принимают и обрабатывают информацию извне, а развитие мозга 6 летнего ребенка на 90% как у взрослого человека. Развивается разговорная речь, ребенок хорошо различает формы, по признакам цвета окружающих предметов. Старается распознать причины вещей, что является стимулом познания.
В целях исследований были приглашены дети из 4 географических поясов, из каждого пояса -1-2 аймака (2 сомонов) и из городов Улаанбаатар,