FUNCTIONAL CLASSIFICATION OF THE LAW STUDENTS' SENSE
OF JUSTICE Nahorniak S. (Ukraine) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПРАВОВЕДОВ Нагорняк С. В. (Украина)
Нагорняк Светлана Васильевна / Nahorniak Svetlana — соискатель, кафедра педагогики,
Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского, г. Винница, Украина
Abstract: functional classification of the law students' sense of justice is determined in the article. The functional structure of the sense ofjustice involves cognitive, affective and volitional components that serve as the basis for the three main functions of legal consciousness establishment: cognitive, evaluation and regulatory. The article reveals also the justice functional structure as a single dynamic system, the content of which is the system of law knowledge, beliefs and feelings, which is the future lawyer guided by carrying out professional activities.
Аннотация: в статье определена функциональная классификация правосознания студентов-правоведов. Функциональная структура правосознания включает в себя когнитивный, аффективный и волевой компоненты, которые служат основой для установления трех основных функций правового сознания: познавательной, оценочной и регулятивной. В статье раскрывается функциональная структура правосознания как единая динамическая система, содержанием которой является система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми будущий юрист руководствуется, осуществляя профессиональную деятельность.
Keywords: the sense ofjustice; the function ofjustice; functional structure; the law students' sense ofjustice. Ключевые слова: правосознание; функции правосознания; функциональная структура; правосознание студентов-правоведов.
DOI: 10.20861/2410-28 73-2017-25-003
Правовая действительность - особая отрасль социальной жизни общества, которая обусловлена правом, его влиянием на общественные отношения. Правовая действительность как разновидность социальной действительности состоит из двух компонентов: идеального и материального. Отрасль идеального определяется сознанием, а отрасль материального - социальной практикой [1, с. 127]. Положительное отношение к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом являются важными в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. В юридической науке преимущественно рассматривается философский, этический компонент правосознания (В. Головченко, И. Ильин, Ю. Дмитриенко, А. Мурашин, Ю. Калиновский и др.). На современном этапе развития юридической науки наметился социологический подход к исследованию правосознания (А. Бандура, В. Бех, А. Бова, Н. Коваленко и др.).
С помощью правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает осмысление и понимание значения и важности права; оценку права; осознание важности и значимости создания развитой системы законодательства; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с другими ценностями (моральными, политическими, национальными, патриотическими и др.). По мнению некоторых представителей психологической школы, именно право заложено в характере личности, его переживаниях, которые и составляют основу его поведения. Как и любая другая сфера человеческого сознания (деловая, этическая, бытовая, политическая и др.). Правосознание формируется на соответствующей реальной основе, является относительно самостоятельным образованием и выполняет только ей присущие функции. Правосознание является непосредственным проводником права в общественную деятельность. Соответственно, правомерно ли неправомерное поведение - это результат определенной совокупности компонентов правового сознания.
Особый интерес для нас представляет функциональная структура правосознания (Я. Кичук), которая включает в себя когнитивный, аффективный и волевой компоненты, которые служат основой для установления трех основных функций правового сознания: познавательной, оценочной и регулятивной [2].
В соответствии с принципом единства сознания и деятельности ученые отмечают, что структура правосознания может рассматриваться только по результатам функционирования ее конечных продуктов. Познавательная функция выражает когнитивный компонент правосознания, показателями
которого в деятельности являются юридические знания и умения субъекта. Оценочная функция правосознания субъекта отражает когнитивно-эмоциональный компонент и выражается в деятельности оценочными мнениями о праве и практике его использования. Интеллектуально-эмоционально-волевой компонент отображается в регулятивной функции правосознания, которая характеризуется правовыми установками и ориентациями. Необходимо учитывать практический опыт использования юридических знаний субъекта. Правовые знания и умения через правовую практику включаются в личный опыт субъекта деятельности. Затем узнаваемые им правовые явления соотносятся с его потребностями, интересами, целями и, естественно, вызывают к себе определенные отношения. Таким образом, оценочное отношение к правовым объектам познания и практической деятельности приобретает интеллектуально-эмоциональную окраску. В правосознании право и его использование рассматриваются как некоторые ценности и вызывают к себе отношение, которое может не совпадать в разных группах и отличаться от господствующих в обществе оценок.
Оценка правовой ситуации предусматривает два уровня: взаимоотношения человека и действующего права, а также взаимосвязь и взаимодействие людей в условиях конкретной правовой обстановки, с учетом реальных или потенциальных реакций на определенные события. Таким образом, средством правовых установок и правовых ориентаций осуществляется регулятивная функция правосознания, стабилизирующая правовую активность личности.
Ю. Дмитриенко в своем исследовании определяет следующие функции правосознания: когнитивная - познание правовой действительности, в результате чего формируются правовые теории, концепции, идеи, носители правосознания приобретают правовые знания; правотворческая -правосознание находит свое выражение, закрепление в праве. Нормативно-правовые акты выступают как формы внешнего выражения правосознания общества в целом и правотворческих органов государства, в частности; регулирующая - право воздействует на общественные отношения через правосознание субъектов права, их правовые знания, оценки, чувства, мотивы и установки; оценочная - правосознание оценивает явления реальной действительности, действия субъектов общественной жизни с позиции их соответствия требованиям закона, и наоборот [3].
Регулятивная функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическим регулятором поведения людей. Особую роль в осуществлении этой функции играют правовые установки. Оценочная функция предполагает оценку правового поведения (деятельности) людей, оценку права в целом. В смысле правосознания выделяют такие оценочные суждения относительно: права и законодательства; правового поведения лица, их групп и объектов деятельности; правоохранительных органов; поведения с точки зрения определения ее как правомерного или противоправного [4, с. 238].
Наиболее полной, по нашему мнению, функциональная классификация правосознания представлена в диссертационном исследовании В. Мухина. Исследуя профессиональное правосознание, его функции автор разделяет на две группы:
1) функции, обеспечивающие восприятие правовой действительности;
2) функции, обеспечивающие обратное активное воздействие на правовую действительность [5, с. 10].
К первой группе автор относит следующие функции: познавательная, которая способствует получению, накоплению и усвоению знаний о правовых явлениях в соответствии с поставленной прагматической задачей; оценочная - восприятие определенных правовых явлений на основе аксиологического подхода; прогностическая функция заключается в возможности предвидеть будущее состояние правовой системы исходя из комплекса явлений и процессов, влияющих на правовую сторону жизнедеятельности общества и государства. Ко второй группе В. Мухин относит следующие функции: регулятивная функция осуществляет организационное воздействие на собственное поведение и поведение других людей; нормореализующая функция обеспечивает влияние на процесс внедрения правовых норм в общественную жизнь; нормотворческая функция выступает источником зарождения и создания любой нормы права и правопорядка; функцию моделирования: возможность формирования различных моделей поведения в юридически значимых ситуациях; правовоспитательная функция обеспечивает влияние на правовую культуру общества, общественных групп и индивидов; идеологическая функция предполагает разработку правовой идеологии; контрольная функция осуществляет контроль за качеством правового регулирования; консультативная функция - это предоставление юридической помощи гражданам; функция защиты прав и свобод человека; коммуникативная функция служит базисом для социального взаимодействия людей; функция эффективного и экономного использования правовых средств обеспечивает планирование юридической деятельности; функция развития демократии - легитимизация фундаментальных ценностей политического режима; функция обеспечения в принятии самостоятельных решений; фиксация, хранение и накопление профессионального опыта - эта функция способствует развитию
профессионализма; функция гуманизации юридической деятельности обеспечивает воплощение верховенства права; функция преодоления юридических коллизий [5, с. 10].
Таким образом, теоретический анализ проблемы правосознания, его содержания и специфики, позволяет рассматривать индивидуальное правосознание как динамическое личностное образование, обеспечивает способность будущего юриста к ориентации и самоопределения в правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков; оценочного отношения к праву, правовых установок и ценностных ориентаций.
Литература
1. Максимов С. И. Философия права: современные интерпретации: [выбр. тр.: статьи, аналит. обзоры, переводы (2003 - 2010)] / С. И. Максимов. Х.: Право, 2010. 336 с.
2. Кичук Я. В. Социально-педагогические условия формирования правосознания будущих учителей в педагогических колледжах: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Я. В. Кичук; Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского. Одесса, 2002. 22 с.
3. Дмитриенко Ю. М.Украинское правовое сознание и правовая культура: проблемы их формирования. [Электронный ресурс]: Ю. Дмитриенко. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_EISN_2012/Pravo/1_109482.doc.htm/ (дата обращения: 21.01.2017).
4. Общая теория государства и права. [Учебник для студентов юридических специальностей высших учебных заведений] М. В. Цвик, В. Д. Ткаченко, Л. Л. Богачева и др.; Под ред. М. В. Цвика, В. Д. Ткаченко, О. Петришина. Харьков: Право, 2002. 432 с.
5. Мухин В. В. Профессиональное правосознание: особенности, функции: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / В. В. Мухин, Нац. юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого. Харьков, 2007. 28 с.