Научная статья на тему 'Функции управления и их реализация при организации расследования преступлений экономической направленности (на примере преступного захвата имущественных комплексов юридических лиц)'

Функции управления и их реализация при организации расследования преступлений экономической направленности (на примере преступного захвата имущественных комплексов юридических лиц) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT FUNCTION / РЕЙДЕРСТВО / RAIDING / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ECONOMIC CRIMES / ЗАХВАТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / THE SEIZURE OF PROPERTY COMPLEXES BELONGING TO LEGAL BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е А. Ефремова

В статье рассматриваются проблемы и особенности реализации управленческих функций при организации расследования преступлений экономической направленности на примере преступного захвата имущественных комплексов юридических лиц. Автор приходит к выводу о том, что повысить эффективность организации расследования преступлений экономической направленности возможно, основываясь на взаимосвязи и взаимообусловленности функций управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е А. Ефремова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functions of management and their implementation in the organization of economic crimes investigation (the example of the criminal seizure of property complexes belonging to legal bodies)

The problems and peculiarities of the implementation of managerial functions in the organization of economic crimes investigation are considered using the example of criminal seizure of property complexes belonging to legal bodies. The author concludes that making the organization of investigating economic crimes more effective is possible on the basis of the interrelation and interdependence of management functions.

Текст научной работы на тему «Функции управления и их реализация при организации расследования преступлений экономической направленности (на примере преступного захвата имущественных комплексов юридических лиц)»

J3

н и о X

л

<

ы н к

ы ^

:|S

0

1

л

<

ы н S I

X о о вэ

с

I

ы <

са С

ы <

ш о а С

26

15.Перечень аналитических целевых программ и непрограммной деятельности МВД России с периодом реализации в 2011—2013 годах: Распоряжение МВД России от 8 февраля 2010 г. № 1/986.

16. О Комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011—2015 годы: Постановление Правительства Москвы № 882—ПП от 5 октября 2010 г. // СПС КонсультантПлюс.

17.О программе «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009—2012 гг.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 г. № 310 // СПС Гарант.

18.О программе «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2009—2012 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 апреля

2009 г. № 437. URL: http: // www.gor.spb.ru

19.О долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2010—2012 гг.»: Постановление Правительства Ленинградской области от 12 февраля

2010 г. № 24 . URL: http: // www.gor.spb.ru

20. Доклад Министра внутренних дел генерала армии Р. Г. Нургалиева на заседании Коллегии МВД России по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 2005 г. // Щит и меч. 2006. 23 фев.

21. Итоги заседания Правительства Российской Федерации от 4 августа 2008 года. иКЪ:Ьйр:// premier.gov.ru/euents/news/439/print/.

22.Ефимова Н.П., Ананьева С.А. Федеральные целевые программы: проблемы реализации // Финансы. 2006. № 9.

23. Захватов И.Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел (теоретические и методологические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

24.Косачев А.Н. Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел: лекция. М., 2003.

25.Программно-целевой метод в планировании: монография / под. ред. Н.П. Федоренко. М., 1982.

26.Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М., 2002

E-mail: [email protected]

Е.А. ЕФРЕМОВА,

преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений

(Академия управления МВД России)

Функции управления и их реализация при организации расследования преступлений экономической направленности

(на примере преступного захвата имущественных комплексов юридических лиц)

В статье рассматриваются проблемы и особенности реализации управленческих функций при организации расследования преступлений экономической направленности на примере преступного захвата имущественных комплексов юридических лиц.

функция управления, рейдерство, преступления экономической направленности, захват имущественных комплексов юридических лиц.

Выявление функций управления — один из важнейших аспектов системы управленческого знания, поскольку именно выполнение взаимосвязанных функций, раз-

личных по содержанию, составляет сущность управления социальной системой. В то же время посредством функций достигаются цели такого управления.

Понятие функции управления появилось во времена становления основ научного менеджмента. Как указывает В.И. Кнорринг, еще французский ученый Анри Файоль выделял следующие основные функции менеджмента: предвидение (прогнозирование), организация, распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование) и контроль [14, с. 49].

По мнению Г.В. Атаманчука, функция управления — это реальное силовое, целенаправлен-

ное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление (отношение, состояние), на которое последнее реагирует и которое воспринимает [11, с. 181]. В управлении любой организацией место, отведенное функциям, принято обозначать через взаимную обусловленность основных категорий социального управления: цель — задача — функция — структура, т. е. функции устанавливаются через определение направлений решений задач деятельности объектов управления и определяют внутреннее структурное построение объекта управления, в частности его структуру [18, с. 57—58]. При этом каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется специфическими методами.

При классификации функций четкого критерия не существует. Наиболее распространенной является классификация по содержанию выполняемых работ. По этому признаку различаются общие функции управления, присущие как системе управления в целом, так и отдельным ее звеньям, специальные, обеспечивающие организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности; вспомогательные (обеспечивающие), обслуживающие процессы реализации общих и специальных функций [17, с. 13]. Любая классификация не является абсолютной, и в ряде источников функции управления выделены более дробно. По мнению В.И. Кнорринга, и с этим следует согласиться, важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом [14, с. 49].

С учетом отмеченного предлагается рассмотреть реализацию некоторых управленческих функций в практической деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России при организации расследования преступлений экономической направленности на примере преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц. Отметим, что таким преступлениям обществом и государством уделяется большое внимание, поскольку они наносят существенный вред не только собственникам имущества, но и российской экономике в целом.

Специфика реализации управленческих функций по организации расследования преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, предопределена рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствием статистического учета преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц. Во-вторых, значимостью и сложностью надлежащей организации расследования преступлений данной категории. В-третьих, осуществлением контроля за управленческой деятельностью в данной области со

стороны Президента Российской Федерации (Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ).

Рассмотрим информационную и аналитическую работу, планирование, контроль, оказание практической и методической помощи, а также ресурсное обеспечение — направления управленческой деятельности, которые, на наш взгляд, наглядно отображают специфику организации расследования данного вида преступлений.

В первую очередь, по нашему мнению, следует рассмотреть такую самостоятельную функцию управления, как информационная работа — совокупность строго регламентированных операций, производимых с информацией и ее носителями. Без информации невозможно осуществление аналитической работы, планирования, оказания помощи, контроля, кадрового обеспечения и др. [16, с. 56]. Источниками сведений о состоянии и результатах организации расследования преступлений рассматриваемой категории являются материалы уголовных дел, ежеквартальные докладные записки и таблицы [6], содержащие следующую информацию: о количестве возбужденных уголовных дел (находящихся в производстве, расследованных, переданных по подследственности); принятых мерах по обеспечению возмещения имущественного вреда потерпевшим; результатах рассмотрения уголовных делах судами (возвращенных для устранения причин, препятствующих рассмотрению дела в суде); выявленных преступлениях, связанных с регистрацией недостоверных сведений в органах ФНС и ФРС, силовыми захватами предприятий; внесенных представлениях.

Также источниками сведений являются справки, подготовленные сотрудниками управленческого аппарата следственного органа по результатам командировок, рассмотрения жалоб, постановлений о продлении процессуальных сроков, а также изучения уголовных дел указанной категории и принятия мер к устранению выявленных нарушений.

После обнаружения, сбора и обработки информации следует анализ (расчленение, детальное изучение комплексного объекта). Аналитическая работа в следственных аппаратах — это познавательная, исследовательская деятельность, направленная на изучение явлений, процессов, происходящих в этих аппаратах и органах [16, с. 65]. В рамках организации расследования преступлений рассматриваемой категории аналитическая работа направлена на решение следующих задач: подготовку обзоров (например, положительного опыта) по результатам расследования преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, и направление их в органы предва-

2 л н и о X

Л

<

и н к

и ^

о X

Л

<

и н к

X

£ X о о

03

с

X

и <

03

с

и <

ш о а С

27

J3

н и о X

л

<

И

н «

И

:|S

о X

л

<

И

н S X

л X о о оэ

л С

I

и <

03

л С

И <

ш о а С

28

рительного следствия в системе МВД России; проектов управленческих решений, в частности планов работы СК при МВД России и других следственных подразделений; повышение эффективности прогнозирования деятельности следственных подразделений в сфере противодействия преступлениям, связанным с захватом имущественных комплексов юридических лиц и т. п.

Планирование как функция управления заключается в выработке целей управленческой деятельности и определении конкретных действий, направленных на их достижение. Подготовка и составление плана предполагают детализацию общих целей, стоящих перед следственными аппаратами применительно к конкретным условиям их функционирования. Планирование работы следственного подразделения осуществляется в соответствии с требованиями Приказа МВД России «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации» от 18 октября 2005 г. № 840. Исходя из смысла положений настоящего приказа, планирование организации расследования преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, имеет своей целью ее совершенствование путем эффективного использования сил и средств на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности задействования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов [3].

Планирование в следственных органах МВД России осуществляется по направлениям деятельности с учетом требований Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ, плана законопроектной деятельности Правительства РФ, планов заседаний Правительства РФ, нормативных правовых актов РФ, решений федеральных органов государственной власти, федеральных (региональных) целевых программ, национальных и иных планов Российской Федерации по реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью, нормативных правовых актов МВД России, Директивы Министра внутренних дел РФ о задачах и приоритетных направлениях органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

В СК при МВД России разрабатываются годовые планы работы по отдельным вопросам оперативно-служебной деятельности, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мероприятия по координации следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий органов внутренних дел двух и более субъектов Российской Федерации (по совместным оперативным разработкам, розыску особо опасных преступников, борьбе с отдельными видами преступлений), проведения специальных операций (по направлениям деятельности). В данные планы включаются мероприятия, направленные на организацию и осуществление расследования преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц.

В то же время нередко возникают ситуации, когда появляются внеплановые мероприятия, инициируемые вышестоящим следственным органом. Например, 31 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции, в соответствии с п. 9 которого первому заместителю Генерального прокурора РФ — председателю Следственного комитета при Прокуратуре РФ и начальнику Следственного комитета при Министерстве внутренних дел РФ было поручено усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства. В связи с этим Управлением контроля и методического обеспечения расследования особо опасных преступлений СК при МВД России был подготовлен план реализации данного пункта Национального плана, утвержденный руководством СК при МВД России. В частности, этим планом предусматривался комплекс следующих мероприятий:

— подготовка директивного письма руководителям следственных органов субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте и режимных объектах об усилении контроля за ходом расследования уголовных дел о рейдерских захватах и обоснованности принимаемых по этим делам процессуальных решений;

— подготовка распоряжения первого заместителя начальника СК при МВД России о включении в план-задание каждого следователя, выезжающего в регион для оказания практической помощи, пункта об изучении уголовных дел о рейдерских захватах и проверке обоснованности принятых по ним процессуальных решений;

— разработка дополнений в Приказ МВД России от 4 января 1999 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422» № 1 в части предоставления информации по уголовным делам о рейдерских захватах;

— доработка методики раскрытия и расследования преступлений, совершенных в ходе

реидерских захватов, и направление ее в следственные органы;

— проведение в субъектах РоссиИскоИ Федерации, где совершено наибольшее количество реИдерских захватов, семинаров-совещаний по вопросам совершенствования организации раскрытия и повышения результативности расследования данных уголовных дел;

— продолжение разработки изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части защиты прав юридических лиц, подвергшихся рейдерскому захвату, а также в Федеральные законы о регистрации юридических лиц и прав на недвижимое имущество;

— разработка предложений по организации взаимодействия с общественными организациями, касающихся вопросов противодействия рейдерским захватам, создания межведомственного органа при Президенте Российской Федерации (Правительстве РФ) по противодействию рейдерским захватам.

Следующая функция, которой будет уделено наше внимание, — это функция контроля, связанная с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности, с тем чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. Контроль предусматривает наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, правилам, решениям, установленным стандартам и т. п. С помощью контроля выявляются результаты деятельности, исполнение управленческих решений, имеющиеся отклонения от заданных параметров функционирования, ошибки, допущенные отдельными исполнителями. В то же время контроль имеет своей целью оказание практической помощи исполнителям в части обеспечения деятельности методическими рекомендациями, выявления передового опыта, внедрения его в практику и т. д. [18, с. 61].

При осуществлении данной функции в управлении органами предварительного следствия в системе МВД России следует руководствоваться ст. 39 УПК РФ [1] и Приказом МВД России «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов» от 2 марта 2009 г. (в ред. от 1 ноября 2010 г.) № 10 [2], определяющими полномочия по процессуальному контролю руководителей следственных органов; а также приказами МВД России «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел» от 5 октября 2005 г. № 815 [4], «Об организации зонального и особого контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» от 17 ноября 2009 г. № 880 [5] и рядом других нормативных документов, определяющих соответствующие формы ведомственного контроля.

Специфика процессуального и ведомственного контроля за деятельностью следственных подразделений при расследовании преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, предопределена недостатками организации и осуществления такого расследования.

Так, в первом полугодии 2009 г. в территориальных следственных подразделениях органов внутренних дел дополнительно проверена обоснованность процессуальных решений, принятых в 2007—2008 гг. по 282 уголовным делам. По результатам проверки СК при МВД России отменено 103 постановления о приостановлении предварительного следствия и 4 — о прекращении уголовного дела.

В 2009 г. изучение информации, поступающей в адрес СК при МВД России, и результатов выездов сотрудников в командировки для оказания практической помощи позволило сделать вывод о том, что не всеми руководителями органов предварительного следствия приняты исчерпывающие меры для обеспечения законных и обоснованных процессуальных решений по уголовным делам о рейдерских захватах.

С учетом изложенного для устранения имеющихся недостатков и в целях совершенствования следственной деятельности по противодействию правонарушениям в указанной сфере, усиления процессуального и ведомственного контроля СК при МВД России в письме «Об усилении контроля за расследованием уголовных дел о рейдер-ских захватах» от 27 марта 2009 г. № 17/3—5703 [7] предложил исключить случаи расследования уголовных дел о рейдерстве следователями районного звена, производство предварительного следствия по ним поручать следователям следственных подразделений при МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, специализирующимся на расследовании преступлений данной категории.

Примером контроля может служить и изучение СК при МВД России в 2010 г. уголовных дел о рейдерстве, прекращенных и приостановленных в 2009-2010 гг. в ГСУ при ГУВД по г. Москве и ГСУ при ГУВД по Московской области. В результате 12 постановлений о приостановлении предварительного следствия были отменены как преждевременные и необоснованные, уголовные дела направлены для организации дальнейшего расследования в территориальные следственные подразделения.

Следующим не менее значимым направлением в управлении органами предварительного следствия при расследовании ими преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, является оказание практической помощи и методического обеспечения.

2 J3

н и о X

Л

<

И

н «

И

о X

Л

<

И

н S X

£ X о о

оэ %

С

X

И <

03 С

И <

ш о а С

29

J3

н и о X

л

<

И

н «

И

:|S

о X

л

<

И

н S X

л X о о оэ

л С

I

и <

03

л С

И <

ш о а С

30

В целях повышения уровня руководителей следственных органов и следователей на постоянной основе подготавливаются и направляются на места методические рекомендации по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц.

В апреле 2009 г. по результатам анализа расследования данной категории преступлений СК при МВД России в регионы направлен «Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о незаконных корпоративных захватах имущественных комплексов юридических лиц» от 29 апреля 2009 г. № 17/3-8341 [8]. В первом квартале 2010 г. подготовлен и направлен для использования в практической деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России «Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о незаконных корпоративных захватах имущественных комплексов юридических лиц» от 30 марта 2010 г. № 17/3-7331 [9].

Во исполнение постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О состоянии работы и дополнительных мерах по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства» от 6 октября 2009 г. [10] СК при МВД России подготовлены методические рекомендации о расследовании преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов, которые направлены в заинтересованные ведомства и учреждения. Данные рекомендации были доработаны СК при прокуратуре РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Департаментом экономической безопасности и Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России и направлены в территориальные следственные подразделения при МВД России для использования в практической деятельности (№ 17/3-16663 от 29 июня 2010 г.).

В то же время анализ правоприменительной практики показывает, что правоохранительные органы не располагают в полной мере современными методиками расследования преступлений рассматриваемой категории. Потребность в таких методиках особенно ощутима ввиду того, что следователям зачастую приходится действовать в сложных следственных ситуациях, условиях недостатка времени и информации, слабой организации взаимодействия между различными (включая и ведомственную принадлежность) субъектами процесса расследования данного вида преступлений.

Представляется, что при разработке методик расследования преступлений рассматриваемой категории необходимо исходить из теоретиче-

ских основ, разработанных в криминалистике, уголовном процессе и других научных отраслях знаний, а также сформированных в рамках проведенных исследований частных криминалистических методик. В последние годы исследования в данном направлении активизировались. В частности, подготовлены и защищены ряд кандидатских диссертаций, в которых на основе совокупной оценки действующего российского законодательства, обобщенной следственной, судебной и экспертной практики, научных исследований в этой области предприняты попытки сформировать методики расследования отдельных разновидностей преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов, а именно: частная методика расследования преступлений, связанных с незаконным захватом организаций (предприятий) с помощью подложных документов [13]; частная методика расследования мошенничества, совершаемого с целью незаконного захвата в собственность имущества юридического лица [15] и др.

Кроме того, существуют разработки отдельных положений по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов. Например, рекомендации по совершенствованию оперативно-разыскной деятельности, направленной на выявление и раскрытие криминального рей-дерства,[12]и др.

Осуществление любой целенаправленной деятельности невозможно без ее ресурсного обеспечения. Под ресурсами (от фр. resources) понимаются средства, запасы, возможности, источники чего-либо [19, с. 581].

Ресурсное обеспечение любого управления в правоохранительной сфере представляет собой подбор источников формирования сил и средств для достижения намеченных целей по ее развитию. Рассматривая ресурсное обеспечение организации расследования преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, следует отметить, что данная функция управления прежде всего связана с подбором, расстановкой и обучением кадров. В соответствии с директивными указаниями СК при МВД России в каждом следственном управлении республики, края, области за расследованием уголовных дел о рейдерских захватах закреплены наиболее опытные сотрудники. С ними проводятся дополнительные занятия по изучению гражданского, арбитражного, корпоративного права и методик расследования рей-дерских захватов.

В целях повышения профессионального уровня руководителей ОПС и следователей на постоянной основе в течение последних трех лет проводятся семинары-совещания по вопросам совершенствования организации раскрытия и

расследования данной категории преступлений. Такие мероприятия в 2009 г. были проведены в Южном федеральном округе на базе ГУВД по Краснодарскому краю с участием сотрудников, руководителей следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации Южного федерального округа; в Уральском федеральном округе на базе ГУВД по Свердловской области с участием сотрудников органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа; в Центральном федеральном округе, в Следственном комитете при МВД России; в Приволжском федеральном округе на базе МВД по Республике Татарстан; в Северо-Западном федеральном округе, в ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; в Сибирском федеральном округе на базе ГУВД по Иркутской области; в Дальневосточном федеральном округе на базе УВД по Приморскому краю.

В работе семинаров приняли участие более 1500 тыс. слушателей, а также представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти, судов и прокуратуры субъектов Российской Федерации, эксперты в области противодействия враждебным поглощениям предприятий.

В 2010 г. в мае на базе ГУВД по Челябинской области был проведен семинар по вопросам совершенствования раскрытия и расследования преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов. В работе семинара приняли участие более 120 сотрудников следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел по 21 субъекту Российской Федерации и ГУ МВД России по Приволжскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений указанной категории, а также представители Челябинского юридического института МВД России, Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу, ДЭБ МВД России, Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Челябинской области, администрации, суда и прокуратуры Челябинской области.

На примере рассмотрения ряда функций управления при организации расследования преступлений, связанных с захватом имущественных комплексов юридических лиц, прослеживаются особенности их реализации в зависимости от целей и задач, стоящих перед управляемой системой. В то же время из представленного материала следует вывод, что достижение желаемого результата возможно при условии, если

исполнение всей совокупности функций управления осуществляется в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

2. О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов: Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 10 (в ред. от 1 ноября 2010 г.).

3. Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840.

4. Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел: Приказ МВД России от 5 октября 2005 г. № 815.

5. Об организации зонального и особого контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 17 ноября 2009 г. № 880.

6. Об усилении контроля за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам о рейдерских захватах: Распоряжение СК при МВД России от 11 сентября 2008 г. № 34 (прил. 1).

7. Об усилении контроля за расследованием уголовных дел о рейдерских захватах: Письмо СК при МВД России от 27 марта 2009 года № 17/3-5703.

8. Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о незаконных корпоративных захватах имущественных комплексов юридических лиц: подготовлен СК при МВД России от 29 апреля 2009 г. № 17/3-8341.

9. Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о незаконных корпоративных захватах имущественных комплексов юридических лиц: подготовлен СК при МВД России от 30 марта 2010 г. № 17/3-7331.

10. О состоянии работы и дополнительных мерах по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства: Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 6 октября 2009 г.

11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2006.

12.Васильченко К.В. Оперативно-розыскная деятельность в процессе выявления и раскрытия криминального рейдерства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010.

13.Зенкин А.Н. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным захватом («недружественным поглощением») организаций с использованием подложных документов: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

2 J3

н и о X

Л

<

И

н «

И

о X

Л

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И

н S X

£ X о о

оэ %

С

X

И <

03 С

И <

ш о а С

31

J3

н и о X

л

<

ы н к

ы ^

:|S

о X

л

<

ы н S X

X о о вэ

с

I

ы <

са С

ы <

ш о а С

32

14.Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов. М., 2007.

15.Лебедева А.А. Расследование мошенничества, совершаемого с целью незаконного захвата в собственность имущества юридического лица: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

16.Модогоев А.А. Организация информационной и аналитической работы, планирования, контроля и оказания помощи в следственных аппаратах и органах дознания // Управление органами расследования преступлений: курс лекций / под ред. проф. И.И. Колесникова. М., 2007.

17.Основы управления в органах внутренних дел: учеб. / под ред. проф. А.П. Коренева. М., 2001.

18. Основы управления в органах внутренних дел: учеб. / под общ. ред. В.П. Сальникова. М., 2002.

19.Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М., 2003.

E-mail: [email protected]

А.Д. УЛЬЯНОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридический наук

(Академия управления МВД России)

Приоритеты в оценке деятельности органов внутренних дел

В статье предлагается рассмотреть новый подход к оценке результатов деятельности подразделений МВД России, основанный на максимально возможной адаптации контролирующих аппаратов при анализе результатов оперативно-служебной деятельности к оказанию помощи по приоритетным направлениям работы.

оценка правоохранительной деятельности, цели ведомственного контроля, приоритеты в деятельности органов внутренних дел, принципы деятельности, характеристики внешней среды, практика нормотворческой деятельности, адаптивный механизм инспектирования.

Прежде чем перейти к непосредственному исследованию указанной проблематики, определим отношение к некоторым принципиальным моментам, объясняющим выбранные нами подходы.

Во-первых, в комплексе вопросов совершенствования деятельности системы МВД России главенствующую роль занимает проблема оценки их эффективности. На расширенном заседании Коллегии МВД России 22 марта 2011 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «необходимо разработать новую систему критериев оценки деятельности полиции, которая будет понятна и для самих сотрудников, и для общества. Напомню, что в настоящий момент действует система оценки из 100 критериев, которая размывает оценку деятельности и дает

возможность для манипуляций. В целом оценка работы полиции должна опираться на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории и мнение граждан об эффективности принимаемых полицией мер» [2].

Анализ содержания и оценка выполнения всякой работы являются процессом творческим и весьма сложным. Без правильной оценки результатов деятельности органов внутренних дел, их отдельных структурных подразделений и сотрудников невозможно судить о том, насколько успешно функционирует как вся система, так и отдельные подсистемы - на окружном (главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам), межрегиональном (оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте), региональном (МВД по республикам, ГУВД, УВД по иным субъектам Российской Федерации), а также районном (управления, отделы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, включая и по нескольким муниципальным образованиям) уровнях и в каких направлениях она должна развиваться.

Во-вторых, по проблематике оценки правоохранительной деятельности, в частности органов внутренних дел территориального и линейного уровня, существует много диссертационных исследований, монографий, статей в журналах и различных сборниках [9, 11, 13]. Особая значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.