Научная статья на тему 'Функции социального капитала на региональном рынке труда'

Функции социального капитала на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА / SOCIAL COMMUNICATION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / REGIONAL LABOUR MARKET / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / МИГРАНТЫ / MIGRANTS / САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAKHALIN REGION / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимчук Д. Н.

В статье на примере Сахалинской области рассматривается функционирование социального капитала на региональном рынке труда. Социальный капитал, определяемый автором как система более или менее институализированных социальных связей индивидов, исследуется в качестве фактора конкуренции участников рынка труда. Согласно полученным данным, социальный капитал обнаруживает ряд функций, влияющих на трудоустройство субъектов регионального рынка труда. Это проявляется в способности социального капитала оказывать влияние на процесс конкурентной борьбы соискателей рабочих мест, повышая шансы на успешное трудоустройство индивидов, использующих социальные связи, а также в способности в некоторой степени нивелировать низкие стартовые возможности и недостаток конкурентных преимуществ у отдельных социальных групп (например таких, как трудовые мигранты и молодежь, впервые приступающая к трудовой деятельности). Выявлено, что субъекты регионального рынка труда Сахалинской области, использовавшие социальный капитал при трудоустройстве, имеют более высокие результаты занятости как по объективным показателям (уровень заработной платы и статус занятости), так и по субъективным (удовлетворенность теми или иными аспектами должности / рабочего места). По результатам проведенного исследования установлено также, что разные типы социальных связей, входящих в структуру социального капитала, имеют неодинаковую эффективность для трудоустройства субъектов регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social capital’s function at the regional labor market

This article considers functioning of social capital at the regional labor market by the example of Sakhalin oblast. Social capital, defined by the author as a system of institutionalized social links of individuals, is researched as a factor of labor market participants’ competition. According to the research’s data, the social capital exposes a set of functions which influence employment of regional labor market’s subjects. It is exposed by social capital’s ability to influence process of competition among employees, rising chances for successful employment of people with social links; also it helps to reduce low start possibilities and lack of competitive advantages of some social groups (like immigrants and youth). It is exposed that Sakhalin oblast regional labor market subjects, who used social capital for employment, have higher results in employments according to object indices (wage level and employment status) and subjective (satisfaction with a tempo and other aspects of job place). According to the research results, it is ascertained that different kinds of social links, which are included in the structure of social capital, have unequal efficiency for employment for regional labor market subjects.

Текст научной работы на тему «Функции социального капитала на региональном рынке труда»

Д.Н. Герасимчук, аспирант, кафедра социологии

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия, бэпэ [email protected]

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

В статье на примере Сахалинской области рассматривается функционирование социального капитала на региональном рынке труда. Социальный капитал, определяемый автором как система более или менее институализированных социальных связей индивидов, исследуется в качестве фактора конкуренции участников рынка труда. Согласно полученным данным, социальный капитал обнаруживает ряд функций, влияющих на трудоустройство субъектов регионального рынка труда. Это проявляется в способности социального капитала оказывать влияние на процесс конкурентной борьбы соискателей рабочих мест, повышая шансы на успешное трудоустройство индивидов, использующих социальные связи, а также в способности в некоторой степени нивелировать низкие стартовые возможности и недостаток конкурентных преимуществ у отдельных социальных групп (например таких, как трудовые мигранты и молодежь, впервые приступающая к трудовой деятельности). Выявлено, что субъекты регионального рынка труда Сахалинской области, использовавшие социальный капитал при трудоустройстве, имеют более высокие результаты занятости как по объективным показателям (уровень заработной платы и статус занятости), так и по субъективным (удовлетворенность теми или иными аспектами должности /рабочего места). По результатам проведенного исследования установлено также, что разные типы социальных связей, входящих в структуру социального капитала, имеют неодинаковую эффективность для трудоустройства субъектов регионального рынка труда.

Ключевые слова: социальный капитал, функции социального капитала, региональный рынок труда, молодежь, мигранты, Сахалинская область, социальные связи, конкуренция.

г*

Проблематика функционирования социального капитала на рынке труда приобретает особую актуальность в российской социологической науке. Это связано с тем, что социальный капитал может рассматриваться как важный ресурс, способствующий развитию региона и оказывающий значительное влияние на социально-трудовые отношения на региональных рынках. На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных изучению таких аспектов функционирования социального капитала, как способность влиять на конкурентоспособность различных социальных групп и социальных слоев, способность выступать средством социальной адаптации к рынку труда, в том числе в области трудовой миграции. Однако недостаточно изу-

ченными остаются региональные особенности функционирования социального капитала, его влияние на различные процессы, протекающие на региональных рынках труда, в частности — на конкурентную борьбу за рабочие места.

В социологической науке существует ряд трактовок термина «социальный капитал». Значительный вклад в концептуализацию данного понятия внес французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет социальный капитал как «совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием крепких сетей связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и призна-ния»1. Как следует из определения, социальный капитал — это ресурсы, содержащиеся

в социальных сетях. Объем социального ка питала, которым располагает субъект, зави сит от размера сети связей, которые он мо жет эффективно мобилизовать, и от объ ема капитала, которым, в свою очередь, обладает каждый из тех, кто входит в социальную сеть.

Наиболее полно сетевой подход к рассмотрению социального капитала отражен в трудах американского исследователя М. Грановеттера. Согласно его теории, со- =

временное общество пронизано сетями социальных связей между индивидами. Социальные сети характеризуются своей способностью снижать транзакционные издержки и вероятность оппортунистического поведения. Личные связи играют особенно важную роль для индивидов, взаимодействующих на рынке труда. В целом, согласно концепции М. Грановеттера, действия индивидов являются социально обусловленными, укорененными в сетях межличностного общения и формируются структурой социальных отношений субъектов.

М. Грановеттер выделяет два вида социальных связей, присущих социальным сетям: сильные связи (объединяют членов семьи, родственников, близких друзей) и слабые связи (соединяют приятелей, знакомых, сослуживцев). Принято считать, что у индивида с хорошо развитыми слабыми связями более широкие возможности доступа к различного рода ресурсам. При этом сильные связи обладают сниженным информационным потенциалом, потому что родственники и близкие друзья, как правило, обладают схожей информацией. Индивиды, располагающие обширными слабыми связями, чаще всего принадлежат к различным социальным группам и имеют доступ к более разнообразным ресурсам2.

Следуя имеющейся исследовательской традиции, в современной отечественной социологии социальный капитал определяется как «совокупность структурно оформленных социальных отношений, основанных на взаимно разделяемых и подкрепляемых нормах, обязательствах и представлениях, использование которых позволяет получать доступ

Социальные сети характеризуются своей способностью снижать транзакционные издержки и вероятность оппортунистического поведения. Личные связи играют особенно важную роль для индивидов, взаимодействующих на рынке труда.

к разнообразным благам и повышать эффективность коллективной деятельности»3.

По результатам анализа научных трудов в сфере изучения социального капитала, можно выделить следующие функции данного социального феномена на рынке труда:

— социальный капитал способен обеспечить индивиду доступ к информации. Социальные связи в определенной среде способны предоставить индивиду необходимые сведения о возможностях и вариантах успешного трудоустройства, недоступные из других источников;

— социальные связи субъекта могут оказывать влияние на тех, кто принимает кадровые решения в той или иной организации. Социальные связи с теми, кто имеет в распоряжении различные ресурсы, в том числе и властные, могут способствовать решению вопроса о приеме на работу и развитию карьеры4;

— социальный капитал повышает вероятность доступа к более качественным рабочим местам — с точки зрения статуса занятости и уровня заработной платы;

— социальный капитал способен влиять на скорость поиска рабочего места: субъекты, обладающие необходимыми социальными связями, в среднем, быстрее находят подходящие рабочие места5.

Для изучения функций социального капитала на региональном рынке труда Сахалинской области автором статьи в период с декабря 2012 по июнь 2013 года было проведено репрезентативное выборочное исследование занятого населения Сахалинской области. Исследование проводилось методом формализованного интервью. Объем выборочной совокупности составил 585 человек. Погрешность исследования — 4%.

Основная цель исследования — выявление функций социального капитала и его влияния на конкуренцию субъектов регионального рынка труда Сахалинской области. Среди основных задач исследования были определены следующие: выявление степени использования субъектами регионального рынка труда социального капитала при поис-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ке работы, выявление основных функций социального капитала на региональном рынке, выявление эффективности сильных и слабых связей при трудоустройстве, выявление особенностей функционирования социального капитала в различных социальных группах.

В исследовании была использована следующая эмпирическая операционализация концепта «социальный капитал»:

1. Социальный капитал определялся как сеть более или менее устойчивых социальных контактов индивида, включающих знакомства (слабые связи) и родство, близких друзей (сильные связи).

2. Объем социального капитала индивида определялся двумя способами:

а) как эквивалент численности участников сети контактов, которые поддерживает индивид;

б) как ресурсный потенциал социальных связей субъекта (способность социальных контактов субъекта обеспечивать его информацией о потенциальных рабочих местах, влиять на того, кто принимает решение о найме, давать рекомендации потенциальному работодателю о приеме субъекта на работу).

В ходе исследования функционирования социального капитала на региональном рынке труда Сахалинской области были получены следующие данные.

Использовали со- -

циальный капитал при трудоустройстве (в той или иной его форме) 60,5% респондентов; не прибегали к его помощи 39,5% опрошенных. Неиспользование социального капитала при трудоустройстве респон- =

денты объясняли, как правило, тем, у них отсутствуют связи, которые могли бы помочь в этом вопросе — такой ответ дали 68% респондентов. Среди других причин пред-

Неиспользование социального капитала при трудоустройстве респонденты объясняли, как правило, тем, что у них отсутствуют связи, которые могли бы помочь в этом вопросе - такой ответ дали 68% респондентов. Среди других причин представители данной группы называли: способность самостоятельно найти работу без использования связей - 21%, нежелание быть обязанным кому-либо - 11%.

Респонденты, нашедшие работу с использованием своих социальных связей, имеют в целом более высокие показатели занятости по сравнению с респондентами, не прибегавшими к социальным связям в процессе поиска работы.

ставители данной группы называли: способность самостоятельно найти работу без использования связей — 21%, нежелание быть обязанным кому-либо — 11%.

Согласно результатам исследования, среди основных форм поддержки, полученных респондентами, использовавшими социальный капитал при трудоустройстве, можно назвать следующие:

— получение информации о потенциальном рабочем месте — около 60% респондентов;

— получение при _ трудоустройстве рекомендации от родственников, знакомых, друзей — 48,5%;

— знакомство с работодателем благодаря использованию социального капитала — 23,1%,

— принятие на работу непосредственно кем-то из родственников, друзей, приятелей, знакомых — 21,1% респондентов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что социальные связи, составляющие социальный капитал субъекта рынка труда, способны не только аккумулировать информацию о потенциальных рабочих местах, но и оказывать влияние на действия тех, кто принимает решение о найме сотрудников, а также способствовать установлению непосредственного контакта между соискателями рабочих мест и работодателями.

Согласно полученным результатам исследования, респонденты, нашедшие работу с использованием своих социальных связей, имеют в целом более высокие показатели занято -сти по сравнению с респондентами, не прибегавшими к социальным = связям в процессе поиска работы. Так, ответы респондентов о размере их заработной платы, характере занятости (постоянная или временная), возможностях карьерного роста имеют различия в двух

Удовлетворены ли Вы следующими аспектами Вашей работы?

Показатели Значение, %

Группа «А» Группа «Б»

Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить Итого Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить Итого

Уровень заработной платы 61,9 36,8 1,3 100 56,6 40,3 3,1 100

Условия труда 72,6 26,3 1,1 100 69 29,2 1,8 100

График работы 81,3 18,7 0 100 72,8 27,2 0 100

Возможности карьерного роста 49,9 37,2 12,9 100 45,4 40,7 13,9 100

Группа «А» — респонденты, использовавшие социальный капитал при трудоустройстве; группа «Б» — респонденты, не использовавшие социальный капитал при трудоустройстве.

группах опрошенных. Это выражается как в субъективной оценке респондентами своих рабочих мест, так и в объективных показателях. Распределение ответов на вопрос, представленный в таблице, подтверждает данный тезис.

Как видно из данных, приведенных в таблице, в группе респондентов, использовавших социальный капитал при трудоустройстве, наблюдается более высокий уровень удовлетворенности различными аспектами своих должностей / рабочих мест.

По объективным характеристикам качества рабочих мест, таким как уровень заработной платы и статус занятости, также имеются различия в двух группах респондентов. Так, например, среди респондентов, использовавших соци- :

альные связи при трудоустройстве, 15% получают заработную плату выше средней по Сахалинской области, тогда как в группе респондентов, не использовавших связи, этот показатель равен 7%. Кроме того, у 88% респондентов, использовавших социальный капитал при трудоустройстве, занятость является постоянной, а в группе респондентов, не использовавших социальный капитал, постоянную занятость имеют 79,7% опрошенных.

При проведении исследования не было выявлено связи между использованием респондентами

социального капитала и продолжительностью поиска работы. Большинство респондентов, вне зависимости от использования/ неиспользования социального капитала, нашли работу в течение 1-3 месяцев.

При проведении исследования не было выявлено связи между использованием респондентами социального капитала и продолжительностью поиска работы. Большинство респондентов, вне зависимости от использования/неиспользования социального капитала, нашли работу в течение 1—3 месяцев. Это может быть объяснено тем, что ввиду определенной замкнутости рынка труда Сахалинской области и ограниченности кадрового потенциала работодатели склонны принимать решения о найме сотрудников в сравнительно сжатые сроки.

В ходе исследования были выявлены некоторые особенности использования социального капитала при трудоустройстве представителями различных социально-де-= мографических групп. Так, было установлено, что среди трудовых мигрантов удельный вес респондентов, использовавших социальный капитал, равен 83%, что значительно выше аналогичного показателя в группе респондентов, являющихся коренными жителями Сахалинской = области (60,5 %). По нашему мнению, это связано с тем, что трудовые мигранты, приезжающие в Сахалинскую область, как правило, имеют дефицит человеческого капитала (низкий уровень

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

образования, квалификации, слабое знание русского языка). В данной ситуации они менее конкурентоспособны и активно используют социальный капитал для адаптации к рынку труда принимающего общества. Согласно данным исследования, при решении вопроса о трудоустройстве приезжие граждане чаще всего используют так называемые «слабые» связи (то есть связи со знакомыми, приятелями, земляками), тогда как при решении материальных и финансовых проблем чаще склонны обращаться к «сильным» связям (родственники, близкие друзья).

Специфика использования социального капитала выявлена также в группе респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Среди молодежи отмечается самая низкая по выборке доля респондентов, использовавших социальный капитал при поиске работы и трудоустройстве (51,4%). Такое обстоятельство объясняется тем, что молодежь в данной возрастной группе — это преимущественно выпускники высших и средних профессиональных учреждений, которые в силу своего возраста имеют дефицит социального капитала. Ресурсный потенциал социальных связей представителей данной возрастной группы также достаточно низок, так как контрагентами этих сетей связей в большинстве случаев являются такие же выпускники и молодые специалисты, не имеющие существенного опыта работы и контактов с обладателями статусных социальных позиций. При поиске подходящего рабочего места представители данной группы чаще всего обращаются к сильным связям (родители и другие близкие родственники).

На основе анализа результатов проведенного эмпирического исследования можно сформулировать вывод о том, что в условиях регионального рынка труда представлены следующие функции социального капитала:

— аккумулирование информации о вакантных рабочих местах;

— влияние на поведение тех, кто принимает решения о найме персонала;

При решении вопроса о трудоустройстве приезжие граждане чаще всего используют так называемые «слабые» связи, то есть связи со знакомыми, приятелями, земляками, тогда как при решении материальных

и финансовых проблем чаще склонны обращаться к «сильным» связям - родственникам, близким друзьям.

— обеспечение доступа субъектов к рабочим местам, характеризующимся более высоким уровнем заработной платы и благоприятными условиями занятости.

= В целом, получен -ные данные позволяют констатировать, что социальный капитал в существенной степени определяет результаты конкуренции субъектов регионального рынка труда.

Результаты исследования позволяют выделить разнонаправленные последствия использования социального капитала на рынке труда. С одной стороны, обращение к данному каналу трудоустройства способствует более результативному поиску индивидом подходящего места работы. С другой стороны, подобная ситуация может негативно отражаться на региональном рынке труда в целом, нарушая процессы здоровой конкурентной борьбы за рабочие места. Полагаем, что влияние социального капитала на рынок труда региона в целом не ограничивается указанными эффектами, в связи с чем данная проблематика требует проведения дополнительных научных исследований. -'jjjj

Литература

1. Бурдье П. Формы капитала. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsoc.hse.ru/2002-3-5.html (дата обращения: 05.01.2015).

2. Грановеттер М. Сила слабых связей. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsoc.hse.ru/2009-10-4.html (дата обращения: 05.01.2015).

3. Коньков А.Т Концепция социального капитала в современной социологии: монография. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2006. С. 114-130.

4. Синицына Т.В. Новый средний класс: особенности сетевого трудоустройства. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/ vestmk/2008/vipusk_15._ijun_2008_g./sinitsyna.pdf (дата обращения: 05.01.2015).

5. Коньков А.Т Использование социального капитала как стратегия поведения на американском рынке труда. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/2010/12/01/1214825157/4bKonkov.pdf (дата обращения: 05.01.2015).

SOCIAL CAPITAL'S FUNCTION AT THE REGIONAL LABOR MARKET

D.N. Gerasimchuk, postgraduate, the department of sociology, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia, [email protected]

This article considers functioning of social capital at the regional labor market by the example of Sakhalin oblast. Social capital, defined by the author as a system of institutionalized social links of individuals, is researched as a factor of labor market participants' competition. According to the research's data, the social capital exposes a set of functions which influence employment of regional labor market's subjects. It is exposed by social capital's ability to influence process of competition among employees, rising chances for successful employment of people with social links; also it helps to reduce low start possibilities and lack of competitive advantages of some social groups (like immigrants and youth). It is exposed that Sakhalin oblast regional labor market subjects, who used social capital for employment, have higher results in employments according to object indices (wage level and employment status) and subjective (satisfaction with a tempo and other aspects of job place). According to the research results, it is ascertained that different kinds of social links, which are included in the structure of social capital, have unequal efficiency for employment for regional labor market subjects. Key words: social capital, social capital, regional labour market, young people, migrants, Sakhalin region, social communication, competition.

References

1. Bourdieu P. Formy kapitala [Forms of capital]. 4. Sinitsyna T.V. Novyi srednii klass: osobennosti setevogo Available at: http://ecsoc.hse.ru/2002-3-5.html trudoustroistva [The new middle class: features network (accessed 05.01.2015). employment]. Available at: http://e-journal.spa.msu.

2. Granovetter M. Sila slabykh sviazei [The strength ru/uploads/vestnik/2008/vipusk_15._ijun_2008_g./ of weak ties]. Available at: http://ecsoc.hse.ru/2009-10- sinitsyna.pdf (accessed 05.01.2015).

4.html (accessed 05.01.2015). 5. Kon'kov A.T. Ispol'zovanie sotsial'nogo kapitala kak

3. Kon'kov A.T. Kontseptsiia sotsial'nogo kapitala strategiia povedeniia na amerikanskom rynke truda [The v sovremennoi sotsiologii: monografiia [The concept use of social capital as a strategy for the U.S. labor of social capital in contemporary sociology: market]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data a monograph]. Yuzhno-Sakhalinsk, SakhGU Publ., /2010/12/01/1214825157/4bKonkov.pdf (accessed 2006. 232 p. 05.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.