Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЗМ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Алексей Алексеевич, Воронова Александра Игоревна, Тарасова Светлана Михайловна, Семенова Дарья Алексеевна

В статье обоснована необходимость нового понимания функций, целей и задач олимпийского образования в системе гуманитарного образования обучающихся. Практическая значимость исследования заключается в формировании у обучающихся полноценных знаний о концепции олимпизма Кубертена. Понимания основных идей и ценностей этой концепции. Сохранение гуманистической интерпретации ценностей олимпизма, а не попытки заменить её на прагматическую. Понимание несоответствия, между декларируемыми гуманистическими ценностями олимпизма и реалиями олимпийского спорта. Осознание творческой, мыслительной деятельности, направленной на поиск путей решения этого противоречия. Актуальность и значение такого подхода определяют два фактора: ситуация в современном олимпийском движении, которое всё более втягивается в различного рода, политические дрязги и переход от авторитарно-репродуктивной модели системы образования к рефлексивно- гуманистической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Алексей Алексеевич, Воронова Александра Игоревна, Тарасова Светлана Михайловна, Семенова Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF OLYMPIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF HUMANITARIAN EDUCATION OF STUDENTS

The article justifies the need for new understanding of the functions, goals and objectives of the Olympic education in the system of humanitarian education of students. The practical significance of the study lies in the formation of full knowledge among the students about the concept of Coubertin Olympism. Understanding the basic ideas and values of this concept. Maintaining a humanistic interpretation of the values of Olympism, and not trying to replace it with a pragmatic one. Understanding the discrepancy between the declared humanistic values of Olympism and the realities of Olympic sports. Awareness of creative, thought activity aimed at finding ways to solve this contradiction. Two factors determine the relevance and significance of this approach: the situation in the modern Olympic movement, which is increasingly drawn into various kinds of political squabbles and the transition from an authoritarian-reproductive model of the educational system to a reflexive-humanistic model.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

4. Бутрамеев А.В. Воспитание двигательно-координационных способностей у легкоатлетов 9-11 лет методом сопряженного воздействия : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бутрамеев Александр Васильевич. - Москва, 2021. - 22 с.

5. Кастальский О.О. Влияние ушу на координацию детей среднего школьного возраста / О.О. Кастальский // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2017. - № 2. - С. 24-29.

6. Коноплев В.В. Влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет / В.В. Коноплев, В.С. Мухортов, В.В. Немцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 166-170.

7. Матвеева И.С. Физическая подготовка школьников 9-11 лет на основе комплексного учета их морфофункционального статуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Матвеева Инга Сергеевна. - Краснодар, 2018. - 24 с.

8. Симаков А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.

9. Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8-17 лет по данным по-пуляционного исследования / В.Д. Сонькин, Т.М. Параничева, Л.В. Макарова [и др.[ // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 71-79.

REFERENCES

1. Baev, I.V. (2018), "Gender features of motor coordination and visual-motor reactions of athletes aged 9-12 years specializing in Wushu-taolu", Bulletin of Science and Education, Vol. 2, No 1 (37), pp. 75-79.

2. Balandin, V.A. (2016), "Dynamics of indicators of the level of development of coordination abilities of boys aged 11-15 years", Physical culture, sport-science and practice, No 1, pp. 35-39.

3. Bogomolova, E.S., Shaposhnikova, M.V., Kotova, N.V. et al. (2019), "Characteristics of physical health of students of modern educational organizations", Hygiene and sanitation, Vol. 98, No. 9, pp. 956-961.

4. Butrameev, A.V. (2021), Education of motor and coordination abilities in athletes aged 9-11 years by the method of conjugate exposure, dissertation, Moscow.

5. Kastalsky, O.O. (2017), "The influence of wushu on the coordination of children of secondary school age", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 2, pp. 24-29.

6. Konoplev, V.V. Mukhortov, V.S. and Nemtsova, V.V. (2019), "Influence of kudo classes on the development of physical qualities of children aged 11-12", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 166-170.

7. Matveeva, I.S. (2018), Physical training of schoolchildren aged 9-11 years on the basis of a comprehensive account of their morphofunctional status, dissertation, Krasnodar.

8. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of training in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (107), pp. 148-155.

9. Sonkin, V.D., Paranicheva, T.M., Makarova, L.V. at al. (2021), "Age dynamics of motor abilities of schoolchildren aged 8-17 years according to population research", Person. Sport. Medicine, Vol. 21, No. 1, pp. 71-79.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

УДК 796.075

ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Алексей Алексеевич Романов, кандидат педагогических наук, Российский университет транспорта, Москва; Александра Игоревна Воронова, директор, Светлана Михайловна Тарасова, заместитель директора, Государственное общеобразовательное учреждение Школа № 2087, Москва; Дарья Алексеевна Семенова, студентка, Московский

педагогический государственный университет, Москва

Аннотация

В статье обоснована необходимость нового понимания функций, целей и задач олимпийского образования в системе гуманитарного образования обучающихся. Практическая значимость исследования заключается в формировании у обучающихся полноценных знаний о концепции олим-пизма Кубертена. Понимания основных идей и ценностей этой концепции. Сохранение гуманистической интерпретации ценностей олимпизма, а не попытки заменить её на прагматическую. Понимание несоответствия, между декларируемыми гуманистическими ценностями олимпизма и реалиями олимпийского спорта. Осознание творческой, мыслительной деятельности, направленной на поиск путей решения этого противоречия. Актуальность и значение такого подхода определяют два фактора: ситуация в современном олимпийском движении, которое всё более втягивается в различного рода, политические дрязги и переход от авторитарно-репродуктивной модели системы образования к рефлексивно- гуманистической модели.

Ключевые слова: олимпизм, олимпийское движение, олимпийское образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p363-367

FUNCTIONS OF OLYMPIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF HUMANITARIAN

EDUCATION OF STUDENTS

Alexey Alekseevich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, Russian University of Transport, Moscow; Alexandra Igorevna Voronova, the director, Svetlana Mikhailovna Tara-sova, the deputy director, State Educational Institution School No. 2087, Moscow; Daria Ale-

kseevna Semenova, the student, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Abstract

The article justifies the need for new understanding of the functions, goals and objectives of the Olympic education in the system of humanitarian education of students. The practical significance of the study lies in the formation of full knowledge among the students about the concept of Coubertin Olym-pism. Understanding the basic ideas and values of this concept. Maintaining a humanistic interpretation of the values of Olympism, and not trying to replace it with a pragmatic one. Understanding the discrepancy between the declared humanistic values of Olympism and the realities of Olympic sports. Awareness of creative, thought activity aimed at finding ways to solve this contradiction. Two factors determine the relevance and significance of this approach: the situation in the modern Olympic movement, which is increasingly drawn into various kinds of political squabbles and the transition from an authoritarian-reproductive model of the educational system to a reflexive-humanistic model.

Keywords: Olympism, Olympic movement, Olympic education.

Одно из важнейших направлений совершенствования современной системы образования - приобщение обучающихся к общекультурным, нравственным, эстетическим, интеллектуальным ценностям с целью обеспечить переход от авторитарно-репродуктивной модели образования к рефлексивно-гуманистической, главной целью которой является формирование и развитие в человеке потребности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжении всей своей жизни. Большое значение в этом плане имеет олимпийское образование, т. е. информационно-просветительская деятельность, направленная на повышение уровня олимпийской образованности обучающихся, их приобщение к гуманным ценностям олимпизма. Особенно это становится важным в наше непростое время, когда Международное олимпийское движение всё более втягивается в политические дрязги. Лозунг спорт вне политики, на наш взгляд, перестал существовать. Санкции и отстранения от соревнований спортсменов из России и Белоруссии по надуманным предлогам показывают предвзятость и максимальную политическую ангажированность, как ряда спортивных функционеров, так и целых стран. Особое возмущение вызывает факт не допуска па-раолимпийцев России и Белоруссии на игры в Пекин. Из этого следует, что функции

олимпийского образования в России должны быть скорректированы.

Цель статьи - обосновать необходимость коррекции целей, задач, функций олимпийского образования в современной системе гуманитарного образования обучающихся.

Актуальность такой коррекции связана с существенными изменениями в той концепции олимпизма, на которую реально ориентируется современное олимпийское движение.

Модификация ценностей олимпизма. Как известно, исходную концепцию олим-пизма разработал Пьер Кубертен. Для правильного понимания этой концепции важно учитывать, что лавная цель, достижению которой Кубертен посвятил свою жизнь, - создание новой системы воспитания, ориентированной на формирование совершенной (гармонично развитой) личности. Подчеркивая важную роль спорта как средства достижения этой цели, он осознавал возможность его противоречивого влияния на личность и социальные отношения, использования не только в позитивных, но и негативных целях. Поэтому основная идея разработанной Кубертеном концепции современного олимпизма состояла в том, чтобы на основе возрождения Олимпийских игр, развития олимпийского движения содействовать повышению воспитательной роли спорта, решению связанных с ним педагогических задач. В соответствии с таким подходом основной акцент на Олимпийских играх должен делаться не на победе в соревнованиях, а на поведении спортсменов, его соответствии нравственным нормам и принципам, т.е. на гармоничное единение физического и духовного начал человека. В концепции современного олимпизма, разработанной Кубертеном, олимпиец - это атлет, который демонстрирует не только высокое спортивное мастерство, но также полноценное и пропорциональное развитие физических, психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. гармоничное развитие личности, и для которого характерна основная ориентация не на успех, победу в спортивном соперничестве, а на поведение, адекватное нравственным нормам [1].

К сожалению, в настоящее время, мы видим увеличения пропасти между декларируемыми гуманистическими ценностями олимпизма и реалиями олимпийского движения. События 2022 года, которые произошли в этом движении: допинговые скандалы; политически окрашенное решение о запрете команде российских спортсменов выступать под своим национальным флагом в Олимпийских играх, лишение российских и белорусских паралимпийцев права участия в Паралимпийских играх; политика оскорбления российских олимпийцев спортсменами других стран и т. п.

На основании изложенного выше неправомерно делать вывод о том, что олимпийское движение в той его форме, которую оно приобрело на современном этапе в результате коммерциализации и профессионализации - как спортивно-коммерческое движение, как сфера «большого бизнеса», выдвигающая на первый план у спортсменов и других субъектов олимпийского спорта победу, успех, карьеру, материальные блага и т. д., не может выполнять важные социальные функции и должно быть отвергнуто. Напротив, такое социальное движение соответствует современным социально-экономическим условиям (что отмечают и руководители этого движения, и его исследователи) и способно выполнять столь же важные социальные функции, как и другие разновидности спорта высших достижений и прежде всего профессиональный спорт. Вместе с тем, в силу указанных выше причин ошибочно гуманистическими ценностями олимпизма прикрывать реальную ситуацию в этом движении, приписывать ему гуманистическую ориентацию и «всемирную гуманистическую миссию».

Изложенная выше ситуация в современном олимпийском движении определяет новый подход к целям, задачам, функциям олимпийского образования.

Новый подход, к целям, задачам олимпийского образования. Традиционно основной функцией этой педагогической деятельности, в том числе в системе гуманитарного образования молодежи, считается повышение уровня информированности относительно олимпийского движения, ценностей олимпизма.

Активизация пропаганды духовных ценностей олимпизма, безусловно, необходима. Обоснованности мнения о том, что активная пропаганда ценностей олимпизма в олимпийском образовании объясняется стремлением скрыть реальную ситуацию в современном олимпийском движении, сохранить в общественном сознании его позитивный гуманистический имидж, содействуют некоторые тенденции современной теории и практики олимпийского образования [2].

В практике олимпийского образования часто эта педагогическая деятельность организуется таким образом, что на первый план выдвигается пропаганда декларируемых гуманных ценностей олимпийского движения, а из многочисленных фактов реальной ситуации выхватываются лишь те, которые хотя бы в какой-то мере могут быть использованы для оценки данного движения как спортивно-гуманистического.

Вопросы, касающиеся не только содержания, но и практической реализации ценностей олимпизма, противоречия между этими ценностями и реалиями олимпийского спорта, как правило, не затрагиваются при организации не только конкурсов «знатоков олимпизма», но даже в учебных курсах олимпийского образования [3].

В изложенной выше ситуации необходим иной подход к олимпийскому образованию, в том числе в системе гуманитарного образования обучающихся.

Организация данной деятельности должна предусматривать формирование и совершенствование у обучающихся (при их активном участии):

• полноценных знаний о концепции олимпизма Кубертена, понимание основных идей и ценностей этой концепции, их гуманистического содержания;

• понимание необходимости и в настоящее время сохранения гуманистической интерпретации ценностей олимпизма, а не попытки заменить ее на прагматическую;

• целостного понимания ситуации в современном олимпийском движении: признание его значения в современных условиях, осознание несоответствия, противоречия между декларируемыми гуманистическими ценностями олимпизма и реалиями олимпийского спорта;

• творческой мыслительной деятельности, направленной на поиск путей решения этого противоречия.

ВЫВОДЫ

1. Выше обоснована необходимость нового понимания функций, целей и задач олимпийского образования в системе гуманитарного образованияобучающихся.

2. Актуальность и значение такого подхода определяют два фактора:

а) ситуация в современном олимпийском движении, наличие и обострение противоречия между декларируемыми гуманными ценностями олимпизма и реалиями олимпийского спорта;

б) происходящий в настоящее время переход от авторитарно-репродуктивной модели системы высшего образования к рефлексивно-гуманистической модели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пьер де Кубертен. Олимпийские мемуары: монография / Кубертен Пьер де. - Москва : РИД Групп, 2011. -176 с.

2. Романов А.А. Роль гуманитарного образования в техническом вузе. К вопросу об олимпийском образовании в техническом вузе / А.А. Романов, А.Ю. Савкин/ / Как наше слово отзовётся; гуманитарное образование в развитии российского социума и человека : материалы Международной научно-практической конференции, - Москва, 2017. - С. 654-656.

3. Столяров В.И. Олимпийское воспитание: теория и практика: монография / В.И. Столяров. - Москва : Национальное образование, 2014. - 416 с.

REFERENCES

1. Coubertin, Pierre de.(2011), Olympic memoirs, monograph, REED Group, Moscow.

2. Romanov, A.A. and Savkin, A.Yu. (2017), "The role of liberal arts education in a technical university", Materials of the International Scientific and Practical Conference How will our word respond; humanitarian education in the development of Russian society and man, Moscow, pp. 654-656.

3. Stolyarov, V. I. (2014), Olympic education: theory and practice: monograph, National Education, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.04.2022

УДК 796.015.12:37.037.1

ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ В РАМКАХ КОМПЛЕКСА ГТО

Ольга Геннадьевна Рысакова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Цель работы - разработать методику физической и технической подготовки студентов вузов по прыжкам в длину с разбега в рамках комплекса ГТО. Методы и организация исследования. Для определения показателей физической подготовленности использовались тестовые задания, на основе которых определялись уровни развития физических способностей, а сформированность технических характеристик прыжка в длину выявлялись на основе сравнения расчетных и фактических показателей. В исследовании принимали участие 126 студентов Российского государственного социального университета. Результаты исследования и их обсуждение. За период исследования физическая и техническая подготовленность студентов изменилась в обеих группах, но изменения носили специфический характер. У обучающихся экспериментальной группы достоверно (пятипроцентный уровень значимости) улучшились результаты точности попадания на планку (с 18,3 см до 10,3 см, 43,7%), результаты прыжка в длину с места (с 2,25 см до 2,39 см, 6,2%), бега на 20 м с ходу (с 2,57 с до 2,44 с, 5,1%), прыжка в длину с разбега (с 4,65 м до 5,03 м, 8,2%),скорость разбега (с 6,61 м/с до 7,32 м/с, 10,7%), длина разбега (с 22,8 м до 26,9 м, 18,0%), соотношение скорости разбега и максимальной скорости бега (с 0,85 до 0,99, 16,5%). В контрольной группе существенно изменились только показатели прыжка в длину с места (с 2,27 см до 2,35 см, 3,5%). Другие показатели у обучающихся контрольной и экспериментальной групп также улучшились, но недостоверно. Следовательно, соотношение уровней физической и технической подготовленности студентов играет важную роль в выборе направленности учебного процесса по физической культуре при изучении прыжка в длину с разбега. Наибольший прирост результатов в прыжках в длину с разбега достигается у студентов со сбалансированным уровнем развития специальных физических качеств и достаточным уровнем сформированности технических характеристик прыжка. Это позволит каждому студенту вуза создать надежную базу для достижения высоких и стабильных результатов на последующих этапах обучения в вузе. Вывод. Разработан механизм управления физической и технической подготовкой в прыжках в длину с разбега, на основе которого возможно устранять у каждого студента вуза отстающий уровень развития скоростных, скоростно-силовых качеств или технической подготовленности.

Ключевые слова: прыжок в длину, студенты вуза, комплекс ГТО, физическая подготовленность, техника прыжка, управление, двигательный потенциал.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p367-372

UNIVERSITY STUDENTS' PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING IN LONG JUMPS WITHIN THE GTO COMPLEX

Olga Gennadyevna Rysakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State

Social University, Moscow

Abstract

The purpose of the study was to develop the methodology for differentiated physical and technical training of university students in long jumps from the running start within the framework of the GTO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.