Научная статья на тему 'Функции исторического сознания в условиях модернизации современного российского общества'

Функции исторического сознания в условиях модернизации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1464
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ГЕДОНИЗМ / ЭСКАПИЗМ / SOCIOCULTURAL CRISIS / HISTORICAL AWARENESS / HISTORICAL CONSCIOUSNESS FUNCTIONS / LEGITIMATION / IDENTIFICATION / SOCIAL EXPERIENCE / HEDONISM / ESCAPISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

Представлено определение феномена «историческое сознание», дана его характеристика и рассмотрены функции в условиях формирования современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical consciousness functions under modernization of contemporary Russian society

The definition of the ‘historical consciousness’ phenomenon is presented. Its description is given, and its functions under the formation of the contemporary Russian society are considered.

Текст научной работы на тему «Функции исторического сознания в условиях модернизации современного российского общества»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 101.8:316.4

ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

И.Л. МЕРЗЛЯКОВА

(Донской государственный технический университет)

Представлено определение феномена «историческое сознание», дана его характеристика и рассмотрены функции в условиях формирования современного российского общества.

Ключевые слова: социокультурный кризис, историческое сознание, функции исторического сознания, легитимация, идентификация, социальный опыт, гедонизм, эскапизм.

Введение. Процессы, начавшиеся в нашей стране на рубеже ХХ-ХХ1 вв., внесли фундаментальные социокультурные изменения, в результате которых утвердившиеся общественно-политические структуры стали расшатываться. В такие периоды исторических катастроф и переломов происходит оживление исторического чувства и начинается «историческое движение», приводящее к переосмыслению истории, переоценке некогда социально значимых ценностей и символов, хранящихся в историческом сознании [1].

В контексте начавшихся трансформаций, приведших к социокультурному кризису в нашей стране, история стала актуальным предметом исследования в поле философского, политического, социологического, культурологического дискурсов. Обращение к истории и прошлому, запечатленному в историческом сознании социума, должно было способствовать эффективному поиску собственной идентичности, самосознания и определению вектора социокультурного развития. Определяющими факторами этого поиска стали трансляция и интерпретация «исторических текстов», дающих, как казалось на тот момент, полную и объективную информацию о периоде «советской истории», символах советской эпохи, трагических и героических событиях, оказывающих влияние на развитие современной России. Трансляция огромного массива исторической информации, в ущерб ее достоверности и объективной интерпретации, спровоцировала информационный кризис, раскол исторического сознания, подорвала доверие к властным структурам, усилила кризисные явления и затормозила процесс реформирования.

Чтобы преодолеть сложившиеся негативные тенденции и раскол в историческом сознании российского общества, необходимо его изучение и выявление социально значимых функций, способных ускорить и повысить эффективность социокультурной трансформации, начавшейся в конце XX в.

Размышления над поставленными вопросами не могут быть исчерпаны в рамках одной статьи, но обозначить сущность и специфику исторического сознания, выявить его роль в условиях становления современного российского общества, возможно.

Историческое сознание как фактор формирования современного российского общества в последнее время стало предметом изучения различных гуманитарных наук.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей выявил, что историческое сознание - самостоятельная и равноправная по отношению к другим форма общественного сознания, формирование которой может носить стихийный или управляемый характер. Благодаря историческому сознанию, социальный субъект идентифицирует себя, выявляет свое существенное определение, фиксирует, осознает, оценивает и переживает различным образом прошлое и свое движение во времени. Историческое сознание содержит рациональную, нравственную, эстетическую и эмоционально-чувственную компоненту и является духовно-историческим опытом, дистанцирующимся от истории, в нем синтезируются теория и практика познающей деятельности субъекта. Включая в себя темпоральные характеристики, такие, как прошлое, настоящее и будущее, историческое сознание способно фиксировать социальное время и опыт, отражать характер связи между событиями и поколениями, осознавать преемственность, устойчивость, изменчивость соци-

ального бытия. Многообразие способов фиксации прошлого обусловливает множество исторических реальностей, вариативность исторического сознания и его функций.

Рассматривая сущность исторического сознания, можно выявить широкий круг его функций в рамках определенной общественной системы.

Со времен античности основной функцией истории являлось сохранение в памяти народа знаний о прошлом, которые могут пригодиться в будущем для объяснения функционирования социально-политического устройства, формирования моральных образцов и служения настоящему.

Средневековый автор «Двенадцати книг истории народа Флоренции» Л. Бруни считал, что чтение исторических трудов и оживление исторического сознания полезны для приобретения навыков хорошего стиля, ввиду воспитательной ценности истории, вследствие того, что «разумному человеку приличествует знать», как возникла его родина, какое прошла развитие, какие судьбы ее постигли, наконец, потому, что знание истории «дает величайшее удовольствие» [2].

Функции исторического сознания. В работе принята попытка выделить функции исторического сознания, которые способны оказать позитивное влияние на процесс развития современного российского общества и повысить эффективность его реформирования в преодолении кризисных явлений.

Современная ситуация в нашей стране часто характеризуется как кризисная. Такая характеристика дается на основе выявленных проблем: отсутствие управляемости на всех уровнях функционирования государства, острые политические и межэтнические конфликты, террористическая угроза, подрыв самобытности этносов, высокий уровень инфляции, низкий уровень жизни и доходов большинства населения, высокая степень дезинтеграции социальных групп и институтов, сложная демографическая ситуация, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями и нормами, разложение общественных нравов, трудовая пассивность, отсутствие доверия к власти и т. д. [3].

Сталкиваясь с такими сложностями, субъект, наделенный историческим сознанием, актуализирует опыт прошлого и формирует определенные социальные чувства, критерии собственного взаимодействия с индивидами, социумом и государством. По аналогичной схеме происходит обращение правящей элиты к различным уровням исторического сознания (научно-теоретическому, обыденному, индивидуальному, массовому и т. д.) с целью определения наиболее эффективных моделей развития и взаимоотношений на внутриполитической и внешнеполитической аренах. Такой поиск в очередной раз обратил внимание реформаторов на западноевропейскую модель, в силу чего в конце XX - начале XXI вв. в России усилилась тенденция к сближению с европейским сообществом.

Были приняты концептуальные документы, определяющие внешнеполитическую стратегию, в основу которых положены принципы обеспечения национальных интересов, безопасности страны и создания благоприятных внешних условий для поступательного внутреннего развития. Такая установка должна позволить России занять лидирующее положение на европейской и общемировой арене, дистанцироваться от образа «сырьевого придатка Европы и Америки». «В конце концов, не сырьевые биржи должны вершить судьбу России, а наше собственное представление о себе, о нашей истории и о нашем будущем» [4].

По мнению представителей правящей элиты, формирование «представления о себе, о нашей истории» является важной тактической задачей и должно способствовать преодолению кризисных явлений и достижению заявленных стратегических целей.

Указ Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» стал важным шагом на пути целенаправленного формирования исторического сознания российского социума в русле интересов государственно-политической элиты. Такой идеологический заказ не мог не возникнуть в условиях плюрализма мнений и оценок прошлого и откровенных фальсификаций в самой науке, которые усиливали негативные тенденции.

Основными задачами Комиссии стали обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации; выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России; координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий [5].

Сложность реализации задач, стоящих перед Комиссией, заключается в размежевании в сообществе профессиональных историков. Так, президент Академии военных наук М. Гареев в «Газете» выразил недоверие составу Комиссии, заявив, что в ней «из историков представлены главные фальсификаторы - Александр Чубарьян (директор Института всеобщей истории РАН) и Андрей Сахаров (директор Института российской истории РАН)» [6]. Комиссия призвана решить проблему выявления современных трактовок исторических событий, способных нанести ущерб интересам России, проблему свободы слова и мировоззрения как рядового гражданина, так и профессионального историка, в обязанности которого входит всестороннее изучение прошлого и его интерпретация, которая может расходиться с интересами правящей элиты, и ряд других сложностей.

Важным этапом на пути создания условий для формирования исторического сознания россиян стало расширение функций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в направлении изменения картины прошлого в сознании российского общества [7]. Это было сделано в целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества. Рабочей группой по исторической памяти при Совете были подготовлены предложения об учреждении общенациональной государственнообщественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» [8]. По мнению авторов, необходимость обращения к прошлому, запечатленному в историческом сознании социума, помогает преодолеть взаимное отчуждение народа и элиты, формирует чувство ответственности перед историей, чувство национального самоуважения, «без которого мы никогда не создадим предпосылки для истинного патриотизма, а значит, и разговоры о модернизации останутся благими намерениями» [8].

В результате реализации этой программы предполагается существенная модернизация исторического сознания российского общества, в котором должен быть запечатлен высокий морально-политический авторитет нынешнего руководства страны; укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего «соцлагеря» через осознание общности трагического прошлого, в результате чего, по мнению авторов программы, должно произойти укрепление международного престижа России; дистанцирование современной России от СССР через выражение политико-правовой оценки преступных действий тоталитарного режима (как во внутренней, так и во внешней политике), заявления о неприемлемости для сегодняшней политической элиты и российского общества большевистских способов управления страной, что станет убедительным способом показать российскому обществу и всему миру приверженность России идеям правового государства.

Предполагается, что реализация этой программы должна «дать положительный эффект для имиджа России, для модернизации общественного сознания, для самоуважения народа, для руководства страны» [8]. Важное значение для формирования исторического сознания молодежи имеет разработка принципиально нового комплекта учебно-методических пособий для средней школы. Для их подготовки необходима государственная поддержка специальных просветительских и культурных программ государственного телевидения и научных исследований по истории коммунистического тоталитаризма.

Указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» и предложения по учреждению общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» демонстрируют пристальный интерес со стороны руководства страны к истории России, память о которой хранится в историческом сознании социума, и к историческому сознанию россиян. По мнению авторов Предложений, целенаправленное формирование исторического сознания должно начинаться с раннего возраста через систему школьного образования, издание учебников и научно-исследовательских работ историков, отражающих интересы государственно-политической власти.

Такая установка берет начало в традиционном отношении к истории как науке, выполняющей государственный заказ и формирующей идеологизированное историческое сознание. «С самого начала писаная история как наука была наукой сервильной» [9], а «современная русская историография... вышла из «шинели» государственной школы, которая в качестве телеологической цели истории выдвинула государство, сделав его главным критерием оценки... Имперское мировоззрение, характеризующее русскую историографию, сохранялось..., что нельзя считать случайностью» [10].

Инициаторами формирования представлений об истории страны, исторического сознания социума, легитимирующего политические процессы, происходящие внутри государства и за его пределами, всегда были идеологи - лидеры государства. При этом «идеологи в принципе не способны к диалогу ни с прошлым, ни друг с другом. У каждого из них своя история и свое прошлое, не совпадающие и взаимоотрицающие друг друга. И когда такой идеолог приходит к власти, история меняется до неузнаваемости, оправдывая определение России как страны с непредсказуемым прошлым» [11]. В силу этого работа соответствующих органов государственной власти в русле, обозначенном президентскими указами, способна привести к формированию политически ангажированной истории, герметизму сознания субъектов исторической науки; активизации в самой науке и массовом сознании исторического мифотворчества, тесно связанного с политической ситуацией, властным (идеологическим) заказом. В таких условиях управление и целенаправленное формирование исторического сознания является эффективным инструментом в борьбе за социальные, экономические, финансовые ресурсы и политический статус внутри государства и на мировой арене.

Определяя место и статус страны на внешнеполитической арене, представители современной правящей элиты все чаще апеллируют к «болевым точкам», запечатленным в историческом сознании граждан России и европейских стран. Такой «болевой точкой» - травмой и одновременно «местом памяти» - является Вторая мировая война. В статье В.В. Путина «Страницы истории - повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства?», опубликованной 31 августа 2009 г. в «Газета Выборча» (Польша), было отмечено, что «две мировые войны, нацистская оккупация большей части Европы и трагедия Холокоста» оставили глубокие, незаживающие раны в сознании россиян и европейских народов, но «послевоенное историческое примирение Франции и Германии открыло путь к созданию Евросоюза, мудрость и великодушие российского и немецкого народов, дальновидность государственных деятелей двух стран позволили сделать решительный шаг к строительству Большой Европы и найти России свое место в ряду европейских стран» [12].

В такой ситуации можно говорить о том, что историческое сознание как феномен может выполнять в современном общемировом пространстве интеграционную и дезинтеграционную функции, в зависимости от стратегических целей, которые ставят перед собой руководители стран.

Определение «своего места» на общемировой арене должно сопровождаться не только обращением российского руководства к героическому прошлому своей страны, чувству гордости, патриотизма, но и формированием социально-политической активности российского общества. Социальная активность общества возможна лишь при четком осознании социумом собственных ценностных ориентиров, определяющих понимание исторической ретроспективы и перспективы. Важные исторические события и героические образы прошлого, запечатленные в научной и художественной литературе и так называемых «местах памяти», являются материалом для конструирования исторического сознания и воспитания национальной гордости, самосознания и самоидентификации. Субъект, наделенный историческим сознанием, является членом общества и патриотом своей страны, а социум с функционирующим историческим сознанием в полной мере осознает свою общемировую значимость и роль, которую он призван сыграть в мировой истории.

Формирование такого социума - стратегическая задача, и решить ее можно, обратившись к образцам социально значимого поведения в различных исторических условиях, которые со временем становятся эталоном и нормой санкционированного обществом поведения. Эту функцию исторического сознания, отвечающую не только за процесс воспитания поколений, но и накопление опыта человечеством, определяют как функцию «накопления социального опыта» [12]. Современная социальная практика позволяет высоко оценить значение исторического опыта в фор-

мировании современного российского общества и возможности научно обоснованного прогнозирования социальных процессов. Функция накопления социального опыта является базовой для прогнозирования и определения перспектив развития. Если обратиться к тезису о повторяемости истории, к тому, что любые процессы могут воспроизводиться, но в других социокультурных условиях, то перспективное планирование и целеполагание вполне возможно и обусловливает прогностическую функцию исторического сознания.

Поскольку историческое сознание обеспечивает процесс передачи из поколения в поколение социального опыта, в нем выделяют информационно-коммуникативную функцию с соответствующими каналами передачи сообщений: устный, изобразительный, печатный, фотографический, кинематографический, телевизионный, радиотрансляционный, а на современном этапе и виртуальный и т. д. Следует выделить два типа коммуникации: моментальная передача информации (синхронный аспект) и трансляция «консервированной» информации через печать, моду, обряды, обычаи, игры, обучение и т. д. (диахронный аспект).

Первый тип коммуникации ориентирован в большей степени на пространственное перемещение сообщения, обслуживает современное общество, осуществляя межличностное межсоци-альное общение. Второй тип коммуникации - на временное, историческое передвижение сообщения, его консервацию с последующей передачей. Этот тип коммуникации является средством формирования исторического сознания и обеспечивает социально-историческое развитие всего человеческого социума, осуществляя межкультурное общение личности и всего общества с историческим и материальным опытом нации, государства, человечества [13].

В условиях формирования информационного общества, распространения новейших технологий процесс передачи исторического опыта и информации о прошлой социальной реальности приобретает новые качественные характеристики, которые следует дополнительно изучать и выявлять их влияние на процесс становления и развития социальной структуры. При этом следует обратить внимание на то, что в информационном обществе происходит обмен не знаниями и опытом, а информацией, которая не является сама по себе знанием.

Большое влияние на процесс накопления социального опыта оказывает не только героизация главного коллективного исторического персонажа, но и повествование о выдающихся представителях народа, на образах которых происходит воспитание молодежи и интеграция социума (но это возможно при наличии позитивной оценки исторической личности большинством). Так, например, при обсуждении проблемы трудовой пассивности молодежи актуализируется образ А.Г. Стаханова, при формировании чувства патриотизма - образы героев Великой Отечественной войны, если нужно вызвать гордость за достижения в сфере науки и техники - образ Ю.А. Гагарина и т. д. Необходимо отметить, что воспитание историей должно опираться на все прошлое, а не на те его пласты, которые так или иначе согласуются с особенностями конкретной государственной политической системы.

Прошлое, хранящееся в историческом сознании социума, должно стать источником гражданского согласия как можно более широких слоев населения. Избирательный подход к нему порождает разрыв связи времен, фрагментарное историческое сознание и становится водоразделом между поколениями и социальными прослойками в обществе. Избирательность подхода к прошлому всегда определяется приоритетом политических ценностей и интересов в обществе, хотя именно в критических для судьбы Отечества ситуациях на первый план выдвигаются гражданские, патриотические мотивы, которые и оказываются решающими [14].

В силу этого историческое сознание может выполнять как интегративную, так и дезинте-гративную функцию, объединяя отдельных людей в народ, сплачивать их на основе общих ценностей, норм, традиций, которые проверены временем и освящены историческим опытом, или наоборот. Поэтому в периоды значительных исторических сдвигов, которые лишают человека ориентации в социальном пространстве и времени, в историческом сознании начинают актуализироваться определенные исторические образы событий или исторических личностей, которые помогают ему сформировать свою объяснительную систему происходящего в настоящем и обрести уверенность в будущем. Понимание и осмысление истории ложится в фундамент идеологии, которая через историческое образование формирует необходимые условия для социализации личности, социокультурного и национально-этнического самосознания, самореализации и само-

определения социума, осознания им самого себя как особой социальной, этнической и культурной общности, социально-исторической целостности, отличной от всех других общностей.

Это отражено в следующей функции исторического сознания - функции идентификации, которая приобретает особую значимость в периоды формирования национально-государственной идентичности и становления национальных государств, а также в условиях глобализации общественных систем. Она удовлетворяет потребность личности, общества и человечества в самопознании. «Любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому что она неотделима от любви к самому себе. Именно эта первопричина влечет нас вперед и назад, в будущее и к прошлым векам», и накопление ее знаний в историческом сознании народа всегда служило ее утилитарным целям, испокон веков изучались соседи и враги [15].

В условиях глобализации возникает острая потребность в диалоге культур, выработке и усвоении общечеловеческих ценностей, тем более что «философская и историческая мысль давно отметила - точнее, предугадала - наступление такого этапа в историческом движении человечества» [16]. На основе прошлого опыта, запечатленного в историческом сознании социума, определяются наиболее эффективные формы сотрудничества с представителями других культур, и возникает уникальная возможность самоидентификации и формирования самосознания.

По мнению В.А. Ельчанинова, среди множества функций исторического сознания в научной литературе не упоминается или очень редко обсуждается так называемая гедонистическая функция, под которой подразумевается обращение к своему прошлому для получения «чувственной радости, удовольствия, наслаждения или как к мотиву, цели или доказательству нравственного поведения» [17]. В гедонизме можно выделить чувственный и интеллектуальный уровни наслаждения, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. При рассмотрении гедонизма как переживания интеллектуального наслаждения необходимо обратить внимание на такое естественное чувство, как любопытство. Испытывая порожденное историческим прошлым любопытство, человек стремится расширить и углубить свои знания о прошлом. В этом стремлении к самоудовлетворению с помощью исторического поиска совершается обогащение исторических знаний, а стало быть, и всей области исторического сознания общества.

М. Блок по этому поводу заметил: «Жажде знаний предшествует простое наслаждение; научному труду с полным сознанием своих целей - ведущий к нему инстинкт; эволюция нашего интеллекта изобилует переходами такого рода. Мы также знаем, что маленькие радости коллекционирования древностей оказались занятием, которое постепенно перешло в нечто гораздо более серьезное» [17]. Признание гедонистической функции исторического сознания не противоречит научному истолкованию его роли в жизни общества, не принижает социальный статус, а наоборот, как нам кажется, значительно дополняет и обогащает наши представления о реальных функциях исторического сознания.

С функцией получения удовольствия от обращения к прошлому, с точки зрения И.М. Савельевой и A.B. Полетаева, перекликается такая функция исторического сознания, как эскапизм, т. е. конструирование «другого прошлого». Это означает, что человек на базе своего исторического сознания стремится переместиться в другую, качественно новую реальность, так называемое «мифическое время», которое позднее дополняется «героическим временем». Как отмечают исследователи, подобная конструкция «другого» прошлого существует в сказках и легендах, что дает сильный толчок развитию разных видов искусств (литературе, драматургии, живописи, скульптуре и т. д.). Поэтому креативные личности старались и стараются сохранить «другое прошлое» в историческом сознании людей через свое творчество - в таком проявлении эта функция связана с функцией гедонизма и влияет на воспитание поколений в широком смысле. И.М. Савельева и A.B. Полетаев считают, что по мере дифференциации истории и других социальных наук баланс в ее функциях в пользу эскапизма, удовлетворения потребности ухода в другую реальность, становится все более отчетливым, особенно в последнее время, которое характеризуется возрастающим интересом к альтернативной истории.

Заключение. Рассматривая особенности исторического сознания на современном этапе развития российского общества, можно выделить ряд важных функций, которые способны обеспечить снижение уровня кризисности сознания социума и повышение эффективности проводимых реформ. К ним можно отнести легитимацию происходящих государственно-политических трансформаций и сложившихся кратических практик. Историческое сознание, являясь источником соци-

ального опыта, оказывает значительное влияние на процессы, протекающие в современном российском обществе. На его основе возможно выстраивание и определение эффективных моделей взаимодействия на внешнеполитической арене и вектора внутреннего развития. В условиях неопределенности будущего и неясности настоящего прошлое становится опорой, сохраняющей устойчивость социокультурной системы. «Оживление» исторического сознания в целях укрепления государственно-политической системы тесно связано с политической ситуацией и властным (идеологическим) заказом. Оно является эффективным инструментом в борьбе за повышение статуса власти на внутренней и внешней политической арене, доступ к экономическим и финансовым ресурсам, контроль природных богатств и т. д. Этим объясняется пристальный интерес и попытки поставить под контроль правящей политической элиты историческое сознание, в первую очередь, российского общества.

Влияя на процесс конструирования социальной реальности, историческое сознание формирует коллективную и индивидуальную идентичность и национальное самосознание, на основе которых происходит интеграция и сплочение социума. Историческое сознание обеспечивает связь и преемственность поколений, выполняет функцию социального воспитания [18]; содержит представления о происхождении народов, важнейших событиях и деятелях прошлого; регулирует отношения внутри социальных групп; сохраняет и передает последующим поколениям накопленный исторический опыт. Обращение к истории своего государства для реализации гедонистической функции исторического сознания способно породить научно-исследовательский импульс и напитать творческий потенциал социума в попытках формирования идеального прошлого и будущего страны.

Библиографический список

1. Бердяев H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

2. Савельева И.М. Теория исторического знания: учеб. пособие / И.М. Савельева, A.B. Полетаев. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 523 с.

3. Лапин Н.И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М.: ИФРАН, 1994. - 245 с.

4. Сайт Президента России. События [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //news, kreml i n. ru/tra nscri pts/5413.

5. Сайт B.C. Левоневского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukazi/sbor00/text00027.htm.

6. Сайт GZT.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gzt.ru/topnews/politics/239297.html.

7. Сайт Президента России. События [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://npe3HfleHT^/news/10191.

8. Сайт Президента России. События [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.president-sovet.ru/structure/group_5/materials/proposals_at_a_meeting_in_ekb/index.php.

9. Сараскина Л. История в России с самого начала формировалась как государственный заказ / Л. Сараскина // Независимая газ. - 2001. - № 6. - С. 2.

10. Свак Д. О некоторых методологических проблемах синтеза в «историях России» / Д. Свак // Отечественная история. - 1998. - № 6. - С. 91.

11. Межуев В. Единственный путь к исторической объективности - это путь диалога с прошлым / В. Межуев // Независимая газ. - 2001. - № 6. - С. 2.

12. Самиев А.Х. К вопросу о формах исторического сознания / А.Х. Самиев // Исторический материализм и буржуазная социология. - М., 1987. - С. 121.

13. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СП Б, 2010. - 704 с.

14. Смоленский Н.И. Теория и методология истории / Н.И. Смоленский. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

15. Шартье Р. История сегодня: сомнения, вызовы, предложения / Р. Шартье // Одиссей: Человек в истории. - М., 1995. - С. 23.

16. Рогалина Н. Проверка на искренность / Н. Рогалина // Отечественная история. - 2000.

- № 5. - С. 14.

17. Ельчанинов В.А. Историческое сознание и проблема его формирования / В.А. Ельчани-нов // Закономерности формирования общественного сознания. - Барнаул, 1984. - С. 9, 92.

18. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход / А.И. Раки-тов. - М.: Изд-во политич. лит-ры, 1982. - 303 с.

Материал поступил в редакцию 08.07.2011.

References

1. Berdyaev N.A. Smy'sl istorii / N.A. Berdyaev. - M.: My'sl', 1990. - 176 s. - In Russian.

2. Savel'eva I.M. Teoriya istoricheskogo znaniya: ucheb. posobie / I.M. Savel'eva, A.V. Pole-taev. - M.: GU VShE', 2008. - 523 s. - In Russian.

3. Lapin N.I. Krizisny'j socium. Nashe obshhestvo v tryox izmereniyax / N.I. Lapin, L.A. Belyaeva. - M.: IFRAN, 1994. - 245 s. - In Russian.

4. Sajt Prezidenta Rossii. Soby'tiya [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413. - In Russian.

5. Sajt V.S. Levonevskogo [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukazi/sbor00/text00027.htm. - In Russian.

6. Sajt GZT.RU [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gzt.ru/topnews/politics/239297.html. - In Russian.

7. Sajt Prezidenta Rossii. Soby'tiya [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://npe3MAeHT.pct)/news/10191. - In Russian.

8. Sajt Soveta pri Prezidenta RF po razvitiyu grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka. Predlozheniya ob uchrezhdenii obshhenacional'noj gosudarstvenno-obshhestvennoj programmy' «Ob uvekovechenii pamyati zhertv totalitarnogo rezhima i o nacional'nom primirenii» [E'lektronny'j resurs].

- Rezhim dostupa: http://www.president-

sovet.ru/structure/group_5/materials/proposals_at_a_meeting_in_ekb/index.php. - In Russian.

9. Saraskina L. Istoriya v Rossii s samogo nachala formirovalas' kak gosudarstvenny'j zakaz /

L. Saraskina // Nezavisimaya gaz. - 2001. - № 6. - S. 2. - In Russian.

10. Svak D. 0 nekotory'x metodologicheskix problemax sinteza v «istoriyax Rossii» / D. Svak // Otechestvennaya istoriya. - 1998. - № 6. - S. 91. - In Russian.

11. Mezhuev V. Edinstvenny'j put' k istoricheskoj ob"ektivnosti - e'to put' dialoga

s proshly'm / V. Mezhuev // Nezavisimaya gaz. - 2001. - № 6. - S. 2. - In Russian.

12. Samiev A.X. K voprosu o formax istoricheskogo soznaniya / A.X. Samiev // Istoricheskij materializm i burzhuaznaya sociologiya. - M., 1987. - S. 121. - In Russian.

13. Lotman Yu.M. Semiosfera / Yu.M. Lotman. - SPb.: Iskusstvo-SPB, 2010. - 704 s. - In

Russian.

14. Smolenskij N.I. Teoriya i metodologiya istorii / N.I. Smolenskij. - M.: Akademiya, 2008. -272 s. - In Russian.

15. Shart'e R. Istoriya segodnya: somneniya, vy'zovy', predlozheniya / R. Shart'e // Odissej: Chelovek v istorii. - M., 1995. - S. 23. - In Russian.

16. Rogalina N. Proverka na iskrennost' / N. Rogalina // Otechestvennaya istoriya. - 2000. -№ 5. - S. 14. - In Russian.

17. El'chaninov V.A. Istoricheskoe soznanie i problema ego formirovaniya / V.A. El'chaninov // Zakonomernosti formirovaniya obshhestvennogo soznaniya. - Barnaul, 1984. - S. 9, 92. - In Russian.

18. Rakitov A.I. Istoricheskoe poznanie: sistemno-gnoseologicheskij podxod / A.I. Rakitov. - M.: Izd-vo politich. lit-ry', 1982. - 303 s. - In Russian.

HISTORICAL CONSCIOUSNESS FUNCTIONS UNDER MODERNIZATION OF CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.L. MERZLYAKOVA

(Don State Technical University)

The definition of the 'historical consciousness' phenomenon is presented. Its description is given, and its functions under the formation of the contemporary Russian society are considered.

Keywords: sociocultural crisis, historical awareness, historical consciousness functions, legitimation, identification, social experience, hedonism, escapism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.