Слово - молодым ученым
Е.В. СМИРНОВА младший научный сотрудник кафедры социальной философии и философии истории МГУ имени М.В. Ломоносова
Функции идеологии в современном обществе1
Идеология является одним из самых сложных и неоднозначных явлений социальной жизни. Отношение к идеологии исследователей и политических деятелей современности противоречиво. Двадцать первый век выступает наследником двадцатого, который парадоксальным образом называют и «веком идеологий», и одновременно веком деидеологизации. В 50-70 гг. ХХ в. появляется большое количество различных концепций, так или иначе утверждающих, что наступила эпоха «конца идеологии». Сторонники данных концепций утверждали, что научно-технический прогресс, распространение прагматического мышления, рост демократических свобод, развитие политического плюрализма в европейских обществах приводят к радикальному снижению в них роли идеологии2. Однако вскоре они сменились концепциями реидеологизации, многие из которых делали акцент на полезных общественных функциях идеологии. Чтобы осознать роль идеологии в жизни современного общества, в том числе российского, необходимо проанализировать ее основные функции.
Определяющей специфизирующей функцией идеологии является функция легитимации социально-экономического и общественно-политического строя и/или программ его изменения. Форма духовной практики может являться или не являться идеологией независимо от того, оправдывает она уже существующий
* Смирнова Елизавета Валерьевна, e-mail: [email protected]
1 Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ (проект №14-0300796 «Междисциплинарные основания социальной теории: информационные, системно-теоретические и этно-антропологические подходы к изучению общества»); Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ (проект № 15-03-00868 «Российское общество и государство в их становлении и эволюции: этно-религиозные, культурно-исторические и коммуникативные контексты»).
2 См.: Bell D. The end of ideology. Illinois, 1960; Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен, 1960.
режим или же призывает свергнуть его и установить новый. Безусловно, обычно к числу наиболее значимых идеологий относят те, которыми руководствовались господствовавшие в обществе социальные силы. Однако это не дает нам основания отказать идеологиям, которые у власти никогда не были (а, возможно, никогда и не будут), называться идеологиями. Стоит также отметить, что данная функция идеологии сама по себе не является общественно полезной или вредной.
Если же говорить об общественно полезных функциях идеологии, то важнейшей из них является интегративная или консолидирующая. Когда в современной России говорят о том, что стране необходима идеология, чаще всего имеют в виду необходимость поиска путей консолидации. Однако важно, что данная функция не является специфически идеологической. Важным консолидирующим фактором может являться и религия, и мораль, и общее культурное пространство в целом. Люди, соединенные этим пространством, будут неизбежно ощущать единство друг с другом. К примеру, С. Хантингтон утверждает, что в современном мире культурные различия значат гораздо больше политических, идеологических и даже экономических1. По сути, наличие любых ценностей, разделяемых членами общества, способствует его интеграции.
Поэтому важно не смешивать понятия «национальной идеи» как объединяющего начала и идеологии как типа духовной практики, служащего легитимации определенного режима, что часто происходит в современной России. Следует помнить, что, когда речь идет о дезинтегрированности общества, о необходимости поиска общенациональных ценностей, не значит, что речь идет о поиске идеологии.
Предлагая людям набор ценностных приоритетов, ставя перед ними цели, к достижению которых надо стремиться, идеология нередко дает им смысл жизни, «заполняет пустоту в душе», устраняет дефицит жизненных смыслов, помогает смириться с тяжелой социальной реальностью. Таким образом, она выполняет важные психологические (компенсаторные) функции. Л. Болтански и Э. Кьяпелло указывают, что идеология «способствует тому, что люди не воспринимают свое повседневное существование нестерпимым»2. М. Хоркхаймер и Т. Адорно отмечают, что, даря людям доступные удовольствия, культурная индустрия в качестве идеологии также выполняет компенсаторную функцию, делая повседневную жизнь людей более приятной3. Однако и эту функцию способна выполнять не только идеология. К примеру, Д. Белл и Р. Арон, делая акцент на психологической функции идео-
1 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003, с. 17.
2 Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М., 2011, с. 45
3 См.: Хоркхаймер М, Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997, с. 181
логии, ее способности направлять эмоциональную энергию, отмечали, что в этом отношении идеология очень близка с религией.
Способность идеологии выполнять психологическую функцию делает ее объектом интереса не только социальных исследователей, но и таких психологов и психоаналитиков, как В. Райх, Э. Фромм, О. Кернберг и др. Таким образом, проблема изучения идеологии становится междисциплинарной. Некоторые исследователи предполагали, что существует зависимость между психологическим состоянием общества и доминирующими в нем идеологиями. С одной стороны, как идеология, желая легитимировать тот или иной режим, путем пропаганды стремится внедрить его основные принципы в структуру характера людей, живущих в таком обществе. С другой - как отмечает О. Кернберг, индивиды, обладающие определенными особенностями личности и характера, склонны предпочитать обладающие некоторыми характеристиками идеологии1.
Тесно связана с психологической функцией идеологии ее моти-вационная функция. Именно в способности идеологии выполнять данную функцию, стимулировать индивида к достижению тех или иных целей проявляется ее социальная значимость, практическая направленность. Многие исследователи делали акцент именно на этой функции идеологии, в частности, В. И. Ленин показывал, какую важную роль играет она в построении коммунистического общества2.
Мотивационную функцию идеологии не следует понимать слишком упрощенно. Действительно, идеология способна мотивировать людей к активной деятельности. Однако, иногда, если идеология служит цели поддержания имеющегося режима, она может напротив стремиться формировать в людях пассивность и конформизм. Подобное свойство идеологии отмечали, к примеру, М. Хоркхаймер и Т. Адорно3
Важно отметить, что тот факт, что идеология способна направлять деятельность людей к достижению тех или иных целей, еще не является гарантом их достижения. Она может успешно сыграть свою мотивационную роль, но это вовсе не значит, что идеологи способны предугадать все последствия действий людей или же обойти объективные социальные связи и закономерности. Фашистская идеология в Германии 30-х гг. была успешна в том смысле, что смогла мобилизовать множество людей на то, чтобы начать войну, но в конечном итоге война была проиграна, Германия потерпела крах.
1 См.: Kernberg O.F. Ideology, Conflict, and Leadership in Groups and Organizations. London, 1998,p. 23-36.
2 См.: Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. М., 1980.
3 См.: Хоркхаймер М, Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты.
Это связано с необходимостью выполнения идеологией познавательной функции. Действительно, чтобы преобразовывать социальную действительность, нужно сначала предложить адекватное описание имеющейся ситуации. Однако познание действительности как таковое никогда самостоятельной целью идеологии (в отличие от науки) не является, данная функция для идеологии оказывается только служебной. Тем не менее, даже утверждая, что познание реальности не является системообразующим основанием для идеологии, полностью убрать эту компоненту из идеологии, как мы показали, невозможно.
Выполняя психологическую, мотивационную и познавательную функции, идеология играет большую роль в формировании индивидов в обществе. Часто в качестве отдельной функции идеологии отмечают воспитательную функцию или функцию социализации. Действительно, предлагая подрастающему поколению ту или иную трактовку социальной реальности, идеология помогает ему сориентироваться в ней, осознать в ней собственное место и роль. Таким образом, идеология способствует самоидентификации индивидов и групп в социальном и политическом пространстве. К примеру, Л. Альтюссер говорит, что идеология делает индивидуума субъектом1.
Таким образом, мы видим, что идеология выполняет большое количество общественно полезных, в том числе и для современного Российского общества, функций: интегративную, компенсаторную, мотивационную, познавательную, функцию социализации. Мы показали также, что большинство функций идеологии (помимо функции легитимации того или иного общественно-политического режима и/или программ его изменения) не являются для нее специфическими, их способны выполнять и другие виды социальной практики (например, мораль или религия).
В целом же, в исторической перспективе можно заключить, что именно привычка делать акцент на познавательной функции идеологии, в конечном итоге, привела к появлению концепций деидеологизации. Действительно, при таком подходе предполагалось, что, постепенно развиваясь, наука как объективное и независимое знание постепенно вытеснит предвзятый и ангажированный взгляд на мир, характерный для идеологии. Однако, как мы показали, роль идеологии как социального феномена не исчерпывается данной функцией, а потому говорить о наступлении «конца идеологии» в современном обществе рано.
Смирнова Е.В. Функции идеологии в современном обществе. В статье рассматриваются основные функции идеологии в
1 См.: Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/al3.html (дата обращения 14.10.2016)
современном обществе: консолидирующая, компенсаторная, мо-тивационная, познавательная и функция социализации. Показано, что эти функции помимо идеологии могут выполнять и другие виды духовной деятельности, например, религия.
Ключевые слова: идеология, деидеологизация, реидеологизация, Российское общество, национальная идея, консолидация.
Smirnova E.V. Functions of ideology in modern society. The
article considers to the main functions of ideology in modern society: a uniting, compensatory, motivational, cognitive and function of socialization. It is shown other spiritual activities, for example, religion these functions.
Key words: Ideology, deideologization, reideologization, Russian society, national idea, consolidation.