ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФУНКЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРАХ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В РОССИИ Макаров В.Е.
Макаров Валерий Евгеньевич - магистрант, направление: правовая система России, кафедра теории и истории государства и права, Институт истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,
г. Абакан
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности Уполномоченного по правам предпринимателей при президенте России, характеризующие оказываемое им прямое и опосредованное влияние на улучшение делового климата в Российской Федерации, в частности, инициатива по инициированию законодательной и судебной реформ.
Ключевые слова: уполномоченный по правам предпринимателей, инициативы, административное и уголовное давление, реформирование судебной и уголовной политики, бизнес-климат.
УДК:342.716
Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте России (далее — Уполномоченный), создан для содействия развитию предпринимательской деятельности. Содействие заключается в нескольких ключевых функциях, таких как:
• посредничество в спорах предпринимателей с надзорными органами государственной власти,
• контроль за соблюдением прав предпринимателей и работа с обращениями представителей бизнеса,
• содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности,
• участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности.
В данной статье автор намерен рассмотреть участие и функции уполномоченного в сферах улучшения делового климата в России.
Важным фактором для развития бизнеса можно считать инициативы уполномоченного в правотворческой и административно-правовой сферах. На сегодняшний день требуется внесение изменений практически во все кодексы Российской Федерации. Очень важен анализ разрабатываемых проектов федеральных законов. Нужны изменения в административных вопросах, касающихся работы надзорных и исполнительных органов власти.
Немалая часть обращений, содержащих с жалобы от предпринимателей, касаются уголовного преследования. Бизнес-омбудсмен Титов Б.Ю. отметил, в ходе пленарного заседания Международного юридического форума «Kazan Legal», что более 23% обращений касаются этой темы. Деятельность федеральной судебной системы вызывает озабоченность, недоверие и неодобрение почти половины бизнесменов к судебной системе. Бизнес-омбудсмен рассказал о результатах опроса бизнеса: 41% не одобряют деятельность российской судебной системы, 38% одобряют и 21% затрудняются оценить. Более 50% предпринимателей считают минимальными шансы
выиграть судебное разбирательство в случае, если их оппонент - госорган. С целью повлиять на сложившуюся ситуацию, и, как результат — изменить данную тенденцию, Титов Б.Ю. высказал предложение о наделении федерального и региональных Уполномоченных по защите прав предпринимателей правом представлять интересы членов общероссийских объединений предпринимателей в судах по отдельным категориям дел. Президент поддержал данную инициативу, в итоге Правительству и Генеральной Прокуратуре было поручено до 1 октября 2017 года проработать порядок участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в судебных заседаниях [7].
Прорабатывается инициатива бизнес-омбудсмена по созданию единой программы реформирования судебной и уголовной политики: в сложившихся реалиях уголовное дело частично либо полностью препятствует управлению бизнесом. Как итог — даже если уголовное дело закрывают через длительное время или суд выносит оправдательный приговор, предприниматель под давлением либо несет колоссальные убытки, либо вовсе лишается бизнеса. Уполномоченный акцентировал внимание на том, что на данный момент в подвешенном состоянии находится около полумиллиона незакрытых уголовных дел, которые продлеваются, приостанавливаются, снова продлеваются.
Уполномоченный также является инициатором запрета на изъятие серверов и жестких дисков при обысках на предприятиях: изъятие серверов - это практически стопроцентная остановка работы предприятия, это ущерб для бизнеса, для персонала, для бюджета, который не может получать налоги. И опять же это - безусловный способ давления на предпринимателей, которое часто осуществляется далеко не в интересах закона.
Для улучшения бизнес-климата в стране очень важны инициативы, в том числе и от уполномоченного, по снятию уголовного и административного давления на бизнес. Заключение бизнесменов под стражу уже не так активно используется силовиками как средство давления и уже не так легко им проигнорировать запрет на заключение предпринимателей под стражу, содержащийся в ст. 8 УПК РФ. Титов Б.Ю. усматривает отчетливую взаимосвязь между вынесением Постановления Верховного Суда «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» и сокращением количества бизнесменов, содержащихся в СИЗО [6].
Отдельно хотелось бы выделить правотворческие и административные инициативы Уполномоченного. При разработке законопроекта, регулирующего деятельность бизнеса, очень важно донести мнения и пожелания представителей самого бизнеса. Многие законодательные акты без проработки грозят стать правовыми инструментами для оказания дополнительного давления на бизнес. Примером сотрудничества государственных надзорных и законодательных органов с предпринимателями при посредничестве Уполномоченного может служить: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 290-ФЗ [4]. Но даже с учетом времени проработки законопроекта и установления сроков реализации положений данного закона предпринимателями, вопросов возникает до сих пор много. Для решения задач по контролю и вопросам внедрения онлайн-касс будут созданы оперативные штабы на базе офисов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Изменения, прописанные в № 290-ФЗ, Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, затронули огромное количество предпринимателей. Стоимость внедрения, сроки реализации и
43
наличие технических средств в регионах являлись первыми вопросами, которые требовали срочной и детальной проработки. Решение данных вопросов входило в первый этап реформы порядка применения контрольно-кассовой техники, его итоги подводили на втором заседании совместного штаба ФНС России и Уполномоченного. По сообщению главы ФНС Мишустина М.В. более 400 тысяч организаций, занятых преимущественно в сфере розничной торговли, зарегистрировали более 1,2 млн касс. Этому способствовали инициативы Уполномоченного, которые поддержала ФНС, по мораторию на проведение проверок по онлайн-кассам, а так же по решению технических проблем связанных с ценой и наличием оборудования и качества связи для его установки [10].
Есть примеры, когда к обсуждению предложенных Уполномоченным инициатив возвращаются несколько раз, но они не принимаются в работу. К таким можно отнести, например, идею создания суда в рамках ЕАЭС для решения бизнес-споров. Данная инициатива служит продолжением идеи Уполномоченного по реформированию судебной системы. Но, видимо, сложно говорить о создании евразийского арбитража при учете медленного реформирования судебной системы даже на местном уровне. [8].
Важным выводом можно считать что, несмотря на текущие проблемы и острую необходимость правовых реформ во всех сферах законодательства, работа в этом направлении ведется: учитываются интересы бизнеса, медленно снижается административное и уголовное давление на предпринимателей. К сожалению, свести к минимуму такое давление при текущем законодательстве невозможно. Помимо уголовного преследования, у надзорных органов есть возможности без предписания суда накладывать арест или ограничения на имущество и счета предпринимателей. Оба этих момента серьезно влияют на деятельность юридического лица, практически замораживая его деловую активность и нанося огромные убытки. Два этих фактора, безусловно, являются примером деструктивного воздействия, так как за время длительных судебных разбирательств компания может перестать существовать. Поэтому очень важно для нормализации делового климата в России продолжать работу по реформированию законодательства и по работе с инициативами представителей бизнеса и Уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ.
Список литературы
1. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 // СЗ РФ, 2012. № 26. Ст. 3509.
2. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ, 2013. № 19. Ст. 2305.
3. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СЗ РФ, 2016. № 27. Ст. 4223.
4. Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 2016. № 27. Ст. 4223.
5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 48 г. Москва «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
7. «Борис Титов: «Больше 50% предпринимателей не доверяют судебной системе!». [Электронный ресурс]/ / Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2017/09/boris-titov-bolshe-50-predprinimatelej -ne-doveryayut-sudebnoj -sisteme/#1/ (дата обращения: 10.10.2017).
8. «Борис Титов предложил вернуться к идее создания суда в рамках ЕАЭС для решения бизнес-споров». [Электронный ресурс] // Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2017/09/boris-titov-predlozhil-vernutsya-k-idee-sozdaniya-suda-v-ramkax-eaes-dlya-resheniya-biznes-sporov/#1/ (дата обращения: 10.10.2017).
9. «Президент Путин поддержал инициативы Уполномоченного по снятию уголовного и административного давления на бизнес» [Электронный ресурс]//Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2017/08/prezident-putin-podderzhal-initiativy-upolnomochennogo-po-snyatiyu-ugolovnogo-i-administratrvnogo-davleniya-na-biznes/#1/ (дата обращения: 10.10.2017).
10. «Состоялось второе заседание совместного штаба ФНС и Уполномоченного по защите прав предпринимателей по переходу на новый порядок применения контрольно-кассовой техники» [Электронный ресурс] // Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2017/08/sostoyalos-vtoroe-zasedanie-sovmestnogo-shtaba-fns-i-upolnomochennogo-po-zashhite-prav-predprinimatelej-po-perexodu-na-novyj-poryadok-primeneniya-kontrolno-kassovoj-texniki/#1/ (дата обращения: 10.10.2017).
11. «Правительству и Генпрокуратуре поручено до 1 октября проработать порядок участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в судебных заседаниях». [Электронный ресурс] // Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2017/08/pravitelstvu-i-genprokurature-porucheno-do-1-oktyabrya-prorabotat-poryadok-uchastiya-upolnomochennyx-po-zashhite-prav-predprinimatelej-v-sudebnyx-zasedaniyax/#1/ (дата обращения: 10.10.2017).
БЕСПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ (ЗАЁМ) В ИСЛАМСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ ИРАНА Мирзаи А.В.
Мирзаи Дарехморади Амираббас Валиоллах - магистрант, кафедра банковского права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная юридическая академия
им. О.Е. Кутафина, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрена особенность беспроцентного потребительского кредита (займа) в исламской банковской системе Ирана. Ключевые слова: беспроцентный кредит (займ), исламский банкинг.