информацию о медицинском работнике с использованием сети «Интернет», работодателю необходимо получить от него письменное согласие на передачу его персональных данных неопределенному кругу лиц, срок, в течение которого согласие действует, а также порядок его отзыва.
Литература
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Функции государства Российской Федерации в охране здоровья граждан Российской Федерации Жанаева С. Б.
Жанаева Софья Батоевна / Zhanaeva Sofiya Batoevna - магистрант, кафедра конституционного, административного и муниципального права, юридический факультет, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье раскрыты понятия «медицинская помощь», «медицинская профилактика» и «медицинская диагностика» как право на охрану здоровья граждан Российской Федерации.
Abstract: the article describes the concept of "medical care", "medical prophylaxis" and "medical diagnostics" as the right to health of citizens of the Russian Federation.
Ключевые слова: медицинская помощь, право на охрану здоровья. Keywords: medical care, the right to health.
Законное определение понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь» сформулированы в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Посредством его норм-дефиниций определено, что «охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи» [1, с. 2-3].
Медицинская помощь охватывает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление различных медицинских услуг по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, а также по медицинской реабилитации. Из данной нормы можно сделать вывод, что медицинская услуга заключается в каком-либо профессиональном действии,
направленном на изменение или сохранение физического или психического здоровья, необходимом для получения пользы ее потребителем (пациентом).
Разбирая эти два понятия нельзя обойти вниманием такое понятие, как профилактика, а именно, комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В целях обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь и профилактику в Российской Федерации согласно части 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [2, с. 8].
Особый интерес представляет установление на конституционном уровне ответственности за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей частью 3 статьи 41 Конституцией Российской Федерации.
То есть Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан регулярно получать достоверную и своевременную информацию: о факторах, способствующих сохранению здоровья или, напротив, оказывающих вредное воздействие на него; о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания; о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т. д.
Эта информация предоставляется местными властями или через средства массовой информации, или непосредственно гражданам по их запросам. И каждый гражданин Российской Федерации вправе воспользоваться этим правом.
Государство обязано обеспечить права человека, но взамен оно вправе требовать эталонного поведения. В части 1 статьи 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» зафиксировано общее положение о том, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Они обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья, бережно относиться к своему здоровью, здоровью детей и окружающих лиц. Граждане в том числе должны не только заботиться о своем здоровье и здоровье своих детей, но и приучать их к здоровому образу жизни. Они должны проходить обязательные медицинские осмотры. Но санкции и меры ответственности за невыполнение установленных правил данной нормой не закреплены.
Следует обратиться к Конституции Российской Федерации, которая регламентирует, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, то есть обращение за медицинской помощью является добровольным.
Никто не может привлекаться к обязательным медицинским осмотрам, за исключением граждан, которые в соответствии со своей профессией обязаны их проходить. Обязательные медицинские осмотры предусмотрены для определенных категорий граждан. В соответствии со статьей 213 ТК РФ некоторые категории граждан обязаны проходить медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) с целью охраны их здоровья или здоровья населения [3, с. 96-97].
В настоящее время в Российской Федерации введена обязательная диспансеризация для всего населения. Лица старше 21 года должны проходить диспансеризацию один раз в 3 года, а дети, студенты и ветераны должны проходить медицинское обследование ежегодно. Медицинские обследования направлены на выявление хронических неинфекционных заболеваний, которые могут повлиять на развитие инвалидности и преждевременной смертности.
Таким образом, охрана здоровья не может рассматриваться как частное дело самих граждан. В связи с этим государство играет важнейшую роль в ее организации. В функции государства входит сама организация системы охраны здоровья, включающей все существующие виды медицинских организаций независимо от формы собственности.
Литература
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.