Научная статья на тему 'Функции главных персонажей в самозаписи якутского олонхо «Кыыс Ньургустай Куо» П. Г. Романова-Мылааныскай'

Функции главных персонажей в самозаписи якутского олонхо «Кыыс Ньургустай Куо» П. Г. Романова-Мылааныскай Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / EPOS / САМОЗАПИСЬ / СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ / ЭПИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ / EPIC CHARACTERS / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / SELF-RECORD / PLOT COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Анна Николаевна

В статье рассматриваются функции главных персонажей самозаписи якутского олонхо «Кыыс Ньургустай Куо». Эпические персонажи в этом олонхо можно разделить на главные и второстепенные на основе степени участия в развитии сюжета. Функции основных персонажей выявляются из тех ролей, которые они выполняют в сюжете олонхо. Главная функция женщины-богатырки это защита племени айыы и устройство личной жизни, функция мифологических персонажей определение судьбы главной героини.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONS OF THE MAIN CHARACTERS IN THE SELF-RECORD OF THE YAKUT OLONKHO “КЫЫС НЬУРГУСТАЙ КУО” BY P. G. ROMANOV-MYLAANYSKAI

The article examines the functions of the main characters of the self-record of the Yakut olonkho “Кыыс Ньургустай Куо” (Kyys N’urgustai Kuo). The epic characters in the olonkho may be divided into the principal and secondary based on the degree of participation in the plot development. The functions of the main characters are revealed from those roles which they play in the storyline of the olonkho. The main function of the female warrior is to protect the tribe Aiy and arranging personal life, the function of mythological characters is the defining of the fortune of the main heroine.

Текст научной работы на тему «Функции главных персонажей в самозаписи якутского олонхо «Кыыс Ньургустай Куо» П. Г. Романова-Мылааныскай»

Данилова Анна Николаевна

ФУНКЦИИ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В САМОЗАПИСИ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО "КЫЫС НЬУРГУСТАЙ КУО" П. Г. РОМАНОВА-МЫЛААНЫСКАЙ

В статье рассматриваются функции главных персонажей самозаписи якутского олонхо "Кыыс Ньургустай Куо". Эпические персонажи в этом олонхо можно разделить на главные и второстепенные на основе степени участия в развитии сюжета. Функции основных персонажей выявляются из тех ролей, которые они выполняют в сюжете олонхо. Главная функция женщины-богатырки это защита племени айыы и устройство личной жизни, функция мифологических персонажей ? определение судьбы главной героини. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/3-1/3.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(57): в 2-х ч. Ч. 1. C. 17-19. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список литературы

1. Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вступит. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.

2. Блок А. Из дневников и записных книжек // Блок А. Избранное. М.: Панорама, 1995. 560 с.

3. Брюсов В. Ключи тайн // Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века: литературные манифесты и художественная практика: хрестоматия. М.: Высшая школа, 1988. 371 с.

4. Бутова А. В., Дубских А. И. Отражение идей «русского космизма» в поэтическом дискурсе Н. А. Заболоцкого // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития. 2014. Т. 20. № 3. С. 80-84.

5. Заболоцкий Н. Собр. соч.: в 3-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 1. 655 с.

6. Игошева Т. В. Проблемы творческой эволюции Н. А. Заболоцкого: учебное пособие. Новгород, 1999. 120 с.

7. История русской литературы: XX век: Серебряный век / под ред. Ж. Нива, И. Сермана и др. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1995. 704 с.

8. Литература и лингвистика: прошлое, настоящее, будущее: монография / авт. кол.: С. А. Кошарная, З. Н. Афинская, А. В. Бутова, А. И. Дубских и др. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2015. 220 с.

9. Семенова С. Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого // Н. А. Заболоцкий: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010. С. 612-631.

10. Чуковский Н. Встречи с Заболоцким // Воспоминания о Заболоцком. М.: Советский писатель, 1977. 352 с.

UNSYMBOLIC UNIVERSE OF N. A. ZABOLOTSKY

Butova Anna Vladimirovna Dubskikh Angelina Ivanovna, Ph. D. in Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University annb. [email protected]; [email protected]

The article examines the literary Universe of Nikolay Zabolotsky. The authors study poetic searches by Zabolotsky in the context of the literary practice of modernism and, primarily, symbolism. In particular, one of a few theoretical works of the poet "On the Essence of Symbolism", and also works from the debut collection of Zabolotsky "Columns" are analyzed. In spite of differences in opinions on many issues, it should be recognized that the symbolic heritage was a necessary fundament for all creative work of the poet.

Key words and phrases: symbolism; music; world perception; reality; materiality of the world; art; symbolic detachment.

УДК 398.22; 801.81

В статье рассматриваются функции главных персонажей самозаписи якутского олонхо «Кыыс Ньургу-стай Куо». Эпические персонажи в этом олонхо можно разделить на главные и второстепенные на основе степени участия в развитии сюжета. Функции основных персонажей выявляются из тех ролей, которые они выполняют в сюжете олонхо. Главная функция женщины-богатырки это защита племени айыы и устройство личной жизни, функция мифологических персонажей -определение судьбы главной героини.

Ключевые слова и фразы: эпос; самозапись; сюжетосложение; эпические персонажи; функции.

Данилова Анна Николаевна, к. филол. н.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН danilova. aanchyk@yandex. ги

ФУНКЦИИ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В САМОЗАПИСИ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО «КЫЫС НЬУРГУСТАЙ КУО» П. Г. РОМАНОВА-МЫЛААНЫСКАЙ

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-04-00381 «Рукописи самозаписей олонхо: опыт научного описания и исследования».

В фольклоре якутов одним из крупных жанров является эпос олонхо, который как уникальное творение народа саха сохранил на протяжении многих веков традиционные черты изображения эпических персонажей.

Впервые в якутской фольклористике эпические персонажи были охарактеризованы и систематизированы в работе видного ученого И. В. Пухова «Якутский героический эпос. Основные образы» [8]. Он разделил эпические персонажи по пяти группам: 1) главный герой; 2) богатыри айыы; 3) женщины - героини олонхо; 4) противники героя; 5) рабы.

Далее эта проблема была затронута фольклористом Г. У. Эргис в монографии «Очерки по якутскому фольклору» [11]. В ней персонажи олонхо были разделены на следующие группы: 1) главный герой; 2) образы врагов племени айыы; 3) образ таёжного богатыря; 4) женские образы; 5) другие образы (образы родоначальников, рабов - Сорук Боллур, Симэхсин эмээхсин, отрицательные персонажи из племени айыы). Здесь исследователь, в отличие от предыдущего автора, выделил отдельно образ таежного богатыря по локальному признаку, а других персонажей распределил по отношению к главному герою.

18

^БЫ 1997-2911. № 3 (57) 2016. Ч. 1

В дальнейшем вопросы изучения эпических персонажей были затронуты в работах якутских исследователей Н. В. Емельянова [2], В. Т. Петрова [7], В. В. Илларионова [3], А. П. Решетниковой [9], А. С. Ларионовой [5], А. А. Кузьминой [4], А. Н. Даниловой [1].

Впервые в якутской фольклористике проблему интерпретации рукописных текстов олонхо выдвинула фольклорист С. Д. Мухоплева, которая предложила отдельно рассмотреть тексты самозаписей олонхо, хранящиеся в Рукописном Фонде ИГИиПМНС СО РАН. Она изучает разновидности текстов самозаписей олонхо, которые определяются по типу информаторов: самозаписи исполнителей устного эпоса олонхосутов и самозаписи хранители (экспертов, знатоков) устного эпоса [6, с. 112].

В нашей статье изучаются функции главных персонажей в самозаписи олонхо «Кыыс Ньургустай Куо» сказителя П. Г. Романова-Мылааныскай. Эта самозапись олонхо является одной из 14 самозаписей, хранящихся в Рукописном Фонде. Данный текст олонхо был издан в рамках поддержки публикаций ысыаха Олонхо в 2013 г. [10] как научно-популярная книга без научного аппарата.

Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках рассматриваются в якутской фольклористике как ранний этап эпического творчества якутов, сохранивший архаические черты. В сюжете олонхо разворачиваются события вокруг деяний женщины-богатырки Кыыс Ньургустай Куо, которая в первой части олонхо из простой девушки айыы по велению небесных божеств становится великой богатыркой ради спасения племени айыы от натисков злых существ. Главным является действие превращения - закаливание души и тела у мифических кузнецов, а также добывание богатырских доспехов. Верный конь девушки также превращается в богатырского коня. После этого к богатырке с Верхнего мира спускается небесная шаманка и нарекает новым богатырским именем:

Владеющая конем, У которой на мелком снегу следов не видно

Самая лучшая девушка отменная

Кыыс Ньургустай Куо

(перевод автора -—. Д.) [Там же, с. 51].

Мифические кузнецы в данном олонхо представлены в наиболее активной позиции, так как один из них по имени Бахсыйа Уус благословляет женщину богатырку на бессмертие. В традиционных верованиях якутов кузнецы являются сильнее шаманов, обладающих особой магической силой.

Эпические персонажи в этом олонхо можно разделить на главные и второстепенные на основе степени участия в развитии сюжета. В первой части олонхо более активными выступают мифические кузнецы, так как именно они совершают действия, которые в дальнейшем развивают основной сюжет олонхо. Также в данной части участвуют верховные божества Юрюнг Айыы Тойон, Джылга Хаан, небесный писарь по имени Арыйар Суордуйа суруксут, а также небесная шаманка Умсуор Силик - дочь божества Улуу Тойона. Именно они определяют дальнейшую судьбу девушки айыы, великой богатырки Среднего мира. Богатая и разнообразная система мифологических персонажей в олонхо свидетельствует о глубокой древности якутского эпоса, о том, что олонхо создавалось в период, когда художественное творчество было связано с мифотворчеством. В мифах олонхо якутский народ выражает свои взгляды на природу, рассказывает о своем прошлом и пытается заглянуть в будущее.

Во второй части олонхо начинаются богатырские поединки Кыыс Ньургустай Куо. Когда приезжает на свою родину после закаливания она обнаруживает у себя дома богатыря абаасы по имени Тимир Ньирилэ, который приехал к ней посвататься. Начинается битва между ними. В результате длительной битвы богатырка одолевает богатыря абаасы. Тело умершего богатыря абаасы хоронит под землей, а затем в течение семи дней спит богатырским сном.

Когда просыпается, к ней прибывает посыльный верховного божества Юрюнг Айыы Тойон и передает важное сообщение о том, чтобы богатырка поехала освободить из плена абаасы девушку айыы и богатырей айыы. Раб посыльный в олонхо занимает определенное место среди других эпических персонажей. В данном олонхо раб посыльный божества Юрюнг Айыы Тойон спускается с неба в образе:

Имеющий большие глаза На широком плоском лице Громадная сова спустилась... (перевод автора -—. Д.) [Там же, с. 79].

Такой внешний вид раба посыльного необычен для традиционных олонхо. Обычно рабы изображены с комическим оттенком. Данный персонаж можно объяснить тем, что он является рабом высшего божества. Изображение в олонхо рабов свидетельствует о существовании патриархально-родового строя общества. И. В. Пухов заметил, что «по неумолимой логике событий даже в условиях патриархального рабства силы народа прорывали сковывавшие их узы и пробивались наружу. Это и отражено в олонхо в образе раба-табунщика Сорук Боллура и рабыни-коровницы старухи Симэхсин» [8, с. 15].

Богатырка прощается со всеми родными, духами домашнего очага. Оставляет стрелу, которая будет информировать о состоянии богатырки. Мифологизированная стрела имеет двойственную функцию: основную функцию и функцию «магического» свойства. Так стрела является атрибутом военного доспеха женщины-богатырки, предназначенным для сражений, с одной стороны, и стрела «говорящая», которая информирует близких женщины-богатырки об ее физическом состоянии во время богатырских деяний, - с другой стороны,

то есть у мифологизированных предметов «магическое» свойство является второстепенной функцией, хотя она может быть более важной в разрешении эпической коллизии, чем основная функция, развивающая сюжет.

Богатырка Кыыс Ньургустай Куо прибывает в страну абаасы в облике пестрого ястреба и смертельного черного ворона. Превращение богатырки в таких птиц означает ее способность дара к оборотничеству. Она слышит плач девушки айыы и стенания плененных богатырей айыы. Богатырка сильно гневается и разворачивается великая битва между ней и богатырем абаасы. В итоге кровавой битвы богатырка одолевает абаасы и его тело приносит в жертву кузнецам, далее она в схватке побеждает шаманку абаасы. Шаманка абаасы перед смертью говорит где находится живая вода, которая в якутских олонхо встречается почти в каждом тексте и является основным средством для оживления мертвого богатыря айыы.

Богатырка Кыыс Ньургустай Куо после победы над абаасы находит плененных людей светлого племени и оживляет их с помощью живой воды, находящейся в икрах женщины-абаасы. Женщина-абаасы встречается в данном олонхо только один раз. Это старшая сестра богатыря абаасы по имени Уот Субурга шаманка. Все женщины-абаасы выступают шаманками и активно помогают своим единоплеменникам.

Богатырка выдает девушку айыы за богатыря айыы по имени Кюн Урбаччыма. Сама богатырка выходит замуж за Эрбийэлиир Боотур. При этом они устраивают между собой соревнование, по итогам которого решается их судьба. Женский образ в данном олонхо занимает скромное место, между тем как в последнем эпизоде ей принадлежит значительная роль. Заточенная в темнице девушка айыы по имени Кюн Долгурума изображена в олонхо как непоколебимая по характеру. Именно она поддерживает своим оптимистическим настроем других захваченных богатырей айыы и видит во сне, что их спасет великая богатырка Кыыс Ньур-густай Куо. Ее основная функция это моральная поддержка богатырей айыы.

Итак, мы проследили за развитием сюжета второй части олонхо. Основная функция богатырки - защита своих близких от напасти племени абаасы. Вторая функция прослеживается в конце олонхо - богатырка выходит замуж и становится замужней женщиной, хранительницей семейного очага.

Таким образом, основными функциями женщины-богатырки являются защита племени айыы и устройство личной жизни. Функция небесных божеств Юрюнг Айыы Тойон, Джылга Хаан, небесного писаря по имени Арыйар Суордуйа суруксут, небесной шаманки Умсуор Силик - дочери божества Улуу Тойона заключается в определении судьбы девушки айыы стать великой богатыркой. Племена абаасы представлены в данном олонхо во второй части: это богатырь абаасы по имени Тимир Ньирилэ, который сватается к богатырке, его основная функция заключается во вторжении в Средний мир людей; второй богатырь абаасы по имени... захватил в плен людей из племени айыы, его функция более агрессивная - он нацелен на уничтожение людей айыы.

Список литературы

1. Данилова А. Н Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.

2. Емельянов Н В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980. 375 с.

3. Илларионов В. В. Эпические формулы в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: мат-лы Всесоюзной конф. фольклористов / под ред. Н. В. Емельянова, В. Т. Петрова. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. С. 118-120.

4. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.

5. Ларионова А. С. Напевы якутского героического эпоса олонхо: текстологические и символические аспекты. Саар-брюккен (Германия): Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 178 с.

6. Мухоплева С. Д. Типы самозаписей олонхо советского периода (1939-1946 годы) // Северо-восточный гуманитарный вестник. 2011 № 2 (3). С. 112-119.

7. Петров В. Т. Изображение персонажей в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: мат-лы Всесоюзной конф. фольклористов / под ред. Н. В. Емельянова, В. Т. Петрова. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. С. 97-100.

8. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.

9. Решетникова А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск, 2005. 408 с.

10. Романов П. Г. Кыыс Ньургустай Куо: олонхо. Якутск, 2013. 152 с.

11. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 400 с.

THE FUNCTIONS OF THE MAIN CHARACTERS IN THE SELF-RECORD OF THE YAKUT OLONKHO "КЫЫС НЬУРГУСТАЙ КУО" BY P. G. ROMANOV-MYLAANYSKAI

Danilova Anna Nikolaevna, Ph. D. in Philology The Institute for Humanities Researches and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch danilova. aanchyk@yandex. ru

The article examines the functions of the main characters of the self-record of the Yakut olonkho "Кыыс Ньургустай Куо" (Kyys N'urgustai Kuo). The epic characters in the olonkho may be divided into the principal and secondary based on the degree of participation in the plot development. The functions of the main characters are revealed from those roles which they play in the storyline of the olonkho. The main function of the female warrior is to protect the tribe Aiy and arranging personal life, the function of mythological characters is the defining of the fortune of the main heroine.

Key words and phrases: epos; self-record; plot composition; epic characters; functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.