Научная статья на тему 'Фундаментализм и традиция'

Фундаментализм и традиция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1085
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / TRADITION / TRADITIONALISM / FUNDAMENTALISM / RELIGIOUS FUNDAMENTALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романовская Евгения Васильевна

В статье показаны проявления фундаментализма в современной общественной жизни, связь фундаментализма и традиции, рассмотрено значение фундаментализма в политической жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of fundamentalism in the modern public life, connection between fundamentalism and tradition are showed; meaning of fundamentalism in political life of a society is considered.

Текст научной работы на тему «Фундаментализм и традиция»

Евгения РОМАНОВСКАЯ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И ТРАДИЦИЯ

В статье показаны проявления фундаментализма в современной общественной жизни, связь фундаментализма и традиции, рассмотрено значение фундаментализма в политической жизни общества.

Manifestations of fundamentalism in the modern public life, connection between fundamentalism and tradition are showed; significance of fundamentalism in political life of a society is considered.

Ключевые слова:

традиция, традиционализм, фундаментализм, религиозный фундаментализм; tradition, traditionalism, fundamentalism, religious fundamentalism.

РОМАНОВСКАЯ Евгения Васильевна — к.филос.н., доцент СГАУ им. Н.И. Вавилова evromanovskaya@ mail.ru

Термин «фундаментализм» популярен в современном полити -ческом дискурсе и дискурсе средств массовой информации. Он мелькает в газетах, журналах, Интернете и звучит по радио и телевидению. Конечно, прежде всего речь идет о религиозном и чаще всего исламском фундаментализме. И очевидно, что одной из характеристик современной жизни является возврат религии, а вместе с ним и фундаментализма в мировую политику. С религи -озным фундаментализмом связывают также вспышку терроризма и экстремизма.

Несомненно, явление фундаментализма шире, чем его религи -озные и исламские формы. В чем же сущность фундаментализма? Почему это явление так популярно в жизни современного обще -ства? Откуда появился фундаментализм и почему получил такое распространение? Почему он носит практически мировой характер? При описании фундаментализма и попытке понять его при -роду всегда возникают такие сопутствующие термины, как тради -ция и традиционализм.

Общеизвестно, что фундаментализм как социальное и культурное явление возник еще в христианском протестантизме в начале XX в. В 1910—1912 гг. в США выходят 12 выпусков Fundamentals. A Testimony to Truth и позже появляется американская ассоциация фундамен -талистов и сам термин «фундаментализм». Фундаментализм опре -деляют как понятие, имеющее два значения, которые не связаны между собой. Фундаменталистами называют себя представители одного из консервативных течений современного протестантизма, которые требовали принятия в качестве основы (фундамента) вероучения всего содержания Священного Писания и отвергали любые попытки его аллегорического и рационалистического тол -кования. Второе значение используется в философии: «так обо -значается эпистемологическая позиция, которая утверждает, что существуют некоторые последние, далее неразложимые основа -ния достоверного знания»1. Фундаментализм чутко реагировал на социальные изменения и настроения в обществе. В конце XX в. он снова появляется в общественной жизни США уже не только в религиозной, но и политической форме — в форме неоконсерватизма. Фундаментализм принял сторону правого консерватизма и выступал под правоконсервативными лозунгами (запрет абортов, порнографии, гомосексуализма и т. д.). Е.Б. Рашковский пишет: «В чем смысл этого движения? Прежде всего, в отвержении истори -зма христианской Церкви. Фундаменталисты — вопреки двухтыся -челетней традиции христианства — провозгласили безусловность

1 Красников А.Н. Фундаментализм // Современная западная философия словарь. - М., 1998, с. 363.

буквальной трактовки Писаний Ветхого и Нового Заветов, отвергли любые данные естественных наук, расходящихся с такой трактовкой, отвергли всякие поползно -вения научно-критических подходов к библейским текстам. Причем все это опи -ралось на закономерную реакцию религи -озного чувства и религиозного сознания против крайностей тогдашнего библей -ского критицизма, против релятивизма и религиозного равнодушия, свойственного эпохе»1.

Как же проявляет себя фундаментализм в современной общественной жизни?

Сейчас наиболее распространенная форма фундаментализма — это фундамен -тализм религиозный. Хотя религиозный фундаментализм проявил себя во всех религиях (иудаизме, индуизме, буддизме, христианском католицизме, протестан тизме, православии и т.д.), но самой его распространенной формой выступает исламский фундаментализм. Социальные и национальные движения на Востоке и создание нового послереволюционного Ирана — в основе всего этого лежит фун -даменталистская идеология.

Каковы же предпосылки фундамента -лизма, и почему идеология фундамен -тализма сейчас так популярна? Многие отмечают социально-экономические предпосылки фундаментализма. Фундаментализм чаще всего возникает при распаде аграрных обществ и быстром переходе к обществу индустриальному и постиндустриальному. П. Гуревич в самом общем виде определяет эту ситуа цию так: «Капитализм привел к резкому росту динамики экономических, техно логических и социальных изменений. Суперпроизводство и суперпотребление, сопряженные с индустриальной цивили зацией, рождают тупиковую ситуацию, которая не обеспечена возможностями человеческого рода. Человек вынужден приспосабливаться к реалиям индустриа лизма и постиндустриализма. Когда это приспособление оказывается мучитель ным, заявляет о себе фундаменталистская установка, зовущая к неким первоначалам жизни»2. Предпосылки фундаментализма им видятся как движение к первоосновам, первопринципам, первоначалам жизни на

1 Рашковский Е.Б. На оси времен. Очерки по философии истории. — М., 1999, с. 181.

2 Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации. — М., 1995, с. 154.

фоне прогрессивных изменений в соци ально отсталых культурах. Это наследие чего то патриархального и архаичного. Но в то же время фундаментализм несет оттенки негативного смысла, служит спутником авторитаризма и фашизма. Большинство ученых также связывают фундаментализм с явлением, пришедшим из прошлого. В терминах модерна и пост модерна фундаментализм некоторые уче -ные определяют, как антимодернистскую идеологию, основанную на «выборочном толковании Писания»3.

Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секу ляризации. Как культурный феномен, современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализм. Его контекст — секуляризация как осво -бождение человека и общества от деспо тизма духовенства и религиозных установ лений, религиозный индифферентизм, утрата традиционных ценностей и осла бление в людях нравственного начала. Религия все больше вытесняется из обще -ственной жизни, где ее место занимают современная наука, социальные и поли тические концепции, вера все больше переходит на уровень личностного пере живания4.

С культурологической точки зрения появление фундаментализма можно объ -яснить антропологической природой человека. С точки зрения культуры суще ствование фундаментализма исследова тели объясняют сложным диалектическим единством: с одной стороны, это тяга к простоте и «органичности традиционных форм человеческого общежития», с дру гой — у человека существует «потребность собственного пересотворения» и тенден -ция к расширению «сферы культурного созидания»5. В итоге сущность фундамен -тализма с точки зрения культурологиче -ского подхода состоит в противодействии фундаментализма культуротворческому многообразию.

С социально- философских позиций фундаментализм проявляется как радикальная форма реставрационизма. Прообразом реставрационизма в этом

3 Эрнст К. Суфизм. - М., 2002, с. 273.

4 Левин З.И. Фундаментализм. — М., 2003, с. 3-12.

5 Гуревич П. Указ. соч., с. 155.

случае считается одно из течений хри -стианства в лоне протестантизма. Последователи этого направления испо ведовали идею восстановления раннего христианства в его первоначальном виде. хотя во времена античности это могло выражаться и как возвращение к языче ским верованиям вопреки христианству. В фундаментализме идея реставрации имеет форму реставрации вообще, традиции в широком смысле слова (традиций, тра -диционного уклада жизни и т.д.). Но, по мнению некоторых ученых, реставрация — это лучший способ уничтожить то, что пытаешься реставрировать1.

Идеология фундаментализма обращена в прошлое, и это обстоятельство несет в себе ошибку смешения фундаментализма и традиционализма. Но хотя между ними много общего, все же традиционализм существенно отличается от фундамен тализма. Традиционализм в обыденном употреблении понимается как идеализа ция прошлого и приверженность к нему. В научной литературе традиционализм понимается по разному. С одной стороны, традиционализм — это особенность миро воззрения архаичных обществ, но в то же время это также социально философские идеи, направленные против современного состояния культуры и общества. «Оба зна -чения объединяет такая общая черта, как повышенная заинтересованность в мак симально устойчивом, всеобъемлющем, сакральном порядке, исходящем от неко его предвечного источника (первопредка, культурного героя, Бога, Абсолюта, изначальной традиции)»2.

Социально- философские идеи тра -диционализма имеют давнюю историю. Традиционным называли общество дока питалистическое, доиндустриальное. Особенность мировоззрения архаичных обществ можно, по мнению ученых, пред ставить как до традиционализм, предтечу традиционализма. Еще в эпоху средне вековья о традиции не задумывались. Общества того времени отличались тра -диционным укладом жизни и аграрным способом производства. В них не было рефлексии по поводу проблемы тради ции. Это были общества, в которых миро -

1 Ашкеров А. Фундаментализм убил традицию // russia.ru/video/diskurs_7713/

2 Макаров А.И., Пигалев А.И. Традиционализм // История философии : энциклопедия. — Минск, 2002, с. 183—186.

воззрение строилось на мифологическом представлении о времени как о вечном возвращении. «Человек традиционных цивилизаций... защищался от истории тем, что либо периодически упразднял, благодаря повторению космогонического акта и периодическому обновлению вре мени, либо придавал историческим собы тиям метаисторическое значение, которое было не только утешительным, но прежде всего структурным — то есть обладало спо собностью включаться в четко определен ную систему, где Космос и человеческое существование имели присущий каждому из них смысл»3.

В конце средневековья и особенно после Великой французской революции отно шение к традиции изменилось, и сформи ровалась идеология традиционализма — идеология защиты традиционных ценно стей (Э. Берк, Л. Бональд, Ж. де Местр). Этот вариант традиционализма за его антиреволюционизм иногда называют консерватизмом. Позже, хотя и с других позиций, философы романтики Новалис, Ф. Шатобриан, У. Вордсворт поддержали идеи традиционализма. Современный вариант традиционализма формиру ется в начале ХХ в. (Р. Генон, Ю. Эвола, М. Элиаде). Современные традиционали -сты проповедуют возврат к идеям «вечного возвращения». Эту идеологию в Европе, где разворачивалась массовая культура, где ускорялся темп жизни, многие воспри -нимали с сочувствием. В обществе, нахо -дящемся в кризисном состоянии, мно гие социальные слои страдают от потери идентичности, социальной ностальгии. В этих условиях «традиционализм, пытаясь опереться на традицию, — но не в смысле бытия, а в чисто интеллектуальном, “мета -физическом” аспекте, — совершенно явно ищет возможность укорениться в соци -альном пространстве»4.

Традиционализм был и остается чисто интеллектуальным учением. Социальные и политические идеи традиционализма провозглашаются как «создание неко -его “нового архаического социального порядка”». Это парадоксальное понятие сродни такому важному традициона листскому термину, как «консервативная

3 Элиаде М. Миф о вечном возвращении. — СПб., 1998, с. 217.

4 Нежинский И.В. Традиция. Культура. Эзотеризм. Традиция в пространстве культуры // http://fourthway.narod.ru/lib/exlib/tke.htm

революция». Оба они обозначают про цесс регрессивного движения истории, в результате которого в европейской куль туре должен быть восстановлен традици онный (восточный, религиозный) поря док, основанный на иерархическом под чинении народных масс некой интеллек туальной элите традиционалистов»1.

Есть искушение назвать фундамента лизм воинствующим традиционализмом, но это не совсем так или совсем не так. Фундаментализм провозглашает свои идеи под лозунгом возврата к традиции. Но традицию фундаменталисты пони мают упрощенно и, по сути, извращают ее. В культурологии традиция понимается как «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в тече ние длительного времени»2. Особенность такого явления, как традиция, состоит в том, что традиция присутствует во всех социальных и культурных системах и до известной степени является необходимым условием их существования. В социо логии традиция сводится к механизму воспроизводства социальных институ тов и норм, при которых поддержание последних обосновывается, узаконива ется самим фактом их существования в прошлом. В герменевтике традиция — это универсалия культуры, ее метафизиче ское основание, способ и форма бытия человека. Она имеет языковый характер и воплощается в социальной памяти. В историческом существовании социума она осуществляет диалог между прошлым и настоящим. Герменевтическое понима -ние традиции проявляется в непрерывно сти интерпретаций, в принципиальности открытий традиции для других традиций, и, наконец, традиция означает призна ние авторитета и его знаний. Э. Гидденс, сравнивая фундаментализм с космополи тизмом, отмечает, что фундаментализм не просто защищает традицию, но акценти рует и упрощает ее. Фундаменталистов же он определяет как людей, не способных к диалогу и которые в принципе отказы -

1 Макаров А.И. Традиционализм против истории в философии современного философ ского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — М., 2001, вып. 6, с. 281.

2 Гофман А.Б. Традиции // Культурология. ХХ век : энциклопедия. — СПб., 1998, т. 2, с. 266.

ваются вступить в диалог3. У. Эко вообще представляет фундаментализм как форму нетерпимости4.

Но традиция по своей сущности имеет коммуникативный характер. По интер -претации Х - Г. Гадамера, культурная тра -диция происходит как диалог прошлого и настоящего. Диалог осуществляется в «вопросно ответной» форме: можно не только реконструировать вопрос, ответом на который данный текст является, но и отнести этот вопрос к себе. Диалог с традицией для Гадамера — не культурологиче -ская задача, а самостоятельный источник философского знания5. Поэтому утверждения фундаменталистов, что централь ной ценностью их учения является тради ция, несостоятельны. Можно сказать, что фундаментализм — это извращенно поня тая традиция.

Одной из особенностей фундамента -лизма является активное участие в поли тической жизни. Среди задач, которые они ставят перед собой, установление такой общественной системы, чтобы полити ческая практика соответствовала ее идео логии. Фундаментализм стал инструмен том политической борьбы в исламском мире. Свое политическое движение фун -даменталисты начали еще в 30 - х гг. ХХ в. Одной из первых политических организа ций в исламском фундаментализме были «Братья - мусульмане», возникшие еще в 20 -х гг. ХХ в. Фундаментализм в современ -ном мире стал не только идейным тече нием, но активной политической силой. Все больше политизируется и сам ислам. Фундаментализм стал объединяющим фактором всех течений в исламе, высту пающих против модернизации и распро странения западных ценностей. В своей политической практике, тем не менее, фундаменталисты используют все средства массовой информации для распростране ния своих идей — телевидение, Интернет и другие передовые технологии. «Ислам все больше политизируется. В атмосфере мощного всплеска антимодернизации и антизападничества исламизм — поли

3 Гидденс Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность? // Отечественные записки, 2003, № 1(9), с. 40.

4 Эко У. Миграции, терпимость и нестерпимое // Пять эссе на темы этики. — СПб., 2000, с. 140.

5 Малахов В.С. Гадамер Ханс Георг // Современная западная философия : словарь. — М., 1991, с. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.