разработок предприятия как прототипов, дает возможность студенту учиться в процессе профессиональной деятельности. Последняя может протекать, например, в виде выполнения пусть небольших по объему, но реальных конкретных заданий, что развивает навыки профессионально ориентированного взаимодействия, вербализации интуитивно принимаемых решений, защиты своей точки зрения на техническую или этическую проблему.
В зависимости от конкретной ситуации реализуются различные графики практики (в одном случае это 2 дня в неделю на 1-3 курсах, в другом - практика на 1-3 курсах - в специальном учебном подразделении завода, с оформлением или без оформления практиканта в штат предприятия на время практики и т.д.) и формы взаимодействия, например, в виде руководства проектированием штатным преподавателем учебного заведения, а консультации этого же проекта - работником базового предприятия.
Разнообразие адаптируемых к конкретной ситуации форм взаимодействия учебного заведения и предприятия позволяет наиболее полно реализовать образовательный потенциал предприятия и учебного заведения.
Обучение в процессе практической работы имеет особое значение для студента с сильной познавательной мотивацией, особенно если он решил остаться после окончания учебного заведения на базовом предприятии. В процессе такого встроенного в производственный процесс обучения происходит наиболее полная передача студенту знаний, умений, навыков и формирование качеств специалиста, необходимых именно этому предприятию.
Таким образом, качество профессиональной подготовки, под которым мы понимаем функциональную и личностную подготовленность (в широком смысле) выпускника учебного заведения к профессиональной деятельности на предприятии зависит от взаимодействия социальных партнеров, обеспечивающих эту подготовку. С другой стороны, взаимодействие социальных партнеров как основное условие подготовки качественной рабочей силы нуждается в разработке нормативно-правовых, педагогических, финансовых механизмов, в создании ресурсного, кадрового, методического обеспечения социального партнерства.
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере подготовки специалистов нефтяного профиля)
H.A. Читалин, к.пед.н., в.н.с. ИПППО РАО;
Т.А. Городничева, аспирант ИПППО РАО
В условиях быстрого развития техники и технологии, науки и культуры практические знания, связанные с конкретными условиями труда, устаревают быстро и нуждаются в постоянном обновлении. На этапе формирования рынка труда повышаются требования к профессиональной мобильности специалистов, что связано с расширением профиля их деятельности и возможной сменой про-
фессии. В связи с этим, специалисты среднего и высшего звена должны иметь более высокий уровень фундаментального образования и общего развития, обладать умением принимать самостоятельные решения, работать в коллективе с высоким уровнем коммуникабельности и компетентности, готовности к самообразованию. Для достижения этих задач нужна такая система образования, кото-
рая бы основными задачами ставила не только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и создавала условия для дальнейшего его развития.
Среди прогрессивных идей конца XX века заметное место занимает идея непрерывного профессионального образования. Его главная цель - обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Оно рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое представляет для личности целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, удовлетворения ее познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания [1].
Одним из условий непрерывного профессионального образования являются фундаментализация содержания его как «ядра знаний», закладываемого в базовых структурах, основных дисциплин на различных уровнях профессионального образования.
Производность, вторичность прикладного знания в том смысле, что интеллектуальный фундамент, ориентированный на развивающийся контекст практической деятельности, служит важнейшим фактором профессионализма, способствует разрешению противоречий между фундаментализацией и специализацией общего и профессионального образования [2].
Обеспечение качества знаний специалистов на уровне как существующих российских и международных требований, так и прогнозных требований завтрашнего дня, вызвало необходимость концептуального обоснования фундамен-тализации как ведущей тенденции развития современной образовательной теории и практики подготовки специалистов.
Повышение уровня фундаментальности образования обусловлено необходимостью овладения глубинными, сущностными основаниями и связями между разнообразными предметами и процессами окружающего мира и развитием ин-
теллектуального потенциала человека. Единство онтологического и гносеологического аспектов фундаментализации образования предоставляют уникальную возможность для обучения мышлению (его методологии, методам и отдельным приемам) непосредственно на предметном материале, с учетом его характерной специфики. «Фундаментальными являются сквозные, системообразующие знания, ведущие к структурным изменениям в общей системе научного знания и рационального мышления» [3].
Таким образом, основой фундаментализации образования является формирование такой системы и структуры, приоритет которых составляют не прагматические, узкоспециализированные, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим и технологическим условиям.
Можно сказать, что проблема совершенствования образования связана с соперничеством двух основных тенденций - фундаментализации и профессионализации. Понимание фундаментализации подразумевает, что профессионализация и фундаментализация как противоположно направленные тенденции - это не конкурирующие самодостаточные модели образования, а диалектически дополняющие друг друга последовательные ее уровни: общенаучный (общеобразовательный), политехнический (общепрофессиональный) и специальный (профессиональный). В этом случае общенаучный уровень приобретает статус самоценного, самодостаточного и полноправного, а политехнический и специальный -возможность более основательной и универсальной подготовки обучаемых в технико-технологической и профессиональной области. Поэтому целостное профессиональное образование можно представить как совокупность соответствующих подготовок со своими фундаментальными составляющими (рис.1).
Фундаментализация содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин связана, прежде всего, с реализацией их инвариантной части (т.е. той части, которая менее всего подвержена изменениям) как основы подготовки будущего специалиста. Обновление же специальных знаний, поиск и создание нового в конкретной технической области возможно на базе более устойчивых фундаментальных знаний, которые, по существу, не стареют, а лишь медленно пополняются новыми.При подготовке специалистов, в технической области особую роль играют такие дисциплины, интегрирующие фундаментальные математические и естественнонаучные знания, как математика, физика, химия и т.д. Следовательно, можно утверждать, что фундаментализация содержания непрерывного образования специалиста в технической области в системе ССУЗ - ВУЗ - это усиление математической и естественнонаучной подготовки посредством ее фунда-ментализации. Интеграцию научного знания (фундаментального, технического и специального) в профессиональном образовании специалиста целесообразно осуществлять на основе системообразующих фундаменатльных дисциплин.
Исходя из очевидной необходимости формирования целостного математического подхода к анализу объектов и про-
цессов во всех областях научного знания, становления культуры математического мышления у специалистов, такой, одной из системообразующих дисциплин,
должна стать математика.
Поскольку учебная деятельность предметна, можно утверждать, что любое содержание становится предметом изучения лишь тогда, когда оно принимает для обучающегося вид определенной задачи, направляющей и стимулирующей его учебную деятельность. Считается, что мышление как основа учебной деятельности осуществляется не только в процессе вычленения фундаменатльных понятий математики, их применения на практике, но и в способах математической деятельности (методах), реализующихся в умениях будущих специалистов решать задачи, в частности, задачи прикладного характера, которые применяются при изучении дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и специального циклов. Именно при решении задач идет «... приучение воспитываемых к полноценной аргументации и формированию у студентов стиля математического мышления, который характеризуется: четкостью в рассуждениях, точностью символики, лаконизмом, доведением до конца цепочки логических рассуждений» [5].
Для обеспечения непрерывности обучения математике в системе ССУЗ -ВУЗ необходимо определить состав фундаментальных математических знаний в программных курсах ССУЗа и ВУЗа, чтобы проследить, как они развиваются, переходя от одной ступени профессионального образования к другой.
Состав фундаментальных математи-
ческих понятий в ССУЗе был дан в разработках ученых ИПППО РАО [6, 7]. С учетом этих исследований мы отобрали те фундаментальные понятия, которые важны для специалистов среднего профессионального учебного заведения нефтяного профиля. Выделенные математические понятия можно представить следующим образом (рис.2):
Рис. 2 Фундаментальные понятия предмета «Алгебра и начала анализа» в ССУЗе нефтяного профиля
Выделенные фундаментальные понятия по геометрии можно классифицировать следующим образом (рис.3). Заметим, что обобщенные фундаментальные понятия включают в себя ряд подпоня-
тий. Например, понятие «число» включает в себя простое число, составное, натуральное, комплексное, рациональное, иррациональное, действительное, дробь и Т.д.
Фундаментальные понятия геометрии в ССУЗе нефтяного профиля
Рис. 3. Фундаментальные понятия геометрии в ССУЗе нефтяного профиля
Математика ССУЗа состоит из двух разделов: «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия»; математика технического ВУЗа - это «Высшая математика». Естественно, математика ВУЗа отличается от математики ССУЗа. Высшая математика не разделяется на отдельные предметы, поэтому те фундаментальные понятия,
которые переходят из ССУЗа имеют в ВУЗе более общий характер, обладают скомпанованностью и логической завершенностью.
Выделенные фундаментальные понятия высшей математики технического ВУЗа нефтяного профиля можно представить следующим образом: (рис. 4).
Фундаментальные понятия предмета «Высшая математика» в ВУЗе нефтяного профиля
Рис. 4 Фундаментальные понятия высшей математики в ВУЗе нефтяного профиля
Проведенные исследования в области математики, показали, что выделенные фундаментальные понятия, составляющие основу знаний по математике в ССУЗе, являются фундаментальными и в ВУЗе, приобретая при этом некоторые отличительные черты:
- универсальность;
- систематическое рассмотрение переменных величин;
- тесная взаимосвязь ее различных понятий и их систематизирование, объединение для применения в вычислительных, аналитических (формульных) и геометрических методах.
Сравнивая учебные, тематические, календарные планы, а также рабочие программы курса математики в техникуме и высшей математики в вузе, мы пришли к тому, что в математике вуза получают дальнейшее развитие содержательно -методические линии, начатые в техникуме [8]:
• линия развития понятий по математическому анализу и геометрии;
• линия математической логики;
• алгоритмическая линия;
• сознательно - творческая линия;
• линия, направленная на активную самостоятельную работу студентов,
• комбинаторно-вероятностная линия;
• линия прикладной направленности курса.
Именно линия прикладной направленности курса математики обеспечивает сознательное усвоение общепрофессиональных и специальных предметов. В связи с этим при изучении математики преподавателям следует уделять больше внимания задачам прикладного характера, опираясь при этом на фундаментальные знания позволяющие решать задачи, связанные с формированием широкой эрудиции, воспитанием деятельностного характера. Нужно отметить, что для различных специальностей «банк» прикладных задач будет разным.
Таким образом, благодаря отбору, выстраиванию в определенную последовательность фундаментальных математических понятий и способов деятельности происходит формирование у студентов знаний, умений и навыков, которые необходимы им при изучении общепрофес-
сиональных и специальных дисциплин, что реализует непрерывность обучения при подготовке специалиста.
Нужно также отметить, что если студент в процессе обучения в среднем и высшем профессиональном учебных заведениях приобрел необходимую математическую культуру [9], прочный фундамент знаний, развил в себе умения и способности самостоятельно пополнять свое образование, то, владея понятиями, лежащими в основе нужной ему теории, и необходимую базу для овладения ею, он легко освоит и приобретет дополнительные знания.
Итак, можно заключить, что фундаментальная математическая подготовка, полученная в вузе или среднем профессиональном учебном заведении, имеет важное значение для современного специалиста, как опережающий потенциал, поскольку:
1) усвоенные ими математические знания - это материал наиболее длительного действия из приобретенного состава математических знаний и умений;
2) только в высшем или среднем профессиональном учебном заведении будущие специалисты получают фундаментальную математическую подготовку, на которую опирается система прикладной подготовки;
3) фундаментальная математическая подготовка является основанием для развития профессионального мышления (в частности технического) и решения принципиально важных научных и инженерно - технических задач.
Литература:
1. Проблемы развития системы непрерывного профессионального образования (коллективная монография). - Казань, ИСПО РАО, 2000. - 190 с.
2. Концепция непрерывного образования. Проект. - М.: Госсобразование СССР.
3. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.; Высшая школа, 1990.
4. В. Евстигнеев, С. Торбунов. Интеграция фундаментального и специального знаний в подготовке инженерных кадров. «Alma mater» («Вестник высшей школы»), 2003, № 11.
5. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математическое просвещение. - 1961. № 6.
6. Кирилова Г.И., Кит Ю.В., Кузьмина Л.П., Фарзан Т.О., Читалин H.A. Фундамента-лизация обучения естественно-математическим дисциплинам в ССУЗ. (Особенности фун-даментализации в профессиональной школе) / Под ред. H.A. Читалина, Часть II. - Казань, ИСПО РАО, - 2000. - 116 с.
7. Читалин H.A., Кит Ю.В. Фундамента-лизация математического образования в средней профессиональной школе. // Среднее про-
фессиональное образование, 2001, № 10,
С. 36-39.
8. Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей. Сборник статей. Сост. А.М. Пышкало. М., «Просвещение», 1978. - 239с.
9. Куваев М.Р. К вопросу о воспитании математической культуры студентов // Математика. Сб. научн. - метод. статей. - М, 1989 -С. 10 - 26.
ДИНАМИЧЕСКАЯ НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА К ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Г.И. Кирилова, доктор педагогических наук,
зав. лаб. информатизации ПО ИПППО РАО
Теоретические аспекты проектирования и реализации динамической непрерывной подготовки к информационной деятельности в профессиональной школе раскрываются в исследованиях лаборатории информатизации профессионального образования ИПП ПО РАО (научный руководитель - д.п.н. Г.И. Кирилова, старший научный сотрудник - к.п.н. О.В. Федорова, научный сотрудник - Е.С. Васильева) в рамках комплексной программы РАО, соответственно по темам, связанным с проектированием содержания информационно-ориентированных дисциплин общеобразовательного цикла в 2001-2004 гг. и общепрофессионального цикла в 2005-2007 гг.
Базовая позиция лаборатории строится с учетом стремительного развития информационной сферы, когда надо готовить специалиста к информационной деятельности, занимающей ведущую позицию в современном обществе, которая включает информационные процессы: а) продуцирования или создания новой информации, б) сбора, сохранения, поиска и систематизации информации, в) обработки, переработки информации, г) передачи, распространения, использования информации. Информационные процессы направлены на информационные объекты и функционально осуществляются посредством информационных технологий.
Жизненный цикл информационных технологий в постиндустриальном обществе весьма динамичен и включает следующие группы процессов: а) создание информационных технологий, оснащение их технической и методической документацией;
б) дальнейшее совершенствование информационных технологий, адаптация к новым сферам применения, создание новых версий компьютерных программ;
в) их освоение специалистами различных сфер деятельности, как управляемое преподавателем, так и самостоятельное;
г) использование в профессиональной деятельности, в учебном процессе или в быту.
Обозначим основные понятия и термины, положенные в основу разработки данного круга проблем.
Информационная подготовка рассматривается нами как процесс и результат формирования информационной культуры, связанной с исторически целесообразным выбором и использованием с одной стороны информационных технологий и с другой стороны компьютерных средств, необходимых современному, конкурентоспособному специалисту.
Информационную технологию можно понимать как целенаправленную, конкретно и методично координируемую систему организации информационной деятельности, позволяющую закреплять в