Научная статья на тему 'Фридрих Науман: период поиска и сомнений'

Фридрих Науман: период поиска и сомнений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т З. Шмидт

Рассматриваются идейно-политические поиски Ф.Наумана, приведшие его в лагерь организованного левого либерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.NAUMANN: THE PERIOD OF SEARCH AND DOUBTS

The article deals with F. Naumann’s ideological and political search with led him to the camp of organized liberalism.

Текст научной работы на тему «Фридрих Науман: период поиска и сомнений»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2007

История и политология

Выпуск 3 (8)

ФРИДРИХ НАУМАН: ПЕРИОД ПОИСКА И СОМНЕНИЙ Т.З. Шмидт

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Рассматриваются идейно-политические поиски Ф.Наумана, приведшие его в лагерь организованного левого либерализма.

Фридрих Науман (1860-1919) - видный представитель немецкого левого либерализма, человек широкого умственного горизонта, смелый и необыкновенно подвижный. В начале XX в. он был одним из самых популярных вождей Германии.

По мнению его первого биографа Теодора Хойса1, Науман занялся политикой не из эгоизма и властолюбия, а из внутренней любви к людям, за которых он чувствовал ответственность, и не только как пастор (начинал как лютеранский священник).

Вот это благородство, теплоту и увлеченность отмечали все, кто его знал. Так, Макс Вебер в письме к вдове Наумана в 1919 г. подчеркивал, что тот облагораживающее влиял на дискуссии и борьбу в общественной жизни Германии. «Он не позволял политике становиться грубой, бесчеловечной, закостенелой»2.

Науману было отказано в непосредственной государственной деятельности. Он выступал скорее как моральная сила своего времени. М.Вебер писал: «Насколько крупнее была его фигура, чем непосредственное политическое влияние, и насколько влияние было больше, чем какой-то внешний ус-пех»3.

Известно высказывание Ральфа Дарен-дорфа о том, что Науман «все время находился в поиске». Но именно путь, приведший его в лагерь организованного левого либерализма, отмечен особой интенсивностью и поисков, и сомнений.

Начинал Ф. Науман свою политическую деятельность в христианско-социальном движении, основанном А. Штеккером. В 1880-е - первой половине 1890-х гг. он, проповедник христианского социализма, призывал превратить современное капиталистическое общество в систему, проникнутую религиозностью и новой своеобразной красотой, а отношения между предпринимателями и рабочими перестроить в соответствии с идеями христианской любви к ближнему. Позднее такая социально-политическая позиция оценивалась им как «консерва-

тивный социализм», показавший возможность сочетания охранительной государственной политики и религиозного настроения с симпатиями к рабочему классу4.

С середины 1890-х гг. Науман начинает искать более рациональные основы для своей политики, изживая прежний христианско-социальный комплекс. Порой он в этом направлении заходить очень далеко. В частности, он пишет о том, что природой государства является не любовь, а принуждение и «поэтому мы должны выбирать: или мы идем с Бисмарком, или с Толстым»5. Понятно, что это была ложная дилемма и между Бисмарком и Толстым еще много оттенков и переходов.

Постепенный отход Ф. Наумана от «христианского социализма» не в последнюю очередь был обусловлен влиянием М. Вебера. Тот убеждал его в том, что в рамках христианско-социальной мотивации социальных реформ слишком сильны элементы патернализма и патриархального идеализма, стремление отыскать социально-политический идеал в прошлом. Поэтому в критике современной экономической жизни с этой точки зрения присутствуют инстинктивный страх перед развитием крупного капитализма и симпатия ко всем мелким хозяйственным формам6. Вебер указывал на то, что улучшить отношения на производстве посредством насаждения «христианской любви к ближнему» невозможно, потому что современное развитие на место личности крупного предпринимателя поставило деперсонифицированное господство класса собственников, на место личных отношений - чисто деловые, на место личного подчинения - обязательства перед невидимой властью, и это, по его мнению, лишало смысла рассмотрение трудовых отношений в религиозном духе7.

Постепенно христианские идеи были потеснены в мировоззрении Ф.Наумана либеральными и национальными установками, что вовлекало его в широкое движение, ко-

© Т.З Шмидт, 2007

торое развернулось в Германии на основе идей так называемой «мировой политики».

Социал-либеральные и национальные идеи были положены в основу программы созданного им в 1896 г. Национал-социального союза (НСС). Он задумывался как немарксистская национальная рабочая партия, функции которой сводились к преодолению социальной и политической изоляции германского рабочего класса. В свое время Бисмарк, введя «исключительный закон против социалистов», отказал организованному рабочему движению в «национальной идентичности», объявил социал-демократию и профсоюзы врагами государства и отечества. Поэтому главной целью нового политического ферайна было возвращение рабочего класса на национальную почву.

На практике НСС удалось объединить только узкие круги буржуазной интеллигенции, но не внедриться в социал-демократический электорат. На выборах в рейхстаг в 1903 г. ферайн потерпел сокрушительное поражение и прекратил существование8.

Однако для Наумана это своего рода «национал-социальное интермеццо» стало важным этапом в политическом становлении. Несмотря на «нерасположенность его к рациональному и систематическому мышлению и отказ от претензий на создание самостоятельной государственной теории»9, а также на подверженность чужим влияниям, Науману все-таки удалось позже, использовав опыт этих лет выработать своеобразную систему социал-реформистских идей. С одной стороны, она в некоторых своих частях балансирует на грани буржуазного и социал-демократического реформизма, а с другой -в ней проявлялась порой идейная близость к подходам консервативных социал-реформистов.

Уже в самом названии первой наума-новской партии (НСС) была заложена проблема соотношения национального и социального в этом типе социал-реформизма. Программа НСС гласила: «Мы стоим на национальной почве и тем самым считаем усиление внешнего могущества германской нации предпосылкой всех более значительных социальных реформ внутри страны; но вместе с тем мы убеждены, что внешняя мощь не может быть долговечной без национального сознания политически заинтересованных народных масс. Поэтому мы желаем

политики силы вне страны и реформы внутри нее»10. В одном из писем Науман, поясняя главную цель создания ферайна, писал о необходимости соединить защиту внешнеполитических целей Германии с требованием политических и социальных реформ во имя сохранения основанного на частной собственности экономического строя11. Вопрос, таким образом, ставился о «мощи» вовне и «свободе» внутри страны.

Науман был убежден, что «тайна государства» состоит в доверии и преданности его граждан12. Как это доверие пробудить и сохранить, как добиться включения отдельной личности в государственный организм -эти вопросы будут занимать его постоянно.

С одной стороны, он прослеживал и одобрял увеличение численности населения за счет роста рабочей массы. Но, с другой стороны, его тревожило то обстоятельство, что эта растущая человеческая масса, от преданности которой государству зависит сила последнего, противопоставляет себя существующей системе13. Поэтому одной из своих политических задач Науман считал решение проблемы патриотизма масс, как основы сохранения государства. Во времена существования НСС в качестве предпосылки патриотизма рассматривалась «свобода», трактуемая в этом контексте как улучшение социальных позиций рабочего класса14. Позднее он делает акцент на демократии. Из потребности в патриотизме масс с необходимостью вытекал его тезис о расширении демократии в стране, об участии всех граждан в управлении государством.

Как верно отметил германский историк Д. Линденлауб, обращение Ф. Наумана в 1900 г. (появление книги «Демократия и императорская власть») к проблемам демократии не было мотивировано естественно-правовыми идеями о принципе равенства, который в лучшем случае оценивался им лишь как нравственное требование15. Демократия казалась Науману «естественной политической формулой для той части населения, которая впервые вступает в немецкую историю, и для немецкого будущего...»16. Массы, считал он, нуждаются в «праве гражданства внутри государственного управления», с тем чтобы стало возможным «проникновение всего государства демократическим духом»17. Патриотизм превращался, таким образом, для Наумана в источник по-

Фридрих Науман: период поиска и сомнений

литических реформ в Германии, определял его позицию по вопросам реформы прусского избирательного права, расширения полномочий рейхстага, по проблеме коалиций.

Что касается проблемы парламентари-зации Германии, то в начале политической деятельности Науман хотел видеть власть скорее в руках сильного кайзеровского правительства, независимого от парламента. Народное представительство казалось ему слишком слабым. Привлекательной для него была высказанная еще в середине XIX в. Лоренцом фон Штайном идея о «социальной монархии». В новых условиях Науман интерпретирует ее как идею «социального кай-зерства». Единство кайзера и народа, достигнутое посредством социальных реформ, которые должны были привязать к колеснице «мировой политики» не только средние слои, но и рабочий класс, казалось ему единственной реальной предпосылкой мощи Германской империи. Главная идея книги «Демократия и императорская власть» как раз и состояла в том, что монархический и демократический принципы не исключают друг друга. Науман в это время признавал монархию не только в качестве исторически сложившейся формы правления в Германии, он был готов возложить на нее новые функции 18. Попытки придать новый облик исторической власти, построенной на конституционно-монархических принципах, с тем чтобы она могла доказать свою жизнеспособность, эффективность, умение решать проблемы индустриального общества, предпринимались и социал-консервативными реформистами. Но, если Науман связывал осуществление этих идей с неизбежной демократизацией всех сфер германского общества, то для Густава Шмоллера и его сторонников идея социальной монархии была скорее средством сдерживания демократических устремлений. Это обстоятельство дало основание видному историку и журналисту той поры Гансу Дельбрюку назвать Национал-социальный союз «маленькой партией, которая пытается объединить в себе демократические элементы левых с национальными и монархическими элементами правых»19.

Отход Ф. Наумана от идеи социальной империи происходил в процессе оформления его представлений о том, что основой мощи государства является доверие масс и

что участие населения через своих представителей в решении исторических задач нации будет служить проявлению «массового патриотизма индустриального люда».

Кроме того, к поддержке курса на пар-ламентаризацию империи Науман продвигался и под влиянием М.Вебера, который заставил его сомневаться в правильности политики кайзера и его способности защищать интересы страны на мировой арене. Но окончательное, как отметил Т. Хойс, «внутреннее отстранение от Вильгельма II» произошло только в 1908 г., после эпизода с «Дейли-телеграф». В интервью этой английской газете кайзер позволил себе высказывания, наносящие серьезный ущерб внешнеполитическим позициям страны. Германия оказалась на грани политического кризиса, либеральные партии поставили в рейхстаге вопрос о реальном парламентском контроле в стране.

Эти события сделали Наумана сознательным сторонником парламентских принципов. Английская политическая система казалась ему теперь тем идеалом, к которому надо стремиться. Одновременно он предостерегал от простого заимствования ее. Поэтому ядром наумановских требований к парламентаризации Германии стала идея соединения «кайзеровской личной политики с народным представительством».

Оказавшись после развала НСС в Свободомыслящем союзе, Науман находит поддержку многим своим идеям у Теодора Барта, который к началу XX в. уже слыл «либеральным ревизионистом». Вместе они начнут трудную и безуспешную борьбу за возрождение германского либерализма, обстоятельства которой привлекали внимание не только зарубежных, но и отечественных ис-ториков20

Примечания

1 Т.Хойс был первым президентом ФРГ, представителем Свободной демократической партии, идейной наследницы Немецкой демократической партии, созданной Науманом после Первой мировой войны.

2 Heuss Th. Fr. Naumann. Der Mann. Das Werk. Die Zeit. Stuttgart; Berlin, 1937. S. 505.

3 Ibid.

4 Науман Ф. Демократия и императорская власть. М., 1907. С. 140.

5 Heuss Th. Op.cit. S. 194.

6 Mommsen W. Max Weber und die deutsche Politik (1890-1920). Düsseldorf, 1959. S. 139.

I Ibid

8 См.: Цфасман А.Б. У истоков немецкого неолиберализма: социально-политические идеи Ф.Наумана // Классовая борьба в Германии в новейшее время (1918-1945). Челябинск, 1983.

9 Heuss Th. Op.cit. S. 111.

10 Mommsen W. Deutsche Parteiprogramme. München, 1960. S. 161.

II Цфасман А.Б. Указ. соч. С.1.

12 Happ W. Das Staatsdenken Fr. Naumanns. Bonn, 1968. S. 101.

13 Науман Ф. Указ соч. С. 51-59.

14 Happ W. Op.cit. S. 102.

15 Lindenlaub D. Richtungskampfe im Verein für Sozialpolitik.. Wiesbaden, 1961. Bd.2. S.399.

16 Науман Ф. Указ.соч. С. 58.

11 Там же. С.9.

18 Duding D. Der Nationalsoziale Verein 18961903. Munchen;Wien, 1912 .S.80.

19 Delbruck H. Von und nach dem Weltkrieg. Berlin, 1926. S.24.

20 Цфасман А.Б. Указ.соч.; Максаковская Е.Д. Фридрих Науман и попыка обновления либерализма в Германии в начале XX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2001. № 1; Шмидт Т.З. Книга Ф.Наумана «Новонемецкая экономическая политика» как манифест либерального реформизма// Вестн. Перм. ун-та. История. 2002.

F.NAUMANN: THE PERIOD OF SEARCH AND DOUBTS T.Z. Schmidt

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva, 15.

The article deals with F. Naumann's ideological and political search with led him to the camp of organized liberalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.