УДК 94(430)+94(4)
DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-2-271-278
ФРГ И ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРМИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
GERMANY AND PLANS TO CREATE A EUROPEAN ARMY: HISTORY AND MODERNITY
Ю.В. Родович Yu.V. Rodovich
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125
Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Avenue, Tula, 300026, Russia
E-mail: tgpu@tula.net
Аннотация
В статье рассматривается история идеи создания европейской армии и ее эволюция до настоящего времени, а также отношение к ней Германии. После воплощения идеи в Великой армии Наполеона, потерпевшей крах в России, к ней вернулись в 20-е годы XX века. Первый шаг к созданию общеевропейской армии был сделан в 1948 г. оформлением Западного союза (с 1954 г. -Западноевропейского союза (ЗЕС)). «План Плевена» (1950), предполагавший создание Европейского оборонительного сообщества, не был осуществлен. ЗЕС в 1997 г. был частично интегрирован в структуру Евросоюза. Импульс процессу подготовки к созданию европейской армии дали современный украинский кризис, а затем - предстоящий выход Великобритании из Европейского союза и заявления и действия президента США Д. Трампа. ЕС при активном участии Германии и Франции стремится предпринять меры по обретению большей самостоятельности от США. Создание в перспективе европейской армии может способствовать усилению ЕС как одного из полюсов многополярного мира.
Abstract
The article deals with the history of the idea of creating a European army and its evolution to the present time, as well as the attitude of Germany to this fact. After the realization of the idea in the Great army of Napoleon, which crashed in Russia, it was returned in the 20s of XX century. The first step to the creation of a pan-European army was made in 1948 by the registration of the Western Union (since 1954 - the Western European Union (WEU)). The Pleven plan (1950), which envisaged the creation of a European defensive community, was not implemented. The WEU was partially integrated into the European Union structure in 1997. The impetus for the process of preparation for the creation of the European army was given by the modern Ukrainian crisis, and then - the upcoming withdrawal of the UK from the European Union and the statements and actions of US President D. Trump. The EU, with the active participation of Germany and France, is looking for some steps to gain the greater independence from the US. The creation of the European army in the future can help strengthen the EU as one of the poles of the multipolar world.
Ключевые слова: Германия, Франция, США, Европейский союз, НАТО, европейская армия. Keywords: Germany, France, USA, European Union, NATO, European army.
В марте 2015 г. в СМИ появилась информация о предложении председателя Европейской комиссии Ж.-К. Юнкера о создании общеевропейской армии [Balzli, Jungholt, Schiltz, Tauber].
Идея создания европейской армии не нова. Ее пытался реализовать Наполеон, создав из многих народов Европы Великую армию. Однако после похода в Россию она
почти целиком погибла. В XX веке идея возродилась. Австрийский граф Р. Куденхове-Калерги в 1923 г. предложил проект «Пан - Европы» (без Великобритания и СССР). В 1926 г. на первом Панъевропейском конгрессе в Вене, где граф стал первым президентом Панъевропейского союза, предполагалось создание европейских вооруженных сил. За этим конгрессом последовали еще два - в 1930 г. в Берлине и в 1932 г. в Базеле. В этот период к панъевропейской идее проявляли интерес и представители правых кругов Германии (в частности, Я. Шахт). Однако нацистские руководители готовили для Европы собственный объединительный проект (создание Третьего рейха) и не нуждались в конкурентах. После начала Второй мировой войны лидер бельгийского фашистского движения Л. Дегрель и духовный лидер французских коллаборационистов Д. ля Рошель призывали сплотить воинские силы Европы для борьбы с «русским большевизмом».
После поражения немецких войск под Москвой А. Гитлер в 1942 г., выступая в рейхстаге, заявил о необходимости создания «европейского оборонительного фронта» и о «общеевропейском крестовом походе». Тема получила развитие в меморандуме германского МИД от 9 сентября 1943 г. На закрытой конференции в Париже 4 марта 1944 г. специальный представитель германского министерства восточных оккупированных территорий В. Дайц выступил с докладом «Континентальная политика Наполеона как предтеча европейской политики рейха». Утверждалось, что с созданием единого европейского пространства устранялось бы давнее соперничество между Францией и Германией и достигалась победа над СССР [Васильченко]. Однако в 1945 г. Третий рейх был повержен. При участии Р. Куденхове-Калерги была написана речь У. Черчилля 19 сентября 1946 г. с предложением создать «Соединенные Штаты Европы».
Первый шаг к созданию общеевропейской армии был сделан в марте 1948 г.: Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали «Брюссельский пакт» «коллективной самообороне» против любого агрессора (подразумевались, прежде всего, СССР и Германия). 11 августа 1950 г. на сессии ассамблеи Совета Европы в Страсбурге У. Черчилль предложил создать «европейскую армию» - коалицию национальных сил, но без наднационального управления. Предполагалось участие в такой армии германских военных соединений. Ассамблея большинством голосов одобрила проект. Против перевооружения Германии выступила Франция. 24 октября 1950 г. она предложила свой так называемый «План Плевена» (премьер-министра Франции): создание Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) с европейской армией при участии незначительных немецких контингентов. В декабре 1950 г. предложение Франции было в основном одобрено Советом НАТО. Великобритания, согласившись с проектом, отказалась участвовать в наднациональной европейской армии. 27 мая 1952 г. в Париже был подписан Договор о создании ЕОС с единой армией, в которую должны были войти вооруженные силы Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга с общими органами управления и единым военным бюджетом. Однако 30 августа 1954 г. Национальное собрание Франции отклонило Парижский договор.
Многие идеи ЕОС были учтены в Парижском соглашении 23 октября 1954 г., в соответствии с которым был создан Западноевропейский союз (ЗЕС) - военно-политическая организация в составе упомянутых шести государств. Тогда же ФРГ, вопреки решениям Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., получила право на создание собственных вооруженных сил (бундесвера) численностью 495 тыс. человек и на вступленияе в блок НАТО. В период «холодной войны» ЗЕС был важным посредником в отношениях между НАТО и Европейским сообществом. В июне 1984 г. ЗЕС снял ограничения с ФРГ на военные корабли, ракеты и бомбардировщики. В октябре того же года Римской декларацией ЗЕС был провозглашен «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО. 19 июня 1992 г. страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию» об отношениях между ЗЕС, Европейским союзом (ЕС) и НАТО. В функции ЗЕС, кроме обеспечения гарантий обороны территорий стран-участниц, стало входить проведение гуманитарных и спаса-
тельных операций, миротворческих миссий. Согласно Маастрихтскому договору 1992 г. о создании Европейского союза у ЕС должно было быть три опоры, и одна из них - общая внешняя политика и политика безопасности. ЗЕС вполне подходил на роль ее организатора.
В 1997 г. по Амстердамскому договору ЗЕС был частично интегрирован в структуры ЕС. После вступления 1 декабря 2009 г. в силу Лиссабонского договора 2007 г., расширившего сферу полномочий ЕС в области внешней и оборонной политики, необходимости в ЗЕС уже не было. 30 июня 2011 г. ЗЕС прекратил работу.
В соответствии с Маастрихтским договором сам Евросоюз стал создавать военные структуры. В мае 1992 г. на базе сформированной в 1989 г. франко-германской бригады со штабом в Мюльхайме (ФРГ) был основан и с октября 1993 г. начал функционировать Еврокорпус из военнослужащих Германии, Франции, Бельгии, Испании, Люксембурга (штаб-квартира - Страсбург). Корпус участвовал в миротворческих миссиях в Косово (2000 г.) и Афганистане (2004-2005 гг.). В июне 1999 г. после кризиса в Косово страны Евросоюза на саммите в Кельне решили углубить координацию внешней политики и перейти к проведению Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). С 2001 г. в ЕС начали действовать Комитет по политике и безопасности, Военный комитет в составе начальников генеральных штабов вооруженных сил государств ЕС и подчиняющийся ему Военный штаб. В сентябре 2000 г. было принято решение о создании сил быстрого реагирования Европейского Союза (EUFOR). В дальнейшем было решено создать национальные и многонациональные боевые группы ЕС (EU BG) численностью по 1500-2500 человек. Эти группы должны за 10-15 суток перебрасываться в район кризиса за пределами ЕС и автономно действовать там в течение месяца. Всего было сформировано 18 таких групп. С 2003 г. ЕС начал проводить операции за рубежом в рамках ЕПБО. К концу 2017 г. ЕС организовал 11 военных и одну военно-гражданскую миссию и операцию за рубежом.
12 июля 2004 г. было образовано Европейское оборонное агентство (EDA) с участием стран - членов Евросоюза, кроме Дании. Основные направления деятельности Агентства - развитие оборонного потенциала, содействие европейскому сотрудничеству в области вооружения, создание конкурентоспособного европейского рынка военного оборудования, повышение эффективности европейских оборонных исследований и технологий [Зверев, 30.11. 2017].
В декабре 2013 г. на саммите Евросоюза в Брюсселе, где обсуждались вопросы обеспечения военной безопасности, премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон высказался против создания совместных вооруженных сил [Кэмерон высказался против создания вооруженных сил ЕС], так как НАТО вполне справляется с обеспечением безопасности в Европе, а создание дополнительных европейских подразделений является дублированием оборонных функций блока.
Но активная деятельность ЕС в сфере безопасности и обороны, а также события на Украине в 2014 г., когда ЕС обнаружил отсутствие у себя возможностей силового давления на Россию, привели в итоге к тому, что идея европейской армии вновь появилась в повестке дня.
В поддержку этой идеи, которую озвучил в марте 2015 г. Ж.К. Юнкер, выступили министр обороны Германии У. фон дер Ляйен и председатель комитета по иностранным делам бундестага ФРГ Н. Реттген [Verteidigungsministerin von der Leyen - «Europäische Armee ist die Zukunft»].
Новый импульс к обсуждению возможности создания европейской армии дал брекзит - предстоящий выход Великобритании из ЕС. 27 июня 2016 г. министры иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер и Франции Ж.-М. Эйро предложили всем желающим странам ЕС заключить «Договор о европейской безопасности» и, в случае необходимости, создать постоянные морские силы, а в связи с миграционным кризисом -первую в мире многонациональную службу береговой и пограничной охраны [Штайнмай-ер и Эйро придумали, как Европе остаться сильной после Brexit].
28 июня 2016 г. Европейский союз утвердил новую Глобальную стратегию ЕС по внешней политике и политике безопасности «Общее видение, единый подход: более сильная Европа». Новая Стратегия устанавливала приоритетность гарантий безопасности, прежде всего, для граждан и территории Евросоюза. Термин «европейская армия» в документе не упоминался. Акцент был сделан на необходимости усиления оборонного потенциала ЕС для противостояния нынешним вызовам [The EU's New Global Strategy: Useful or Pointless?l.
16 сентября 2016 г. Германия и Франция на неформальном саммите с участием лидеров Евросоюза в Братиславе представили план по созданию «совместной военной силы», которая «будет соперничать с НАТО по военному потенциалу». 14 сентября министры обороны Германии и Франции У. фон дер Ляйен и Ж. -И. Ле Дриан инициировали программу создания европейских самолетов-заправщиков и систем спутниковой связи. В плане указывалось и на необходимость защитить Шенгенскую зону в рамках Европейского оборонного союза. Совместный документ был передан главе европейской дипломатии Ф. Могерини. Министр обороны Великобритании М. Фэллон заявил, однако, что Соединенное Королевство будет препятствовать созданию единой армии ЕС. 9 ноября того же года глава Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер вновь выступил за создание европейской армии, поскольку, по его мнению, США в долгосрочной перспективе откажутся от обеспечения безопасности Европы. Но его призыв поддержан не был. 14 ноября 2016 г. в Брюсселе министры иностранных дел и министры обороны ЕС одобрили План по имплементации новой стратегии политики безопасности и обороны [Глава Еврокомиссии заявил о неизбежности создания европейской армии]. 30 ноября 2016 г. Европейская комиссия утвердила План действий в сфере европейской обороны. В нем предусматривалось только создание Европейского оборонного фонда для поддержки инвестиций в совместные исследования и совместную разработку оборонной техники и технологий [Mogherini unveils European Defence Action Plan]. Об учреждении фонда было официально объявлено 7 июня 2017 г. До 2020 г. в него должно быть выделено до 2,6 млрд евро, а с 2020 г. эта сумма должна возрасти до 5,5 млрд евро в год. Ф. Могерини подчеркнула, что создание такого фонда не означает, что Евросоюз будет дублировать функции НАТО [Евросоюз решил запустить Европейский оборонный фонд].
Но изменившаяся ситуация подтолкнула ЕС к планированию создания европейской армии. Д. Трамп, баллотирующийся на пост президента США, заявил, что не будет автоматически продлевать гарантии безопасности странам - членам НАТО, если его изберут, и что он обяжет страны - члены блока платить Америке за поддержку и защиту. Став главой Белого дома, он в ультимативной форме потребовал довести военные расходы стран -членов НАТО минимум до 2 % от ВВП. Хотя позднее были получены определенные зав е-рения по поводу продолжения военного сотрудничества с США, Евросоюз решил подстраховаться. 17 февраля 2017 г. Европарламент большинством голосов поддержал резолюцию об усилении централизации Европейского союза и общей европейской армии [Европарламент одобрил создание армии ЕС ]. 18 мая 2017 г. Совет ЕС утвердил рекомендации относительно безопасности и обороны в контексте Глобальной стратегии ЕС. Рекомендации касались совершенствования структур управления кризисными ситуациями, подготовки к военному планированию, готовности военного персонала ЕС к проведению небоевых военных миссий (в настоящее время это миссии в Сомали, ЦАР, Мали). Предусматривалось укрепление возможностей быстрого военного реагирования, в том числе боевых групп ЕС. Заключение Совета ЕС направлено также на углубление сотрудничества в области обороны в Европе по таким направлениям, как всеобъемлющее постоянное структурированное сотрудничество (PESCO), добровольный ежегодный скоординированный обзор по вопросам обороны (CARD), план действий Европейской комиссии по обороне, который предусматривал бы новые финансовые инструменты для развития оборонного потенциала и сотрудничества в области обороны в поддержку европейской оборонной промышленности и технологических инноваций ['EU remains committed to strengthen security and defence": Council adopts Conclusions]. 13 ноября 2017 г. 23 страны ЕС из 28
(кроме Великобритании, Дании, Ирландии, Мальты и Португалии) подписали в Брюсселе декларацию об участии в Постоянном структурированном сотрудничестве. 7 декабря к PESCO решили присоединиться Ирландия и Португалия. В PESCO предусмотрено участие и стран, не входящих в ЕС. 11 декабря 2017 г. Совет Европейского союза на уровне министров иностранных дел одобрил создание Постоянного структурированного сотрудничества с 25 государствами-участниками. Основная идея PESCO - повысить эффективность военных расходов посредством наращивания кооперации и усиления специализации между участниками проекта. [PESCO и НАТО: взаимодополнение военных усилий, направленных на Восток].
В настоящее время развитие кооперации в области военной логистики и тыла, а также в производстве вооружений является пока единственным итогом заявленного общеевропейского сотрудничества в военной сфере. Всего под программу PESCO подготовлено более 50 военных проектов.
Министр обороны Германии У. фон дер Ляйен оценила PESCO как «еще один шаг к созданию европейской армии» [PESCO: Ein Meilenstein auf dem Weg zur Verteidigungsunion], которая, по мнению президента Франции Э. Макрона, должна появиться уже к 2020 г.
11 июля 2018 г. по инициативе У. фон дер Ляйен и Э. Макрона девять государств ЕС, в первую очередь, Франция и Германия, выступили с инициативой по созданию собственных европейских подразделений быстрого реагирования. Цель новой инициативы -тесное сотрудничество между генеральными штабами для обеспечения более быстрого военного реагирования в кризисных ситуациях, как в рамках кратковременных коалиций, так и в масштабах ЕС, НАТО или ООН. Иными словами, в случае войны Европа не стремится к сотрудничеству или принятию совместных решений с США, на которые в правление Трампа положиться нельзя. Новые оперативные подразделения должны отличаться быстрой и упрощённой процедурой принятия решений. Великобритания после брекзита может принять участие в этой военной инициативе. В новый союз предполагается включить также Бельгию, Испанию, Португалию, Данию, Нидерланды и Эстонию [Deutschland schmiedet mit Macron neue Militärallianz und bietet Trump die Stirn].
В ответ на решение США выйти из американо-российского договора о ракетах средней и меньшей дальности, что в случае ядерной войны превратит Европу в мишень для российских ракет, в ноябре 2018 г. президент Франции Макрон заявил: «Европа должна быть в большей степени способна самостоятельно защитить себя, не опираясь только на поддержку США. Перед создаваемой европейской армией, по словам президента, будет стоять задача защиты ЕС «от Китая, России - и даже от Соединенных Штатов» [Макрон призвал создать общеевропейскую армию для защиты от России и США]. Эти слова вызвали раздражение в Вашингтоне. Канцлер ФРГ А. Меркель поддержала идею Макрона о европейской армии, которая должна стать хорошим дополнением НАТО. Выступая в Европар-ламенте, Меркель заявила также о необходимости создания Совета безопасности ЕС, который сможет быстро принимать решения в кризисных ситуациях [Merkel].
22 января 2019 г. в Ахене А. Меркель и Э. Макрон подписали новый договор о германо-французском сотрудничестве и интеграции [Vertrag zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Französischen Republik...]. Канцлер Германии перед подписанием договора отметила, что он является шагом на пути к созданию единой европейской армии. Для координации действий в сфере безопасности создается Германо-французский совет обороны и безопасности. В договоре содержится обязательство сторон в случае вооруженного нападения на одну из них оказать друг другу помощь и поддержку. Упор на военно-политический союз можно рассматривать как заявку на лидерство в деле создания общеевропейских вооруженных сил. Однако термин «европейская оборона» не упоминается, а «усиление способности Европы к автономным действиям в сфере обороны» в основном сводится к развитию кооперации в сфере вооружений. Возникает и проблема применения
положений договора. Президент Франции в соответствии с Конституцией может единоли ч-но принять решение о проведении военной акции, а в ФРГ это прерогатива парламента.
Экспертам представляется маловероятным, что европейская армия может быть создана в ближайшем будущем. За ее создание ратуют, прежде всего, ФРГ и Франция. Но ряд государств Восточной Европы, прежде всего Польша и страны Прибалтики, в военной сфере в ы-ступили за участие в рамках НАТО, считая главным гарантом своей безопасности США. Нет единого мнения по вопросу европейской армии и в таких странах, как Италия и Испания.
Существуют опасения, что после выхода Великобритании из ЕС последует превращение Евросоюза под эгидой ФРГ в своеобразный «Четвертый рейх», в котором в европейской армии произойдет переход под немецкий контроль наиболее боеспособных в о-инских частей других государств Европы. Нет ясности, как именно должна выглядеть европейская армия. В конфликтах, которые она должна будет разрешать, у разных стран ЕС могут быть несовпадающие геополитические интересы, что усложнит ее использование. Сложной представляется координация совместного производства и совместных закупок военной техники для европейской армии из-за различия нтересов национальных военно-промышленных комплексов. Неясно, как и насколько оперативно будут приниматься консолидированные решения. Дело в том, что Лиссабонский договор 2007 г. в вопросах обороны требует единогласного одобрения всех стран - членов Союза. Считается, что европейская армия не должна дублировать НАТО. В противном случае это может привести к организационной неразберихе.
Для того чтобы европейская армия была боеспособной, она должна обладать боевой мощью. Однако состояние вооруженных сил европейских стран ныне оставляет желать лучшего [Зверев,14.12.2017]. Бундесвер, претендующий на роль лидера в европейской армии, по данным газеты Süddeutsche Zeitung от 13 августа 2018 г., находится в глубоком кризисе. Число танков сократилось с 4,5 тыс. в конце 1980 -х гг. до 225 единиц. Каждый пятый кандидат в офицеры оставляет службу в течение первых шести месяцев. При наборе лиц, добровольно проходящих воинскую службу, с каждым годом становится все труднее найти предусмотренных в планах 8 500 мужчин и женщин, а также удержать их в армии. Но гораздо большую озабоченность вызывает в вооруженных силах плохое финансовое обеспечение войск. Расходы на личный состав и его обеспечение составляют почти половину бюджета, чистые эксплуатационные расходы еще 18,3 %. И лишь 4,86 млрд, то есть 13,1 %, остаются на закупки военного имущества. Этого совершенно недостаточно для решения всех задач, которые ставятся перед армией в последнее время. Бундесвер, по мнению издания, «низвели до уровня хорошо оборудованного склада запчастей» [Käppner].
У Евросоюза нет и институциональной структуры, которая могла бы обеспечить проведение крупных учений с участием военных контингентов нескольких государств.
Европейская армия потребует существенных расходов. Если она не заменит полностью национальные вооруженные силы европейских государств, то им придется выделять средства и на содержание собственных вооруженных сил, и на европейскую армию [Зв е-рев.14.12. 2014].
Таким образом, Германиия стремится предпринять меры по обретению большей самостоятельности в плане реализации Глобальной стратегии 2016 года в рамках Евросоюза. Создание в перспективе европейской армии может способствовать усилению ЕС как одного из полюсов многополярного мира. Однако имплементация соглашений, связанных с созданием общеевропейских вооруженных сил, сталкивается с рядом проблем.
Список литературы References
1. Васильченко А. О единой европейской армии мечтал ещё Адольф Гитлер. URL: http://www.posprikaz.ru/2015/03/o-edinoj-evropejskoj-armii-mechtal-eshhyo-adolf-gitler (дата обращения: 18.08. 2018).
Vasil'chenko А. O edinoj evropejskoj armii mechtal eshhyo Adol'f Gitler. URL: http://www.posprikaz.ru/2015/03/o-edinoj-evropejskoj-armii-mechtal-eshhyo-adolf-gitler (data obrash-heniya: 18.08. 2018). (in Russian).
2. Глава Еврокомиссии заявил о неизбежности создания европейской армии. 10.11. 2016. URL: https://novosti-n.org/news/read/113106.html (дата обращения: 21. 08. 2018). (in Russian).
Glava Evrokomissii zayavil o neizbezhnosti sozdaniya evropejskoj armii. 10.11. 2016. URL: https://novosti-n.org/news/read/113106.html (data obrashheniya: 21. 08. 2018). (in Russian).
3. Европарламент одобрил создание армии ЕС. 17.02. 2017. URL: https://www.bbc.com/russian/news-389998639 (дата обращения: 19.08. 2018).
Evroparlament odobril sozdanie armii ES. 17.02. 2017. URL: https://www.bbc.com/russian/news-389998639 (data obrashheniya: 19.08. 2018). (in Russian).
4. Евросоюз решил запустить Европейский оборонный фонд. 7.06. 2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4320047 (дата обращения: 21. 08. 2018)
Evrosoyuz reshil zapustit' Evropejskij oboronnyj fond. 7.06. 2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4320047 (data obrashheniya: 21. 08. 2018). (in Russian).
5. Зверев Ю. «Большой бундесвер»? Последствия создания армии Евросоюза. 14.12. 2017. URL: http://www.belvpo.com/ru/89161.html (дата обращения: 20.08.2018).
Zverev YU. «Bol'shoj bundesver»? Posledstviya sozdaniya armii Evrosoyuza. 14.12. 2017. URL: http://www.belvpo.com/ru/89161.html (data obrashheniya: 20.08.2018). (in Russian).
6. Зверев Ю. Европейская армия как опора или альтернатива НАТО: история идеи. 30.11. 2017. URL: http://eurasia.expert/evropeyskaya-armiya-kak-opora-ili-alternativa-nato-istoriya-idei (дата обращения: 20.08.2018).
Zverev YU. Evropejskaya armiya kak opora ili alternativa NАТО: istoriya idei. 30.11. 2017. URL: http://eurasia.expert/evropeyskaya-armiya-kak-opora-ili-alternativa-nato-istoriya-idei (data obrashheniya: 20.08.2018). (in Russian).
7. Кэмерон высказался против создания объединенных вооруженных сил ЕС. URL: https://ria.ru/world/20131219/985251989.html (дата обращения: 20.08.2018).
Kehmeron vyskazalsya protiv sozdaniya ob"edinennykh vooruzhennykh sil ES. URL: https://ria.ru/world/20131219/985251989.html (data obrashheniya: 20.08.2018). in Russian).
8. Макрон призвал создать общеевропейскую армию для защиты от России и США. URL: https//www.ntv.ru/novosti/2099783 (дата обращения: 06. 12. 2018).
Makron prizval sozdat' obshheevropejskuyu armiyu dlya zashhity ot Rossii i SSHA. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2099783 (data obrashheniya: 06. 12. 2018). (in Russian).
9. Штайнмайер и Эйро придумали, как Европе остаться сильной после Brexit https ://ria. ru/world/20160627/145 295 505 2. html? inj=1 (дата обращения: 21. 08. 2018).
SHtajnmajer i Ejro pridumali, kak Evrope ostat'sya sil'noj posle Brexit https ://ria. ru/world/20160627/145 295 505 2. html? inj=1 (data obrashheniya: 21. 08. 2018). (in Russian).
10. PESCO и НАТО: взаимодополнение военных усилий, направленных на Восток. 15.11. 2017. URL: https://eadaily.com/ru (дата обращения 21. 08. 2018).
PESCO i NATO: vzaimodopolnenie voennyh usilij, napravlennyh na Vostok. 15.11. 2017. URL: https://eadaily.com/ru (data obrashcheniya: 20.08.2018)9806 (data obrashheniya: 21.08. 2018). (in Russian).
11. Balzli В., Jungholt T., Schiltz C., Tauber А. Kommissionschef Juncker fordert eine EU-Armee. 8.03. 2018. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article138169533/Kommissionschef-Juncker-fordert-eine-EU-Armee.html (accessed 20.08. 2018)
12. Berschens R., Fischer E. Merkel gibt in Straßburg ein Bekenntnis ab - aber Macrons EuroZonen-Haushalt erwähnt sie mit keinem Wort. URL: https://www.handelsblatt.com/politik/international/ rede-im-eu-parlament-merkel-gibt-in-strassburg-ein-bekenntnis-ab-aber-macrons-euro-zonen-haushalt erwa ehnt-sie-mit-keinem-wort/23627072.html?nlayer=Newsticker_1985586&ticket=ST-355905-SE19jxSnYys7 NjtnzJ0P (accessed 08.12.2018).
13. Deutschland schmiedet mit Macron neue Militärallianz und bietet Trump die Stirn. URL: https://www.focus.de/politik/ausland/eu-vorstoss-kurz-vor-nato-gipfel-von-der-leyen-schmiedet-mit-macr on-neue-militaerallianz-und-bietet-trump-die-stirn_id_9171172.html (accessed 23. 08. 2018).
14. EU remains committed to strengthen security and defence": Council adopts Conclusions. 18.05. 2017. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/05/18/conclusions-security-defence (accessed 21.08. 2018).
15. Käppner J. Wie man Milliarden für die Bundeswehr rekrutiert. URL: https ://www. sueddeutsche. de/politik/verteidigung-wie-man-milliarden-fuer-die-bundeswehr-rekruti
ert-1.4090436(accessed 20.08.2018).
16. Merkel A. Rede im Europäischen Parlament "Herzschlag der europäischen Demokratie". URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/-herzschlag-der-europaeischen-demokratie--1549438 (accessed 25. 11. 2018).
17. Mogherini unveils European Defence Action Plan. 30.11.2016. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/16165/mogherini-unveils-european-defence-action-plan_en (accessed 21. 08. 2018).
18. PESCO: Ein Meilenstein auf dem Weg zur Verteidigungsunion. 13.11. 2017. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/pesco-ein-meilenstein-auf-dem-weg-zur-verteidigungsunion-
19. The EU's New Global Strategy: Useful or Pointless? 01.07.2016. URL: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/63994 (accessed 10. 08. 2018).19. Verteidigungsministerin von der Leyen - "Europäische Armee ist die Zukunft". URL: https://www.deutschlan dfunk.de/verteidigungsministerin-von-der-leyen-europaeische-armee.868.de.html?dram:article_id=3136
08 (accessed 21.08.2018).
20. Vertrag zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Französischen Republik über die deutsch-französische Zusammenarbeit und Integration. URL: https://www.bundesregierung. de/resource/blob/997532/1570126/c720a7f2e1a0128050baaa6a16b760f7/2019-01-19-vertrag-von-aachen-data.pdf (accessed 05.02.2019).
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Родович Ю.В. 2019. ФРГ и планы создания европейской армии: история и современность. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 46 (2): 271-278. Doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-2-271-278.
Rodovich Yu.V. 2019. Germany and plans to create a European army: history and modernity. Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. 46 (2): 271-278 (in Russian). Doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-2- 271-278.