Научная статья на тему 'Фрейм «Диагноз» в метафорическом сценарии «Омск - больной организм» (на материале Омской рубрики «Диагноз недели» сайта бк55)'

Фрейм «Диагноз» в метафорическом сценарии «Омск - больной организм» (на материале Омской рубрики «Диагноз недели» сайта бк55) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФРЕЙМ / СЦЕНАРИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Троян С. В.

В статье осуществляется анализ материалов рубрики «Диагноз недели» омского политически-информационного сайта «БК55». Автором систематизированы способы реализации сценария метафорической модели «Омск -больной организм», выделен постоянный набор структурных элементов данной модели и описаны прагматические смыслы, реализуемые метафорами фрейма «диагноз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAME "DIAGNOSIS" IN A METAPHORICAL SCENARIO "OMSK IS AN ILL ORGANISM" (BASED ON THE MATERIAL OF THE OMSK COLUMN "DIAGNOSIS OF THE WEEK" OF THE WEBSITE ВК55)

This article analyzes the material of the column «Diag-nosis of the Week» of the Omsk Political Information website The author systematized ways to implement the metaphorical model «Omsk is an ill organism». The permanent set of structural elements of the model is pointed out and the pragmatic meanings realized by the metaphors of the frame «Diagnosis» are described.

Текст научной работы на тему «Фрейм «Диагноз» в метафорическом сценарии «Омск - больной организм» (на материале Омской рубрики «Диагноз недели» сайта бк55)»

УДК 81.139

ФРЕЙМ «ДИАГНОЗ» В МЕТАФОРИЧЕСКОМ СЦЕНАРИИ «ОМСК - БОЛЬНОЙ ОРГАНИЗМ» (НА МАТЕРИАЛЕ ОМСКОЙ РУБРИКИ «ДИАГНОЗ НЕДЕЛИ» САЙТА БК55)

В статье осуществляется анализ материалов рубрики «Диагноз недели» омского политически-информационного сайта «БК55». Автором систематизированы способы реализации сценария метафорической модели «Омск -больной организм», выделен постоянный набор структурных элементов данной модели и описаны прагматические смыслы, реализуемые метафорами фрейма «диагноз».

Ключевые слова: метафора, метафорическая модель, фрейм, сценарий.

C. B. TpoHH S. V. Troyan

FRAME "DIAGNOSIS" IN A METAPHORICAL SCENARIO "OMSK IS AN ILL ORGANISM" (BASED ON THE MATERIAL OF THE OMSK

COLUMN "DIAGNOSIS OF THE WEEK" OF THE WEBSITE BK55)

This article analyzes the material of the column «Diagnosis of the Week» of the Omsk Political Information website BK55. The author systematized ways to implement the metaphorical model «Omsk is an ill organism». The permanent set of structural elements of the model is pointed out and the pragmatic meanings realized by the metaphors of the frame «Diagnosis» are described.

Keywords: metaphor, metaphorical model, frame, script.

Язык современной прессы повышенно метафоричен. Как известно, метафора - это не только прием изображения мира, это способ мышления, способ восприятия мира. Метафора социальна, она показывает, как картина мира отражается в общественном сознании. И именно этот аспект изучения метафоры может показать влияние общественно-политических изменений на семантические процессы, поскольку очевидно, что сама по себе метафоризация как семантический процесс не зависит от социально-политического устройства общества, от идеологии и т. д.

В последнее десятилетие особенно заметна активизация в прессе политической метафоры «Россия - больной организм» (подробный анализ см. [1; 2]). Включение в поле политики едва ли не всех тематических групп лексики из поля болезни создает своеобразную картину отражения в общественном сознании жизни современного общества. Следует отметить, что чаще в языке СМИ Россия предстает как больной, умирающий организм, на выздоровление которого читателям дается лишь слабая надежда.

Причины активизации метафорических моделей в том или ином обществе можно назвать, опираясь на слова С. Ульманна [3, с. 253], который отметил, что источниками метафорической экспансии и метафорического притяжения всегда служат семантические сферы, вызывающие особое внимание в народном сознании. При этом метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, т. е. сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны [4, с. 387-415].

Распространённым в современной лингвистике является дискурсивный подход к изучению метафоры (Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова и др.), позволяющий охарактеризовать метафорические модели во взаимосвязи с условиями их возникновения и функционирования, с учетом авторских

интенций и прагматических характеристик, на широком социально-политическом фоне.

Метафорическая модель - это существующая и/или складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между понятийными сферами, которую можно представить определенной формулой: «Х - это Y». Отношение между компонентами формулы понимается не как прямое отождествление, а как подобие: «Х подобен Y». В соответствии с названной формулой система фреймов (слотов, концептов) одной ментальной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования ментальной системы другой сферы (сферы-магнита). При таком моделировании в сфере-магните обычно сохраняется не только структура исходной области, но и эмотивный потенциал, характерный для концептов сферы-источника, что создает широкие возможности воздействия на эмоционально-волевую сферу адресата в процессе коммуникативной деятельности.

Объектом анализа в настоящей статье является метафорическая модель, возникшая на основе уподобления явлений политической жизни России различным заболеваниям, которые могут быть выявлены в случае правильно поставленного диагноза и вылечены при условии соблюдения рекомендаций врача. Материалом для исследования послужили тексты рубрики «Диагноз недели» омского политически-информационного сайта «БК55». Если в российской прессе в целом частотно обращение к метафоре «Россия - больной организм», то региональная омская пресса таковым видит областной центр. Рубрика «Диагноз недели» представляется нам интересной прежде всего потому, что в ее основе лежит не сама метафорическая модель как таковая, а ее сценарий.

А. П. Чудинов сравнивает сценарий метафорической модели с последовательностью кадров на кинопленке, фрейм с отдельным кадром, а слот - с его частью. Сце-

нарий же сравнивается не с конкретным фильмом, а с типовым содержанием фильмов определенного жанра [2]. Таким образом, сценарий отражает наиболее характерные для исходной понятийной сферы последовательности ситуаций: например, сценарий болезни - объявление диагноза, выявление причины и возбудителя болезни, лечение с использованием лекарственных средств, возможность выздоровления или смерти больного и т. п. Фрейм же понимается как фрагмент наивной языковой картины мира, структурирующий соответствующую понятийную область (концептуальную сферу); такими фреймами, в частности, являются названные выше составляющие сценариев болезни. По определению В. З. Демьянкова, фрейм - «это единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия, но, в отличие от ассоциаций, содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия... Фрейм организует наше понимание мира в целом. Фрейм - структура данных для представления стереотипной ситуации» [5].

Анализируя материалы рубрики, мы сможем систематизировать способы реализации сценария метафорической модели «Омск - больной организм», обозначив таким образом те явления политической жизни города, которые воспринимаются его жителями как проблемные - «больные».

Рубрика строится на основе метафорического сценария с постоянным набором структурных элементов, которые несут в себе определенные прагматические смыслы:

- метафорическое название сценариев, в котором уже угадывается то, о чем пойдет речь («говорящее»);

- пациент. В рассмотренных текстах Омск в целом, его экономика, политические структуры, законодательство, отрасли хозяйства и иные составляющие часто метафорически обозначаются как больной и пациент;

- жалобы. Описывается реальное положение дел;

- диагноз. При анализе метафорических образов оказывается, что политической системе, органам власти, экономике, культуре, промышленности и сельскому хозяйству региона постоянно приписываются разнообразные болезни; особенно часто Омск страдает от таких заболеваний, как шизофрения, паранойя, самовнушение, плоскостопие и др. Распространенность некоторых болезней грозит эпидемией;

- история болезни. Описывается реальная ситуация, предшествующая болезни.

- метод лечения. Прагматические смыслы данного элемента призваны вызвать у читателей эмоциональное представление о необходимости решительной борьбы с болезнями общества, о разнообразии потенциальных лекарств и путей излечения.

Как мы уже сказали, каждый сценарий рубрики состоит из одинакового набора структурных элементов. Это универсальный набор, так как любую проблемную ситуацию в городе, любой конфликт можно описать с его помощью. Но, на наш взгляд, это некоторым образом сужает представление читателя о происходящем в Омске. В рубрике можно было бы использовать разнообразные

компоненты («медицинский персонал», «симптомы болезни», «состояние пациента» и др.), которые, по нашему мнению, значительно расширили бы «панораму болезни общества».

Проанализируем несколько текстов.

«Магнит» - сеть в себе [6]

Пациент: неизвестный руководитель сети «Магнит» в Омске.

Жалобы: у ЗАО «Тандер», владеющего сетью «Магнит», сложные взаимоотношения с местными производителями и властями. Точнее, практически полное их отсутствие. На фоне разговоров об импортозамеще-нии товаров из Европы руководство страны поручило регионам взять курс на работу с местными производителями, которые вполне могут обеспечить товарами пустеющие полки супермаркетов. Однако глава регионального минэкономики Александр Третьяков сообщил губернатору, что крупнейшая торговая сеть не идет на контакт не только с производителями, но даже и с властью. А широкой общественности неизвестно даже имя регионального директора.

Диагноз: агорафобия.

История болезни: федеральная сеть «Магнит» зашла в Омск довольно агрессивно и быстро стала крупнейшей на рынке розничного ритейла. При этом руководство ее держится настолько независимо - если не сказать замкнуто, - что диалог с ним не могут наладить не только местные производители, но и руководство региона. Рядовой покупатель едва ли встретит имя директора омского филиала Евгения Разумова в омских СМИ, застенчивый руководитель не делает заявлений и не дает комментариев. В относительно небольшом городе жители быстро привыкают, что «Победа» - это Шадрин, «НоваТор» - это Пономарев, а, к примеру, «МЕГА» - это Себастьян Фрете (его преемник Сергей Аристархов еще не примелькался, но его имя и лицо хотя бы известны). И вроде можно бы сослаться на масштаб сети, мол, недосуг федеральной корпорации перед каждым покупателем раскланиваться. Но перед глазами есть пример международной 1КЕА, которая портреты каждого нового директора с приветственным словом вывешивает в магазине. Поэтому нежелание представителей ЗАО «Тандер» общаться с кем бы то ни было мы можем списать разве что на боязнь публичности и открытых пространств, которую психологи именуют агорафобией.

Метод лечения: специалисты рекомендуют для лечения этого расстройства использовать методы психотерапии, а не медикаментозное лечение. По поручению губернатора роль психотерапевта попробует выполнить Александр Третьяков, министр экономики, который до конца этой недели должен доложить главе региона, какие механизмы работы с капризным ритей-лером возможно применить в области.

Кратко опишем данный сценарий.

Медицинский персонал: Александр Третьяков.

Пациент: неизвестный руководитель сети «Магнит» в Омске.

Болезнь: агорафобия.

Причина болезни: боязнь общения с кем бы то ни было.

Приемы лечения: психотерапия.

При помощи метафорической модели в данном сценарии передается следующая информация: министр экономики Омска, подобно врачу-психотерапевту, должен наладить диалог крупнейшей сети «МАГНИТ» с местным руководством. Известные торговые марки («ПОБЕДА», «ИКЕА», СИБИРИАДА») рады представить покупателям своих директоров, которые являются лицом компании. И нынешняя омская власть понимает, что директора торговой марки «МАГНИТ» тоже нужно «познакомить» с общественностью и властью, но не без помощи психотерапевта.

Приведенный выше сценарий представляет ситуацию психической болезни. Прагматические смыслы, реализуемые метафорами этой группы, можно сформулировать следующим образом: в городе складываются сложные отношения ЗАО «Тендер» с местными властями и торговыми представителями, а владелец торговой сети «МАГНИТ» - это душевно больной, от которого нельзя ожидать разумных действий. Показательно, что для описания данного сценария, помимо стандартного набора структурных элементов (больной - болезнь - симптомы болезни - причина болезни - приемы лечения), нами использован элемент «медицинский персонал», который также упоминается в тексте. Тем самым дается надежда на выздоровление больного усилиями психотерапевта.

Следующий пример нам кажется не менее интересным.

Лечение пустотой [7]

Пациент: Вячеслав Двораковский, мэр Омска.

Жалобы: на прошлой неделе депутат Горсовета Валерий Кокорин высказал мысль, что недурно бы ввести в мэрии еще одну штатную единицу - первого зама мэра по доходам. Тогда, мол, и с доходами бюджета все наконец-то наладится. За эту идею с энтузиазмом ухватился мэр Вячеслав Двораковский и, вопреки общественному недоумению, подтвердил, что вскоре у него появится второй «вице».

Диагноз: самовнушение.

История болезни: в конце 2013 года мэрию потрясли кадровые междоусобицы. Вячеслав Двораковский запросил у депутатов разрешение на второго первого зама в своем аппарате - вдобавок к тогдашнему вице-мэру Александру Турко он хотел взять в команду Александра Поповцева, «налоговика» со стажем. В своей аргументации мэр особенно упирал на налоговый опыт кандидата, недвусмысленно намекая, что уж он-то сумеет увеличить налоговую базу тщедушного омского бюджета. Депутатов эти резоны не тронули, вторую ставку вице-мэра они не одобрили. Тогда Вячеслав Дво-раковский освободил от должности вице-мэра Турко и взял на его место Поповцева. Он должен был курировать департамент экономической политики и подготовку Омска к празднованию 300-летия. После этого в отставку «по собственному» ушел директор этого департамента Павел Кручинский, в ведении которого

эти вопросы были до кадровой рокировки. До сих пор новое назначение не слишком сказалось на доходах бюджета - так, согласно отчету директора департамента финансов Инны Парыгиной, поступления земельного налога в первом квартале 2014 года оказались на 62 млн ниже уровня соответствующего периода 2013 года. В качестве лекарства для омского бюджета Вячеслав Двораковский снова решил использовать кадровое назначение. Правда, предыдущий опыт мэрии показывает, что рассчитывать приходится разве что на эффект плацебо. Но и он имеет силу, только когда пациент не подозревает, что принимает вместо реальных медикаментов «пустышку». А судя по мнениям депутатов и бизнесменов (см. «БК» № 19 от 21.05.2014), в волшебную финансовую силу дополнительного вице-мэра не верит почти никто.

Метод лечения: еще советский минздрав не уставал предупреждать, что самолечение может быть смертельно опасно для здоровья. В случае с типичной болезнью российских регионов - бюджетной недостаточностью - оно может спровоцировать усугубление. Специалисты находят аутотренинг неэффективным и рекомендуют заняться тренировкой и усилением нагрузки на различные части тела (администрации).

Опишем данный сценарий.

Больной: Вячеслав Двораковский, мэр Омска.

Болезнь: самовнушение.

Причина болезни: кадровые междоусобицы.

Симптомы болезни: частая смена депутатов на должности вице-мэра.

Лекарство: кадровое назначение.

Результат применения лекарства: эффект плацебо.

Метод лечения: самолечение (лечение пустотой).

Прогноз состояния больного: смертельная опасность для здоровья.

Рекомендации специалистов: заняться тренировкой и усилением нагрузки на различные части тела (администрации).

Интерпретация метафорической модели в данном контексте: Вячеслав Двораковский запросил у депутатов разрешение на второго первого зама в своем аппарате. Политик стал перестраивать мэрию кадровыми назначениями для того, чтобы увеличить налоговую базу «тщедушного» омского бюджета. Результаты этих преобразований мы наблюдаем сейчас: до сих пор новое назначение не слишком сказалось на доходах бюджета. Предыдущий опыт мэрии также показывает, что рассчитывать приходится разве что на эффект плацебо. Но и он имеет силу, только когда пациент не подозревает, что принимает вместо реальных медикаментов «пустышку».

Состояние «больного» (Вячеслава Двораковского и экономики Омска в целом) метафорически описывается в рассматриваемом тексте как близкое к гибели, требующее немедленной тренировки и усиления нагрузки на различные части тела администрации, а в лучшем случае как болезнь российских регионов - бюджетная недостаточность. Больной занимается самовнуше-

нием, при котором не в состоянии принимать разумные решения.

Для описания сценария «Лечение пустотой» нами использован самый большой набор структурных элементов: больной - болезнь - причина болезни - симптомы болезни - лекарство - результат применения лекарства -метод лечения - прогноз состояния больного - рекомендации специалистов. Формируемые рассматриваемым набором элементов типовые прагматические смыслы призваны вызвать у читателей эмоциональное представление о необходимости решительной борьбы с болезнью мэра, о разнообразии потенциальных лекарств и путей излечения.

Рассмотрим еще один пример.

Железный занавес [8]

Пациент: Виктор Лапухин, министр культуры Омской области.

На что жалуется: Омский драмтеатр решил не продлевать трудовой договор с одним из наиболее выдающихся местных режиссеров Анной Бабановой. Потерю интереса к сотрудничеству руководство учреждения объяснило изменением своих приоритетов - теперь театр будет искать «новые имена, новых людей». Перед «старыми именами» двери Драмы отныне, видимо, будут закрыты. Это при том, что вынужденная теперь уехать из Омска Бабанова, очевидно, была нужна театру больше, чем он ей, - талантливому режиссеру наверняка будет несложно найти сцену для творчества за пределами региона. Тогда как Омская драма, в последнее время неприятно удивившая многих своих зрителей хотя бы таким творением, как «Смерть не велосипед...», после ухода своего ведущего режиссера, по мнению редакции «БК», явно понесет потери.

Диагноз: отторжение собственных тканей.

История болезни: этому заболеванию подвержена практически вся омская культурная сфера. Признаки болезни проявляются в стенах то одного учреждения, то другого, некоторые из них периодически оказываются охваченными эпидемией. А отдельных руководителей театров иногда и вовсе хочется посадить на карантин, чтобы они не смогли перезаразить всех в округе. Рецидивы болезни часто бывают в стенах Музыкального театра. Стоит, например, вспомнить скандальные увольнения местным директором Борисом Ротбергом молодого дирижера Михаила Гришевского или балетмейстера столичного уровня Надежды Калининой. Причиной для расставания в первом случае стала в том числе «неверная трактовка» исполняемых музыкантом произведений. Г-жа Калинина же была уволена лишь потому, что ее заявление на отпуск за свой счет таинственным образом исчезло, и ее отсутствие, во время которого она ставила балет в другом городе, г-н Ротберг расценил как прогулы... Талантливейшую солистку Омской филармонии Надежду Комарову чиновники из минкульта не смогли удержать в регионе, так как ей предложили более выгодные условия работы в Красноярском опер-

ном театре. И Надежда стала в родном городе лишь гостьей... Из-за личных конфликтов с директором «Галерки» Владимиром Витько меньше чем за год труппу покинуло почти 20 сотрудников, включая ведущих актеров - Татьяну Гридневу и Сергея Шоколова. Иногда в разгар болезни культурные руководители, словно в бреду, совершают и другие «шалости». Тот же г-н Ротберг, например, по непонятным причинам запрещает своей сотруднице - известной певице Ирине Трусовой - участвовать в совершенно безобидных съемках социальной рекламы. Хотя появление на снимках лица актрисы муз-театра лишь пошло бы на пользу учреждению.

Метод лечения: универсального способа лечения этого сложнейшего заболевания омской культуры нет. Кому-то из пациентов можно посоветовать посмотреть репертуар своего театра со зрительского места, чтобы понять, кто из режиссеров должен оставаться на сцене, а кого лучше отправить в регион подальше. Другим заболевшим нужно просто вспомнить, что главный в театре - вовсе не директор.

Опишем сценарий, реализованный в данном контексте.

Больной: Виктор Лапухин, министр культуры Омской области.

Болезнь: отторжение собственных тканей.

Причина болезни: эпидемия - массовые увольнения талантливых сотрудников омских театров.

Симптом болезни: решение омского драмтеатра не продлевать трудовой договор с одним из наиболее выдающихся местных режиссеров Анной Бабановой.

Метод лечения: универсального способа лечения этого сложнейшего заболевания омской культуры нет.

Рекомендации специалистов: кому-то из пациентов можно посоветовать посмотреть репертуар своего театра со зрительского места, чтобы понять, кто из режиссеров должен оставаться на сцене, а кого лучше отправить в регион подальше. Другим заболевшим нужно просто вспомнить, что главный в театре - вовсе не директор.

Интерпретация метафорической модели в данном контексте: вся омская культурная сфера оказалась «больным местом» города. Так показалось Виктору Лапухину, министру культуры Омской области. Признаки болезни проявляются в стенах то одного учреждения, то другого, некоторые из них периодически оказываются охваченными эпидемией. А отдельные руководители театров иногда способны перезаразить всех в округе. Рецидивы болезни часто бывают в стенах Музыкального театра. Однако никто не может найти волшебную таблетку от этой эпидемии. А ведь сначала нужно бы разобраться и лечить руководителей культурных учреждений Омска, а не внешние проявления болезни.

В данном случае культурная сфера Омска метафорически изображается как тело, единый организм, который нельзя разделять. А руководители омских театров намеренно «отторгают собственные ткани». Конкретного лекарство от данной болезни нет, но если прислушаться к мнению специалистов, то культурный пласт Омска еще можно спасти.

Как мы уже говорили выше, сценарии рубрики «Диагноз недели» строятся на одинаковых структурных элементах. Все рассматриваемые нами элементы объединяет общий признак: в первичном значении они используются в понятийном поле «Болезнь» (обозначают симптомы болезни, лекарства, медицинский персонал, пути лечения, выздоровление и т. п.), а метафорически обозначают социальную действительность современного города.

Мы увидели, что метафорическая модель болезни широко представлена в языке СМИ Омска, который входит в российский агитационно-политический дискурс и является составляющей метафорической модели «Россия - больной организм». Семантическое поле чрезвычайно многообразно, о чем свидетельствует большое количество структурных элементов в описании сценариев. Включение в поле политики едва ли не всех тематических групп лексики из поля болезни создает целостную картину отражения в общественном сознании жизни современного общества. Следует отметить, что чаще в языке рубрики «Диагноз недели» Омск и его политические фигуры предстают как больной, умирающий организм. В некоторых случаях рисуется картина возможного выздоровления больного общества или его отдельных составляющих.

Таким образом, можно сделать вывод, что интерпретация сценариев фрейма «диагноз» метафорической модели «Омск - больной организм» характеризуется открытостью, способностью ко все более детальному, не имеющему каких-либо границ развертыванию с использованием все новых и новых компонентов.

1. Афанасьева С. В. Особенности лексико-семан-тического поля «Болезнь» в политическом дискурсе // Лихачевские чтения 2014: декларация прав культуры Д. С. Лихачева и проблемы современного общества: наука, образование, культура, духовность: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. П. Нечаева. Чебоксары: Экспертно-метод. центр, 2014. С. 17-20.

2. Чудинов А П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург: Гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.

3. Ульманн С. Семантические универсалии // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. / общ. ред. и вступ. ст. Б. А. Успенского. М.: Прогресс, 1970. С. 250-299.

4. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. 512 с.

5. Демьянков В. З. Фрейм // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панк-рац Ю. Г. и др.; под общей ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С. 187-189.

6. Последние новости Омска и Омской области. URL: http://bk55.ru/magazine/archive/2014/415/23908

7. Последние новости Омска и Омской области. URL: http://bk55.ru/magazine/archive/2014/399/23470

8. Последние новости Омска и Омской области. URL: http://bk55.ru/magazine/archive/2013/349/21565

© Троян С. В., 2015

УДК 81'37

ТРАНСФОРМАЦИЯ АССОЦИАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЛОВА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА

В статье с позиций ассоциативной теории лингвистической креативности описаны особенности неконвенционального поэтического смыслообразования. Конструирование значения поэтического контекста читателем рассматривается как нарушение ассоциативных языковых стереотипов восприятия языковых единиц. На примере стихотворения Геннадия Айги «Любимое в августе» анализируются особенности трансформации ассоциативного потенциала слова в зонах внутрисловной, междусловной и контекстуальной ассоциативных связей.

Ключевые слова: конструирование значения, лингво-креативность, ассоциативный стереотип восприятия.

Исследование лингвистической природы поэтического смыслообразования остается актуальной задачей совре-

Т. В. Устинова T. V. Ustinova

TRANSFORMATION OF THE ASSOCIATIVE POTENTIAL OF THE WORD IN THE POETIC CONTEXT MEANING CONSTRUCTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper analyzes non-conventional meaning construction in poetic discourse in the light of the 'associative' theory of linguistic creativity. The process of meaning construction by the reader of the poem is regarded as deviating the associative stereotypes of linguistic units reception. The case of the poem by the Russian poet Gennady Aigi is analyzed in terms of associative potential transformations involving shifts in the semantic structure of the word, modifications in semantic compositionality of the words and the total contextual relationship.

Keywords: meaning construction, linguistic creativity, associative stereotype of reception.

менной лингвистики. Ключевая проблема содержательности формы стихотворной речи, традиционно находяща-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.