Научная статья на тему 'Франция: власть и общество'

Франция: власть и общество Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франция: власть и общество»

ФРАНЦИЯ: ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

В мае 2002 года на витринах парижских магазинов появилась небольшая книга под интригующим названием "Крик Гаргульи"1, посвященная отношениям между властью и обществом в современной Франции. Ее автор Доминик де Вильпен имел все основания высказать на сей счет свое веское мнение: в течение последних семи лет он бессменно занимал ключевой пост генерального секретаря Елисейского дворца, т. е. руководителя администрации президента Ж.Ширака. Как раз в момент выхода книги в свет Ширак был переизбран главой государства на второй срок, а автор, кадровый дипломат, стал министром иностранных дел нового правоцентристского кабинета. Уже одно это должно было привлечь к книге пристальное внимание читателей.

Вместе с тем все критики, независимо от их политических симпатий и антипатий, признавали, что размышления де Вильпена, облеченные в обычную для Франции форму политико-философского эссе или памфлета, отличаются редкой для профессионального чиновника эрудицией и блестящим литературным стилем. Не удивительно, что книга сразу же вошла в список бестселлеров.

Гаргульями называют во Франции типичные для архитектуры средневековых готических сборов каменные водостоки на кромке крыш, заканчивающиеся головами уродливых химер, через разинутые пасти которых льется дождевая вода. На протяжении многих веков гаргульи собора Парижской Богоматери были немыми свидетельницами многих славных и драматических событий бурной истории Франции. И вот теперь одна из них по воле автора наконец заговорила.

Де Вильпен исходит из того факта, что в наши дни требования к государству со стороны различных социальных слоев, групп, отдельных граждан возрастают, тогда как его возможности для решения усложившихся проблем общества, жестко ограниченные реалиями глобализированного мира, сокращаются. Результатом оказывается разбухание чиновничьей машины, которая обходится налогоплательщикам все дороже при неуклонном снижении ее эффективности.

Это общее для всех стран противоречие усугубляется спецификой французской государ-

1 Dominique de Villeniu - Le cri de la Gargouille. Albin Michel, Paris, 2002.

ственности, которой всегда были присущи вертикально-иерархическая структура власти и централизация ее административного аппарата. В условиях, когда любое сколько-нибудь важное решение принимается в центре и исходит сверху, в обществе воспитывается иждивенческая психология. Вместо того чтобы решать свои проблемы самостоятельно, оно добивается от власти всевозможных льгот и привилегий за чужой счет, стремясь проникнуть для этого на вершину властной пирамиды, где постоянно кипит борьба соперничающих кланов. Те из них, кто считает себя обиженными при дележе казенного пирога, смыкаются в коалиции недовольных, противостоящих существующему режиму в целом. Это тормозит давно назревшие реформы, усиливает напряженность и ведет к социальным взрывам, перерастающим в политические потрясения, которые не решают проблемы, а лишь осложняют их, раскалывая общество на сторонников несовместимых идеологий и ценностей.

Находясь в самой сердцевине механизма принятия государственных решений, де Вильпен не понаслышке знает ее пороки. Всемогущая, казалось бы, вертикаль власти в Пятой республике, выкованная генералом де Голлем, сплошь и рядом оказывается ныне, по существу, бессильной. Ее парализует порочная практика "сожительства" президентов и премьеров разной политической ориентации, растаскивает целая лестница посредников, обслуживающих корпоративные системы лоббистов, разъедает коррупция.

Автор сурово обличает атмосферу беспринципных интриг, борьбы за выгодные и почетные синекуры, низкопоклонства и лести, окружающую первое лицо государства. Они живо напоминают придворные нравы Версаля времен Людовика Х1У, о которых оставил свидетельство в своих мемуарах герцог Сен-Симон.

В наши дни, считает автор, придворные нравы не только сохранились, но и значительно усугубились тем, что средства массовой информации в погоне за сенсациями создают и губят в одночасье репутации чиновников и публичных политиков, копаясь в их личной жизни, распространяя сплетни о коррупционных скандалах, отмыться от которых практически невозможно даже в случае благоприятного решения суда на процессе о диффамации. Более того, в эти неблаговидные игры оказывается втянутой и судебная система, представители которой играют на бо-

лезненном интересе широкой публики к разоблачениям власть имущих, с тем чтобы приобрести выгодный имидж преследуемых борцов за правду, сделав на этом карьеру.

Особую горечь у де Вильпена вызывает деградация роли французской интеллигенции, былых "властителей дум", мысли и перо которых формировали некогда умы целых поколений. Высокую миссию мозга и совести нации, которую заслуженно имели Монтень и Вольтер, Руссо и Дидро, Гюго и Токвиль, разменивается в наши дни на салонную болтовню, тщеславную саморекламу и мелочное политиканство.

Однако автор вовсе не ограничивается разоблачениями нравов парижского истеблишмента, пороков общества и дефектов власти. "Крик Гаргульи" звучит не печальной панихидой по французскому государству, а, напротив, призывом к его возрождению в новом, соответствующем требованиям времени качестве: просто государства, считает он вслед за нашим бывшим классиком, нужно меньше, но оно должно быть лучше.

Решительно отвергая свойственную социалистам склонность к безграничному расширению сферы государственной деятельности, он столь же твердо не приемлет ультралиберализм англо-саксонского образца, равнодушный к судьбе обездоленной части общества. Хотя эта модель имеет свои достоинства, она не способна соединить свободу с социальной солидарностью. "Дать государству его справедливое место, найти оптимальное равновесие между порядком и свободой, солидарностью и ответственностью, обновить не только принципы его построения, но и способы функционирования: таковы первые вызовы, которые мы должны принять, чтобы восстановить гармонию между властью и идущим вперед обществом лучше информированных, причастных к государственным делам людей". Сегодня, как и два столетия назад - в период войны за независимость США и французской революции 1789 года, схожие по ценностям, но в то же время различные по характеру модели общества по обе стороны Атлантики соревнуются за то, чтобы подать пример наиболее эффективного решения проблем третьего тысячелетия.

Другая, не менее важная проблема, которая поднимается в книге, - конфликт между культурным наследием Франции и мощным унифицирующим влиянием глобализации. Этот конфликт усугубляется снижением удельного веса страны в мировом балансе сил, утратой его многих привычных атрибутов великой державы, не раз решавшей некогда судьбу Европы и мира.

Книга де Вильпена - настоящий гимн яркой истории Франции, ее богатейшей культуре, олицетворяемым именами великих государственных деятелей, полководцев, писателей, поэтов. Если долг каждого француза всегда помнить об этом неоценимом общем достоянии и законно гордиться им, то крайне опасно в то же время замыкаться в нем, поддаваясь ностальгической тоске по былому величию, не видеть архаизма многих издавна присущих французам негативных психологических черт, мешающих им сегодня смело смотреть в будущее. Среди таких черт автор особенно выделяет восходящую еще ко временам абсолютной монархии склонность измерять величие страны военными или территориальными, а не торгово-экономи-ческими категориями, идеологизацию внутренней и внешней политики, постоянные колебания между высокомерием и самоуничижением, претензиями на собственную исключительность и вселенское признание своих ценностей.

Самым же главным для де Вильпена при оценке пройденного Францией пути, на котором было немало братоубийственных междоусобиц, является то, что он должен не разделять французов, как это слишком часто бывало до сих пор, а объединять их во имя совместной цели - борьбы за достойное место для их страны в стремительно меняющимся мире XXI века.

Очевидно, что автор, преданный соратник Ж. Ширака, остается верен основополагающим постулатам голлизма - политического течения, которое глубоко отметило элиту Франции второй половины ХХ столетия. Это особенно заметно в таких кардинальных вопросах, как структура институтов Пятой республики, краеугольным камнем которой является избранный всеобщим голосованием президент, поиски "третьего пути" между социализмом и либерализмом, сочетание национально-патриотической риторики с прагматическим подходом к европейскому строительству и евроатлантическим структурам безопасности.

Книга де Вильпена продолжает и дополняет размышления о судьбах Франции и ее народа, с которыми выступали виднейшие государственные деятели последних десятилетий - бывшие президенты В. Жискар д'Эстен, Ф. Миттеран, бывшие премьер-министры Р. Барр, Э. Балла-дюр, Л. Жоспен. Несмотря на существование различий интересов и политических позиций, в них есть немало общего, особенно в подходе к главной теме рецензируемой книги - роли государства в жизни общества. Все они так или иначе разделяют призыв де Вильпена к поискам оптимального синтеза между человеком и при-

родой, этикой и прогрессом, свободой и равенством, а в конечном счете - между различными цивилизационными ответами на эти вечные вопросы, в частности европейским и американским.

Нетрудно заметить, что те же самые вопросы с еще большей остротой стоят сегодня перед российским обществом. При всех различиях исторического пути, пройденного Францией и Россией, в их судьбах есть немало общего. Это прежде всего решающая роль государства не только в становлении общества, но и в формировании науки, чего не было ни в Германии, ни в

Италии, ни тем более в США. Отсюда - сходство некоторых специфических черт французской и российской государственности: вертикальная структура, административная централизация, роль идеологического фактора, активное вмешательство в экономику и т. д. Неудивительно, что многие трудности, с которыми сталкиваются сейчас обе страны, в какой-то мере сравнимы, что делает французские попытки их преодоления интересными и для нас.

Ю.И. Рубинский,

доктор исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.