Научная статья на тему 'Франция: ислам в светском государстве'

Франция: ислам в светском государстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
940
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франция: ислам в светском государстве»

И.С. Новоженова

Франция:

Ислам в светском государстве

Ислам - новое явление в истории Франции. В начале XX в. численность мусульман на территории метрополии была незначительной. Перед Первой мировой войной Франция рекрутировала в армию 600 тыс. человек из своих колоний - из Магриба, Западной и Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индокитая, Новой Каледонии (15). Впоследствии большинство из них вернулось на родину, во Франции осела лишь малая их часть.

Только после Второй мировой войны возник новый мощный миграционный поток, направленный из французских колоний Африки во Францию, с ним прибыли иммигранты-мусульмане, принесшие ислам на территорию Европы. Прежде Франция пользовалась иностранной рабочей силой из соседних европейских государств. Однако в послевоенные годы, когда европейские страны восстанавливали свое хозяйство и испытывали дефицит в трудовых ресурсах, этот источник для Франции иссяк, поскольку трудящиеся-европейцы находили работу у себя на родине. После деколонизации и обретения независимости бывшими колониальными странами в 1960-е годы масштабы иммиграции с Африканского континента не претерпели существенных изменений. В 1970-е годы в связи с ухудшением экономической ситуации в Европе, вызванным энергетическим кризисом, французские власти пытались сдерживать иммиграционный поток, но безуспешно. С тех 130

пор во Францию ежегодно прибывают около 100 тыс. иммигрантов. Большинство из них - выходцы из мусульманских стран (8, с. 8).

Вряд ли можно ожидать снижения иммиграционного потока во Францию (и в целом в Европу), если принять во внимание сильный демографический рост в странах-донорах, избыток там рабочей силы, не поглощаемой слабо развитой национальной экономикой, низкий уровень жизни, политическую нестабильность, случающиеся кровопролитные гражданские войны, экологические катастрофы, эпидемии и т.д. Все это создает сильный напор, выталкивающий массу граждан этих стран и заставляющий их эмигрировать. Многие из них проникают в Европу нелегальным путем. По расчетам демографов, во Франции проживает от 250 тыс. до 350 тыс. нелегальных иностранцев и эта группа постоянно пополняется за счет новых незаконных иммигрантов (12, с. 5). Подавляющая их часть - граждане стран Третьего мира. Власти Франции стремятся ограничить рост численности нелегальных иммигрантов не только за счет их депортации (эта мера не приносит ощутимых результатов), но и путем их легализации и натурализации.

По данным на 2000 г., среди иммигрантов, прибывающих во Францию из неевропейских стран, подавляющую часть - 59% - составляли африканцы (17% - выходцы из Восточной Европы, 13 - из Азии, 11% - с Американского континента) (12, с. 7).

Большая часть иммигрантов по происхождению связана с мусульманскими странами - Магриба, государств, расположенных южнее Сахары, Ближнего и Среднего Востока. Точное число мусульман во Франции неизвестно, поскольку здесь действует закон о защите личности, запрещающий интересоваться этническими корнями и религиозной принадлежностью человека. Поэтому регулярно проводимые переписи населения не дают ответа на вопрос о численности мусульман, проживающих во Франции. В разных источниках эта цифра колеблется от 3 млн. до 6 млн. человек, и она не поддается сколько-нибудь точному определению прежде всего потому, что из мусульманских стран приезжают не только мусульмане, в этих государствах проживают последователи и других религий, которые активно эмигрируют.

Большинство мусульман сегодня являются гражданами Франции. Первое поколение получало гражданство через натурализацию или путем заключения смешанных браков. Дети, рожден-

131

ные на территории Франции, автоматически получают французское гражданство. В настоящее время на сцену выходит мусульманская молодежь второго и третьего поколений. В начале XXI в. можно констатировать, что во Франции ислам по числу последователей стал второй религией после католичества. Присутствие мусульманского сообщества со всем комплексом связанных с ним проблем является новой и сложной социальной, политической и культурной реальностью для страны. Но, пожалуй, главный вопрос состоит в том, способен ли ислам адаптироваться к французской государственной системе - светской и секулярной?

Ислам в светском государстве

Первые мигранты-мусульмане приезжали в незнакомую страну, где действовали иные правила жизни, законы, традиции, обычаи. Большинство из них прибыло из регионов, где ислам является государственной религией (за исключением Турции). Их религиозное миропонимание не совпадало с мировоззрением и образом жизни французов. Но они не слишком обращали на это внимание, поскольку считали, что скоро вернутся на родину. Зато перед последующими поколениями мусульман, окончательно связавшими свою жизнь с новой родиной, со всей остротой встал вопрос, как интегрироваться во французское общество, чем можно ради этого пожертвовать, а чем нельзя.

Франция не требовала от них ассимиляции, хотя до 1980-х годов применяла именно ассимиляционную модель включения иммигрантов во французское общество, и перешла к интеграционной модели, при которой мигранты не теряют своей культурной самобытности. Для определения интеграции «по-французски», пожалуй, больше всего подходит формулировка российского исследователя Б. Межуева: «Интеграция включает в себя знание государственного строя и законов страны, признание верховенства этих законов над нормами национально-культурной среды, откуда прибыл иммигрант, а также способность жить в обществе согласно принятым в нем установлениям» (4).

Но Франция - это не просто светская страна, в которой отсутствует государственная религия, в ней особым образом организована система отношений между государством и конфессиями, существующими на ее территории. Идея «светского государства» 132

зародилась в период Просвещения и была направлена против засилья в обществе католической церкви, ее доминирования в обществе, государстве, массовом и индивидуальном сознании людей. Она получила воплощение в жизнь в начале XX в. В 1905 г. был принят закон об отделении церквей от государства и превращении Франции в светское государство, а также о секуляризации церковного имущества. Закон гарантирует также свободу отправления всех культов и свободу совести каждого человека.

Понятие «светскость» (laïcité) во Франции имеет собственную специфику. Во-первых, это - принцип, на котором строятся отношения государства с религиями. Принцип светскости, подкрепляемый и дополняемый принципами свободы и равенства, лежит в основании современной французской государственности. Во-вторых, это - политическая концепция организации французского государства на основе разделения сфер политики и религии. В-третьих, реально построенная государственная система в части управления взаимоотношениями с конфессиями.

Светская система строится на следующих положениях.

1. Полное отделение конфессий от государства, что означает разделение «гражданского общества» и «религиозного общества», а также публичной сферы и сферы частной жизни, в которой в основном и практикуется религия. Государство не имеет никакой религиозной власти, а конфессии - никакой политической власти. Республика не финансирует и не субсидирует ни одного культа. Эти положения были законодательно зафиксированы еще в начале XX в. (ст. 2 Закона об отделении церкви от государства от 9 декабря 1905 г.) и подтверждены последующими законодательными актами.

2. Абсолютный нейтралитет государства в религиозной сфере, в которой действует принцип «равенства и недискриминации религий». Все конфессии равны перед законом и перед государством. Приоритет какой-либо конфессии перед другими не допускается. В Конституции 1958 г. указывается, что Республика уважает все верования. Государство не имеет полномочий по управлению конфессиями, оно не вмешивается во внутреннюю организацию культов (догматика, проведение служб, ритуалы и т.д.). Конфессиям предоставляется полная свобода отправления культов в частном порядке или внутри зданий, предназначенных для этих целей. Таким образом, религиозная служба может беспрепятственно осуще-

133

ствляться в публичном пространстве, но с одним условием: если это не нарушает общественный порядок. Именно нейтральность общественного пространства позволяет гармонично сосуществовать различным религиям.

3. Каждому человеку гарантируется свобода совести. По Конституции 1958 г., утверждается принцип равенства людей «без различения происхождения, расы или религий». Светский характер государства, подчеркивал президент Ж. Ширак в своих выступлениях, позволяет женщинам и мужчинам, приехавшим из разных стран, носителям разных культур, быть защищенными в своей вере Республикой и ее институтами. Республика открыта встречам и обменам, когда каждый приносит лучшее национальному сообществу. Светскость «обеспечивает каждому возможность практиковать свою веру - мирно, свободно, не подвергаясь угрозе навязывания других убеждений или верований» (13). Свобода совести в светской системе трактуется расширительно - как свобода убеждений. Этот аспект в последнее время становится все более значимым. Социолог и демограф г-жа М. Трибаля определила его так: «Светскость, помимо всего прочего, должна гарантировать свободу - свободу мысли, самовыражения, свободу отрекаться от своей веры, переходить в другую или не верить вовсе» (18).

4. Государство является гарантом соблюдения и выполнения всех положений принципа светскости. При этом оно руководствуется рядом правил. Свобода веры, как и другие свободы, ограничивается только свободой другого человека и соблюдением правил поведения в обществе. Свобода веры не может наносить ущерб свободе убеждений других людей. Обязательной является терпимость по отношению к любой форме религиозной практики, которая не наносит ущерба общественному порядку, свободе и неприкосновенности личности. Государство признает в равной мере все культы и гарантирует их свободное отправление и равенство перед законом. Одновременно государство следит за тем, чтобы все конфессии, со своей стороны, уважали законы Республики и соблюдали общественный порядок. Если в начале XX в. государство было озабочено борьбой с католической церковью, целями секуляризации общества, то сейчас, когда светская власть полностью доминирует в социально-политической сфере, главной для государства становится функция обеспечения общественного порядка (при

134

этом общественный порядок рассматривается как законное право граждан).

Ислам в секулярном обществе

Отделение религий от государства в начале XX в. было первым и самым значительным шагом на пути секуляризации французского общества и коллективного сознания французов. В дальнейшем влияние католической религии продолжало падать. Вера стала частным делом каждого человека. Религиозное мировоззрение, которое насаждала католическая церковь, разрушалось и замещалось научно-рациональным.

Упадок католицизма, как отмечают исследователи, произошел в 1945-1950 гг., а начиная с 1970-х годов этот процесс ускорился. Французская исследовательница, крупный специалист по вопросам религии г-жа Д. Эрвьё-Леже приводит следующие социологические данные: в 1981 г. 71% французов заявляли о своей принадлежности к католицизму и 18% из них регулярно посещали церковь; в 1999 г. эти показатели упали соответственно до 53 и 12%. Значительно сократились численность католических священников и приток новых кадров: в 1975 г. в католических церквах служили 35 тыс. священников, а в 2000 г. - 20 тыс., при этом лишь треть из них составляли лица моложе 66 лет. Прежде стабильное число крещений и церковных браков с начала 1980-х годов начало быстро уменьшаться: если в конце 1960-х годов четыре ребенка из пяти были крещены в течение их первого года жизни, то в 2000 г. - только один из двух, а к 2020 г. прогнозируется, что эта пропорция изменится до одного из трех (16).

Быстро меняется и содержание понятия «религиозность». По мнению Д. Эрвьё-Леже, главное в этом процессе - не потеря веры и не распространение безразличия к духовному, как это считалось долгое время. Доля французов, твердо заявляющих, что они не имеют никакой религиозной веры, а таковых, по данным опросов, около 14%, действительно, за последние 20 лет несколько увеличилась, но гораздо быстрее возрастает число тех, кто верит, но верит нетрадиционным образом - в некую «божественную», или «сверхъестественную», силу, которую они сами не могут четко определить. Вера в Бога в человеческом образе, характерная для христианства, постоянно размывается. Главное, что происходит, счита-

135

ет Д. Эрвьё-Леже, - это не сокращение веры, а ее рассредоточение на уровне индивидуумов, вне крупных «кодов веры», определяемых религиозными институтами. В обществе, где автономия индивидуумов утверждается во всех областях, религиозная вера не является исключением. Индивидуумы склоняются к личному поиску духовности, а не к той Истине, которую несут религиозные институты. Они все свободнее «мастерят» маленькие элементы веры, которые позволяют им давать субъективный смысл их познанию мира. А глобальная информационная среда, в которой живет современный человек, дает новые возможности «конструировать» собственный вариант веры по индивидуальному выбору. Успех восточных духовных философий, привлекательность буддизма, адаптированного к потребности европейцев в саморазвитии (600 тыс. французов объявляют себя близкими к буддизму), вера в реинкарнацию (характерна для 20% французов) - всё это знаки распространения новой духовности, обращенной на самореализацию человека (16).

Первая массовая волна иммиграции из мусульманских стран, пришедшаяся на послевоенное время, совпала с периодом упадка традиционных христианских религий во Франции. Новые жители были крепче в своей вере, чем коренные французы, и они не знали таких масштабов религиозной секуляризации, как это было во Франции. Хотя свою секуляризацию, выражавшуюся в отделении сферы разума от сферы духа, мусульманские страны тоже пережили. А.Филяли-Ансари, автор книг и статей о мусульманстве, переводчик исламских работ на французский язык, считает, что изменение организации этих стран в XIX в. привело к перераспределению ролей в обществе: с одной стороны, религия управляет сферой духовности в публичном пространстве и на индивидуальном уровне, определяет основы этики и является источником личных убеждений; с другой - общество строится по законам разума (14, с. 15).

Мусульманский мир в своей истории знал и секуляризацию в виде сокращения влияния религии в пользу укрепления политической власти. В такой форме секуляризация впервые произошла спустя три десятилетия после смерти Пророка, когда была установлена власть Омейядов (власть династического типа), подчинившая религиозную сферу политической. Оппозиция того времени - шииты - боролась за возвращение порядков, установленных

136

Мохаммедом, т.е. за подчинение политической практики религиозным установлениям. В истории мусульман чередовались периоды усиления секуляризационных процессов с этапами приведения политики в соответствие с религиозными нормами. Последние наступали, как правило, в результате революционных событий и подъема религиозных чувств. Во времена господства деспотической власти, как указывает А. Филяли-Ансари, сопротивление этой власти не имело иной альтернативы, кроме массового протеста населения, вдохновляющегося идеями ислама (14, с. 12).

В наше время в мусульманском мире по-прежнему часто революционные цели опираются на религиозное основание (например, широко распространенный в мусульманских странах антиамериканизм и антиглобализм). А. Филяли-Ансари считает, что стремление лидеров этих стран опираться в политике на ислам связано с тем, что здесь нет возможности практиковать политику на ее собственной «территории», освобожденной от религии, из-за отсутствия секу-лярной системы, характерной для демократических стран. Именно поэтому исламистские требования наиболее сильны в тех странах, где власть долгое время не допускала никаких элементов демократии, где у правящей партии нет оппозиции и где отсутствуют демократические свободы (Алжир, Иран, Египет) (14, с. 12).

Исторический опыт мусульман привел к тому, что в их мен-тальности светскость и неправедный узурпаторский режим воспринимаются как нечто единое, а справедливый социальный протест освящается исламом. Поэтому политика, отделенная от религии, и сама идея секулярности воспринимаются мусульманами негативно.

Первой реакцией мусульман, попадающих в светское французское общество, является отторжение, поскольку они не могут представить себе мораль и социальный порядок, противоречащие религии или вне религии. Многие мусульмане во Франции считают, что им предлагают под видом секулярности «отказаться от истины Божественной вести и от принципа подчинения общества моральному порядку» (14, с. 15).

Секулярная идеология естественна для людей христианской культуры, полагает А. Филяли-Ансари, «именно в христианстве лежит зерно секулярности» (сам Христос говорил: Богу - богово, а кесарю - кесарево). Действительно, европейцы легко разделяют

137

разные сферы жизни и выступают в них в разных ролях (роли католика или протестанта, гражданина, потребителя, работника, отца, избирателя и т.д.), без такого свойства коллективного сознания секуляризация была бы сильно затруднена. Напротив, ислам формирует у своих последователей целостное сознание. Для пояснения этого феномена сошлемся на статью Ф. Асадуллина, члена Совета муфтиев России. В ней говорится, что «со времени утверждения ислама доминирующей мировоззренческой идеей была идея "таухи-да" - единства, целостности, что было реализовано в единобожии, единстве бытия, единстве правовых и нравственных предписаний, единстве социума и т.д. Отсюда в исламе проистекает нерасчлененность сферы мирского и сакрального; знания, основанного на изучении Корана, и знания, полученного рациональным путем, причем Коран, отдавая предпочтение исламу как источнику всех знаний, не исключает при этом и другие пути познания... Принципиальной установкой ислама, по крайней мере на теоретическом уровне, является взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов мироздания, выстроенного по замыслу Творца - Аллаха» (2, с. 237).

Мусульмане пытаются организовать свою общественную жизнь во Франции, руководствуясь представлениями о целостности религиозной и общественной жизни. Мечеть занимает центральное место как в религиозной, так и в мирской жизни французских мусульман. Это не только помещение для молитв и религиозных служб, но и центр общественной жизни мусульманской общины данной округи. Здесь семьи отмечают важные события своей жизни - свадьбы, похороны, обрезания. На базе мечети создается сеть солидарности: за счет получаемых пожертвований оказывается материальная поддержка бедным, в случае необходимости оплачивают похороны, перевоз тела умершего на родину, покупают билет на самолет или вносят плату за жилье. Сеть солидарности может охватывать и другие страны, как мусульманские, так и немусульманские.

На уровне квартала или города организуется активная общинная жизнь. Мусульманские лидеры вступают в контакт с властями на местном уровне при решении конкретных вопросов, касающихся религиозной практики, таких как строительство мечетей или молельных залов, проведение ритуалов, связанных с забоем скота, продажей халяльного мяса, выделением участков на клад-

138

бищах для мусульманских захоронений и т.д. Более того, в городах, где мусульмане составляют значительную часть населения, муниципалитеты нередко организуют совещательный орган с участием представителей мусульманского сообщества, без которого не принимаются никакие серьезные решения.

Есть кварталы, превратившиеся в подобие гетто, где живут в основном мусульмане. Это, как правило, кварталы, в которых в свое время были построены муниципальные дома с дешевыми квартирами для иммигрантов и бедняков. Здесь обосновались многодетные семьи мусульман, в этих районах проживают много молодых людей и большинство из них не имеют работы. Часть молодых мусульман вовлечена в криминальный бизнес. Французские власти теряют над этими районами контроль. В этих «геттоизирующихся» кварталах происходит исламизация образа жизни его жителей, причем всех жителей, независимо от их религиозного и этнического происхождения. Службы в мечетях задают ритм жизни. Создается инфраструктура, соответствующая потребностям мусульман: торговые сети исламских книжных магазинов, мясные лавки, торгующие халяльным мясом, которые вытесняют конкурентов - коренных французов. В этих районах трудно найти свинину или алкоголь. Во всем квартале создается общий моральный климат, подавляющий иной образ жизни, не соответствующий нормам ислама. Семьи коренных французов бегут из этих кварталов. Несмотря на то что воинствующие исламисты составляют здесь меньшинство, они навязывают всем жителям мусульманский образ жизни. От этого порядка страдают и сами мусульмане, по крайней мере те из них, которые приветствуют некоторую либерализацию и секуляризацию общества.

Процессы исламизации общества в неблагополучных кварталах имеют крайние формы и поэтому заметны, но исламизация общественного пространства происходит в более мягких формах по всей Франции. Это происходит естественным образом, поскольку ислам соединяет в себе религиозные и социальные функции одновременно. Сам способ существования мусульманина требует исламизации окружающей его социальной среды. Таким образом, любая социальная активность мусульман есть исламизация общества. Напротив, секуляризированное сознание коренных французов стремится отделить религиозное от общественного, вследствие

139

чего они не одобряют активность конфессий в общественном пространстве, это касается не только ислама, но и католической церкви и других культов. Во Франции секулярная идеология была доведена до своего крайнего предела. Социальный идеал, в соответствии с которым была построена Французская Республика, основан не только на принципах равенства и свободы, но и секулярности, что привело к изгнанию всякой идеи о трансцендентном из общественно-политического пространства. Таким образом, между французами и мусульманами существует серьезное противоречие в понимании функций и статуса религии в гражданском обществе.

Однако все меняется, происходят изменения и во «французском исламе». Секуляризация начинает распространяться и на мусульман, охватывая прежде всего уровень индивидуального сознания, тем более что сам ислам дает такую возможность. Как объясняет А. Филяли-Ансари, в исламе есть три уровня: первый уровень -совокупность ценностей, провозглашенных Кораном; второй уровень - историческая практика и религиозная мысль (комментарии к текстам, теология, право, их трактовка и интерпретации). Все это в итоге создает сложную систему, включающую в себя представление о мире и о правилах жизни на каждый день. Третий уровень -индивидуальная вера, которая складывается под влиянием разных течений ислама и собственного жизненного опыта. Кроме того, большое значение имеет социальная среда, в которой живет человек, господствующая культура, моральные принципы, политическая система и т.д. (14, с. 6-7).

У мусульман снижается накал веры, требующей выполнения всех предписаний и ритуалов. Секуляризация ислама происходит в области религиозной практики. Во Франции трудно определить численность верующих мусульман, регулярно посещающих мечеть, т.е. практикующих мусульман, поскольку к мусульманам относят себя и те, для кого ислам является скорее атрибутом культуры. По некоторым, очень приблизительным оценкам Высшего совета по интеграции при премьер-министре, приведенным в докладе «Ислам в Республике», истинно верующих в начале 1990-х годов было менее 1 млн. человек. В докладе указывалось: «Похоже, подтверждается гипотеза, что у большого числа мусульман во Франции культурная привязанность к исламу превалирует над религиозностью» (17).

140

По этому поводу свои уточнения вносит демограф и специалист по иммиграционным вопросам г-жа М. Трибаля. По ее расчетам, из 4-6 млн. мусульман, проживающих во Франции (как тех, кто считает себя практикующими верующими, так и тех, кто относит себя к мусульманской культуре), только половина соблюдает пост в рамадан и только 8% исполняют все пять основ веры1 (18).

Еще интенсивнее происходят процессы религиозной секуляризации в сознании большинства молодых мусульман, родившихся и воспитанных во Франции. Французский национальный центр научных исследований провел опрос среди турецкой молодежи: 38% молодых людей заявили, что совершают молитву время от времени, 35% - никогда ее не совершают; 60% соблюдают пост в рамадан (18). Эти показатели свидетельствуют о высоком уровне секуляризации сознания данной группы мусульман. Безусловно, следует делать скидку на то, что на родине этих иммигрантов давно существует светское государство и уровень секуляризации религиозного сознания у выходцев из Турции изначально выше, чем, например, у выходцев из стран Ближнего Востока.

Исследователи отмечают, что в исповедании веры у молодых мусульман наблюдаются те же тенденции - индивидуализации и «приватизации» (т.е. превращения веры в приватное дело каждого), что и среди коренных французов. По сравнению со своими родителями они имеют более индивидуализированный характер свя-

1 Первая обязанность мусульманина - вера в то, что Аллах единственный истинный Бог, а Мохаммед Его посланник. Вторая обязанность - пятикратная молитва (салят, намаз), которую нужно ежедневно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети. Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое Откровение было ниспослано Мохаммеду в месяц рамадан, поэтому пост воспринимается как телесная форма служения Богу. Четвертой обязанностью мусульман является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и ее прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и все имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования - садака. Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку (хадж). Считается желательным, чтобы каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни совершил хадж. Логашова Б.Р., Пучков П.И. Ислам// Энциклопедия «Народы и религии мира». - Режим доступа: http://www.religio.ru/ lecsicon/09/165_save. html

141

зи с верой и с религиозной практикой и не так тесно включены в мусульманскую общину.

По степени вовлеченности в процесс секуляризации молодых мусульман можно разделить на три группы. Первая включает в себя тех, кто идентифицируют себя с исламом, но сильно сократил традиционную для ислама публичную религиозную практику и перенес ее в пространство личной или семейной жизни. Дома они читают молитвы, постятся, соблюдают религиозные правила, но в общественных местах никак не демонстрируют своей религиозной принадлежности.

Во вторую группу входят те, для кого ислам является скорее культурным наследием, основой их коллективной идентичности, источником моральных ценностей. Местом собраний для них служит уже не мечеть, а всевозможные молодежные ассоциации.

К этим двум категориям принадлежит большая часть мусульманской молодежи Франции.

Наконец, третья группа молодых мусульман открывает для себя более ортодоксальный ислам, чем у их родителей, опираясь в той или иной мере на религиозные традиции своих предков. СМИ окрестили этот феномен «исламистским обновлением», или «реис-ламизацией». Эта реисламизация привела к появлению во Франции неофундаменталистских движений, возникших на базе мусульманских ассоциаций и действующих через сеть радикальных активистов. Среди французских мусульман эта группа составляет меньшинство, но она социально активна и не боится прибегать к радикальным мерам, на которые французская общественность реагирует особенно болезненно.

Молодые мусульмане--реисламисты склонны сверять свое социальное поведение и поведение окружающих с религиозной этикой, а не с гражданской секулярной моралью, по которой живет французское общество. Принципиальная разница между двумя этими морально-этическими системами состоит в том, что одна воспринимается людьми как Божественное установление, а другая -как совокупность норм, учрежденных человеком.

Секулярная мораль, как указывает архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) - председатель Синодальной богословской комиссии Украинской православной церкви (Украина), возникла тогда, когда «человек стал рассматриваться как высшая

142

ценность, как мера всех вещей». Права человека, его свобода стали главными ценностями. Они были провозглашены во время Французской революции и закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948). С этого времени главными приоритетами считаются не вера и трансцендентные религиозные ценности, а сам человек и его земное понятие о благе, которое вне религиозного контекста сводится к эгоистическому удовлетворению личных интересов. Таким образом, в мире появилось две системы ценностей -светская и религиозная, между которыми имеет место напряженное противостояние, борьба за человека (1, с. 252-253).

Человек, живущий в религиозной системе ценностей, непроницаем для секуляризации. Мусульмане-реисламисты, желающие, чтобы общество подчинялось законам религиозной морали, находятся вне процессов секуляризации, которые пронизывают все французское общество, и в этом они отличаются не только от коренных французов, но и от своих более адаптивных единоверцев.

Итак, во второй половине XX в. во Франции вместе с иммигрантами из мусульманских стран появилась новая религия - ислам. Оказавшись в светском государстве, мусульмане столкнулись с серьезными трудностями.

Французская светская система, создающая благоприятные и равные условия для всех конфессий, гарантировала и исламу все необходимое для отправления культа (строительство мечетей и молельных залов, проведение религиозных ритуалов, приглашение имамов из других стран и т.д.). Государство защищает свободу совести каждого человека, и этот закон распространяется и на мусульман. В то же время светская система ставит перед исламом жесткие ограничения, которых нет в мусульманском мире. Она запрещает использование религии в политических целях; пропаганду идей, противоречащих законам Французской Республики; нарушение общественного порядка при проведении религиозных ритуалов или общественных мероприятий.

Во Франции отделение церквей от государства и секуляризация массового сознания населения явились результатом исторического развития и борьбы социально-политических сил. Этот процесс развивался естественным образом и продолжается до сих пор. Мусульманам, ставшим гражданами Франции, требуется пройти путь секуляризации быстрыми темпами, подчиняясь не столько

143

внутреннему побуждению, сколько давлению среды, в которой они оказались.

Адаптируются ли мусульмане к светскому государству? Происходит ли их интеграция во французское секулярное общество? Исследования французских социологов свидетельствуют, что процесс секуляризации сознания мусульман происходит, особенно у тех, кто родился во Франции. Подавляющее большинство французских мусульман приспособились и негласно согласились с тем, что вера есть личное дело каждого и не следует распространять религиозные правила на общественное пространство.

Но у определенной, хотя и незначительной части молодежи западное общество вызывает отторжение, они считают его бездуховным и аморальным. Опасность для Франции состоит в том, что неадаптированная часть мусульман может попасть под влияние радикальных исламистов, призывающих развернуть борьбу против Запада, и пополнить ряды бойцов, готовых к совершению террористических актов, в том числе на территории Франции.

Список литературы

1. Августин (Маркевич), архиепископ. Традиционные религии перед вызовом секуляризации // Вестник. Мировой обществ. форум «Диалог цивилизаций». - М., 2005. - № 1. - С. 251-258.

2. Асадуллин Ф. Интеллектуальная культура ислама: Между теологией и наукой //Вестник. Мировой обществ. форум «Диалог цивилизаций». -М., 2005. - № 1. - С. 236-246.

3. Кудрявцев А. Мусульмане во Франции. - Режим доступа: http: // antropotok.archipelag.ru/text/ad36.htm

4. Межуев Б. Политика натурализации в Европейском союзе и США. -Режим доступа: http://antropotok.archipelag.ru/keys4/keys4.htm

5. Семененко И. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах / / Мировая экономика и международные отношения. - М., 2006. - № 10. - С. 58-68; № 11. - С. 57-71.

6. Стрельцова Я. О проблеме «национальной идентичности» во Франции // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2006. -№ 7. - С. 23-32.

7. Bourcier de Carbon Ph. L'Union Européenne, en implosion démographique, est devenue la première destination des migrants du tiersmonde. - Mode of access: http://www.nationetrepublique.fr/ pages/dossiers/europe/demographie/intro.html

144

8. Boyer A. La représentation du culte musulman en France // French Politics, Culture and Society. - N. Y., 2005. - Vol. 23, Issue 1. - P. 8-22.

9. Cesari J. L'islam à l'épreuve de l'Occident. - P., 2004. - 292 p.

10. Cesari J., Bargach S., Moore D. L'islamisation de l'espace public français. Vers la fin du conflit ? // Cahiers d'études sur la Méditerrannée orientale et le monde turco-iranien. - P., 2002. - N 33. - P. 23-37.

11. Charbonneau-Bloomfield A. L'islam en France: de l'image au vécu /Centre international de formation européenne. Institut européen des hautes études internationales. - Nice, 2002. - Mode of access: http:www.iehei. org/bibliotheque/AliceBloomfield.pdf

12. Chardès F. La France multiethnique de 2030: force ou faiblesse géopolitique? - Mode of access: http://www.college.interarmees.defense. gouv.fr/IMG/pdf/gchARDEF31031-4.pdf

13. Chirac J. Discours prononcé par monsieur Jacques Chirac, président de la République, relatif au respect du principe de laïcite dans la République. 17 décembre 2003. - Mode of access: http://www.c-l-i-c.com/article.php3? id_article=30

14. Filali-Ansary A. Islam, laïcité, démocratie / / Pouvoirs. - P., 2003. - N 104. -P. 5-19.

15. Gevrey M. Les defis de l'immigration future. - Mode of access: http: // www.ces.fr/rapport/doclon/03102922.PDF

16. Hervieu-Leger D. L'état des religions en France. - Mode of access: http://www.info-france-usa.org/fr/aaz/pdf/religion.pdf

17. Islam dans la République / Haut conseil à l'integration. - P., 2000, Novembre. - Mode of access: http://pourinfo.ouvaton.org/immigration/ isletreurapphci.htm

18. Tribalat M. Laïcité et islam. - Mode of access: http: //www. nouvellerepublique.com/rubriques/IMG/pdf/Laicite_et_islam.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.