n л
о ф
о ф
о
х
О
о
Объем инвестиций в малые предприятия в 2004 году составил 3070,4 млн. руб., что в 3 раза больше по сравнению с 2003 (в 2003 году — 1030,3 млн. руб.) По оценке, к концу 2005 года объем инвестиций составил 3528,4 млн. руб. Наибольший удельный вес привлечения инвестиций в 2004 года приходится на такие отрасли, как торговля — 25,7%, строительство — 23,8% [2]. В результате мероприятий, проводимых в рамках областной и муниципальной программ поддержки малого предпринимательства в г. Ростове-на-Дону, выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, формируется инфраструктура поддержки малого бизнеса.
Созданы и действует объекты инфраструктуры — Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы, агентство поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время ведется активная работа Администрации города Ростова-на-Дону с Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства по расширению перечня предоставляемых услуг СМП, активизации работы данного фонда, оказанию консультационной помощи большему количеству СМП, осуществляющих деятельность на территории города Ростова-на-Дону.
Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу различные программы кредитования — от краткосрочных займов до долгосрочных инвестиционных кредитов. В период с 2003-2005 гг. средства коммерческих банков, полученные субъектами малого предпринимательства составили 9721790тыс. руб. [2].
Стимулирующим фактором развития малого предпринимательства является увеличение мас-
ь штабов его финансовой поддержки из бюджета Ростовской области города.
и Таким образом, включение градообразующих предприятий города в программы промышленного развития Ростовской области, согласованные действия города и региона по развитию и финан-^ совой поддержке малого бизнеса, оказали позитивное влияние на социально-экономическое положение г. Ростова-на-Дону и Ростовской области целом.
о ЛИТЕРАТУРА.
^ 1. Колесников Ю.С. Стратегическое планирование муниципальных образований в контексте регио-
q нальной экономической политики // Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный
□ вестник. 2002. № 4.
^ 2. Муниципальная программа мер по развитию малого предпринимательства в городе Ростове-на-
^ Дону на 2003-2005 годы // www.rostov-gorod.ru/docs/duma/69.doc
ö 3. О выполнении Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с участием Администра-
ф ции Ростовской области, муниципальных образований, собственников и менеджмента ведущих
0 промышленных предприятий области // http://www.empils.ru/press-center/news/?id=241
ф 4. Программа социально-экономического развития Ростовской области на 2003-2006 гг. // http://
1 www.donland.ru/print/info.asp?infoId=2905
о 5. Ростовская область в 2004 г. Стат. сборник / Ростовоблстат. Ростов н/Д, 2005.
о 6. Сравнительные показатели о социально-экономическом состоянии городов Ростовской области.
ф Стат. сборник / Ростовоблстат. Ростов н/Д, 2005.
ш
о 7. Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до
а 2010 года: проектная разработка / Кол. авт. под научным руководством Ю.С. Колесникова, В.Н.
<
« ЛЕСНЯК В.В.
Овчинникова. Ростов н/Д: ИнфоСервис, 2004.
ФРАКТАЛЬНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
В современных условиях управленческая информационная система любого предприятия может быть представлена в виде нескольких ярусов, площадок и других аналитических позиций, позволяющих получать информацию и знания в разрезе временных и территориальных фракталов (англ. fraction — доля, частица, дробь; fractal — дробный, делимый на отдельные части).
В экономике фракталы впервые были использованы на арбитражных рынках с фрактальной, дробной, многогоризонтальной структурой, и использование таких структур привело к применению сетевых и фрактальных производных балансовых отчетов.
Развитие фрактального учета обусловлено появлением теории фрактального рынка и стремительным развитием информационных технологий, компьютерных систем и сетевой экономики в последнее время.
Фрактальность представляет собой новый взгляд на строение рынка, связанный с его временным и территориальным делением, что позволяет осуществлять учет и прогнозирование во фракталах времени и пространства.
В отношении любой фрактальной структуры действуют четыре главных принципа:
- принцип наблюдения;
- принцип подобия элементов структуры;
- принцип гибкости;
- принцип анализа фрактальной структуры.
Фрактальный подход основан на посылке, что изменение масштабов системы или структуры как в пространстве, так и во времени сохраняет ее основные свойства, они обладают похожестью, что создает возможности учета показателей по данной системе [6, с. 62].
Вследствие этого фракталы рассматриваются как гиперкомплексные объекты стратегической бухгалтерии с пространственной (территориальные фракталы), временной (временные фракталы) или пространственно-временной (различные комбинации фракталов пространства и времени) локализацией подобных элементов в структуре финансовых, товарных, арбитражных и любых дру- ^ гих рынков. ^
Понятие фрактала впервые было введено Б.Б. Мандельбротом еще в 1975г. ^
Теория фрактального рынка, его территориального и временного деления, была разработана о Якимкиным В.Н. [5].
Концепция фрактальности, фракталов пространства и времени, фрактального производного □ балансового отчета в бухгалтерском учете впервые изучены профессором Крохичевой Г.Е. [3]. О
В соответствии с одной из центральных идей теории хаоса бизнес — это «фрактал», что, по существу, означает одну и ту же модель, но с бесконечным разнообразием. Береговые линия, обла- ^ ка, деревья и листья — все они представляют собой фракталы. Каждый из них отличается от дру- о гого, но при этом они могут быть признаны образцами одного и того же. Если вы наблюдали за ог- £ ромными по протяженности участками береговой линии, у вас больше шансов на успех сказать, каким о образом она продолжиться за горизонтом, но, тем не менее, вы можете ошибиться [1, с. 108]. ^
Фрактальность рынка характеризуется пространственной и временной составляющими, нахо- i дящими отражение в стратегическом управленческом учете. о
Фракталы времени рассматриваются как инвестиционные горизонты различной глубины с
о
интервалом в несколько минут, часов, дней, лет и могут быть представлены многогоризонтальными ф фракталами инвестиций, многоаналитичными и многосегментарными горизонтами, проектными го- о ризонтами, горизонтами прогнозирования, стратегическими горизонтами, инновационными времен- о
0
1_
о о
ш О i—
О
ными линиями с учетом различных комбинаций временной продолжительности, финансовыми, товарными и другими горизонтами.
Территориальные фракталы представляют собой разнообразные внутренние и внешние сегменты деятельности промышленного предприятия, географические зоны, рыночные сегменты, бизнес-сегменты, стратегические площадки и арены, инновационные арены, сегменты стратегической активности, типы клиентов, «тепленькие местечки» в цепочке создания стоимости продукта и т.д. о На рынке покупки и продажи производятся с разной временной продолжительностью в различ- ^ ных территориальных построениях любого размера, расположения и принадлежности в одно и то
о
же время. ф
Поэтому в основе фрактального учета лежат комбинации соответствующих фракталов пространства и времени, позволяющие учитывать внешние стратегические факторы и представлять инфор- ^ мацию на разных уровнях как в пространстве, так и во времени с целью принятия обоснованных ® стратегических решений многоуровневого характера. ^
Информация подлежит группировке в разрезе фрактальных позиций и/или их комбинаций, что о обеспечивает принятие своевременных мер по предотвращению отрицательного воздействия на о
предприятие внешних факторов путем изменения деловой или конкурентной стратегии фирмы, ухода с данного сегмента рынка, своевременного занятия свободной рыночной ниши или «теплого местечка», изменения способа увеличения продаж и т.д.
Необходимость организации фрактального учета на предприятии связана со следующими обстоятельствами.
Во-первых, получение и использование информации во фрактальном разрезе обеспечит возможность многовариантного решения стратегических задач, стоящих предприятиями в условиях риска и неопределенности, выбора и реализации наиболее оптимального варианта решения.
Во-вторых, использование фракталов в системе стратегического управленческого учета повышает возможности проведения стратегического мониторинга конкурентных позиций и использования конкурентных преимуществ организации.
В-третьих, фрактальный учет с использованием фрактального производного балансового отчета предоставляет существенные преимущества при определении способов расширения продаж предприятия, выхода на новые рынки, улучшения сбыта продукции и развития бизнеса, идентификации и занятия свободных рыночных ниш, «тепленьких местечек» в цепочке стоимости. ^ Некоторые уровни цепочки стоимости очень чувствительны к масштабу — рыночная доля
^ имеет огромную ценность и ценность доминирования в этих «теплых местечках» необычайно высо-ь ка, — тогда как другие уровни естественным образом фрагментированы и здесь сложно зарабо-ш тать высокую прибыль [1, с. 312].
В-четвертых, использование фракталов пространства-времени и их комбинаций обеспечивает ^ учет и своевременное приспособление к постоянно изменяющимся факторам внешней среды. ^ Для организации время ее адаптации к рыночным изменениям являются основой ее конкурентоспособности, в результате чего создается возможность получения многоуровневой информации в виде о временных горизонтов разной продолжительности и организации учета по фрактальным позициям.
В-пятых, использование территориальных и временных фракталов позволяет отразить в учете q многовариантность событий под действием различных стратегических факторов. □ В-шестых, выделение в качестве объектов стратегического управленческого учета фракталов
^ пространства-времени отвечает требованиям парадигмы стратегического управления современными предприятиями.
и Современное информационно-компьютерное обеспечение определяет технические возможно-
® сти организации фрактального учета. Информация используется для принятия решений на уровне
0 разнообразных территориальных и временных фракталов.
® При этом стратегия выступает средством осуществления выбора организацией рыночных сег-
1 ментов, на которых она планирует сконцентрировать свои усилия, и достижения цели в этих сег-0 ментах, что приводит к необходимости использования в управлении фрактальных производных о балансовых отчетов, позволяющих получать информацию во фракталах времени (инвестиционные, ф инновационные и стратегические горизонты) и территориальных фракталах (внутренние и внешние о сегменты деятельности, комбинированные сегменты, инновационные арены и др.).
о Внутренний сегмент определяется производством какой-либо продукции, группы продуктов или
^ изделий, выделяющихся из общей деятельности предприятия, на которые оно имеет или хочет по-£2 лучить определенный доход, и которые характеризуется определенными расходами, существенно
2 отличающимися от другой продукции предприятия.
Под внешним сегментом деятельности понимается любое территориальное построение или часть о рынка, на котором действует или намеревается действовать предприятие и по которому устанавли-о ваются соответствующие оценочные показатели: географические сегменты, стратегические площадки ^ и арены, способы реализации, типы покупателей, группы населения, зоны лизинга, зоны франчай-х зинга, геопространство.
ф Понятие внешнего сегмента деятельности тесно связано с понятием бизнес-сегмента как обо-
роняемой от конкурентов области деятельности, в которой компания стремиться занять лидирую-| щие позиции [1, с. 211].
® Реализация конкурентной стратегии промышленных предприятий направлена на достижение
2 устойчивого преимущества перед конкурентами в различных внешних сегментах рынка, борьбу за g занятие прибыльных рыночных ниш и «теплых местечек».
(Г) Так как в практической деятельности промышленных предприятий нередко имеет место пере-
плетение внутренних и внешних сегментов, автор считает необходимым выделить в отдельную группу комбинированные сегменты, характеризуемые комбинацией первых двух типов сегментов.
Так, сегментирование деятельности ЗАО «Дон-Текс» на основе видов производимой продукции и групп покупателей выглядит следующим образом:
1) сегмент «Рабочая одежда» (ткани для рабочей одежды);
2) сегмент «Государственные структуры» (ткани для форменной одежды работников государственных министерств и ведомств);
3) сегмент «Продукция широкого потребления» (ткани для индивидуальных покупателей);
4) сегмент «Технические ткани» (ткани для технических нужд);
5) сегмент «Ткани для швейного производства» (ткани для пошивочных фабрик и ателье).
Учитывая то обстоятельство, что деятельность промышленных предприятий в современных
условиях все чаще имеет инновационный характер и связана с все возрастающими требованиями рынка, выделяются также инновационные арены промышленного предприятия с целью обеспечения раздельного учета затрат на НИОКР, доходов и результатов по инновационным проектам, контроля доли рынка инновационных продуктов, жизненного цикла промышленных инноваций.
Хорошо известно, что инновационная деятельность является необходимым условием конкурен- ^ тоспособности современного промышленного предприятия, поэтому учет, анализ и контроль инно- ^ вационного сегмента деятельности являются важной задачей стратегического учета. ц
Деятельность промышленных предприятий, связанных с разработкой каких-либо новшеств, ^ может быть представлена несколькими инновационными аренами, включающими новые разработки, технологии, инновационные программные комплексы и продукты, ноу-хау и определенные ка- ^ тегории покупателей. ^
Кроме того, инновационная деятельность определяется различными временными периодами ^ разработки и реализации инновационных проектов, вложения средств в инновационные проекты и о получения результатов — инновационными горизонтами, характеризующимися определенными временными рамками разработки, внедрения и функционирования инноваций. □
Любая временная линия связана с временным делением рынка и деятельностью институцио- О нальных единиц на выбранных интервалах времени и представляет собой временные горизонты —
инвестиционные горизонты, временные потоки денежных средств, горизонты прогнозирования, ин-
новационные горизонты, стратегические горизонты, временные слои, проектные горизонты, товар- о
ф
ные горизонты, занимаемые хозяйствующими субъектами.
Инвестиционным горизонтом выступает временной интервал от вложения денежных средств о
или каких-либо ресурсов до получения соответствующих доходов. ^
При этом временной горизонт представляется в виде циркулирующих входящих и исходящих х
денежных потоков различной глубины от нескольких минут до нескольких лет. о
Так, стратегическим горизонтом выступает период времени, на который распространяется приня- §
тое стратегическое решение, и который характеризуется целевой направленностью и возможностью ф
получения доходов, наращивания собственности, достижения устойчивого конкурентного преимущества. о
Организация фрактального учета заключается в идентификации соответствующих территори- о
альных фракталов и инвестиционных горизонтов, определении системы оценочных показателей, и на ее основе оценки и учета результатов деятельности в данных фракталах, определении показателей чистых активов и чистых пассивов в справедливой стоимости, что достигается путем использо- ^ вания фрактальных производных балансовых отчетов. о
ш
С помощью фрактального производного балансового отчета могут быть отражены события и ¡2
явления сетевой экономики и фрактального рынка. Использование фрактальных производных ба- о
лансовых отчетов при условии применения многовариантных фрактальных состояний создает воз- ^ можности для принятия эффективных стратегических решений.
Таким образом, в условиях рыночной экономики многовариантность использования фракталь- ф ного производного баланса определяет его полезность при принятии стратегических решений по
расширению продаж предприятия, выходу на новые рынки, занятию прибыльных рыночных ниш и g
«теплых местечек». ®
На основе использования фрактальных производных балансов возможно проведение SWOT- Щ
анализа с целью определения внешних угроз, потенциальных ограничений и возможностей бизне- о
са в многовариантном исчислении. О
о
SWOT-анализ представляет собой оценку внешней деловой среды предприятия и его внутреннего потенциала в разрезе фракталов пространства и времени:
Strengths — оцененные в справедливой стоимости сильные стороны фрактальной позиции или определенной комбинации фракталов;
Weaknesses — оцененные в справедливой стоимости слабые стороны фрактала; Opportunities — возможности и перспективы фрактала в прогнозной оценке; Threats — возможные угрозы с указанием вероятности их возникновения и размера предполагаемых потерь.
Составление фрактального производного балансового отчета позволяет отразить сильные стороны (активы), слабые стороны (обязательства), потенциальные возможности и угрозы (в прогнозной оценке) в разрезе различных фракталов времени и пространства путем определения агрегированного показателя чистых активов и дезагрегированного показателя чистых пассивов.
Фрактальный производный балансовый отчет используется для анализа, моделирования различных вариантов решений, апробирования и внедрения выбранного варианта в отношении управления собственностью, рентабельностью, платежеспособностью, резервной системой в соответству-^ ющих сегментах деятельности предприятия.
д В условиях жесткой конкуренции важно получить максимально исчерпывающую информацию
^ о стратегии конкурентов, а затем построить модели потенциальных исходов самых разных ситуа-и ций [4, с. 150] на основе построения фрактального производного балансового отчета.
Построение фрактального производного балансового отчета предусматривает гипотетическую реализацию активов и удовлетворение обязательств в ожидаемых справедливых ценах в ведомости фрактальных бухгалтерских записей, построение фрактальной оборотной ведомости и получение «ожидаемых» чистых пассивов, определяющих структуру собственного капитала при реализации о выбранной предприятием стратегии во фракталах пространства и времени.
Фрактальный производный балансовый отчет составляется в ожидаемой справедливой стоимо-q сти и определяет чистые пассивы прогнозного характера, позволяет определить требуемый рост чи-0стых пассивов во фракталах времени и территориальных фракталах.
Ожидаемая стоимость — средневзвешенный показатель, при расчете которого вероятности принимаются за вес. При таком подходе необходимо размещать в отчетном и прогнозном фракталь-D ном производном балансовом отчете признаки, характеризующие финансовое положение предприми ятия в разрезе фракталов времени и пространства [2, с. 141].
о Составление фрактального производного балансового отчета обеспечивает учет различных коррек-
® тировочных факторов (внешние факторы, агрегаты резервной системы, условные факты хозяйственной деятельности, риски потери активов и неудовлетворения обязательств, денежные активы и др.), способных оказать значительное влияние на имущественное положение и платежеспособность организации. о Использование фрактальных производных балансовых отчетов обеспечивает принятие эффек-
ф тивных стратегических решений в условиях риска и неопределенности внешней среды.
ш
о Измерение неопределенности через фрактальный производный балансовый отчет на основе дей-
о ствия факторов внешней среды предполагает использование показателей оцениваемой вероятности,
<
X
>
О
0
1_
О
о
ш
О
I—
О
о
Q.
О Ф
О ф
ожидаемого значения финансового результата и отклонения от ожидаемого значения (табл. 1). Таблица 1. Определение неопределенности через фрактальный производный балансовый отчет
X
О Примечание: 130-320 т.р. — доходы, 220 т.р. - расходы
О