лишь значительным ростом самой поддержки, так как площадь используемых сельскохозяйственными предприятиями республики практически не изменилась (-0,01 %).
Таблица 3
Эффективность использования средств государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями Республики Бурятия
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение 2010г., в % от
2007г. 2009г.
Стоимость валовой продукции, млн. руб. 10546,2 11745,6 12086,3 13231,6 125,5 109,5
Объем государственной поддержки, млн. руб. 549,1 714,0 1613,2 1069,8 194,8 66,3
Доля государственной поддержки в стоимости продукции, % 5,2 6,1 13,3 8,1 - -
Объем государственной поддержки в расчете на 1000 руб. валовой продукции сельского хозяйства, руб. 52 61 133 81 155,3 60,6
Площадь сельхозугодий, тыс. га 2141,9 2142,3 2142,2 2141,6 99,99 99,97
Объем государственной поддержки на 100 га сельхозугодий, руб. 25637 33331 75304 49954 194,9 66,3
По нашему мнению, повышению эффективности государственной поддержки может способствовать дифференцирование ставок субсидий в зависимости от достигнутого уровня эффективности производства.
Список литературы:
1. Сельское хозяйство Республики Бурятия. Статистический сборник № 10-07-19 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010. - 122 с.
2. Соколова Е.С. Обоснование необходимости поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства // Аграрный вестник Урала. - 2008. - № 4 (46).
3. Соловьева Л. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. - 2010. - № 2. - С. 28-30.
ФРАКТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
© Бодункова А.Г.*, Чёрная И.П.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
Современные тенденции в развитии экономики потребовали создания новых форм и моделей организаций, способных адекватно реаги-
* Старший преподаватель кафедры Менеджмента, соискатель.
* Профессор кафедры Менеджмента, доктор экономических наук, профессор.
ровать на постоянно меняющиеся потребности окружающей среды и нести социальную ответственность за свою деятельность. Способность к самоорганизации, динамичность кросс-организационной структуры, открытость и предпринимательский характер организационной культуры фрактальных организаций позволяют им использовать свой социальный капитал и синергизм профессиональных компетенций сотрудников в качестве тех комбинаторных выгод, которые обеспечивают фракталам потенциал для развития и их соответствие требованиям новой экономики.
Участие лидеров бизнеса в обсуждении и решении не только экономических, но и общественно-политических проблем становится всё более актуальным как для общества, так и для самих компаний, поскольку отвечает их собственным стратегическим интересам. Руководство компаний должно чутко улавливать общественно-политические настроения и учитывать их при принятии своих стратегических решений. Любому руководителю важно уметь распознать источники рисков и возможностей, как в экономической, так и в общественно-политической ситуации, ему «нужно внимательно вглядываться в горизонт и высматривать новые зарождающиеся тенденции, добиваться, чтобы вся организация осознала их и готова была соответствующим образом отвечать на них» [1].
За последнее десятилетие в сфере менеджмента и в бизнес-среде произошли существенные изменения, которые во многом определяют действия руководства компаний:
1. возникло новое поколение предприятий и предпринимателей: функционирование современной «новой экономики» привело к тому, что, столкнувшись с проблемами в развитии своих, некогда успешных, компаний, их менеджмент усомнился в действенности тех «законов успеха», которыми в течение десятилетий он руководствовался;
2. созданы новые бизнес-модели и новые рынки: руководители предприятий уделяют большое внимание разработке инновационных способов достижения экономического успеха, ищут новые способы создания добавочной стоимости, создают свои «сообщества», участвуют в работе многочисленных профессиональных сообществ и в государственно-частном партнёрстве;
3. разработаны и внедряются новые технологии, методы и процедуры производства товаров и предоставления услуг: значительное влияние на промышленные товары и их производство оказали те серьёзные прорывы, которые произошли в сфере информационных и коммуникационных технологий; а процесс создания стоимости потребовал от руководства компаний использования более эффективных методов;
4. потребители пользуются новым пониманием термина «продукт»: сегодня под «продуктом» понимается не только (и не столько) физический продукт, в нём увеличилась значимость его виртуального, эмоционального содержания - всё чаще потребитель «покупает» чувства или ощущения, связанные с имиджем бренда товара;
5. развиваются новые формы и модели организаций: в настоящее время создание кросс-организационной структуры оказалась фактором развития организаций и создания их новых моделей, поскольку именно сетевая структура (виртуальное предприятие, сетевой бизнес или цепи поставщиков товаров и услуг) позволила пошагово создавать большую добавочную стоимость [2].
Последний пункт заслуживает особого внимания в связи с возникновением такого понятия, как «фрактальная организация / компания» или «компания-фрактал».
По мнению Х.-Ю. Варнеке, фрактал - это самостоятельно действующая структурная единица предприятия, основными принципами деятельности которой являются:
- самоорганизация;
- ориентация на сложные цели;
- прозрачность процесса и параметров;
- мотивация сотрудников;
- кооперация вместо конфронтации;
- понимание целей;
- отношение к качеству как разумному требованию,
- осознание условий внутренней и внешней конкуренции [3, с.157-232].
Фракталы способны успешно осуществлять свою деятельность, поскольку они распоряжаются ресурсами для обеспечения этой деятельности и обладают необходимой степенью свободы для действий и принятия решений. Они постоянно пересматривают свои цели, результаты деятельности и характеристики, адаптируя их к требованиям рынка.
Тенденция «сетевого способа создания стоимости» особенно соответствует философии фрактальной организации - создание общей стоимости за счёт деятельности автономных бизнес-единиц, целью которых является гибкость и быстрота реакции на требования рынка.
Постоянно меняющаяся, «турбулентная» бизнес-среда предлагает руководству современных компаний большую свободу действий. При этом она даёт возможность:
1. проверить валидность и потенциал фрактальных компаний;
2. четко идентифицировать новые способы адаптации и дальнейшие пути усовершенствования этих бизнес-моделей;
3. рассмотреть вопрос распространения фрактальной модели в соответствии с современным развитием рынка, с тенденцией создания ценности в сетевых структурах и с развитием «е-бизнеса» [2].
Исследуя фрактальную организацию, Х.-Ю. Варнеке выделил потенциал и эффекты развития, которые могут быть дополнены комбинаторными выгодами от использования нематериальных ресурсов компании (табл. 1).
Таблица 1
Потенциал и эффекты развития фрактальной организации [3; 4; с. 374; 5, с. 111-119, 125-127]
ФРАКТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТЫ
Высокая эффективность Более быстрая Комбинаторные выгоды
реакция и жизнеспособность инновация
ПОТЕНЦИАЛ Структура - целевая ориентация - самооптимизация - саморегулирование - гласность - малые регулирующие контуры - динамичность структуры - конкуренция - самоорганизация - динамичность структуры - кросс-организационная структура
Окружающая среда - кооперация - гласность - кооперация - формирование рынка - социальная ответственность - имидж
Сотрудники - профессиональное обучение - работа в коллективе - система стимулирования - самооптимизация - предпринимательское мышление - квалификация - система стимулирования - предпринимательское мышление - синергизм профессиональных компетенций - предпринимательская этика
Знания - квалификация - система стимулирования - информационная система - гласность - динамичность структуры - открытость - глобальное мышление - социальный капитал
Банк данных - информационная система
Методы - квалификация |- динамичностьструктуры |-квалификация
Как видно, развитие фракталов требует создания особой культуры управления и взаимоотношений, стимулирующих деятельность работников компании как предпринимателей [6, с. 339-359]. При этом многочисленные исследования показывают, что успешность функционирования организации в условиях новой экономики всё чаще определяется наличием у её руководства воли и умения создать такую организационную культуру, которая способствовала бы преобразованию всей организации в объединение равноправных сотрудничающих сообществ, ставящих социальные потребности выше экономической выгоды и придающих социальной ответственности перед обществом большее значение, чем задаче достижения конкурентного преимущества [7, с. 356].
В то время как традиционные иерархические структуры чаще способствуют тому, что руководство снимает как с себя, так и с отдельных сотрудни-
ков и организации в целом, всякую социальную ответственность за решение социальных, экологических и этических проблем, фрактальная организация, по утверждению Р. Малика, наоборот, предлагает более глубокое понимание таких фундаментальных проблем современной организационной культуры, как вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО), основанной на искреннем желании компании реагировать на потребности человека, общества и окружающей среды [8].
Таким образом, в условиях становления социально ориентированной экономики взаимоотношения предприятия и общества приобретают характер доверия к предприятию со стороны общества, которое считает, что предоставленные предприятию факторы производства и права будут разумно использованы в силу профессиональных способностей, общественного и природоохранного сознания руководства и сотрудников этого предприятия.
Изучая особенности функционирования наиболее успешных, пользующихся доверием общества и государства, компаний, эксперты часто подчеркивают предпринимательский характер их организационных структур. В качестве критериев, определяющих эффективность деятельности таких структур, предлагаются следующие их особенности:
- открытость;
- неопределённость;
- динамичность и гибкость;
- автономность;
- целенаправленность;
- многофункциональный характер предпринимательской деятельности [9].
Как видно из представленных в табл. 1 данных, характеристики фрактальной организации, определяющие её потенциал и результаты / эффекты деятельности, наилучшим образом соответствуют представленным критериям успешного функционирования социально ответственного бизнеса, пользующегося доверием общества, бизнес-сообщества и государства.
Совершенно очевидно, что такие комбинаторные выгоды фрактальной организации, как социальный капитал (связи и взаимоотношения доверия, уважения и сотрудничества), синергизм профессиональных компетенций (знания и квалификация сотрудников) и глобальное мышление, создают благоприятные условия для распространения организационной культуры, основанной на предпринимательской этике доверия, социальной ответственности, инновационности и актуализации человеческого капитала, что даёт организации возможность адекватно и быстро реагировать на потребности отдельного человека и общества в целом.
Список литературы:
1. Бонини Ш., Мендонца Л., Оппенхайм Дж. Когда социальные проблемы становятся стратегическими [Электронный ресурс] // Вестник МсКш-
sey. - 2006. - № 15. - Режим доступа: www.mckinsey.com/russianquarterly/ articles/issue 15/10_0406.aspx?tid=24.
2. Shin W. Fractal Businesses in an E-Business World [Электронный ресурс] // The 8th International Conference on Concurrent Enterprising. - Rome, Italy, 17-19 June 2002. - Режим доступа: www.manubuild.net/ projects/408/ ICE2002/Business %20to %20 Business/ 05_Sihn.pdf.
3. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. - М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 1999. - С. 157232.
4. Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - С. 374.
5. Itami H., Roehl T. Mobilizing Invisible Assets. - Harvard University Press, 1991. - P. 111-119, 125-127.
6. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 339-359.
7. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. - СПб.: Питер, 2004. -С. 356.
8. Malik P. Fractal Dynamics and CSR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fractalkey.com/protected/Fractal %20Dynamics %20& %20 CSR %20-%20white %20paper.pdf.
9. Агапцов С. А. Критерии эффективности предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sheandhe.ru/ 31.html
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ © Исмагилова Э.И.
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Получение прибыли является основной целью деятельности коммерческой организации, и оттого, насколько точно она спрогнозирована, зависит ее дальнейшее существование, способность сохранить стабильное функционирование в современных рыночных условиях. В настоящий момент используется несколько методов планирования прибыли, однако, для многих характерна проблема недостоверности и неточности расчетов.
Объектом моего исследования стало Общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Капитал», зарегистрированное в Ульяновске. Его основным видом деятельности является подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества. На его примере я осуществила практическую часть своего исследования, а именно на основе данных отчета о прибылях и убытках и других документов рассчитала прибыль планового периода по каждому методу. Сравнив полученные результаты, я убедилась, что самым точным оказался фак-