за. мы смогли установить обратную связь между такими явлениями, как уровень воды в реке и концентрация химических компонентов воды в подземном источнике, предсказать пределы колебания химического состава воды водозабора и определить долю речной воды в воде водо-
забора. Это позволяет на основании фактического мате^ риала обосновать санитарные мероприятия по охране водоисточника.
Поступила 30.04.81
УДК в 14.777:547.587:543.42
3. А. Щербакова
ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИМЕТИЛФЕНИЛКАРБИНОЛА В ВОДЕ
В литературе отсутствуют сведения о методах определения диметилфенилкарбинола (ДМФК) в воде на уровне ПДК в воде водоемов (0,05 мг/л). В основе известных методов определения ДМФК в промышленных сточных водах лежат колориметрические, спектрофотометрические и полярографические способы анализа. В работах Н. Г. Полянского, В. Ф. Поликарповой использована способность ДМФК к дегидратации в кислых средах до а-метилстирола, который затем определяют по реакции с сернокислой ртутью. Чувствительность определения ДМФК 10—30 мг/л. В. А. Терентьев и Н. X. Штивень применили реакцию взаимодействия спирта с азотистой кислотой с последующим спектрофотометрическим анализом продукта реакции в ультрафиолетовой,(УФ) и инфракрасной (ИК) областях спектра. Чувствительность определения ДМФК в УФ-области спектра 14 мг/л, в ИК-об-ласти 50 мг/л. Г. А. Краюшкина и 3. С. Смирнова применили полярографический метод для определения а-метилстирола и ДМФК в промышленных стоках фенолаце-тона и синтетического спирта. Определение основано на дегидратации ДМФК до а-метилстнрола с последующим полярографическим анализом на ртутном капельном электроде в области потенциалов от 1 до 2,4 В на фоне 0,05 М раствора йодистого тетраэтиламмония в диметил-формамиде с водой 9 : 1. Чувствительность определения после предварительного концентрирования ДМФК из воды экстракцией бензолом 0,18 мг/л.
Разработанный метод заключается в предварительной отгонке ДМФК из щелочной среды с водяным паром в присутствии солянокислого гидроксиламина для предотвращения влияния ацетофенона и ацетона, которые в щелочной среде образуют с гидроксиламином соответствующие кетоксимы, и проведении реакции Комаровского с пара-днметиламинобензальдегидом (п-ДМАБА) в среде хлороформа с концентрированной Н2504. Под реакцией Кемеровского известны цветные реакции высших спиртов с ароматическими альдегидами в присутствии концентрированной Н2504 (И. М. Коренман). Определению ДМФК по данной методике не мешают ацетофенон, метакриловая кислота, Ы-фенил-Р-нафтиламин, органические растворители (бензол, толуол, ацетон, хлористый метилен), но ме-.шают фенблы, спирты с числом углеродных атомов более трех и сложные эфиры этих спиртов. Чувствительность метода 0,05 мг/л. Точность определения ± 1,56± 0,0068, относительная ошибка 10,7—13,0%.
Ч Прибор для отгонки ДМФК из воды представлен на
рисунке. Пробу воды (200 мл) рН -9,0 помещают в колбу перегонного аппарата, вносят 0,5 г солянокислого гидроксиламина и производят отгонку. Для этого колбу перегонного аппарата соединяют через дефлегматор с 'поглотителем РыУтера, содержащим 10 мл дистиллированной воды, и с водоструйным насосом. Установив колбу на кипящую водяную баню, протягивают воздух со скоростью 3— 4 пузырька в секунду в течение 40 мин при охлаждении поглотителя Рыхтера ледяной водой. По окончании отгонки измеряют количество ДМФК в поглотителе, для чего содержимое поглотителя переносят в делительную воронку и экстрагируют ДМФК 10 мл хлороформа в тече-вце 2—3 мин. После расслоения органического слоя сли-
вают хлороформ в колориметрическую пробирку объемом примерно 40 мл и охлаждении пробирки ледяной водой приливают 2 мл концентрированной Н2304 и 0,1 мл 1 % раствора п-ДМАБА в смеси диэтилового эфира с Н2504 4:1. Раствор помешивают, затем греют на кипящей водяной бане 3 мин, охлаждают и реэкстрагируют продукт реакции 10 мл концентрированной НавО,,, есто-рожно переворачивая пробирку 2—3 раза. Кислотный слой отделяют и замеряют оптическую плотность раствЪра на ФЭК-М с синим светофильтром' (Я.= 480 нм) в кюветах с толщиной слоя 20 мм. Содержание ДМФК определяют по калибровочной кривой, построенной по результатам измерения оптической плотности аналогично обработанных стандартных растворов ДМФК.
Разработанный метод проверен определением ДМФК в воде, контактирующей с бутадиеновым каучуком, содержащей ацетофенон, метакриловую кислоту, Ы-фенил-Р-нафтиламин, остатки растворителей бензола, толуола, ацетона, хлористого метилена, с добавками известных количеств ДМФК. Данный фотометрический метод, имек>-
Прибор для отгонки ДМФК из воды.
щий чувствительность 0,05 мг/л, рекомендуется для анализа промышленных сточных вод производств синтетических каучуков и анализа воды водоемов.
Литература. Коренман И. М. Фотометрический анализ. Методы определения органических соединений. М., 1970, с. 189. Краюшкина Г. А., Смирнова 3. С. — В кн.: Методы оп-
ределения загрязняющих веществ в поверхностных водах. Л.. 1976, с. ¡70.
Поликарпова В. Ф. — Бюлл. по обмену опытом в пром-сти синтетич. каучука и синтетич. спирта, 1956, № 3, с. 65.
Полянский Н. Г. — Труды комиссии по аналитической химии, 1963, т. 13, с. 93.
Терентьев В. А., Штивень Н. X. —Ж. прикладн. спектроскопии, 1969, Л"9 2, с. 176.
Поступила 17.00.31
УДК 613.692:656.2
А. А. Минаев, Р. В. Таливанова
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва
На санитарно-эпидемиологическую службу железнодорожного транспорта возложен санитарный надзор за нормативно-технической документацией, разрабатываемой для железнодорожного транспорта. В связи с этим сектором научной экспертизы проектов и консультаций института наряду с типовыми проектами рассматриваются отраслевые стандарты, нормы технологического проектирования, технические условия на новые технологические процессы, оборудование, рабочий инструмент, применяемые в системе Министерства путей сообщения СССР и Министерства транспортного строительства СССР.
По данным за 1978—1980 гг. в срёднем за год даются заключения по 140 проектам (в том числе по .34 норма-тивно^техническим документам). При этом отклоняется от согласования из-за несоответствия санитарно-гигиеническим требованиям 20 проектов, а в остальные вносится 520 исправлений в среднем за год.
Анализ заключений по проектам, рассмотренным за последние 3 года, позволил выявить ряд наиболее часто встречающихся в них недостатков. Так, в раделе «Охрана труда и окружающей среды» излагаются лишь общие положения, .взятые из нормативной документации, без увязки их с материалом проекта и конкретными рекомендациями: Не всегда приводятся качественная и количественная характеристики вредных веществ, выделяющихся в рабочую зону и выбрасываемых в атмосферу, а также характеристика производственных сточных вод. Это не позволяет сделать обоснованные расчеты и предусмотреть необходимые мероприятия по предупреждению загрязнения воздушной среды цеха, атмосферы, почвы и водоемов. Отсутствуют расчеты естественной освещенности на рабочих местах или не принимается во внимание пониженная светопроницаемость стеклопрофилита по сравнению с обычным стеклом. Не приводятся разряды выполняемой зрительной работы, а принимаемая освещенность не соответствует требованиям СНиПов П-4—79. Не даются проектные решения по очистке светильников и стекол световых проемов.
Поступают проекты, в которых не предусматривается естественное освещение отдельных цехов с постоянным пребыванием людей, когда это не обусловлено требованиями технологии.
Для теплозвукоизоляцин, покрытия стен, потолка, пола используются материалы, не разрешенные Минздравом СССР к применению в строительстве.
В технологической части проекта не приводятся данные о производительности прачечной и химчистки, обеспечивающей очистку специальной одежды всех рабочих данного предприятия, или же расчеты ведутся на стирку спецодежды, которая загрязняется нефтепродуктами и может быть очищена только с помощью химчистки. Неправильно принимаются сроки смены спецодежды. Так, у рабочих тепловозных депо, по результатам исследований, спецодежду следует менять не реже 1—2 раз в неде-
лю (А. А. Прохоров и со^вт.), а в проекте расчет производительности химчистки ведется с учетом смены ее 1 раз в месяц.
В проектах, предназначенных для строительства на БАМе, не всегда учитываются требования строительных норм и правил для северной строительно-климатической зоны, к которой относятся некоторые районы БАМа: вход в здание предусматривается без двойного тамбура, не во всех случаях устраиваются воздушные завесы в воротах, а в районах с вечномерзлыми грунтами в жилых и рабочих помещениях, расположенных на 1-м этаже над проветриваемым подпольем, не проектируется равномерный прогрев поверхности пола (СНиП П-92—76; СНиП 11-32—75; СНиП 11-М.2—72).
Отсутствует шумовибрационная характеристика технологического и вентиляционного оборудования, не разрабатываются обоснованные технологические и ар-хитектурно-строптельные решения по уменьшению этих вредных факторов. Решение этого вопроса затрудняется отсутствием в паспортах отдельного вида оборудования шумов и вибрационный характеристики, которая должна приводиться в соответствии с ГОСТом 12.1.003 — 76 системы стандартов безопасности труда (ССБТ) и ГОСТом 12.1.12—78 ССБТ. В проектах строительства метрополитенов принимаемое расстояние жилой застрбйки от линии мелкого заложения метрополитена не обосновывается виброакустическими расчетами в объеме, требуемом указанными ГОСТами.
В разделе «Организация строительства» не дается рас" чет обеспеченности строительных рабочих саннтарно-бытовыми помещениями.
В производственных и вспомогательных зданиях с высотой этажа 3,3 м закладываются оконные блоки без форточек. Проверка объектов, построенных по таким проектам, показала, что даже в зданиях, расположенных в районе Крыма, не пользуются предусмотренными проектами открывающимися створками окон и предприятие собственными силами оборудует оконные переплеты форточками. •
Число несогласованных проектов и вносимых исправлений из года в год уменьшается. Улучшению качества проектной документации способствует следующее. В соответствии с решением ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта (1977) в проектных институтах системы Министерства путей сообщения СССР и Министерства транспортного строительства СССР вводится должность главного специалиста по охране труда; главными проектными институтами разработаны эталоны по составлению раздела проекта «Охрана труда и окружающей среды», которые разосланы для руководства во все проектные институты железнодорожного транспорта. Большую помощь проектным организациям в последние годы ока-вывают введенные в действие ГОСТы (ССБТ), ГОСТ 1.26—