S «
S §
X
§
л S
о
X X
W
S
Он
со
о
и
W
£ о
С
W
3 х
л
<
й н
УДК 339.92
ФОРУМ «ГРУППА СТРАН -СТРАНА-ЛИДЕР» КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Смирнов Владимир Владимирович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры международных экономических отношений, доктор экономических наук, e-mail: [email protected]
В статье автор отразил деятельность Международного форума как организационной формы с участием представителей страны-лидера и целевой группы стран. Автор считает, что такого рода международные форумы способны давать предварительную диагностику проблем, существующих в международном пространстве, а также согласовывать направления, ускорениере-ализации инициатив и проектов международного сотрудничества. Показан опыт Китая по использованию данной организационной формы
Ключевые слова: международный форум; международное сотрудничество; организационная форма; Китай; Форум сотрудничества Китай-Африка; форум «16+1»; форум CELAC-Китай; Международный форум «Один пояс - один путь»
FORUM «GROUP OF COUNTRIES -
LEADING COUNTRY» AS AN ORGANIZATIONAL FORM TO ENHANCE INTERNATIONAL COOPERATION
Smirnov Vladimir V.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of International Economic Relations, Doctor of Economics, e-mail: [email protected]
In the article the author captured the International Forum activity as an organizational form with representatives of the leading country and the target group of countries. By the author's opinion, such organizational form is suited for the preliminary diagnostic of problems and difficulties, existing in the international space, and for coordination of development process, accelerating the practical implementation of initiatives and international cooperation projects. The experience of China in the use of this organizational form is shown
Keywords: international forum; international cooperation; organizational form; China; China-Africa Cooperation Forum; 16 + 1 Forum; CELAC-China Forum; «Belt and Road Initiative» International Forum
Для цитирования: Смирнов В.В. Форум «группа стран - страна-лидер» как организационная форма активизации международного сотрудничества // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 70-73.
Переформатирование мирового экономического пространства по зонам влияния между главными акторами, оказывающими существенное воздействие на ход мирового хозяйственного процесса, изменение институционального устройства мирового хозяйства, претворение в жизнь крупных инвестиционных проектов, затрагивающих территории и интересы многих государств, широкомасштабное вовлечение в мировой экономический оборот недоиспользуемых и малоиспользуемых ресурсов требует организации множества целенаправленных воздействий на сеть взаимоотношений между субъектами мировой экономики. Организационно такие воздействия могут осуществляться в различных формах. Для страны, претендующей на роль лидера мирового общественного развития, перспективной организационной формой осуществления подготовительной работы по реализации своих экономических интересов является проведение международных форумов, участниками которых являются все заинтересованные государства, которые можно назвать целевой группой. Отличие такого типа форумов от множества международных форумов, которые ежегодно проводятся в мире, - наличие явно выраженного лидера, реализующего свои экономические интересы,
поэтому они и получили название форумов «группа стран - страна-лидер».
Например, начиная с 1993 г. Япония - первоначально раз в 5 лет - организует Международные конференции по развитию Африки (ТИКАД - Tokyo International Conference on African Development/ TICAD). В 2016 г. было принято решение проводить такие конференции раз в три года. Каждую конференцию Япония организует совместно с ООН, Программой развития ООН (ПРООН), Всемирным банком, Комиссией Африканского союза. Приглашения на участие в TICAD получают все главы африканских государств, международные организации, страны-доноры, частные компании, организации гражданского общества [1].
Наличие единственного лидера выгодно отличает подобные форумы в плане перспектив реализации обсуждаемых проектов и программ сотрудничества. В этой связи уместно вспомнить региональный форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на работу которого существенное влияние оказывают колебания китайско-американских взаимоотношений, вплоть до того, что среди экспертов возникают дискуссии о необходимости существования АТЭС [2, с. 50].
Китай, хотя и не является изобретателем форума формата «группа стран - страна-лидер», в последние десятилетия использует эту организационную форму по разным направлениям, поэтому его опыт представляет значительный интерес.
В основе успешного применения Китаем данной организационной формы лежит, на взгляд автора, использование концепции и методов «мягкой силы», в рамках которых Китай стремится к созданию имиджа дружественной страны, готовой оказывать помощь и поддержку в расчете на ответную поддержку [3]. Важно отметить, что при этом реализуется специфический принцип, который образно формулируется: «идти по реке, нащупывая камни». Форумы «группа стран - Китай», работающие на длительную перспективу, как раз и позволяют «нащупать камни», провести предварительную диагностику проблем и трудностей, которые могут возникнуть на пути расширения международного сотрудничества, стимулировать и активизировать такое сотрудничество. Приведем наиболее успешные примеры использования Китаем международных форумов подобного формата.
В последние годы повышается значение и роль Африки в международных отношениях. Этому способствует возникновение, осмысление и, в некоторой степени, уже и практическое использование концепции «полного мира», которую выдвинул американский эколог и экономист Герман Дейли [4, 5]. Так, эта концепция была использована в качестве отправной точки доклада Римского клуба «Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet» (2018) [6].
Одним из положений данной концепции является идея о том, что современная цивилизация формировалась в «пустом мире», характеризующемся множеством неиспользуемых территорий и избыточными ресурсами. В настоящее время человечество постепенно вступает в «полный мир», мир, «заполненный до краев» без перспектив дальнейшего количественного расширения своих границ. В таком мире возрастает роль малоиспользуемых и недоиспользуемых территорий и ресурсов, которыми как раз и богата Африка.
Африка сегодня - это 54 государства - члена ООН; континент со значительными природными ресурсами (уголь, нефть, газ, различные руды и т.п.). В странах Африки потенциально емкий рынок товаров, услуг, капитала. Это регион со слабо развитой инфраструктурой, где государства испытывают значительный дефицит кадров, технологий и инвестиций.
Сотрудничество Китая со странами Африки имеет достаточно длительную историю. Можно обозначить множество направлений такого сотрудничества [7], которое активизировалось в начале XXI века, когда Китай приступил к претворению в жизнь стратегии «выхода вовне».
Для развития многопланового сотрудничества Китая со странами Африки была организована работа Форума сотрудничества Китай - Африка (Forum on China-Africa Cooperation - FOCAC).
Работа данного форума организована в целях развития сотрудничества между Китаем и африканскими странами перед лицом новых вызовов экономической глобализации. Документ о создании форума официально вступил в силу в 2002 г. Участниками БОСАС в настоящее время являются: Китай, 53 африканские страны, установившие дипломатические отношения с Китаем, Комиссия Африканского союза.
В сентябре 2018 г. состоялись Пекинский саммит и 7-я министерская конференция БОСАС, итогом которых стало принятие двух документов - Пекинской декларации и Плана действий на 2019-2021 гг. В этих документах упор делается на реализацию «восьми инициатив» и всестороннее укрепление прагматического сотрудничества в различных областях между Китаем и Африкой [8].
Инициативы включают в себя:
1) реализацию мероприятий по промышленному развитию, включая создание и модернизацию зон экономического и торгового сотрудничества в Африке, поддержку Африки в достижении продовольственной безопасности к 2030 г., реализацию проектов в области сельского хозяйства;
2) осуществление инфраструктурных проектов в области энергетики, транспорта, связи, использования трансграничных водных пространств, использования финансовых инструментов;
3) меры по упрощению торговых процедур с расширением импорта африканских товаров (особенно несырьевых), созданием зон свободной торговли, развитием электронной торговли;
4) развитие «зеленой» экономики, оказание экологической помощи Африке для решения проблем, связанных с изменением климата, опустыниванием, защитой дикой природы и растений, усилением экологической политики;
5) наращивание потенциала развития путем организации профессиональной подготовки африканской молодежи с предоставлением стипендий и мест для обучения, создания Китайско-Африканского центра инновационного сотрудничества для содействия молодежным инновациям и сотрудничеству в области предпринимательства;
6) реализацию мер в области здравоохранения и санитарии, которые включают развитие проектов и укрепление центров по борьбе с малярией, СПИДом, инфекционными заболеваниями, подготовку большого числа специалистов для Африки, продолжение программ по медицинскому консультированию и оказанию медицинской помощи;
7) активизация гуманитарных обменов с созданием Китайско-Африканского научно-исследовательского института цивилизационных исследований, продолжением развития Китайско-Африканского культурного центра, созданием сети сотрудничества средств массовой информации;
8) осуществление операций по обеспечению мира и безопасности с учреждением Китайско-Африканского фонда сотрудничества в области мира и безопасности.
9) Восьмая министерская встреча FOCAC состоится в Республике Сенегал в 2021 г.
Работа FOCAC инициирует создание и развитие целой сети фондов, центров, программ, охватывающих различные направления китайско-африканского сотрудничества. Наиболее значимыми из них являются: Фонд развития Китай-Африка (China-Africa Development Fund - CADFund), Фонд развития человеческих ресурсов Африки, Фонд развития малых и средних предприятий Китай-Африка. В свете реализации стратегического плана «Made in China 2025» следует ожидать активизации работы Китайско-Африканского «мозгового» форума (China-Africa Think Tanks Forum - CATTF), который планируется сделать академической площадкой для проведения научных дискуссий китайских и африканских ученых.
С 2012 г. такую же организационную форму Китай использует для активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в рамках проекта, получившего обозначение «16+1». В работе ежегодного форума принимают участие такие европейские страны, как Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Северная Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения. Кроме торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Форум затрагивает вопросы взаимодействия в области культуры, туризма, науки и образования. Уникальность Форума заключается в том, что это, по сути, единственный пример, когда имеет место взаимодействие большой группы европейских стран с внерегиональ-ной державой (Китаем), которое осуществляется без участия Европейского Союза.
Еще на первом саммите Форума в 2012 г., который проходил в Варшаве (Польша), Китаем была представлена стратегия, в рамках которой Китай предполагает строить отношения со странами ЦВЕ. Было официально подчеркнуто, что речь идет именно о дружественном сотрудничестве, о чем свидетельствует название этого документа - «12 мер Китая для поощрения дружественного сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы» («China'a Twelve Measures for Promoting Friendly Cooperation with Central and Eastern European Countries») [9].
Данные меры, которые последовательно реализуются, включают в себя:
1. Создание секретариата по сотрудничеству между Китаем и странами ЦВЕ.
2. Создание специальной кредитной линии на 10 млрд долл. США, определенную часть которой составляют льготные кредиты, с упором на проекты сотрудничества в таких областях, как инфраструктура, высокие и новые технологии, зеленая экономика.
3. Создание фонда инвестиционного сотрудничества между Китаем и странами ЦВЕ.
4. Увеличение двусторонней торговли между Китаем и странами ЦВЕ.
5. Поощрение китайских предприятий к сотрудничеству со странами ЦВЕ в целях
создания экономических и технологических зон в каждой стране.
6. Исследование возможностей финансового сотрудничества с использованием валютных свопов, расчетов в местной валюте для трансграничной торговли, открытие филиалов банков в этих странах.
7. Создание экспертно-консультативного комитета по созданию транспортной сети между Китаем и странами ЦВЕ.
8. Проведение регулярных встреч по вопросам культуры.
9. Расширение сотрудничества в области образования, включающего межуниверситетские обмены и проведение совместных исследований.
10. Создание альянса по развитию туризма между Китаем и странами ЦВЕ.
11. Создание фонда научных исследований с ежегодным выделением Китаем 2 млн юаней на поддержку обмена между научными организациями и учеными.
12. Проведение форума молодых политических лидеров Китая и стран ЦВЕ.
Одним из последних проектов, предложенных Китаем в рамках проекта «16+1», является создание Межбанковской ассоциации Китая и стран ЦВЕ. Она предназначена для финансирования крупных стратегических проектов. Уже на первом этапе реализации этой программы Банк развития Китая обещал предоставить странам ЦВЕ 2 млрд евро [10].
На 8-м саммите данного Форума (Дубровник, 2019 г.) к его работе решила присоединиться Греция; это означает, что формат Форума меняется на «17+1» и свидетельствует о значимости данного Форума для европейских стран.
Подобная организационная форма используется Китаем и для укрепления своей роли в Латинской Америке. В 2011 г. было создано Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЕАС). В него вошли все 33 государства Латинской Америки. В рамках СЕЕАС в 2014 г. был образован форум СЕЕАС-Китай, задачей которого является расширение взаимного сотрудничества. Первая встреча на уровне министров прошла 8-9 января 2015 г. в Пекине. Следует подчеркнуть, что на этой встрече китайский лидер Си Цзиньпин обращался к странам Латинской Америки, как к единому целому. Он высказал намерения Китая увеличить взаимный товарооборот между странами («1+33») к 2025 г. до 500 млрд долл., инвестировать в Латинскую Америку в ближайшие 10 лет еще 250 млрд долл. [11]. Здесь же был предложен план Китая, который затрагивает латиноамериканскую торговлю и инвестиции, соответствующий формуле «1+3+6». Единица означает сам план сотрудничества, тройка символизирует основные направления сотрудничества - торговля, инвестиции, финансы, шестерка обозначает приоритетные области сотрудничества (энергетика и ресурсы, инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, научные и технологические инновации наряду с информационными технологиями) [12]. Для практической реализации
планов сотрудничества была создана группа специализированных форумов, охватывающих широкий круг направлений.
На второй министерской встрече в формате «1+33» в феврале 2018 г. министр иностранных дел КНР Ван И высказал мысль о том, что Латинская Америка должна сыграть «значимую» роль в реализации инициативы «Один пояс - один путь». Таким образом, стратегическая цель дальнейшего сотрудничества Китая и стран Латинской Америки заключается в строительстве транспортных линий, которые сойдутся на тихоокеанском побережье Южной Америки, а затем соединятся морским маршрутом с китайским побережьем.
Еще в 2013 г. Китаем была выдвинута глобальная инициатива, которая позднее и была оформлена в проект «Один пояс - один путь». На данную инициативу откликнулось более 100 стран. На конец марта 2019 г. китайским правительством в рамках проекта были подписаны соглашения о сотрудничестве уже со 125 странами и 29 международными организациями [13].
В основе данного проекта лежат четыре концепции: мира и сотрудничества, открытости и толерантности, взаимной выгоды и обоюдного выигрыша, взаимного обучения. Кроме создания сухопутных и морских транспортных коридоров и маршрутов, проект декларирует реализацию четырех Шелковых путей - зеленого, здорового, интеллектуального и мирного [14].
Сформулированные требования к реализации проекта, среди которых действительное продвижение единства мыслей, реализации планов, единого планирования и согласования, осуществления ключевых проектов, укрепления духовной близости между народами, не могут быть реализованы без организации работы соответствующего форума.
Первый Международный форум в рамках инициативы «Один пояс - один путь» прошел в мае 2017 г. в Пекине с участием 29 глав государств и правительств, руководителей влиятельных международных организаций. Во втором форуме, который состоялся в апреле 2019 г., принимали участие уже 37 глав государств и правительств, около 360 министров, Генеральный секретарь ООН, глава Международного валютного фонда. В работе Форума участвовало около 5000 представителей 150 стран и 90 международных организаций. В дальнейшем следует ожидать наращивание представительности и влияния данного международного форума.
Использование организационной формы проведения форумов «группа стран - страна-лидер» для подготовки, согласования направлений, реализации инициатив и проектов международного сотрудничества демонстрирует свою действенность. Однако результативно применять ее могут только те страны, которые обладают значительным экономическим потенциалом, способны предложить идеи, вызывающие всеобщее признание и заинтересованность.
Библиографический список:
1. What is TICAD? // Официальный сайт Министерства иностранных дел Японии. URL: https://www.mofa. go.jp/region/africa/ticad/what.html (дата обращения: 18.05.2019).
2. Федоровский А.Н. АТЭС и перспективы региональной интеграции // Азия и Африка сегодня. 2018. № 6. С. 44-50.
3. Дейч Т.Л., Сериккалиева А.Е. «Мягкая сила» как орудие политики Китая в Африке // Азия и Африка сегодня. 2017. № 3. С. 2-8.
4. Дейли Г., Кобб Дж. На общее благо. Переориентация экономики к людям, окружающей среде и устойчивому будущему. М.: Российское отделение ISEE, 1994. 323 с.
5. Оценивая нашу землю. Экономика, экология, этика / Под ред. Г. Дэйли и К. Таунсенда. М.: Российское отделение ISEE, 1994. 268 с.
6. New Report to the Club of Rome: Come On! // Официальный сайт Римского клуба. URL: https://www. clubofrome.org/2017/10/25/new-report-to-the-club-of-rome-come-on/ (дата обращения: 16.04.2019).
7. Мардашев А.А. Помощь КНР странам Африки // Вестник МГИМО. 2012. № 2. С. 59-70.
8. Официальный сайт F0CAC-2018. URL: https:// focacsummit.mfa.gov.cn/chn/hyqk/t1591944.htm (дата обращения: 15.04.2019).
9. China's Twelve Measures for Promoting Friendly Cooperation with Central and Eastern European Countries // Официальный сайт Министерства иностранных дел КНР. URL: https://www.fmprc.gov.cn/ mfa_eng/topics_665678/wjbispg_665714/t928567. shtml (дата обращения: 12.05.2019).
10. Грязев А., Шерункова О. Мягкая сила денег: как Китай покупает Европу // Информационный портал «Газета.ру». URL: https://www.gazeta.ru/ politics/2018/04/13_a_11716561.shtml?updated (дата обращения: 15.05.2019).
11. Борзова А.Ю., Агаев Ю.И., Торкунова Ю.А. Китай -CELAC: новые тенденции в экономическом сотрудничестве // Латинская Америка. 2018. № 7. С. 32-46.
12. Новый Шелковый путь Китая достиг Латинской Америки // Информационный портал «Вести. Экономика». URL: https://www.vestifinance.ru/articles/98034 (дата обращения: 15.05.2019).
13. Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути». Прогресс, вклад и перспективы // Официальный портал проекта «Один пояс - один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения: 14.05.2019).
14. Официальный портал проекта «Один пояс - один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения: 14.05.2019).