Научная статья на тему '«Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» С. Слонимского'

«Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» С. Слонимского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
463
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S PIANO ALBUM / MUSIC FOR CHILDREN / MUSICAL PEDAGOGY / S. SLONIMSKY / MUSICAL SERIES WORKS / ДЕТСКИЙ ФОРТЕПИАННЫЙ АЛЬБОМ / МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / С. СЛОНИМСКИЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарновская Т. К.

В данной работе рассмотрены и проанализированы малоизвестные и пока еще не опубликованные в России произведения петербургского композитора Сергея Слонимского. Музыкальные циклы написаны для детей младших и средних классов детской школы искусств, музыкальных кружков и студий, а также других музыкальных образовательных учреждений. В исследовании автор впервые обращает внимание на стилистику, композиционные приёмы и педагогические принципы Слонимского, отражённые в произведениях из малоизученного сборника «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов». Три цикла сборника представляют собой авторскую хрестоматию для начинающих пианистов, в которой собраны пьесы разных жанров и направлений: от простой монодии к полифонии и ансамблевой музыке. Варьирование и усложнение композитором гармонического языка, фактуры, метро-ритмических конфигураций и стилевых особенностей в детских фортепианных циклах рассматриваются автором сквозь призму педагогической целесообразности. Данный подход убедительно показывает, что обозначенная проблема требует не только теоретического изучения, но и своего разрешения в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“PIANO PLAYS FROM RUSSIA. 49 MUSICAL IMAGES” of S. SLONIMSKY

This paper discusses and analyzes little-known and unpublished works (in Russia) by Sergei Slonimsky, a St. Petersburg composer. Musical works are written for children of junior and middle classes of children’s art schools, music clubs and studios, as well as other musical educational institutions. In the study the author draws attention to the style, compositional techniques and pedagogical principles of Slonimsky, reflected in the works of a book of “Piano Plays from Russia. 49 Musical Images”, poorly known in Russia. The three cycles of the collection present a textbook for pianists, who are only beginners. The composer’s work contains pieces of different styles and genres: from the simple monody to polyphony and ensemble music. The variation and complexity of the composer is expressed in a harmonic language and texture, Metro-style rhythmic configurations and features in children’s piano cycle are considered through the prism of the author of pedagogical expediency. This approach clearly shows that the identified problem requires not only a theoretical study, but also of its resolution in practice.

Текст научной работы на тему ««Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» С. Слонимского»

вень. Кировский район - это одно муниципальное образование, которое в течение всего исследуемого периода не смогло перейти из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в Ставропольском крае.

Прирост наблюдался в более ускоренном темпе в Александровском районе и в более медленном - в Кировском районе. Разница между динамикой индивидуальных ИНДЕКСОВ готовности образовательных организаций данных районов в период за четыре года составила 93,39 баллов.

Все результаты были подвергнуты корреляционному анализу, с помощью которого удалось подтвердить, что связь между

Библиографический список

выбранными ресурсами образовательных организаций статистически значима и положительна.

Таким образом, управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений на локальном и региональном уровнях. В связи с этим, создание системы педагогического мониторинга с целью изучения качества условий готовности образовательных учреждений к введению и освоению ФГОС НОО, становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждого муниципального образования Ставропольского края.

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования. Приказ Минобрнауки России; 06.10.2009; № 373. (Ред. от 18.12.2012).

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации; 29 декабря 2012; № 273-Ф3.

3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Санкт-Петербург: «Образование - культура», 1998; Книга 1.

4. Петрухин В.В., Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm

5. Васильева Э.К., Лялин В.С. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. Москва, 2012.

6. Балашова Е.А., Чернецов В.В. Индексный метод в задачах факторного анализа социально-экономических процессов. Вестник СГТУ. 2009; 1: 139 - 144.

References

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii; 06.10.2009; № 373. (Red. ot 18.12.2012).

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon RossijskojFederacii; 29 dekabrya 2012; № 273-FZ.

3. Majorov A.N. Monitoring vobrazovanii. Sankt-Peterburg: «Obrazovanie - kul'tura», 1998; Kniga 1.

4. Petruhin V.V., Problema organizacii i aprobacii sistemy pedagogicheskogo monitoringa v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Available at: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm

5. Vasil'eva 'E.K., Lyalin V.S. Statistika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nostyam 'ekonomiki i upravleniya. Moskva, 2012.

6. Balashova E.A., Chernecov V.V. Indeksnyj metod v zadachah faktornogo analiza social'no-'ekonomicheskih processov. VestnikSGTU. 2009; 1: 139 - 144.

Статья поступила в редакцию 26. 08.15

УДК 78.089.8

Tarnovskaya T.K., postgraduate, St. Petersburg State Institute of Culture (St. Petersburg, Russia), E-mail: tarn72@mail.ru

"PIANO PLAYS FROM RUSSIA. 49 MUSICAL IMAGES" of S. SLONIMSKY. This paper discusses and analyzes little-known and unpublished works (in Russia) by Sergei Slonimsky, a St. Petersburg composer. Musical works are written for children of junior and middle classes of children's art schools, music clubs and studios, as well as other musical educational institutions. In the study the author draws attention to the style, compositional techniques and pedagogical principles of Slonimsky, reflected in the works of a book of "Piano Plays from Russia. 49 Musical Images", poorly known in Russia. The three cycles of the collection present a textbook for pianists, who are only beginners. The composer's work contains pieces of different styles and genres: from the simple monody to polyphony and ensemble music. The variation and complexity of the composer is expressed in a harmonic language and texture, Metro-style rhythmic configurations and features in children's piano cycle are considered through the prism of the author of pedagogical expediency. This approach clearly shows that the identified problem requires not only a theoretical study, but also of its resolution in practice.

Key words: children's piano album, music for children, musical pedagogy, S. Slonimsky, musical series works.

Т.К. Тарновская, соискатель СПбГИК, г. Санкт-Петербург, E-mail: tarn72@mail.ru

«ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ИЗ РОССИИ. 49 МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ» С. СЛОНИМСКОГО

В данной работе рассмотрены и проанализированы малоизвестные и пока еще не опубликованные в России произведения петербургского композитора Сергея Слонимского. Музыкальные циклы написаны для детей младших и средних классов детской школы искусств, музыкальных кружков и студий, а также других музыкальных образовательных учреждений. В исследовании автор впервые обращает внимание на стилистику, композиционные приёмы и педагогические принципы Слонимского, отражённые в произведениях из малоизученного сборника «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов». Три цикла сборника представляют собой авторскую хрестоматию для начинающих пианистов, в которой собраны пьесы разных жанров и направлений: от простой монодии к полифонии и ансамблевой музыке. Варьирование и усложнение композитором гармонического языка, фактуры, метро-ритмических конфигураций и стилевых особенностей в детских фортепианных циклах рассматриваются автором сквозь призму педагогической целесообразности. Данный подход убедительно показывает, что обозначенная проблема требует не только теоретического изучения, но и своего разрешения в практической деятельности.

Ключевые слова: детский фортепианный альбом, музыка для детей, музыкальная педагогика, С. Слонимский, музыкальные циклы

Фортепианная музыка для детей ежегодно пополняется новыми сочинениями отечественных композиторов, таких как Ж. Металлиди, [1], [2] Г. Портнов, [3] С. Баневич, [4] Б. Зотов [5] и

многих других. В этом ряду плодотворно сотрудничает и известный петербургский композитор Сергей Слонимский. Фортепианные сочинения для детей С. Слонимского представляют собой

значительный пласт педагогического наследия. Пьесы отличаются яркими образами, изобилием различных приёмов звукоиз-влечения, разнообразными фактурными и ритмическими рисунками.

Как правило, С. Слонимский пишет музыку для детей по заказу педагогов, учеников, исполнителей. Так, Анна Даниловна Артоболевская - первая учительница музыки композитора - стала заказчиком «Капельных пьес». Известный педагог, композитор, музыкально-общественный деятель, составитель детских фортепианных сборников Сергей Яковлевич Вольфензон неустанно пополнял серию изданий «Пьесы Ленинградских композиторов для фортепиано» многочисленными сочинениями С. Слонимского. В шестнадцати сборниках, выпущенных Ленинградским отделением Всесоюзного издательства «Советский композитор» с 1969 по 1988, увидели свет шестнадцать пьес С. Слонимского. Многие из них композитор писал специально по просьбе своего учителя и наставника С. Вольфензона. Фаина Брянская - известный не только в России, но и за рубежом педагог, пианистка, автор сборников для чтения с листа также включала в свои издания пьесы Слонимского, как благодатный материал для работы. Кроме того, она же дала название пьесе «Мультфильм с приключениями»

Своим рождением детские фортепианные циклы обязаны многим музыкальным общественным деятелям. Так, будучи художественным руководителем Малого зала филармонии, Наталья Еремина предложила С. Слонимскому программное задание по «Сюите путешествий». Генеральный директор издательства «Композитор - Санкт-Петербург», в прошлом музыкальный редактор детской редакции телевидения и главный редактор музыкальной редакции радио Светлана Эмильевна Таирова подтолкнула С. Слонимского на создание музыкальной сказки «Принцесса, разучившаяся плакать». Так родилась одноименная увлекательная и романтичная детская музыкальная сюита по сказке Р. Баумбаха. Сборник для самых юных пианистов «Первые шаги на клавиатуре» также был написан по просьбе Светланы Эмильевны.

Особое место занимают пьесы, написанные специально для пианиста Аркадия Аронова. Это лишний раз подчёркивает важность фортепианного творчества Слонимского не только для детей, но и для зрелых мастеров, а также для многочисленных любителей домашнего музицирования.

За последние пять лет вышли еще несколько сборников петербургского композитора для юных пианистов не только в России, но и в Германии в издательстве Verlag Neue Musik. В 2011 году зарубежный сборник фортепианных пьес под общим названием «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» также родился по заказу немецких педагогов. Работа над его созданием проходила практически параллельно с сочинением отечественных фортепианных тетрадей под общим названием «Весёлые и грустные, страшные и смешные приключения: шесть циклов легких и трудных пьес для учащихся младшего и среднего возраста», которые вышли в свет в издательстве «Композитор - Санкт-Петербург». Вероятно, поэтому общие тенденции прослеживаются и в принципе построения миниатюр: от простого к сложному, и в композиционных приемах, включающих в себя особенности гармонического языка и ритмических формул.

В первом цикле под названием «Первые шаги пианиста» простые монодии играются поочерёдно каждой рукой отдельно, затем обеими руками в расходящемся движении («Дуэт согласия»). Далее несложные увлекательные и яркие по характеру пьесы знакомят юных пианистов с ладами народной, средневековой и ренессансной музыки: «Радостный танец в мажоре» (в натуральном мажоре), «Задорный танец» (в лидийском ладу), «Плавный танец» (в миксолидийском ладу), «Печальная песня в миноре» (в гармоническом миноре), «Лирический напев» (в эолийском ладу), «Суровый напев» (в дорийском ладу), «Воинственный напев» (во фригийском ладу). Завершает первый цикл знакомство с полифонической музыкой, широко распространенной и исполняемой в средних веках: Канон, Двойной контрапункт, Маленькая фуга. Голосоведение и полифоническая ткань в каждой новой пьесе насыщаются более сложной фактурой и ритмическим рисунком. Усложняется и размер полифонических миниатюр (Канон написан в размере %, Двойной контрапункт -в размере 6/8, а Маленькая фуга уже в размере 3/2). Таким образом, изучение первого цикла юными исполнителями может послужить прочным фундаментом для закрепления умений и навыков не только технического, но и полифонического фортепиан-

ного мастерства, а также значительно расширить теоретические познания в строении ладо-гармонических функций.

Второй цикл под названием «Летний день ребёнка» анонсирован С. Слонимским как подражание фортепианному наследию для детей и юношества Р Шумана: «В целом цикл написан под влиянием любимого мною с детства «Альбома для юношества» Роберта Шумана и посвящен памяти этого высоко чтимого мною композитора» [6]. Созвучны по настроению и по форме пьесы «Горькая обида» Слонимского и «Первая утрата» Р Шумана, квартовые скачки и воинственное настроение в пьесе «Грозный всадник» перекликаются с похожими композиционными приемами пьесы «Охотничья песенка» Р. Шумана, а «Марш охотников» четкими ритмическими и пунктирными рисунками напоминает «Марш солдатиков». Однако не менее яркое тематическое и ладо-гармоническое сходство обнаруживается и с пьесами из «Детской музыки» Сергея Прокофьева - любимейшего композитора С. Слонимского с детских лет. Уже в первой миниатюре «Утро» слышны похожие интонации, мелодические обороты и аккордовые последовательности из одноименной пьесы Прокофьева.

В цикле можно провести параллели и с другими мастерами детской фортепианной музыки. Так, совершенно очевидно миниатюра Оживленная прогулка» С. Слонимского роднится с пьесой А. Гречанинова «Игра в лошадки, а «Вечерняя молитва» перекликается с пьесой «В церкви» из детского альбома П.И. Чайковского.

В целом же, цикл отражает композиционные приёмы и стилистику, присущие более ранним фортепианным сочинениям С. Слонимского для детей: те же детские развлечения и забавы («Игра в пятнашки»), пьесы-настроения («Грустное настроение»). Образы природы также ярко и рельефно выписаны мелодическими и гармоническими оборотами. Миниатюра «Дождь идет» на фоне непрерывного движения насыщена напряженными интервальными скачками от терции до септимы, как бы создавая тем самым нарастание ливневого потока...

Гармонически ярко и необычно расцвечена зарисовка «Волшебный лес». Скользящие гармонии струятся из одного аккорда в другой благодаря использованию приема запаздывающей педали. Легкими секундовыми переливами наполнена миниатюра «Пение птиц в лесу». Частая смена размеров и длительностей словно отражают птичьи переклички и заливистые трели, а заодно приучают учащихся к нерегулярной ритмике и овладению мелкой техникой, исполнению витиеватых украшений.

Атмосферу веселого торжества живописует сочинение «Веселый пир». Сочетание кластерной и аккордовой техники, пунктирного ритма, бравурного вступления, яркой динамики и трехдольного размера напоминают характер дворцового парадного полонеза XIX века. Компактная трехчастная пьеса по праву может стать ярким концертным украшением в репертуаре юных пианистов.

Отдельными номерами следуют ансамблевые пьесы для четырехручного исполнения: «Вальс» и «Полька». Пьесы предназначены для детей младшего и среднего возраста и имеют равнозначные партии. Оба ансамблевых произведения наделены яркими жанровыми танцевальными характеристиками: мелодическая линия на фоне аккордового сопровождения, трехдольный размер в Вальсе и синкопированный ритм с подскоками и акцентами в Польке вырисовывают особенности каждого танца. Вышеназванные опусы - это широко развернутые по форме, яркие, концертные сочинения.

Завершает второй музыкальный цикл (как проекция завершения дня из жизни ребенка) распевная мелодия нежной и убаюкивающей «Колыбельной».

Третий цикл - «Музыкальное путешествие по странам и континентам» - открывает детям стилистику и особенности музыкальной культуры разных стран. «Американская песня» представляет собой оттиск современного спиричуэлса, в котором слышны джазовые гармонии, многоголосная фактура изложения и типичные для джазовой музыки интервальные ходы. Удалой задорный характер присущ пьесе «Русская пляска». Главная тема проходит трижды в разных тональностях, словно передавая эстафету танцующих участников по кругу.

«Агрентинский танец» с первых же тактов погружает исполнителя и слушателей в зажигательный танцевальный карнавал. Основная тема танца заимствована из ансамблевой пьесы композитора «Кот в сапогах» из цикла «От пяти до пятидесяти». Ритмически острый пунктирный ритм, триольные последовательности и синкопы рельефно вырисовывают стилистику и особенности страстного танго. Пьеса, несомненно, может служить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.