Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33.330.3
DOI: 10.12737/article_59b11cc495aae3.15479652
Н.М. Ованесян, Е.О. Росновская, А.Е. Сафронов ФОРСАЙТ-РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Рассматриваются проблемы антикризисного управления экономикой России. Исследуются основные показатели ретроспективного экономического состояния, а также тренды будущего развития. Приводятся некоторые рекомендации по совершенствованию форсайт-планирования экономики России в условиях мирового кризиса.
Ключевые слова: мировой экономический кризис, антироссийские санкции, показатели социально-экономического развития, прогноз социально-экономического развития России, антикризисные мероприятия.
N.M. Ovanesyan, E.O. Rosnovskaya, A.E. Safronov
FORSYTHE - RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF CRISIS
The negative tendencies of the world crisis impact upon the Russian economy are under investigations. The anti-Russian sanctions considerable influence upon a current state of the social-economic development of Russia in 2015-2017 as compared with retrospective indices of 2008-2015 (indices are specified) is substantiated. The attention to the negative and positive tendencies of the Russian economy development in 2017-2019 is emphasized. At the same time the conclusion is substantiated that the crisis peak of Russia may be over in the first half of 2016 after which a gradual outlet of the Russian economy from the crises will be observed. The tendency positive factors of an econom-
ic growth will be: the further growth of production, the future growth of investment activity, the future growth of a retail trade turnover. As a considerable drawback of the forsythe-development of the Russian economy is mentioned an insignificant financing of a social sphere. At the same time, actually all planned indices depend considerably upon foreign-economic opportunities, and the inner resources of the country are underestimated.
Key words: world economic crisis, anti-Russian sanctions, indices of social-economic development, forecast of social-economic development of Russia, anti-crisis measure.
Введение
Цикличный характер экономического развития бизнес-систем, в том числе и на государственном уровне, характеризуется временными трендами как роста, так и стагнации, спада. Современная глобализация экономических процессов наряду с достоинствами планирования и регулирования перераспределения ресурсов привела к осознанию особенностей глобального финансового кризиса. При этом в зависимости от экономического развития, мирового признания государственной денежной единицы, способность позитивного управления кризисной ситуацией у каждой
страны различна. Также различны возможности внешнеполитического взаимного влияния, усугубляющего характер кризисной ситуации. В этой связи для России остается достаточно важной задача эффективного прогнозирования будущего состояния экономики с учетом особенностей кризисной ситуации и своевременного принятия антикризисных мер, так как правильно управляемый кризис может приводить к улучшению общей экономической ситуации, а неуправляемый - к банкротству страны.
Оценка влияния внешнеполитического кризисного фактора на экономику России
Негативные тенденции в функционировании финансово-кредитного сектора ряда развитых стран, в том числе США, явились началом глобального мирового
финансового кризиса, последствия которого ощутила и Российская Федерация. Существующие и потенциальные угрозы мирового финансового кризиса были учтены
в концепции экономического развития России до 2020 года [1]. Однако введение экономических санкций рядом экономически развитых стран несколько усугубило кризисную ситуацию в России, разделив горизонт оценки и форсайт-управления кризисной ситуацией на период до введения санкций и после, что привело к переоценке плановых показателей, определенных в концепции экономического развития России, утвержденной в 2008 году, и появлению новых прогнозов Центрального банка и Минэкономразвития в 2015-2017 годах.
Интересно рассмотреть степень влияния кризисной ситуации в экономике России в контексте изменения именно показателей, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития и бюджетной политики, подтверждающей существенное изменение направлений и объемов финансирования тех или иных секторов экономики России.
Необходимо отметить, что конечным и ожидаемым результатом на данном этапе экономического развития является формирование образа страны в соответствии с наилучшими общемировыми тенденциями развития.
В частности, мы говорим о России:
- привлекательной для жизни (комфортные условия проживания, доступность качественных услуг образования и здравоохранения, увеличение доли среднего класса, высокий уровень жизни, новый образ российских регионов);
- имеющей статус одного из мировых лидеров (лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, активная роль в выработке экономического миропорядка; Россия - ключевой участник выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков; высокий уровень национальной безопасности и обороноспособности);
- глобально конкурентоспособной (кратный рост производительности труда, высокая конкурентность рынков, снижение энергоемкости на 40%; Россия - логистический узел в глобальной энергетической инфраструктуре, крупнейшая тран-
зитная страна; географическая и продуктовая диверсификация экспорта);
- инновационной (доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям должна составить 5-10%; ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях).
В данном документе также учтены такие долгосрочные вызовы, как: изменение характера глобализации; новая технологическая волна; возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии; исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития. Как кратко- и среднесрочный вызов отмечен мировой финансовый кризис, в рамках которого необходимо принятие комплекса краткосрочных мер по повышению устойчивости российской финансовой системы и экономики в целом.
Однако совершенно очевидно, что была недооценена возможная внешнеполитическая составляющая, которая могла бы изменить характер кризиса. Это потребовало бы и разработки долгосрочных антикризисных мероприятий по пессимистичному сценарию. Вследствие общемировых кризисных явлений, а также введения санкций кризис в экономике России можно назвать глобальным, так как он в разной степени повлиял на все сферы хозяйственной деятельности.
Попробуем оценить степень влияния кризиса на экономику России.
В качестве базы для сравнения возьмем 2015 год (после введения санкций в марте 2014 года) и 2016 год, прогнозные значения 2017 года. Рассмотрим такие показатели, как ВВП на душу населения, доля среднего класса, доля России в мировой экономике (табл. 1).
ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения является наиболее важным показателем, определяющим общую динамику экономики, его снижение свидетельствует об ухудшении кризисной ситуации. По прогнозам МВФ, ожидалось снижение ВВП на душу населения в России в 2015 году до 11,9 тыс. долл. [2]. По оценкам ряда экспертов, ВВП на душу
населения в 2015 г. составил 8,447 тыс. долл. При этом Россия находится на 73 месте в мире по данному показателю. Для сравнения: ВВП на душу населения в Люксембурге составлял 103,187 тыс. долл., в США - 55,904 тыс. долл., в Германии -41,267 тыс. долл., в Китае - 8,280 тыс. долл., в Республике Беларусь - 6,582 тыс. долл. [3]. Учитывая то, что Росстат в 2017
году скорректировал объем ВВП, самостоятельно рассчитаем наиболее корректный показатель ВВП на душу населения, исходя из следующего: по результатам третьей оценки ВВП России составил 83232,6 млрд руб., численность населения на 1 января 2016 года - 146,52 млн чел., а среднегодовой курс доллара за 2015 год - 60,66 руб./долл.
Таблица 1
Показатель По прогнозам 2008 г. По современным оценкам
ВВП на душу населения, тыс. 21 9,467
долл.
Доля среднего класса, % 37 20
Доля России в мировой эконо- 3,8 3,28
мике, %
Показатели экономического развития России за 2015 год
Таким образом, окончательно получим 9,467 тыс. долл. По методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, Россию можно отнести к странам со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1,036 до $ 12,615).
По оценкам экспертов, доля среднего класса в России составляла в 2015 году порядка 20 % (по оценкам некоторых экспертов -7%). При этом существенно изменилась структура среднего класса, где значительную долю составили чиновники и военные.
Место России в мировой экономике можно оценить по доле ВВП России в суммарном ВВП экономик всех стран. Так, по оценкам экспертов, в 2015 году доля России в мировой экономике составила 3,28 % [4].
Интересно также рассмотреть изменение финансирования ряда секторов экономики в 2015 году по планам 2008 года и фактическим бюджетным расходам России в 2015 году (табл. 2).
Анализируя данные табл. 2, можно сделать вывод, что по сравнению с показателями, отображенными в концепции долгосрочного социально-экономического развития на 2015 год, произошло увеличение расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохра-
нительную деятельность в шесть раз и сокращение расходов на здравоохранение, образование и спорт, культуру, кинематографию и средства массовой информации, жилищно-коммунальное хозяйство (и это при том, что доля расходов по этим статьям в структуре бюджета незначительна). Совершенно очевидно, что цены на услуги социальной сферы будут продолжать расти, а покупательский спрос - падать. При существенном расслоении общества на бедных и богатых такая политика приведет к дальнейшему обнищанию большого числа граждан. Заметим, что статистический доход населения не является достаточно информативной величиной, так как приводятся усредненные данные.
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что, на наш взгляд, мировой финансовый кризис и введение санкций против России существенно повлияли на экономику РФ и невыполнение плановых показателей 2008 года. Не достигнута запланированная доля России в мировой экономике, доля среднего класса уменьшилась, запланированный показатель ВВП на душу населения не был достигнут (реальный ВВП на душу населения в два раза меньше запланированного), были увеличены расходы на вооружение и сокращено финансирование социальной сферы.
Таблица 2
Приоритеты бюджетных расходов, % ВВП
Статья расходов 2015 г. (по прогнозам 2008 г.) 2015 г. (по бюджетной политике) 2016 г. (по бюджетной политике) 2017 г. (по бюджетной политике)
Социальная политика 10 27,3 27,2 26,5
Здравоохранение и спорт 4,9 2,6 2,5 2,3
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,7 0,6 0,6 0,5
Образование 5,1 4 3,9 3,9
Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,3 0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,7 0,8 0,5 0,4
Национальная экономика 5,1 14,5 12,5 12,1
Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5,2 33,9 34,2 32,7
Общегосударственные вопросы 2,1 7,2 7,1 7,4
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов представлена в соответ-
Проблемы и прогноз вектора роста экон< са
Сложившаяся экономическая ситуация, конечно же, потребовала существенной корректировки как трендов экономического развития, так и стратегических плановых показателей, более детального анализа социально-экономического положения России и оценки специфики кризиса.
По нашим оценкам, пик экономического кризиса пройден в 2015 году, в 2016 году темпы падения большинства экономических показателей, демонстрирующих отрицательную динамику, уменьшились. При этом наблюдается рост ряда показате-
ствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов [5].
России в ситуации управляемого кризи-
лей, которые способны в причинно-следственной цепи экономического развития привести к системному секторальному росту экономики России. Необходимо заметить, что ряд развитых стран мира уже в 2016 году по показателю ВВП демонстрируют положительную динамику. Это привело пусть к незначительному, но росту мировой экономики.
Для подтверждения данной гипотезы можно воспользоваться двумя основными официальными документами Минэкономразвития: «Об итогах социально-экономического развития РФ в 2016 году»
[6] и Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [7]. С определенной долей осторожности можно учесть данные Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, представленного Минэкономразвития в марте 2013 года [8].
Так, анализ официальной информации, представленной в документе Минэкономразвития «Об итогах социально-экономического развития РФ в 2016 году», показывает целый ряд позитивных антикризисных внешнеэкономических факторов: ускорение роста мировой экономики в 2017 году (по прогнозам МВФ, ожидается ускорение роста мировой экономики с 3,1% в 2016 г. до 3,4% в 2017 г.); ожидание роста экономики США и Китая; закрепление цен на нефть на уровне 55,6 долл. США за баррель в 2017 г. с последующим ростом до 61,2 долл. за баррель в 2017 г. и до 63,3 долл. за баррель в 2018 г.
Анализируя экономическое состояние секторов экономики в 2016 г., можно особенно отметить как позитивный антикризисный фактор рост промышленного производства, что позволит в будущем увеличить оборот торговых организаций, сократить безработицу, повысить доходы россиян. Так, индекс промышленного производства по итогам года увеличился на 3,2 %. По сельскому хозяйству в 2016 г. прирост составил 3,4%. Произошло снижение инфляции до уровня 5,4 %, замедление темпов роста потребительских цен на 7,1%, незначительное снижение уровня безработицы (составил 5,5 % рабочей силы). Во второй половине 2016 года наблюдался незначительный прирост реальной заработной платы (по итогам года прирост составил 0,6 %).
К отрицательным факторам можно отнести следующее: снижение инвестиционной активности (сокращение инвестиций в основной капитал - 2,3 %; производство инвестиционных товаров сократилось на 10,3%; по строительному сектору со-
кращение инвестиций составило 4,3%); сокращение оборота розничной торговли, в том числе из-за падения потребительского спроса (снижение составило 5,2%); объем платных услуг населению сократился на 0,1%; снижение экспорта товаров на 19,2%; замедление темпов роста ВВП до 2,8%; снижение кредитной активности в банковском секторе, снижение в целом вложений по депозитам; вследствие падения нефтегазовых доходов сократились поступления в федеральный бюджет (1,5%), что привело к увеличению дефицита федерального бюджета; возрос объем государственного долга (государственный долг увеличился на 1,4%).
В целом можно заключить, что положительная динамика ряда перечисленных показателей позволяет прогнозировать стабилизацию кризисной ситуации.
Рассмотрим основные прогнозные показатели социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В [7] предусмотрены три варианта прогноза: «базовый», «базовый+» и «целевой». Основные показатели базового варианта прогноза учитывают развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов (в том числе продолжение антироссийской санкционной политики) (табл. 3). Вариант прогноза «базовый+» рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть (табл. 3). Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. В среднесрочной перспективе предполагается выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности. В табл. 3 приведены данные по наиболее пессимистичному варианту прогноза - базовому.
Таблица 3
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Феде-
рации на 2017-201 9 годы
Базовый показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Оценка Прогноз
Цены на нефть «Юралс» (мировые), долл. США за баррель 51,2 41 40 40 40
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю 12,9 5,8 4,0 4,0 4,0
Валовый внутренний продукт, % -3,7 -0,6 0,6 1,7 2,1
Инвестиции в основной капитал, % -8,4 -3,7 -0,5 0,9 1,6
Промышленность, % -3,4 0,4 1,1 1,7 2,1
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % -4,3 -5,6 0,2 0,5 0,8
Реальная заработная плата работников организаций, % -9,0 0,3 0,4 2,0 1,6
Оборот розничной торговли, % -10,0 -4,6 0,6 1,1 1,8
Экспорт (всего), млрд долл. США 341,5 279,0 284 290 297
Импорт (всего), млрд долл. США 193,0 186,7 194 200 207
Примечание. Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров федерального бюджета на 2017 г. (2018 г.).
Заключение
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Мировой экономический кризис, а также санкции, введенные ведущими развитыми странами, привели к существенному усугублению кризисной ситуации в экономике России, значительному увели-
чению расходов по силовым ведомствам и снижению расходов по социальным секторам экономики.
2. Итоги 2016 года свидетельствуют об окончательном переходе кризиса в управляемую стадию. При этом ряд показателей, в частности рост промышленного производства, позволяют делать положи-
тельные прогнозы по улучшению экономической ситуации в смежных отраслях экономики, в том числе в розничной торговле. Это косвенно свидетельствует о положительных результатах реализации политики импортозамещения и позволяет дать рекомендации торговым предприятиям о формировании маркетинговой политики с учетом пересмотра объемов оборота в сторону увеличения доли отечественной продукции. Также рекомендуются стимулирующие меры, направленные на повышение потребительского спроса.
3. Пик кризиса определен интервалом времени со второй половины 2015 года до первой половины 2016 года, далее наблюдается постепенный выход экономики России из кризисной ситуации.
4. В отношении долгосрочного социально-экономического планирования ре-
комендуется скорректировать показатели социально-экономического развития до 2030 года или временно ограничиться только среднесрочным планированием в рамках не более трех лет.
5. Варианты прогноза социально-экономического развития в 2017-2018 гг., к сожалению, учитывают незначительное повышение уровня жизни населения. При этом все планируемые показатели существенно зависят от внешнеэкономической конъюнктуры, а внутренние ресурсы развития экономики страны недооценены. Рост экономики России по показателю ВВП по всем трем вариантам прогноза социально-экономического развития запланирован уже в 2017 году (вторая половина года), и это в значительной степени обосновано проведенными аналитическими исследованиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // сайт компании «Консультант Плюс». -URL: http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req= doc; base=LAW;n=212832 (дата обращения: 24.01.2017).
2. ВВП на душу населения в России, 2015 // Бизнес-клуб онлайн: информ.-аналит. портал. -URL: http://biznesklubonline.com/stati/752-vvp-na-dushu-naseleniya-v-rossii-2015 (дата обращения: 8.02.2017).
3. Школа инвестора: информ.-аналит. портал. -URL: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2015 (дата обращения: 12.02.2017).
4. Список стран по ВВП в миллиардах долларов США за 2013, 2014, 2015 годы // СеоСайт: блог. - URL: http://seosait.com/spiski-stran-po-vvp-pps-v-milliardax-dollarov-ssha-za-2013-2014-i-2015 -gody/ (дата обращения: 14.02.2017).
5. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016-2017 го-
дов // сайт компании «Консультант Плюс». -URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n=165592#0 (дата обращения: 24.01.2017).
6. Об итогах социально-экономического развития РФ в 2016 году // сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения: 22.01.2017).
7. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n=189671#0 (дата обращения: 02.02.2017).
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LA (дата обращения: 02.02.2017).
1. Concept of Long-term Social-economic Development of Russia up to 2020 // site of "Consultant Plus" company. - URL: http://www.consultant.ru
/cons/c gi/online.c gi?req=_doc;
base=LAW;n=212832 (date of address: 24.01.2017).
2. GDP per Head in Russia, 2015 // Business-club online: inform.-analyt. portal. - URL: http://biznesklubonline.com/stati/752-vvp-na-
dushu-naseleniva-v-rossii-2015 (date of address: 8.02.2017).
3. School of Investor: inform.-analyt. portal. - URL: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniva-2015 (date of address: 12.02.2017).
4. List of Countries According to $GDP in 2013, 2014, 2015 // CeoCanr: 6ror. - URL: http://seosait.com/spiski-stran-po-vvp-pps-v-
milliardax-dollarov-ssha-za-2013 -2014-i-2015-gody/ (date of address: 14.02.2017).
5. Basic Directions of Budget Policy for 2015 and for Planned Period of 2016-2017 // site of "Consultant Plus" company. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n=165592#0 (date of address: 24.01.2017).
6. On Social-economic Development Results of Russia in 2016 // site of "Consultant Plus" company. -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi (date of address: 22.01.2017).
7. Forecast of Social-economic Development of Russia for 2017 and for Planned Period of 2018 and 2019 // site of "Consultant Plus" company. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n=189671#0 (date of address: 02.02.2017).
8. Forecast of Long-term Social-economic Development of the Russian Federation up to 2030 // site of "Consultant Plus" company. - URL: http ://www. consultant.ru/cons/c gi/online.c gi?req=d oc;base=LA (date of address: 02.02.2017).
Статья поступила в редколлегию 06.07.2016.
Рецензент: д.э.н., профессор Донского государственного технического университета
С.Н. Цветков
Сведения об авторах:
Ованесян Наталья Матвеевна, д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Маркетинг и инженерная экономика» Донского государственного технического университета, e-mail: nmo2013@yandex. ru. Росновская Екатерина Олеговна, магистрант кафедры «Маркетинг и инженерная экономика»
Донского государственного технического университета, e-mail: kaguana@yandex. ru. Сафронов Андрей Евгеньевич, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Маркетинг и инженерная экономика» Донского государственного технического университета, e-mail: [email protected].
Ovanesyan Natalia Matveevna, D. Econ., Assistant Prof. of the Dep. "Marketing and Engineering Economy", Don State Technical University, e-mail: nmo2013@yandex. ru.
Rosnovskaya Ecaterina Olegovna, Master student of the Dep. "Marketing and Engineering Economy", Don
State Technical University, e-mail: [email protected].
Safronov Andrey yevgenievich, D. Econ., Assistant Prof of the Dep. "Marketing and Engineering Economy", Don State Technical University, e-mail: [email protected].