3М: Метод ^ Методика ^ Методология
И. Р. Куклина
Форсайт — инструмент активного исследования и формирования будущего
1. Концепция форсайта
Современная экономическая ситуация заставляет участников мирового рынка искать наиболее оптимальные пути выхода из кризиса, однако уже сейчас специалисты пытаются смоделировать жизнь нашего общества в посткризисный период и дать скорректированные прогнозы на будущее. Такие проекты, конечно, ориентированы на практическое применение, но могут стать и позитивными ориентирами общественного мнения, противовесом социальному пессимизму.
Россия сделала свой выбор в пользу перехода страны от сырьевого к высокотехнологичному пути развития, к экономике, основанной на знаниях. Такой стратегический маневр требует активного участия и государства, и бизнеса в процессах формирования современной и эффективной инновационной системы, которая призвана обеспечить конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения и увеличение человеческого капитала. В такой модели для существенного повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, помимо масштабных инвестиций, необходимы своевременное выявление технологических возможностей и угроз и определение приоритетов, а затем и поддержка потенциальных точек роста новых эффективных технологий.
Поэтому государство ставит перед научным экспертным сообществом задачи выявления перспективных научных и технологических направлений, которые могли бы лечь в основу долгосрочной научной и инновационной политики развития Российской Федерации. Их выявление и выбор должны базироваться на оценке социально-экономического
эффекта новых технологий и оценке ресурсных и технологических возможностей для реализации выбранных направлений для повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом и российском рынках и формирования отраслевых стратегий.
Российская Федерация ввиду специфики развития конца XX века оказалась выключенной из рынка глобальной проектности. Но сейчас основные задачи России по обновлению структур выполнены: сохранение независимости государства с самостоятельной внешней политикой и действующей экономикой, проведение институциональных преобразований в экономической и административной областях. Это открывает возможность возвращения России на международный проектный уровень, что требует принципиально иного, более выигрышного подхода к формированию и формулированию возможных сценариев развития (в том числе и в аспекте научно-технологического развития).
Методы и инструментарии, используемые в области активного исследования будущего, достаточно многообразны. На одном полюсе сосредоточены попытки компьютерного моделирования существующих тенденций и их последствий. С другой стороны — достаточно большая группа методов, основывающаяся на знаниях экспертов, на разработке специальных процедур и приемов работы с экспертами. Цель таких методологических подходов — рассмотреть альтернативные возможности развития, сформировать представления о предпочтительных вариантах будущего.
Исходя из высокой неопределенности внешних и внутренних рамок научно-технологического развития страны при формулировании задач прогнозных исследований в России, а также для построения возможных сценариев долгосрочного развития все чаще обращаются к возможности использования широко распространенной и активно используемой в развитых странах методологии активного исследования будущего — форсайту.
Методология форсайта отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру [1].
Прямой перевод термина «форсайт» на русский язык — это видение будущего. По определению Бена Мартина [2], форсайт представляет собой «процесс, связанный с систематической попыткой заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды».
Форсайт — это комплексный механизм, достигающий результатов за счет сочетания всей системы используемых методов. При проведении форсайта могут быть использованы различные инструменты анализа (в некоторых странах — до десяти), работы с информационными потоками, с экспертным сообществом и др. Среди них чаще всего используются метод Дельфи, анализ информационных потоков, методика экспертных панелей экспертов и сценарное планирование. Определяющее место в этой работе занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, и создание сценарных вариантов развития, определяющих связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий.
За последнюю четверть века государствами и крупными компаниями проведено более восьмисот форсайтных исследований. Передовые страны проводят их с завидной периодичностью: например, Япония проводит его каждые пять лет, каждый раз определяя новый горизонт видения.
Особое внимание в форсайтных работах уделяется созданию коммуникативных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и ведущих экспертов). Реализация постоянных экспертных процедур и формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений обеспечивают валид-ность прогноза и эффективное использование его результатов.
Коммуникативные технологии форсайта — один из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Они позволяют направлять и фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей в единое русло и, соответственно, влиять на постановку целей и задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего. В том числе как наиболее уязвимых, так и обладающих потенциалом точках роста.
В идеале в самой работе участвуют все те, от кого зависит развитие данной сферы: ученые и представители сферы образования, бизнесмены и предприниматели, чиновники и политики. Опыт Японии показал, что форсайт высоко ценится не только как поставщик ориентиров для ученых, чиновников и людей бизнеса, но и как процесс постоянного обновления прогноза, формирования долгосрочных планов (зафиксировано, что более половины японских компаний пользовались результатами форсайта 2000 года) и новых сетевых связей, прогрессивных бизнес-сообществ.
При работе с широким кругом профессионалов, лиц, принимающих решения, выбор инструментария каждого конкретного проекта форсайта обусловлен не только имеющимися ресурсами, но и социокультурными особенностями страны, в которой он проводится. Так, недостаточный опыт взаимодействия экспертных сообществ в стране (это относится и к России) обусловливает обязательное включение в форсайтный процесс методов фокус-групп, экспертных панелей или других близких к ним инструментов.
Дальность взгляда в будущее также определяется задачами конкретного проекта. Для большинства текущих форсайт-проектов наиболее распространенный горизонт видения — 2020—2025 годы. Это объясняется в первую очередь тем, что такой временной период еще поддается многопараметрической оценке экспертов и позволяет оценить возможность появления технологии и ее коммерциализации. Тем не менее рассматривались и более далекие горизонты: временные рамки завершенного в 2006 году форсайт-проекта Великобритании по наводнениям и затоплению прибрежных территорий — 2050-2080 годы. Это, безусловно, связано с исследованием изменений природной среды, меняющейся значительно медленнее, чем социальная и научно-технологическая компоненты.
Методология форсайта применяется сегодня не только развитыми странами для формирования стратегических направлений научно-технологических исследований и их поддержки в рамках одной конкретной страны. Сегодня появляется все больше примеров применения этой технологии активного исследования будущего в рамках объединенных блоков стран, а также крупными мировыми корпорациями с привлечением ведущих экспертов стран, оказывающих существенное влияние на развитие соответствующей отрасли [3].
с¿///ПА НИ \\\\\\\
2. Риски форсайта
Вместе с тем возникает закономерный вопрос: насколько велик риск неудачи при проведении форсайта? Какой результат будет расценен как неудача? Международная практика показывает две наиболее яркие ошибки [4]:
• отсутствие четко выраженной «политической воли» и сформулированной на ее основе цели/задачи на проведение национального форсайт-проекта;
• прямой перенос форсайтных тем, опросников и «ключевых точек роста», разработанных на основе аналитических работ одной страны, в реалии другой.
И та и другая ошибки отражают ситуацию отсутствия внешних заданных рамок долгосрочного развития и фиксируются на самом начальном этапе формирования методологии проведения национальных проектов.
По результатам анализа начального этапа работы над российским проектом к рискам реализации, которые могут привести
к существенному снижению эффективности проекта и даже к получению ложных результатов, отражающих массовую мифологию, текущий баланс между различными «группами интересов» или недостатками в методологии, отнесены (помимо двух упомянутых выше) еще следующие четыре:
• тенденция подмены долгосрочного технологического прогноза, опирающегося на анализ возникающих технологических трендов, видение возникновения новых технологий и научно-технологических вызовов перспективного будущего, «продленными в будущее» текущими трендами. При этом «прогноз», возникающий на выходе, в лучшем случае представляет собой вариант среднесрочного, в худшем — описание текущих, сегодняшних потребностей бизнеса и государства в технологическом развитии. Давая неверные ориентиры на перспективу, не снизит, а, наоборот, повысит уровень рисков развития в будущем;
• возможность получения слепка «массовой мифологии», относящейся к научно-технологическому развитию. Процедуры, подобные форсайту, могут стать трансляторами существующего в каждый период времени набора ожиданий (интеллектуальной моды), связанных с развитием технологий в будущем. Отметим, что подобный риск возрастает в случае чрезмерно широкого отбора участников;
• участие большого количества заинтересованных групп или большого спектра рассматриваемых тем может привести к размыванию системы приоритетов, замене их простым суммированием технологических запросов всех участников форсайта. В этом случае результат прогнозирования оказывается неоперациональным и не может использоваться в целях управления;
• так называемый «диктат организационной группы». При несбалансированности интересов различных категорий участников форсайта может возникнуть ситуация, когда основной заинтересованной стороной в проведении форсайта окажется организационная группа по его проведению. В этой ситуации результаты опросов и тем более интерпретация полученных результатов могут оказаться не более чем отражением представлений и ожиданий организационной группы.
Совершенно очевидно, что адекватные и практические результаты в проекте русского форсайта могут быть получены только при системном подходе — когда результаты всех локальных проектов: дельфи-опросов, аналитических исследований, связного публичного представления, ценностных убеждений, моделирования социальных и экономических трендов et cetera будут упакованы в базовый сценарий в сопровождении с набором альтернативных сценариев развития, задающих риски развития науке и технологии в России.
Литература
1. Проект Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2006.
2. Ben R. Martin. Technology Foresight in a Rapidly Globalizing Economy. — SPRU — Science and technology Policy research, University of Sussex, 1995.
3. Shell Global Scenarios to 2025 // Shell, 2005 Shell Global Scenarios to 2025 // Shell, 2005.
4. Unido Technology Foresight Manual, Organization and Methods, Volume 1, United Nations Industrial Development organization, Vienna, 2005.