Научная статья на тему 'Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации'

Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3913
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / НАДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / LOCAL GOVERNMENTS / PUBLIC AUTHORITIES / PUBLIC AUTHORITY VESTED WITH PUBLIC AUTHORITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зейнутдинов Маратнаилович

В настоящей статье речь идет о некоторых вопросах, касающихся взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правового регулирования их взаимоотношений. В настоящее время на федеральном уровне не регламентированы конкретные формы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зейнутдинов Маратнаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMSOFINTERACTIONBETWEENTHEGOVERNMENTANDLOCAL GOVERNMENTINSUBJECTOFRUSSIANFEDERATION

In this article we are talking about some of the issues concerning cooperation between state authorities and local self-government, the legal regulation of their relations. Currently, at the federal level is not regulated by specific forms of the relationship of state and local governments.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации»

УДК: 340 ББК: 67.3

Зейнутдинов М.Н.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Zeinutdinov M.N.

FORMS OF INTERACTION BETWEEN THE GOVERNMENT AND LOCAL GOVERNMENT IN SUBJECT OF RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: органы местного самоуправления, органы государственной власти, государственные полномочия, наделение государственными полномочиями, взаимодействие.

Keywords: local governments, public authorities, public authority vested with public authority, interaction.

Аннотация: в настоящей статье речь идет о некоторых вопросах, касающихся взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правового регулирования их взаимоотношений. В настоящее время на федеральном уровне не регламентированы конкретные формы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Abstract: in this article we are talking about some of the issues concerning cooperation between state authorities and local self-government, the legal regulation of their relations. Currently, at the federal level is not regulated by specific forms of the relationship of state and local governments.

Осуществление и содержание института наделения органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями во многом определяется моделями

взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На протяжении последних лет в Российской Федерации ведется постоянный поиск оптимальных форм взаимодействия государства и местных сообществ. По этой причине в настоящее время особую актуальность набирает анализ

теоретических и практических аспектов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью дальнейшего его законодательного закрепления.

Нынешнее реформирование

отношений государства и местного самоуправления предполагает

конкретизацию и изменение прав и обязательств, взятых на себя участниками публично-правовых отношений в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для определения

оптимальных путей развития

взаимоотношений вышеуказанных

институтов необходимо проанализировать то, что уже сделано в этой сфере. Безусловно, за последнее время накоплен большой опыт организации и деятельности органов местного самоуправления, в том числе благодаря практикам ведущих государств мира, в которых этот общественный институт складывался на протяжении сотен лет. По данной тематике написано огромное количество различных книг и научных статей. Но это не говорит о том, что исследования в данной области исчерпали себя, так как общественные и государственные институты находятся в постоянном развитии, что определяет постоянное обновление соответствующей законодательной базы и ее толкование.

В частности, интересным

представляется толкование статьи 12 Конституции Российской Федерации, а также обоснования публично-правовой природы местного самоуправления.

По мнению В.А. Кряжкова, «самостоятельность местного

самоуправления и указание на то, что его органы не входят в систему органов государственной власти, не могут трактоваться как признание абсолютной независимости органов местного самоуправления от органов

государственной власти. Зависимость существует, но она, в сравнении с прошлым, когда местные Советы выступали исключительно «агентами» государства, носит иной характер1.

М.А. Краснов делает вывод о том, что исключение органов местного

самоуправления из системы

государственной власти необходимо трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения государственных функций по «вертикали»2.

С точки зрения И.И. Овчинникова, «вовлеченность местного самоуправления в государственное управление в

определенных пределах и формах не подлежит сомнению»3.

Иной точки зрения придерживается авторский коллектив, руководителем которого является В.А. Четвернин. По их мнению, «Конституция имеет в виду негосударственную институцию местного самоуправления, которую государство признает, гарантирует, позволяет ей выступать в качестве корпорации публичного права, существующей за счет местных налогов, и даже может наделять ее отдельными государственными

4

полномочиями ».

Другие авторы акцентируют внимание на том, что, трактуя смысл статьи 12 Конституции Российской Федерации, невозможно абстрагироваться от исторического и политического контекста

1 Кряжков, В.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. - С. 94.

2 Конституция Российской Федерации / Комментарий. - М.: Юридическая литература, 1994. -С. 103.

3 Овчинников, И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М.: Институт государства и права РАН, 1999. - С. 203.

4 Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. - М., 1997. - С. 101.

подготовки проекта Конституции, существования в тот период иных политической системы, общественного строя, системы власти. С учетом этой ситуации ясно, что главный смысл статьи состоит в демонстрации полного разрыва с принципом демократического централизма, в соответствии с которым местные Советы были не правовыми органами самого населения, а «агентами» жестко централизованного государства на местах, являлись подножием иерархической пирамиды единой государственной власти.

Так, одни отмечают своеобразную автономию муниципальных образований, организационную его обособленность; деконцентрацию государственной власти5. Другие считают, что это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей . Третьи считают, что это совокупность организационных форм местного

7

самоуправления .

В связи с этим необходимо отметить, что проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из важнейших в деле формирования законодательных установлений,

определяющих деятельность

муниципалитетов, поскольку

территориальная организация органов местного самоуправления, выбор их системы напрямую зависят от того круга вопросов, которые призваны решать муниципалитеты, а также круга прав и обязанностей, которыми они обладают8.

Вопросы взаимодействия органов

5 Кулиева, С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М., 1994. - С. 40

6 Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право. - М., 1997; Алехин, А.П., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации. -М., 1995.

7 Пальчукова, Т.М., Фарбер, И.Е. Об общественном самоуправлении // Советское государство и право. - 1961. № 7. - С. 104.

8 См.: Еремин, А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2006. - № 10.

государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления урегулированы в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о местном самоуправлении. К примеру, ст. 5 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 №45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан»1 устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти Республики Татарстан в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Республике Татарстан в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы государственной власти Республики Татарстан обязаны создавать необходимые условия для становления и развития системы местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Государственная поддержка местного самоуправления в Республике Татарстан обеспечивается созданием необходимых правовых, организационных, материальных и финансовых условий для становления и развития местного самоуправления.

Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного

самоуправления в осуществлении их функций и полномочий. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями между органами

исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, заключаемыми в порядке, установленном законодательством. В целях координации своей деятельности органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные,

Ведомости Государственного Совета Татарстана. - № 7, июль (II часть), 2004. - Ст. 415.

консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления

деятельности таких органов определяется правовыми актами города Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления; содействуют профессиональной подготовке,

переподготовке, повышению квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.

Важным элементом взаимодействия органов государственной власти города Москвы и местного самоуправления является право органов государственной власти по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Устава и законов города Москвы. В случае несоответствия правовых актов, принятых или изданных органами местного самоуправления и должностными лицами местного

самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу города Москвы, другим законам и иным нормативным правовым актам города Москвы Правительство Москвы, уполномоченный им орган, Московская городская Дума вправе предложить органам местного

самоуправления и должностным лицам местного самоуправления привести принятые или изданные ими правовые акты в соответствие с указанными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы либо отменить их, а также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

недействительными.

Споры и разногласия между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы рассматриваются согласительными

комиссиями, создаваемыми из

представителей сторон на паритетных началах, с помощью других согласительных процедур или в судебном порядке.

Отношения по взаимодействию органов местного самоуправления и органов государственной власти Санкт-Петербурга урегулированы в ст. 64 Устава Санкт-Петербурга от 14.01.19981, в котором установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Правовые акты, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Органы государственной власти Санкт-Петербурга оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.

Законом Санкт-Петербурга органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями органов государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с действующим

законодательством с одновременной передачей материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга определяются законами Санкт-Петербурга.

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга, органами государственной власти Санкт-Петербурга, должностными лицами органов государственной власти Санкт-Петербурга, к которым эти обращения направлены.

Статья 5 «Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и

органов местного самоуправления» Закона г. Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»2 также регулирует подобное взаимодействие.

Помимо конституций, уставов, региональных законов субъектов в ряде субъектов Российской Федерации принято значительное число нормативных правовых актов, регулирующих такую форму взаимодействия государственных и муниципальных органов, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Например, Закон Республики Татарстан от 20.03.2008 № 7-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства»3, Законе Пензенской области от 23 декабря 2002 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области»4. Предусмотрен и обратный процесс передачи полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти. Например, решение Благовещенского районного Совета народных депутатов от 24.062005 № 134 «Об утверждении Положения о порядке заключения соглашений органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, с органами местного самоуправления района о передаче ими осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет района»; решение Совета депутатов городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области от 02.03.2006 № 22/7 «О реализации Закона Московской области от 02.11.2005 № 231/2005-оз «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области

Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 1998. - № 2.

2 Ведомости Московской городской Думы. - 2002. - № 12. - Ст. 276.

3 Ватаным Татарстан. - № 54, 20.03.2008.

4 Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. - № 6 (ч.1). - Ст. 214. На сегодняшний день закон не действует.

в переходный период» (вместе с Соглашением о передаче полномочий по решению органами местного самоуправления муниципального образования «Солнечногорский

муниципальный район Московской области» вопросов местного значения городского поселения Солнечногорск от 02.03.20061; решение Совета депутатов городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области от 19.01.2006 № 16/6 «О реализации Закона Московской области от 02.11.2005 № 231-оз «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период» (вместе с Соглашением о передаче полномочий по решению органами местного самоуправления муниципального образования «Солнечногорский

муниципальный район Московской области» вопросов местного значения городского поселения Солнечногорск)2.

Исходя из анализа, проведенного с вышеуказанными законодательными

актами, представляется возможным выделить следующие формы

взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации:

передача полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти;

заключение договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством;

рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, должностными лицами субъектов РФ, к которым эти обращения направлены, в порядке, установленном законодательством;

надзор со стороны органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного

самоуправления законодательства;

создание совместных

координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих;

право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в законодательных (представительных) органах

государственной власти субъектов Российской Федерации;

наделение органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями.

1 Сенеж. - 2006. - 16 марта. - № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Сенеж. - 2006. - 26 янв. - № 4.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кряжков, В.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. - С. 94.

2. Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Юридическая литература, 1994. - С. 103.

3. Овчинников, И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М.: Институт государства и права РАН, 1999. - С. 203.

4. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. - М., 1997. - С.

101.

5. Кулиева, С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М., 1994. - С. 40.

6. Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право. - М. 1997.

7. Алехин, А.П., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации. -М., 1995.

8. Пальчукова, Т.М., Фарбер, И.Е. Об общественном самоуправлении // Советское государство и право. - 1961. - № 7. - С. 104.

9. Еремин, А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2006. - № 10.

10. Ведомости Государственного Совета Татарстана. № 7, июль (II часть). - 2004. -Ст. 415.

11. Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 1998. - № 2.

12. Ведомости Московской городской Думы. - 2002. - № 12. - Ст. 276.

13. Ватаным Татарстан. - № 54, 20.03.2008.

14. Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. - № 6 (ч.1). - Ст.

214.

15. Сенеж. - 2006. - 16 марта. - № 11.

16. Сенеж. - 2006. - 26 янв. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.