Научная статья на тему 'Формы участия кредитора в конкурсном процессе'

Формы участия кредитора в конкурсном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
806
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы участия кредитора в конкурсном процессе»

лекций. - М.: Академия управления МВД России, 2007.

3. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011 )

// Российская газета. - № 25. - 08.02.2011.

4. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. - М., 1975.

5. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М.: Юридическая

литература, 1965.

6. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. - Харьков, 1971.

7. Петров А.В., Девятов В.Ю. Общественный порядок в России и его охрана в начале XX в.

// История государства и права. - 2010. - № 7.

8. Адаховская С.В. Сущность социально-активного правомерного поведения сотрудника ОВД

// История государства и права. - 2008. - № 2.

9. Иванова З.Д. О соотношении законности и культурности в работе советской милиции //

Труды ВШ МВД СССР. - 1968. - № 18.

ФОРМЫ УЧАСТИЯ КРЕДИТОРА В КОНКУРСНОМ ПРОЦЕССЕ

Наличие у субъекта какого-либо правоотношения определенных правомочий должно быть неразрывно связано с правовой возможностью их реализации. Для осуществления основного права кредитора, состоящего в удовлетворении его материально-правового требования к должнику, законодатель наделяет его дополнительно специфичными правами, которые не вытекают из гражданского правоотношения. Эти права присущи кредитору только как участнику конкурсных отношений. Одним из таких прав, неимущественных по своей природе, является право кредитора участвовать в коллегиальных органах кредиторов, которые выражают общую волю кредиторов. Такими волеобразующими органами кредиторов являются собрание и комитет кредиторов. Как отмечает В.В. Степанов, в интересах всех заинтересованных лиц необходимо иметь механизм, объединяющий их в единое сообщество для того, чтобы компенсировать их противоречия для общей выгоды [3, с. 19].

Основной задачей в раскрытии вопроса о формах участия кредиторов в конкурсном процессе является определение порядка формирования органов объединения кредиторов и принципов выражения кредиторами в них своей воли. В этом отношении остается актуальной точка зрения Г.Ф. Шерше-невича, который писал: «Создание общего

В.Л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

собрания кредиторов не связано каким-либо правовым общением: их соединяет общий интерес возможно полного удовлетворения - общение чисто фактическое» [5, с. 343]. Коллективное влияние на ход конкурсного процесса кредиторы оказывают посредством выражения своей воли, которая находит свое воплощение в решениях собрания и комитета кредиторов. Наибольшее влияние на развитие конкурсного процесса кредитор может оказать путем выражения своей воли на собрании кредиторов. Поэтому важным в целях обеспечения прав кредиторов является наличие в правовом регулировании механизмов, гарантирующих кредитору участие в собрании кредиторов [4, с. 207].

Право на участие в собрании должно обеспечиваться как минимум следующим:

- нормами, определяющими порядок и форму уведомления о проведении собрания кредиторов;

- раскрытием информации, относящейся к вопросу повестки дня собрания;

- установлением порядка созыва, организации и проведения собрания кредиторов.

Собрание кредиторов можно характеризовать как группу лиц, уполномоченную законом формировать волю кредиторов по основным вопросам движения дела о банкротстве, очерченным рамками компетенции, установленной законом. Формирование

воли группой лиц является традиционным для гражданского права (договор простого товарищества, создание юридического лица, организация управления многоквартирным домом собственниками жилья и пр.). После возбуждения дела о банкротстве формирование воли кредиторов по отдельным (основным) вопросам движения процедур банкротства осуществляется не единолично, а коллективно, посредством принятия решения большинством голосов, поскольку «кредиторы участвуют в конкурсном процессе или в качестве единичных лиц, или в качестве общего собрания, которое является выражением воли всех кредиторов».

Участниками собрания кредиторов могут быть только конкурсные кредиторы, представитель работников должника и арбитражный управляющий в качестве организатора этого собрания. В некоторых случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, кредиторы по обязательным платежам, руководитель должника также могут принимать участие в собрании (например, на первом собрании кредиторов в период наблюдения) (ст. 64 п. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ с изм. от 30.12.2008).

Статья 14 Закона определяет круг лиц, по инициативе которых может созываться собрание кредиторов: арбитражный управляющий, комитет кредиторов, одна треть от числа конкурсных кредиторов (независимо от суммы требований), а также конкурсные кредиторы и (или) кредиторы по обязательным платежам, чьи требования в сумме составляют не менее одной третей от общей суммы требований, занесенных в реестр.

Собрание созывается арбитражным управляющим в течение трех недель с момента обращения с требованиями о созыве и проводится, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом, по месту нахождения должника (ст.14 п.3,4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ).

К компетенции собрания кредиторов относится решение следующих вопросов: о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; о заключении мирового соглашения; об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признания должника банкротом и об открытии конкурсного производства и иные вопросы. К иным вопросам

можно отнести: утверждение плана внешнего управления (ст. 106), об освобождении от исполнения обязанностей внешнего управляющего и назначении другого (п. 1 ст. 97), о порядке и сроках продажи имущества должника (ст. 110) и другие.

Собрание кредиторов обладает также функциями контроля, но в рамках определенных этапов арбитражного управления, а именно внешнего управления и конкурсного производства. Контроль осуществляется над действиями внешнего и конкурсного управляющего в целях наибольшей защиты интересов кредиторов. В связи с этим собранию предоставлен ряд полномочий:

1) оно вправе требовать от конкурсного и внешнего управляющего информацию о финансовом состоянии должника, о ходе внешнего управления и конкурсного производства;

2) вправе обжаловать действия этих арбитражных управляющих в суд.

По общему правилу, решения собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов. Закон дает исчерпывающий перечень решений, которые считаются принятыми, только если за их принятие подано большинство голосов от числа голосов всех конкурсных кредиторов. К ним относятся следующие решения: о введении и продлении внешнего управления, об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства (ст. 15 п. 1,2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ). Если решения не приняты, то созывается повторное собрание, и теперь для принятия вышеперечисленных решений требуется большинство голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов. Всех участников собрания можно разделить на две группы. Первая - участники с правом голоса (конкурсные кредиторы и только на первом собрании - кредиторы по обязательным платежам). По поводу лишения права голоса на собраниях кредиторов по обязательным платежам, в частности в период внешнего управления, в литературе высказывается мнение о том, что, распространяя на требования данных кредиторов «действие моратория в период внешнего управления, нелогично лишать налоговые и иные органы права голоса...». Исключением может быть только решение вопроса о заключении мирового соглашения, т.к. это «противоречит природе требований по налоговым и иным

ПРАКТИКА.

обязательным платежам».

Вторая группа - участники без права голоса (арбитражный управляющий, представитель работников и руководитель должника). Число голосов для каждого кредитора устанавливается пропорционально требованиям по денежным обязательствам конкурсных кредиторов, признанных арбитражным судом установленными на дату проведения собрания. При определении количества голосов штрафы и пени не учитываются. В случае участия в собрании налоговых и иных уполномоченных органов, число голосов каждого определяется пропорционально сумме требований конкурсных кредиторов и кредиторов по обязательным платежам (ст. 12 п. 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ). Если кредиторы надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания, то оно считается правомочным независимо от числа голосов присутствующих на собрании кредиторов, за исключением случаев, описанных выше. Кредитор считается уведомленным надлежащим образом, если до начала проведения собрания получено подтверждение его уведомления.

Комитет кредиторов состоит из представителей конкурсных кредиторов, число которых определяется и избирается на первом собрании и не может превышать одиннадцати человек. Если их пять и более, то обязательно избрание председателя комитета кредиторов. Собрание правомочно вынести решение о наделении функциями комитета собрание кредиторов, но при условии, что общее число кредиторов менее пятидесяти. Комитет принимает решения большинством голосов от общего числа его членов.

Комитет кредиторов наделен такими же функциями, что и собрание кредиторов, за исключением решения вопросов, для принятия которых требуется большинство голосов кредиторов.

Здесь представляется интересным то, каким образом происходит избрание кандидатов в члены комитета. Происходит оно путем кумулятивного голосования, которое заключается в следующем. Каждый конкурсный кредитор распределяет имеющиеся у него голоса между выдвинутыми кандидатами или же все свои голоса отдает одному или нескольким кандидатам. После этого подсчитывается количество голосов, поданных за каждого из них. Набравшие наибольшее число голосов становятся членами комитета кредиторов (ст.18 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ). С момента

принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Члены комитета кредиторов избираются собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. По решению собрания кредиторов полномочия всех членов комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно. Такое решение может быть принято только в отношении всех членов комитета кредиторов. Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. Требование кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере десяти минимальных размеров оплаты труда дает кредитору право на число голосов, равное числу членов комитета кредиторов, если иное не установлено решением собрания кредиторов. Кредитор вправе отдать принадлежащие ему голоса за одного кандидата кредиторов или распределить их между несколькими кандидатами. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Рассмотрев формы участия кредиторов в конкурсном процессе, можно сделать вывод, что Закон о банкротстве 2002 г. (с изм. от 30.12.2008), как представляется, поставил точку научным дискуссиям и судебным спорам. В нем достаточно четко распределены полномочия между коллегиальными органами кредиторов - собранием кредиторов и комитетом кредиторов. В п. 2 ст. 12 Закона определен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов, в числе которых и решение вопроса об отнесении к компетенции комитета кредиторов принятия решений по вопросам, которые в соответствии с Законом о банкротстве принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Эти положения Закона в принципе меняют взаимоотношения между коллегиальными органами, которые можно выразить формулой «от противостояния к взаимодействию».

Таким образом, в управленческом аспекте собрание кредиторов (комитет кредиторов) можно определить как организационноправовую форму функционирования кредиторов как субъектов управления в рамках системы банкротства, посредством которой преодолевается разобщенность кредиторов и обеспечивается принятие управленческих решений.

НАУКА.ТЕОРИЯ.

практика.

Литература

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

2. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон, 26.10.2002 г., №127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №43. Ст. 4190.

3. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии.

- М., 1999.

4. Телюкина М.В. Конкурсное право. - М.: Дело, 2002.

5. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. - М., 2000. (Классика российской цивилистики).

6. ЮловаЕ.С. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебное пособие. - М.: МГИУ, 2008.

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ РОДИТЕЛЯМИ

М.М. СТАРОСЕЛЬЦЕВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает: отношения по материальному содержанию детей; отношения, связанные с воспитанием и образованием детей; а также иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.

Специфика правоотношения такого рода проявляется в том, что субъекты приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в правоотношение.

Однако следует учитывать, что возможность реализации репродуктивных прав и возможность приобретения родительских прав представляют собой самостоятельные категории.

Законодатель не устанавливает и по понятным причинам не может устанавливать возраст, по достижении которого мужчина или женщина могут реализовать свои репродуктивные права, зачать и родить ребенка соответственно. Аналогично не предполагается легальное установление предельного возраста для рождения ребенка.

Средства массовой информации достаточно часто сообщают об уникальных случаях рождения ребенка у несовершеннолетних и даже малолетних детей или же, наоборот, лиц преклонного возраста.

Ныне действующий Семейный кодекс РФ впервые предусмотрел нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетних родителей и порядок осуществления ими

своих родительских прав.

Специфика возникающего при этом родительского правоотношения может быть выявлена посредством анализа совокупности прав и обязанностей несовершеннолетних родителей, особенностей осуществления ими своих прав, возможности применения к ним норм семейно-правовой ответственности и т.д. [1].

Несовершеннолетними закон признает лиц, не достигших возраста восемнадцати лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ, п. 1 ст. 54 СК РФ). Однако анализ ст. 62 СК РФ позволяет сделать вывод, что понятие «несовершеннолетние родители» неоднородно, и можно выделить следующие его категории:

1) несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, до достижения ими возраста шестнадцати лет;

2) несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, после достижения ими возраста шестнадцати лет;

3) несовершеннолетние родители, состоящие в браке, независимо от возраста.

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Другими словами, законодатель определил объем «усеченных» прав по сравнению с правами родителей, обладающих полным объемом родительской дееспособности, установленной ст. ст. 61 - 65 СК РФ. Однако вывод о принадлежности так называемых «усеченных» прав всем категориям несовершен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.