14.2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Кириллова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Юго-Западный государственный университет
Артемова Полина Витальевна, преподаватель кафедры государственного управления Место работы: МГИМО МИД России
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные вопросы форм участия государства в гражданских правоотношениях, так как российское законодательство закрепляет плюралистическую модель участия государства в гражданских правоотношениях, когда его представляют несколько органов государственной власти, но на практике действующим законодательством взаимодействие государственных органов не регламентировано.
В исследование применялись методы дедукции, индукции, правового анализа, формально юридические и сравнительные методы. Исследование проводилось с применением метода кейс-анализа.
Теоретическая основа исследования базируется на выводах, которые сделали цивилисты, разрабатывая данную тему, в частности: О. С. Адамова, В. Г. Голубцов, С. Г. Камолов, А. Н. Гуев, А. В. Павлюк и других.
Статья посвящена вопросам гражданских правоотношений с участием государства в лице юридических лиц, которые приобретают права и несут обязанности и в своих интересах, и в интересах государства. В исследовании рассматриваются подходы к пониманию участия государственных органов в гражданских правоотношениях по специальному поручению и не только, исследованы другие случаи участия государства в гражданских правоотношениях.
По итогам исследования сделан вывод, что, государство принимает участие в гражданских правоотношениях: опосредованно; непосредственно и с помощью специальных поручений.
Органы государственной власти участвуют в гражданских правоотношениях используя разные модели поведения, которые показывают и единство, и различие в гражданском обороте с участием государственных органов. Проведенный анализ показал, что целесообразно изменить профиль учреждения при опосредованном участии государства, учитывая данный факт, видится правильным внести изменения в статью 31 Федерального закона № 83-ФЗ, согласно которым данная статья будет дополнена положением о том, что федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, созданного в порядке, установленном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, вправе принимать решение об изменении типа данного учреждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что формы участия государства в гражданских правоотношениях требуют разработки, совершенствования и дальнейшего исследования.
Ключевые слова: государство; ответственность; гражданские правоотношения; форма участия.
FORMS OF STATE PARTICIPATION IN CIVIL RELATIONS
Kirillova Elena A., PhD in law, associate Professor, civil law department Place of employment: Southwest state University
Artemova Polina V., Lecturer of the Chair public administration Place of employment: MGIMO - University
Abstract: the necessity of writing this article is due to the needs of the analysis of the forms of state participation in civil relations, as the Russian legislation is a pluralistic model of state participation in civil relations, when it is represented by several bodies of state power, and the order of their interaction is not regulated by law.
The main method of research is the dialectical method, as well as private scientific methods of cognition, such as logical, formal-legal, systemic.
Theoretical basis of research is the views and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists: O. S. Adam, S. S. Alekseyev, V. A., Babakov, V. G. Golubtsov, S. G. Kamolov A. N. Guava, A. V. Pavlyuk and others.
This article deals with the problems of indirect participation of the state in civil relations with the help of legal entities that acquire rights and bear obligations not only in their own interests and in the interests of the state.. This article provides a critical analysis of approaches to understanding the participation of state bodies in civil turnover on a special assignment; various examples of the state's participation in civil relations are considered.
The study concluded that the state takes part in civil relations - direct, indirect participation and participation on special instructions. Public authorities are involved in civil relations through various legal models, the analysis of which showed their
unity and difference in the relations of civil turnover. Given that it may be necessary to change the profile of the institution and taking into account the possibilities of indirect state participation in civil turnover, it seems correct to amend article 31 of the Federal law № 83-FZ, according to which this article will be supplemented by a provision that the Federal public authority (state body), carrying out the functions and powers of the founder of the Federal state institution established in the manner prescribed by paragraph 1 of this article, has the right to decide to change the type of this institution in the order, established by the Government of the Russian Federation.
The results of scientific research have shown that the forms of state participation in civil relations require the development, improvement and further research.
Keywords: state; responsibility; civil legal relations; form of participation.
Государство принимает участие в гражданских правоотношениях, в современных условиях можно выделить следующие виды участия: непосредственно, опосредованно, по специальному поручению. Непосредственное участие в гражданском обороте государство принимает с помощью органов государственной власти, которые выступают в гражданских правоотношениях на праве представителей государства. Органы государственной власти, участвуя в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как специальные представители государства1 и действуют не как обособленные юридические лица, поскольку, такие органы представляют государство в целом, являясь его составной частью. Пределы компетенции органа государственной власти определены законодательством и закреплены в п.1,2 ст.125 ГК РФ.
На сегодняшний день, практически все органы государственной власти, действующие от имени государства, имеют статус юридического лица. Однако главный признак при этом не критерий наличия прав юридического лица у органа государственной власти, а направленность действий, которые совершаются в пределах компетенции данного органа и в интересах государства.
К правоотношениям, с участием государственных органов, участвующих в гражданских правоотношения в рамках представительства, применяются нормы главы 10 ГК РФ, непосредственно отношения представительства с участием государства регламентированы в п.3 ст.125 ГК РФ. Государство считается участвующим в гражданских правоотношениях непосредственно только в тех случаях, когда в законодательстве содержится указание на наличие полномочий государственных органов совершать действия от имени государства.
От имени государства в гражданские правоотношения могут вступать как исполнительные, так и представительные органы государственной власти Российской Федерации.
От имени государства по его специальному поручению принимать участие в гражданском обороте могут -государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Например, если часть акций, акционерных обществ закреплена как федеральная собственность, интересы государства в органах акционерного общества будут представлять граждане, заключившие договор на представление данных интересов2.
Анализируя опыт стран Западной Европы и США3,
1 Адамова О.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй (постатейный) / О.С. Адамова. М.: Инфра-М, 2016. С.92.
2 Котляров С.Б., Кукушкин О.В., Храмова О.Е., (2016), Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Социально-политические науки, 2: 62-64.
3 Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Ex-
ecutive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of interna-
tional programmes, 2017, - 1180 p.
специалисты справедливо отмечают, что в большинстве стран используется монистическая модель участия государства в гражданских правоотношениях , то есть государство представляет казна, от имени казны совершаются действия в гражданском обороте. В России напротив использована плюралистическая модель участия государства в гражданских правоотношениях, когда несколько государственных органов непосредственно участвуют в гражданских правоотношениях, однако законодательно порядок взаимодействия государственных органов при участии в гражданском обороте не регламентирован5.
Монистическая модель участия государства в гражданских правоотношения использовалась еще римлянами, данный подход весьма практичен, так достаточно только раз законодательно закрепить правовое положение казны при участии в гражданском обороте и в перспективе не возникнет никаких проблем и коллизий. Российская плюралистическая модель участия государства в гражданском обороте достаточно сложная, так как требует от законодателей максимальных усилий по урегулированию гражданских правоотношений с участием государства, кроме того количество государственных органов - участников гражданских правоотношений постоянно растет.
В России, как и в странах Западной Европы, казначейство тоже может принимать участие в гражданских правоотношениях, но в отличие от европейских стран, оно не является единственным участником гражданского оборота, существуют и другие органы государственной власти, принимающие участие в гражданских правоотношениях. Федеральное казначейство в Российской Федерации имеет разветвленную сеть органов, центр представляет Главное управление, оно входит в состав Министерства финансов РФ, а субъектах РФ действуют территориальные органы, при этом бюджетные организации Федерального казначейства имеют статус юридических лиц и участвуют в гражданском обороте. На международной арене от лица России участвуют в финансовых и банковских операциях Министерства финансов РФ. Федеральное казначейство России обслуживает внешний долг страны, а также внутренний и управляет федеральным бюджетом.
Принцип единства казны, действующий в российском законодательстве в сфере распоряжения бюджетом, утрачивает свое значение при осуществлении деятельности в гражданском обороте любым органом государственной власти, в том числе и финансовым. Управле-
4 Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63
5 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.; Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
ние государственным имуществом от имени государства может осуществлять любые сделки в гражданском обороте, за исключением деятельности по распоряжению бюджетными средствами, данная прерогатива закреплена за Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ6 Следует отметить, что казенные предприятия в силу своего правового статуса находятся в собственности государства и казны, поэтому принцип единства казны распространяется на них полностью в соответствии с ст. 115 ГК РФ.
Государство может участвовать в гражданских правоотношениях не только непосредственно, но и с помощью создаваемых им юридических лиц, такое участие принято называть опосредованным. С помощью созданных государственных и муниципальных унитарных предприятий, государство осуществляет свою деятельность в предпринимательской сфере. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляя свою деятельность, представляют и защищают не только свои интересы, но и интересы государства, так как государство в данном случае является учредителем и финансистом созданных предприятий.
Государство может выступать не только в роли учредителя предприятий, но и стать соучредителем, например, создавая государственные образовательные учреждения, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российском Федерации». Следует отметить, что при опосредованном участии государства в гражданских правоотношениях, когда оно создает юридические лица для участия в предпринимательской сфере объем правоспособности государства как учредителя и учрежденного государственного или муниципального унитарного предприятия не совпадает, в силу данных обстоятельств, участие государства в таких случаях называют опосредованным . Кроме того, государство может участвовать в гражданском обороте опосредованно с помощью органов государства РФ и на региональном уровне органами субъектов РФ, так возникают правоотношения со множественностью лиц, примером могут служить концессионные обязательства.
При передаче государственного имущества в доверительное управление юридическим и физическим лицам государство тоже принимает опосредованное участие в гражданском обороте. Государственные органы назначают доверительного управляющего, который управляет имуществом унитарных предприятий, полномочия его в таких случаях определены заключенным договором, законодательно установлен запрет на передачу имущества, которое закреплено за государственными юридическими лицами.
Государство может выступать в качестве акционера частного юридического лица, при этом форма опосредованного участия государства в гражданских правоотношения приобретает абсолютный характер. Необходимо учитывать, что государство может выступать в качестве акционера в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, это касается и участия в акционерных обществах, так как акционерные общества рассчитаны на такие субъекты права как граждане и юридические лица. Передавая имущество юридическому лицу, органы государственной власти отчуждают данное имущество, но взамен получают право требовать либо дивиденды, либо ликвидационную квоту, в
6 Гражданское право / Под ред. А И. Калпина, А И. Масляева. М.: Проспект, 2011. С.213.
7 Гатин А.М. Гражданское право. М.: Дашков и К, 2009. С.188.
случае ликвидации акционерного общества. Свои права акционера государство может реализовать с помощью представительства передав свои полномочия другому лицу, также применима конструкция доверительного управления8. Гражданская правосубъектоность государства в таких случаях не только опосредована, но и комплексна, существует как многоступенчатая система, опосредующая гражданскую правоспособность.
Согласно действующему гражданскому законодательству учредитель и создаваемое им юридическое лицо несут раздельную ответственность, но принцип раздельной ответственности не распространяется на правоотношения, связанные с участием органов государственной власти (п.5 ст.115 ГК РФ; п.2 ст.12 ГК РФ). Однако характерный признак опосредованного участия государства в гражданских правоотношениях выражается совместной ответственности, которую несут и органы государственной власти, создающие унитарные предприятия и непосредственно участники данного предприятия.
Государство контролирует все сделки, которые совершаются созданными юридическими лицами, одобряет их, утверждает, полномочия созданных юридических лиц принадлежат органам государственной власти, которые создавали данное предприятие, также государство в лице предприятия остается собственником имущества которым владеют учреждения, но данные факты не свидетельствуют, что государство принимает непосредственное участие в гражданском обороте, так как сторонами сделок и заключенных договоров выступают юридические лица.
На практике свою деятельность в предпринимательской сфере осуществляют юридические лица, которые выступают в гражданских правоотношениях от своего имени и от имени государства9. Министерство финансов РФ выступая от имени государства, действует как самостоятельное юридическое лицо, от своего имени и в своих интересах, при этом несет самостоятельную ответственность. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях может осуществляться через представителей, как указано в п.3 ст.125 ГК РФ, с помощью установления отношений представительства (гл. 10 ГК РФ).
Участие органов государственной власти в рамках представительства осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральными законами, например, права государства как участника гражданских правоотношений регулируются ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», гражданским законодательством, правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Можно сделать вывод, органы власти, которые представляют интересы публичных образований не должны быть наделены специальными полномочиями в соответствии с п.1, ст. 125 ГК РФ.
Отношения представительства должны быть оформлены соответствующим образом, с помощью договора или акта уполномоченного органа, на начальном этапе публичному органу дается поручение о оформлении представительства. Основная особенность приобретения представительства публичными образованиями
8 Институт административной ответственности / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. С. 43-45
9 Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
заключается в том, что должно исключаться наличие у публичных образований полномочий, которые присущи другим юридическим лицам в данных обстоятельствах (п.1 ст.182 ГК РФ).
В 2010 году был принят ФЗ № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который положил начало реформ в системе оказания государственных и муниципальных услуг, основные вехи данной реформы прописаны в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г.
Новеллы законодательства в 2011 году касались деления учреждений на три типа: бюджетные, автономные, казенные10 Бюджетные учреждения относятся к некоммерческим образованиям, их основная особенность заключается в том, что их деятельность финансируется из бюджета11. Автономные учреждения оказывают различные услуги, участвуя в гражданском обороте, учреждают данные организации Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Казенные учреждения создаются для оказания государственных услуг в соответствии со ст. 6 БК РФ, данная деятельность позволяет реализовать полномочия государственных органов или органов местного самоуправления. Казенные учреждения обладают ограниченной самостоятельностью из-за ограничений в распоряжении средствами, полученными из внебюджетных источников. Примером казенного учреждения, может служить управление капитальным строительством, которое контролирует строительство зданий и сооружений, инвестированных государством12.
Казенные предприятия имеют особый правовой статус, так как финансовая либерализация свойственная бюджетным и автономным учреждениям им не присуща, что свидетельствует о повышенной социальной ответственности государства в некоторых секторах экономики. Автономные и бюджетные учреждения напротив осуществляют свою деятельность на рыночных принципах и в условиях конкуренции на равных условиях с предпринимателями, но для автономных учреждений создаются условия для привлечения внебюджетных средств13.
Таким образом, казенные учреждения создаются государством с целью оказания государственных услуг, а автономные и бюджетные учреждения не призваны осуществлять государственные функции, их основная цель выполнение работ и оказание услуг14. Государственные функции связаны с властными полномочиями, такой вывод можно сделать, анализируя
10 Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.; Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
11 Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. Постатейный. М.: Книжный мир, 2014. С.288.
12 Гражданское право. Том 2/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2011. С.332.
13 Намаев Т.Ф. Особенности правового статуса публично-правовых образований как субъектов гражданского права по аналогии с юридическими лицами // Социально-политические науки. 2014. №2. С.43-45.
14 Бабаков В.А. Участие государства в гражданских правоотно-
шениях // Ученые записки Казанского университета. Серия Гума-
нитарные науки. 2015. № 6. том 157. С. 2015. С.90-97.
функции контроля в п.2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Разные типы учреждений имеют различные полномочия, права и обязанности, их отличает порядок учреждения, у них различный режим финансирования и возможности по распоряжению имуществом. Нормативное регулирование различно и различается оно по определению платы, по деятельности, которую имеют право осуществлять учреждения, по объему прав в сфере распоряжения имуществом, по объему полномочий при заключении сделок и договоров15.
Но на основе анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что препятствий для дальнейшего изменения типа казенных учреждений в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п.п. 1 п. 2 ст. 31 ФЗ № 83-ФЗ не существует. Однако на практике может возникнуть необходимость изменить профиль учреждения, поэтому целесообразно дополнить ст. 31 ФЗ № 83-ФЗ положением о том, что федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, созданного в порядке, установленном п. 1 ч. 1 настоящей статьи, вправе принимать решение об изменении типа данного учреждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти могут участвовать в гражданских правоотношениях по специальному поручению, в п.3 ст.125 ГК РФ предусмотрена возможность в случаях, предусмотренных законом от имени государства и по специальному поручению государственные органы, юридические лица, граждане могут участвовать в гражданских правоотношениях. Такая модель участия государства в гражданском обороте отличается от представительства, тем, что полномочия представителя базируются на действующем законодательстве, а полномочия по специальному поручению оформляются доверенностью, а если предусмотрено законом, то и гражданско-правовым договором. Например, в судах общей юрисдикции без дополнительного поручения представляют интересы руководители федеральных органов исполнительной власти, полномочным представителем Правительства РФ, а сотрудники Аппарата Правительства РФ и адвокаты, состоящие в штате, отстаивают права только по доверенности 6
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может заключить договор о представлении интересов РФ в органах управления автономной некоммерческой организации, только на основании положений, утвержденных правительством РФ. Представителями по специальному поручению могут быть должностные лица органов государственной власти, в корпорациях представителями государства могут быть назначены лица, замещающие государственные должности РФ и должности гражданской службы.
Особым случаем является, когда граждане представляют государство в гражданском обороте, так по специальному поручению они могут представлять власть в органах акционерного общества, если часть акция является государственной собственностью. Ин-
15 Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
16 Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
тересы государства могут представлять физические лица в органах управления обществом, при этом с ними заключается контракт - договор поручение на представление интересов государства Физические лица так же могут быть представителями государства. Некоторые эксперты данное участие граждан от лица государства в гражданском обороте определяют как институт представительства по специальному поручению 17, в цивилистике участие государственных органов в акционерных обществах через юридических или физических лиц обозначено как опосредованное представительство власти18.
В некоммерческих автономных организациях представлять государство могут любые лица, за исключением должностных лиц, которые действуют на основании договора о представительстве РФ и на в соответствии с правовым актом Правительства РФ, данные лица являются профессиональными поверенными 19
Участвовать в гражданских правоотношениях по специальному поручению могут и органы государственной власти, действуют они на основании закона и выступают в интересах Российской Федерации, так при формировании органов государственной корпорации органы государственной власти участвуют в управлении корпорацией по специальному поручению от имени государства. Режим создания и деятельности государственных корпораций является самостоятельным, однако в законодательстве не установлен перечень сфер деятельности государственных корпораций, как и не определены основания создания корпораций. Некоторые эксперты, справедливо отмечают, что свободу действий, полученную корпорациями от государства необходимо ограничить, это касается сферы распоряжения имуществом, для закупки необходимого имущества государственные корпорации обязаны участвовать в открытых аукционах и торгах. Свою деятельность государственные корпорации осуществляют от имени государства и всего общества, по мнению экспертов, такое положение недопустимо и следует из законодательства исключить нормы, регламентирующие такой порядок деятельности государственных корпораций. Необходимо учитывать отсутствие различий в правовом статусе государственных корпораций и государственных компаний, необходимо отметить, что данные структуры дублируют друг друга, поэтому государственные компании следует упразднить, кроме данного факта в пользу упразднения государственных компаний можно указать на то, что существуют государственные органы, которые выполняют аналогичные задачи.
Унитарные предприятия необходимо оптимизировать, после проведения экспертизы по экономической эффективности их деятельности и соответствия целям государства. Государственные органы власти, представленные в унитарных предприятиях должны соответствовать численному составу работников и при этом необходимо учитывать бюджет ассигнований.
17 Голубцов, В.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: автореф. дис.. д-ра юрид. наук/В.Г. Голубцов. М., 2008. -54 с.
18 Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. Постатейный. М.: Книжный мир, 2014. С.423.
19 Камолов С.Г., Меркулов М.В., Шитенкова Е.В. Применение цикла PDCA при анализе реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Инновации и инвестиции. 2016. № 7. с. 95-103.
Можно сделать вывод, что государство участвует в гражданских правоотношениях, используя различные правовые модели, которые имеют свою специфику, реестр возможность и перспективы. Государство принимает участие в гражданском обороте - непосредственно, опосредованно и по специальному поручению, на практике наиболее представлена опосредованная модель участия государства в гражданских правоотношения.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,67%.
Список литературы:
1. Адамова О.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2016.
2. Бабаков В.А. Участие государства в гражданских правоотношениях // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6. том 157. С. 2015. С.90-97.
3. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63
4. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. Постатейный. М.: Книжный мир, 2014.
5. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
6. Гатин А.М. Гражданское право. М.: Дашков и К, 2009.
7. Голубцов, В.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: автореф. дис.. д-ра юрид. наук/В.Г. Голубцов. М., 2008. - 54 с.
8. Гражданское право / Под ред. А И. Калпина, А И. Масляева. М.: Проспект, 2011.
9. Институт административной ответственности / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
10. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
11. Камолов С.Г., Меркулов М.В., Шитенкова Е.В. Применение цикла PDCA при анализе реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Инновации и инвестиции. 2016. № 7. с. 95-103
12. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
13. Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 2. С. 94-99.
14. Котляров С.Б., Кукушкин О.В., Храмова О.Е., (2016), Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Социально-политические науки, 2: С. 62-64.
15. Намаев Т.Ф. Особенности правового статуса публично-правовых образований как субъектов гражданского права по аналогии с юридическими лицами // Социально-политические науки. 2014. №2. С.43-45.
16. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
17. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.
1B. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 4B с.
19. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Gapsalamov A.R., Sharipov R.R. Gatin R.G. Formation of Institutional Arrangement of Economic Security Improvement of Russia: Task Definition // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 201B. С. 6395-6401
20. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
21. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 11B0 p.
22. Morozov I.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 201B. Т. 21. № 1. С. 352-361.
23. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Формы участия государства в гражданских правоотношениях» доцента Кафедры гражданского права, ФГБОУ Юго-западный государственный университет в г. Курске, кандидата юридических наук Кирилловой Е.А. и преподавателя Кафедры государственного управления МГИМО МИД России Артемовой П.В.
Актуальность научной статьи «Формы участия государства в гражданских правоотношениях» обусловлена необходимостью рассмотрения основных вопросов форм участия государства в гражданских правоотношениях, так как российское законодательство закрепляет плюралистическую модель участия государства в гражданских правоотношениях, когда его представляют несколько органов государственной власти, но на практике действующим законодательством взаимодействие государственных органов не регламентировано.
К предмету исследования автор относит формы участия государства в гражданских правоотношениях. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов дедукции, индукции, правового анализа, формально юридические и сравнительные методы. Исследование проводилось с применением метода кейс-анализа.
Научная новизна заключается в проведенном критическом анализе подходов к пониманию участия государственных органов в гражданских правоотношениях по специальному поручению и не только, исследованы другие случаи участия государства в гражданских правоотношениях с участием государства в лице юридических лиц, которые приобретают права и несут обязанности и в своих интересах, и в интересах государства.
Автор выделяет следующие виды участия государства в гражданских правоотношениях: непосредственно, опосредованно, по специальному поручению. Непосредственное участие в гражданском обороте государство принимает с помощью органов государственной власти, которые выступают в гражданских правоотношениях на праве представителей государства.
В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.
В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи. Заслуживают внимания выводы автора, что целесообразно изменить профиль учреждения при опосредованном участии государства, учитывая данный факт, видится правильным внести изменения в статью 31 Федерального закона № 83-ФЗ, согласно которым данная статья будет дополнена положением о том, что федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, созданного в порядке, установленном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, вправе принимать решение об изменении типа данного учреждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.
Доктор юридических наук, профессор, Заведующий кафедры гражданского права ФГПОУ ВО Юго-Западный государственный университет
В.Н. Сусликов