The Art Of Eurasia №2(3) . 2016
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.003
УДК 7.031
ФОРМЫ ТАМГОВЫХ ЗНАКОВ НА ТЕРРИТОРИИ БАЯН-УЛЬГИЙСКОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ
Бикумар Умирбек канд. ист. н. (PhD), старший научный сотрудник, Баян-Ульгийский филиал Академии наук Монголии; Институт философии. Монголия, г. Баян-Ульгий argun_kz @yah oo.com
Научный перевод с монгольского языка выполнен С.М. Белокуровой при поддержке гранта РГНФ — МинОН Монголии № 15-24-03002 «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX — начала XXI веков: кросс-культурные взаимодействия и влияние художественных традиций».
Аннотация
Статья посвящена исследованию тамговых знаков, обнаруженных на территории Баян-Ульгийского аймака Монголии. Исследуется происхождение и семантика тамговых знаков. На территории аймака было найдено более 50 изображений, которые относятся к бронзовому, железному и древнетюркскому периоду. В статье проведен сравнительный анализ, касающийся использования тамги, ритуалов почитания знака у монголов и казахов, а также исследовано происхождение наиболее распространенных тамг: солярной, дамар, аргали и янгир.
Ключевые слова: тамги, знаки, петроглифы, Баян-Ульгийский аймак, традиции почитания знака у монголов и казахов.
Библиографическое описание для цитирования:
Б. Умирбек. Формы тамговых знаков на территории Баян-Ульгийского аймака
Монголии // Искусство Евразии. - 2016. - № 2(3). - С. 28-44. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.003 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/575921/10/
Сегодня тамги представляют собой целый пласт монгольской археологии, требующий детального изучения. В исторических и археологических исследованиях, проведенных в Монгольском Алтае, тамгам уделяется недостаточно внимания, они упоминаются сравнительно редко. Если не считать нескольких комплексов, например, Ямаан ус и Хар хад в Ховдском аймаке, тамги исследованы слабо. В Западной части Монгольского Алтая на территории Баян-Ульгийского аймака с 1957 года ведутся исследования, однако специального исследования по изображениям тамг не появилось. И даже те знаки, которые были обнаружены в ходе исторических и археологических полевых исследованиях и при раскопках, лишь кратко упоминаются в работах [7].
Введение
В последние несколько лет наше внимание было сконцентрировано на изучении тамговых знаков. В ходе полевых работ в 12 сомонах Баян-Ульгийского аймака было выявлено 57 знаков. Однако, следует сказать, что некоторые из них уже изучались в ходе экспедиции и упоминались в ряде работ [2, с. 6-8; 8; 6, с. 6].
Вышеуказанные знаки во многом схожи, но в некоторых географических поясах обнаружены и весьма своеобразные формы, их появление и содержание пока не раскрыты. Итак, данная статья посвящена обобщению собранного материала по тамговым знакам на территории Баян-Ульгийского аймака.
Происхождение слова «тамга» сводится исследователями к одному из тюрко-монгольских корней «таба», «там» [9, с.15]. В современном казахском языке эти слова («таба», «там», «таб, тап») встречаются также, и являются однокоренными слову тамга. Значение слова «там» — «зажигать», «прижигать». Например, «зажигать огонь». Таким образом, монгольское слово «тамга» в какой-то степени является родственным глаголам «жечь», «поджигать», «прижигать». Известный ученый Х. Пэрлээ высказывал подобную мысль и связывал понятие тамги со светом огня [9, с.15]. В казахском языке слова «таб», «тап» часто комбинируются с выражениями, которые семантически связаны со значением огня и очага. Например, «оттын табы-на кою» (свет огня; разжигать очаг), «тап калу, тап тYсу» (ставить клеймо) и т.д. Тамга по-казахски звучит как «танба» (тацба) и происходит из древних алтайских языков. Само слово «тамга» имеет широкое хождение среди кочевников Монгольского Алтая, хотя производные от него можно встретить и в других языках. Самый яркий пример — слово «таможня» в русском языке [9, с.15]. Однако, на данный момент пока нет исследований, касающихся вопросов начала использования тамги человеком.
Археологический аспект изучения тамговых знаков на территории Баян-Ульгийского аймака
Тамги, найденные на территории Баян-Ульгийского аймака, могут быть классифицированы по типу поверхности, на которой они вырезаны:
- скальный выступ (рис. 3, 5, 6, 7, 10-12, 29-32, 36, 41-43, 56);
Рис. 3. Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7. Рис. 10. Рис. 29. Рис. 30.
Рис. 31. Рис. 32. Рис. 36. Рис. 41. Рис. 42. Рис. 43. Рис. 56.
- стелы (рис. 2, 4, 9, 13, 14, 16-25, 35, 38, 39, 44, 48-55, 57);
1X1
7 Я С №
«каменные бабы», оленные камни (рис. 46); каменные оградки (рис. 33, 34, 37); валуны (рис. 1, 8, 26-29, 40, 45).
Рис. 2. Рис. 4. Рис. 9. Рис. 13. Рис. 14.
Рис. 16. Рис. 17. Рис. 18. Рис. 19. Рис. 20.
Г
ж
Рис. 21. Рис. 22. Рис. 23. Рис. 24. Рис. 25.
Рис. 35. Рис. 38. Рис. 39. Рис. 44. Рис. 48.
Рис. 49. Рис. 50. Рис. 51. Рис. 55. Рис. 57.
V
Рис. 46. («Каменные бабы», оленные камни.
«каменные оградки»:
Рис. 33.
Рис. 34.
Рис. 37.
«валуны»:
Вышеупомянутые тамги, как правило, вырезались в боковой части скального выступа вместе с петроглифами и рунами; на стелах тамги часто выбивали на «левой стороне», то есть справа и слева, крайне редко захватывая лицевую часть. Кроме этого, изображение тамговых знаков в нижней части стелы перекликается с традицией таврения скота у кочевников. Другими словами, тамга в нижней части камня выбивалась в соответствии с тем, на каком месте ставили тавро у скота. На каменных бабах тамги выбиты с тыльной стороны, в верхней части «спины», а на каменных оградках чаще всего с подветренной стороны. Иногда можно встретить один или два знака в нижней части той стороны валуна, расположенного вблизи петроглифического комплекса, которая обращена к солнцу.
Среди тамговых знаков, которые были исследованы на территории Баян-Ульгийского аймака, встречаются солярные тамги (обычные и комбинированные) — 12 (рис. 3, 6, 7, 16, 17, 20, 31, 39, 40, 44, 45, 47); тамга типа «барабан» — 5 (рис. 9, 14, 19, 24, 41), тамга типа «аргали» — 9 (рис. 2, 4, 18, 25, 42, 49, 50, 51, 57); тамга типа «янгир (горный козел)» — 16 (рис. 15, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 35, 36, 38, 43, 46, 48, 52). Эти типы составляют большинство. Среди других знаков встречаются тамги типа «вилка» — 1 (рис. 56), «тооно (круглое окно)» (фактически солярная тамга с крестом посередине) — 1(рис. 10), «крест» — 1 (рис. 1).
Солярные тамги (обычные и комбинированные):
Рис. 1. Рис. 8. Рис. 26. Рис. 27. Рис. 28. Рис. 29. Рис. 40.
Рис. 45.
о О
Рис. 3.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 16.
Рис. 17.
Рис. 20.
саг
Ъ
Рис. 31.
Рис. 39.
Рис. 40.
Рис. 44.
Рис. 45.
Рис. 47.
Тамги типа «барабан»:
[хз И"
Рис. 9.
Рис. 14.
Рис. 19.
№ ^
Рис. 24.
Рис. 41.
Тамги типа «аргали»:
г
ж
Рис. 2. Рис. 4. Рис. 18. Рис. 25. Рис. 42. Рис. 49. Рис. 50. Рис. 51. Рис. 57.
Тамги типа «янгир (горный козел)»:
Рис. 15.
Рис. 22. Рис. 23.
Рис. 26.
Рис. 27.
Рис. 28.
Рис. 29.
с
Рис. 32.
Рис. 35. Рис. 36.
Рис. 38.
Рис. 43.
Рис. 46. Рис. 48.
Рис. 30.
£ С^Ч Ь К
Рис. 52.
Местонахождение тамговых знаков на территории аймака следующее: Улаан хад в сомоне Алтай (Кызыл хияа) — 1 (рис.1); Музей в центре аймака — 1 (рис. 2); Бэлчир (Бооз уул), Хаш баг в сомоне Алтанцогц — 2 (рис. 3, 4); Хойд Хелцеет в сомоне Буянт — 3 (рис. 5-7); Булган гол в сомоне Булган — 2 (рис. 8, 9); Боохой ар уул, Эрээн харганат, ХYрэн зуух, Хатуугийн гол и сгоревшая стоянка (^йген кора) в сомоне Бугат — 13 (рис. 10-22), Улаан дэл в сомоне Сагсай — 1 (рис. 23); Чигэртэй гол в сомоне Дэлуун — 1 (рис. 24); Согоогийн гол,
Цагаан салаа, Бага Ойгор, Харганатын ам в сомоне Улаанхус — 10 (рис. 25-34); Бурхан толгой, БилYYT, Хулибайн арал, Цагаан гол, Шивээт хайрхан, Их Хатуу в сомоне Цэнгэл — 14 (рис. 35-48); Ямаат улаан уул, Дэрст хавцал (Шили куыс), Хар магнай в сомоне Ногооннуур — 9 (рис. 48-57).
Семантика некоторых тамговых знаков
Исследования наскальных рисунков, тамгообразных знаков, могильных захоронений обнаружили особого рода сакрализацию такого животного, как янгир (горный козел). Согласно археологическим данным, образ «единорога» [5, с. 47] чаще всего появляется в гуннских захоронениях, а потом получает отражение в петроглифических композициях раннего железного века. Наиболее прочные позиции этот образ получает в сакско-скифской культуре. В период бронзы горные козлы не только были объектом охоты и широко использовались в хозяйственной деятельности, но и являлись объектом поклонения. Одно из старых наименований этого животного — «тэх», которое со временем стало употребляться с современным словом «янгир» в том же значении. Кстати, в современном казахском языке это слово осталось. О человеке с хорошим родом (потомством) говорят «тек, текти». Поклонение этому горному животному во многом складывалось из почитания его качеств: быстроты, стойкости, сообразительности. С другой стороны, «тэх» имеет значение «золотой род», в этом плане семантика сохраняется. Поэтому у казахов сохранился обычай почитать людей с хорошим потомством словами «текти кисинин баласы, текти ру» («человек с хорошим, золотым родом»). Почитание янгира нашими предками реализовалось в появлении тамги «янгир», которая реалистично и абстрактно, через множество видов и форм раскрывала образ «единорога». Недавно в сомоне Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака в комплексе Шивээт хайрхан было найдено совершенно особенное изображение янгира, которое представляет интерес в связи с его сходством с государственным символом и тамгой Тюркского кагана (фото 1).
Фото 1. Наскальный рисунок.
Вообще сейчас очень трудно установить, с какого времени образ янгира стал использоваться как тамга, единственное свидетельство, которое позволяет определить период хождения этой тамги, это изображения на петроглифических комплексах и стелы. Тамга «янгир» чаще всего включена в петроглифические композиции, относящиеся к раннему железному веку. Сама тамга «янгир» фактически образуется из солярного знака и знака типа «барабан» («дамар») путем добавления черт, символизирующих рога, поднятый вверх хвост, иногда на стелах сбоку присутствуют вполне реалистические изображения горных козлов. Видимо исследователи классифицировали тамгу, основанную на тамгах солярной и «дамар», как «янгир», из-за характерной изогнутой линии, имеющей форму рога. Сейчас известно два способа изображения данной тамги: первый — достаточно реалистичное изображение животного, второй — тот, о котором мы говорили выше, на основе комбинированной солярной тамги или тамги «дамар». Причем, если «янгир» образован от комбинированной солярной тамги с добавлением рогов, хвоста, морды, то данная тамга будет женского рода, а если от тамги «дамар» — мужского. Два элемента не только формируют тамгу «янгир», но и воспроизводят структуру мировоззрения древних кочевников, в котором форма круга ассоциировалась с женским началом, а треугольная и прямоугольная — с мужским. Тамгу, сформированную таким образом, ряд исследователей связывает с древнетюркской тамгой и предлагает рассматривать ее в хронологическом контексте древнетюркской культуры. Однако, на наш взгляд, данная форма тамги относится к раннему железному веку и гуннскому периоду, поскольку солярная тамга была распространена в эпоху бронзы (скифско-сакский период), и солнцепоклонничество было известно гуннам. Х.Пэрлээ отмечал, что «мужская» форма тамги «янгир», производная от тамги «дамар», существовала среди народов Дун-ху [9, с. 217].
Один из тамговых знаков, вновь найденных на территории Баян-Ульгийского аймака, имеющий большое значение для данного исследования, — комбинированная солярная тамга. Солярные тамги входят в число традиционно наиболее почитаемых монголами. Солярные тамги у древних народов, возможно, были ядром, от которого путем добавления черт формировались новые знаки и новые смыслы. Две пересеченные линии внутри солярной тамги формируют свастично-солярную тамгу или «лунную тамгу». Символику «лунарно-солярной» тамги археологи определили, исходя из того, что данные знаки были выбиты на стенах гуннских гробниц. Установлено, что гунны и их предки поклонялись солнцу и луне. И существуют исторические свидетельства, что с XIII века «лунарно-солярная» или «солярная» тамга стала почитаемой среди монголов.
Солярная тамга почитается и современными казахами. Ее называют «кез» танба или «глаз». Символика здесь связана с пониманием глаза и зрения как чего-то чистого, прозрачного, непредвзятого и справедливого. Один из казахских родов Аргын («священный, чистый») до сих пор использует так называемую «парную солярную» тамгу. В данном роду существует призыв «акжол», что означает: «Счастливой (чистой) дороги!», что не только акцентирует название рода, но и связывается с солярной тамгой. Род Аргын кочевал в районе Байкала («священное, чистое озеро») и р. Аргунь, поэтому некоторые исследователи видят в них потомков древних народов «аригунов» и «баегунов» [3, с.457].
Солярная тамга стала родоначальницей нескольких знаков, образованных путем ее усложнения. Одна из них — это уже упоминавшаяся выше тамга «янгир», однако и у собственно солярной тамги могут быть дополнительные элементы типа «хвост» и «уши». Вновь найденная тамга, например, являясь парной комбинированной тамгой, имеет и небольшой «хвост». Такого типа солярные знаки могут пересекать большие валуны,
на стелах встречаются тамги с «хвостом» вверху или внизу (рис. 3, 17, 20, 39, 40, 44). Кроме того, встречаются такие варианты тамги, когда две парные части соединены кривой линией, напоминающей полумесяц (рис. 17). Это может быть соединение многократной выбивкой вверху и внизу двух солярных знаков с «хвостом» или с «ушами», или две корневые части единой парной «солярной тамги».
Тамги с «хвостом» вверху или внизу:
Рис. 3. Рис. 17. Рис. 20. Рис. 39. Рис. 40. Рис. 44.
На территории Баян-Ульгийского аймака комбинированные «солярные» тамги встречаются на территории Бугат сомона (Хар Хатууд), сомона Улаанхус (р. Согоогийн гол), Цэнгэл сомона (комплексы Шивээт хайрхан, Их хатуу). Данные тамги выбиты на камнях, стелах достаточно качественно. По размеру они все примерно одинаковые: 25-30 см в высоту и 10-15 см в длину. Территория выбивки тамговых знаков достаточно протяженная. Например, от комплексов Их Хатуу и Шивээт хайрхан в сомоне Цэнгэл до комплекса Хар Хатуу в Бугат сомоне более 220 км. Именно на этой территории проживали достаточно сильные роды-носители тамги. Сейчас некоторые солярные тамги и тамги «дамар» встречаются в центральной части современной Монголии, некоторые остались на территории западной. Однако этот вопрос требует более глубокого исследования. Что касается времени создания, то ряд исследователей устно высказывают мысль о принадлежности тамговых знаков к древнетюркскому периоду, но, на наш взгляд, их следует рассматривать в контексте памятников раннего железного века. Основания для этого заключаются в том, что тамги, как правило, сопровождают наскальные рисунки, относящиеся к раннему железному веку, логично предположить, что и рисунки, и тамги были созданы в одно и то же время. Но эта проблема требует также более глубокого изучения.
Солярная тамга с элементами типа «хвост», «уши» и «рог» является основной для ветвей рода «аргын» (аригун). По этому вопросу есть достаточно подробные исследования у казахстанских ученых, не будем останавливаться на этом. Но целесообразно обратить внимание на происхождение этих элементов у солярного знака. Обычная или комбинированная солярная тамга с «рогом» или «ушами» среди представителей казахского рода аргын называется «жогаргы шекти аргын», а такая же тамга с элементом «хвост» — «теменги шекти аргын». Используемое в назывании слово «шекти» восходит к древнему алтайскому корню и означает «с ушами». Слово «шеке», которым казахи называют переднюю часть головы (лоб), практически идентично монгольскому «чих» («ухо»). Тамга с элементом типа «хвост», как уже упоминалось, у казахов получила наименование «теменги шекти», или «тамга с ухом в нижней части». Однако, в древних языках алтайской семьи словом «чих» могли называть рукоять. И такую тамгу казахи иногда называют «шемиш танба» или «ложка», а иногда «туткалы танба» или «тамга с ручкой». Таким образом, есть мнение, что слова «уши, рога, хвост» восходят к древнему корню «тат, тут» или «рукоять».
Существует еще один вид солярной тамги. Имеется в виду солярная тамга, внутри которой выбита тамга «крест». Монголы называют такую тамгу тамга «с крестом» [5, с. 69]. В некоторых местах ее также называют «тооно (круглое окно в юрте)», «решетка» [1, с. 103]. Среди казахов такая тамга называется «шанырак» (круглое окно в юрте). Таким образом, можно определить это название тамги («тооно») как рабочее. Имеются документальные подтверждения, что эта тамга имела хождение у найманов, одного из центральных казахских родов. Значение тамги — солнце, огонь (очаг). Для казахов, как и для монголов, солнце и луна были сакральными объектами. Поэтому круглое окно в юрте ассоциировалось с солнцем, жерди (унь), поддерживающие его, — с лучами, стены — с горами, а вход — с рекой [3, с. 270]. В древности верхнее окно в казахской юрте имело форму обычного кольца, позже с появлением креста появилось название «^лдиреуиш». Значение слова «^лдиреуиш» связано с корнем «^л» или «огонь». С другой стороны, С. Дулам и Н. Батболд трактуют эту тамгу как огненную [5, с. 15; 1, с. 103]. У казахов есть обычай во время одного из праздников делать некое подобие земляной печи, на которую ставят котлы и варят мясо. Такая печь называется «жер ошак». Если смотреть на эту печку сверху, она отчетливо напоминает крест или свастику. Возможно, что это один из источников формирования солярной тамги с крестом внутри.
Еще один вид тамги, вновь найденный на территории Баян-Ульгийского аймка, — это тамга «аргали». Такую тамгу казахи называют «бакан» или «багана» (столбы, поддерживающие окно в юрте — прим. редактора). Монголы такую тамгу называют «буйлан» (тип узды для управления верблюдом — прим. редактора). В современной Монголии обнаружено два типа тамги «буйлан». На р. Цагаан гол в Гоби-Алтае на наскальных рисунках обнаружена тамга «буйлан» с двумя прямыми подвесками. Она напоминает руну (мягкая «рь») орхоно-енисейской письменности. Описание тамги звучит еще и как «седло со стременами» и означает мужество и мужское начало в целом. Тамга «буйлан» с парными лунообразными подвесками была обнаружена на дне вазы в гуннском захоронении недалеко от г. Дархан. Данная тамга также совпадает с руной (твердая «рь») орхоно-енисейской письменности. Другое описание тамги — «узда для верблюда» — соотносится с тюркским словом «ер», означающим «воин» [5, с. 35-36]. Что касается изображения, то есть два варианта: первый — стоящая или правильная тамга, второй — упавшая или неправильная тамга «буйлан». Кроме этих двух вариантов тамги «буйлан», существует еще несколько разновидностей данной тамги. На территории Баян-Ульгийского аймака тамга «буйлан» встречается главным образом на стелах. На одном из камней выбита тамга «буйлан» или «аркар» (аргали) по-казахски, и такие же по размеру тамги обнаружены на двух камнях, расположенных ниже. Объясняется это либо тем, что тамги выбивали два человека из одного рода, или тем, что в тюркский период были повторены те тамги, которые были выбиты ранее в эпоху бронзы или раннего железа. Таким образом, вопрос о датировке тамги «буйлан» остается открытым. Дело в том, что у найденной тамги существует копия, выполненная другим способом, ниже нее выбита такая же вертикальная тамга, и выше нее изображен тот же знак. Тамги этого типа из-за их сходства с рунами некоторые исследователи склонны относить к тюркскому периоду, однако, мы уверены, что данные тамговые знаки появились гораздо раньше. Образ горного животного занимает прочное место в культуре казахов и монголов, а сакрализация янгиров, аргали нашими предками — древними кочевниками — формируется в эпоху бронзы, видимо, тогда же и появляется тамга. На сегодняшний день на территории Баян-Ульгийского аймака найдено 9 тамговых знаков «буйлан», выполненных как реалистично, так и в абстрактной манере (рис. 2, 4, 18, 25, 42, 49, 50, 51, 57).
9 тамговых знаков «буйлан»:
Рис. 2.
Рис. 4.
т п
Г
(С
Рис. 18. Рис. 25. Рис. 42. Рис. 49. Рис. 50. Рис. 51.
Рис. 57.
Достаточно распространенной на территории Баян-Ульгийского аймака является тамга «дамар» («барабан»). Значение единичной тамги «дамар» сейчас исследуется учеными [5, с. 105]. Однако данная тамга может считаться корневой для образования большого количества новых знаков. Особенно интересным представляется формирование тамги «янгир» через присоединение элементов «уши», «хвост», «рог». Поскольку раньше тамга «янгир» такого типа не была найдена в Монголии, то и подробных исследований не было, хотя в последнее время работа по исследованию тамговых знаков на территории Баян-Ульгийского аймака активизировалась, и ряд работ уже появился [7, с. 12]5. Ряд выводов относительно различных вариантов тамги «дамар» можем сделать на основе наших собственных исследований и имеющегося материала. Прежде всего, это образование тамги «янгир» из корневой тамги «дамар». Об этом в данной статье уже упоминалось, поэтому возвращаться не будем. Но представляется важным для последующего исследования, что тамга «дамар» достаточно продуктивна, и путем присоединения к ней той или иной черты формируется новый образ, новая тамга (рис. 9, 14, 24, 41), хотя документальных подтверждений пока не найдено. Таким образом, можно дать трактовку ряду тамговых знаков, найденных на территории Баян-Ульгийского аймака.
Тамга «дамар» и ее производные:
[X]
КГ
Рис. 9.
Рис. 14.
№
Рис. 24.
00
Рис. 41.
В урочище Хойд Хелцеет среди наскальных рисунков найдено интересное изображение, которое тоже можно рассматривать как тамгу (рис. 5). Но этот образ пока не удалось расшифровать. Среди вновь найденных знаков есть достаточно интересные и необычные, вполне возможно относящиеся к тамгам, которые тоже требуют объяснения (рис. 3, 5, 16, 33, 34, 37, 45, 55). В связи с этим, исследование этих знаков, трактовка и интерпретация — задача дальнейшей работы.
4«£)
к*
Рис. 3. Рис. 5.
Рис. 16. Рис. 33.
Рис. 34.
Рис. 37. Рис. 45.
Рис. 55.
Также используется архив автора (рисунки, фотографии) собранный в ходе экспедиционной работы и полевых исследований в Баян-Ульгийском аймаке в 2005-2015 гг.
Заключение
После работы Х. Пэрлээ «Монгол TYмний гарлыг тамгаар хайж судлах нь», к сожалению, не появилось других исследований, касающихся изучения тамговых знаков. Упоминания о тамгах время от времени появляются в исторических работах, отчетах археологических раскопок и полевых исследований. Поэтому более глубокое изучение тамговых знаков представляется актуальным для современной науки.
Данная статья является результатом полевых историко-культурных исследований автора по обнаружению и интерпретации тамговых знаков, обнаруженных на территории Баян-Ульгийского аймака. Работа подготовлена на основании собранного автором материала и результатов предыдущих исследований.
Тамги, найденные на территории Баян-Ульгийского аймака, не только представляют интерес с точки зрения науки, но и сохраняют образ местности, способны формировать новые знаки, являются устойчивыми полисемичными образами, в связи с этим дальнейшая работа по установлению их местонахождения, хронологии и семантического наполнения представляется важной.
Полный список тамговых знаков на территории Баян-Ульгийского аймака см. в Приложении к этой статье.
1. Батболд Н. Монголын Говийн бYсийн хадны зургийн судалгаа. — Улаанбаатар, 2014.
2. Баяр Д. Монголын Дундад зууны археологийн судалгаа. Боть-Ш. БYTээлийн эмхэтгэл. — Улаанбаатар, 2014.
3. Бихумар К. Монголын Казахуудын зан заншил /Казах хэл дээр/. — Улаанбаатар, 2013.
4. Ереел-Эрдэнэ Ч. ХYннYгийн Yеийн амьтны загварт хеемел менген зэмсэг. — ХYннYгийн ев соел. ЭШХ-ын эмхэтгэл. — Улаанбаатар, 2011.
5. Дулам С. Монголын бэлгэдэл зYЙ. ДYрсийн бэлгэдэл зYЙ дохио зангааны бэлгэдэл зYЙ. Боть-Х., Гутгаар дэвтэр. — Улаанбаатар, 2007.
6. Напил Б. Кене тYрiк жэне моцгол дэуiрi тацбаларыныц тарихи семантикалык; кейбiр ерекшелiктерi. /Казах хэл дээр/. — Алматы, 2010.
7. Тербат Ц., Баяр Д., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., БаярхYY Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн археологийн дурсгалууд-I: Баян-Элгий аймаг. — Улаанбаатар, 2009.
8. Тербат Ц., БатсYх Д., БаярхYY Н. ХYннYгийн Археологийн тамгууд Люаньди овгийн тамга болох нь. — Археологийн судлал. Боть XXXII. — Улаанбаатар, 2012.
9. Пэрлээ Х. Монгол TYмний гарлыг тамгаар хайж судлах нь. БYTээлийн чуулган. Боть-П. — Улаанбаатар, 2012.
Статья поступила в редакцию 11.08.2016 г.
Литература
Приложение.
Таблица тамговых знаков, находящихся на территории Баян-Ульгийского аймака
№ Сомон, название местности Название тамги Изображение тамги Вид поверхности Размер (см)
1. Алтай сомон. Улаан хад/^ызыл Кия/ крест * Валун, (сланцевый выступ бурого цвета) 12х10см
2. Центр аймака. Музей крюк? $ стела (красный гранит) 40х20см
3. Алтанцвгц сомон. Буаз уул/Бэлчир/ Комбинированн ая солярная тамга Скальный выступ (голубой сланец) 25х10см
4. Хаш баг крюк? (буйлан) стела (красный гранит) 20х15см
5. Буянт смомн. Хойд Хелцеет - — Красно-бурая скала (сланец) 20х15см
6. Хойд Хелцеет Солярная тамга О Красно-бурая скала (сланец 10х10см
7. Хойд Хелцеет Солярная тамга Красно-бурая скала (сланец 15х15см
8. Булган сомон. Булган гол Л Голубой сланец (рыхлый валун) 20х20см
9. Булган гол дамар м Голубой сланец (стела) 15х15см
10. Бугат сомон. КYЙген Кора/ТYлэнхий етег, бууц/ тооно Ф Скальный выступ (голубой сланец) 15х15см
11. Боохой ар уул - Гранит (скальный выступ) 15х10см
12. Боохой ар уул - Гранит (скальный выступ) / 12х10см
13. Эрээн харганат подвеска? я Лицевая сторона стелы с надписями (темно-голубой сланец) недалеко от Харганата 12х1х3см
№
Сомон, название местности
Название тамги
Изображение тамги
Вид поверхности
Размер (см)
14.
Эрээн харганат
Янгир (дамар)
И"
Темно-голубой сланец (стела)
20х25см
15.
ХYрэн зуух
янгир
й
голубой сланец ( валун)
25х20см
16.
Хатуу
гийн гол
Солярная тамга
25х3см
Голубой камень с железными выходами (стела)
17.
Хатуу
гийн гол
Комбинированн ая солярная тамга
Голубой камень с железными выходами (стела)
25х4см
18.
Хатуугийн гол
крюк (аргали/ буйлан)
т п
Голубой камень с железными выходами (стела)
45х15см
19.
Хатуугийн гол
Тамга «дамар» с
линией
Голубой камень с железными выходами
30х20см
20.
Хатуугийн гол
Комбинированн ая солярная тамга
Голубой камень с железными выходами (стела)
15х10см
21.
Хатуугийн гол
Опора
7
Красный песчанник (стела)
15х15см
22.
Хатуугийн гол
Янгир
Голубой сланец (стела)
20х15см
23.
Сагсай сомон.
Улаан дэл
Янгир
С
Красный песчанник (стела)
25х25см
24.
Дэлуун сомон.
Чигэртэй гол
Тамга «дамар» с
линией
(хъ
Голубой сланец (стела)
20х15см
25.
Улаанхус сомон
Согоогийн гол
крюк (аргали/ буйлан)
Г
Ж
Голубой сланец (стела)
25х20см
26.
Цагаан салаа-Бага Ойгор
Янгир
Валун
(петроглифическая композиция)
20х15см
№ Сомон, название местности Название тамги Изображение тамги Вид поверхности Размер (см)
27. Цагаан салаа-Бага Ойгор Янгир Валун (петроглифическая композиция) 15х12см
28. Цагаан салаа-Бага Ойгор янгир Валун (петроглифическая композиция) 20х20см
29. Цагаан салаа-Бага Ойгор янгир Со Красно-бурая скала (петроглифическая композиция) 25х20см
30. Цагаан салаа-Бага Ойгор янгир <£о Красно-бурая скала (петроглифическая композиция) 35х25см
31. Цагаан салаа саг Ъ Красно-бурая скала (петроглифическая композиция) 15х10см
32. Цагаан салаа Красно-бурая скала (петроглифическая композиция) 30х20см
33. Харганатын ам заступ ? Голубой сланец (камень в ограждении) 15х15см
34. Харганатын ам - Голубой сланец (камень в ограждении) 15х10см
35. Цэнгэл сомон. Бурхан толгой янгир Голубой сланец (стела) 20х20см
36. БилYYт янгир Красно-бурая скала (петроглифическая композиция) 20х15см
37. Хулбайн арал/^^лыбай аралы/ * Голубой сланец (камень в ограждении) 15х20см
38. Цагаан гол/ ак айраг/ янгир Голубой сланец (стела) 20х25см
39. Шивээт хайрхан Солярная тамга Голубой сланец (стела) 20х15см
40. Штвээт хайрхан Солярная тамга —О—о Сланцевый валун 35х15см
41. Шивээт хайрхан янгир 00 Голубой сланец (каменная баба) 15х10см
42. Шивээт хайрхан г г\ и Голубой сланец (отдельнно стоящий камень) 35х15см
№ Сомон, название местности Название тамги Изображение тамги Вид поверхности Размер (см)
43. Шивээт хайрхан Янгир (солярная тамга) Голубой сланец (скальный выход) 35х25
44. Шивээт хайрхан Солярная тамга -он0 Голубой сланец (скальный выход) 35х25
45. Шивээт хайрхан Три солнца Голубой сланец (валун) 25х20см
46. Шивээт хайрхан Дамар (янгир) "К Голубой сланец (скальный выход) 25х20см
47. Их Хатуу Комбинированн ая солярная тамга о-а Красно-бурая скала 30х15см
48. Шивээт хайрхан Янгир Голубой сланец (скальный выход) 20х20см
49. Ногооннуур сомон. Ямаат улаан уул аргали т Красный гранит (стела, боковая сторона) 25х15см
50. Ямаат улаан уул аргали т Красный гранит (стела, боковая сторона) 25х15см
51. Ямаат улаан уул аргали т Красный гранит (стела, боковая сторона) 20х12см
52. Ямаат улаан уул янгир я Красный гранит (стела, боковая сторона) 15х15см
53. Ямаат улаан уул меч Красный гранит (стела, боковая сторона) 25х12см
54. Дэрст хавцал / Шили куыс / Красный гранит 15х10см
55. Ямаат улаан уул (недалеко от центра сомона) опора? с* Красный гранит (стела, боковая сторона) 20х20см
56. Хар магнай вилка V Голубой сланец (скальный выход) 15х10см
57. Ямаат улаан уул (недалеко от центра сомона) Аргали т Красный гранит (стела) 20х20см
The Art Of Eurasia №2(3) . 2016
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.003
TYPES OF STAMPS ON THE TERRITORY OF BAYAN-ULGII PROVINCE OF MONGOLIA
Bikumar Umirbyek
PhD in historical sciences (PhD),
senior researcher,
Bayan-Ulgiy Branch of
the Academy of Sciences of Mongolia;
Scientific translation from the Mongolian language: S.M. Belokurova with the support of the grant from Russian Humanitarian Scientific Foundation and Ministry of Education and Science of Mongolia № 15-24-03002 «The fine arts of Siberia and Mongolia of the XX — early XXI centuries: cross-cultural interaction and the influence of artistic traditions».
Institute of Philosophy. Mongolia, Bayan-Ulgiy argun_kz @yah oo.com
Abstract
The following article discusses about stamps and signs, which found from the area of Bayan Ulgii province, including their origin and meaning. About 57 stamps have been found from the area of Bayan Ulgii aymag. Their origin is related to the bronze and iron ages, as well as ancient Tureg period. We conducted a comparative survey including following issues. 1: usage of stamps, some of Kazakh and Mongolian tribes still use the stamps and this is related to the old custom of honoring stamps. 2: About widespread stamps of ongin, damar, argal and yangir (mountain goat).
Keywords: stamps, signs, petroglyphs, Bayan-Ulgii province, Kazakh and Mongolian customs of honoring stamps.
Bibliographic description for citation:
B. Umirbyek. Types of Stamps on the Territory of Bayan-Ulgii Province of Mongolia. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2016, No 2(3), pp. 28-44. DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.003. Available at: https://readymag.com/u50070366/575921/10/ (In Russian).
1. Батболд Н. Монголын Говийн бYсийн хадны зургийн судалгаа. Улаанбаатар, 2014. (In Mongolian).
2. Баяр Д. Монголын Дундад зууны археологийн судалгаа. Боть-III. БYTээлийн эмхэтгэл. Улаанбаатар, 2014. (In Mongolian).
3. Бихумар К. Монголын Казахуудын зан заншил. Казах хэл дээр. Улаанбаатар, 2013. (In Mongolian).
4. Ереел-Эрдэнэ Ч. ХYннYгийн Yеийн амьтны загварт хеемел менген зэмсэг. ХYннYгийн ев соел. ЭШХ-ын эмхэтгэл. Улаанбаатар, 2011. (In Mongolian).
5. Дулам С. Монголын бэлгэдэл зYЙ. ДYрсийн бэлгэдэл зYЙ дохио зангааны бэлгэдэл зYЙ. Боть-Х., Гутгаар дэвтэр. Улаанбаатар, 2007. (In Mongolian).
References
The Art Of Eurasia №2(3) . 2016
6. Напил Б. Кене TYpiK жэне моцгол A3yipi тацбаларыныц тарихи семантикальщ K^6ip еpекшелiктеpi. Казах хэл дээр. Алматы, 2010. (In Mongolian).
7. Тербат Ц., Баяр Д., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., БаяpхYY Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн археологийн дурсгалууд-I: Баян-Элгий аймаг. Улаанбаатар, 2009. (In Mongolian).
8. Тербат Ц., БатсYх Д., БаяpхYY Н. ХYннYгийн Археологийн тамгууд Люаньди овгийн тамга болох нь. Археологийн судлал. Боть XXXII. Улаанбаатар, 2012. (In Mongolian).
9. Пэрлээ Х. Монгол тYмний гарлыг тамгаар хайж судлах нь. БYтээлийн чуулган. Боть-II. Улаанбаатар, 2012. (In Mongolian).
Received: August 11, 2016.