путь в профессии
сий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразной она будет, тем легче ему будет сделать в будущем решающий выбор, который определит его жизнь.
На основании промежуточных результатов деятельности базовых площадок можно сказать, что наличие системы работы по ранней профориентации, плана взаимодействия с родителями и предприятиями- партнерами позволяет детям дошкольного возраста получить более широкий спектр информации о профессиях нашего муни-
ципалитета и региона, способствует активизации интереса детей к миру профессий, формированию уважительного отношения к труду.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155] : информационно-правовой портал // Гарант.РУ / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». — Москва. — Режим доступа : http://www.garant.ru.
ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Анжеро-Судженск
Один из важнейших вопросов в жизни каждого человека — вопрос выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос в условиях постоянно меняющейся экономики, когда потребность рынка труда сложно прогнозировать, весьма актуален. Молодым людям все труднее пользоваться советами родителей, учителей и друзей или опираться на их опыт. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь, должен овладеть технологией выбора и нести за него ответственность. Важно, чтобы старшеклассники осознанно строили образовательно-профессиональный маршрут, исходя их собственных интересов, способностей и возможностей, потребностей рынка образовательных услуг муниципалитета, региона. Обучающиеся, проживающие в городах с населением менее 100 тысяч человек, делают выбор примерно из 700 профессий, а жители крупных мегаполисов — из 2-3 тысяч. При этом низкая информированность их о рынке труда, о своих возможностях и личной направленности позволяет говорить о том, что выбор обучающихся осуществляется практически вслепую.
Для того чтобы школьники могли простроить образовательно-профессиональную траекторию, они должны владеть информацией о своих способностях, возможностях, интересах, требо-
ваниях выбранной профессии, о востребованности профессии.
Одной из форм профинформирования обучающихся является массовое профориен-тационное мероприятие, такое как областной Фестиваль рабочих профессий, посвященный 75-летию Кемеровской области. Участники массового мероприятия посетили различные мастер-классы, приняли участие в проф-ориентационном квесте, по итогам которого победители получили поощрительные призы.
В этот же день во всех городах Кемеровской области прошли городские фестивали, которые направлены на привлечение воспитанников и обучающихся к выбору профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области, ориентацию студентов на дальнейшее трудоустройство в регионе по полученной профессии/специальности и построение карьеры. В мероприятии приняли участие организации, взаимодействие которых осуществляется через различные механизмы: план совместных мероприятий, договоры и соглашения о сотрудничестве.
Традиционно фестиваль проводится весной, когда наиболее актуальны вопросы, связанные с выбором будущей профессии выпускниками школ. Основные его участники — учащиеся старших классов, которым предстоит выбрать профессию. Обучающиеся на таких мероприятиях получают достоверную и полную информацию о существующей и прогнозируемой потребности экономики в профессиях, что способствует формированию сознательного отношения к выбору профессии, профиля и уровня получа-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018
45
емого образования. Кроме того, старшеклассники имеют возможность познакомиться с образовательными организациями и направлениями подготовки. Это позволяет более полно учитывать как индивидуальные особенности каждого выпускника при осуществлении профессионального выбора, так и перспективность, будущую востребованность выбираемой профессии для региона. Представители образовательных организаций раздают рекламные буклеты, плакаты, визитки, в которых указаны перечни специальностей, контакты, условия обучения и проживания.
В фестивале принимали участие представители крупных предприятий города: ООО «Анжер-ские электрические сети», занимающееся производством и распределением электроэнергии; ОАО «Асфарма», выпускающее фармацевтические препараты, ОАО «Анжерская нефтегазовая компания «Северный Кузбасс».
На мероприятии обучающиеся получили подробную информацию о таких специальностях, как техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, фармация, переработка нефти и газа, познакомились с профессиями механика, биохимика, горного техника-технолога, фармацевта, с содержанием деятельности предприятий, возможностями и условиями работы на них.
Значительную роль в информировании обучающихся и их родителей играют средства массовой информации. Департамент образования и науки Кемеровской области предложил рассмотреть возможность информационного освещения ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в средствах массовой информации и интернет-ресурсах, создания на официальных сайтах органов местного самоуправления, образовательных организаций разных типов раздела по профессиональной ориентации для обучающихся и их родителей.
Основные позиции, рассматриваемые при сравнении сайтов, — системность профориента-ционной работы, наличие и качество представленных методических материалов и методик, возможность бесплатно пройти тестирование в онлайн-режиме, справочно-информационная база сайта (каталог профессий, базы данных учреждений профессионального образования), дополнительные возможности (видео, флештехнологии), удобство навигации, интерфейс, дизайн.
Есть сайты, на которых раздел по профориентации — это часть других разделов, например по воспитательной работе, что затрудняет ориентацию в потоке информации. Но есть
- путь в профессии -
и достойные примеры — СОШ № 35 г. Полыса-ево и комитет образования и науки г. Новокузнецка. Все разделы сайтов регулярно обновляются и содержат актуальную информацию, имеют четкую структуру и удобную навигацию.
В 2017 году центром профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) был создан профориентационный портал Кузбасса «Профориентир». Данный информационно-справочный ресурс — это путеводная нить для обучающихся в поиске своего призвания, выборе профессии и определении места в жизни. Его используют педагоги для качественной, квалифицированной помощи не только школьникам, но и родителям, педагогам, психологам, работодателям в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.
Так, получить информацию о наиболее востребованных на региональном рынке труда профессиях можно в разделе «Профессии», узнать о последних событиях и мероприятиях по профессиональной ориентации — в разделе «Новости», а также можно самостоятельно пройти тестирование и познакомиться с историями успеха, удачной сдачи экзамена. Стоит отметить задачу портала в оказании помощи в трудоустройстве разным группам населения. Раздел «Трудоустройство» предусматривает размещение вакансий, предлагаемых на рынке труда. Портал интересен и для специалистов кадровых служб и агентств.
Мы живем в век информационных технологий, они стали частью нашей жизни: мы общаемся по мобильному телефону, ищем друзей с помощью Интернета, читаем электронные книги, а также получаем нужную информацию по профориентации с помощью профориента-ционного портала «Профориентир». Он обеспечивает оперативное и объективное информирование молодежи об особенностях функционирования различных сфер профессиональной деятельности, а также организационно-педагогического сопровождения процесса выбора профессии и построения профессиональной карьеры в соответствии с личными интересами, возможностями обучающихся и потребностями регионального рынка труда в наиболее востребованных специальностях.
Являясь традиционной формой многие годы, Фестиваль не утратил своей популярности среди участников и организаторов, так как именно здесь происходит тесное взаимодействие предприятий города, образовательных организаций, специалистов центра занятости населения, образовательных организаций.
46
«образование. карьера. общество» №4 (59) 2018