- профессиональные отношения как разновидность общественных отношений, участники которых связаны взаимными юридическими и моральными правами и обязанностями;
- профессиональное сознание как система духовного отражения всей правовой действительности;
- профессиональная деятельность и поведение, как правомерное, так и противоправное [3].
Как отмечают учёные [4; 5] никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантией предупреждения нарушений законности без профессионального отношения к праву, правовым принципам и нормам, без конструирования на основе требований права технологий профессионального общения сотрудников ОВД, технологий их воспитания. Необходимо, чтобы знания переросли в убеждения и образовали систему устойчивых, по-
Библиографический список
ложительных правовых и ценностных ориентации, а умения и навыки - в привычку соблюдать правовые предписания.
Следует так же обратить внимание на то, что профессиональные отношения, сознание и деятельность являются элементами, образующими профессиональную мораль, поэтому правомерно сделать вывод о том, что следование профессиональной морали, этике является показателем овладения сотрудниками органов внутренних дел культурой своей профессиональной сферы.
Профессиональная культура находится в тесной взаимосвязи и единстве с другими областями культуры, поэтому в ее специфическом содержании обязательно проявляются черты и особенности, свойственные культуре в целом и отдельным ее областям.
1. Жикривецкая, Ю.В. Влияние стресс-факторов боевой обстановки на психику сотрудников отрядов особого назначения // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).
2. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под ред. Г.В. Дубова. - М., 2008.
3. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник - М., 2010.
4. Устинова, Л.Г. Конструирование технологий воспитания сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
5. Султанова, М.В. Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -
№ 1(44).
Bibliography
1. Zhikriveckaya, Yu.V. Vliyanie stress-faktorov boevoyj obstanovki na psikhiku sotrudnikov otryadov osobogo naznacheniya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
2. Ehtika sotrudnikov pravookhraniteljnihkh organov: uchebnik / pod red. G.V. Dubova. - M., 2008.
3. Krasnikova, E.A. Ehtika i psikhologiya professionaljnoyj deyateljnosti: uchebnik - M., 2010.
4. Ustinova, L.G. Konstruirovanie tekhnologiyj vospitaniya sotrudnikov OVD // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
5. Sultanova, M.V. Optimizaciya tekhnologii pedagogicheskogo obtheniya sotrudnikov OVD // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. -
№ 1(44).
Статья поступила в редакцию 13.03.14
УДК 378
Ekimov I.A. FORMS OF METHODOLOGICAL REGULATIONS OF THE ACTIVITY OF THE ACADEMIC STAFF OF UNIVERSITIES OF THE INTERIOR TROOPS OF THE MINISTRY OF HOME AFFAIRS. In the paper the researcher stresses the topicality of the methodological support to the activity of the academic staff of the interior troops of the Ministry of Home Affairs and considers the forms of such support.
Key words: higher education institutions of the interior troops, university's faculty, methodological regulation.
И.А. Екимов, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД
В статье подчеркивается актуальность и рассматриваются формы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вузов внутренних войск МВД.
Ключевые слова: вузы внутренних войск МВД, профессорско-преподавательский состав, методическое сопровождение.
Для эффективного решения возникающих проблем, связанных с переходом на болонскую систему обучения в системе высшего профессионального образования, требуются соответствующие формы методического сопровождения деятельности ППС вузов внутренних войск МВД. Кривых С.В. и Тюлина О.А. [1, с 37] отмечают, что, несмотря на отлаженную в большинстве вузов методическую работу, в настоящий момент все более острыми становятся противоречия между:
• новыми требованиями к организации педагогической деятельности и неразработанностью целевых установок в организации методической работы в вузе;
• поисками в реорганизации методической работы в вузе и невыявленностью соответствующих теоретических ориентиров;
• усилиями методических служб вуза в разработке программ повышения квалификации научно-педагогических кадров и необоснованностью, непроверенностью на практике принци-
пов и логики методического сопровождения педагогической деятельности;
• потребностью в разнообразии форм, методов и приемов методической работы с преподавателем и знанием особенностей организации методического сопровождения в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Таким образом, обнаруживается проблема в недостаточной разработке инновационного методического сопровождения, обеспечивающего процесс деятельности ППС вузов внутренних войск МВД в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Целью методического сопровождения ППС является обобщение и распространение опыта ведущих преподавателей вуза, развитие научно-методических исследований на кафедрах, вовлечение значительного числа преподавателей в активную научно-педагогическую деятельность, разработку и внедрение в учебный процесс новых интенсивных образовательных технологий. В числе основных задач методического сопровождения входит:
- разработка долгосрочных стратегических ориентиров по направлениям научно-методических исследований в области образования в вузах внутренних войск МВД;
- разработка приоритетных научно-методических направлений в области образования в вузах внутренних войск МВД;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, а также экспериментальных разработок в области новых образовательных программ, оценки эффективности и качества образования в вузах внутренних войск МВД;
- привлечение профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов к выполнению научно-методических работ в области образования;
- организация и сопровождение внедряемых в практику учебного процесса специализированных форм и технологий обучения.
Приоритетными направлениями научно-методических исследований являются: разработка нормативно-методических документов, системы оценки качества и эффективности образовательных программ, научно-методических материалов для мониторинга рынка труда, методических документов по взаимодействию со стратегическими партнерами в области подготовки специалистов. Регулярно результаты реализованных исследований и проектов представляются на научно-методических конференциях различного уровня, публикуются итоговые материалы. Результаты исследования позволяют понять и использовать оптимальные пути решения существующих противоречий, что способствует осуществлению методической работы на необходимом уровне в соответствии с имеющими задачами, помогает ППС преодолеть трудности, связанные со спецификой образовательного процесса в вузах внутренних войск мВд.
Рассмотрим инновационные аспекты методического сопровождения деятельности ППС в условиях вуза внутренних войск МВД. Основная цель методического сопровождения деятельности ППС - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса в условиях вуза внутренних войск МВД. Содержание программы и тематического плана методического сопровождения ППС и степень ее освоения должно обеспечивать достаточный уровень знаний преподавателями основ педагогики и психологии высшей школы, требований нормативных правовых актов Минобразования и науки и Минобороны России, в том числе по организации и ведению образовательной деятельности, должностных обязанностей, а также современных достижений и перспектив развития соответствующих отраслей наук, являющихся базовыми для преподаваемых учебных дисциплин.
В настоящий момент особенно актуальными для эффективной преподавательской деятельности становятся знания о педагогике высшей школы. В вузах внутренних войск МВД под влиянием реформ происходит осмысление новых условий педагогической деятельности. Значение педагогической деятельности часто недооценивается и не воспринимается преподавателем как своевременное и актуальное. Чтобы стимулировать профессиональное развитие преподавателя и требуется методическое сопровождение.
По результатам анализа различных источников наиболее актуальным для ППС является методическое сопровождение деятельности по следующим направлениям:
• ФГОС ВПО третьего поколения (подготовка программ, УМК дисциплин в соответствии со стандартами третьего поколения, инновационная система подготовки специалистов в области гуманитарных технологий) [2].
• Современная педагогика, психология и методика преподавания в высшей школе (методическая подготовка ППС с учетом особенностей кафедры и частных методик преподавания учебных дисциплин) [3].
• Новые приемы и формы работы со студентами (интерактивные методы, новые педагогические технологии в условиях высшей школы, современные пакеты программ проектной деятельности, инструментальные средства для создания электронных учебно-методических материалов) [4].
• Освоение новых технологических сред (информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, современные он-лайн технологии в работе со студентами, современные дистанционные образовательные технологии) [5].
• Современные достижения базовых отраслей наук и профессиональной практики по специальностям (направлениям подготовки) [6].
• Развитие коммуникативного потенциала (коммуникативные практики в образовании, психологическая и социальная конфликтология современного образовательного процесса и др.) [7].
Наиболее эффективными и актуальными формами обучения ППС в вузах внутренних войск МВД в процессе методического сопровождения являются следующие:
• Информационные встречи на кафедре. Занятия по кафедральным программам и тематическим планам профессиональной подготовки ППС проводятся на кафедрах под руководством деканов факультетов, заведующих кафедрами, ведущих профессоров и доцентов. Анализ показывает, что многие актуальные проблемы - это результат того, что администрация вуза в силу разных причин не доносит своевременно происходящие изменения до ППС. Отсюда - непонимание сущности происходящего, и как следствие, невозможность полноценной реализации поставленных задач.
• Круглые столы по обмену опытом. Такая форма работы очень важна на данном этапе, так как позволяет преподавателям быть не в роли объектов воздействия, а в роли субъектов, активно включенных в образовательный процесс. Круглый стол
- это удобный формат для проведения дискуссий или обмена мнениями, который организуется для небольшого количества людей. Его цель - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон. Одной из важнейших особенностей круглых столов является их непредсказуемость. Именно этот момент и делает круглые столы очень и очень привлекательным форматом для аудитории. Эта форма лучше позволяет осознавать свой опыт и опыт коллег. Создается единое профессорско-преподавательское пространство для решения актуальных задач, передачи передового опыта и получение необходимой поддержки и признания.
• Тренинги. Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинги как форма обучения все больше используется для реализации образовательных задач. Тренинг это одна из самых эффективных форм обучения взрослых [8]. В тренинге овладение определенными знания и навыками происходит в процессе активной включенности каждого участника. На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, моде-рация и др. Тренинговые технологии помогают преодолеть внутренние барьеры и сопротивление, раскрыть свой потенциал, отработать необходимые навыки поведения. Кроме того, тренинговая форма - это модель тех способов и приемов, которые ППС может использовать для проведения собственных занятий со студентами.
• Стажировки. В настоящее время основной формой повышения квалификации ППС является стажировка на кафедрах и подразделениях университета, имеющая своей целью знакомство с передовыми технологиями организации учебного процесса. Стажировка преподавателей может проводиться в научноисследовательских учреждениях и на предприятиях промышленности в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков работы по специальности, изучения опыта преподавания, методики проведения научных исследований и ознакомления с современным оборудованием, экономикой и организацией производства [9]. Преподавателю, направляемому на стажировку, выдается индивидуальное задание, разрабатываемое кафедрой и утверждаемое ректором (проректором по учебной работе, деканом факультета). На основе индивидуального задания стажером разрабатывается план стажировки, утверждаемый соответствующим руководителем по месту ее проведения. По итогам стажировки пишется отчет, разрабатываются мероприятия по включению в образовательный процесс полученного опыта. Возможность стажировок отвечает требованиям болонской системы, стимулирует преподавателей активно овладевать новыми коммуникационными методами и изучать иностранный язык.
Но кроме перечисленных направлений работы, значимым аспектом, которому следует уделять повышенное внимание, поскольку именно от него зависит успешность реализации новых образовательных технологий, является мотивация ППС в вузах внутренних войск МВД. Работа с мотивацией ППС должна проходить красной линией в любом методическом сопровож-
дении. Эффективность образовательного процесса во много связана с тем, насколько каждый из преподавателей внутренне «включен» в эту деятельности и заинтересован в происходящих изменениях. От мотивированности пПс зависит успешность освоения любого из направлений повышения квалификации.
Мотивировать преподавателя на работу нельзя системой административного контроля. Материальное стимулирование необходимо, но значительную роль играет нематериальное стимулирование ППС. Нематериальное стимулирование направлено на удовлетворение таких человеческих потребностей как потребность в общении и принадлежности, в уважении и признании, в самостоятельности, в достижении и развитии, в творчестве, во власти.
При грамотной системе нематериального стимулирования профессиональная деятельность приобретает качественные
Библиографический список
характеристики, необходимые для перехода на более высокий уровень профессионального развития. Как следствие возникает устойчивый интерес преподавателя к новым формам профессиональной и общественной деятельности, что решает проблему перестройки деятельности преподавателя в вузе в соответствии с требованиями болонской системы.
Рассмотрев данные аспекты можно видеть, что действительность поставила перед ППС в вузах внутренних войск МВД большой объем задач, который необходимо решить в достаточно короткие сроки. Эти задачи требуют, как кардинальной перестройки форм и методов работы, существующих программ, так и внутриличностных изменений. Поэтому роль методического сопровождения деятельности ППС в вузах внутренних войск МВД в данной ситуации становится чрезвычайно актуальной и значимой.
1. Кривых, С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография / С.В. Кривых, О.А. Тюлина. - СПб., 2013.
2. Васенёв, Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения. - СПб., 2007.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., 2001.
4. Воспитание студента как конкурентоспособного лидера / В.И. Андреев [и др.]. - Казань, 2005.
5. Громыко, Ю.В. Образование в эпоху Интернет: конфликт знания и информации // Информационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI веке: материалы международной конф. - М., 2001 [Э/р]. - Р/д: http://futurerussia.ru/conf/ forum_education.html
6. Бачалдин, Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы // НТБ. - 1994. - № 10.
7. Гафурова, Н.В. Инновационный подход к подготовке преподавателей для системы профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2009 - № 6.
8. Шаповал, А.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.
9. Организация стажировки преподавателей высших и средних специальных учебных заведений [Э/р]. - Р/д: http://www.sia.spbu.ru/4/ 4_1_pr6_d5.html
Bibliography
1. Krivihkh, S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyateljnosti prepodavateleyj vuza v usloviyakh perekhoda na urovnevuyu sistemu vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: monografiya I S.V. Krivihkh, O.A. Tyulina. - SPb., 201З.
2. Vasenyov, Yu.B. Organizaciya i upravlenie uchebnihm processom vuza pri perekhode na FGOS VPO novogo pokoleniya. - SPb., 2007.
3. Bordovskaya, N.V. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov I N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb., 2001.
4. Vospitanie studenta kak konkurentosposobnogo lidera I V.I. Andreev [i dr.]. - Kazanj, 2005.
5. Gromihko, Yu.V. Obrazovanie v ehpokhu Internet: konflikt znaniya i informacii II Informacionnoe obthestvo i intellektualjnihe informacionnihe tekhnologii XXI veke: materialih mezhdunarodnoyj konf. - M., 2001 [EhIr]. - RId: http:IIfuturerussia.ruIconfIforum_education.html
6. Bachaldin, B.N. Nauchno-metodicheskie sluzhbih: sostoyanie i perspektivih II NTB. - 1994. - № 10.
7. Gafurova, N.V. Innovacionnihyj podkhod k podgotovke prepodavateleyj dlya sistemih professionaljnogo obrazovaniya II Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2009 - № 6.
8. Shapoval, A.I. Aktivizaciya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti studentov vuzov na osnove gruppovogo vzaimodeyjstviya: dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2005.
9. Organizaciya stazhirovki prepodavateleyj vihsshikh i srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj [EhIr]. - RId: http:IIwww.sia.spbu.ruI4I 4_1_pr6_d5.html
Статья поступила в редакцию 25.02.14
УДК 378
Ekimov I.A. THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A POLICE UNIVERSITY. In the paper theoretical fundamentals of the development of professional competence of a teacher of a university for future police officers are considered.
Key words: teacher of a police university, professional competence.
И.А. Екимов, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД
В статье раскрываются теоретические основы развития профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД.
Ключевые слова: преподаватель вуза МВД, профессиональная компетентность.
Требования к преподавателю высшей школы, определенные законодателем, и зафиксированные в Трудовом кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в «Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации», в «Положении о порядке
проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников». Структура деятельности преподавателей в вузах МВД определяется «Инструкцией по нормированию труда профессорско-преподавательского состава вуза МВД». Данный документ определяет следующие виды деятельности преподавателя вуза МВД: учебная работа как основная, учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательная.