№ 3/4, 2007
ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-МУЗЫКАНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
М. В. Харионовская, зав. организационно-методическим кабинетом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культурыг Рязанского областного института развития образования
В статье отмечается необходимость целесообразного применения организационных форм обучения, являющихся внешней стороной процесса совершенствования уровня профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов, и методов, составляющих их внутреннее содержательное наполнение. Дается обзор актуальных в современной практике организационных форм и методов, различающихся по целям достижения конечного результата.
Уровень профессиональной подготовки преподавателя музыкально-исполнительских классов на протяжении всего периода профессиональной деятельности определяется степенью его владения вопросами современной теории и практики музыкального исполнительства.
Успешность образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования зависит от комплекса организационных мер, который применяется при обучении. Прежде всего следует обратить внимание на целесообразность применения организационных форм обучения. В современных научно-педагогических исследованиях, как правило, формы обучения рассматриваются в связи с содержанием (методами), составляющим неразрывное диалектическое единство с ними. При таком рассмотрении формы организации процесса повышения профессионального уровня преподавателей-музыкантов являются «оболочкой», внешней стороной данного процесса, а методы дают внутреннее содержательное наполнение.
В современной педагогической науке существуют несколько классификаций организационных форм обучения. В нашем исследовании разделим их на две большие группы, различающиеся по целям достижения результата обучения:
1) формы, нацеленные на приобретение и совершенствование теоретических знаний, умений и навыков препода-вателей-музыкантов;
2) формы, необходимые для выработки и совершенствования знаний, умений и навыков в практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.
Среди организационных форм первой группы актуальными в построении системы повышения профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов являются формы, образующиеся в результате синтезирования, интеграции традиционных организационных конфигураций (лекция, семинар) с интерактивными составляющими (лекция-дискуссия, семинар-диспут и т. д.). Все они используются вариативно и творчески — в зависимости от направленности образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей взрослых обучающихся. Преобладающая групповая форма работы в обучении позволяет осуществлять общение в диалоговом, полило-говом режиме, применять рефлексивные методы работы, обобщать профессиональный опыт участников обучения.
Форма круглого стола применяется для обсуждения одной темы или одной музыкально-педагогической проблемы. Ее целью является рассмотрение различных точек зрения, профессиональных подходов и накопление совокупного профессионального опыта.
Педагогические чтения проводятся по итогам педагогических конкурсов с обобщенным изложением ценного педагогического опыта, по поводу знаменательных событий (например, юбилейной © М. В. Харионовская, 2007
даты композитора или исполнителя). На чтениях несколько педагогов-участников выступают с разработанными по теме материалами. Предпочтительными условиями являются сбор материалов выступлений, формирование банков педагогической информации (в том числе и электронных) или выпуск сборников по итогам педагогических чтений.
Конференция, форум — форма обсуждения научно-теоретических, теоретико-методических вопросов, объединенных одним общим направлением, и выработка рекомендаций по их решению. Данная форма используется для развития познавательных интересов обучающихся, активизации познавательной деятельности.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это организованный обмен мнениями по изучаемому вопросу или рассматриваемой проблеме, стимулирующий инициативность обучающихся, развивающий их рефлексивное мышление.
Диспут, (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — форма, способствующая развитию логики изложения мнения или позиции выступающих, вырабатывающая дивергентное мышление и умение выслушивать различные точки зрения. Важными являются активность и самостоятельность мышления обучаемых.
Деловая игра оправдывает свое применение в целях совершенствования методической подготовки преподавателей-музыкантов. Она проводится в виде создания практической ситуации, ее анализа, выдвижения гипотез по разрешению возникших трудностей с обязательной экспериментальной проверкой результатов.
«Мозговой штурм» — выдвижение участниками различных идей по решению поставленной проблемы с их последующим критическим рассмотрением. Эта форма позволяет собрать как можно большее количество идей, в дальнейшем они систематизируются, рассмат-
риваются всевозможные риски и препятствия. Для работы отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями.
Следует отметить, что дискуссия, диспут, деловая игра, «мозговой штурм» чаще используются в комплексе, например, в составе лекции, семинара. Кроме того, эти формы одновременно можно рассматривать и как методы.
Помимо перечисленных выше групповых форм в системе повышения квалификации широкое применение получают индивидуальные формы работы, нацеленные на выявление и совершенствование уровня профессиональной подготовки каждого преподавателя-му-зыканта.
Смотры-конкурсы методических, творческих работ, пособий и образовательных программ — это выявление талантливых педагогов, занимающихся разработкой вопросов теории и методики преподавания музыкально-исполнительского искусства. Они нацелены на поиск продуктивных идей по обновлению содержания обучения, совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие системы музыкального образования. Для организаторов данных профессиональных соревнований важно методологически грамотно разработать условия проведения, требования и критерии оценки конкурсных мероприятий.
Разработка материалов по обобщению ценного музыкально-педагогического опыта осуществляется с целью изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта, выявления его творческой направленности и степени новизны для дальнейшего распространения и использования в музыкально-педагогической практике. Актуальным является формирование электронных банков информации по данному направлению.
Разработка методических рекомендаций нацелена на изложение комплекса кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику
эффективных приемов обучения музыкально-исполнительскому искусству, выявленных в результате изучения и обобщения ценного опыта или по данным педагогических исследований.
Написание рецензий и отзывов как вид исследовательской деятельности преподавателей-музыкантов представляет собой письменное изложение мыслей автора, содержащих в первом случае разбор и оценку музыкально-педагогического события или произведения с детальным анализом, а во втором — лишь общее мнение, впечатление без детального анализа. Рецензии и отзывы могут создаваться на выступления участников конкурсов, на проводимые мастер-классы, концерты, на статьи по музыкально-педагогическим проблемам, образовательные программы.
Написание статей, рефератов по проблемам музыкально-педагогического образования приобщает преподава-телей-музыкантов к научно-методической, научно-исследовательской работе с целью освоения научных основ музыкально-педагогической науки.
Разработка портфолио профессиональных достижений — одно из современных направлений в объективной оценке профессионального уровня преподавателя с целью систематизации его опыта, знаний, творческих достижений, определения направлений профессионального развития, формирования навыков рефлексивной деятельности. Данной форме должна соответствовать разработанная методика создания ценного документа, включающего в себя разделы с теоретико-методическими материалами.
Пополнение знаний через сеть Интернет в системе повышения квалификации возможно с использованием следующих интернет-технологий:
— поиск и представление необходимой информации в сети Интернет, составление библиотеки образовательных ресурсов, содержащей адреса сайтов и порталов по определенной теме;
— технология виртуального общения — использование электронной почты
и общение в режиме реального времени. Это интернет-конференции, интернет-турниры и олимпиады, проведение компьютерного тестирования, использование обучающих программ в локальной сети образовательного учреждения;
— создание преподавателями-музы-кантами собственных информационных ресурсов и размещение их в сети Интернет. Такая технология может использоваться для распространения инновационного опыта работы.
Эффективной составляющей процесса совершенствования уровня профессиональной подготовки преподавателей-му-зыкантов является организация самостоятельной работы. В системе повышения квалификации для придания данному направлению систематичности и последовательности предусмотрен ряд организационных форм:
— самообразовательное чтение научно-методической литературыг по специальности по предложенным спискам литературы. Целью его использования должны стать формирование и развитие навыков вдумчивого и основательного чтения с анализом прочитанного, выяснением значения неизвестных терминов и понятий с использованием словарей и справочников. Процесс чтения может быть просмотровым, ознакомительным и изучающим в зависимости от того, насколько глубоко необходимо проникнуть в суть написанного. При большом объеме текста можно использовать конспектирование и реферирование прочитанного материала;
— самостоятельное изучение литературыг по философии, психологии, педагогике, социологии, музыковедению по разработанным спискам необходимой для изучения литературы.
Вторая группа организационных форм строится с учетом индивидуально-творческой природы обучения музыкальноисполнительскому искусству, поэтому традиционными остаются следующие формы индивидуальной подготовки:
— профессиональныге стажировки по специальности у мастеров испол-
нительского искусства (опытных пре-подавателей-музыкантов). Они используются в целях повышения уровня исполнительской подготовки взрослых преподавателей-музыкантов;
— самостоятельные занятия за инструментом по освоению учебного репертуара по разработанным примерным репертуарным спискам. При этом необходимым элементом работы является организация контроля за выполнением задания в форме зачета, итогового концерта и т. д.
Кроме того, в системе повышения квалификации для повышения уровня исполнительской подготовки преподавателей-музыкантов используются и групповые формы работы. Ниже приведена характеристика некоторых из них.
Конкурсы исполнительского мастерства преподавателей-музыкан-тов проводятся с целью выявления в творческом соревновании лучших из его участников, демонстрации новых направлений музыкально-исполнительской деятельности. В музыкально-педагогической практике идея состязательности как нельзя лучше вписывается в специфику деятельности преподавателей-музыкан-тов. Для организаторов конкурсов важно методически точно описать программные требования и разработать критерии оценки выступлений.
Практикумы, тренинги рассчитаны на самостоятельное выполнение обучающимися практических работ в заданной области и направлены на развитие новых навыков (например, навыка игры на электронных клавишных инструментах).
Мастер-классы — это традиционная форма проведения открытого урока пе-дагогом-мастером в музыкально-исполнительской практике. Их цели заключаются в повышении профессионального мастерства преподавателей-музыкан-тов, формировании навыков педагогической рефлексии. Важным для слушателей является знакомство с комплексом традиционных и инновационных методов, которые мастер использует в работе, его
исполнительской школой, музыкальнопедагогическим опытом.
Посещение концертов необходимо для расширения музыкального кругозора, пополнения объема знаний в области музыкально-исполнительского искусства, развития эмоционально-образного мышления, совершенствования навыка перевода эмоциональных переживаний в рациональные суждения. Применение рефлексивных методов усиливает развитие умения анализировать услышанную музыку (особенности стиля, исполнения).
Просмотр и прослушивание аудио-и видеоматериалов с записями известных исполнителей-музыкантов проводятся организаторами на основе качественно подобранного материала для изучения. Материал может быть подобран по хронологическому или монографическому (один исполнитель или композитор) принципу, по стилевым принадлежностям авторов музыкальных произведений либо принадлежности к национальной композиторской или исполнительской школе.
В отдельную группу выделяются формы для определения качества профессиональной подготовки в ходе повышения квалификации преподавателей-музыкантов.
Уровень профессиональной подготовки можно определять в начале прохождения повышения квалификации (входной контроль), внутри нее (промежуточный) и в конце (итоговый контроль).
В области теоретической подготовки применяются такие формы, как контрольные и проверочные задания, итоговые работы, зачеты, коллоквиумы. В целях определения уровня профессиональной подготовки обучающимися разрабатываются рефераты, образовательные программы, методические работы, пособия, материалы по обобщению ценного музыкально-педагогического опыта и др.
В области совершенствования практических знаний, умений и навыков используются открытые уроки, мастер-классы, творческие конкурсы.
Перечисленные организационные формы совершенствования уровня профессиональной подготовки преподавате-лей-музыкантов в учреждениях повышения квалификации не исчерпывают всего разнообразия форм, они модифицируются, трансформируются в соответствии с требованиями современной музыкально-педагогической науки.
Цели образования в практике системы повышения квалификации определяют обоснованный выбор соответствующих форм и методов. Преподаватель намечает цель образовательных действий, выбирает организационные формы обучения, а набор релевантных методов обеспечивает достижение данной цели. Коротко данную формулу можно изобразить так: цель — форма — метод(ы) — результат.
В современной педагогической науке метод обучения является многомерным образованием, имеющим различные аспекты рассмотрения. Соответственно и классификации методов обучения различны, все они подвижны и отражают изменения, происходящие в педагогической науке.
Мы будем руководствоваться определением метода как целостной учебнообразовательной системы, состоящей из относительно однородных элементов для практического и теоретического освоения учебных задач, подчиненных конкретной цели.
В системе повышения квалификации необходимо учитывать индивидуальнотворческий уровень музыкально-педагогической подготовки каждого преподава-теля-музыканта. Нижеперечисленные методы различаются по уровням и соответствуют характеру познавательной деятельности (согласно классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина): объяс-нителъно-иллюстративный, репродуктивно-подражательный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский.
Порядок их подачи отражает возрастание уровня мыслительной активности
обучающихся в системе повышения квалификации и отвечает классификации человеческой деятельности — сначала репродуктивной, затем исполнительской и, наконец, творческой. Объяснительноиллюстративный соответствует репродуктивной деятельности, репродуктивноподражательный — исполнительской, метод проблемного обучения и частично поисковый являются переходными от исполнительской к творческой, исследовательский метод — это вершинная точка творческой деятельности в процессе обучения.
На современном этапе, когда все образовательные структуры переживают процесс интенсивного развития, актуальными для совершенствования профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов в учреждениях повышения квалификации становятся методы работы, способные внести креативный, созидательный компонент, так как «...эвристические, творчески созидательные методы обучения органично согласуются с самой Природой и характером музыкально-образовательной деятельности»1.
Однако игнорировать методы, в которых мыслительная, познавательная активность взрослых обучающихся находится на более низком уровне, недопустимо. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивно-подражательный методы используются в системе повышения квалификации при сообщении большого объема новой информации, которую необходимо освоить в короткий отрезок времени. Проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский методы применимы в работе с уже освоенными знаниями, при разрешении музыкально-педагогических проблем и преодолении различных затруднений в педагогической деятельности.
В нижеприведенной таблице представлены методы повышения уровня профессиональной подготовки преподавате-лей-музыкантов, разделенные на две большие группы:
1) методы, нацеленные на приобретение и совершенствование теоретических знаний, умений и навыков препо-давателей-музыкантов;
2) методы, необходимые для выработки и совершенствования знаний, умений и навыков в практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.
Методы совершенствования профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов
в системе повышения квалификации
№ п/п Методы Цель использования
1 2 3
Теория
1 Методы активизации мышления исполнителя (анализ, синтез, дедукция, индукция, перевод эмоциональных ощущений в рациональные суждения) Активизация мышления исполнителя
2 Метод аккумуляции, осмысления и обоб- Углубление знаний в области профессиональной
щения опыта деятельности
3 Метод интеграции знаний из смежных об- Расширение научного и общекультурного круго-
ластей (психологии, педагогики, различных видов искусств) зора
4 Педагогическая рефлексия Осознание и устранение противоречий между имеющимися представлениями о ведении образовательной деятельности и ее реальными результатами. Разработка новых музыкально-педагогических знаний
5 Методы создания проблемных ситуаций Активизация мышления
6 Метод моделирования ситуаций Активизация способностей проектирования профессиональной деятельности
7 Метод проектирования учебного процесса Повышение эффективности профессиональной деятельности
8 Метод поисковых действий Активизация мышления
9 Методы организации процесса самообразо- Улучшение качества профессиональной деятель-
вания (самовнушение, самоанализ, аутоген- ности, интеллектуальное и культурное развитие,
ная тренировка, самоубеждение, самопри- управление психическими состояниями, волевая
каз) активность, развитие способностей
10 Метод эвристических вопросов Получение информации с помощью семи ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?, ответы на которые дают интересные идеи относительно исследуемого объекта, ситуации, явления, процесса
11 Метод сравнения Сопоставление версий и точек зрения различных слушателей, сравнение их с аналогами, изложенными известными педагогами, учеными
12 Метод эвристических наблюдений (применяется при посещении уроков коллег) Развитие навыков рефлексии
13 Метод конструирования правил Развитие умения мыслить кратко
14 Метод гипотез Развитие умения предвидеть будущее, прогнозировать свои педагогические действия
15 Метод смены ролевых функций Активизация мышления, развитие креативности мышления в ситуации, когда обучающий и обучаемый меняются местами
16 Метод синектики Интенсификация психоинтеллектуальной деятельности
Практика
1 Метод чтения с листа
2 Метод «от простого к сложному» при выполнении сложных исполнительских задач
3 Метод подбора аппликатуры для исполнения в зависимости от индивидуальных особенностей строения игрового аппарата исполнителя.
Метод «постоянного вслушивания» в музыкальную ткань (предполагает частое использование замедленных темпов в домашней работе исполнителя)
4 Метод показа за музыкальным инструментом
5 Метод сверхтрудностей
6 Метод составления упражнений на основе материала исполняемой музыки
7 Метод «наведения»
8 Метод «качественных повторений»
9 Метод удвоений (предусматривает преодоление технической трудности для одной руки исполнением двумя руками вместе)
10 Метод построения системы соответствия технических приемов игры исполнителя звуковому образу произведения
11 Метод подчинения исполнительской техники художественным задачам произведения
12 Метод выразительного вокального интонирования
13 Метод тонкой нюансировки
14 Метод выявления взаимосвязи художественного использования педали и характера звукового образа
15 Метод использования различных видов исполнительского туше
16 Метод ассоциативных аналогий из смежных видов искусств
17 Метод образно-поэтических сравнений
18 Метод воспитания «слышащих ушей», «слышащих глаз», «слышащих пальцев»
19 Метод слухового осознания исполнительской задачи
Расширение слухового опыта, овладение стилевыми особенностями музыки
Совершенствование художественной и технической сторон воплощения музыкального произведения Совершенствование исполнительской техники
Выработка удобных движений и тонкости исполнения
В зависимости от цели, которую он призван достигнуть, исполнение:
— «эталонного образца», который необходимо скопировать,
— «дружеского шаржа», преувеличивающего недостатки исполнения
Устранение технических проблем исполнителей Техническое совершенствование
Формирование исполнительских навыков: из предложенного арсенала различных приемов игры исполнителю предлагается самостоятельно выбрать лучшие
Техническое совершенствование исполнения, нахождение рациональных способов игры Усложнение музыкальной фактуры произведения, наилучшее осознание структуры музыкальной ткани
Выявление художественного образа произведения
Точное выявление художественного образа произведения
Раскрытие глубокого содержания исполняемой музыки
Точное прочтение авторского текста, достижение выразительного исполнения Достижение выразительности исполнения
Обогащение звучания музыкального инструмента, выявление стилевых особенностей музыки Активизация творческой инициативы исполнителя
Постижение глубокого художественного смысла музыкальных сочинений
Развитие слухового воображения исполнителя Совершенствование исполнительской техники
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Окончание таблицы
20 Метод признания ритма музыкального произведения одним из важнейших элементов исполнительского процесса
21 Метод эмоционального воздействия на исполнителя
22 Метод использования дирижерского жеста
23 Метод «звуковой перспективы»
24 Метод инструментовки, при котором используются различные приемы звукоизвлечения
25 Метод «горизонтального мышления»
26 Метод воплощения художественного образа через синтез рациональных и иррациональных элементов
27 Метод эмоционально-волевого воздействия на исполнителя
28 Метод психологической настройки исполнителя перед концертным выступлением
29 Рефлексивный метод
30 Аудио- и видеометоды
31 Метод формирования исполнительских навыков путем сбалансированного подбора репертуара исполнителя
32 Метод расширения музыкального кругозора исполнителя: посещение филармонических концертов, занятий педагогов-мастеров
33 Метод разучивания несложных музыкальных произведений
34 «Метод прививки»
Вторую из приведенных в таблице групп методов можно разделить по этапам последовательного освоения музыкальных произведений на несколько подгрупп:
— методы развития навыков чтения музыкальных произведений с листа (1);
— совершенствования исполнительской техники (2—11);
— совершенствования интонационной выразительности исполнения, метрорит-
Формирование исполнительских навыков
Постижение глубокого художественного содержания музыки
Пробуждение исполнительского воображения Распределение голосов музыкальной ткани по степени их значимости
Достижение выразительности исполнения
Выстраивание и соподчинение музыкального материала во времени
Выявление художественного образа произведения
Активизация творческого поиска
Преодоление проблем, связанных с эстрадным волнением
Формирование зрелого аналитического мышления по поводу исполнения музыкальных произведений
Повышение профессиональной культуры. Знакомство с эталонными образцами исполнения музыкальных произведений
Доказательство возможности различных исполнительских интерпретаций музыки Формирование исполнительских навыков
Поощрение самостоятельности, активности процесса самообразования, воспитание способности к самоорганизации
Достижение исполнения, близкого к идеальному
Развитие отстающих звеньев в музыкально-исполнительском комплексе в ситуации, когда педагог предлагает исполнителю разучивать репертуар, не являющийся органичным его природным способностям
мической организации музыкальной ткани, педализации, нюансировки и т. д. (12—25);
— эмоционально-образного решения исполнительских задач (26, 27);
— психологической настройки исполнителя (28);
— рефлексивные (29);
— развивающие (30—34).
Кроме того, в процессе повышения квалификации важны методыг определе-
№ 3/4, 2007
ния качества подготовки преподавате-лей-музыкантов. Среди них можно выделить следующие: метод наблюдения, контроля, рейтинговой оценки, рефлексивный.
Важно отметить, что в процессе обучения используется комплекс различных методов. «Методы в реальной педагогической действительности существуют и „работают“ не поодиночке, не в изоляции друг от друга, а в сложном и много-
образном единстве, в комплексе»2. Они подбираются адекватно целям образовательного процесса и индивидуальным особенностям обучающихся.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Г. М. Цыпин ; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2005. С. 180.
2 Там же. С. 183.
Поступила 10.10.07.