Научная статья на тему 'Формы и методы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста педагогами'

Формы и методы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста педагогами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / подростковый возраст / школьники подросткового возраста / агрессия подростков / агрессивное поведение школьников / агрессивное поведение подростков / психолого-педагогическая профилактика / teenagers / teenage years / schoolchildren of teenage years / aggression of teenagers / aggressive behavior of schoolchildren / aggressive behavior of teenagers / psychological and pedagogical prevention measures

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булаев Дмитрий Юрьевич

Рассматривается проблема агрессивного поведения школьников подросткового возраста. Стрессовые события, цифровизация, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки выступают факторами неадекватного решения подростками их проблем. Значимой представляется поддержка со стороны педагогов. Предлагаются формы и методы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста, которые могут быть использованы педагогами для работы с подростками в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булаев Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and methods of psychological and pedagogical prevention measures of aggressive behavior of schoolchildren of teenage years by teachers

The issue of aggressive behavior of schoolchildren of teenage years is considered. Stressful events, digitalization and increase of intellectual and emotional load are the factors of inappropriate solutions of problems by teenagers. The support from teachers is significant. The forms and methods of psychological and pedagogical prevention methods of aggressive behavior of schoolchildren of teenage years, that can be used for the work with the teenagers in educational institutions by teachers, are suggested.

Текст научной работы на тему «Формы и методы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста педагогами»

Д.Ю. БУЛАЕВ Москва

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПЕДАГОГАМИ

Рассматривается проблема агрессивного поведения школьников подросткового возраста. Стрессовые события, цифровизация, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки выступают факторами неадекватного решения подростками их проблем. Значимой

представляется поддержка со стороны педагогов. Предлагаются формы и методы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста, которые могут быть использованы педагогами для работы с подростками в образовательных организациях.

Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, школьники подросткового возраста, агрессия подростков, агрессивное поведение школьников, агрессивное поведение подростков,

психолого-педагогическая профилактика.

По мнению ряда ученых, в частности, Е.В. Булычевой, P.A. Жетеевой, Д.М. Ка-малиева, И.А. Коновалова, A.C. Ракишевой, A.A. Реана, Ж.И. Самсоновой, Н.П. Сет-ко, И.А. Сетко, в современном мире проблема агрессивного поведения у школьников подросткового возраста представляется все более и более актуальной [7; 15]. А.Б. Бур-тешова считает, что непростая ситуация в мире, стресс, повышенный уровень тревожности, цифровизация, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки выступают факторами неадекватного решения школьниками-подростками собственных проблем [2]. Если подросток не справляется с физиологическими и психологическими изменениями, связанными с возрастным развитием, то он может «выплескивать» агрессию во внешний мир.

Также школьники подросткового возраста нередко сталкиваются с трудностями и конфликтами в детско-родительских отношениях [9] и школе, например, попадая в ситуацию буплинга [11]. Помимо этого, на эмоциональное состояние школьников-подростков большое влияние могут оказывать контекстуальные факторы, например, пандемия коронавируса, военные конфликты и т.д. [1; 5].

Согласно исследованиям И.А. Коновалова, М.А. Новиковой, A.A. Реана, можно говорить о том, что представленная психологическая картина данного возрастного периода и особенности жизни в современном мире приводят к повышенной агрессивности подростков, в частности, к распространенности агрессивного поведения среди школьников подросткового возраста в нашей стране [11].

Школьнику подросткового возраста в силу новизны ситуации, в которой он пребывает, может быть сложно контролировать свое агрессивное поведение и противостоять агрессии других людей. В данной ситуации поддержка со стороны педагогов является крайне значимой. Педагог может научить школьника-подростка правильно перерабатывать собственную агрессию, выражать ее конструктивно и экологично, а также адекватно реагировать на агрессивное поведение, направленное на него со стороны других людей.

© Булаев Д.Ю., 2024

Дня лучшего понимания особенностей подросткового возраста дадим данному периоду краткую характеристику.

С.А. Черкашина подчеркивает, что подростковый возраст играет значимую роль в развитии и становлении личности человека [16]. Данный возрастной период является сложным сензитнвным периодом формирования ценностных ориентаций, отношения подростка к окружающему миру и другим людям. Это время поиска своего места в мире и новой роли в социуме. Помимо этого, как отмечают O.A. Карабанова и C.B. Молчанов, у подростков происходит множество изменений на физиологическом уровне, в частности, гормональная перестройка [8; 9].

Согласно Д.Б. Эльконину, в качестве основных новообразований подросткового возраста можно выделить развитие самосознания, потребность в самоопределении, появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, половое созревание и интерес к противоположному полу, повышенную возбудимость и частые смены настроения, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении [17].

В.Г. Казанская отмечает, что у школьников в подростковом возрасте начинает активно развиваться эмоциональная сфера: подросток сталкивается с новыми по качеству и силе переживаниями, испытывает эмоциональную нестабильность, пытается разобраться в своем внутреннем мире и адекватно транслировать эмоции во внешний мир [6].

В связи с переживаемыми физиологическими и психологическими изменениями у подростков могут наблюдаться повышенные показатели агрессивности, проявляющиеся в агрессивном поведении [3; 10; 18].

Агрессивное поведение рассматривается A.A. Реаном как «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [12, с. 35]. Агрессия всегда характеризуется направленностью (на кого-то или на самого себя) [14].

Согласно мнению С.Н. Ениколопова, агрессивное поведение представляет собой особую форму целенаправленного разрушительного поведения, которое идет вразрез с нормами социума, наносит физический вред объектам нападения или же дискомфорт психологического характера [4].

Как уже было сказано ранее, школьники подросткового возраста могут характеризоваться повышенными показателями агрессивности, которые, в свою очередь, могут выражаться в агрессивном поведении.

По данным A.A. Реана и И.А. Коновалова, педагоги в качестве наиболее заметных индикаторов агрессивного поведения школьника-подростка выделяют агрессивное поведение самого подростка или же его подавленное состояние [13]. Авторы исследования также показали, что 64% педагогов испытывают страх, беспокойство и тревогу при столкновении с агрессивным конфликтным поведением учеников-подростков [Там же]. Именно по этой причине крайне значимой является разработка специализированных программ по работе с агрессивным поведением, на которые педагог может опираться и чувствовать себя более компетентным.

На данный момент образовательные учреждения (например, школы) являются той средой, в которой с наибольшей вероятностью можно проводить эффективные процедуры психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста.

Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения у школьников подросткового возраста включает в себя три важных этапа:

1) диагностика агрессивных проявлений в поведении детей подросткового возраста и реализация дифференцированного подхода в определении методов профилактики, выполненная в надлежащее время;

2) обнаружение отрицательных факторов и влияний, приводящих к десоциализа-ции и исходящих от близкого круга людей, и ликвидация подобных воздействий;

3) применение различных методов и форм профилактики агрессивного поведения для обучения подростков работе с собственной агрессивностью.

В качестве методов и форм психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения школьников подросткового возраста могут применяться следующие:

1. Тренинг по профилактике агрессивного поведения самым продуктивным образом влияет на становление социокультурной компетентности подростковой личности, поскольку этот возраст представляет собой один из главнейших в психосоциальном становлении индивида. Программа данных тренингов включает в себя достижение следующих целей:

• формирование в группе атмосферы безопасности, поддержки, взаимного принятия для предельно полного проявления эмоций и раскрытия личностью своих принципов;

• формирование условий, при которых любой из членов группы может осознать свою уникальность и значимость, что способствует также гуманности в отношении к другим людям, значащей, что они также имеют право на уникальность;

• создание и развитие навыков поведения, для которого характерна уверенность и мирное разрешение конфликтов между личностями;

• помощь любому из членов группы в осознании своего положения во взаимодействии с окружающими, что базируется на понимании собственных агрессивных установок по отношению к определенным людям.

Чтобы решить конкретные задачи в рамках осуществления такой программы, применяются разнообразные формы взаимодействия, например: дискуссии в группе, игры, мозговые штурмы, лекции, задания и упражнения, связанные с психотехникой, которые позволяют понять и выучить основную тему занятий.

2. Арт-терапия своей задачей имеет проработку тех переживаний индивида, которые затрудняют адекватное самочувствие и взаимодействие с другими людьми. С помощью рисования ребенок подросткового возраста непроизвольно транслирует то, что не получилось бы передать вербально. Целью рисования в данном случае является выражение желаний, мыслей, чувств.

3. Разнообразные игры и упражнения, которые нужны для снижения агрессивности в поведении подростка, например:

• игры и упражнения, которые необходимы для формирования навыка выражения гнева конструктивным образом (например, «Разрывание бумаги», «Ролевое проигрывание ситуаций»);

• подвижные игры, чтобы раскрепостить ребенка в эмоциональном и физическом плане (например, «Круговые движения»);

• игры и упражнения, которые ориентированы на обучение приемам саморегуляции (например, «Розовый куст», «Избавление от тревоги»),

4. Дискуссия представляет собой методику обсуждения и решения трудных задач. В методе дискуссий нередко можно встретить проигрывание сюжетов. Итогом данного метода обычно являются компромисс, совместное, общее решение вопроса, новое понимание проблематики. Общение, которое и является ключевым фактом в дискуссии, очень важно в период подростничества. Результаты дискуссии очень эффективны, приводят к осознанию проблемы, созданию ценностных направлений, закреплению ценностей.

5. Метод беседы с самим собой позволяет школьнику подросткового возраста рефлексировать перед совершением агрессивных действий. Беседа с собой создает бу-

ферную зону между побуждением к действию и самим необдуманным действием, она состоит из нескольких ступеней:

• подросток выявляет сущность проблемы, подключая эмоции, которые он ощущает (например, «он спорит, а меня это злит»);

• размышляет об альтернативных вариантах реакции (например, преподаватель может уточнить, понравились ли подростку его действия в данной ситуации? как еще можно было бы сделать?);

• исследуются альтернативное поведение и его результаты (например, что произойдет, если..?);

• принимается решение о том, как правильнее сделать.

Если говорить о конкретных характеристиках, которые должны быть сформированы у школьников подросткового возраста для конструктивной работы с агрессией, то необходимо выделить следующие:

• формирование компетентности коммуникации (например, используется создание навыков взаимодействия в коллективе, тренинги общения);

• научение методам блокировки собственной агрессивности (к примеру, можно обрадовать, рассмешить, удивить оппонента);

• коррекция ситуации развития с социальной точки зрения (сюда входит работа с подростком внутри семьи, увод ребенка из деструктивного окружения);

• эмоциональное развитие, в которое можно отнести развитие эмпатии, толерантности, восприимчивости к чужим эмоциям, эмоциональную рефлексию;

• формирование активности в социальном смысле (например, включение в общественно значимую деятельность, коррекция соотношения интересов индивида и социума, развитие социальных интересов);

• развитие самоконтроля, в которое входит научение методам релаксации и содержательности, формирование рефлексии;

• когнитивное развитие, включающее в себя рефлексию поведения и прогнозирование того, какие могут быть последствия агрессивных действий, а также коррекцию установок;

• отреагирование агрессии (например перевод агрессии в физическую деятельность, снятие физического и эмоционального напряжения).

Деятельность образовательного учреждения в контексте проблематики агрессивного поведения детей заключается в общности трех компонентов:

1) предотвращение агрессивного поведения с помощью педагогического просвещения и актуализация проблемы для каждой из сторон процесса образования;

2) сопровождение пары жертвы и агрессора, что является обязательным для того, чтобы локализовать и ликвидировать агрессивное поведение;

3) социально-педагогическое конструирование среды, необходимой для самореализации подростков, что также служит для предотвращения и коррекции агрессивного поведения.

Таким образом, была определена актуальность исследования проблемы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков педагогами и предложены формы и методы подобной профилактики. Помощь педагога школьникам подросткового возраста в преодолении собственных проявлений агрессивного поведения и в противостоянии агрессии со стороны других людей является крайне значимой, поскольку подросток еще не имеет необходимого опыта во взаимодействии с агрессивными проявлениями социума, а также не обладает достаточно развитым самоконтролем. Педагог может помочь школьнику подросткового возраста научиться справляться с собственной агрессией, чтобы она не переходила в открытое агрессивное поведение, снимать внутреннее напряжение экологичными методами и строить конструктивную коммуникацию с другими людьми.

Список литературы

1. Багреева Е.Г., Шамсунов С.Х., Багреева Е.В. О факторах преступности несовершеннолетних в условиях пандемии // Образование и право. 2020. №9. С. 409-413.

2. Буртешова А.Б. Психология подросткового возраста и анализ проявления агрессии подростков // Экономика и социум. 2022. №1-2(92). С. 556-561.

3. Воронова И.О. Особенности эмоциональной сферы подростков // Молодой ученый. 2022. №46(441). С. 110-111.

4. Еникополов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. 1998. №1. С. 18-26.

5. Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям // Психология и право. 2020. №4. С. 185-197.

6. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб., 2018.

7. Камалиев Д.М., Ракишева A.C., Самсонова Ж.И., Жетеева P.A. Агрессия в среде подростков и ее профилактика // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2021. №1. С. 97-99.

8. Карабанова O.A. Возрастная психология. М., 2005.

9. Карабанова O.A., Молчанов C.B. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 37-46.

10. Круглова Т.Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью // Молодой ученый. 2017. №9(143). С. 281-284.

11. Новикова М.А., Реан A.A., Коновалов И А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. №3. С. 62-90.

12. Реан A.A. Агрессия и виктимность в контексте семейной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №4(67). С. 35-38.

13. Реан A.A., Коновалов И.А. Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству // Российский девиантологический журнал. 2021. №1(2). С. 276-295.

14. Реан A.A., Ставцев A.A. Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2021. №11(2). С. 137-149.

15. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.А. Особенности формирования агрессии у современных подростков различных возрастных групп // Оренбургский медицинский вестник. 2021. №9(3(35)). С. 56-59.

16. Черкашина С.А. Психологические особенности «Опасного» подросткового возраста // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2015. №6(65). С. 56-61.

17. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М., 1997.

18. Moore С.С., Hubbard J.A., Bookhout М.К., Mlawer F. Relations between reactive and proactive aggression and daily emotions in adolescents // Journal of abnormal child psychology. 2019. №47(9). P. 1495-1507.

* * *

1. Bagreeva E.G., Shamsunov S.H., Bagreeva E.V. О faktorah prestupnosti nesovershennoletnih v usloviyah pandemii // Obrazovanie i pravo. 2020. №9. S. 409-413.

2. Burteshova A.B. Psihologiya podrostkovogo vozrasta i analiz proyavleniya agressii podrost-kov // Ekonomika i socium. 2022. №1-2(92). S. 556-561.

3. Voronova I.O. Osobennosti emocional'noj sfery podrostkov // Molodoj uchenyj. 2022. №46(441). S. 110-111.

4. Enikopolov S.N. Agressivnoe povedenie u detej // Osobyj rebenok: Issledovaniya i opyt pomoshchi. 1998. №1. S. 18-26.

5. Zaharova N.M., Cvetkova M.G. Psihicheskie i povedencheskie narusheniya u mirnogo naseleniya regiona, podvergshegosya lokal'nym voennym dejstviyam // Psihologiya i pravo. 2020. №4. S. 185-197.

6. Kazanskaya V.G. Podrostok. Trudnosti vzrosleniya. SPb., 2018.

7. Kamaliev D.M., Rakisheva A.S., Samsonova Zh.I., Zheteeva R.A. Agressiya v srede podrostkov i ее profilaktika // Vestnik Kazahskogo Nacional'nogo medicinskogo universiteta. 2021. №1. S. 97-99.

8. Karabanova O.A. Vozrastnaya psihologiya. M., 2005.

9. Karabanova O.A., Molchanov S.V. Riski negativnogo vozdejstviya informacionnoj produkcii na psihicheskoe razvitie i povedenie detej i podrostkov // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2018. №3(31). S. 37-^6.

10. Kruglova Т.Е. Osobennosti emocional'noj sfery podrostkov s raznoj uspevaemost'yu // Molodoj uchenyj. 2017. №9(143). S. 281-284.

11. Novikova M.A., Rean A.A., Konovalov I.A. Bulling v rossijskih shkolah: opyt diagnostiki rasprostranennosti, polovozrastnyh osobennostej i svyazi so shkol'nym klimatom // Voprosy obrazovaniya. 2021. №3. S. 62-90.

12. Rean A.A. Agressiya i viktimnost' v kontekste semejnoj socializacii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016. №4(67). S. 35-38.

13. Rean A.A., Konovalov I.A. Ocenka pedagogami podrostkovoj agressivnosti: social'no-perceptivnye aspekty i gotovnost' к vmeshatel'stvu // Rossijskij deviantologicheskij zhurnal. 2021. №1(2). S. 276-295.

14. Rean A.A., Stavcev A.A. Protektivnye i provokativnye semejnye faktory agressivnogo povedeniya detej i podrostkov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2021. №11(2). S. 137-149.

15. Setko N.P., Bulycheva E.V., Setko I.A. Osobennosti formirovaniya agressii u sovremennyh podrostkov razlichnyh vozrastnyh grupp // Orenburgskij medicinskij vestnik. 2021. №9(3(35)). S. 56-59.

16. Cherkashina S.A. Psihologicheskie osobennosti «Opasnogo» podrostkovogo vozrasta // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2015. №6(65). S. 56-61.

17. El'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah: Izbrannye psihologicheskie trudy. M., 1997.

Forms and methods of psychological and pedagogical prevention measures of aggressive behavior of schoolchildren of teenage years by teachers

The issue of aggressive behavior of schoolchildren of teenage years is considered. Stressful events,

digitalization and increase of intellectual and emotional load are the factors of inappropriate solutions ofproblems by teenagers. The support from teachers is significant. The forms and methods ofpsychological and pedagogical prevention methods of aggressive behavior of schoolchildren of teenage years, that can be usedfor the work with the teenagers in educational institutions by teachers, are suggested.

Keywords: teenagers, teenage years, schoolchildren of teenage years, aggression of teenagers, aggressive behavior of schoolchildren, aggressive behavior of teenagers, psychological and

pedagogical prevention measures.

(Статья поступила в редакцию 22.07.2024) 106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.