КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
УДК 008:001.8
А. В. Еремин
Формы и методы деятельности патриархов в контексте социокультурного параморфоза
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № 14-18-01833 «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс»)
В статье осуществлен анализ форм и методов деятельности патриархов Русской православной церкви в контексте социокультурного параморфоза, характеризующего цивилизационную специфику российского общества. Главным его проявлением стало использование форм и методов массовой культуры в деятельности патриархов Церкви в постсоветский период. В статье осуществлен сравнительный анализ особенностей позиционирования предстоятелями Церкви (патриархом Алексием II и патриархом Кириллом) миссии РПЦ в современном мире. Через анализ выступлений и обращений патриарха Кирилла определяются основные векторы социокультурных интенций предстоятелей Церкви, а также выявляется специфика речевых практик. В статье делается вывод о том, что риторика патриарха Кирилла отличается социальной ориентацией и обращением к проблемам, касающимся каждого человека. Использование социально ориентированной риторики было направлено на интерпретацию социального учения и доведение его сути до каждого человека.
На основании анализа текстов выступлений, обращений, заявлений патриарха Кирилла, а также фактического материала определяются основные направления активизации церковного присутствия в информационном пространстве. Анализируется процесс формирования образа Патриарха как духовного лидера нации, акцентируется внимание на роли массовых акций и мероприятий, в которых с миссионерской целью участвовал предстоятель Русской православной церкви.
В статье анализируется процесс использования информационных каналов массмедиа для противостояния антиклерикальному дискурсу.
Ключевые слова: Патриарх, Церковь, СМИ, массовая культура, деятельность, параморфоз.
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
A. V. Eriomin
Forms and Methods of Patriarchs' Activity in the Context of Sociocultural Paramorphose
In the article the analysis of forms and methods of the Russian Orthodox Church patriarchs' activity in the context of the sociocultural paramorphose, which is characterizing civilization specificity of the Russian society, is carried out. Use of forms and methods of mass culture in Church patriarchs' activity during the Post-Soviet period became its main manifestation. A comparative analysis of features of positioning the mission of ROC by heads of the Church (the patriarch Aleksy II and the patriarch Kirill) in the modern world is carried out in the article. The main vectors of sociocultural intensions of the heads of the Church are defined by the analysis of performances and addresses of the patriarch Kirill, and also specificity of speech practices is revealed. In the article the conclusion is drawn that Patriarch Kirill's eloquence differs in social orientation and appeal to the problems concerning each person. Use of socially oriented eloquence was directed on interpretation of the social doctrine and bringing its essence to each person.
The main directions of activisation of church presence in information space are defined on the basis of the analysis of Patriarch Kirill's texts of performances, addresses, statements, and also the actual material. The process of formation of the Patriarch's image as a spiritual leader of the nation is analysed, the attention to the role of mass actions and events is focused, where the Head of the Russian Orthodox Church participated with the missionary purpose.
The process of use of mass media information channels to oppose anti-clerical discourse is analysed in the article.
Keywords: Patriarch, Church, mass media, mass culture, activity, paramorphose.
Специфика форм и методов деятельности патриархов определялась не только их личностными характеристиками, но и социокультурной ситуацией. Если период патриаршества Алексия II стал этапом становления позиций Церкви по основным
вопросам современности, временем восстановления ее правового, экономического и социального положения, то патриаршество Кирилла - это время активизации социальной деятельности РПЦ, время социального конструирования дискурсов
© Еремин А. В., 2015
Русской православной церкви, период конвергенции с принципами и технологиями массовой культуры как явлениями глобализирующегося мира. Патриарх Кирилл стал культуртрегером, изменившим вектор социокультурной активности Церкви в сторону социального контекста и решения проблем, которые несет глобализация и ее составляющая - секуляризм. Активизация социокультурного позиционирования выразилась в конкретных призывах к объединению, к усилению социальной конвергенции и солидарности. Период, когда Церковь позиционировала себя как институт, который возрождался и имел в связи с этим преференции от государства в силу особых разрушительных действий власти в советскую эпоху, закончился в первом десятилетии XXI в. Мы полагаем, что с 2007 г. (объединение РПЦ и РПЦЗ) начинается период, когда Церковь занимает место, свойственное ей в контексте парадигмы «русской симфонии», что ведет к восприятию Церкви как активного участника социокультурной сферы, определяющей вектор ее развития. Это требовало изменений в формах и методах активности представителей Церкви, и прежде всего предстоятелей РПЦ.
Изменившаяся ситуация требовала от Церкви активизации социальной активности на персональном уровне, так как в условиях информатизации общества конструирование образа Церкви зависело от правильного информационного посыла, который формировал необходимый общественный дискурс. В 2009 г. патриархом стал человек, который нужен был Церкви как церковный лидер, соответствующий необходимым требованиям изменившейся общественной ситуации. Патриарх Кирилл оправдал ожидания тех, кто хотел видеть во главе Церкви современного религиозного лидера, умеющего разговаривать с людьми на современном и понятном им языке.
Необходимо отметить влияние цивилизацион-ной специфики на выбор форм и методов деятельности патриарха, которые, безусловно, транслировались всей Церкви как своеобразный пример для священства РПЦ. Столкновение цивили-зационных основ общества с глобализационной парадигмой вызвало синкретизм формы и содержания, который мы условно можем обозначить как цивилизационный механизм параморфоза. Цивилизационная специфика влияла на деятельность патриарха и в какой-то степени на выбор нового предстоятеля Церкви на Поместном Соборе в 2009 г., так как, будучи еще митрополитом и председателем ОВЦС, Кирилл проявил себя человеком очень гибким и тонко чувствующим современные дискурсы и тренды, использующим меха-
низмы современного мира для выполнения задач Церкви, конструирующим образ Церкви методами, понятными людям.
Необходимо проследить эти изменения для понимания актуализации и значимости цивилизаци-онного механизма параморфоза, влияющего на деятельность Русской православной церкви в постсоветский период. Проанализируем специфику трансформации позиционирования миссии РПЦ патриархом Кириллом.
Важным является активизация использования формы непосредственного (прежде всего, вербального) позиционирования, характерного для массовой культуры: патриарх Кирилл произнес множество различных речей в многочисленных обращениях и заявлениях, в том числе в ходе организованных массовых мероприятий. Методом социального конструирования является использование социально ориентированной риторики, адресатом которой является современный человек. Таким образом, в риторике патриарха мы видим не абстрактные призывы, а конкретное использование понятных категорий с целью достичь максимального понимания публикой смысла высказывания. Думается, что такая форма, которая имеет анропоцентричные (с точки зрения целей вербальной коммуникации) свойства, характерна для субъектов коммуникации в контексте массовой культуры, характеризующейся стремлением увеличить масштаб публики и сфокусировать ее интерес за счет известных (в том числе проблемных) и обсуждаемых трендов. Содержанием речей патриарха была цивилизационная специфика, укрепляющая интеграционные механизмы социума.
В контексте рассматриваемой проблематики данного анализа большой интерес представляет исследование социологической службы «Среда», в котором приводятся результаты контент-анализа проповедей патриархов Алексия II и Кирилла [22].
Данное исследование показало, что риторика патриарха Кирилла отличается социальной ориентацией и обращением к проблемам, касающимся каждого человека. Патриарх Алексий II в три раза реже говорил о силе и грехе, практически не упоминал слова ценности. В десять раз чаще патриарх Кирилл использовал слова закон и истина, в семь раз чаще слово правда, в пять раз - власть. Патриарх Алексий практически не использовал слово понимание и, что очень важно, гораздо реже (в 5 раз реже!) использовал слово человек.
Речь патриарха Кирилла направлена на интерпретацию социального учения и доведения его сути до каждого человека. Интерпретация символов, смыслов и значений - важная черта конструирования православного дискурса, которую ис-
пользовал предстоятель РПЦ для усиления социальной солидарности.
В своем приветствии участникам XII Всеза-рубежного съезда православной молодежи в Париже (4 июля 2011 г.) патриарх отметил, что с молодыми людьми Церковь должна говорить на понятном им языке, используя информационные технологии [23].
Использование патриархом современных слов можно фиксировать довольно часто. Так, например, комментируя восстановление Новоиерусалимского монастыря, Кирилл заметил, что необходимо избежать современного китча [15]. Систематическим являлось употребление научной культурологической лексики: парадигма, инкультура-ция и др. Уже после интронизации Кирилл обозначил предстоящие изменения в церковной риторике, отметив, что Церковь будет говорить с людьми понятным языком, а не в категориях средневековья [20].
Новшества и изменения в формах и методах общения отмечали многие представители Церкви, в том числе председатель ОВЦС митрополит Ила-рион. В ноябре 2011 г., в канун 65-летия патриарха, митрополит Иларион назвал предстоятеля РПЦ ярким и неординарным человеком, который может говорить с людьми на доступном и понятном языке благодаря уникальным личным качествам, что делает его духовным лидером, способным сплотить общество [8].
В условиях господства массовой культуры важным являлось формирование образа патриарха как духовного лидера, способного объединить общество. Во-первых, этому благоприятствовали заявления официальных церковных и государственных лиц; во-вторых - проведение соответствующих акций и создание фильмов. Так, к 65-летию патриарха был снят фильм «Путь пастыря». Большое значение, подчеркивающее роль патриарха и Церкви в современном обществе, имел фильм «Код Кирилла», посвященный языковому коду, привнесенному Кириллом и Мефодием на русские земли, что способствовало интеграции русской цивилизации. Усилению особой роли Церкви и ее предстоятеля в укреплении цивилиза-ционных начал способствовал фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Гибель империи», рассказывающий об истории Византийской цивилизации.
Важную роль в формировании образа патриарха сыграли многочисленные труды о предстоятеле Русской Православной Церкви, сборники его выступлений, интервью [1, 3, 4, 5].
В канун юбилея патриарха была организована фотовыставка «Диалог: Церковь, общество, государство» в галерее классической фотографии в Москве, на которой было представлено 150 снимков о служении Святейшего Патриарха.
Помимо известной передачи «Слово пастыря», выходящей в эфир на Первом канале, создавались и использовались другие ресурсы для выступлений патриарха. 11 октября 2010 г. открылся официальный канал Русской Православной Церкви на УоиТиЬе, к пользователям нового интернет-ресурса обратился патриарх Кирилл. Программа «Слово Патриарха» появилась на радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров».
Новой формой социального служения можно назвать участие предстоятеля РПЦ в массовых акциях, например, рок-концертах. Митрополит Иларион, комментируя изменения, происшедшие после интронизации патриарха Кирилла, отметил, что Церковь и общество - это одно и то же, поэтому священнику незазорно прийти на дискотеку или концерт и сказать несколько слов. Так, он привел в пример патриарха, который выступил с проповедью на рок-концерте в честь 1020-летия Крещения Руси [16]. Встречи с молодежью, как правило, проходили в больших помещениях, в том числе на стадионах.
В средствах СМИ складывался образ патриарха-интеллектуала, образованного и мудрого. Отметим ряд статей, посвященных личным интересам патриарха, и упоминание о том, что он любитель собак, горных лыж, аквабайка и здорового образа жизни (бег по утрам), знаток истории, мудрый и прозорливый, умеет располагать к себе людей и др. Стремление патриарха сблизиться с людьми мы видим в поддержке крупных общероссийских событий в спортивной жизни страны.
Использование технологий современной массовой культуры в социальном служении патриарха является своеобразным параморфозом форм вес-тернизированного мира и миссионерского содержания православной этики.
В преддверии пятой годовщины интронизации патриарха глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Ле-гойда отметил, что за время служения Кирилла внимание и интерес к РПЦ существенно повысился [25].
Тем не менее, необходимо отметить, что патриарх Кирилл резко критиковал агрессию массовой культуры, формирующей психологию «бери от жизни все». Во время своего выступления в Совете Федерации он подчеркнул, что роль СМИ состоит в формировании правильной психологии
нации на примере образа «положительного современного героя». СМИ должны руководствоваться, прежде всего, интересами общества [13].
Информационная политика имела большое значение в формировании образа патриарха и Церкви. Создаваемый некоторыми СМИ дискурс клерикализации общества вследствие усиления социальной активности Церкви, а затем и развитие дискурса антиклерикальных настроений, в том числе через пиар-акции против патриарха, вызвали ответную реакцию предстоятеля Церкви. Она выразилась, прежде всего, в призывах священников не допускать провокаций, а также в разъяснении патриархом и православной общественностью природы антиклерикальных нападок на Церковь.
В ноябре 2012 г. патриарх заявил о том, что священникам не нужно участвовать в ток-шоу, так как там царит только эпатаж и нет серьезного контекста дискуссии. Они не несут конкретных полезных последствий, а дело священника - посещать нуждающихся. Ток-шоу содержит элемент личностного начала, который допускает лицемерие, так как человек пытается себя проявить в лучшем свете, а участие в игре по чужим правилам - это не дело Церкви. Патриарх отметил, что не любит задушевных разговоров с корреспондентами, так как человек склонен говорить о себе хорошо. В этом есть элемент искусственности, который ведет к лицемерию [11].
Действительно, можно отметить тот факт, что, в отличие от Кирилла, патриарх Алексий чаще давал интервью в неформальной обстановке. Патриарх Кирилл избегал подобных встреч, чтобы не давать возможности журналистам и общественным деятелям создавать негативный образ предстоятеля Церкви.
В апреле 2012 г. на заседании Высшего Церковного Совета патриарх заявил, что в связи с мощной антицерковной риторикой представители Церкви должны быть подготовлены к дебатам, чтобы не допускать слабых мест в своих выступлениях, так как это может быть использовано против РПЦ. Предстоятель Церкви отметил, что существует информационная стратегия против Церкви. Причиной данной кампании Владимир Легойда назвал возросшую активность Церкви. Некоторые политики видели причину этого в политическом контексте: следствие поддержки патриархом В. В. Путина в избирательной кампании и влияние антихристианской кампании в Европе [10].
В своих многочисленных выступлениях Святейший Патриарх, как правило, оценивал общественные проблемы в контексте духовно-
нравственного измерения. Однако его частые поездки и выступления воспринимались как вмешательство Церкви в дела, которые не должны ее волновать, что также усиливало дискурс антиклерикализма [2]. В ответ на критику чрезмерной активности патриарх отвечал, что Церковь не может остаться в стороне от проблем общественной жизни, связанных с упадком духовно-нравственных начал [7].
Важной составляющей его выступлений стали заявления против обвинений в клерикализации общества. Отвергая подобные обвинения, патриарх Кирилл призвал не создавать новые мифы, компрометирующие позицию Церкви [17]. Активность Церкви провоцирует такие обвинения, но они не способны изменить вектор развития социокультурной деятельности Церкви [19].
В интервью «Смоленским новостям» предстоятель Церкви отметил, что выступает против огосударствления Церкви, а разговоры о клерика-лизации не имеют с действительностью ничего общего. Он обратил внимание на то, что клерика-лизация - это такой тип государства, в котором вся власть подчинена Церкви, чего нет в России, где государство отделено от Церкви законодательно. Только при условии свободного положения Церкви возможно ее нормальное существование, а современное состояние государства и Русской православной церкви - это партнерство двух институтов [9].
Ответ на критику Церкви становится важной составляющей информационной активности патриарха. Так, например, предстоятель критически выступил против тех, кто обвинял Церковь в коммерческих интересах в связи с проектом строительства 200 храмов в Москве [12].
Важное значение внешнего контекста публичных действий священнослужителей патриарх подчеркивал неоднократно. Так, в сентябре 2011 г. он заметил, что ответственность священников выражается и в том, как они одеваются, что говорят, как выглядят, так как все эти показатели могут быть использованы для антицерковной пропаганды [18].
Отвечая на упреки в корысти, патриарх говорил, что недруги Церкви являются и недругами России. Обвинения в том, что Церковь развивает свою деятельность для собственного благополучия, абсурдны, так как не может быть благополучия в отрыве от народа [24].
В декабре 2011 г. патриарх призвал общественность помочь в борьбе с клеветой, кощунством и злобой против Церкви. Он отметил, что всегда будут люди, которые не примут свидетельство Церкви и проповедь Христа [6].
На Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл отмечал, что мнения священнослужителей широко представлены в СМИ. Однако выступления многих священников отличает скованность и неубедительность, неспособность выйти за рамки привычного набора этических максим, которые воспринимаются людьми как банальные объяснения. Священник чувствует себя часто как гость, что является следствием стереотипов прошлых времен. С другой стороны, некоторые, наоборот, используют экстравагантные и провокативные формы в своих комментариях. Все это приводит к критике в адрес Церкви, формирует отторжение от православия. Патриарх не выступил против участия священников в дискуссиях в социальных сетях, наоборот, подчеркнул важность интернета в их социальной работе, но призвал участников обсуждений в «Твиттере», «Живом журнале», «Фэйсбуке» постоянно помнить об ответственности [14].
На обвинения в адрес патриарха, появлявшиеся в СМИ, следовала ответная реакция. Так, большой резонанс имела статья А. Солдатова «За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах», вышедшая в «Новой газете» (15.02.2012). В статье автор обрушивает на патриарха вал критики, основываясь на слухах и домыслах. В заявлении Синодального информационного отдела подчеркивается, что факты, приведенные автором, не соответствуют действительности. Более того, отмечается, что А. Солдатов использует мифы, сформированные некоторыми журналистами в 1990-х гг. XX в. В частности, было названо имя С. Бычкова, статьи которого в «Московском комсомольце» были признаны в судебном порядке клеветой с использованием языковой агрессии. В Заявлении указывалось на ложность утверждений о контроле тогда еще главы ОВЦС над бизнес-активами в табачном бизнесе, в нефтяной промышленности, автомобилестроении и добыче морепродуктов. Понимая, что доказательств обвинениям найти невозможно, А. Солдатов опускается до «наклеивания ярлыков» и брани. Данный материал, по мнению Синодального отдела, дискредитирует «Новую газету», порочит священноначалие РПЦ и оскорбляет православных верующих [21].
Данные информационные акции Церкви по разоблачению недостоверной и дискредитирующей информации в отношении патриарха и РПЦ стали важной составляющей в деятельности Московского патриархата. Подобная линия продолжилась и в раздутом СМИ скандале, связанном с недвижимо-
стью, ранее принадлежавшей патриарху, и в ситуации вокруг обсуждения стоимости часов предстоятеля РПЦ. В СМИ использовался любой подходящий повод создать сенсацию. Необходимость противостояния антицерковному дискурсу приводила к практике активизации использования каналов массовой культуры с целью создания нужной информационной конъюнктуры и преодоления последствий активности противников Церкви.
Следует отметить, что бинарная оппозиция «вызов-ответ» стала определять векторы развития социальной работы РПЦ и в информационной сфере, так как искусственно создаваемый антиклерикальный дискурс связывался с внешними врагами, выступающими против возрождения страны и ее интеграции на основе православных ценностей.
Таким образом, мы можем отметить тенденцию использования Церковью в лице патриархов (прежде всего, Кирилла) форм и методов массовой культуры: конструирование социально ориентированной и обращенной к людям речи через акцентирование внимания на современных проблемах и важных ценностях; создание образа Церкви и ее духовного лидера через формирование необходимых трендов и организацию мероприятий массового характера; использование информационных каналов массмедиа для противостояния антиклерикальному дискурсу. Данные формы и методы использовались для интерпретации социальной этики православия и позиционирования Церкви как важнейшего общественного института.
Библиографический список
1. Архиепископ Волоколамский Иларион (Алфе-ев). Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание [Текст]. - М., 2009. - 580 с.
2. Зачем зашифровывать Патриарха? К вопросу об оценке журналистами деятельности Предстоятеля Русской Церкви. Владимир Легойда. - Режим доступа: URL: URL: http://otechestvo.org.ua /main/20108/2014.htm (дата обращения: 17.04.2014)..
3. Кирилл Патриарх Московский и всея Руси. Собрание трудов. Серия 1. Т. 1. «Слово Пердстоятеля». Московская патриархия [Текст]. - М., 2012. - 598 с.
4. Кирилл Патриарх Московский и всея Руси. Серия 2. Т. 1 «Слово пастыря» (1991-2011). Московская патриархия [Текст]. - М., 2013. - 848 с.
5. Кирилл Патриарх Московский и всея Руси. Серия 2. Т. 2 «Слово пастыря» (1991-2011). Московская патриархия [Текст]. - М., 2014. - 928 с.
6. Миряне не должны оставаться равнодушными к клевете на Церковь, - считает Патриарх Кирилл. -Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/201112/2314.htm (дата обращения: 19.04.2014).
7. Несмотря на критику со стороны либеральной части общества, Церковь не изменит своего курса, -Святейший Патриарх Кирилл. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/ 20112/0128.htm (дата обращения: 17.04.2014).
8. Патриарх Кирилл - духовный лидер, консолидирующий все общество, - считает митрополит Ила-рион. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main /201111/1107.htm (дата обращения: 14.04.2014).
9. Патриарх Кирилл выступил против Церкви: «Разговоры о клерикализации России не имеют ничего общего с действительностью». - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua /main/201311/2610.htm (дата обращения: 17.04.2014).
10. Патриарх Кирилл жалуется на «кампанию против РПЦ». - Режим доступа: URL: URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/04/120403_patr iarch_information_campaign.shtml. (дата обращения: 17.04.2014).
11. Патриарх Кирилл о поведении духовенства в СМИ: Эпатаж - не наша миссия. - Режим доступа: URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/946708-echo/ (дата обращения: 17.04.2014).
12. Патриарх Кирилл призывает критиков возведения храмов в Москве не путать Церковь с бизнес-корпорацией. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20118/2322.htm (дата обращения: 17.04.2014).
13. Патриарх Кирилл сформулировал общественную роль СМИ. - Режим доступа: URL: http://newsland.com/news/detail/id/ 1313625/ (дата обращения: 14.04.2014).
14. Предстоятель Русской Церкви призвал священнослужителей помнить об ответственности при выступлении в публичном пространстве. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/ main/201112/2616.htm (дата обращения: 19.04.2014).
15. При восстановлении Новоиерусалимского монастыря надо избежать современного китча, - Святейший Патриарх Кирилл. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20113/0503.htm (дата обращения: 14.04.2014).
16. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на рок-концерте задает тон новой миссионерской политике, - считают в Русской Церкви. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/ 20094/1318.htm (дата обращения: 17.04.2014).
17. Святейший Патриарх Кирилл призывает антиклерикалов не забивать мифами сознание людей. -Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20113/0325.htm (дата обращения: 17.04.2014).
18. Святейший Патриарх Кирилл призывает священников не дискредитировать Церковь своим образом жизни. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/ main/20119/0625.htm (дата обращения: 19.04.2014).
19. Святейший Патриарх Кирилл: Церковь продолжит свою миссию, невзирая на упреки в чрезмер-
ной активности. - Режим доступа: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1578021.html (дата обращения: 17.04.2014).
20. Святейший Патриарх Кирилл: я верю в духовную силу народа. Интервью программе «Вести недели». - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua /main/20092/0932.htm (дата обращения: 14.04.2014).
21. Синодальный информационный отдел сделал заявление в связи с публикацией в «Новой газете» статьи «За что рабу Божьему Кириллу благодарить "раба на галерах"». - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20122/2026.htm (дата обращения: 19.04.2014).
22. Сравнительный контент-анализ проповедей Патриархов Алексия II и Кирилла. - Режим доступа: URL: http: //sreda. org/opros/3 0-slovo-i-slova-sravnitelnyiy-kontent-analiz-propovedey-patriarhov-
aleksiya-ii-i-kirilla (дата обращения: 14.04.2014).
23. Церковь должна использовать информационные технологии в диалоге с молодежью, - считает Патриарх Кирилл. - Режим доступа: URL: http://otechestvo.org.ua /main/20117/0410.htm (дата обращения: 14.04.2014).
24. Церковь заботится не о «цеховых интересах», а о благе народа - Святейший Патриарх Кирилл. URL: http://otechestvo.org.ua/main/201111/0408.htm (дата обращения: 19.04.2014).
25. Легойда: присутствие Церкви в СМИ при Патриархе Кирилле выросло. - Режим доступа: URL:http://ria.ru/society/20140131/992351719.html# 13 9 59097337384&message=resize&relto=login&action=rem oveClass&value=registration (дата обращения: 14.04.2014).
Bibliograficheskij spisok
1. Arhiepiskop Volokolamskij Ilarion (Alfeev). Pa-triarh Kirill: zhizn' i mirosozercanie [Tekst]. - M., 2009. -580 s.
2. Zachem zashifrovyvat' Patriarha? K voprosu ob ocenke zhurnalistami dejatel'nosti Predstojatelja Russkoj Cerkvi. Vladimir Legojda. - Rezhim dostupa: URL: URL: http://otechestvo.org.ua /main/20108/2014.htm (data obrashhenija: 17.04.2014)..
3. Kirill Patriarh Moskovskij i vseja Rusi. Sob-ranie trudov. Serija 1. T. 1. «Slovo Perdstojatelja». Mosk-ovskaja patriarhija [Tekst]. - M., 2012. - 598 s.
4. Kirill Patriarh Moskovskij i vseja Rusi. Se-rija 2. T.
1 «Slovo pastyrja» (1991-2011). Moskovskaja patriarhija [Tekst]. - M., 2013. - 848 s.
5. Kirill Patriarh Moskovskij i vseja Rusi. Se-rija 2. T.
2 «Slovo pastyrja» (1991-2011). Moskovskaja patriarhija [Tekst]. - M., 2014. - 928 s.
6. Mirjane ne dolzhny ostavat'sja ravnodushnymi k klevete na Cerkov', - schitaet Patriarh Kirill. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/201112/2314.htm (data obrashhenija: 19.04.2014).
7. Nesmotrja na kritiku so storony liberal'noj chasti obshhestva, Cerkov' ne izmenit svoego kursa, - Svjate-
jshij Patriarh Kirill. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/ 20112/0128.htm (data obrashhenija: 17.04.2014).
8. Patriarh Kirill - duhovnyj lider, konsoli-dirujushhij vse obshhestvo, - schitaet mitropolit Ila-rion. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main /201111/1107.htm (data obrashhenija: 14.04.2014).
9. Patriarh Kirill vystupil protiv Cerkvi: «Razgovory o klerikalizacii Rossii ne imejut niche-go obshhego s dejstvitel'nost'ju». - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua /main/201311/2610.htm (data obrashhenija: 17.04.2014).
10. Patriarh Kirill zhaluetsja na «kampaniju protiv RPC». - Rezhim dostupa: URL: URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/04/120403_patr iarch_information_campaign.shtml. (data obrashhenija: 17.04.2014).
11. Patriarh Kirill o povedenii duhovenstva v SMI: Jepatazh - ne nasha missija. - Rezhim dostupa: URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/946708-echo/ (data obrashhenija: 17.04.2014).
12. Patriarh Kirill prizyvaet kritikov vozve-denija hramov v Moskve ne putat' Cerkov' s biznes-korporaciej. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20118/2322.htm (data obrashhenija: 17.04.2014).
13. Patriarh Kirill sformuliroval obshhestven-nuju rol' SMI. - Rezhim dostupa: URL: http://newsland.com/news/detail/id/ 1313625/ (data obrashhenija: 14.04.2014).
14. Predstojatel' Russkoj Cerkvi prizval svja-shhennosluzhitelej pomnit' ob otvetstvennosti pri vystu-plenii v publichnom prostranstve. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/ main/201112/2616.htm (data obrashhenija: 19.04.2014).
15. Pri vosstanovlenii Novoierusalimskogo mo-nastyrja nado izbezhat' sovremennogo kitcha, - Svja-tejshij Patriarh Kirill. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20113/0503.htm (data obrashhenija: 14.04.2014).
16. Propoved' Svjatejshego Patriarha Kirilla na rok-koncerte zadaet ton novoj missionerskoj po-litike, - schi-tajut v Russkoj Cerkvi. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/ 20094/1318.htm (data obrashhenija: 17.04.2014).
17. Svjatejshij Patriarh Kirill prizyvaet an-tiklerikalov ne zabivat' mifami soznanie ljudej. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20113/0325.htm (data obrashhenija: 17.04.2014).
18. Svjatejshij Patriarh Kirill prizyvaet svja-shhennikov ne diskreditirovat' Cerkov' svoim obra-zom zhizni. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/ main/20119/0625.htm (data obrashhenija: 19.04.2014).
19. Svjatejshij Patriarh Kirill: Cerkov' pro-dolzhit svoju missiju, nevziraja na upreki v chrezmer-noj aktiv-nosti. - Rezhim dostupa: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1578021.html (data obrashhenija: 17.04.2014).
20. Svjatejshij Patriarh Kirill: ja verju v du-hovnuju silu naroda. Interv'ju programme «Vesti nedeli». - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua /main/20092/0932.htm (data obrashhenija: 14.04.2014).
21. Sinodal'nyj informacionnyj otdel sdelal zajavle-nie v svjazi s publikaciej v «Novoj gazete» stat'i «Za chto rabu Bozh'emu Kirillu blagodarit' "raba na galerah"». -Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua/main/20122/2026.htm (data obrashhenija: 19.04.2014).
22. Sravnitel'nyj kontent-analiz propovedej Patriar-hov Aleksija II i Kirilla. - Rezhim dostupa: URL: http://sreda.org/opros/30-slovo-i-slova-sravnitelnyiy-kontent-analiz-propovedey-patriarhov-aleksiya-ii-i-kirilla (data obrashhenija: 14.04.2014).
23. Cerkov' dolzhna ispol'zovat' informacion-nye tehnologii v dialoge s molodezh'ju, - schitaet Patriarh Kirill. - Rezhim dostupa: URL: http://otechestvo.org.ua /main/20117/0410.htm (data obrashhenija: 14.04.2014).
24. Cerkov' zabotitsja ne o «cehovyh interesah», a o blage naroda - Svjatejshij Patriarh Kirill. URL: http://otechestvo.org.ua/main/201111/0408.htm (data obrashhenija: 19.04.2014).
25. Legojda: prisutstvie Cerkvi v SMI pri Pat-riarhe Kirille vyroslo. - Rezhim dostupa: URL :http://ria.ru/society/20140131/992351719.html# 139 59097337384&message=resize&relto=login&action=rem oveClass&value=registration (data obrashhenija: 14.04.2014).