Практика медиаобразования
Формы и этапы аудиовизуального творчества *
Н. Ф.Хилько доктор педагогических наук
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00825а «Гуманизация духовно-эстетического потенциала медиатворчества»), рук. проекта Н.Ф.Хилько.
Следует отметить, что аудиовизуальное творчество, обладает обширным многообразием и существует только в целостном виде. Различные подходы к нему помогают прояснить возможность складывания определенных позиций в данном направлении. Кроме того, существует деление на статические (стоп-кадровые) и кинематические (связанные с движущимися изображениями) формы творчества. На основе проведенного выше анализа типологии медиалюбителей и структуры их деятельности сложились представления о формах аудиовизуального творчества в социокультурной сфере. В связи с этим выделяются следующие три разновидности их творческой деятельности: первичные (зрительская, имитационная, игровая); медиапродуктивные (операторская и монтажная) и демонстрационные (критика, редактирование и просмотр). Рассмотрим каждый из них в отдельности.
1. Первичные формы аудиовизуального творчества связаны с эстетическим компонентом развития зрителей и стимулирования деятельности, в которой лишь намечается выход за рамки определенной заданности. Игра в аудиовизуальной сфере также связана с творчеством. Она развивает особые качества личности и создающим ситуации принятия всевозможных стратегических решений. Коллекционирование как деятельность, сопровождающая экранное творчество с элементами критики и пропаганды, представляет собой разновидность игры в форме обмена через сбор сайтов, программ, фильмов, передач, отвечающих определенным запросам и интересам. Кроме того, имитация экранного действия (литературная, театрализованная и т.д.) предвосхищает или заменяет продуктивные формы самовыражения и позволяет раскрыть интуитивные способности аудиовизуального мышления в активной, развернутой форме. Вместе с тем, творческий просмотр, игры и коллекционирование отражают деятельность зрителей. Происходящий здесь первичный анализ фильма в процессе зрительного творчества - есть результат целенаправленной просмотрово-оценочной деятельности, позволяющей не только раскрыть архитектонику фильма и дать оценку отдельным его частям, но и представить себе целостную концепцию экранного повествования. Анализ берет свое начало в накопительной, акцентирующей, и коррекционной формах осмысления новых ценностей. Новизна здесь проявляется в измененном содержании информации, форме интерпретации, способе подачи
и включения, внесении личностного смысла, изменения стратегии, экранизации, а выход на личность - в ее эстетическом вкусе, сознания и ценностных ориентаций.
2. Медиапродуктивные формы творчества связаны с активной съемочной деятельностью, связанной с ориентацией на нестандартную ситуацию, предполагающую выбор, оценку и сосредоточение на аудиовизуальных образах, что лежит в основе будущего произведения. Эти виды деятельности дополняются, с одной стороны, монтажом, благодаря которому выстраивается отснятый материал в экранной плоскости и, с другой, - технической деятельностью, обеспечивающей условия полноценной реализации творческих возможностей аудиовизуальных технологий. Монтаж как вид моделирования является возможностью раскрытия замыслов в пространственной форме через технические решения звукозрительных форм, появляющихся изначально в контексте зрительных имитаций. При этом не только создается новый объект, техническая или художественная система, но и изменяются ситуации поиска, проецируются новые возможности на результат творчества. Синтез визуальных образов и звукоряда способствует развертыванию концептуальной системы образов. Здесь активизируются интеллектуально-эвристические и художественно-творческие проявления любителей.
3. Демонстрационные формы чрезвычайно многообразны и включают в себя: критику, редактирование, просмотр. В медиаредактировании сосредоточены: критика, построенная на вторичном (усложненном) анализе экранных текстов, реконструкция заданных информационных потоков и знаковых систем, меняющих способы осуществления замыслов. Художественные и технические сферы деятельности включают следующее: преобразованное выделение образов-ценностей, трансформацию и визуализацию идей. Медиакритика выполняет роль более усложненной формы просмотрового (зрительского) творчества, в которой преследуется цель выделения акцентов и приоритетов в фильмах, программах, произведениях, их художественно-педагогическая и социально-культурная оценка, выработка соответствующих экологических стратегий восприятия. Ее публицистическая направленность заключается в творческом осмыслении проблем и явлений действительности и образном их отражении в экранных произведениях. Вместе с тем, расширение аудиовизуального творчества заложено в реконструктивной деятельности, которая позволяет с помощью различных форм медиаредактирования добиваться не только улучшать содержание и форму, но и кардинального обновлять авторские идеи благодаря совместному поиску. Осуществляется направленность на соединение ценностно-смысловых отношений экранного произведения, переосмысление аудиовизуальных образов в процессе коммуникации как культурных артефактов. Личность в этой группе форм развивается с точки зрения возможностей анализа и художественно-эстетическое синтеза и лидерских возможностей. Далее возникает вопрос, каким образом выявленные формы творчества перетекают одна в другую, следуют друг за
другом и выстраиваются в определенную логику, складывающуюся из этапов деятельности?
Исходя из типологии медиалюбителей и соответствующих им форм аудиовизуальной деятельности можно обозначить обобщенные этапы их творчества: просмотрово-установочный, проективный, конструктивно-образный, коммуникативный и воплощающий. Эти компоненты творческого процесса во всех сферах деятельности от проектирования образа до презентации фильма показывают усложнение креативной или личностной значимости экранной культуры.
1. Формирование отношений личности начинается на просмотрово-установочном (перцептивном) этапе, который связан с использованием медиасервисной, зрительской, пользовательской и игровой форм аудиовизуальной деятельности. Нужно отметить, что своеобразие творчества, особенности стиля и содержания деятельности здесь проявляется в процессе овладения системой творческих умений. Открываются новые, построенные на воплощении художественных особенностей реальности, сюжеты. Диалог, происходящий при этом, как справедливо отмечает Ю.А.Стрельцов, приводит в относительную гармонию традиционное и новаторское, художественное и внехудожественное [Стрельцов, 1994]. При этом отражение окружающей действительности происходит преимущественно в архетипически обусловленных формах. Сформировавшееся чувство красоты и особая направленность восприятия дополняется духовно-эмоциональным углублением на фоне эстетического начала и творческого характера общения, причем не только в общении с произведениями, но и со зрителями.
Первичные формы творчества связаны с особыми целями и задачами просмотровой деятельности, установками на изучение языка экранных искусств, его использование в художественных образах и оценку воплощении замыслов. Они предполагают модель взаимодействия субъектов и объектов после восприятия фильма, в котором доминируют: критический анализ, оценка и интерпретации. Это взаимодействие обладает широкой многофункциональностью, что дает возможность создавать условия нарастания уровня аудиовизуального творчества. Для зрителя возможна подготовка и последующее создание отзывов, использование ролевых и игровых возможностей педагогического процесса.
Знания и творческие умения, полученные участниками на данном этапе, подготавливают их к творчеству и вводят в ситуацию воплощения. Этому способствует цикл творческих занятий, направленных на развитие у аудитории полноценного восприятия по восстановлению в памяти важнейших образов просмотренных произведений. Первый этап аудиовизуального творчества любителей являются, по нашим представлениям, начальным звеном социально-культурной адаптации в аудиовизуальном пространстве вырабатывает в процессе насмотренности изначальный круг предпочтений, что свойственно типологии посетителя.
Здесь дают о себе знать особенности, связанные с динамикой, вариативностью и чувствительностью к аудиовизуальным образам.
2. Следующий далее проективный этап аудиовизуального творчества связан с предыдущими возможностями использования медиаязыка в творчестве, который позволяет формировать непосредственность последующего восприятия благодаря взаимодействию чувств. Здесь имеют место: анализ, оценка, сравнение, синтез и результаты в формах сценария, проекта, программы. В данном процессе имеют место проекты творческих решений, опирающиеся на способности к визуализации и осмыслению экранного образодействия. В этот период происходит активное социально-культурное включение в аудиовизуальное творчество через различные соответствующие формы аналитической деятельности, непосредственного создания экранных образов и моделирования, что соответствует группе пользователя. Пользовательская деятельность является формой овладения техносистемами для выполнения определенных изначальных задач с последующим выходом на развитие функций и проектов, что позволяет развивать максимум интеллектуальных ресурсов, связанных с пространством мышления, воображения и т.д.
3. Обозначенные замыслы находят необходимое воплощение на конструктивном этапе аудиовизуального творчества, который является более сложной фазой деятельности. Большой социальной значимостью обладают отношения, возникающие в процессе взаимодействия с аудиовизуальными искусствами в процессе их вхождения в русло определенной эстетической системы. Речь идет о воссоздании культуры отношений к миру, выраженной в характере творчества, передаче накопленного опыта и использования различных образных языков (своего, аналогичного или заимствованного), воплощающих в себе различные представления о мире и их интерпретации. В целом можно заметить, что эти направления нацелены на познание исключительно человеческих ценностей. В ходе практической конструктивной деятельности выделяются медиапродуктивные формы аудиовизуального творчества. К ним относятся: съемка и монтаж.
Операторское творчество основано на поиске визуальных архетипов и соотнесении их с видимыми образами, которые выстраиваются в цепочку сообразно сценарно-режиссерскому замыслу. Результат социально-художественных взаимодействий здесь обнаруживается при использовании способов достижения полноты виртуальных представлений, появлении новых образов. Это достигается благодаря совершенству художнического видения, что связано с преодолением нивелировки, барьеров в творчестве. При этом вырабатывается внутреннее чутье, которое «собирает духовный мир и облик персонажа в единую систему образов». Объекту придается новое, лучшее качество, удовлетворяются разнообразные социальные потребности. Стимулирующий характер деятельности проявляется здесь в поддержке инноваций, разработке новых систем деятельности, художественно-эстетических преобразований. Монтаж как композиционное
творчество определяется направленностью на совершенствование архитектоники произведений аудиовизуальных искусств с помощью технических преобразований. В композиции отражается концепция, согласованная с системой видения, включающая в себя совместное создание образно-эстетических и технических задач. Создание образов творческой деятельности любителей тесно связано с социально-культурным продвижением в сфере творческих интересов, что свойственно продвинутому участнику. Особенно важна здесь невербальность как ведущая интеллектуальная особенность деятельности, выявление художественных способностей воображения, восприятия, визуализации, чувства момента.
4. Коммуникативный этап аудиовизуального творчества определяется повторением образов и архетипов, бывших в других произведениях. Здесь возможно художественное обобщение, элементы импровизации. Аудиовизуальное творчество благодаря эффекту присутствия, атмосфере проникновенной доверительности, непосредственности общения проявляется в экранном диалоге, который существенно отличается от монологического (личностного) восприятия кино [Самарцев, 1998]. Здесь особенно ярко проявляет себя закономерность, связанная со слиянием диалога в процессе общения с творчеством. Наличие сюжетной динамики открывает возможности духовного воплощения образодействия в зрителе. В экранном общении особое значение приобретает критицизм мышления, основанный на рефлексивно-аналитической деятельности зрителей и преодолении стереотипов восприятия. Рассмотренный этап является важной составной частью усложняющейся медиакритики, рекламы и публицистического творчества. Он связан с просмотром, направленным на осознание той или иной значимости экранного произведения в социально-культурной среде, его оценку, продвижение в аудиторию. Развернутая здесь публицистическая форма творчества предполагает анализ существующих социальных проблем и поиск путей их эффективного разрешения с помощью анализа ситуаций посредством системы экранных образов. Здесь активно развиваются духовно-нравственные и художественно-образные потенциалы творчества с выходом на продвижение саморазвития личности.
5. Наконец, результирующим звеном деятельности в процессе продвижения фильмов к зрителю является презентативный (социально-действенный) этап в развитии аудиовизуального творчества, который направлен на поиск различных композиционных и семантических решений, имеющих образную выразительность за счет синтеза содержания, взаимодействие искусств и различной степени обобщения. Этому должна способствовать интеграция различных видов художественной деятельности в процессе демонстрации экранных произведений. Преобладающими направлениями деятельности на этом этапе становятся: коммуникация и анализ, связанные с аудиовизуальным искусством и сотворческим восприятием, направленные на поиск своего языка в контексте формирующейся культурно-развивающей среде. Участники начинают отдавать предпочтение интегрированным формам занятий. Следовательно,
приобщение к творчеству осуществляется в более широком культурном пространстве. Социально-культурная направленность деятельности проявляется в создании области социально-творческих инициатив, что обусловливает устойчивость творческих качеств медиалидера. В связи с применением новых технических приемов, монтажа, возникают условия для дальнейшего совершенствования «внутреннего зрения». Достаточно ярко проявляет себя эмоционально-интеллектуальная непосредственность восприятия, видение мира без предвзятости. Содержание художественной пропаганды инициативных участников направлено на обновление систем обработки изображения, разворачивающихся главным образом в системе презентаций и других творческих акций.
Примечания
Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование. Ульяновск, 1998. Стрельцов Ю.А. Современная самодеятельное творчество как диалог художественных культур // Народная художественная культура России: проблемы развития и подготовки кадров. М.: Изд-во МГИК, 1994. С.86-92