Н.А. Сайнакова
ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ
Рассматриваются формы экономической глобализации, представленные транснациональными организациями. Приводятся основные акторы экономической глобализации. Обосновываются различия между понятиями «интернационализация» и «глобализация» мировой экономики.
Глобализация является многоаспектным явлением, охватывающим все стороны функционирования современного общества. Понятием «глобализация» обозначается широкий спектр событий и тенденций, например влияние международных организаций, появление и развитие транснациональных корпораций и т.д. Процессы глобализации бросают вызов сложившемуся миропорядку и сказываются на разных этапах развития общества. Они затрагивают общество и взаимоотношения между людьми [1. С. 1].
Концепции глобализации появились в научном дискурсе в середине 1980-х гг., однако ключевой концепцией в науке глобализация стала лишь в середине 1990-х гг. Существует ряд исследований, посвящённых развитию международной экономики и политики после Второй мировой войны. Данные теории основываются на классических социальных, экономических и философских теориях К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы возникло деление на развитые и развивающиеся страны [2. C. 15].
К развитым странам относятся страны «Большой восьмёрки» - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада и Россия. Их лидерство определяется высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники.
«Большая восьмёрка» (Group of eight, G8) - международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего веб-сайта. Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой», это вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации, вызывает большие споры до сих пор. Членство России в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже XX и XI вв. появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.
С 1991 г. Россию стали приглашать к участию в работе «Семерки». С 1994 г. это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 г. в Москве состоялся специальный саммит «Семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 г. в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В том же году в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 г. по инициативе России
в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
В 2002 г. на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «Восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х гг. участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, за признание России в качестве страны с рыночной экономикой, к стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов и ВТО, а также к обсуждению вопросов ядерной безопасности. К началу XXI в. страна оправилась от кризиса 1998 г. и как следствие изменилась роль РФ. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия - лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения.
Одна из главных особенностей развитых стран — относительно равномерное распределение доходов, а также относительно равномерное хозяйственное освоение территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение ее достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны также и расходы на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.
Понятие «развивающиеся страны» довольно условно и объединяет 4/5 всех стран мира, в которых проживает более 80% населения планеты. При всем многообразии существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств: во-первых, все эти государства в недалеком прошлом были колониальными и зависимыми от Запада; во-вторых, экономическая система этих стран характеризуется крайней неустойчивостью; в-третьих, они существенно зависят от экономики развитых стран.
Развивающиеся страны можно разделить на следующие группы:
Страны с активным платежным балансом (экспортеры энергоресурсов): Бруней, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.
Чистые экспортеры энергоресурсов, но с постоянным пассивным платежным балансом: Алжир, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет, Камерун, Конго, Нигерия, Перу, Сирийская Арабская Республика, Тринидад и Тобаго, Тунис, Эквадор и др.
Новые индустриальные страны. О них больше всего говорят и пишут. Это те развивающиеся страны, которые довольно быстро добились больших социально-экономических успехов и встали в ряд государств с высокими темпами экономического роста. Это прежде всего страны Юго-Восточной Азии: Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Тайланд, Индонезия, а также Аргентина и Бразилия.
Страны так называемого четвертого мира. Это наиболее экономически отсталые, социально неблагополучные государства (около 60). К ним относятся большинство стран Африки, некоторые страны Азии (Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Йемен), государства американского континента (Гаити, Гондурас, Никарагуа, Санто-Доминго и др.) [3. С. 8].
Долгосрочная «привязка» развивающихся стран к индустриально развитым странам обусловливает их крайне противоречивое участие в мировой хозяйственной жизни. Это связано с неравномерным развитием экономики отдельных развивающихся стран. Отмеченная неравномерность делит их на различные группы по характеру участия в международных экономических отношениях.
В последнее время довольно четко проявляются две тенденции. С одной стороны, развивающиеся страны требуют увеличения своей роли в мировой экономике. Большой разрыв в экономических потенциалах развитых и развивающихся стран - это реальность сегодняшнего дня. Однако без повышения роли развивающихся стран острые проблемы и противоречия мирового хозяйства не только не уменьшаются, а будут возрастать. С другой стороны, развитые промышленные страны обладают таким неоспоримым превосходством в уровне эффективности производства, научно-техническом оснащении, что для большинства развивающихся стран этот уровень практически недостижим.
В научных и деловых кругах ещё не сложилось единого и чёткого определения термина «глобализация экономики». Под глобализацией экономики чаще всего понимается стремительное увеличение потоков товаров, инвестиций, кредитов, информации, обменов людьми и идеями, а также расширение географии их распространения.
Скорость, интенсивность и глубина проникновения этих потоков возрастают до степени, когда национальные экономики становятся взаимозависимыми. Элементы национальных экономик (национальные производители, потребители, финансовые и другие институты) напрямую интегрируются в общее мировое экономическое пространство. В результате национальные производители становятся всё больше связаны с иностранными потребителями. Соответственно, и на внутренних рынках в борьбе за национальных потребителей они вынуждены на равных конкурировать с иностранными экономическими субъектами. Таким образом, если раньше происходило количественное увеличение взаимодействия отдельных национальных экономик в форме роста потоков товаров, капитала и инвестиций, то сегодня наблюдается качественное изменение в их взаимодействии.
В этой связи проводят различия между понятиями «интернационализация» и «глобализация» мировой экономики. В первом случае речь идёт об усилении взаимозависимости отдельных национальных экономик
под влиянием экономической интеграции при сохранении ключевой роли национального государства и относительной автономности национальных экономик.
Глобализация же приводит к тому, что национальные экономики становятся частью единой мировой экономической системы, т. е. глобализированной экономики. Это означает:
- деятельность национальных экономических субъектов выходит за рамки национально-государственных объединений;
- на глобальный уровень поднимаются «частные» экономические проблемы - развитие экономической ситуации и процессов в отдельных странах влияет на другие государства;
- становится актуальной общемировая координация национальной экономической политики различных государств как условия стабильности мировой экономической системы [4. С. 120].
Мировая экономическая система затрагивает интеграцию валютных отношений между развитыми и развивающимися странами. Валютные отношения ведут к расширению международных экономических отношений.
Одним из ярких примеров глобализации являются транснациональные организации. Характеристикой транснациональных организаций является их существование вне рамок национальных границ. Транснациональные организации можно разделить на два типа. Первый - это транснациональные корпорации (ТНК). Организационная структура ТНК имеет супранациональные характеристики, т.е. её функционирование не имеет принципиальной зависимости от конкретной местности, конкретного национального государства, национальной культуры. ТНК доминируют практически во всех сферах современного глобального рынка производства товаров и услуг (от продовольственных товаров до консалтинговых фирм), и их доля в общемировом производстве только увеличивается.
ТНК - это не только продукт и пример глобализации, это один из её инструментов. Товары местного предприятия, чётко локализованного в пространстве и времени, благодаря его включённости в структуру ТНК получают глобальное распространение. Именно ТНК инициируют большую часть глобальных потоков товаров, финансов, информации и имиджей. Современные крупные корпорации образуют своеобразную глобальную сеть как в географическом смысле (включение местных предприятий в глобальную экономическую сеть, распространение своих товаров по сетевому принципу по всему миру), так и в организационном (внутренняя структура). Благодаря сетевому устройству современных ТНК происходит глобальное «растекание» потоков (финансов, товаров, информации, людей).
ТНК образуют сетевые структуры и в социокультурном смысле, что подразумевает сеть контактов между бизнесменами по всему миру. Именно сетевое устройство ТНК способствовало формированию так называемой глобальной деловой культуры, или, как её называют американский социолог П. Бергер и политолог С. Хантингтон, «давосской культуры». Помимо формирования и распространения мировой деловой культуры, сетевое устройство ТНК способствовало формированию и внешней инфраструктурной оболочки данной культуры - это мировые сети отелей, ресторанов, деловой
прессы, международных аэропортов - всего того, что многие относят к явным свидетельствам глобальной культуры. П. Бергер называет «давосскую культуру» одним из основных двигателей глобализации.
ТНК стоят в центре глобальной массовой культуры. Как основные проводники глобальных потоков и услуг ТНК инициируют соответствующий поток брендов, имиджей, стилей жизни, ценностных установок. Символические потоки призваны поддерживать и стимулировать глобальные потоки товаров и услуг.
Ко второму типу транснациональных организаций относятся международные правительственные организации (МПО) и неправительственные организации (МНО).
Одним из основных институтов, организующих мировое социально-географическое пространство человека, достаточно долгое время являлось государство-нация, а также схожие с ним институты. Национальное государство - это один из наиболее ярких примеров сильной взаимосвязи географического и социального пространств. Современный мир вынуждает страны сотрудничать в решении проблем, с которыми первоначально они стремились справляться самостоятельно. Для установления и реализации этого сотрудничества и организуются различного рода международные межправительственные организации, которым государства делегируют часть своих полномочий и суверенитета [2. С. 67].
Ярким примером МПО являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Международный валютный фонд. Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютнофинансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США). Конференция приняла Статьи соглашения (Articles of Agreement) МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г.
Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.
Согласно Уставу МВФ государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных отграничений. На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами.
Цели МВФ: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; способствование
сбалансированному росту в области валютной политики; способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов [2. С. 59].
Международный банк реконструкции и развития. Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютнофинансовым вопросам в 1944 г. в США. МБРР начал свою деятельность в 1945 г. Местопребывание МБРР -Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Франция), Токийское бюро - Токио (Япония).
В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.
Цели МБРР: содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов; стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-членов МБРР [2. С. 61].
Таким образом, формами экономической глобализации являются транснациональные компании, МПО и МНО, т.е. многоаспектная составляющая экономики различных стран.
При этом МПО не только являются следствием глобальной взаимосвязи, но и одним из основных инструментов формирования единой глобальной мировой системы с нивелированными социально-географическими границами.
Решения и действия данных транснациональных правительственных организаций изначально имеют глобальный характер. Этот характер определяется и по принципу принятия этих решений, и по масштабу их действия.
Международные правительственные и неправительственные организации распространяют свою деятельность на многие области общественной жизни, способствуя интеграции и преодолению границ всех видов пространств. Сеть транснациональных правительственных и неправительственных организаций реализует свою власть через формирование глобальных норм, глобальных правил игры, которые выражаются в форме норм, целей и ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Проблемы теоретической социологии. 2003. № 4. Режим доступа: http:www.soc.pu.ru
2. Кирьянова Л.Г. Общество в контексте глобально-локальных отношений. Томск: Дельтаплан, 2007. 136 с.
3. СайнаковаН.А. Валютно-финансовая деятельность в социальной сфере: Учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 128 с.
4. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. 346 с.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 19 июня 2008 г.