МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА
Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 124-135 ISSN 2308-1031
Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 124-135 ISSN 2308-1031
© Труфанова, Е.Е., 2024 УДК 783.2
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-124-135
ФОРМУЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СТИХИР НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» 6-ГО ГЛАСА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ ГРЕЧЕСКОГО РОСПЕВА
Е.Е. Труфанова1
'Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. В статье приводятся гипотезы о появлении греческого роспева в литургической практике Русской православной церкви. На материале стихир на «Господи воззвах» 6-го гласа великой вечерни службы преподобному Сергию Радонежскому анализируются композиционные и ладомелодические структуры песнопений греческого роспева московской ветви. Материалом анализа служит список знаменной нотации из рукописи Тих. № 460 из собрания ГПНТБ СО РАН. В ходе анализа выявлено два уровня композиционной организации - мелодические формулы, соответствующие синтагмам поэтического текста, и устойчивые мелодические обороты, составляющие мелодические формулы. В анализируемой группе стихир обнаружено 18 повторяющихся мелодических оборотов, которые образуют девять формул. Установлено, что мелодические формулы существуют в вариантах в зависимости от состава мелодических оборотов. Количество вариантов формул различно: от одного до десяти. Композиционные структуры четырех стихир образуются путем чередования мелодических формул. В их последовательности наблюдаются общие черты - функциональное сходство отдельных формул, устойчивость заключительных и начальных формул, план модальной переменности. Тем не менее, каждое из песнопений обладает некоторыми индивидуальными приметами, что позволяет говорить о наличии в группе анализируемых стихир признаков свободно трактованной композиционной модели.
Ключевые слова: преподобный Сергий Радонежский, греческий роспев, стихиры, мелодические формулы, композиционные структуры
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Труфанова Е.Е. Формульные структуры стихир на «Господи воззвах» 6-го гласа Преподобному Сергию Радонежскому греческого роспева // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 124-135. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-124-135.
FORMULA STRUCTURES OF 6TH MODE GREEK CHANT STICHERA "GOSPODI VOZVAH (LORD I CALLED THEE)" TO ST. SERGIUS OF RADONEZH
E.E. Trufanova1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. The article contains hypotheses regarding emergence of Greek Chant in liturgical practice of Russian Orthodox Church. The analysis of compositional, mode-and-melodic structures of Greek Chant's 'Moscow'
124
branch is based on the 6th mode stichera group "Gospodi Vozvah (Lord I Called Thee)" of Great Vespers service to St. Sergius of Radonezh. The material for the analysis was retrieved from Tikhomirov's znamenny notation manuscript no. 460 (SPSL SB RAS collection). During the analysis, two levels of compositional organization were discovered - melodic formulas, corresponding with poetic text syntagmas, and invariable melodic phrases that make said formulas. There were 18 repeating melodic phrases found in analyzed stichera group, along with 9 melodic formulas. It was detected that melodic formulas exist in variants depending on melodic phrases compositions. The amount of melodic formulas' variants differ from 1 to 10. The 4 stichera compositional structures are constructed through alternation of melodic formulas. There are common features in these formulas' order - functional similarity of some of them, consistency of ending and beginning formulas, modal transitions plan. Nevertheless, every chant has its own unique traits. This allows us to conclude that analyzed stichera group has signs of a freely interpreted compositional model.
Keywords: Saint Sergius of Radonezh, Greek Chant, stichera, melodic formulas, compositional structures Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Trufanova, E.E. (2024), "Formula structures of 6th mode Greek Chant stichera «Gospodi vozvah (Lord I called thee)» to St. Sergius of Radonezh", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 124-135. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-124-135. .
Греческий роспев - один из поздних монодийных стилей древнерусского певческого искусства, недостаточно изученный в отечественном музыкознании. Споры, которые ведутся вокруг его происхождения, обусловлены непростым и нестабильным временем, в которое он получил распространение в литургической практике Русской православной церкви.
Существует несколько гипотез о появлении этой жанрово-стилевой системы (Шевчук Е., 2006, с. 430) в Московской Руси. Первая (ее придерживается большинство исследователей) сводится к тому, что греческий роспев имеет «византийское» происхождение и возник на Руси либо в результате прямого контакта русской и греческой Церквей, либо был перенят от прибывавших в Россию в середине XVII в. православных братчиков из Молдовы и Украины (Разумовский Д., 1867, с. 111-120; Вознесенский И., 1893; Игошев Л., 1994). Другая точка зрения была высказана, в частности, С.С. Скребковым, который считал, что «реальный греческий распев... происходит не из Греции и имеет свои истоки на нашей родине» и полагал, что греческий роспев является ветвью украинского знаменного пения (1969, с. 119). Третью позицию заняла Т.М. Каплун, которая назвала гре-
ческий роспев «своеобразным пластом русского духовного пения», возникшим в результате греко-русских взаимоотношений (2005, с. 109).
В настоящее время в музыковедческой литературе также принято разделять две версии греческого роспева - условно юго-западнорусскую (украинско-белорусскую) и московскую (Шевчук Е., 2006, с. 430).
Особенности песнопений обеих версий греческого роспева в работах исследователей (Скребков С., 1969; Игошев Л., 1994; Игнатенко Е., 2011 и др.), преимущественно выявлялись методом сравнения песнопений с византийскими прототипами с аналогичным текстом. Применение методики сравнительного анализа к рассматриваемым в настоящей статье образцам оказалось невозможным, так как их тексты не являются переводами с греческого, а представляют собой оригинальное русское литургическое творчество.
В свою очередь, выработанный в отечественной музыкальной медиевистике по отношению к знаменному роспе-ву метод «попевочного» анализа также недостаточен для наших целей, так как в невменной записи песнопений греческого роспева отсутствуют устойчивые графические комплексы, соответствующие попевкам знаменного роспева. В связи с этим в греческом роспеве выявление
125
мелодических формул представляет собой отдельную задачу, на решение которой направлено настоящее исследование.
В работе предлагается методика анализа песнопений данного стиля, основанная на выявлении элементов их ладомелоди-ческих структур на разных уровнях композиционной организации. В ее основе лежит формульная теория, разные аспекты которой ранее были апробированы в музыкальной медиевистике как на западноевропейском и византийском (БепеШ Р., 1934; ^^кж Е., 1961, р. 326347; Лебедева И., 1989; Москва Ю., 2013 и др.), так и восточнославянском (Вознесенский И., 1893, с. 21-31; Григорьева В., 2017; 2023) материале.
В качестве объекта анализа взят первый микроцикл стихир великой вечерни
на «Господи воззвах» 6-го гласа из службы преподобному Сергию Радонежскому на 25 сентября греческого роспева по рукописи конца XVII в. певческой книги «Трезвоны» из собрания академика М.Н. Тихомирова № 460 ГПНТБ СО РАН (Казанцева Т., 2019, с. 273-299) (рисунок). Группа песнопений имеет указание «на подобен "Все упование"». Подобен с таким инципитом относится к знаменному роспеву, песнопения с аналогичными указаниями, как правило, не нотируются. Вероятно, ремарка была автоматически перенесена переписчиком или нотировщиком стихир из служебной Минеи. Тем не менее, ее наличие определило вторую задачу исследования - установить возможную композиционную модель микроцикла и степень ее сохранности в четырех стихирах.
/Y\ti,a ifHfAeeA .иг. |'|
p/ffHi'f нпд/и ^^f 'litoflOHara
s rJ / .. / ,
о'ца ншго umA '■о^аЧ'коеЦа,
' ~ • ' м , i •Л''*" Bfifp l {трыглл.'й.
IvHdHHf
jiid
tit;
¡/ Mf лУ
'./•I<;i II /иАп'Окь nPfnoflo j
f/' \ 7/ //fl '/f *fti
ehc uicraK/ih i<B3t/i*«b itPiiTfb
g 0 J Л* ji И«
с"' i> l^t'
(ВОН ПвмЛ/)ОКЛ ХР""'Я ^fICOO
в /Л, пн/ <■ 1.
ЗПМГМЫ'И'Ь по/иымим'Ь ПК
-"7
„М1Ч.1НЮ ИСГ/.МГА „Р(ПОЛОКИ1
^Ш^рнк.А ш-ra,ч-н HfHOPtHt
I «Г I
/1 "I
III 1 ■ - у ■
'/'/V' /«Л /VI м/'
И/ИОЛИГСНЙ/И11 клл«'0/}/,"'ь DOV
Г / /."Л''5/
1ДП1ГК нппо^окн* исчЛ'ЛАЧ'Н
Первая страница рукописи стихир на «Господи
воззвах» 6-го гласа греческого роспева First page of 6th mode stichera "Gospodi Vozvah (Lord I Called Thee)" manuscript
Для решения этих задач на первом этапе была произведена сегментация музыкального текста стихир на мелостроки, соответствующие синтагмам поэтического текста.
Сравнение этих крупных композиционных единиц показало, что между некоторыми из них есть определенное сходство, но не полное совпадение. Это потребовало более мелкого членения ме-лострок. Наименьшие композиционные единицы - мелодические обороты (МО) -выявлялись на основе их повторяемости. Незначительные мелодические или ритмические варианты МО игнорировались, так как могли быть обусловлены неточностями невменной записи и/или ее прочтения (перевода на пятилинейную нотацию). По завершении процесса сегментации в группе стихир на «Господи воззвах» 6-го гласа было выявлено 18 МО, которые получили обозначение греческими литерами от а до р (пример 1).
МО в имеет также вариант - в 1: его особенность заключается в наличии дополнительного элемента в каденции. Этот вариант МО встречается только в двух
Пример 1. Мелодические обороты группы стихир на «Господи воззвах» 6-го гласа 6th mode stichera "Gospodi Vozvah (Lord I Called Thee)" melodic phrases
Лшера Мелодический оборот
E му же от
мелостроках на протяжении всех четырех песнопений. В связи с этим, оба этих варианта были объединены под одной литерой.
МО преимущественно представляют собой разные виды волнообразного движения, лишь некоторые из них (б, А. и V) исключительно нисходящие. Восходящее движение не представлено. МО в разных сочетаниях составляют формулы мело-строк и их варианты. Мелостроки (мелодические формулы) обозначены в работе
латинскими буквами - от А до I. Определение типа мелодической формулы дается по последнему МО в мелостроке («каденции»).
Варианты формул формируются преимущественно при помощи «нанизывания» слева от каденционного одного, двух или трех МО, иногда заменой одного МО на другой. В зависимости от комплекса начальных МО мелострокам были присвоены цифровые индексы (А1, В1 и т.д.), обозначающие варианты той или иной формулы. Литерные обозначения мело-строк и формул имеют сквозное значение для всех песнопений данного гласа. Рассмотрим далее особенности каждой группы.
Формула А имеет 6 вариантов (пример
2). Все они объединены общим ладовым наклонением - плагальным E. Варианты А1 (а), А4 (а+а) и А5 (А+а) сосредоточены в амбитусе терции с конечным тоном e. При этом в вариантах А1 и А5 один и тот же господствующий тон ^), в А4 господствующий тон совпадает с конечным e.
Вариант А2 состоит из двух мелодических оборотов - к начальному а присоединяется новый I, что приводит к расширению амбитуса до кварты. Господствующий тон тот же, что и в А1 (с[).
А3 - самый протяженный из всех вариантов формулы, состоит из трех мелодических оборотов (С+б+а). Амбитус -кварта, высота господствующего тона меняется (_/).
Вариант А4 интересен своим составом -а+а. Он часто используется на протяжении всех песнопений наряду с А1.
Последний вариант формулы А6 (б+а), как и А3, развертывается в амбитусе кварты, но с иным господствущим тоном
Формула В имеет 5 вариантов (пример
3). Здесь преобладают структуры из трех МО (исключение составляют В1 ф+^1) и В3 (ц+Р)). Конечный тон всегда e. Лад -автентический (Б).
Пример 2. Варианты формулы А Formula A versions
Mo ли ся го спо де ви се рги е пре по до бне
ÊP
и ли ки и я зык
А5
X а
и зре чет
JJ U J J J J J J J J о
чи сто ту ду me вну ю и те ле сну ю
8 а
te
J i J J F^1
и na
Пример 3. Варианты формулы В Formula B versions
Варианты В1 и В4 (С+^1) составляют своего рода пару - у них одинаковый амбитус (тетрахорд в объеме кварты) и господствующий тон (г). Также эти два варианта заканчиваются одним и тем же МО - р1, особенности которого оговаривались выше.
Еще одну пару составляют варианты В3 (ц+р) и В5 (А+Р+ц+Р). Их объединяет амбитус (квинта) и господствующий тон ^). При этом В5 - самый необычный вариант из всех представленных: МО А и ц соединены между собой оборотом р, в котором начальный тон совпадает с конечным оборотом А, а заключительный отсутствует.
В2 (Р+б+Р) - единственный вариант, не образующий пары. Он отличается от остальных амбитусом (квинта) и господствующим тоном (_/). Интересно также его строение - арочное повторение оборота р.
Формула С имеет наибольшее количество вариантов - 10 (пример 4). Они преимущественно состоят из двух мелодических оборотов: С1 (у+б), С2 (р+б), С3 (а+б), С6 (С+б), С7 (р+б), С8 (С+б), С10 (о+б). Исключение составляют варианты С4 (р+у+б), С5 (С+у+б) и С9 (б+р+б).
Амбитус большинства вариантов -кварта, за исключением С9. Высота господствующего тона разнообразна: d -в вариантах С1 и С5, f - в вариантах С2, С9 и С10, самый часто встречающийся -e - в вариантах С3, С4, С6, С7, С8. Лад -автентический F.
Вариант С9 интересен «арочной» конструкцией (повторением оборота б). Обращает на себя внимание и его амбитус -квинта.
В варианте С10 появляется новый мелодический оборот - о, более нигде не встречающийся.
Формула D имеет 2 варианта (пример 5). Оба сосредоточены в амбитусе кварты. Лад - автентический D с господствующим тоном e.
Пример 4. Варианты формулы С Formula С versions
бде ни е же и су хо я де
и трой це чм сгый лом бла же мне был
С9
Б1 (у+б+е) состоит из трех мелодических оборотов. Это - один из наиболее мелодически развитых вариантов, сочетающий в себе признаки других формул: двойное восхождение в начале, как в варианте строки А; центральная волна сходна с формулой С. Б1 можно было бы считать вариантом этой строки, однако каденционная формула в ней иная.
Вариант Б2 (С+е) - более протяженный за счет развернутого речитативного фрагмента.
Формула E имеет 3 варианта (пример 6). Обращает на себя внимание расширение формулы от варианта к варианту -если Е1 состоит из двух мелодических
Пример 5. Варианты формулы D Formula D versions
D1
У
о v
И впу сты
-о—
ся пре
ню все ли
-S-по
до
бне
-a zg. zt
час ты ми
Пример 6. Варианты формулы Е Formula E versions
оборотов (п+0), то Е2 - из трех (у+п+6), а Е3 - из четырех (б+v+n+6). Это - единственная формула, которая видоизменяется именно таким образом - прибавлением нового элемента слева, при этом последующие МО сохраняются в первоначальном виде. Лад - автентический С.
Е1 и Е2 имеют общий амбитус (кварта) и господствующий тон (с[). Е3, помимо вышеупомянутого строения, также имеет другой амбитус - квинту. Господствующий тон остается прежним - d.
Формула F имеет 2 варианта, значительно отличающиеся друг от друга: Б1 (Р+к) и Б2 (А+Р+к) (пример 7). Лад является общим - автентический E. При этом амбитус
формулы Б1 - квинта, Б2 - кварта, господствующий тон в Б1 - /, Б2 - e. Варианты также различаются степенью распевности.
Особое внимание обращает на себя то, что сочетание МО р+к чрезвычайно схоже с МО р1 (но без соскальзывания на ступень d в каденции), поэтому формулы В и Б можно рассматривать и как варианты друг друга.
Формулы О, Н и I представлены одним вариантом каждая (пример 8). Формулу О составляет один мелодический оборот (ц), расширенный за счет речитативного участка в середине. Он разворачивается в амбитусе кварты, имеет конечный тон e и господствующий g. Лад - автентический Я
Пример 7. Варианты формулы F Formula F versions
1 G1
Пример 8. Варианты формул G, H, I Formulas G, H, I versions
—»— жив
бо
РУ
HI
' Ç
— пре
при
-S-
де
до
II
Р
Я
Е му же от ю но ст
Формула Н состоит из двух мелодических оборотов (£+2,). Ее амбитус - квинта, конечный тон - c, господствующий - d. Лад - автентический К
Формула I - одна из наиболее распевных (наряду с Б1). Состоит из трех оборотов (р+5+л), два из которых появляются в песнопениях впервые и нигде более не повторяются. Формула имеет амбитус кварты с конечным и господствующим тоном e. Лад - автентический E. Все три формулы - редкие: G и I единично встречаются в цикле стихир 6-го гласа, H -дважды.
С учетом вариантов композиционные структуры стихир на «Господи воззвах» 6-го гласа могут быть записаны в форме
-Si-
Bo
буквенных схем, а их ладовые системы -в виде последовательности опорных (конечных в каждой формуле) тонов (схема и пример 9).
При сравнении последовательности формул песнопений можно сделать следующие наблюдения.
В четырех стихирах 6-го гласа неравное количество строк. Первое песнопение разворачивается в объеме 16 строк, второе - 15, третье и четвертое - 14.
Три мелодические формулы - А, В и С - имеют наибольшее число разновидностей (вариантов), они же чаще других повторяются.
В первом песнопении обращает на себя внимание наличие двух вариантов фор-
Композиционные структуры четырех стихир на «Господи воззвах», глас 6 Plan Compositional structures of 6th mode stichera "Gospodi Vozvah (Lord I Called Thee)"
Пример 9. План модальной переменности Modal transitions plan
Al B1 Al B1 Cl D1 Al B2 D2 El B1 E2 A2 A3 FI
C2
I
Al FI
A4
FI
C3
Al
A5
B3
C4
FI
C5
Al
A6
FI
C6
Al
B4
Al
Cl
E2
Al
A4
G1
FI
E3
C4
A5
FI
Hl
A6
F2
A1
R1
C8
A1
A4
B3
C9
F1
C10
B5
Hl
мулы Б. В других песнопениях эти формулы вообще не встречаются. В третьей стихире также имеются индивидуальные формулы - в и Н. В четвертой стихире добавляется еще одна новая формула - I.
В примере 9 показано, что, несмотря на индивидуальный состав мелодических оборотов и, соответственно, иное буквенное обозначение, формулы в, Н и I имеют схожие конечные тоны с преобладающими формулами (А, В и С): в и I заканчиваются на е, Н - на с. Следовательно, их можно рассматривать как далекие варианты наиболее употребительных. Этого нельзя сказать о формуле Б: ее конечный тон - й, что делает эту строку исключительной из общего ладового контекста, основанного на чередовании конечных тонов с и е.
Строка А стабильна по функции. С нее начинаются все стихиры. Третья строка - всегда формула А1. Седьмая строка 132
каждого песнопения - также А1 или ее вариант А5 (во второй стихире). Ее же варианты составляют строки третьи от конца (за исключением последней стихиры, где их заменяет формула I). Во всех стихирах есть сочетание двух строк типа А: А2А3 в первой, А1А5 и А1А6 во второй, А1А4 в третьей и четвертой. При этом в трех из них (второй, третьей и четвертой) эти сочетания приходятся на одни и те же порядковые строки в композиции - 6-7. В первом песнопении сочетание формул А2А3 приходится на строки 13-14. Во второй стихире данное сочетание наблюдается дважды - на строках 6-7 и 12-13.
Формула С устойчива в каденционной функции первой и второй стихир; во второй, третьей и четвертой стихире она также занимает четвертую (пятую в результате вставки) от конца позицию.
Формула Б бифункциональна и может замещать как формулу В, так и формулу Е. Во второй стихире сосредоточено наибольшее количество ее появлений - 4. Чаще всего Б окружена формулами А или С; в иных случаях, обрамляющие ее строки разные, но имеют одинаковые конечные тоны.
В конце третьей и четвертой стихир формулу С заменяет формула Н с аналогичным конечным тоном.
Следует также отметить относительную устойчивость последовательности заключительных формул: первые две стихиры оканчиваются вариантами С, третья и четвертая - Н. Обе формулы имеют одинаковый конечный тон с. Предконечные формулы всегда Б (или В, как близкий ее вариант), а предшествующие им - А или I. Также относительно стабильна последовательность начальных строк.
Итак, в ходе анализа было установлено, что песнопения греческого роспева московской ветви обладают формульной
структурой. Однако мелодические формулы этого стиля имеют свои особенности, отличающие их от попев ок знамен -ного роспева. На мельчайшем уровне структурной организации выделяются устойчивые МО, которые, в свою очередь, комбинируясь, составляют вариантные мелодические формулы. За мелодическими формулами и МО не закреплены устойчивые графические комплексы.
Мелодические формулы образуют музыкально-поэтические формы. Ответ на вопрос, являются ли эти формы реализацией принципа подобна, не однозначен. Очевидно, что есть признаки наличия в группе песнопений определенной композиционной модели (устойчивость последовательностей на отдельных участках формы в начале, середине и в конце; сходные планы модальной переменности), однако в каждом песнопении есть строки, придающие их форме индивидуальность. Скорее всего, следует говорить о свободной трактовке модели-подобна.
ЛИТЕРАТУРА
Вознесенский И.И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви. Т. 3: Греческий роспев в России. Киев: Тип. С.В. Куль-женко, 1893. 116 с.
Григорьева В.Ю. Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста: Наонная редакция. Кн. 1. Исследование. М.: Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, 2017. 436 с.
Григорьева В.Ю. О принципах стратификации мелодических формул древнерусских внегласовых песнопений (на примере «опекаловских» «надгробных» песнопений) // Вестник ПСТГУ Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 50. С. 9-23.
Игнатенко Е.В. Украинский греческий распев: Опыт сравнительного анализа // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: Наука и практика (к 120-летию кончины Д.В. Разумовского). Гимнология. 2011. Вып. 6. С. 451-464.
Игошев Л.А. Происхождение греческого роспе-ва (опыт анализа) // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1994. С. 147-150.
Казанцева Т.Г. Описание певческих рукописей из собрания академика М.Н. Тихомирова. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2019. 443 с.
REFERENCES
Ferretti, P. (1934), Estetica gregoriana ossia tratto delle forme musicali del canto gregoriano, Pontificio istituto di musica sacra, Roma, XII, 367 p. (in Ital.)
Grigor'eva, V.Yu. (2017), Drevnerusskie pesnopeniya Bozhestvennoi Liturgii svt. Ioanna Zlatousta: naonnaya redaktsiya. Kn. 1. Issledovanie [Old Russian chants of Christian Liturgy to st. John Chrysostom: Book 1. Research], Patriarshii tsentr drevnerusskoi bogosluzhebnoi traditsii, Moscow, 436 p. (in Russ.)
Grigor'eva, V.Yu. (2023), "Principles of stratification of Old Russian Out-of-Ichos chants' melodic formulas (with «Opekalovo» «sepulchral» chants)", Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarmogo universiteta. Seriya 5: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva [Bulletin of the Saint Tikhon's Orthodox University for the Humanities. Series 5: Issues of history and theory of Christian art], Issue 50, pp. 9-23. (in Russ.)
Ignatenko, E.V. (2011), "Ukrainian Greek Chant: comparative analysis", Aktualnye problemy izucheniya tserkovno-pevcheskogo iskusstva: Nauka i praktika (k 120-letiyu konchiny D.V. Razumovskogo). Gimnologiya [Trending issues in church-singing art studies: Science and practice (to the 120th anniversary
Каплун Т.М. Греческий роспев в контексте русской церковно-певческой практики середины XVII-XVIII веков: Дис. ... канд. искусствоведения. Одесса, 200З. 238 с.
Лебедева И.Г. Проблема формульности в средневековом хорале // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1989. С. 148-1ЗЗ.
Москва Ю.В. Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов) // Журнал Общества теории музыки. 2013. № 2. С. 23-41.
Разумовский Д.В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): В 3 вып. М.: Тип. т. Рис, 18б7. 2б3 с.
Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII -начала XVIII века. Очерки. М.: Музыка, 19б9. 123 с.
Шевчук Е.Ю., Э.П.М. Греческий распев // Православная энциклопедия. Т. 12. М.: Православная энциклопедия, 200б. С. 430-43б.
Ferretti P. Estetica gregoriana ossia tratto delle forme musicali del canto gregoriano. Roma: Pontificio istituto di musica sacra, 1934. XII, 3б7 p.
Wellesz E. A history of Byzantine music and hymnography. Oxford: Clarendon Press, 19б1. 2nd ed., revised and enlarged. XIV, 4б8 p.
of D.V. Razumovskii's death). Hymnology], Issue 6, pp. 451-464. (in Russ.)
Igoshev, L.A. (1994), "The origins of Greek Chant (experience of analysis)", Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya [Cultural monuments. New discoveries], Nauka, Moscow, pp. 147-150. (in Russ.)
Kaplun, T.M. (2005), Grecheskii rospev v kontekste russkoi tserkovno-pevcheskoi praktiki serediny XVII-XVIII vekov [Greek Chant in context of mid. XVII-XVIII centuries Russian church-singing art practice], Cand. Sc. Thesis, Odessa, 238 p. (in Russ.)
Kazantseva, T.G. (2019), Opisanie pevcheskikh rukopisei iz sobraniya akademika M.N. Tikhomirova [Description of singing manuscripts of academic M.N. Tikhomirov's collection], GPNTB SO RAN, Novosibirsk, 443 p. (in Russ.)
Lebedeva, I.G. (1989), "The issue of medieval chorale's formulaicity", Starinnaya muzyka v kontekste sovremennoi kul'tury: problemy interpretatsii i istochnikovedeniya [Early music in modern culture context: issues of interpretation and source studies], Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. P.I. Chaikovskogo, Moscow, pp. 148-155. (in Russ.)
Moskva, Yu.V. (2013), "Gregorian modality and formation (with Franciscan manuscript graduals)", Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Society of music theory magazine], no. 2, pp. 23-41. (in Russ.)
Razumovskii, D.V. (1867), Tserkovnoe penie v Rossii (Opyt istoriko-tekhnicheskogo izlozheniya) [Church singing in Russia (an essay on historical and technical exposition)], Tip. Ris, Moscow, 263 p. (in Russ.)
Shevchuk, E.Yu., E.P.M. (2006), "Greek Chant", Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox encyclopedia], Vol. 12, Pravoslavnaya entsiklopediya, Moscow, pp. 430-436. (in Russ.)
Skrebkov, S.S. (1969), Russkaya khorovaya muzyka XVII - nachala XVIII veka. Ocherki [Russian choral music of the XVII - early XVIII century. Essays], Muzyka, Moscow, 123 p. (in Russ.)
Voznesenskii, I.I. (1893), Osmoglasnye rospevy trekh poslednikh vekov pravoslavnoi russkoi tserkvi. T. 3: Grecheskii rospev v Rossii [Octoechos of the last three centuries of the Russian Orthodox Church. Vol. 3: Greek chant in Russia], Tip. S.V. Kul'zhenko, Kiev, 116 p. (in Russ.)
Wellesz, E. (1961), A history of Byzantine music and hymnography, Clarendon Press, Oxford, 2nd ed., revised and enlarged. XIV, 468 p. (in Eng.)
Сведения об авторах
Труфанова Елизавета Евгеньевна, аспирант кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент Т.Г. Казанцева) E-mail: [email protected]
Authors Information
Elizaveta E. Trufanova, postgraduate of the Department of Music history at the Glinka Novosibirsk State Conservatory (scientific supervisor - Cand. Sc. (Art Criticism), Docent T.G. Kazantseva) E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 06.10.2024 После доработки 12.11.2024 Принята к публикации 19.11.2024
Received 06.10.2024 Revised 12.11.2024 Accepted for publication 19.11.2024