УДК 371.3 371.4
Н. В. Байгулова
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП И КЛАССОВ-КОМПЛЕКТОВ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
В рамах предложенной статьи делается попытка уточнения отдельных положений концепции формирования жизнеспособной личности, разработанной М. П. Гурьяновой, применительно к сельской малокомплектной школе.
Ключевые слова: организация образовательного процесса в МКШ, разновозрастные детские коллективы, взаимодействие, межличностное общение.
В условиях, когда государство ограничило свое участие в обеспечении базового уровня жизни населения, когда ответственность за свою судьбу полностью находится в руках самого человека, становится очевидным, что молодежи недостает психологической готовности жить и трудиться в соответствии с этим социальным укладом, личностных качеств и способностей, позволяющих достойно выходить из сложных жизненных ситуаций, моральной устойчивости, оберегающей личность от деградации в период неустоявшихся ценностей и социальной нестабильности. В подобной ситуации актуальна проблема помощи сегодняшним ученикам в развитии такого качества, как жизнеспособность. Определим вслед за М. П. Гурьяновой жизнеспособность как «...интегрированное качество личности, совокупность ценностных ориентаций, личностных особенностей, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» [1].
Формирование жизнеспособной личности представляет собой непрерывный процесс как результат оказываемых на личность всех социальных воздействий. Цель воспитания жизнеспособной личности - помочь человеку овладеть системой психического и духовного роста, физического и нравственного самосовершенствования, способствовать созданию определенного типа характера, отношения к жизни. Данный подход в рамках теории совместной деятельности разрабатывался Г. Н. Прозументовой [2]. Сущность процесса воспитания жизнеспособной личности состоит в пси-холого-педагогическом сопровождении личностного роста человека в течение всей жизни и создании условий для этого роста и развития.
Именно деятельность в коллективе повышает заинтересованность каждого его члена в решении общих задач, рождает стремление оказывать помощь друг другу. Благодаря совместному характеру деятельности, наличию возможности общения с представителями разных возрастов такой коллек-
тив предоставляет больше возможностей удовлетворять потребность в социальной отдаче.
В рамках системно-деятельностного подхода группа исследователей во главе с членом-корреспон-дентом РАО А. М. Кондаковым представила проект разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, необходимым условием реализации которого явилась социализация детей, формирование универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.
Процесс воспитания жизнеспособной личности в сельском социуме имеет свою специфику. Она определяется условиями жизни индивида, проистекающими из них ценностями сельского образа жизни, многовековым опытом жизни людей в сельском сообществе с укоренившимися в нем нормами и формами отношений, исторической памятью поколений, особенностями трудовой, духовной жизни села, социальной психологии сельского жителя, бытового уклада сельской семьи.
Одна из главных идей формирования жизнеспособной личности - ранняя социализация детей, осуществляемая на основе межинституционально-го системного подхода к воспитанию, обучению, развитию, социальной защите личности. Воспитание жизнеспособной личности следует осуществлять на основе максимального использования воспитательного и образовательного потенциала учебных предметов, приоритета деятельностного компонента в содержании учебной и внеучебной занятости сельских школьников над информационным, обучения в конкретной деятельности и в ситуациях реальной жизни.
Жизнеспособность человека обусловливается различными факторами: качеством окружающей среды, генетически передаваемыми признаками, социально-психологическими факторами (воспитанием, влиянием социума, образом жизни, особенностями характера, отношением к миру) и зависит от его интеллекта, трудолюбия, силы воли или одного из этих факторов.
Разновозрастная группа и класс-комплект позволяют детям социализироваться, т. е. усваивать
социальный опыт в единстве с самореализацией. Воспитательные задачи целостного процесса формирования жизнеспособной личности предполагают формирование смысложизненных установок, мотивированную вовлеченность в деятельность, подготовку к выполнению различных социальных ролей, приобщение к российскому варианту ценностей.
Таким образом, задачи современной сельской малокомплектной школы (далее - МКШ) заключаются не только в том, чтобы вооружить учащегося базовыми знаниями основ наук, но и помочь научиться жить в современном обществе, сформировать интегратиные характеристики личности. В условиях малокомплектности это наиболее реально. В связи с этим концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума определила систему целеполагания образовательного процесса и способствовала формированию нового содержания образования, полагающегося на принципы межпредметности, комплексности и интегративности.
Одной из современных проблем развития сельских образовательных систем России является разработка новых организационных форм обучения, в том числе разновозрастного обучения сельских школьников.
Такие авторы, как М. А. Балабан, Я. А. Береговой, Е. Л. Бережковская, А. М. Гольдин, В. К. Дьяченко, Е. О. Иванова, Д. И. Карпович, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцова, А. М. Кушнир, Т. В. Лаптева,
О. М. Леонтьева, считают основным преимуществом обучения в процессе межвозрастного общения возможность отказа от устаревшей и во многом мешающей классно-урочной системы.
На основании разработанных Г. А. Ворониной [3], Т. В. Дудниковой [4] положений о разновозрастном обучении определим две формы организации образования в сельской малокомплектной школе: разновозрастная группа и разновозрастной класс-комплект.
Специфическая модель организации учебного процесса в МКШ - это разновозрастная группа (далее - РВГ), которая представляет собой объединение учащихся разного возраста в процессе обучения с целью повышения доступности и качества образования, создания условий предпрофильной и профильной подготовки, более гибкого формирования вариативной части Базисного учебного плана (БУП).
РВГ могут формироваться по индивидуальным особенностям детей (уровень темперамента, особенности психических процессов, опыт личности, ее направленность, самоуправляющийся механизм личности, способы умственной деятельности и др.), по уровню обучаемости и обученности, по профи-
лизации и др. Типы РВГ связаны с предпрофильны-ми и профильными, факультативными (вариативными) группами, группами постоянного обучения, созданными для реализации практикумов, и др.
Создание РВГ происходит с учетом возрастных особенностей детей, опираясь на которые, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.
В сельской начальной школе РВГ зачастую создают классы на основе объединения 1 и 3, 2 и 4 классов, реже 1 и 2, 3 и 4 классов. В основной школе можно увидеть модели: а) 5-8 и отдельно 9; б) 5 и 6, 7 и 8 и отдельно 9 классов; в) 5-7, 8 и 9 классов. В средней школе - 9-11 или 9 отдельно и 10-11 классов. Разновозрастной класс-комплект (далее -РВКК) формируется на постоянной основе, тогда как система формирования РВГ может быть основана на желании детей, происходить на основе учебных планов, стихийном или заявочном принципе.
Первый вариант - желание детей. В рамках вариативной части учебного плана существуют несколько видов учебной нагрузки: курсы, обязательные для посещения, занятия по выбору, факультативы. В рамках двух последних видов возможно создание РВГ в классно-урочной системе преподавания. При реализации авторских учебных планов для МКШ часы вариативной части разных могут быть объединены, а затем разделены на различные курсы, которые предлагаются для изучения школьникам различных классов. В данном случае формирование РВГ происходит на основании желания детей, по выбору их и родителей.
Второй вариант (на основе учебных планов) связан с созданием РВКК постоянного обучения, алгоритм формирования которых связан со следующей технологической цепочкой: при формировании РВКК следует изучить статистику обучающихся в ОУ, выявить количество детей по классам, сравнить количество детей со средним показателем наполняемости классов-комплектов для данного муниципалитета (образовательного округа) и определить принцип комплектования классов с предельно низкой наполняемостью (до 3 учеников), с низкой наполняемостью (от 3 до 7 школьников), средней наполняемостью (7-10 учеников), нормальной для данного типа образовательного учреждения (10-14 и выше) [5] на основании системы финансирования образовательного учреждения. Далее необходимо провести анализ психоло-го-педагогических особенностей учащихся, выявить уровни обучаемости, обученности и другие в целях разработки возможных вариантов для объединения детей в РВКК, сформировать примерный учебный план, согласовав его со всеми участника-
ми образовательного процесса, продумать систему ресурсного обеспечения учебного процесса в классе-комплекте на основе РВГ.
Третий вариант формирования (стихийное или заявочное) в основном используется в рамках проектной деятельности и в организации внеурочных учебных занятий.
РВКК обеспечивают учащимся право на получение образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом их запросов и интересов и создаются на всех ступенях обучения и предполагают объединение различных классов.
РВКК есть постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе согласно постоянному расписанию. Классы-комплекты в МКШ могут быть одновозрастными и разновозрастными. И РВГ, и РВКК - это разновозрастное объединение школьников для совместного обучения [6].
Таким образом, разновозрастное обучение (обучение в процессе межвозрастного взаимодей-
ствия) достаточно широко освещается в педагогической теории. К достоинствам такой организации образовательного процесса авторы относят возможность и даже необходимость отказа от традиционной классно-урочной системы, реализацию права ребенка на овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни и позволят стать умнее и трудиться в соответствии со своими склонностями, возможностями, организацию взаимообучения - важного аспекта педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия в условиях учебных разновозрастных групп.
Использование в полной мере возможностей межличностного общения - необходимого условия развития в процессе образовательной деятельности предполагает опору на тип ведущей деятельности для организации совместной продуктивной деятельности представителей одного психологического возраста, а также кардинальное решение проблем организации обучения в разновозрастных классах-комплектах сельской МКШ.
Список литературы
1. Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. 1999. № 7. С. 23-28.
2. Диагностика изменений в образовании: сб. ст. / ин-т «Открытое общество»; под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2002. 191 с.
3. Воронина Г. А. Дидактические основания отбора содержания образования в профильных классах. М., 2003. 181 с.
4. Дудникова Т. В. Проектирование и реализация адаптивного индивидуального учебного плана профильного образования выпускника сельской школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Барнаульский гос. пед. ун-т. Барнаул, 2004. 214 с.
5. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / М., 2001. 412 с.
6. Никульшин С. М., Сартакова Е. Е. Развитие профессиональной компетентности педагогов малокомплектных школ (на примере Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1. С. 20-24.
Байгулова Н. В., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.11.2011.
N. V Baigulova
FORMATION OF A VIABLE PERSONALITY IN DIFFERENT AGE GROUPS AND CLASSES OF RURAL UNGRADED SCHOOLS
In the frames of the article there is an attempt to clarify certain provisions of the concept of a viable identity, developed by M. P. Gurjanova, in relation to rural ungraded schools.
Key words: organization of educational process in rural ungraded schools, different-age children teams, teamwork, interpersonal communication.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]