УДК 378
© Ж.Н. Власова, Т.А. Жукова ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрен ряд предпосылок для развития культуры здоровья студентов. Дано описание одной из методологических основ для развития культуры здоровья, формирования мотивации студентов на здоровый образ жизни, отношение к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, мотивация.
Zh.N. Vlasova, T.A. Zhukova FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS
In the article a number ofprerequisites for students ’ health culture has been considered. One of the methodological basis for culture of health development, formation of students ’ motivation to a healthy lifestyle, relation to the classes of physical training have been described.
Keywords: healthy lifestyle, culture of health, motivation.
В России трансформация общественного сознания, связанная со сменой ценностных ориентаций, обусловлена привнесением новых культурных смыслов. Все это происходит на фоне ухудшения здоровья нации: сокращение продолжительности и качества жизни, снижение затрат жизненного времени на двигательную активность, ухудшение адаптивных возможностей организма молодежи в современных условиях [6].
Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем физически-духовном единстве. Ситуация усложняется тем, что современная культура предоставляет человеку несколько источников информации - эстетический, антропометрический, масс-медийный, обыденный [1].
Деятельность по формированию культуры здоровья личности приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность, на наш взгляд, не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью [2].
Во многом современный человек занимается физической культурой при наличии сформированного потребностно-мотивационного звена, где не последнюю роль играет социальный статус личности [4]. Представления о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалами, которые в распоряжение личности поставляются культурой здоровья. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я
стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт) [6].
В культурологическом аспекте физического развития человека можно выделить два уровня. Первый уровень есть собственно культурный, на котором разрабатываются модели и нормы поведения, а затем усваиваются в готовом виде из конкретной культуры. Он имеет двустороннюю проявленность в содержательном и выразительном планах, что позволяет ему быть репрезентированным в некоторых стандартах красоты, пропорциональности и эстетики, а также обладать культурным смыслом современности: отвечать здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, укреплять адаптационные возможности организма, выполнять функции биологического воспроизводства. Второй уровень включает восприятие человеком собственного тела, чувственную окраску этого восприятия и то, как, по его мнению, оценивают его окружающие [3].
Проблемой было выявление теоретикопрактических предпосылок развития культуры здоровья студентов как одной из методологических основ формирования мотивации студентов на здоровый образ жизни, осознанное отношение к занятиям физической культурой.
Целью нашей работы стало теоретикометодологическое обоснование культурологического подхода к сфере физической культуры, а через это - к формированию культуры здоровья и мотивационных установок на здоровый образ жизни студентов. Среди основных путей достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- культурологических (связанных с формированием культуры здоровья, организацией досуга студентов, популяризацией здорового образа жизни);
- экологических (адекватная для здорового образа жизни окружающая среда и рациональное природопользование);
- личностных (ориентация конкретного студента на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, устанавливающая ответственность личности за свое здоровье).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научно-
методической литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Предложенные пути формирования культуры здоровья студенток были апробированы в ходе педагогического эксперимента, проведенного на кафедре физического воспитания. Для этого были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы из студенток 2-го курса педагогического факультета.
При организации исследования, направленного на оценку уровня сформированности культуры здоровья студенток и поиска путей повышения эффективности образовательного процесса, проанализированы:
- показатели, определяющие уровень физической культуры студенток;
- показатели, характеризующие особенности организации образовательного процесса по формированию культуры здоровья студенток;
- возможные изменения в организации образовательного процесса по физкультурному воспитанию путем внедрения новых педагогических технологий.
Для определения потребностно-
мотивационной сферы деятельности студенток в различных компонентах физической культуры, поиска путей приобретения теоретических знаний в области здорового образа жизни нами была предложена специальная анкета, включающая 30 вопросов, на каждый из которых предлагалось дать один из 4-х вариантов ответа. Анкета, предложенная студентами ЭГ и КГ, состояла из вопросов, определяющих уровень теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура».
При анализе ответов на вопрос о достаточности полученных теоретических знаний для нормальной жизнедеятельности и мотивационных установок на здоровый образ жизни было выявлено, что 53,3% опрошенных студенток ответили удовлетворительно; 18,4% затруднились ответить; 28,3% готовы признать недостаточ-
ность получаемых теоретических знаний. Если проследить систематичность посещения лекционных и методико-практических занятий студенток, то выясняется, что 55% посещали лекции и методико-практические занятия постоянно, 14% - не посещали занятия и 41% студенток посещали периодически.
В рабочую программу по физической культуре для ЭГ был включен блок индивидуальной работы, состоящий из расширенных теоретических разделов (теоретический раздел курса лекций включает теорию и историю культуры в контексте физической культуры), в каждом из которых планировалось и осуществлялась аудиторная и самостоятельная работа.
Основной целью индивидуальной самостоятельной работы по теоретическому разделу явилось углубленное приобретение культурологических знаний, а также основ медикобиологических и валеологических дисциплин.
По окончании педагогического эксперимента анализ полученных данных показал, что существенно на уровень физкультурной активности студентов ЭГ в отличие от КГ повлияли следующие факторы:
- прохождение в ЭГ в полном объеме расширенного теоретического и методико-
практического курса с использованием новых информационных технологий, что позволило повысить мотивационные установки на систематическое посещение лекционных и практических занятий, а также самостоятельную работу (64%);
- желание повысить свою физическую подготовленность (57.6%);
- необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру (42.3%);
- возможность снять усталость, повысить работоспособность (20.9%);
- воспитать волю, характер, приобрести профессионально-прикладные навыки (17,2%).
У студенток КГ по этим же факторам повышение не произошло.
Анонимная форма высказывания мнения студентками показала, что 70% студенток КГ и все студенты ЭГ высказались за целесообразность проведения теоретических и методикопрактических занятий, применение информационных технологий в обучении.
В новое время с накоплением знаний в области физического развития люди приходят к пониманию гармоничного развития человека не с точки зрения эстетического соотношения частей тела, а их физической соотнесенности. Студентки педагогического университета изначально
должны иметь мотивацию на сохранение и поддержание культуры здоровья. Физическая культура служит одним из факторов, формирующих культуру здоровья и здоровый образ жизни.
Подводя итоги, можно заключить следующее:
- в результате дана оценка сформированности физической культуры студенток в процессе обучения по критериям их физического состояния, уровня потенциала здоровья и отношения к ценностям физической культуры;
- у студенток выявлено слабо сформированное ценностно-мотивационное составляющее культуры здоровья, недостаточное для устойчивой потребности в активной, самостоятельной физкультурно- спортивной деятельности;
- выявлены основные причины, препятствующие формированию физической культуры студенток в образовательном процессе университета:
- преобладание в методике преподавания дисциплины «Физическая культура» воздействия на двигательную деятельность студенток в ущерб теоретическим и методико-практическим занятиям;
- недостаточное использование в учебном процессе новых информационных технологий обучения.
Использование предложенных путей и методов организации образовательного процесса существенно повысило его эффективность:
- при расширении теоретических знаний, ме-тодико-практических умений и навыков у студенток ЭГ по сравнению со студентами КГ наблюдались положительные сдвиги в оценке своего физического развития;
- в ЭГ увеличилось количество студенток с оптимальной и относительно высокой физкультурно-спортивной активностью, возросла заинтересованность в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях и в повышении уровня своего физического развития;
- полученные результаты показали, что преподаватели должны использовать активные методы обучения и формы организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», что способствует воспитанию сознательного отношения к нормам здорового образа жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, использованный в процессе неспециального физкультурного образования индивидуально ориентированный подход в работе со студентками, основанный на углубленном теоретическом блоке и учете уровня их физического развития, показал достаточно высокую эффективность и может применяться в работе со студентками университета как на академических занятиях, так и при самостоятельной работе студентов.
Литература
1. Власова Ж.Н., Сергеев Д.В. Формирование идеального образа физического развития в российской культуре: учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. 87 с.
2. Галимов Г.Я., Кудрявцев М.Д., Стрельников В.А. Организация физкультурно-образовательной деятельности в развивающем обучении // Вестник Бурятского госунивер-ситет. 2012. Спецвып. В. С. 97-105.
3. Калиновская В.В., Скугаревский О.А. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ // Режим доступа: http://www.bsmu.by/bmm/03.2004/13.html).
4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 1. С. 5-11.
5. Новиков Б.И., Лушников А.Г. Физическая культура в системе ценностных ориентаций студентов // Спорт. Культура. Воспитание / отв. ред. В.И. Столяров. М.: Сов. спорт, 2008. С. 113-117.
6. Щепин О.П., Медик В.А., Стародубов В.И. Изучение здоровья населения на современном этапе развития общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2005. № 5. С. 3-6.
7. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: МПА - ПРЕСС, 2007. 319 с.
Власова Жанна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры физического воспитания. Забайкальский государственный университет, Чита. Тел. (3022) 35-41-07.
Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Забайкальский государственный университет, Чита. Тел. (3022) 20-32-18.
Vlasova Zhanna Nikolaevna, candidate of culturology, associate professor, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph. (3022) 35-41-07.
Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph. (3022) 20-32-18.