гиена и санитария. 2016; 95(5)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470_
Оригинальная статья
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.955:617.7-053.2-084
Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва
Цель. Изучение образа жизни и выявление поведенческих факторов риска у младших школьников, негативно влияющих на состояние их органа зрения.
Материал и методы. Проведено анкетирование родителей 384 младших школьников Москвы. Специально разработанная авторами анкета содержала вопросы, касающиеся образа жизни и поведенческих факторов риска, от которых зависит зрение.
Результаты. Более чем у 46% младших школьников в режиме дня отсутствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, в том числе в светлое время суток у 51,6%; ежедневно необходимое для этого возраста время проводят на воздухе всего 32,8% школьников. Среди младших школьников: ежедневно сверх положенного времени проводят за домашними уроками 57,2%, у телевизора 44,8%, за компьютером 39,5%; постоянно соблюдают правильную посадку за рабочим столом 9,4%, за компьютером 15,6%, при просмотре телепередач 20,8%; не соблюдают требований к правильной освещенности при просмотре телепередач постоянно 40,6%; иногда читают лежа 45,8%, в транспорте 9,9% подростков.
Заключение. Выявленная у младших школьников Москвы высокая распространенность поведенческих факторов риска, негативно влияющих на их орган зрения и здоровье в целом, требует устранения этих факторов методами гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни школьников, начиная с 1-х классов.
Ключевые слова: младшие школьники; поведенческие факторы риска; орган зрения; гигиеническое воспитание; формирование здорового образа жизни; профилактика.
Для цитирования: Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников. Гигиена и санитария. 2016; 95 (5): 466-470. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470
Mirskaya N.B., Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N.
SHAPING A HEALTHY LIFESTYLE AS NECESSARY CONDITION FOR PREVENTION OF DISORDERS AND DISEASES OF VISUAL ORGAN IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Scientific Research Institute of Public Healthcare Management of the I.M. Sechenov First Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation
Purpose. Study of the lifestyle and identification of behavioral risk factors negatively affecting on the state of the visual organ in primary school children.
Patients and methods. There was performed a questionnaire survey of parents of 384 younger schoolchildren in Moscow. Questionnaire specially designed by authors included questions relating to lifestyle and behavioral risk factors that affect vision.
Results. More than 46% of the younger schoolchildren in the mode of the day have no daily walks in the fresh air, including during daylight hours in 51.6%; time daily needed for this age on air is spent by only 32.8% of schoolchildren. Among younger schoolchildren every day 57.2%, 44.8% and 39.5% spend longer time than needed for homework, TV and computer correspondingly; all the time only 9.4% keep proper fit at their desk, 15.6% at the computer, 20.8% -when watch television; 40.6% do not constantly comply with the requirements for proper illumination while watching TV; 45.8% sometimes read in lying position , 9.9% - in transport.
Conclusion. Identified in junior schoolchildren of the city of Moscow a high prevalence of behavioral risk factors that negatively affect their visual organ and health in general, requires the elimination of these factors by means of hygienic education and shaping a healthy lifestyle in schoolchildren since 1st grade.
Keywords: junior high school students; behavioral risk factors; visual organ; health education; promotion of healthy lifestyles; prevention.
For citation: Mirskaya N.B., Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N. Shaping a healthy lifestyle as necessary condition for prevention of disorders and diseases of visual organ in younger schoolchildren. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(5): 466-470. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470
For correspondence: Nataliya B. Mirskaya, MD, PhD, DSci., Chief researcher of the Laboratory of Shaping of Health of the
Family and children of the school age. E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Funding. The study had no sponsorship.
Received: 15 March 2015
Accepted: 04 June 2015
Для корреспонденции: Мирская Наталия Борисовна - д-р мед. наук, главный науч. сотр. лаб. формирования здоровья семьи и детей школьного возраста НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 119021, Москва, Б-таД: [email protected]
Введение
На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения [1].
Значительную распространенность среди школьников имеют нарушения зрения, частота встречаемости и степень тяжести которых увеличивается с возрастом [2-4]. Профилактика возникновения и предотвращение прогрессирования расстройств зрения становятся все более острой проблемой.
Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) [1, 5].
Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за свое здоровье и здоровье окружающих.
Отношение к здоровью и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных субъектов и общества в целом [1]. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.
В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о ЗОЖ должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с факторами риска, влияющими на здоровье.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(5)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470
Original article
среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.
Особое беспокойство вызывает высокая распространенность неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.
Установлено, что наличие двух и более факторов риска, обусловленных образом жизни, повышает риск формирования функциональных отклонений глаза и его придаточного аппарата в 3,5 раза уже в младшем школьном возрасте [6].
Материал и методы
Важным показателем сформированности ЗОЖ является распространенность основных факторов риска нарушения здоровья среди школьников. Этот показатель позволяет оценить существующую ситуацию для определения направлений и объема профилактических мероприятий.
С целью изучения образа жизни и выявления поведенческих факторов риска, негативно влияющих на орган зрения младших школьников ряда общеобразовательных школ Москвы, нами была разработана анкета для их родителей. Методом сплошного опроса было проанкетировано 384 родителя ранее обследованных школьников.
Особенности образа жизни и поведенческие зрительные факторы риска оценивались по следующим позициям: имеются ли в режиме дня ребенка прогулки на свежем воздухе, в том числе в светлое время суток; какова продолжительность этих прогулок в течение дня и кратность в течение недели; сколько времени ребенок тратит на приготовление домашних заданий; занимается ли ребенок за компьютером, смотрит ли он телевизор, и какова продолжительность этих занятий и просмотров; умеет ли ребенок контролировать правильность своей посадки, и делает ли он это, сидя за рабочим столом, компьютером, при просмотре телепередач; соблюдает ли ребенок требования к освещенности рабочего места при зрительной работе и во время просмотра телепередач; имеются ли у ребенка привычки читать лежа, в транспорте, и как часто он это делает (всего 13 вопросов и 53 варианта ответов).
Результаты и обсуждение
Результаты анкетного опроса родителей, представленные в табл. 1 показали, что необходимые для сохранения хорошего зрения, а также предупреждения воспалительных заболеваний глаз прогулки на свежем воздухе, особенно в светлое время суток, присутствуют в режиме дня большинства младших
дигиена и санитария. 2016; 95(5)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470
Оригинальная статья
Таблица 1
Наличие в режиме дня младших школьников Москвы прогулок на свежем воздухе, в том числе в светлое время суток, и частота их проведения (распространенность на 100 опрошенных)
Показатель
Классы
1 (п=82) 2 (п=100) 3 (п=106) 4 (п=96)
Таблица 2
Наличие и частота проведения ежедневных занятий на компьютере и просмотров телепередач в режиме дня младших школьников Москвы (распространенность на 100 опрошенных)
Всего (п=384)
Наличие прогулок на свежем воздухе в режиме дня:
да
Классы Всего (п=384)
Показатель 1 (п=82) 2 (п=100) 3 (п=106) 4 (п=96)
100,0 100,0 98,2 100,0 99,4
Наличие ежедневных занятий на компьютере:
нет 0 0 1,8 0 0,6 да 65,9 70,0 75,4 89,6 75,5
Частота проведения прогулок: нет 34,1 30,0 24,6 10,4 24,5
каждый день 61,0 52,0 60,4 41,7 53,6 Частота проведения ежедневных занятий
через день 19,5 16,0 20,8 33,3 22,4 на компьютере:
1-2 раза в неделю 19,5 32,0 17,0 25,0 23,4 15 мин 12,2 8,0 11,3 6,3 9,4
Наличие прогулок на свежем 30 мин 29,3 32,0 22,6 22,9 26,6
воздухе в светлое время суток: 1 ч (60 минут) 24,4 22,0 28,3 39,6 28,6
да 97,6 100,0 98,1 100,0 98,8 2 ч и более 0 8,0 13,2 20,8 10,9
нет 2,4 0 1,9 0 1,2 Наличие ежедневных
Частота проведения прогулок просмотров телепередач:
в светлое время суток: да 92,7 90,0 98,1 95,9 94,3
каждый день 58,5 46,0 52,8 37,5 48,4 нет 7,3 10,0 1,9 4,1 5,7
через день 17,1 18,0 26,4 29,2 22,8 Частота ежедневных
1-2 раза в неделю 22,0 36,0 18,9 33,3 27,6 просмотров телепередач:
школьников Москвы (99,4 и 98,8% соответственно). Однако ежедневно гуляют на свежем воздухе, в том числе в светлое время суток, 53,6 и 48,4% учащихся, т.е. около половины. Мальчиков среди них несколько больше, чем девочек (61,3% против 44,2% и 53,8 % против 41,9% соответственно).
Ежедневное присутствие в режиме дня прогулок на свежем воздухе, в том числе в светлое время суток, и их частота от 1-го класса к 4-му уменьшается с 61 до 41,7% и с 58,5 до 37,5% соответственно. Эта тенденция отмечается как среди мальчиков, так и среди девочек.
Существующую норму для этого возраста продолжительности ежедневного пребывания на свежем воздухе, составляющую 1,5-2 ч, соблюдают всего 32,8% учащихся. Большинством среди них оказались школьники 4-х классов (43,8%), а меньшинством - первоклассники (17,1%).
Более чем у половины младших школьников (57,2%) время ежедневного приготовления домашних заданий превышает гигиенические требования, которые должны составлять для 1-2-х классов не более 1 ч и для 3-4-х классов - не более 2-х часов. Причем 16,1% из них затрачивают на это 3 ч и более.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что с возрастом, уже к 3-му классу таких школьников становится большинство. Так, если среди первоклассников на приготовление домашних заданий тратят 2 ч 14,6% учащихся, а 3 ч и более отсутствуют, то уже в 3-м классе их становится 60,4 и 36,4% соответственно, что в сумме составляет 96,8%.
30 мин
1 ч (60 минут)
2 ч
3 ч и более
19,5 18,0 20,8 10,4 17,2
22,0 24,0 41,5 39,6 32,3
36,6 34,0 26,4 27,1 30,7
14,6 14,0 9,4 18,8 14,1
Как следует из данных представленных в табл. 2, более чем 2/3 младших школьников (75,5%) ежедневно занимаются за компьютером. Число таких школьников увеличивается с 65,9% в 1-х классах до 89,6% в 4-х. Более чем у 1/3 из них (39,5%) продолжительность занятий за компьютером превышает гигиеническую норму, которая для этого возраста должна составлять ежедневно не более 45 мин. Выявлена возрастная динамика роста этого показателя. Так, если в 1-х классах эту норму превышают 24,4% учащихся, то в 4-х классах - 60,4%, причем 20,8% из них ежедневно проводят за компьютером 2 ч и более.
Ежедневно 94,3% младших школьников смотрят телепередачи. Больше положенного времени на просмотр тратят почти 45% учащихся. Среди них 2 ч ежедневно сидят у телевизора 30,7%, а 3 ч и более - 14,1%. Возрастных различий по этому показателю выявлено не было (см. табл. 2).
На вопрос, касающийся соблюдения младшими школьниками правильной посадки во время занятий за рабочим столом, компьютером, а также при просмотре телепередач положительный ответ дали 58,9, 63,0 и 59,3% родителей соответственно. Однако постоянно следят за своей посадкой за рабочим столом всего 9,4% учащихся, за компьютером 15,6%, при просмотре телепередач 20,8%. Таким образом, среди постоянно следящих за своей посадкой оказалось
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(5)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470
Таблица 3
Наличие и частота соблюдения правильной посадки за рабочим столом, компьютером и при просмотре телепередач младшими школьниками Москвы (распространенность на 100 опрошенных)
Оriginal article
Таблица 4
Поведенческие факторы риска младших школьников Москвы негативно влияющие на их орган зрения
Факторы риска
Распространенность на 100 опрошенных
Классы Всего (n=384) Отсутствие в режиме дня ежедневных: прогулок на свежем воздухе
Показатель 1 (n=82) 2 (n=100) 3 (n=106) 4 (n=96) 46,4
Наличие правильной посадки за рабочим столом: прогулок на свежем воздухе в светлое время суток 51,6
да нет не знаю 41,4 53,6 4,9 62,0 34,0 4,0 69.8 18.9 11.3 59,4 31,2 10.4 58,9 33,3 7,8 Недостаточное по времени ежедневное пребывание на свежем воздухе Проведение больше положенного времени ежедневно: 66,2
Частота соблюдения за домашними уроками 57,2
правильной посадки за рабочим столом: у телевизора 44,8
постоянно 14,6 10,0 11,3 2,1 9,4 за компьютером 39,5
иногда 26,8 52,0 58,5 56,9 49,5 Несоблюдение правильной посадки:
Наличие правильной посадки за рабочим столом 33,0
при занятиях на компьютере: при просмотре телепередач 32,8
да 68,3 66,0 52,3 56,3 63,0 за компьютером 25,0
нет 12,2 24,0 24,5 37,5 25,0 Несоблюдение требований к освещенности 40,6
не знаю 19,5 10,0 13,2 6,3 12,0 при просмотре телепередач
Частота соблюдения правильной посадки на занятиях за компьютером:
постоянно
иногда
Наличие правильной посадки при просмотре телепередач:
17.1 22,0 20,8 20,1 15,6
51.2 44,0 41,5 54,2 47,4
Чтение иногда:
в транспорте
45,8 9,9
да 56,1 60,0 62,3 58,4 59,3
нет 29,3 36,0 30,2 35,4 32,8
не знаю 14,6 4,0 7,5 4,2 7,8
Частота соблюдения правильной посадки при просмотре телепередач:
постоянно
иногда
31,7 24,0 15,1 14,6 20,8 24,4 36,0 47,2 43,8 38,5
больше тех, кто сидит у телевизора, чем за компьютером и рабочим столом.
Следует обратить внимание на то, что с возрастом становится больше учащихся, которые не следят за своей посадкой при занятиях на компьютере. Их оказалось в 3 раза больше в 4-х классах (37,5%), чем первоклассников (12,2%).
Кроме того, не знают о состоянии посадки своих детей за рабочим столом, телевизором и компьютером от 8 до 12% родителей. Наиболее низкая их информированность о посадке ребенка за рабочим столом была выявлена в 3-х классах (11,3%), а за компьютером и телевизором - в 1-х (19,5 и 14,6% соответственно) (табл. 3).
Среди младших школьников требования к правильной освещенности своего рабочего места при учебных занятиях постоянно соблюдают почти 68% учащихся, при просмотре телепередач - около 21%, что в 3 раза меньше.
Что касается чтения лежа и в транспорте, то постоянное наличие этих вредных привычек среди младших школьников минимально (2 и 0,5% соответственно). Однако значительно больше оказалось учащихся, предпочитающих эти способы чтения «иногда» (45,8 и 9,9%). Причем число таких школьников увеличивается с возрастом от 1-х классов к 3-м и 4-м. Среди читающих «иногда лежа» - от 24,4 до 58,5%, среди читающих «иногда в транспорте» -от 4,9 до 16%.
Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что образ жизни младших школьников Москвы имеет существенные недостатки в виде поведенческих факторов риска, негативно влияющих на их орган зрения (табл. 4).
Заключение
Высокая распространенность среди младших школьников Москвы поведенческих факторов риска, негативно влияющих на орган зрения, требует устранения этих факторов методами гигиенического воспитания и формирования ЗОЖ у школьников, начиная с 1-х классов. С этой целью нами разработано учебное пособие «Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения детей и подростков: методология, организация, технологии». Пособие предназначено для врачей, специалистов в области школьной медицины и работников общеобразовательных учреждений. Помимо описания клинических и инструментальных методов для проведения профилактических осмотров в пособии подробно освещены вопросы, касающиеся форми-
лежа
гиена и санитария. 2016; 95(5)
РРк 10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470_
Оригинальная статья
рования хорошего зрения у школьников и создания необходимых для этого условий, среди которых:
- требования к освещению;
- виды зрительной деятельности и ее возрастное нормирование по времени;
- техника чтения и письма;
- требования к качеству типографского шрифта;
- правильная посадка во время учебных занятий за рабочим столом, компьютером, при просмотре телепередач;
- соответствие размеров ученической мебели ростовым показателям школьника;
- необходимые виды и объем двигательной активности;
- рациональное питание и др.
В приложениях пособия приведены обширные материалы для чтения лекций, проведения обучающих семинаров, мастер-классов и уроков здоровья. Это комплексы физических упражнений, подвижные и спортивные игры, специальные упражнения для коррекции нарушений и заболеваний органа зрения и костно-мышечной системы; памятки и иллюстративный материал.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
1. Кучма В.Р., ред. Руководство по медицинскому обеспечению детей в образовательных учреждениях. М.; 2012.
2. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с рефракционными нарушениями и заболеваниями глаз. Школа здоровья. 2012; (1): 41-51.
3. Ушакова М.А., Ушакова Е.Г. Состояние здоровья школьников 15-18 лет в Москве. Гигиена и санитария. 2008; (5): 59-61.
4. Синякина А.Д., Коломенская А.Н., Мирская Н.Б. Заболевания органа зрения младших школьников Москвы и их профилактика. В кн.: Сборник материалов XVII Съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М.; 2013: 583.
5. Мирская Н.Б. Инновационные технологии реализации концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников: Ав-тореф. дите. ... докт. мед. наук. М.; 2010.
6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН; 2009.
References
1. Kuchma V.R., ed. Guidelines for Medical Support Children in Educational Institutions [Rukovodstvo po meditsinskomu obe-specheniyu detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh]. Moscow; 2012. (in Russian)
2. Rapoport I.K., Tsameryan A.P. Diagnosis, prevention and rehabilitation of students with refractive disorders and diseases of the eye. Shkola Zdorov'ya. 2012; (1): 41-51. (in Russian)
3. Ushakova M.A., Ushakova E.G. The health status of schoolchildren aged 15-18 years in Moscow. Gigiena i sanitariya. 2008; (5): 59-61. (in Russian)
4. Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N., Mirskaya N.B. Diseases of the body of younger students in Moscow and their prevention. In: Collected Materials XII Congress of Pediatricians of Russia «Actual Problems of Pediatrics.» [Sbornik materialov XVII S»ezdapediatrovRossii «Aktual'nyeproblemypediatrii»]. Moscow; 2013: 583. (in Russian)
5. Mirskaya N.B. Innovative Technologies Implementation of the Conceptual Model for the Prevention and Correction of Disorders and Diseases of the Musculoskeletal System Schoolchildren: Diss. Moscow; 2010. (in Russian)
6. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic Problems of School Innovation [Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy]. Moscow: NTsZD RAMN; 2009. (in Russian)
Поступила 15.03.15 Принята к печати 04.06.16