Научная статья на тему 'Формирование заработной платы в переходный период'

Формирование заработной платы в переходный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азиева Р. Х.

Переход на рыночные отношения внес существенные изменения в структуру доходов населения. Для большей части граждан основным доходом продолжает оставаться заработная плата. Поэтому ее формирование и организация одна из самых значимых социально-экономических проблем современной России. Механизм формирования заработной платы в российской экономике является одним из сложных и неисследованных процессов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование заработной платы в переходный период»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

тва, хотя это не гарантирует и инверсионного типа развития в кризисной ситуации, когда уже пространство превращается вновь в территорию, подлежащую в дальнейшем новой попытке экономического освоения.

Конечно, с изложенных позиций становится очевидным, что рефлексивные свойства присущи именно экономизированному пространству, тогда как географическая территория лишена социальных качеств и, следовательно, не может обладать рефлекторными качествами. В практическом плане это означает, что географический подход способствует рациональному освоению территории, экономический - производственному освоению пространства.

Региональная экономика представляет качественно иной, чем микроэкономика, уровень строения национальной макроэкономики. Если по отношению предполагается «по умолчанию», что она рефлектирует состояние и динамику микроэкономической системы, то по отношению к региональной экономике, обладающей большими ресурсами, большим экономическим потенциалом и, по существу, являющейся локализацией определенного фрагмента макроэкономике, это рефлективное качество выражено менее отчетливо и потому привлекает меньшее внимание аналитиков. Это объясняется еще и тем обстоятельством, что региональная экономика обладает большими, по сравнению с микроэкономикой, возможностями для «экономической амортизации» как благоприятных, так и неблагоприятных макроэкономических тенденций.

АЗИЕВА Р.Х.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Переход на рыночные отношения внес существенные изменения в структуру доходов населения. Для большей части граждан основным доходом продолжает оставаться заработная плата. Поэтому ее формирование и организация одна из самых значимых социально-экономических проблем современной России.

Механизм формирования заработной платы в российской экономике является одним из сложных и неисследованных процессов на рынке труда. Актуальной проблемой является анализ динамики и роли заработной платы в условиях трансформирующейся российской системы и выявление факторов, определяющих ее уровень.

В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействует ряд рыночных и внерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Уровень оплаты труда зависит от факторов, определяющих потребность в рабочей силе, и факторов, изменяющих ее предложение. Такими факторами является уровень развития экономики, цикличность развития, изменение численности населения в целом и в трудоспособном возрасте, доля желающих работать при складывающемся уровне оплаты труда и предлагаемых условиях работы, изменение структуры производства и т. д. Совокупность указанных факторов определяет величину номинальной и реальной заработной платы.

Рост реальной заработной платы в России в послекризисный период отстает от роста ВВП и производительности труда. Уровень заработной платы в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах мира. В 2005 году реальная заработная плата в США выросла более чем на 61%, среднегодовой темп прироста производительности труда составил 1,8%. Эти данные подтверждают высокую эффективность современной постиндустриальной экономики [2].

Рассматривая российский рынок труда в России по сравнению с США средняя заработная плата в 10 раз ниже, тогда как производительность труда ниже почти в 5 раз. На основании этого, можно утверждать о двукратном отставании уровня средней заработной платы в России по сравнению с ее экономически приемлемым уровнем.

Уровень доходов населения в России в значительной степени зависит от среднего уровня оплаты труда. Это связано с тем обстоятельством, что около 40 млн. чел. представляют собой наемных работников. Для этой части населения основным источником дохода выступает за-

работная плата (в среднем 60% наемных работников, как показывают исследования, имеют единственным источником дохода только заработную плату).

Как свидетельствуют данные официальной статистики, в настоящее время наблюдается резкая дифференциация средней заработной платы во всех отраслях российской экономики. Результаты выборочных обследований показывают, что соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников превысило 21 раз. Самая значительная дифференциация заработков в банковской сфере, строительстве, сельском хозяйстве. При этом две трети занятых работников во всех без исключения отраслях получают заработную плату на уровне ниже среднеотраслевой. В 2007 году 37,7% общей численности населения имели доход равный прожиточному минимуму или ниже него. В последние годы доля таких работников увеличилась в сельском хозяйстве, легкой промышленности, культуре и искусстве, образовании, здравоохранении.

В ЧР размер номинальной заработной платы в 2006 году увеличился на 23,4% по сравнению с 2005 годом и составил 7783 рубля. Наиболее высокооплачиваемыми в 2006 году были работники в сфере финансовой деятельности, у которых среднемесячная заработная плата в 3,1 раза превышала среднереспубликанский уровень и органов управления в 2,3 раза. Самая низкая величина оплаты труда у работников по производству резиновых и пластмассовых изделий, среднемесячная зарплата составляла 9,3% от среднереспубликанского уровня, работников по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви 18,2%, работников по обработке древесины и производству изделий из дерева - 18,3%, работников сельского и лесного хозяйства - 33,8% [4].

Несмотря на то, что за 1999 года происходило падение реальной заработной платы, начиная с 2000 года наблюдается тенденция постепенного роста реальной заработной платы населения ЧР и соответственно это ведет к повышению уровня жизни населения нашей республики.

В 2006 году наиболее высокие темпы заработной платы наблюдались в таких отраслях экономики, как финансовая деятельность - 156,5%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 142,3%, образование - 133,7%, оптовая и розничная торговля - 129,6%. Наиболее низкие темпы роста отмечены в таких сферах производительной деятельности, как рыболовство и рыбоводство - 107,1%, производство целлюлозы, древесной массы, картона

- 113,9%, производство кокса и нефтепродуктов - 114,8%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 115,8%. С начало 90-х годов заработная плата выросла в 150 раз. В различных секторах экономики предполагает оставаться высокой дифференциации среднемесячной заработной платы, так, наиболее высокие ее показатели приходились на финансовую деятельность - 29880 руб., добычу топливно-энергетических полезных ископаемых - 25873 руб. (82,5 раза). В то время как наиболее низкими уровнями оплаты труда отличились следующие отрасли: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 4556 руб. (41 % от общероссийского уровня), текстильное и швейное производство - 5001 руб. (45%), производство кожи, изделий из кожи, производство обуви - 5764 руб. (52%). [4]

По ЮФО выше всех номинальная среднемесячная зарплата в Краснодаре - 7037,4 руб., в Астрахани - 1009,7 руб., В Ставрополье - 6853,4 руб., в Ростове - 6817,6 руб., Ингушетии

- 6929,6 руб., РСО-Алании - 5770,1 руб., и самая низкая в Дагестане - 5287,6. [1]

Среднедушевые денежные доходы населения составили: в Ростове - 6063,4 руб., в Ставрополье - 53,21,0 руб., в Кабардино-Балкарии - 5358,7 руб., в Адыгее - 5110,5 руб., в Дагестане - 4880,2 руб., в Ингушетии - 4170,9 руб., в Астрахани - 5027,4 руб., в Краснодарском крае - 574,6 руб., в Волгоградской области - 5637,3 руб. [3]

Рост денежных доходов составил в Адыгее - 126%, В Дагестане - 137,8%, в Ингушетии -110,9%, в Калмыкии - 115,3%, в Краснодарском крае - 124,0% , в Ставрополье - 132,4%, В Астрахани - 131,6%, в Волгоградской области - 135,3%, в Ростовской области - 132,7%. [2]

Несмотря на быстрый рост средней зарплаты, покупательская способность которой с 2006 года увеличилась на 40%, общий уровень ее остается невысокий. Получка каждого третьего, занятого в экономике страны, не дотягивает даже до прожиточного минимума. В настоящее время в России треть населения (около 33 млн. чел.) проживает за пределами прожиточного минимума (1990 г. - 1,6% - 2,3 млн чел.) т.е. такова социальная цена, которую заплатило

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

общество за сложившиеся три экономических реформ. А у 9 млн чел. не хватает заработной платы на самое скромное питание. При этом главной причиной безработицы является уровень оплаты труда в бюджетной сфере (в среднем 1520-1930 руб.). [2]

Уровень средней заработной платы в бюджетном секторе экономики России ниже аналитического показателя в промышленности. Средняя заработная плата усредненного работника - бюджетника составляет 50-65% от зарплаты усредненного работника промышленности. В отраслях бюджетного сектора, а также в промышленности реальная заработная плата подвергалась значительным колебаниям.

В бюджетной сфере зарплата ниже прожиточного минимума является «нормой». Доход ниже прожиточного минимума был в отраслях бюджетной сферы, в которой занято 20,3 млн чел. или почти 32% всех работников страны. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2008 году составит 23%, а в 2010 году - около 20%.

Средняя заработная плата работников бюджетного сектора экономики в три раза ниже, чем у работников частного сектора экономики. Следовательно, необходимо повысить в среднем оплату труда бюджетников в сопоставленных ценах в три раза; отменить единую систему оплаты труда в бюджетном секторе экономики; увеличить дифференциацию оплаты труда, связав ее с количеством и качеством труда; дифференцировать среднюю заработную плату отраслей бюджетной сферы экономики в соответствии с их ролью в предполагаемом экономическом росте.

На долю лиц, занятых сельскохозяйственным трудом в общей структуре занятых в экономике России, приходится 10,3%. При этом средняя заработная плата в сельской местности составляет около 43% городской. Среди основных причин ухода работников с сельскохозяйственных предприятий в лишние подсобные хозяйства это резкое снижение оплаты труда, которая упала до 40% средней по стране, являясь самой низкой среди всех отраслей, стоит сказать, что в развитых странах таких межотраслевых различий в оплате труда не наблюдается.

В 2006 году соотношение заработной платы крайних 10%-х групп работников составило около 24,5 раза; при этом в строительстве этот разрыв достигает 26 раз, в сельском хозяйстве - 20 раз, в промышленности - 24 раза, на транспорте - 13 раз. Наибольшая дифференциация заработной платы возникла между работниками предприятий и их руководителей. Разница в уровнях оплаты составила 30-40 раз, а в среднем разрыв достиг 10-15 раз. [2]

2000-2007 гг. отмечены низкой минимальной заработной платой: она составила менее 10% средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития странах Восточной Европы это соотношение составляло 38-46%.

В США минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

Приоритетное решение вопроса существенного роста средней заработной платы и ограничения различий между минимальной и максимальной зарплатой в 4,5 раза, как это принято в странах ОЭСР, позволило бы изменить социальную ситуацию в России.

Совершенно очевидно, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили отчетные макроэкономические показатели, имеют место главным образом в негосударственном секторе экономики, где в отчетности отражаются фиктивные ставки заработной платы ориентирующиеся на уровень оплаты труда в бюджетной сфере. 26%-27% из 65% приходится на скрытую заработную плату в удельном весе оплаты труда в денежных доходах населения. Другими словами, суммарная заработная плата в объеме, составляющем от 65% до 71% существующего фонда оплаты труда является нелегальной (размер скрытой заработной платы в 2001 году составил сумму в 1300 млрд руб.). Если механизм легализации «скрытой» заработной платы будет дополнен каким-либо усовершенствованием фискальных методов, то в течение 3-5 лет можно было бы рассчитывать на дополнительное поступления в бюджет по 200-240 млрд руб. ежегодно.

Размер заработной платы, как правило, не обеспечивает удовлетворение всех исторически формирующихся потребностей трудящихся, которые объективно растут по мере общественного развития, особенно в условиях современной научно-технической революции.

Показатели кризиса в оплате труда, проявившимся в последние годы, следует считать масштабы неважной заработной платы. В ходе проведенных Институтом труда социологических опросов выявлено, что 77,8% опрошенных рабочих и служащих отмечали неоднократные задержки заработной платы. Неплатежи заработной платы влияют на снижение значимости заработной платы в доходах населения. Обследования, проведенные Институтом труда в 2006 году показывают, что в среднем 60% опрошенных рабочих по найму не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Заработная плата в общей структуре доходов населения составляет 41,4%. По данным полученным от организации ЧР, имеющих задолженность по заработной плате 13,7% приходится на 2004 год, 65,1% на 2003 и ранее года. Значительная задолженность по заработной плате наблюдается в организациях по добыче полезных ископаемых и составляет - 299,8 млн руб., в сельском хозяйстве - 79,7 млн руб., в здравоохранении - 76,4 млн руб. [4]

Основной причиной задолженности по выплате заработной платы является отсутствие у организации собственных средств для расчетов с работниками. В общем, объем задолженности на 2006 год 996,3 млн.руб. составляет задолженность из-за отсутствия собственных средств предприятий или 81,9% от общей задолженности по республике. Основной объем занимают долги организаций по видам экономической деятельности: добыче полезных ископаемых; сельское хозяйство; охоты и лесозаготовка; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; здравоохранение и предоставление услуг; обрабатывающие производства.

Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 01.01. 2006 год составила 1180,3 млн руб. Просроченная задолженность по заработной плате в расчете на 1 работника, перед которым имелась задолженность, в среднем по обследуемым видам экономической деятельности составила 16,3 тыс. руб. при среднемесячной начисленной заработной плате 6,8 тыс. руб. [4]

Сумма долга по всему Южному федеральному округу составляет 3360 млн руб. [1]

В современных условиях проводимая государственная политика в сфере регулирования заработной платы крайне не эффективна. Налицо тенденция самоустранения государства, так как оно не обладает возможностью обеспечить своих граждан необходимой заработной платой, что равносильно слабости. Это проявление как системного кризиса, так и общей экономической ситуации в стране.

Для того, чтобы обеспечить ощутимый и постоянный рост уровня жизни населения необходимо поставить задачу реформирования всей системы распределительных отношений в РФ.

В настоящее время нужен переход к политике заработной платы, содействующей не сокращению, а увеличению массы прибыли. Ее можно назвать политикой «развивающего роста» заработной платы. Ее суть состоит в том, что повышение заработной платы вызовет расширение покупательского спроса и рост производства, создавая предпосылки для нового повышения оплаты труда. Условие перехода к такой политике - приостановление снижения реальной заработной платы, коренное изменение места минимальной заработной платы в определении уровня и динамики зарплаты в целом.

В период до 2010 года при обеспечении ежегодного прироста объемов производства в 4,5% достижимо увеличение реальной заработной платы на 8-9% в год, что позволит восстановить заработную плату на дореформенном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные социально-экономические показатели субъектов РФ, входящих в ЮФО// Экономика и жизнь. 2007;

2. Россия в цифрах 2007. Статистический сборник Росстата. М., 2007;

3. Регионы России: Статистический сборник Москвы: Госкомстат РФ, 2006;

4. Статистический сборник «О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работ ЧР за 2006 г.» Комитет Госстатистики ЧР, г. Грозный, 2007.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.