Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО С УЧЕТОМ НАПЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО С УЧЕТОМ НАПЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФГОС ДО / ДОШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / ТРАДИЦИИ / НАРОДЫ МИРА / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОКОЛЕНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / FSES DO / PRESCHOOLERS / PARENTS / TEACHERS / TRADITIONS / PEOPLES OF THE WORLD / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY / GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна, Валеева Алина Закариевна

Данная статья раскрывает актуальность поликультурного воспитания дошкольника, формирования языковой личности в условиях ФГОС ДО. Создан проект «Наш многонациональный дом, наша родина, наша дружба». Проведен мониторинг дошкольников старших групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна, Валеева Алина Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LANGUAGE PERSONALITY OF PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF GEF UP TO TAKING INTO ACCOUNT NATIONAL-REGIONAL CONDITIONS

This article reveals the relevance of the preschooler's multicultural education, the formation of a linguistic personality in the conditions of the Federal State Educational Standard of preschool education. The project "Our multinational home, our homeland, our friendship" was created. Monitoring of senior preschoolers was carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО С УЧЕТОМ НАПЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ»

17. Eshet-Alkalai, Y. Experiments in Digital Literacy / Y. Eshet-Alkalai, Y. Amichai-Hamburger // CyberPsychology & Behavior. - № 7. - 2004. - C. 421-429. http://www.ifap.ru/library/book101.pdf (дата обращения: 07.12.2018)

18. Information Competency and Ohio University's Libraries [эл. ресурс] // URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/infocomp.html

19. Ilomaki L., Lakkala M. and Kantosalo A. What is digital competence? // Linked portal. - Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. - P. 1-12.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Валеева Алина Закариевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО С УЧЕТОМ НАПЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность поликультурного воспитания дошкольника, формирования языковой личности в условиях ФГОС ДО. Создан проект «Наш многонациональный дом, наша родина, наша дружба». Проведен мониторинг дошкольников старших групп.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, ФГОС ДО, дошкольники, родители, педагоги, традиции, народы мира, развитие, педагогическая деятельность, поколение.

Annotation. This article reveals the relevance of the preschooler's multicultural éducation, the formation of a linguistic personality in the conditions of the Federal State Educational Standard of preschool education. The project "Our multinational home, our homeland, our friendship" was created. Monitoring of senior preschoolers was carried out.

Keywords: multicultural education, FSES DO, preschoolers, parents, teachers, traditions, peoples of the world, development, pedagogical activity, generation.

Введение. Эмма Константиновна Суслова в своих трудах пишет об особенностях общения дошкольников с людьми разных национальностей, этике межнационального общения, обучении дошкольников миру и взаимопониманию между народами.

Она подчеркивает следующее: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. И чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» [7, с. 24].

Хочется начать с того что, ФГОС ДО дает педагогам четкое понятие того, что ним должно быть объята вся сущность детского познавательного интереса. Что в их илах привить интересе ребенка к тому, что его окружает.

Окружает ребенка любовь к большой и малой родине, сюда обязательно должно входить уважение и признание тог, что есть традиции его родного края.

Если мы не начнем с малых лет учится ребенка признанию и уважение к поликультурному образованию, то в скором времени вся суть традиций потеряет свою значимо. Именно с детского дошкольного возраста закладываются те знания, которые смогут дать ребенку правильное направление в будущее.

С каждым готов через нас проходить очень большое количество дошкольников и мы, анализируя, понимаем, что уже сейчас начинается теряться и не ценится уважение к взрослому поколению, традициям.

Мы считаем, что нам дано большая возможность поддерживать и направлять наших дошкольников в нужное русло. Ведь именно в этом возрасте наше подрастающее поколение впитывает в себя все как губка. Если мы не будем уделять должное поликультурному образованию, то наша с вами жизнь останется бездуховной.

Наши дети в жизнедеятельности всегда окружены современным ритмом. Это и в кругу семьи, в гостях и вообще всему тому, что окружает нас, что не всегда влияет положительно на воспитание.

Все мы знаем, что без прошлого нет настоящего, и не будет будущего. Наш родной край, наша Республика Татарстан является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения.

Народная педагогика - то воспитание детей традициям, обычаям, ценностям, культуре родного края. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм, поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции.

Изложение основного материала статьи. Детский сад «Алтынчеч» посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, украинцы и др.

Начиная работать по этому направлению, в нашем саду «Алтынчеч» Мензелинского муниципального района РТ, мы провели мониторинг дошкольников старших групп.

Чтобы провести полноценный мониторинг, провели большую работу совместно с психологами, логопедами, руководителями изучения татарского языка. Проанализировали огромное количество литературы и методик, и только после этого приступили к нашему проекту. Проект направлен именно на развитие поликультурного образования в нашем саду.

Например, задавали дошкольнику вопрос, а знаешь ли ты какой национальности ты и твоя семья? Многие дети пытались уйти от ответа, это означало, что во многих семьях не уделяют должного внимания традициям и обычаям той национальной сфере, в которой находится дошкольник.

Сейчас очень многие родители, например, считая себя людьми татарской национальности, могут совсем не говорить на татарском языке.

Соответственно если дошкольники не смогли ответить на вышестоящий вопрос, то они и не знают, сколько детей других национальностей ходят в его группу.

Но, что замечено нами, дети средне знают народные игры, могут привести примеры. Что нас очень радует и дает надежду на то, что еще не все потерянно. Дошкольная образовательная организация проводит большую работу по формированию самосознания, поликультурного образования детей. Но, эффективным будет эта работа только при взаимодействии родителей. Если родители не заинтересованы, трудно будет добиваться цели и решения поставленных задач.

Создавая проект, направленный на поликультурную развитость у детей дошкольного возраста, мы реши обозначить его "Наш многонациональный дом, наша родина, наша дружба».

Так же, как было выше замечено, без поддержки со стороны родителей, результат был бы не в тех масштабах, который мы запланировали. Поэтому работу с родителями мы также включили в наш проект.

Мы провели анкетирование, которое проходило в анонимной форме. Это было желание родителей.

Начиная изучать данное направление как можно глубже, по времени это было на протяжение 1 года, мы поняли, что в нашем детском саду «Алтынчеч» нет достаточного количества литературы и пособий, методической литературы.

Еще лет 20 назад, в педагогической деятельности патриотическое воспитание было актуально.

В дошкольной образовательной организации имеются национальные костюмы, небольшое количество методических пособий по данному вопросу.

Надо отметить, что в проекте участвовали дети старшей и подготовительной к школе группах.

Цель нашего проекта: направить и формировать понятие у дошкольников о поликультурной жизни, в которую входят такие понятия как нравственное и духовное воспитание, о многонациональности страны, родного края, обычаи и обряды той национальной направленности, в которой они живут.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников понятие об обычаях и обрядах национального сегмента малой родины.

2. Формировать у дошкольников понятие об исторической памяти и возрождении традиций.

3. Воспитывать у дошкольников такие черты как помощь ближнему человеку, и взаимоуважение.

4. Создать предметно-развивающую среду с учетом этнокультурных особенностей детей.

Важно учитывать возрастные особенности дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО и включили в этот проект старшую и подготовительную группы.

Любой проект, любая педагогическая деятельность реализуется с помощью наглядно-демонстрационными материалами. В учебно-воспитательном процессе наглядность читается важнейшим принципом обучения.

Наглядность является фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Известно, что наглядные пособия были созданы в древне Востоке. В древнем Египте, Китае, Риме, Греции в школах применялись наглядности.

Чешский педагог Ян Амос Коменский в свое время, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он считал, что этот принцип является одним из основных.

И сегодня, в образовательном пространстве они не теряют своего значения. Создавая наш проект, мы подготовили наглядно-демонстрационный материалы:

1. Красочные короткометражные мультфильмы.

2. Для аппликаций множество фото, на которых были представлены элементы костюмов мира.

3. Подготовка песен народов разных национальностей.

4. Выставка национальных музыкальных инструментов.

5. Национальные игры.

Вся педагогическая деятельность была организовано в игровой форме, или с элементами игровой деятельности. Педагогический коллектив уверен, что это одно из доступных методов воспитания дошкольника.

Естественно, что организация деятельности детей в игровой форме поможет ему вжиться в ту роль, которую ему предлагают взрослые.

В течение года перед внедрением проекта был обустроен небольшой мини-музей, в котором было обустроено несколько уголков разной национальной принадлежности, при посещении которого дети были в восторге.

Применяя дидактические игры, такие как «Магазин национального костюма», мы знакомили дошкольников с элементами определенного национального костюма, каждый раз меняя национальную принадлежность продаваемых товаров.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает достаточно большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Они доставляют им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Оказывают на детей свое воспитательное воздействие.

Ценность произведений (сказок, пословиц, поговорок) заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Сказки, стихи являются для маленького человека одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать и понимать.

С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие. Сказка привлекает детей занимательным сюжетом и поэтической формой, в то же время и своей сущностью.

Характерные для сказок торжество справедливости, победа над злом, счастливый конец для доброго героя вызывают сочувствие у малыша.

Яркие образы сказок, поэтические картины природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям дошкольного возраста. Дети чувствуют красоту слова, легко и быстро запоминают небольшие народные сказки, песенки и стихи.

Устное народное творчество, обогащаясь новыми элементами, органично входит в образовательный процесс ДОО и служит надежным средством воспитания заботливого отношения к людям, взаимоуважения [6, с. 3].

В «Библиотеке сказок мира» дошкольники старались пересказать сказку, которую родители по нашему наставлению рассказывали в вечернее время.

Очень ответственно подходили к организации и проведению национальных праздников, таких как «Сабантуй», «Масленица» и др.

Развлечение «В гости к народной песне» было проведено в форме игры- путешествия. Сюжет развлечения следующий: девочка Кадрия с мальчиком Мунир попадают загадочным образов в деревню, которая состоит из пяти домов разной национальной культуры.

Дети заходят поочередно в каждый дом, где находятся ребятки в национальных костюмах. Они либо поют, либо читают стихи на тех языках, который символизирует дом.

С помощью воспитателя дети знакомятся с обычаями и обрядами народов данной национальности. Приглашают воспитателя в гости, чтобы рассказать о разных видах песен (русских, татарских, чувашских, удмуртских, марийских).

Также, в нашу работу мы включили такое направление, как знакомство с именем и его значением. Это направление дошкольникам очень понравилось. Дошкольники перебивая друг друга спрашивали, что обозначает имя Светлана, Рамиль, Вероника, Азат, Алмаз.

Каждого интересовало его собственное имя. Ребята удивились, что некоторые из них уже знают, что означает их имя. Мы считаем, это заслуга родителей, взрослых, кто занимается воспитанием детей в их семье.

Для родителей мы предложили дежурство в группе. Был составлен график дежурства для родителей. Дежурным днем сделали пятницу.

Родители очень активно, с интересом подошли к нашему предложению. Были такие идеи, как изготовление национальных костюмов, роспись глиняной посуды, аппликации и нетрадиционные техники рисования с уклоном на народную роспись.

Выводы. Работая над проектом, мы и не могли представить, что и дошкольники и родители так увлеченно отнесутся к нашей задаче.

Поэт С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» [6, с. 78].

Он прав, без уважения к национальным ценностям, языку, культуре, мы не научим детей уважению культуры разных национальностей.

В заключении следует указать, что в ходе исследования доказана необходимость и возможность использования игровой деятельности, народных традиций в воспитании заботливого отношения к людям, взаимоуважения, и формирования языковой личности дошкольников в том единстве, в котором претворялись в практической педагогической деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Говорим по-русски. Методическое пособие в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций по обучению детей русскому языку / авт.-сост.: З.М. Зарипова. - Набережные Челны, 2015. - 163 с.

2. Изучаем русский язык. Методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста / авт.-сост.: С.М. Гаффарова и другие. - Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011. - 300 с.

3. Изучаем русский язык: программа, методические рекомендации, диагностика / авт.-сост.: С.М. Гаффарова, Ч.Р. Гаффарова, Г.З. Гарафиева. - Казань: Первая полиграфическая компания, 2013. - 120 с.

4. Липова И.В., Жаворонкова Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 12.

5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В.Н. Вершинина - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - С. 38.

6. Сахипова Р.А. Народные традиции заботливого отношения к людям. Набережные Челны.:, 1997. - 104 с.

7. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 6. - С. 24.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.

9. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. - РИЦ, 2012. - 208 с.

10. Чумичева P.M., Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности у детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - №11. - С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.