Согласно результатам нашего исследования, наибольший процент детей делает ошибки в тех правилах, которые они изучили в предыдущем году, а наименьший - прошедшие соответствующие правила годом ранее. Наибольшее количество и разнообразие ошибок наблюдается у семиклассников. А наименьшее разнообразие - у учеников третьего класса. Самыми распространенными являются ошибки в написании орфограмм, изучаемых в первые два года обучения.
Опираясь на выявленные нами закономерности возникновения ошибок и существующие методические исследования, нами была определена система работы, состоящая из трех этапов.
1) Подготовительный этап, или этап первичной профилактики. На данной ступени работа сводится к формированию неречевых предпосылок овладения орфографией.
2) На втором этапе осуществляется формирование лингвистической базы орфографической компетенции и переход к сознательному рассмотрению и изучению родного языка.
3) Этап закрепления предполагает обобщение полученных результатов, окончательное устранение сложившихся неправильных стереотипов письма и дальнейшую отработку умения применять полученные знания на практике.
Для проведения коррекционной части исследования мы выбрали учеников третьего класса, так как в их работах было большое количество ошибок, а в диктантах детей последующих лет обучения именно правила, изучаемые в первые школьные годы, вызывали наибольшие затруднения.
Итоги контрольного эксперимента, проведенного после завершения коррекционной работы, подтверждают эффективность данной системы коррекции. Несмотря на ограниченное количество времени и сложный контингент учащихся нами были достигнуты хорошие результаты: уменьшилось как количество ошибок, так и число детей, допускающих их.
Результаты контрольного эксперимента говорят об эффективности предложенной нами системы коррекции и подтверждают гипотезу исследования о том, что формирование орфографической компетенции будет проходить более успешно, если уделять внимание развитию и психологической, и лингвистической базы орфографии, а также сознательному изучению родного языка. Если продолжать работу по предложенной системе, можно будет добиться полного устранения имеющихся у детей орфографических затруднений.
Список использованной литературы:
1. Лалаева Р. И., Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников.— СПб., 1999.
© А.В. Баженова, Е.А. Карпушкина, 2015
УДК 37
И.Е.Балабанова, студентка 4 курса И.А.Андреева, к.п.н., доцент Факультет иностранных языков Армавирская государственная педагогическая академия, г.Армавир, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу формирования языковой компетенции учащихся среднего этапа обучения английскому языку. Описано созданное и апробированное авторами электронное учебно-методическое пособие «The Degrees of Comparison of Adjectives».
Ключевые слова
Языковая компетенция, мотивация, грамматика, степени сравнения, личность.
ФГОС основного общего образования закрепляет линию на обучение иностранному языку, целью которого выступает формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении [1]. Но овладение этими видами речевой деятельности невозможно без такого важного аспекта языка, как грамматика.
При обучении грамматике английского языка возникают сложности, в основном связанные с тем, что учащимся достаточно сложно запоминать правила, которые они считают скучными и непонятными.
На наш взгляд, повышению мотивации к изучению английского языка могут способствовать интерактивные технологии, что позволяет сделать процесс обучения ярким, интересным, доступным и, главное - незабываемым.
В связи с этим, на факультете иностранных языков Армавирской государственной педагогической академии разработано электронное учебно-методическое пособие «The Degrees of Comparison of Adjectives» (к.п.н., доцент И.А.Андреева, студентка 4 курса И.Е.Балабанова).
Пособие содержит два модуля: для обучающихся, с комплексами упражнений, и, разработанные нами методические рекомендации для учителя, Пособие выполнено в программе Power Point и включает следующие разделы: «Short Adjectives», «Long Adjectives», «Irregular Forms», «Test Yourself» и «For Fun» (они представлены в виде Олимпийских колец), объединенные тематикой «Зимние Олимпийские игры в Сочи 20i4 г».
В данном пособии раскрываются способы образования степеней сравнения односложных и многосложных прилагательных, представлены исключения из правил, разработаны комплексы упражнений, предложены творческие задания и даны материалы для снятия усталости обучающихся.
Помощниками при выполнении заданий ребятам служат талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 20i4:
зайка - раздел «Short Adjectives»;
снежный барс - «Long Adjectives»;
мишка - «Irregular Forms»;
снежинка - «Test Yourself»;
лучик - «For Fun».
Отметим значимость предложенного комплекса упражнений, содержащего тренировочные и условно-речевые упражнения, выполнение которых способствует формированию грамматического навыка. У учащихся есть возможность убедиться в правильности выполнения заданий по ключам. Следовательно, каждый ученик имеет возможность работать в удобном для него темпе. Примеры установок: Lets compare; Write the missing words; Degree or disagree; Make up the comparatives or superlatives; Choose the right word for each gap; Make up your own sentences; Match these sentences with the picture.
В разделе «Test yourself» содержатся несколько тестов. Установки: Choose the correct answer; Complete the sentences. Use the correct form of adjectives.
Обучая школьников, необходимо уделять внимание его развитию как личности, поэтому в пособие мы включили ребусы, файнворды, творческие задания, способствующие интенсификации процесса обучения, активизации мыслительной деятельности, мотивации, улучшению импринтинга.
На основе ассоциативного мышления учащиеся смогут с легкостью распознавать различные формы степеней сравнения прилагательных в английском языке, переходя от задания к заданию.
Данное электронное учебно-методическое пособие было апробированно в период производственной преддипломной практики в МБОУ СОШ №10 г.Армавир. По результатам пробного обучения мы пришли к выводу о том, что на уроках иноязычного образования с использованием данного пособия, школьники показали более высокий результат употребления в речи степеней сравнения прилагательных.
Интерактивная форма подачи грамматического материала на основе использования мультимедиа, его визуальная насыщенность способствовала формированию языковой компетенции школьников и повысила мотивацию к изучению английского языка.
Список использованной литературы: 1. ФГОС ООО - режим доступа: http://www.standart.edu.ru
© И.Е.Балабанова, И.А.Андреева, 2015
УДК 372.862
Е.К. Васин, К.п.н., учитель МБОУ Пучежская гимназия г. Пучеж, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности индивидуализированного обучения как вида смешанного обучения на основе использования концепции деятельностного треугольника. Концепция деятельностного треугольника предполагает реализацию учебного процесса, в котором специализированные электронные образовательные ресурсы программного типа являются наряду с учителем и обучающимся его равноправным субъектом.
Ключевые слова
Индивидуализированное обучение, смешанное обучение, деятельностный треугольник
Практическая реализация модели информационного общества предполагает информатизацию всех его сегментов деятельности. Для этого необходимо, прежде всего, перевести на информационную основу сферу образования. Речь идет, по существу, о том, что в информационном обществе не может быть «неинформационного» образования. По мнению И.В. Роберт [4] информатизация общества является глобальным социальным процессом, отличающимся рядом существенных особенностей, из которых ключевая заключается в том, что в сфере общественного производства преобладающим видом деятельности становится работа с информацией, включающая ее приобретение, присвоение и применение для решения практических задач. При этом подобная работа структурируется по видам деятельности (сбор и накопление информации, ее обработка и хранение, а в дальнейшем - передача и использование нужной информации). Принципиально, что все перечисленные виды деятельности реализуются через использование средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Очевидно, что при таких критериальных условиях ведущая цель информационного образования должна заключаться в формировании готовности и стремления молодого поколения к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационно обусловленного и информационно насыщенного общественного пространства.
Умение работать с информацией становится необходимым условием успешной социализации каждого его самоактуализирующегося представителя, поэтому сфера образования должна соответствовать потребностям современного общества (должна быть готова к выполнению его социального заказа). Из числа важнейших следствий информатизации образования следует особо выделить его возвращение к своей изначальной методологии, в основе которой лежит индивидуальный подход, предполагающий всесторонний учет личностных особенностей конкретного индивида, демонстрирующего желание и стремление к овладению культурным наследием предыдущих поколений. Образование должно быть доступно всем, но реализуется потребность в образовании каждым человеком индивидуально. Признание необходимости информатизации образования, таким образом, закономерно влечет признание необходимости его индивидуализации.