Научная статья на тему 'Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебнопрофессиональной деятельности'

Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебнопрофессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1638
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / I-CONCEPT / PERSONALITY / STUDENTS / PROFESSIONAL / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сокольская Марина В., Коростелева Ирина К.

В статье представлены результаты пилотного исследования формирования Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности. Проблема Я-концепции личности привлекает внимание ученых, активно исследуются различные аспекты этого феномена, но недостаточно разработанными остаются вопросы формирования Я-концепции личности профессионала: сензитивный период формирования, условия, факторы и динамика формирования, взаимосвязь Я-концепции личности профессионала и профессиональной деятельности и др. Сформированная адекватная Я-концепция профессионала играет особую роль в системах деятельности, осуществляемых в экстремальных условиях, где времени на адаптацию к условиям труда практически нет, а степень ответственности чрезвычайно высока. К таким видам труда относится профессиональная деятельность на транспорте. В исследовании приняли участие студенты 1, 3 и 5 курсов технических специальностей Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск) и действующие специалисты-железнодорожники соответствующего профиля. Диагностический пакет сформирован в соответствии с теоретически выявленной структурой Я-концепции личности. В результате исследования сделан ряд выводов, основные из которых подтверждают предположение, что Я-концепция личности профессионала закладывается в период освоения студентами учебно-профессиональной деятельности, а формируется непосредственно в условиях профессиональной деятельности. Также разработаны рекомендации, позволяющие систематизировать работу по формированию Я-концепции будущего профессионала в период обучения в транспортном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сокольская Марина В., Коростелева Ирина К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I-CONCEPT OF ONE’S PROFESSIONAL IDENTITY: FORMATION IN CLASS AND AT WORK

The paper features some results of a pilot research on the formation of I-concept of one’s professional identity during practical training and at work. The issues of the I-concept draw attention of modern scientists; however, the problem of I-concept of one’s professional identity remains largely understudied, e.g. its sensitive period of formation, conditions, factors and dynamics, interrelations between the I-concept of one’s professional identity and one’s professional activity, etc. An adequate I-concept plays a special role in the activities connected with extreme conditions, a high degree of responsibility and a brief adaptation period, public transport. The research involved first-, thirdand fifth-year students of State Transportation University of the Far East (Khabarovsk) and railroad employees of the corresponding profile. The diagnostic package was shaped according to the theoretically revealed structure of the I-concept. The results confirmed the initial assumption that one’s "I-concept" of the professional identity is rooted in one’s learning and practical training, but its actual formation happens during one’s professional activity. The paper contains some recommendations on I-concept formation in students majoring in transport.

Текст научной работы на тему «Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебнопрофессиональной деятельности»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Марина В. Сокольская а @ ш; Ирина К. Коростелеваъ

аРоссийский университет транспорта (МИИТ), 127994, Россия, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, 9 ъ Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, Россия, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47 @ [email protected] ш https://orcid.org/0000-0002-5693-2021

Поступила в редакцию 26.07.2018. Принята к печати 07.09.2018.

Ключевые слова: Аннотация: В статье представлены результаты пилотного исследования

Я-концепция, личность, формирования Я-концепции личности профессионала в процессе учеб-студенты, профессио- но-профессиональной деятельности. Проблема Я-концепции личности при-нал, учебно-профессио- влекает внимание ученых, активно исследуются различные аспекты этого фе-нальная деятельность, номена, но недостаточно разработанными остаются вопросы формирования профессиональная Я-концепции личности профессионала: сензитивный период формирования,

деятельность, железно- условия, факторы и динамика формирования, взаимосвязь Я-концепции лично-дорожный транспорт. сти профессионала и профессиональной деятельности и др. Сформированная

адекватная Я-концепция профессионала играет особую роль в системах деятельности, осуществляемых в экстремальных условиях, где времени на адаптацию к условиям труда практически нет, а степень ответственности чрезвычайно высока. К таким видам труда относится профессиональная деятельность на транспорте. В исследовании приняли участие студенты 1, 3 и 5 курсов технических специальностей Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск) и действующие специалисты-железнодорожники соответствующего профиля. Диагностический пакет сформирован в соответствии с теоретически выявленной структурой Я-концепции личности. В результате исследования сделан ряд выводов, основные из которых подтверждают предположение, что Я-концепция личности профессионала закладывается в период освоения студентами учебно-профессиональной деятельности, а формируется непосредственно в условиях профессиональной деятельности. Также разработаны рекомендации, позволяющие систематизировать работу по формированию Я-концепции будущего профессионала в период обучения в транспортном вузе.

Для цитирования: Сокольская М. В., Коростелева И. К. Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 121-128. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-121-128.

Введение

Современные исследования в диаде «личность -профессия» охватывают множество вопросов, касающихся соответствия требований деятельности и особенностей личности специалиста. Определение взаимосвязи представлений о себе и процесса учебно-профессиональной деятельности может быть перспективным направлением исследований в рамках формирования структуры личности субъекта труда. К тому же изучение этих взаимосвязей даёт возможность рассмотреть Я-концепцию личности специалиста как один из параметров анализа специфики профессиональной деятельности.

Современные представления о Я-концепции берут свое начало с работ У Джеймса [1], Ч. Кули

и Дж. Мида, Э. Эриксона [2]. Различные представления о феноменологии Я-концепции личности нашли отражение в работах В. С. Агапова, А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой [3], А. В. Иващенко, И. С. Кона, Р. Бернса [4], М. Куна, Г. Олпорта. На сегодняшний день исследованы различные аспекты проблемы Я-концепции: её место в структуре личности (К. Роджерс, А. Маслоу, К. Хорни), значение социального фактора в формировании Я-концепции (Э. Эриксон, Т. Шибутани), содержание когнитивного компонента образа «Я» в онтогенезе (Р. Бернс, Р. Ассаджоли).

Разработанными в определенной степени являются понятие «Я-концепция», её виды (профессиональная, общая и т. д.), а также истоки формирования. Все

исследования Я-концепции личности объединяют следующие позиции: она характеризуется определенным рядом системных свойств - целостностью, структурностью, открытостью взаимосвязи Я-кон-цепции со средой, иерархичностью, множественностью описания; Я-концепция развивается на протяжении всего жизненного пути личности [5-9].

Итак, Я-концепция интегрирует индивидуальные, личностные, субъектно-деятельностные характеристики личности [10]. Это особо значимая для личности система дифференцированных представлений о себе, гарантирующая определенность и устойчивость мотивов, поступков и отношений, на основании которой человек выстраивает взаимодействие с внешним миром. Функциональное предназначение Я-концепции личности состоит в познании и осознании самого себя, своего места в окружающем мире, регуляции и интеграции поведения и деятельности, обеспечении становления и развития. В качестве системообразующего фактора Я-концепции выступает смысловое отношение субъекта к самому себе [5].

По мере накопления опыта реального взаимодействия с другими, общения и деятельности складывается обобщенная, устойчивая, реалистическая и независимая Я-концепция личности. Различные подструктуры Я-концепции проявляются в различные периоды онтогенеза человека, однако нельзя выделить определенные возрастные периоды, сензи-тивные для формирования конкретных подструктур Я-концепции. Скорее, можно говорить об уровнях формирования Я-концепции в связи с достижением определенных уровней зрелости личности.

Тем не менее, поскольку время выбора профессии приходится на период юности и психологи в качестве ведущей деятельности юности называют профессиональное самоопределение, то можно предположить, что процесс формирования Я-кон-цепции личности профессионала «запускается»

в период освоения профессии - в процессе учебно-профессиональной деятельности [6; 7; 11].

Это предположение подтверждается и основными новообразованиями периода юности, к которым относятся готовность к личностному и профессиональному самоопределению; устойчивая и независимая Я-концепция; построение системы ценностей и этических принципов как ориентиров собственного поведения; формирование мировоззрения и жизненных планов; переход к самодетерминации поведения.

Вышесказанное позволило определить цель исследования - изучить формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Методы

В исследовании приняли участие 100 человек: студенты института управления, автоматизации и телекоммуникации (ИУАиТ ДВГУПС) г. Хабаровск - 71 человек в возрасте от 18 до 23 лет -и действующие работники Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) - дежурные по станции и поездные диспетчеры в количестве 29 человек в возрасте от 27 до 40 лет с опытом работе не менее 5 лет. Сформированы 4 группы: выборка студентов была разделена на 3 группы в зависимости от курса обучения: 1, 3 и 5 курсы, плюс группа профессионалов.

В соответствии с принятым в работе определением Я-концепции как динамической системы представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, социальных, интеллектуальных и эмоциональных «Я», а также самооценка и субъективное восприятие внешних факторов, оказывающих влияние на личность, были выделены структурные составляющие Я-кон-цепции и сформирован пакет диагностических методик, представленный в таблице 1.

Таблица 1. Психодиагностический инструментарий, ориентированный на изучение образований личности, формирующих Я-концепцию

Table 1. The psychodiagnostic tools for I-concept studies

Образование, формирующее Я-концепцию личности Название методики

Черты личности Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)

Самооценка личности Тест двадцати высказываний «Кто Я?» Куна-Макпартленда (модификация Т. В. Румянцевой)

Личностные ценности Ценностные ориентации М. Рокича

Личностная направленность Диагностика направленности личности Б. Басса (опросник Смекала-Кучера)

Профессиональные ценности «Якоря карьеры» Э. Шейна

Самоактуализация личности Самоактуализационный тест Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской

Смысложизненные ориентиры Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева

Результаты исследования и их обсуждение

В нашем исследовании в качестве респондент-ских определены группы студентов 1, 3 и 5 курсов, позволяющие изучить формирование Я-концепции в процессе учебно-профессиональной деятельности. При описании результатов исследования остановимся непосредственно на показателях, попавших в зону значимости во всех группах респондентов, следовательно, именно эти показатели и оказывают влияние на формирование Я-концеп-ции личности профессионала операторов железнодорожного транспорта.

В зону значимости попадают следующие шкалы: «Q2» (шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла) - самодостаточность (самостоятельность) - социабельность (зависимость от группы).

Также существуют шкалы, попавшие в зону неопределенности:

«О» (опросник Р. Кеттелла) - гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность);

«Стабильность работы» («Якоря карьеры» Э. Шей-на) - стабильная, надежная работа на длительное время;

«Я» (направленность личности (Б. Басса)) - ориентация на себя безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству.

Однако расчет асимптотической значимости показал, что на уровне статистической значимости p<0,05 значимыми являются все вышеперечисленные шкалы.

Таким образом, в процессе учебно-профессиональной деятельности наиболее существенный вклад в формирование Я-концепции личности профессионала вносят черты личности: применительно к профессии оператора ж/д-транспорта это самодостаточность - социабельность и гипоти-мия - гипертимия, направленность (на себя) и профессиональные ценности (стабильность работы).

Динамику формирования Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности рассмотрим посредством изменения каждого компонента, воспользовавшись системой средних рангов программы SPSS Statistics 17.0.

Фактор «Q2» отражает дихотомию по показателю самодостаточность (самостоятельность) - социабельность (зависимость от группы). Низкий средний ранг по данному фактору указывает на склонность к деятельности и принятию решения совместно с другими людьми; проявляется зависимость и любовь к группе; характерной чертой является общительность, обусловленная поиском поддержки со стороны группы. Высокий средний ранг указывает на независимость и самостоятельное принятие решений; уверенность только в своих силах; отсутствие нужды в согласии и поддержке от других людей.

Как видно из рисунка 1, наибольшую самодостаточность демонстрируют студенты 3 курса. Как показали результаты исследований, у студентов в этот период появляется ощущение независимо-

сти от родительской семьи, чему способствует также достижение возраста совершеннолетия - 21 год; у них уже сформировались отношения в группе, они завоевали определенный авторитет у преподавателей; свободно ориентируются в вузе; многие начинают работать, что отражается на их финансовой независимости.

33,6

19,8 21,6

15,7

Курс I

Курс III

Курс V

Работники ДВЖД

Группы респондентов

Рис. 1. Динамика изменения шкалы «Q2» Fig. 1. Dynamics pattern of Q2 scale

Самые низкие баллы по данной шкале - у выпускников, что свидетельствует о высокой степени зависимости от группы. Это может быть связано с рядом факторов, касающихся окончания обучения: сокращением общения с одногруппниками; подготовкой к выпускным испытаниям; предстоящим трудоустройством. Уровень знаний, круг общения, переживаемые чувства и эмоции выпускников приблизительно идентичны, что уже является фактором сплочения. К тому же осознание неизбежности смены вида деятельности (с учебной на трудовую) и связанное с этим чувство неизвестности заставляют выпускников желать стабильности, т. е. остаться в этом коллективе как можно дольше.

Результаты исследования показали, что студенты 1 курса и действующие работники ДВЖД имеют приблизительно одинаковый - средний -уровень по шкале самодостаточности - социабель-ности. Т. е. данные респонденты вполне комфортно себя чувствуют как в самостоятельной деятельности, так и в групповой.

Низкий ранг по фактору «О» - гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность) указывает на преобладание безмятежного, спокойного настроения; невозмутимость; уверенность в себе и своих способностях; пониженное чувство угрозы. Высокий средний ранг отражает депрессивность; преобладание плохого настроения, мрачных предчувствий и беспокойства; тенденция к тревожности в трудных ситуациях.

Анализ графика, представленного на рисунке 2, показывает, что результаты по данной шкале у студентов 1, 3 и 5 курсов отличаются незначительно, в то время как у работников ДВЖД они

40

35

30

25

« 20

15

10

5

практически наполовину ниже. Т. е. студентам вне зависимости от курса обучения характерны тревожность, беспокойство; периодически они испытывают чувство вины, что вероятнее всего обусловлено факторами внешней среды, а именно учебной конкуренцией, необходимостью систематической подготовки к занятиям, сессией и пр.

Действующие железнодорожники демонстрируют средние показатели, т. е. уверенность в своих силах может сменяться у них обеспокоенностью и тревожными размышлениями. Жизнь работающего человека отличается большей определенностью и предсказуемостью по сравнению со студенческой, но профессиональная деятельность в системе транспорта связана с высокой степенью экстремальности и неопределенности.

Курс I Курс III Курс V

Группы респондентов

Работники ДВЖД

30

25

U 20

х

« ., ^ S 15 к ч

и

л

U 10

5

12,5

Курс I Курс III Курс V

Группы респондентов

Работники

ДВЖД

Рис. 2. Динамика изменения шкалы «О» Fig. 2. Dynamics pattern of a O scale

Ведущий профессиональный мотив «Стабильность работы» характеризует людей, которые отождествляют свою работу со своей карьерой. Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке.

Как видно из графика, представленного на рисунке 3, для выпускников и работников ДВЖД практически в равной степени важной является стабильность места работы. Несмотря на идентичность показателей, причины этого явления различны. Ценность стабильности работы для сотрудников ДВЖД обусловлена стремлением обеспечивать себя и свою семью, возможностью развиваться в выбранной карьере. Для выпускников эта ценность приобретает другую форму: они стремятся устроиться работать по специальности, понимая, что трудоустройство в ОАО «РЖД» гарантирует им определенную стабильность [11].

Рис. 3. Динамика изменения шкалы «Стабильность работы» Fig. 3. Dynamics pattern of Stability of Work scale

На рисунке 4 представлены результаты исследования, полученные по шкале «Я» методики направленности личности Б. Басса, которая отражает ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение собственных потребностей личности, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству. Наиболее высокие показатели выявлены у студентов 1 и 5 курсов. Респонденты обеих групп находятся в кризисных жизненных ситуациях: вчерашние школьники теперь абитуриенты, а студенты - выпускники вуза, молодые специалисты. Такая ситуация оказывает давление на студентов и заставляет проявлять упорство, настойчивость; стремление достижения нового статуса обуславливает чувство соперничества и проявление в какой-то степени агрессивности.

35

30

25

£

20

s

Й 15

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

5

0

-1-1-

Курс I Курс III Курс V

Группы респондентов

Работники ДВЖД

Рис. 4. Динамика изменения шкалы «Я» Fig. 4. Dynamics pattern of I-scale

Существуют различия в выраженности тех или иных проявлений черт характера, профессиональных ценностей и направленности личности. Однако в зависимости характеристик учебно-профессиональной группы респондентов эти различия обусловлены либо внешними, либо внутренними факторами.

Помимо количественных методик, в которых есть возможность просчитать статистику и выделить значимые корреляционные связи, в настоящем исследовании использованы качественные методики,

0

20

ж 15

10

5

0

обработка которых носит описательный характер. К таким методикам относится диагностика ценностных ориентаций М. Рокича, направленная на исследование субъективного структурирования системы ценностных ориентаций личности. Обработка результатов методики производилась путем подсчета частоты встречаемости предпочитаемых (значимых) и отвергаемых (незначимых) ценностей. Результаты диагностики ценностей по методике М. Рокича, представленные в таблице 2, иерархически распределены в соответствии с частотой выборов ценностей респондентами всех групп.

Анализ результатов исследования ценностей (таблица 2) показал наличие совпадений как среди предпочитаемых, так и среди отвергаемых ценностей между некоторыми респондентскими группами. Терминальные ценности «здоровье» и «любовь» выявлены в качестве предпочитаемых у всех групп респондентов. Отличием в списке предпочитаемых терминальных ценностей выступает ценность «наличие хороших и верных друзей» у студентов 3 курса, в то время как остальные группы респондентов отметили ценность «счастливая семейная жизнь». Говоря об отвергаемых терминальных ценностях, следует отметить большую вариативность ответов. Такие ценности, как «красота природы и искусства», «творчество» и «счастье других», отвергают только студенты 3 и 5 курсов и ра-

ботники ДВЖД. Для студентов 1 курса незначимыми являются ценности «общественное призвание», «познание» и «развлечения».

В список предпочитаемых инструментальных ценностей 100 % респондентов внесли «воспитанность». Такую ценность, как «образованность», в качестве значимой отметили работники ДВЖД и третьекурсники. Большинство респондентов отвергают ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других»: студенты 3 и 5 курсов и работники ДВЖД. «Чуткость» отвергают студенты 1 и 3 курсов, а «высокие запросы» противоречат ценностям

выпускного курса и работников ДВЖД. Следует обратить внимание на ценность «честность», которая является предпочитаемой студентами 5 курса и отвергаемой первокурсниками.

Таким образом, следует констатировать, что существуют такие ценности, которые принимаются всеми респондентами, но вместе с тем отсутствуют ценности, отвергаемые всеми респондентами; в процессе формирования Я-концепции личности профессионала происходит изменение большинства инструментальных ценностей личности.

Методика двадцати высказываний «Кто Я?» Куна-Макпартленда (модификация Т. В. Румянцевой) позволяет сделать вывод об уровне самооценки и оценить, характеризует ли респондент

Таблица 2. Результаты диагностики ценностных ориентаций по методике М. Рокича Table 2. Results of value system diagnostics according to M. Rokich's method

Предпочитаемые Частота выборов (%) Отвергаемые Частота выборов (%)

Список А. Терминальные ценности

Здоровье 100 Познание 25

Любовь 100 Развлечения 25

Счастливая семейная жизнь 75 Общественное признание 25

Наличие хороших и верных друзей 25 Свобода 25

- - Творчество 50

- - Счастье других 75

- - Красота природы и искусства 75

Список В. Инструментальные ценности

Во спитанно сть 100 Широта взглядов 25

Образованность 50 Честность 25

Терпимость 25 Эффективность в делах 25

Ответственно сть 25 Рационализм 25

Независимость 25 Твердая воля 25

Самоконтроль 25 Чуткость 50

Честность 25 Высокие запросы 50

- - Непримиримость к недостаткам в себе и других 75

себя относительно профессии. Уровень самооценки личности респондентов представлен на рисунке 5.

Адекватная Неадекватно завышенная Неадекватно заниженная Неустойчивая 100% -

Курс I Курс III Курс V Работники ДВЖД

Группы респондентов

Рис. 5. Уровень самооценки личности респондентов Fig. 5. Self-assessment level of respondents' identity

Наиболее высокий процент неадекватно завышенного уровня самооценки и неустойчивой самооценки встречается в группе студентов 1 курса. Этот факт можно связать с возрастными особенностями: самооценка находится в процессе формирования, в связи с чем является динамичной структурой. Это предположение подтверждает анализ самооценки студентов 3 курса, где процент неадекватно завышенной самооценки снижен. Также группа студентов 3 курса демонстрирует высокий процент адекватного уровня самооценки. К моменту выпуска самооценка еще более стабилизируется, о чем свидетельствует отсутствие неустойчивой самооценки в группе студентов 5 курса.

Однако уровень самооценки не является ключевым при описании себя респондентами. Наиболее важной представляется наличие характеристики себя относительно профессии. Только 11 % первокурсников и 10 % третьекурсников описывают себя относительно профессии, в группе выпускников -18 %, в группе действующих работников ДВЖД -29 %. Этот результат свидетельствует о сближении личности студентов с профессией, идентификации себя с профессией в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности. С высокой долей достоверности можно говорить о том, что Я-кон-цепция личности профессионала закладывается во время освоения студентом учебно-профессиональной деятельности, а завершается её формирование уже непосредственно в условиях профессиональной деятельности.

Выводы

1. Результаты исследования подтвердили предположение, что Я-концепция личности профессионала закладывается в период освоения студентами учебно-профессиональной деятельности, а формируется непосредственно в условиях профессиональной деятельности.

2. Значимыми при формировании Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности являются такие черты личности, как самостоятельность / зависимость от группы (самодостаточность - социабельность) и склонность к чувству вины / самоуверенность (ги-потимия - гипертимия).

Наиболее самодостаточными, самостоятельными являются студенты 3 курса, тогда как выпускники стремятся быть включенными в группу, чувствовать свою причастность к ней. Студенты 1 курса и железнодорожники имеют средний уровень самостоятельности / зависимости от группы.

Показатели студентов всех курсов характеризуются высоким уровнем гипотимических проявлений, в отличие от сотрудников ДВЖД, уровень показателей которых существенно ниже. Студентам характерны тревожность, беспокойство и чувство вины, в то время как железнодорожники демонстрируют уверенность в своих силах, которая может сменяться обеспокоенностью и мрачными размышлениями.

3. При формировании Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности наиболее существенной личностной характеристикой является направленность на себя, а в качестве профессиональной ценности выступает стабильность места работы. Студенты 1 и 5 курсов в большей степени ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение собственных потребностей, властны, склонны к агрессии и соперничеству в достижении статуса. Студенты 5 курса и железнодорожники в качестве значимой профессиональной ценности выделяют стабильность места работы.

4. Выявлено, что существуют такие ценности, которые принимаются всеми респондентами, но отсутствуют ценности, отвергаемые всеми респондентами.

5. В процессе формирования Я-концепции происходит изменение большинства инструментальных ценностей личности.

6. В качестве рекомендаций по формированию адекватной, устойчивой Я-концепции личности будущего работника ДВЖД считаем необходимым наладить тесное сотрудничество вуза и предприятий ДВЖД; организовать эффективную систему наставничества из опытных сотрудников и пенсионеров отрасли; привлекать студентов и преподавателей к участию во всех мероприятиях Дальневосточной железной дороги; контролировать эффективность учебной и производственной практик на предприятиях железнодорожного транспорта со стороны руководства кафедр и предприятий; организовать на постоянной основе для студентов посещение будущих мест работы в рамках ознакомительных экскурсий на протяжении всего времени обучения.

Литература

1. Джеймс У Психология. СПб.: Питер, 2017. 352 с.

2. Эриксон Э. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.

3. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. СПб.: Питер, 2018. 512 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

5. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4S. С. 162-169.

6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.

7. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.

8. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Особенности иерархии составляющих образа Я в зависимости от принадлежности к этническому большинству либо меньшинству // Луриевский подход в мировой психологической науке. Екатеринбург, 2017. С. 154-155.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 713 с.

10. Корпулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Психологический словарь. Ростов н/Д, 2004. 640 с.

11. Сокольская М. В. Личностное здоровье специалистов в различных видах профессиональной деятельности (сообщение 2) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 110-114.

I-CONCEPT OF ONE'S PROFESSIONAL IDENTITY: FORMATION IN CLASS AND AT WORK

Marina V. Sokolskaya "■ @ID; Irina K. Korostelevab

a Russian University of Transport (MUT), 9, Obraztsova St., Moscow, GSP-4, Russia, 127994 bFar Eastern State Transport University, 47, Serysheva St., Khabarovsk, Russia, 680021 @ [email protected] ID https://orcid.org/0000-0002-5693-2021

Received 26.07.2018. Accepted 07.09.2018.

Keywords: I-concept, personality, students, professional, educational and professional activity, professional activity, railway transport.

Abstract: The paper features some results of a pilot research on the formation of I-concept of one's professional identity during practical training and at work. The issues of the I-concept draw attention of modern scientists; however, the problem of I-concept of one's professional identity remains largely understudied, e.g. its sensitive period of formation, conditions, factors and dynamics, interrelations between the I-concept of one's professional identity and one's professional activity, etc. An adequate I-concept plays a special role in the activities connected with extreme conditions, a high degree of responsibility and a brief adaptation period, e.g. public transport. The research involved first-, third- and fifth-year students of State Transportation University of the Far East (Khabarovsk) and railroad employees of the corresponding profile. The diagnostic package was shaped according to the theoretically revealed structure of the I-concept. The results confirmed the initial assumption that one's "I-concept" of the professional identity is rooted in one's learning and practical training, but its actual formation happens during one's professional activity. The paper contains some recommendations on I-concept formation in students majoring in transport.

For citation: Sokol'skaya M. V., Korosteleva I. K. Formirovanie Ia-kontseptsii lichnosti professionala v protsesse uchebno-professional'noi deiatel'nosti [I-concept of one's Professional Identity: Formation in Class and at Work]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2018): 121-128. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-121-128.

References

1. James W. Psikhologiia [Psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2017, 352.

2. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Transl. and ed. Alekseev A. A. Saint-Petersburg: Letnii sad, 2000, 415.

3. Bolotova A. K., Molchanova O. N. Psikhologiia razvitiia i vozrastnaia psikhologiia [Developmental psychology and developmental psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2018, 512.

4. Burns R. Razvitie Ia-kontseptsii i vospitanie [Development of self-concept and education]. Moscow: Progress, 1986, 422.

5. Dzhaner'ian S. T. Sistemnyi podkhod k izucheniiu professional'noi Ia-kontseptsii [A systematic approach to the study of the professional I-concept]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University, no. 4S (2005): 162-169.

6. Priazhnikov N. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. Moscow: Izd-vo Instituta prakticheskoi psikhologii; Voronezh: MODEK, 1996, 256.

7. Rice F., Dolgin K. Psikhologiia podrostkovogo i iunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence]. Saint-Petersburg: Piter, 2000, 624.

8. Yanitsky M. S., Seryy A. V., Braun O. A. Osobennosti ierarkhii sostavliaiushchikh obraza Ia v zavisimosti ot prinadlezhnosti k etnicheskomu bol'shinstvu libo men'shinstvu [Hierarchy of components of Self-image due to belonging to national minority or majority]. Lurievskiipodkhodvmirovoipsikhologicheskoi nauke [Lurievsky approach in the world of psychological science]. Ekaterinburg, 2017, 154-155.

9. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2018, 713.

10. Korpulina V. N., Smirnova M. N., Gordeeva N. O. Psikhologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. Rostov-on-Don, 2004, 640.

11. Sokol'skaya M. V. Lichnostnoe zdorov'e spetsialistov v razlichnykh vidakh professional'noi deiatel'nosti (soobshchenie 2) [The personally health of professionals in different form of professional activity (report II)].

Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, no. 30 (2008): 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.